Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Papyrus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 октября 2021 г. 16:38

Так получилось, что у меня уже была подготовлена статья из рубрики «Персоналии белорусской фантастики», когда пришла печальная новость – 22 октября этого года умер писатель Юрий Станкевич — яркая личность, книги которого становились заметным событием в белорусской литературе.

R. I. P.

Я не стал уже ничего менять в самой статье, добавил лишь несколько цитат о нём и его творчестве:

«Нашага земляка Юрыя Станкевіча крытыкі называюць майстрам літаратурнай правакацыі і класікам беларускага мадэрнізму. Аўтар не баіцца вострых тэм, выказвае ў творах сваю ацэнку падзей мінулага і сучаснасці, што і мусіць, зрэшты, рабіць пісьменнік.»

Алена Брава, писательница

«Юры Станкевіч — пісьменнік з выразнай грамадзянскай пазіцыяй, што не можа не выклікаць павагу. Пісьменнік, які не баіцца ўздымаць самыя вострыя пытанні, «выклікаць агонь на сябе». Пісьменнік, героі якога — моцныя асобы, здольныя падпарадкоўваць сабе абставіны. Такія героі натхняюць. Пісьменнік, які здольны зазірнуць у будучыню.»

Анджела Мельникова, литературовед, доктор филологических наук

«Юры Станкевіч, паказвае нам, што нельга быць абыякавым да таго, што робіцца на нашай зямлі зараз, якія небясьпечныя глабальныя паўзучыя працэсы, пагражаючы стратай нашага спрадвечнага ладу і тоеснасьці, нашай жыцьцёвай прасторы, мовы, культуры, ментальнасьці ідуць і дзеюцца пад гучныя сьпевы алілуйя дзяржаўных шаманаў і дураплясаў...»

Алесь Пушкин, художник

«Ён аўтар некалькіх раманаў, шматлікіх аповесцяў і апавяданняў, п’ес і кінасцэнарыяў, ягоныя творы перакладзены на многія мовы свету. Тым не менш, ніякіх рэгаліяў не займеў, акрамя рэпутацыі (як сказана ў анатацыі да адной з кніг), жорсткага, часам радыкальнага пісьменніка-наватара. Што ж, творы Станкевіча прымушаюць напружваць разумовыя звіліны, заклікаюць вылезці хоць на момант з кокана раўнадушша, самаізаляцыі. І не разлічаны на шараговага чытача. Але ў іх ёсць свая аўдыторыя — такая ж, думаю, адметная, як і сам аўтар.»

Александр Быков, поэт

«Кнігі Юрыя Станкевіча поўняцца болем ды трагізмам. А яшчэ трывогай за лёс Бацькаўшчыны. Але ягоныя і боль, і трывога — жыццядайныя. Яны хутчэй узвышаюць, чым прыгнятаюць.»

Валентин Акудович, философ, поэт, литературный критик

        *****

Юрия Станкевича и Франца Сивко многое объединяет. И не то, что они оба из "провинции". Они схожи своей принципиальной позицией, готовностью отстаивать свои, порой радикальные, взгляды, отсутствием излишней политкорректности.

В 2020 году в издательстве «Галіяфы» вышла книга «Дыялёг», в которую вошли роман «Любіць ноч — права пацукоў» Юрия Станкевича и повесть «Удог» Франца Сивко — самые известные произведения этих авторов, объединённые темой экспансии чужаков и важности сохранения национальной идентичности.

Повесть Франца Сивко «Удог» — притча с элементами мистики. В центре сюжета — загадочное дерево удог, привезённое в белорусскую деревню женщиной-переселенкой, из плодов которого она варит своё колдовскоё зелье, одурманивая местных жителей.

Юрий Станкевич чаще своего коллеги обращается к фантастике. "Я лічу, што літаратура таксама павінна зазірнуць у Космас, а не апісваць там усякіх людзей на балоце, журавушак і г.д.", — говорил он в своём интервью во время работы над романом-антиутопией «П’яўка». В романе и в повести «Эрыніі» (опубликована в сборнике «Мільярд удараў») он рисует апокалиптические картины, которые ожидают человечество в недалёком будущем. В сборнике «Апладненне ёлупа» опубликованы его научно-фантастический роман «Пятая цэнтурыя, трыццаць другі катрэн» и повесть «Ліст у галактыку Млечны шлях».

