fantlab ru

Все отзывы посетителя GBV

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  2  ] +

Ларри Нивен «Штиль в аду»

GBV, 18 октября 2023 г. 11:33

Интересный рассказ с хорошо слаженным финалом о том, как два очень разных космонавта пытаются выбраться из ловушки, в которую попали на суровой Венере. Нивен смог написать вполне интересную историю об этой планете уже после того, как первые межпланетные исследовательские станции начали с близкого расстояния приоткрывать занавесу тайны под облаками этой «младшей сестры Земли». Кроме проглядывающейся в тексте лёгкой иронии относительно старых представлений фантастов о Венере, также в нём можно увидеть и некоторую иронию над зарождавшейся в 60-х «новой волне», когда главный герой пытается на пустом месте объяснить непонятную неполадку какими-то необычными психологическими проблемами напарника. Реальность же, как это часто бывает, оказывается более банальной.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Антология «Бойся кошек»

GBV, 12 июня 2023 г. 12:14

Антология эта довольно таки ровная, но при этом и весьма однообразная по составу. В большинстве рассказов речь идёт про злобных кошек, которые мстят неким людям, иногда по вполне понятному и справедливому поводу, иногда просто так. Выделяется сюжетом и размером здесь повесть Блэквуда («Тени далекого прошлого») — такой неторопливый (даже слишком) и мирный предок лавкрафтовского «Морока...». Сатирического «Тобермори» я читал и до этой антологии, также весьма понравился и рассказ от Кинга, где всё с толком и расстановкой. «Кошатник» Лиггета тоже неплох и выделяется, но сюжет там довольно таки предсказуемый. Но вообще хотелось бы в таких тематических сборниках видеть побольше разнообразия, а не читать один за другим старомодные рассказы про проклятых {подставить цвет} котов.

Стоит отметить и некоторые минусы непосредственно антологии, за которые отвечает составитель. К самим текстам переводов особых претензий нет, но вот например названия довольно чудно переведены зачастую, а название рассказа Стокера сильно спойлерит сюжет и ухудшает его восприятие. Отдельно доставляют комментарии к каждому рассказу, где обычно написана какая-то отсебятина об авторах и свободно раздаются им же и их работам любые возможные титулы.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Роберт Хайнлайн «Кукловоды»

GBV, 21 августа 2021 г. 16:20

По случаю появления на русском языке полной версии решил перечитать этот классический роман Хайнлайна. И старые впечатления о нём никак не изменились, всё также считаю его одним из лучших у автора, даже если смотреть на него как чисто шпионско-приключенческое чтиво. Перевод кстати неплох, хоть и не без мелких косяков (уж точно получше «кошмаринского» перевода «Десанта»).

Этот роман не из тех, через страницы которого нужно продираться, он из тех, которые цепко хватают и не отпускают до последней страницы, заставляя читателя неотрывно следить за нитью повествования и приключениями героев. Агенты специальной службы США образца несбывшегося 2007 года сталкиваются с невиданной ранее опасностью для человечества и пытаются предупредить руководство страны, раздобыть любыми путями живого инопланетянина, чтобы можно было применить радикальные меры. Водоворот событий, будь то зачистка американского Конгресса или отчаянный рейд агента вглубь занятой врагом территории, не дадут заскучать, при этом повествование не только сохраняет довольно высокий темп к концу, но и основательно нагнетает напряжение и ощущение мрачного конца, когда время работает против людей, а герои вынуждены цепляться за любую соломинку, чтобы одержать победу в сложнейшем противостоянии с пришельцами.

Кстати о героях. Здесь три основных персонажа, и все они абсолютно стереотипны для творчества Хайнлайна, что некоторые считают чуть ли не минусом произведения. Но это не значит, что они плоски и статичны. Ворчливый и строгий, но мудрый «Старик» по ходу повествования уступает свою роль следующему поколению, молодой «Сэм» растёт в профессиональном плане и развивает отношения с красавицей «Мэри», которая представляется практически идеальной женщиной и боевой подругой (даже не стремится затянуть любимого в официальный брак), но при этом имеет свои очень важные для сюжета скелеты в шкафу. Всем им придётся побывать в лапах (или скорее псевдоподиях) контролирующих разум пришельцев и пережить этот кошмар.

И конечно же, смысловое наполнение автор не мог забыть положить в роман. Враг особенно отвратителен тем, что полностью лишает людей свободы, пусть даже с благой мотивацией, а Хайнлайн никогда такого не одобряет и всячески всегда прославляем свободолюбивых и самодостаточных людей, которым не нужен добрый и заботливый Старший Брат. Тут очень к месту подворачивается сравнение с коммунистами, которые ко времени публикации романа «освободили и принесли мир» всей Восточной Европе и значительной части Восточной Азии, не спрашивая ничьих желаний, и Хайнлайн в тексте эти аналогии явно также вводит. Адептам марксизма-ленинизма такое конечно же не понравится, но есть привычная сокращённая версия романа, в которой многие упоминания Соцблока вырезаны.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Лайон Спрэг де Камп «Hyperpilositis»

GBV, 18 апреля 2021 г. 11:43

Довольно актуальный рассказ в наши коронавирусные времена, после ковида тоже остаётся множество пока ещё плохо изученных неприятных побочек. Здесь же ситуация с эпидемией нового штамма гриппа и её последствиями описывается непринуждённо и с лёгким юмором, ну подумаешь, вернулось человечество к истокам немного. В этом небольшом рассказе всё хорошо скроено, он закончен и самодостаточен, будь написан на несколько лет позже — мог бы выйти из под печатной машинки Р.Хайнлайна, ему уж наверняка бы пришлась по душе такая натуризация человека разумного.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

GBV, 14 августа 2019 г. 16:14

Роман Робера Мерля изначально настраивает на серьёзный и мрачный лад своими объёмными отступлениями в прошлое рассказчика и апокалиптической картиной выжженного в результате неизвестной ядерной атаки окружающего мира. Однако это впечатление обманчиво, как вскоре выясняется, по духу он больше похож на роман другого французского писателя, «Робинзонов космоса».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Занятно, что там замок штурмовали герои в начале книги, а здесь разбойники штурмуют замок наших героев в конце.

Герои, которым повезло пережить катастрофу в подвале старого замка, не долго горюют по уничтоженному старому миру и своим родственникам, они берутся за обустройство хозяйства своей маленькой общины и благодаря стечению благоприятных обстоятельств, а также своих многочисленных полезных умений, вскоре преодолевают основные трудности, налаживая умеренно-скромный быт на обломках старой цивилизации. При этом смерти и ранения обходят стороной практически всех положительных героев, а все негодяи легко получают по заслугам. Если в «Робинзонах...» в условиях исследования нового дивного мира такое позитивное повествования смотрится хорошо, то здесь это несколько нарушает целостность композиции, вплоть до того, что даже банды разбойников смотрятся несколько ненатурально.

Но вообще «Мальвиль» всё-же довольно крепкий постапокалиптический роман, к тому же, ему повезло с переводом на русский язык, читался он мною легко и быстро. Интересно наблюдать за жизнью маленькой дружной общины замка, за противостоянием со лжесвященником из соседний общины и тем, как вчерашним мирным фермерам приходится экстренно изучать военное ремесло, а владельцу замка с неясными религиозными убеждениями — становиться духовным лидером ради общего блага. Все основные герои прописаны хорошо и вызывают искренне сопереживания, хоть и поводов для него не так много. Весьма много внимания уделено автором вопросам религии и сексуальным отношениям (французы, что с них взять), но не перегибая с этим. По идейному наполнению роман из тех, которые больше задают неявных вопросов, чем дают явных ответов, и скомканная по объективным причинам концовка ничего особо не заканчивает, лишь подводит некоторые выводы.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ларри Нивен, Дэвид Джерролд «Летающие колдуны»

GBV, 27 февраля 2015 г. 22:15

Книга о незадачливом земном исследователе экзотической планеты двух солнц и десятков лун, которому пришлось обучить местное примитивное племя секрету воздухоплавания и построить простой дирижабль, чтобы вернуться домой. Ну и заодно развратить аборигенов знакомством с основами товарно-денежных отношений и равноправия полов. Соавторство пошло роману на пользу — герои получились живыми и интересными, что необычно для Нивена, а их приключения увлекательными и, порой, смешными. Кое-что выглядит слишком непродуманно и упрощённо, например, постройка электрогенератора и расщепление воды на водород и кислород с имеющимися технологиями, на некоторые моменты я всегда смотрю косо, если нет специального пояснения (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
здесь: зачатие ребёнка от человека с другой планеты, хотя нет никаких указаний на общее происхождение туземцев и пришельца
). Но в целом читать о борьбе с примитивными предрассудками не менее интересно, чем о финальном путешествии к заветной цели, читается легко и быстро. Жаль, что в русском переводе потерялись многие отсылки в именах богов и героев, например, попробуйте догадаться, что бог инженеров Тонкая линия в оригинале — Fineline, что явно не нужно было дословно переводить.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт Силверберг «Танец Солнца»

GBV, 7 января 2015 г. 19:50

Запутанный рассказ, в плане сюжета вызывающий ассоциации с фильмом «Остров проклятых». Но если сюжет творения Скорсезе я толкую довольно однозначно, то здесь в конце рассказа так и не смог определиться, был ли ГГ изначально

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
душевно больным или стал жертвой карательной психиатрии за свои прегрешения. Танцы со стадом травоядных животных — проявление психических расстройств или особый взгляд на чуждый инопланетный разум? А может, во всём виновата чудо-трава, которую отведал ГГ?
Так что за неоднозначность трактовки однозначно плюс, в остальном по стилю и тематике это типичный, но не самый выразительный рассказ Силверберга эпохи новой волны, замешанный на немного больной для США теме истребления коренных жителей Америки.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Роберт Хайнлайн «Нам, живущим»

GBV, 31 октября 2013 г. 16:01

Приступая к чтению подобных артефактов, которые в своё время напрочь отказалось публиковать не одно издательство, испытываешь опасения, что не оценишь по достоинству книгу из-за её крайне слабых литературных качеств — ведь за что-то же её не приняли на публикацию! Однако данному творению Хайнлайна есть чем удивить — несмотря на объективные слабые стороны в художественном плане (авторские сноски — это конечно моветон) читается оно на ура. Пусть сюжет про попаданца в утопическое будущее Америки играет лишь утилитарную роль как связка для множества лекций на социальные, экономические и этические темы, но зато здесь можно получить дозу концентрированной, неочищенной идеологии Хайнлайна, проследить её истоки. В многом книга напоминает «Дивный новый мир» Хаксли: там также много откровенных лекций, а сюжет сам по себе не так важен, как заложенные в тексте идеи. Но если у Хаксли утопия явно с подвохом, обращаясь в антиутопию для некоторых точек зрения, то Хайнлайн искренне описывал утопическое общество, будучи воодушевлённым своей политической карьерой, которая так бесславно завершилась в 1938.