Юрий Станкевич (Юры Станкевіч)

Справочная информация:

Юрий Станкевич (Юры Станкевіч), настоящее имя — Георгий Васильевич Харитонович (бел. Георгі Васільевіч Харытановіч; род. 21 января 1945; г. Борисов, Минская обл.) — белорусский прозаик, драматург, сценарист.

Окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета. Работал в журналах «Маладосць», «Крыніца». Живёт в г. Борисове.

Основная библиография — Авторские книги:

Художественная проза:

Луп : Аповесць і апавяданні (1989)

Анёлы на бальшаку : Аповесці і апавяданні (1993)

Любіць ноч — права пацукоў : Раман, аповесці, апавяданні (2000)

Сатырыкон : Аповесці (2003)

Апладненне ёлупа : Раманы, аповесці, апавяданні (2005)

Мільярд удараў : Аповесці, апавяданні, п'еса (2008)

П'яўка : Раман (2010)

Шал : тэксты (2012)

Брамнік заўжды самотны : Аповесць, апавяданні (2014)

Паўночны вецер для спелых пладоў : Раман, аповесці, апавяданні (2015)

Бесапатам : раман, аповесці, апавяданні (2018)

Драматургия:

Армагедон-1895 : П'есы, кінасцэнарый (2000)1460683

Франц Сивко (Франц Сіўко)

Справочная информация:

Франц Иванович Сивко (Франц Іванавіч Сіўко; род. 3 мая 1953, д. Вята Миорского района Витебской области) — белорусский прозаик, публицист.

Закончил филологический факультет Белорусского государственного университета. Работал преподавателем в школе, в Витебском государственном технологическом университете. С 1980 постоянно живёт в Витебске.

Лауреат региональной литературной премии имени Владимира Короткевича, премии «Гліняны Вялес».

Основная библиография — Авторские книги:

Художественная проза:

З чым прыйдзеш... : аповесць, апавяданні (1991)

Апошняе падарожжа ў краіну ліваў : аповесць, апавяданні (1997)

Удог : аповесці, апавяданні (2001)

Бялячык : казкі і апавяданні (2003)

Ягня ахвярнае : прыпавесці, аповесць (2003)

Асіметрыя : аповеды, эсэ, запісы (2005)

Дзень Бубна : прыпавесці, аповесць (2008)

Выспы : аповесці, апавяданні (2011)

Эдэм : прыпавесці, апавяданні, эсэ (2013)

Плебейскія гульні : аповесці (2015)

Раз — шкілет, і два — шкілет : аповесці (2019)

Сборник эссе:

Штрыхкоды (2017)


Статья написана 25 октября 2021 г. 00:51

Умер замечательный белорусский писатель-фантаст Сергей Булыга.

Совсем недавно мы договаривались с ним о встрече, но десять дней назад он сообщил мне, что заболел коронавирусом, и вот вчера его не стало.

Он не любил говорить о себе. Если вы заглянете на его авторскую страничку, то увидите коротенькую справочку о нём в один абзац — микробиографию, по аналогии с микрорассказами, которых он написал немало. Я несколько раз предлагал ему рассказать о себе и своём творчестве подробнее, дескать, несолидно это как-то выглядит, посмотри какие опусы о себе выкладывают другие. Он всегда отказывался, считая, что о писателе должны говорить не факты биографии, а написанные им произведения.

«Люби его, пока он живой» — как всё-таки это верно. Ужасно обидно, что он успел завершить работу над «Крайскими хрониками», написал два романа, продолживших «Чужую корону» — лучший фэнтези-роман в белорусской литературе, отмеченный премией им. И. Ефремова, но так и не увидел их изданными. Остались неопубликованными и другие романы, написанные им в последние годы. Я уверен, что они всё же найдут своего издателя и порадуют читателей — любителей фантастики, но как же жаль, что это произойдёт уже без него.


Статья написана 24 октября 2021 г. 14:49

В этом году Владимиру Некляеву исполнилось 75 лет. Многие прежде всего вспомнят о нём, как о кандидате в президенты Беларуси во время выборов 2010 года. А между тем он также известный в Беларуси поэт и прозаик, лауреат многих литературных премий, его стихи и проза переводились на десятки языков.