Для фанатов автора это просто подарок, так как книга подтверждает то, о чём некоторые подозревали по отдельным намёкам даже из серии романов для подростков — Хайнлайн всегда оставался верен себе, просто общество до 60-х было не готово принять его идеи. Именно поэтому шансов на публикацию сразу у книги не было. Конечно, для чтения «Нам, живущим» нужен правильный настрой, но тут должно прийти на помощь предисловие Спайдера Робинсона, который даже не считает книгу за художественное произведение. Рекомендуется всем поклонникам Хайнлайна, а также соскучившимся по утопиям читателям.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Рэй Брэдбери «Космонавт»

GBV, 4 мая 2013 г. 13:15

Рассказ условно фантастический, так как подобные истории могут происходить сейчас по всей Земле, заменим космонавта на лётчика или полярника, суть не изменится. Но автор использует фантастический антураж, чтобы сильнее оттенить свои идеи. Люди — рабы своих стремлений и привычек, им часто не сидится на месте, и всегда лучше там, где нас нет... Подобные люди, рискующие своей жизнью в дальних странствиях, не способные соскочить с этой смертельной русской рулетки, конечно же нужны человечеству. Но здесь в центре внимания рассказчика родные и близкие этих людей, которым приходится также очень тяжело — каково оно, когда жена хоронит мужа при жизни, чтобы не сойти с ума? Очень щемящий и психологичный рассказ, как это характерно для прозы Брэдбери.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Роберт Чарльз Уилсон «Ось»

GBV, 25 марта 2013 г. 17:22

Толковое, практически самостоятельное, но в то же время проходное продолжение «Спина». «Проходное» — не столь отрицательная характеристика, сколь констатация того факта, что новых сведений о Гипотетиках читатель получит очень мало, большая часть сюжета к вопросам этим вопросам прямого отношения не имеет, остаётся надеяться, что следующую книгу трилогии издадут на русском, и там будут ответы на большинство вопросов. А этих вопросов только прибавилось после прочтения «Оси», пищу для размышлений финал книги даёт, этого у неё не отнять.

В остальных аспектах — автор сохраняет свой характерный стиль, с множеством историй из прошлого героев и психологических переживаний, подобное неторопливое повествование занимает примерно первые три четверти повествования и должно прийтись по вкусу тем, кто в восторге от «Спина». Наиболее интересной здесь показалась линия 12 летнего Айзека, которого группа фанатичных Четвёртых пытается использовать для контакта с Гипотетиками (логичный, но обременённый этическими проблемами шаг); линия журналистки, пытающейся разгадать тайну пропажи отца, по своему приятна, но в начале почти никак не соотносится с космологическими вопросами вселенной «Спина». Финал не разочаровал, сюжет после соединения основных линий развивается динамично и нетривиально, хотя он и не содержит особых откровений, не более чем на полшага приближая читателей к пониманию природы и целей Гипотетиков.

А что разочаровывает, так это понимание того, что более-менее приличная НФ, видимо, обречена выходить на русском в слабых переводах и попсовых обложках с космическими кораблями и бластерами. Спасибо хоть текст пропечатан нормально, не «ЛС»…

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роберт Хайнлайн «Успешная операция»

GBV, 4 марта 2013 г. 18:05

Несколько наивный в плане реалистичности рассказ, финал которого навряд ли застанет врасплох современного читателя. И это неудивительно, ведь Хайнлайн написал его лишь чтобы отмахнуться от редактора фэнзина Futuria Fantasia, в котором этот небольшой рассказ и был опубликован впервые под псевдонимом Лайл Монро (что уже демонстрирует отношение автора к своему творению). Наибольший интерес вызывает то, что тем самым редактором FF был тогда ещё практически неизвестный Рэй Брэдбери. Поэтому в появившемся позднее предисловии к рассказу, где автор сетует на своё тогдашнее неумение говорить «нет» и описывает различные формы фанатской болезни «а ну-ка давай», Хайнлайн фактически приписывает Брэдбери самую опасную форму данной болезни:smile: Интересно, запомнил ли он, кому отдавал этот проходной рассказ?

Оценка: 6
– [  5  ] +

Филип Фармер «Растиньяк-дьявол»

GBV, 26 февраля 2013 г. 17:22

Повесть не так уж и сильно связана с этим условным циклом, в ней лишь показана теоретическая возможность для незаурядного героя, Жан-Жака Растиньяка, отправиться на Оздву и стать предком главной женской героини (хм, делает ли родственниками различных существ простое наследование внешнего вида?), в остальном полностью самостоятельное произведение, со своими идеями и тематикой.

И уж идейной начинки автор не жалел, читателя поджидает множество смелых и оригинальных идей, так характерных для раннего творчества Фармера (чего стоит роль священников в описанном социуме, или легализированные подполье и побеги из тюрьмы). Любовь автора к необычным организмам и биосферам и здесь проявляется: несколько разумных видов на одной планете, уживающиеся вместе при помощи довольно экзотических методов; биологическая цивилизация; Кожи, предотвращающие проявления насилия у носящих их и объединённые во всепланетные сети, которые ещё и конкурируют между собой. Конечно, буйство фантазии в этой слишком ранней и небольшой работе Фармера не сказывается положительно на целостности повествования, и тем более на глубину проработки идей, по моему, достойно раскрыта лишь роль насилия в развитии человеческой (и не только) цивилизации. И не очень понравилось, как завёрнута концовка, почему автор не захотел поставить точку в этом этапе жизненного пути Растиньяка?

Если отвлечься от наличия сюжетного винегрета и общей незавершённости — интересное, пожалуй даже экспериментальное произведение от тогда ещё неизвестного писателя, ставшего позже одним из наиболее оригинальных и дерзких писателей-фантастов.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт Шекли «Цивилизация статуса»

GBV, 13 февраля 2013 г. 17:17

Довольно бодро читающийся роман, больше похожий на большую повесть. Шекли вообще мастер малой формы, но тут малый объём произведения не идёт ему на пользу.

Интересных идей здесь представлено немало: два противоположных социума, практически не знающих ничего друг о друге; абсурдная система, по которой законы нарушать нельзя, но только нарушение законов является правильным путём, ведущим к повышению статусу; сам статус как краеугольный камень цивилизации, повышение которого является всеподменяющей целью простого обывателя. Очень порадовал стёб автора над священниками, доступно изложено понятие относительности добра и зла. И концовка оригинальна, хоть и наступает слишком рано. Да, слишком мало объёма: земное общество описано крайне поверхностно, злоключениям ГГ на Земле не хватает деталей, а сам мир планеты-тюрьмы нисколько не экзотичен — просто некоторые штрихи обычного американского города условно перенесены на другую планету, и автор лишь изредка вспоминает это, насылая на героя погодный катаклизм или добавляя в жизнь Омеги отдельный квартал мутантов.

Но приключения здесь превыше всего, и Шекли не даёт заскучать. «Карьерный рост» нашего героя, сопровождаемый убийствами и охотой на людей, загадочная девушка, которая то ли помогает ему, то ли играет как кошка с мышкой, интрига с тайным обществом и конечно же, неминуемый побег из тюрьмы — наблюдать за всем этим довольно интересно, а сюрпризов, преподносимых автором, к концу книги становится всё больше. И в конце за ГГ уже искренне радуешься — столько всего пережить и снова пасть жертвой нелепой самозамкнутой системы было бы несправедливо… и это в мире, где понятие «справедливости» заложено кем-то и когда-то, но только не самим индивидуумом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Маргарет Сент-Клер «Потребители»

GBV, 22 января 2013 г. 13:51

Довольно слабый рассказ. Не зря же не только мастера литературы, но даже хорошие ремесленники избегают прямых путей при донесении своих идей, а здесь имеет место довольно примитивная страшилка на тему общества всепобеждающего потребления. Сложно найти хоть что то в этом тексте, что может зацепить: история и любительницы американской кухни, и несостоявшегося рекламщика не вызывают никаких чувств, всё подано топорно и сухо; финальное «прозрение» мальчика обосновывается, видимо, тем же желанием автора донести до читателей и так очевидную порочность потребл#$^тва, а не предшествующим текстом. Даже название рассказа выдержано в таком духе. Незачёт.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Гарри Гаррисон, Марвин Мински «Выбор по Тьюрингу»

GBV, 23 октября 2012 г. 12:38

Этот роман — редкий пример удачного соавторства, да ещё и таких совершенно разных авторов, как писатель-фантаст Гаррисон и видный учёный в сфере ИИ Минский. Пока первый на протяжении всей книги закручивает почти детективный сюжет, второй обрушивает на читателя множество научно-популярных вставок об устройстве человеческого и машинного (а не искусственного) интеллекта, на пальцах объясняя свою теорию о структуре разума, который построен из множества лишённых своего мышления элементов. И эти вставки совсем не напрягают, так как интересно и понятно изложены, а если затягиваются, то Гаррисон прерывает соавтора очередным резким поворотом сюжета.

Сам сюжет построен вокруг процесса создания юным гением настоящего машинного интеллекта, конечно, без излишних технических подробностей, иначе Минский уже сам бы смог наваять таковой. И ему, конечно же, иностранные агенты пытаются строить козни. Да и от ставших родными американских спецслужб хочется сбежать порой. Тут Гаррисон слабо раскрыл тему: он вроде как обычно критикует злобные правительства и военщину, но мало и без конкретики, вообще последнюю главу можно было не писать, ведь уже всё самое интересное было сказано: о различиях между двумя видами интеллекта, граница между которыми, однако, может стереться — на то и полноценный осознающий себя разум, чтобы быть гибким, гибче порой закостенелого и подслеповатого человеческого мышления.

Так что можно сказать, что Минский внёс хоть и меньший по объёму вклад, но не менее важный и интересный, чем именитый писатель. И с точки зрения научной составляющей получилось уникальное произведение, да ещё и со смыслом, множеством познавательных деталей, детективной интригой и динамическими приключениями.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Хол Клемент «Беспризорные звёзды»

GBV, 7 августа 2012 г. 10:48

Довольно стандартный рассказ жанра твёрдой НФ, большую часть которого занимает описание проведения важного научного эксперимента по исследованию процессов звёздообразования. Хоть такое повествование мало кому покажется интересным и динамичным, чтобы понять запутанную концовку придётся очень внимательно его читать. Фабулу я худо-бедно понял, а вот полагающейся для каждой приличной басни морали — увы, не нашёл. Интересного научно-популярного содержания тоже фактически нет, но как небольшое упражнение для мозга этот рассказ, заставляющий внимательно следить за происходящим и понимать используемые научные термины, вполне сойдёт.

Пара добрых слов о переводе и редактуре:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ладно переводчик попутал fifteen и fifty, увеличив скорость света чуть более, чем в три раза. Но не знать такой единицы измерения расстояния, как астрономическая единица, заменяя в переводе их на «астрономические мили»:facepalm: таких к переводу произведений Клемента подпускать нельзя. Это только самые заметные ляпы, которые я обнаружил, страшно представить, насколько в целом изменился смысл рассказа.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Могильник»

GBV, 28 февраля 2012 г. 15:09

Очень атмосферная и увлекательная книга, и главное, активные приключения героев не мешают воссозданию атмосферы. Саймак отлично изобразил покинутую большинством людей Землю-кладбище, тающую в себе множество загадок, которые героям пришлось распутывать, несмотря на то, что ГГ прибыл на прародину человечества всего лишь для сочинения своего произведения искусства. Осенняя во всех смыслах Земля, заброшенная, но не забытая...