Есть у него и произведения, относящиеся к фантастике. Прежде всего это повести-притчи: «Вежа» — о сельском жителе, затеявшем построить башню до самого неба (опубликована в сборниках «Выбранае» и «Цэнтр Еўропы», драматургом Алексеем Дударевым по ней была написана фантасмагорическая комедия «Вавилон) и «На ўсякім свеце» — о том как на Дзяды — поминальный день у белорусов — умершие пришли в свой родной дом повидаться с живыми (опубликована в одноимённом сборнике). Опубликованный в 2021 году в журнале «Дзеяслоў» роман о смерти Янки Купалы «Гэй бэн гіном» начинается с того, что главный герой через три дня после своей гибели просыпается всё в том же номере гостиницы «Москва» и отправляется на свои похороны…

Владимир Некляев (Уладзімір Някляеў)

Справочная информация:

Некляев, Владимир Прокофьевич (белор. Уладзімір Пракопавіч Някляеў, род. 9 июля 1946, г. Сморгонь, Гродненская область) — белорусский поэт, прозаик и общественно-политический деятель.

Лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси (1979), Государственной премии Беларуси им. Я. Купалы (1998), литературных премий — «Залаты апостраф» (2008), «Гліняны Вялес» (2010), им. Ежи Гедройца (2013), им. Алеся Адамовича (2014), им. Н. Арсеньевой (2017).

Окончил Минский техникум связи (1966), филологический факультет Минского педагогического института (1973), Литературный институт им. М. Горького (г. Москва).

С 1972 по 1999 год работал журналистом и редактором в ряде белорусских СМИ. Один из создателей и главный редактор журнала «Крыніца» (1987–1998).

С 1998 по 2001 год занимал пост председателя правления Союза белорусских писателей, с 2005 по 2009 год был президентом белорусского ПЕН-центра.

Подробнее см. — Википедия

Основная библиография

Романы

Лабух (2003)

Аўтамат з газіроўкай з сіропам і без (2012)

Гэй бэн гіном (2021)

Авторские сборники

Адкрыццё : вершы (1976)

Вынаходцы вятроў : кніга лірыкі (1979)

Знак аховы : вершы (1983)

Наскрозь : вершы, балады, паэмы (1985)

Галубіная пошта : вершы (1987)

Прошча : вершы, паэмы (1996)

Выбранае : вершы; аповесць (1998)

Так : кніга паэзii (2004)

Цэнтр Еўропы : апавяданні, аповесці (2009)

Паэмы (2010)

Паланэз : паэма (2010)

Выбраныя творы : паэмы; апавяданні; аповесці; эсэ (2010)

КОН : вершы двух стагоддзяў (2010)

Лісты да Волі : вершы; паэма; апошняе слова на судзе (2011)

Дарога дарог : паэма (2012)

Знакі прыпынку : мемуары, успаміны, публіцыстыка, эсэ (2013)

Толькі вершы : новая кніга (2016)

На ўсякім свеце : апавяданні і прыпавесці (2018)

Комикс

Вядзьмедзева вунія (2020)


Статья написана 13 октября 2021 г. 23:16

Змитрок Бядуля (Змітрок Бядуля)

Змитрок Бядуля – признанный классик белорусской литературы. Наиболее известное его произведение — повесть «Соловей». Она неоднократно издавалась, переводилась на другие языки, по ней ставились спектакли – и сегодня пьеса «Соловей» стоит в репертуаре белорусских театров, в 1939 году по ней был поставлен первый белорусский балет, в 1937 году на киностудии «Беларусьфильм» снят художественный фильм.

Мне же куда более интересным представляется последнее написанное им произведение. Как знать, может пройдёт ещё некоторое время и Змитрок Бядуля будет восприниматься читателем подобно создателям образов Питера Пэна и Винни Пуха (кто сейчас помнит, что там ещё у них в творческом багаже?) именно так – ну как же, это же тот самый писатель-сказочник, что написал «Сеpебpяную тaбaкepку». Вот и Ольгерд Бахаревич в своей книге «Гамбурскі рахунак Бахарэвіча» выделяет эту повесть: «У маім успрыманьні Бядуля застанецца дарослым, які захаваў у сабе дзіцячае ўспрыманьне сьвету, і як на мяне — гэта несумненны плюс… Бядуля, які і раней пісаў для дзяцей, знайшоў нейкае выратаваньне ў дзіцячай літаратуры і пасьпеў зрабіць перад сьмерцю тое, за што ня сорамна.»