Герои подобрались довольно интересные, хотя жаль, что роботам в итоге досталось мало авторского внимания. Чего стоят только две машины уничтожения, бывшие враги, скитающиеся по Земле и скучающие без возможности с кем-то поговорить, желающие помочь людям после всего содеянного их коллегами. Концовка может показаться довольно обрывистой, но по-моему это к лучшему, что автор не стал дальше закручивать приключения героев, которые благодаря отменной саймаковской фантазии итак виляли самым неожиданным образом. В общем, добротная книга обычного уровня Саймака, с множеством сюрпризов для читателей.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Артур Кларк «Прелюдия к космосу»

GBV, 17 октября 2011 г. 12:49

Кларк в очередной раз продемонстрировал умение писать довольно интересные книги, практически лишённые действия и тем более экшна (хотя вообще это его первый опыт в крупной форме, но для меня уже шестой роман классика). Что интересно, центральный персонаж из людей — гуманитарий, проникшийся идеей покорения космоса, а сам главный герой — это непосредственно проект «Прометей», первая попытка человечества достигнуть Луны. Конечно, радуют «идеологические» моменты, то, как автор расставляет акценты, а именно:

- покорение космоса по Кларку — интернациональное дело, которым занимается неправительственная организация, вступить в которую может каждый способный и желающий специалист, или хотя бы поддержать её финансово. Все небесные тела, соответственно, должны принадлежать человечеству, а не отдельным государствам. Не предполагал писатель, что покорение космоса в будущем выродится в космическую гонку двух сверхдержав без определённых перспектив в дальнейшем;

- автор считает началом настоящего освоения космоса пилотируемый полёт к ближайшему небесному телу, то бишь к Луне, с целью дальнейшего освоения и организации на нашем спутнике плацдарма для более дальних полётов, а не накручивание кругов в верхних слоях земной атмосферы ради политического имиджа, которые советские идеологи окрестили «космосом». Не зря же у Кларка пилот «Беты», который доставил основной экипаж на околоземную орбиту, даже не удостоился упоминания имени;

- и конечно же, прогресс превыше всего, ради него можно подтасовать жеребьёвку участников первого полёта, а религиозных фанатиков, осмелившихся выступить против проекта, нужно покарать хорошей такой дозой радиации, типа как горе-саботёра из романа, for the great justice!

В целом — достойное произведение, написанное не без юмора, с любовью со стороны автора к тематике покорения космоса, оптимизмом и верой в человека. В некоторых местах становится скучновато читать, особо выдающегося непредсказуемого финала в книге нет, да и объективно она устарела (американцы летали на Луну совсем по другому), но достоинств всё же осталось много, научная фантастика как она есть.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Клиффорд Саймак «Сделай сам»

GBV, 19 сентября 2011 г. 12:35

Хороший, насыщенный во многих отношениях рассказ. Саймак рисует мир будущего, пошедшего по интересному пути — люди проводят на работе мало времени, зато дома самостоятельно собирают нужные предметы и оказывают себе услуги, за которые сейчас нормальные люди просто платят специалистам. На протяжении всего рассказа прослеживается ирония автора вперемешку с постановкой серьёзных вопросов, присутствует явный антирасистский подтекст, вполне актуальный во время написания рассказа.

Заметный переводческий ляп в конце рассказа: один из адвокатов должен быть Ансоном, а не Энсоном, т.к. все «детишки» имеют имя, начинающееся с «А». Ансон (англ. Anson) — вполне нормальный вариант перевода, например, так имя Хайнлайна иногда переводят: Роберт Ансон.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Артур Кларк «Земная Империя»

GBV, 22 мая 2011 г. 13:48

Роман с неторопливым ходом событий, без какого-либо экшена или глобальных противостояний, чем он и подкупает — Кларк продемонстрировал очень оптимистическое видение будущего человечества, с изрядной долей футурологических предположений и совсем небольшим количеством анахронизмов (даже подобие КПК предсказал). Книга должна понравиться всем, кому интересно читать именно об этапе освоения солнечной системы; не часто писали об этом даже в то время, не говоря уже о прагматичном настоящем. При этом здесь затрагивается тема выхода из границ нашей системы, переход в новую, межзвёздную эпоху, очередная победа человеческого разума — и всё это не через путешествие к ближайшим звёздам, а немного другим подходом... Чтобы повествование не выглядело откровенной экскурсией к границе исторических эпох, автор умело разбавил его небольшой детективной историей и любовным треугольником.

Итог: если хотите почитать что-то позитивное, научное и глобальное одновременно, не пропустите этот роман, благо его наконец издали на русском.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

GBV, 20 мая 2011 г. 14:55

Нет, Уоттс скорее учёный, чем писатель. Начну с хорошего, плавно переходя к плохому: книга написана несомненно умным и разносторонне развитым человеком, получился интересный и довольно оригинальный Контакт, есть пару занятных для НФ идей, особенно кощунская идея о различии интеллекта и разума, о превосходстве первого над вторым (вот только, боюсь, незамутнённому разумом интеллекту не будет никакого профита от этого превосходства).

Читать роман было не то чтобы вообще сложно или неинтересно, однако должного интереса при прочтении не возникло. Неоднократно упомянутые научные термины? Нет, они не сильно мешают, другое дело что некоторых из них можно просто опустить, а некоторые — объяснить на пальцах, заменить общепонятными словами. Основная проблема в тексте, в его стиле — рваном и сухом, особенно слаба описательная часть — очень сложно цепляться за текст, когда сам автор не акцентирует внимания даже на самых важных событиях, не делает нужных отступлений, чтобы описать объекты и персонажи (даже «Тезею» не уделил внимания, какой ужас), их предысторию. Чего уж там говорить о динамике, когда любой напряжённый момент подаётся через восприятие самого бесстрастного и пассивного члена экипажа. На этом фоне даже концовка не выглядит открытой — ситуация в конце описана не менее подробно и точно, чем большинство других происшествий в ходе экспедиции.

Ещё раз хочется обратить внимание на центральную идею романа, ради которой, по словам автора, он и был написан. Тут я согласен с kim the alien: копнув поглубже, вместо привычных инопланетян по сути получим обычную машинную цивилизацию, ну, допустим, оригинально, что она не нашла взаимопонимания с разумными, но нерациональными гуманоидами, но непосредственно тема войны с роботами давно раскрыта как в литературе, так и в кинематографе.

Что лишнее в романе, так это вампир и любовная линия ГГ, которая всё равно даёт мало сведений о жизни на Земле и характере героя. Но самое обидное, что события на Земле и в окрестностях «Большого Бена» протекают независимо, не связал Уоттс все происшествия и тенденции в один клубок, который читатели с удовольствием размотали бы.

Так что остаётся пожелать уважаемому автору писать ещё, у него есть определённые таланты, но, читая классиков фантастики любой степени твёрдости, пусть обратит внимание не только на смысловое наполнение, но и на форму, тогда может и получится Уоттсу создать свой шедевр.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Мюррей Лейнстер «Безделушка»

GBV, 18 мая 2011 г. 11:13

Вестерн в лунном антураже. Человек, потерявший семью и память в результате ограбления, увязывается на Луну за предполагаемым преступником в надежде вернуть хотя бы память о близких. Сейчас, когда искусственные алмазы штампуют в промышленных масштабах, наивно смотрится, что в будущем именно их добывают на Луне, а не, скажем, уран. Но это не суть важно, приключенческая история вышла интересная, ГГ, его изобретательности и целеустремлённости симпатизируешь, а негодяй в итоге получает наказание страшнее смерти:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
остался в своём аду, в постоянном страхе, потеряв даже надежду на спасение.
Нехитрая мораль об особой ценности произведений искусства, содержащих в себе воспоминания о родных и близких, прилагается.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Артур Кларк «Путешествие по проводам»

GBV, 28 апреля 2011 г. 15:02

Приятный маленький рассказ о разработке метода мгновенной транспортировки людей и предметов по проводам. Сейчас рассказ смотрится наивно, но всё же читать интересно, ведь написано с изрядной долей авторской иронии, да ещё и явно с позиции технарей — гуманитарии ещё могут обидеться за преподавателя греческого и «ещё какой-то ерунды» :gigi:

Оценка: 8
– [  17  ] +

Хол Клемент «Экспедиция «Тяготение»

GBV, 16 апреля 2011 г. 11:24

Один из лучших представителей твёрдой научной фантастики, который вполне может служить эталоном. Клемент не только создал необычный во всём, начиная с формы планеты, мир, но и простым, доступным языком объясняет на протяжении всего романа научную подоплеку происходящего. В книге всё оригинально и интересно — невероятно крепкие, похожие на гусениц с клешнями туземцы, для которых нормальная сила тяжести — примерно 700g; метановые моря и океаны, сотрясаемые сильными штормами; перепады уровня гравитации при движении между полюсом и экватором планеты; скоротечные дни и ночи (к этому особенно нужно привыкнуть при чтении). Автор использовал все эти средства, чтобы описать разнообразные приключения храброго капитана Барла и его команды, выполняющих беспрецедентное задание земных учёных. Поэтому получился отличный приключенческий роман, показывающий, как изобретательность людей и аборигенов позволяет преодолеть любые препятствия, выпутаться из любых передряг, будь то атаки примитивных племён или непреодолимый в условиях высокой гравитации барьер. Читается очень легко и интересно, а героев-месклинцев быстро перестаёшь ассоциировать с чем-то чуждым и непонятным, до того приятные персонажи. Контакт между расами получился также своеобразный — люди и месклинцы не могут обмениваться материальными товарами или тем более воевать друг с другом из-за разницы в гравитации, поэтому им остаётся лишь обмен знаниями.

Не следует ожидать от книги глубокой психологической проработки персонажей или сверхзакрученного сюжета, это сугубо жанровая и очень твёрдая научная фантастика, поэтому книга на любителей, и желательно молодых любителей.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роджер Желязны, Томас Т. Томас «Взрыв»

GBV, 8 апреля 2011 г. 18:32

Слабо. Даже учитывая соавторство, для Желязны это слабый роман, тем более твёрдая фантастика без единого проблеска сверхъестественного — не его стихия.

Во-первых, очень разрозненный сюжет, без основной сюжетной линии, самой длинной линии по объёму не хватит даже на приличный рассказ. Поэтому зацепиться за что-то одно интересное нельзя, а в целом сюжет без каких-либо откровений, да и эпичность происходящего авторы нагнали неубедительно — подумаешь, вспышка на Солнце после долгого перерыва, с парой волн излучения и заряженных частиц, вырубивших часть электроники на Земле и её орбите. По сравнению, например, с «Бегством Земли» Карсака, происходящее в романе напоминает описание производственных будней землян конца XXI века, не более того. Единственный вывод, который мне удалось сделать по прочтению романа — жадные капиталисты плохо подходят для освоения космос, ибо экономят на всех дополнительных системах безопасности и предупреждения.