Повесть-сказка была закончена автором незадолго до начала Великой отечественной войны, но при жизни писателя не была опубликована (Змитрок Бядуля умер в ноябре 1941 года во время эвакуации). Что и не удивляет — скорее странно, что дозволено было опубликовать отдельные главы из неё — если ознакомиться с рецензией на рукопись повести, выполненную высоким чиновником от культуры. Приведу несколько цитат:

«Автор поставил себе целью показать нашему молодому поколению бессмертную жизнь... К сожалению, тов. Бедуля ничего от науки не взял, и свою фантазию он построил не на научной основе, не на знаниях условий материальной жизни общества и, в частности, не на знаниях жизни живых организмов. Вся его фантазия представляет собою набор идеалистической шелухи, ведущей к поповщине». «Вряд ли автор сумеет его и переработать. Проблема жизни и смерти автору оказалась не по плечу. Это объясняется тем, что автор просто не знает существа теории Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, не знает законов развития природы и общества, не знает материалистической диалектики. Если бы автор владел оружием диалектического и исторического материализма, он такого мистического произведения не писал бы».

Повесть и вовсе могла бы не увидеть свет, она чудом сохранилась. «Рукапісы нашых пісьменьнікаў валяюцца кучамі і часта зьнікаюць» — написал Бядуля в своей статье «Беларускі рух і беларускія літаратары» и едва не напророчил. Во время войны Минск был сильно разрушен, полностью сгорел дом писателя со всем его архивом, рукопись повести же была случайно обнаружена в развалинах. Впервые полностью она была опубликована лишь в 1953 году в журнале «Полымя», книжное издание повести появилось сперва в переводе на литовский в 1956 году, на белорусском – в 1958 году, в переводе на русский – в 1975 году в сборнике «В дремучих лесах».

Сама идея повести взята автором в белорусском фольклоре. У Бядули есть цикл из 25 стихотворений «Палескія байкі», написанный по мотивам сказок и легенд белорусского Полесья. В одной из них рассказывается о полешуке, который сумел заманить Смерть в свой рожок. Но у Бядули в итоге получилось создать не довольно привычную для белорусской литературы обработку фольклора, а оригинальную авторскую сказку. Поначалу повесть воспринимается как привычная байка для детей, но постепенно она переходит в философскую притчу о противостоянии добра и зла, жизни и смерти, не теряя при этом яркого сказочного колорита. Дед-Заяц рассказывает своим внучатам историю серебряной табакерки, которая принадлежала его далёкому предку – Дида-деду. Этот Дида-дед сумел поймать и закрыть Смерть в своей табакерке. Изменения, которые произошли в мире, затронули всё живое — и людей и животных, но не всем эти изменения пришлись по душе – судьям и прокурорам, панам и церковникам. Дида-дед и его друзья противостоят их попыткам вернуть в мир Смерть.

Справочная информация:

Змитрок Бядуля, настоящие имя и фамилия — Самуил Ефимович (Шмуэль бен Хаим) Плавник; белор. Змітрок Бядуля — Самуіл Яфімавіч Плаўнік (23 апреля 1886, Посадец, Виленская губерния, Российская империя (сейчас Логойский район, Минская область) — 3 ноября 1941, Уральск, Казахская ССР, СССР) — белорусский писатель, поэт, литературный критик.

Работал в газетах «Наша Ніва» и «Савецкая Беларусь», журналах «Зоркі» и «Наш край». Входил в литературное объединение «Маладняк», затем в «Узвышша».

Подробнее см. — Википедия

Основная библиография

Художественная проза:

Романы

Язэп Крушынскі (1929-1932)

Повести

Салавей (1927)

Тры пальцы (1927)

Таварыш Мінкін (1930)

Набліжэнне (1935)

У дрымучых лясах (1939)

Сярэбраная табакерка (1953)

Сборники рассказов

На зачарованых гонях : апавяданні (1923)

Апавяданні (1926)

Танзілія : навелы (1927)

Дэлегатка : апавяданні (1928)

Тры пальцы : апавяданні (1930)

Незвычайныя гісторыі : апавяданні (1931)

Па пройдзеных сцежках : апавяданні (1940)

Сборники поэзии

Abrazki : вершы ў прозе (1914)

Пад родным небам : вершы (1922)

Буралом : выбраныя вершы (1926)

Паэмы — под псевдонимом Ясакар (1927)

Сборник очерков

Дзесяць : нарысы (1930)

Монография

Вера, паншчына і воля ў беларускіх народных казках і песнях (1924)

Збор твораў у 5 тамах:

Том 1 : Вершы, паэмы (1985)

Том 2 : Вершы ў прозе, лірычныя імпрэсіі, апавяданні (1986)

Том 3 : Аповесці: Салавей; Тры пальцы; Таварыш Мінкін; У дрымучых лясах (1987)

Том 4 : Язэп Крушынскі : раман. Кн. 1 (1987)

Том 5 : Язэп Крушынскі : раман. Кн. 2 ; Сярэбраная табакерка : казка ; Публіцыстычныя артыкулы (1989)


Статья написана 1 октября 2021 г. 15:02

Вацлав Ластовский (Вацлаў Ластоўскі)

Вацлав Ластовский и Янка Мавр. С трудом укладывается в голове, что эти два автора – одногодки. Янка Мавр – считай, что мой современник. Во всяком случае он ещё был жив, когда я впервые читал «Полесских робинзонов». И я вполне ещё мог застать выступление Янки Мавра вживую – по телевизору или по радио – ого, я ещё помню времена, когда у мамы на кухне, почти не умолкая, работала радиоточка. А Вацлав Ластовский – это же какие-то преданья старины глубокой — революция, гражданская война, БНР, становление советской власти… А поди ж ты – оба родились в один год – едва не написал прошлого – нет, уже позапрошлого века, одна тысяча восемьсот восемьдесят третий. Вот только ушёл из жизни Ластовский сильно раньше своего собрата по перу, он был расстрелян в 1938 году. Впрочем, его литераторская, научная, просветительская деятельность прервалась намного раньше. Арестован он был в 1930 году, около года провёл в тюрьмах, затем ссылка, повторный арест, наконец, расстрел. А ведь сколько бы ещё он успел сделать и создать, если бы не…

Феноменальной энергии и целеустремлённости был человек. Кем он только не был, сколько всего успел. Редактор, издатель, политик, историк, этнограф, просветитель, публицист, литератор. Секретарь газеты «Нaшa нiвa», директор первого магазина белорусской книги «Беларуская кнiгарня», премьер-министр Белорусской Народной Республики, директор Белорусского государственного музея, постоянный секретарь Академии наук БССР. Написал первую книгу по истории Беларуси на белорусском языке, первое исследование истории белорусской книги, составил и издал русско-белорусский словарь. И всё это – не имея даже аттестата о среднем школьном образовании.

И первая фантастическая повесть на белорусском – тоже он. Повесть «Лабірынты» была опубликована под псевдонимом Власт в журнале «Крывіч» в 1923 году. Главный герой повести приезжает из Вильнюса в Полоцк по приглашению местного археолога-любителя и посещает собрание местной группы любителей древностей, где знакомится с загадочным старцем по прозвищу «Подземный человек». Ночью тот проводит его тайным ходом в Полоцкие подземелья, где он знакомится со скрытой в лабиринтах библиотекой старинных книг и рукописей и узнаёт о существовании касты бессмертных хранителей древних знаний.

Перевод повести «Лабiрынты» на русский опубликован в 2015 году в антологии «Ладья сокровищ».

Достаточно полное представление о творчестве Вацлава Ластовского даёт составленный Язэпом Янушкевичем сборник «Выбраныя творы» — один из первых томов серии «Беларускі Кнігазбор».

Справочная информация:

Вацлав Устинович Ластовский (белор. Вацлаў Юстынавіч Ластоўскі; 8 ноября 1883 — 23 января 1938) — белорусский общественный и политический деятель, писатель, историк, филолог. В 1930 году был арестован по делу о «Союзе за освобождение Белоруссии», приговорён к ссылке, в 1938 году расстрелян.

Википедия

Основная библиография

Художественная проза:

Повести

Прыгоды Панаса і Тараса (1912)

Лабірынты (1923)

Монографии

Кароткая гісторыя Беларусі (1910)

Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі (1926)

Словарь

Расійска-крыўскі (беларускі) слоўнік (1924)





  Подписка

Количество подписчиков: 129

⇑ Наверх