Во-вторых, что следует из первого пункта — нет запоминающихся, интересных героев, их вообще много, но внимание каждому уделено слишком мало. Некоторые гибнут, некоторые спасаются в катастрофе — единственное, по сути, различие между всеми. Нет никакой отчаянной борьбы за выживание, никаких особых взаимоотношений.

Понравились лишь отдельные моменты и зарисовки, например, описание специфической жизни на поверхности Солнца, да и некоторые научпоповские отрывки, жаль они короткие. Посему не рекомендовал бы эту книгу даже последним фанам Желязны, разве что если кому-то захочется прочесть затянутую скучную книгу с множеством технических подробностей и с одним обычным природным явлением, которое внезапно стало катастрофой для человечества лишь благодаря всеобщему пофигизму и короткой памяти.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

GBV, 6 апреля 2011 г. 20:54

Отличная сатира, в которой автор изрядно поиздевался над давно прогнившей ко времени написания советской системой, а заодно и над некоторыми деятелями русской эмиграции :lol: В романе явно прослеживается влияние главного труда Оруэлла, его можно рассматривать как ответ английскому автору — «нет у нас будет не так, а хуже, но зато настоящий коммунизм, а не ангсоц». Войнович замечательно изобразил мир, в котором коммунизм «победил» в одном отдельно взятом городе, где произошла подмена базовых понятий (первичное стало вторичным, а вторичное первичным), а принцип «каждый по способностям, каждому по потребностей» означает лишь то, что потребности каждого гражданина просто определят за него («У вас нет осветительной потребности...»:haha:). В меру гипертрофированные для жанра персонажи, абсурдные ситуации, над которыми можно и смеяться, и печалиться, множество отрывков в тексте, которые можно разобрать на цитаты — давно я так взахлёб не читал целый роман, как «Москва 2042». И главное — нельзя однозначно утверждать, что он устарел и неактуален — то ли ещё будет, и через 20-30 лет газопроводы будут переоборудованы для перекачки на Запад «вторичного продукта».

Оценка: 10
– [  7  ] +

Клиффорд Саймак «Эпилог»

GBV, 7 марта 2011 г. 14:03

Необязательный, но и не лишний довесок к каноническому «Городу». Короткий и печальный рассказ, который ставит точку в истории усадьбы Вебстеров, которая, как надгробье для человечества, тысячелетиями стояла на своём холме. Ничто, кроме гуманистических воззрений, не вечно в этом мире Саймака, ни муравьиная цивилизация, ни вахта Дженкинса в пустом поместье Вебстеров. С другой стороны, конец этой истории может стать началом для новой жизни Дженкинса, который, хотелось бы надеяться, найдёт своё место среди звёзд.

В художественном плане рассказ вполне на уровне с остальными преданиями, в начале, правда, нет привычного комментария от Псов, но это вполне объясняется тем, что по сюжету действие в нём происходит даже позже, чем время написания всех комментариев, да и после исхода у Псов просто не было контактов со своим родным миром и они не могли заполучить это предание.

В общем, не прочитать этот рассказ для всех ценителей романа если не грех, то, как минимум, пробел в образовании, который не помешало бы закрыть.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки»

GBV, 2 марта 2011 г. 22:48

С некоторой долей сомнения приступил к чтению соавторских вещей Желязны в томике из ОО, но именно этот, первый из романов, очень даже порадовал. В первую очередь тем, что в нём хорошо чувствуется именно почерк Желязны, доля же Саберхагена в написании произведения осталась неясной по прочтению (не знай предварительно о соавторе, и не догадался бы пожалуй). Получилась отличная приключенческая книга, читаемая на одном дыхании, предвестник литературного киберпанка.

Сюжет, как это часто бывает, строится вокруг героя с необычной способностью, в данном случае — своеобразной компьютерной телепатией. Он с одной стороны вполне банальный — погони, драки, взрывы, спасение, спасение любимой девушки — но его вытягивает завлекательная интрига, которая заключается даже не столь в тайне личности ГГ, а другом, менее заметном элементе, который по полной «выстреливает» лишь в самом финале (правда, некоторые недобросовестные лаборанты уже раскрыли в своих отзывах её, но это оставим на их совести).

Путешествия героя по компьютерным сетям — это те места текста, в которых забывшиеся читатели должны вспомнить, что к роману приложил руку сам Желязны. Красочные, самобытные описания путешествий и сражений с программами-защитниками чем-то напоминают переходы через Отражения в небезызвестных хрониках; с визуальной точки зрения — изюминка романа.

По поводу технической стороны — книга мало устарела, т.к. в ней уже присутствует глобальная паутина (хоть и не в гипертекстовом виде), а электроникой с кремниевыми мозгами начинено практически всё, что может шевелиться. В остальном — стандартный мир недалёкого будущего, в котором основным источником энергии без проблем служит Солнце. Следует отдать должное авторам в том, что они отлично показали, насколько огромное преимущество в таком мире даёт контроль над электроникой, ГГ постоянно выпутывался из, казалось бы, безнадёжных ситуаций. Однако не следует забывать, что вся мотивация ГГ основана на вполне человеческих качествах, в которых компьютеры ещё не скоро начнут разбираться...

В минусы романа я могу записать лишь избыточность в описаниях преследования ГГ и того, как он избавлялся от хвостов, принимал многочисленные меры предосторожности, да и эпизод с путешествием на барже не то чтобы лишний, но, скажем так, совсем необязательный, на основной сюжет не влияет. Укоротить роман страниц на 20-30 — и получился бы оптимальный размер, стандартный для фантастики золотого века. Но и так полторы сотни страниц были прочитаны с удовольствием, без напряга, чего желаю и остальным читателям.

P.S. Хотите обсудить отзыв или роман — дубль есть в моей колонке: http://www.fantlab.ru/blogarticle12787

Оценка: 9
– [  5  ] +

Роджер Желязны «Дорожные знаки»

GBV, 18 февраля 2011 г. 17:34

Книга с очень сложной структурой сюжета, многочисленными загадками в начале и малозаметными отсылками по хожу повествования, тяжёлая на подъём даже по меркам такого непростого автора, как Желязны. Поэтому её, пожалуй, не стоит рекомендовать для первого знакомства с автором, а вот для поклонников — вполне подходит.

Итак, ГГ путешествуя по Дороге, проходящей через различные времена (а может, и не только), узнаёт, что некий враг объявил на него охоту, и на него должно быть подготовлено ровно 10 покушений, которые нужно пережить. Чем он и занимается, продолжая путешествие по дороге. Кроме этой сюжетной линии, есть как минимум ещё одна, претендующая на главную и множество сценок-вкраплений, некоторые из которых достойны отдельного произведения. На читателя сразу же обрушивается море загадок: личность ГГ, что за странные приступы бешенства, как его линия связана с некоторыми остальными и т.д.; ответы на них зачастую вынуждают возвращаться назад по тексту и переосмысливать ранее прочитанные отрывки. В общем, в лучших традициях Мастера, да и концовка получилась такой, которую навряд ли кто назовёт предсказуемой.

Не самый любимый мною роман у Желязны из-за общей тяжести текста и слишком уж лоскутно описанного мира и самой Дороги, но всё же очень и очень достойный, который можно время от времени с удовольствием перечитать.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли»

GBV, 27 января 2011 г. 22:58

«Звёздные короли» — книга из многочисленной когорты тех, которые нужно прочитать в определённом возрасте, отложить в сторонку и сказать себе «Да, я счастливчик!». Ну а кто впервые прочитал её в более позднем возрасте, серьёзно рискуют остаться недовольными этим ужасно наивным, примитивным и устаревшим текстом. Рассмотрим роман поподробнее с позиции одного из таких «счастливчиков».

Джон Гордон, обычный американский клерк (в дальнейшем — ОАК, по аналогии с ОЯШ), принимает заманчивое предложение от учёного из далёкого будущего на временный обмен разумов. Конечно, по прибытию в мир будущего ему расслабляться не дадут возможности, очень быстро втянут в грязные дворцовые интриги Галактической империи. Тут-то и начинаются основные приключения нашего ОАКа. Сначала ему придётся усердно выдавать себя за другого человека — ведь никто не знает и не должен узнать об этом обмене разумов. Далее сюжет несётся по наклонной: предательство, бегство, сумасшедшая авантюра с главным галактическим злодеем, полчища мутантов на далёкой планете, финальная битва по всем канонам современных киноблокбастеров... Фантазия автора льётся через край на протяжении всего романа, Гамильтон оправдывает звание хорошего придумщика, а рассказчик из него так себе: главное, чтобы начало и конец произведения были логично связаны между собой, а всякие высокохудожественные навороты — как получится.

Герои — все как на подбор эталонные и монофункциональные. И это только в плюс, один раз описал героя — и в дальнейшем у читателей не возникнет никаких сомнений относительно их мотивации и действий. ОАК — такой себе «рубаха-парень», с избытком смекалки и напористости; Император — мудрый, но суровый правитель «старой школы»; учёный-затворник, не любящий лезть в политику; Архипредатель, который первоначально ведёт себя как образец преданности и тактичности; Главный Злодей, решивший всего-навсего покорить Галактику, прагматичный и расчётливый, пожалуй, самый харизматичный персонаж книги.

С технической стороны роман не устарел, нет, ведь даже в 40-х, в момент написания, он не был современным. Сложно представить, чтобы автор всерьёз писал о космических кораблях с атомными турбинами, бороздивших просторы Галактики, которые вынуждены иногда противостоять сильнейшим пылевым бурям в космосе. Скорее Гамильтон начитался псевдоисторических романов о приключениях на море, пиратах и прочей белиберде, а потом решил перенести их в космос, заменив лишь декорации. В общем, в предыдущих отзывах уже расписаны подобные моменты, не будем на них останавливаться. В оправдание автору можно лишь добавить, что до запуска первого искусственного спутника оставалось ещё 10 лет, о каких интересных и в тоже время научных межзвёздных приключениях он мог писать?

В итоге мы имеем отличную, не обременённую рассуждениями космооперу, произведение, ставшее эталоном в своём поджанре. Любовь к подобным романам лежит в основном в иррациональной плоскости, в подростковых мечтах о великих звёздных империях и прекрасных принцессах. Кому нужна добавка — можно прочитать вторую часть цикла, которая получилась на редкость удачной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P.S. Оригинальная концовка с появляющейся Лианной однозначно лучше, но она закрывает путь продолжению, так что приходится смириться...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Мир Роканнона»

GBV, 8 января 2011 г. 23:15

Приступая к чтению данного романа, второго из Хайнского цикла после «Слова для 'леса'...», ожидал НФ на тему ксенофантастики, с нормальным авторским стилем и интересной приключенческой составляющей. Ну, по крайней мере, последнее у Ле Гуин удалось. К остальному имеются претензии, далее по порядку.

Началось повествование очень даже неплохо: самобытный лирический стиль, с долей явно неземной романтики, более уместный, впрочем, для фэнтези. Трогательная получилась история, вот только НФ составляющей было мало, есть разве что путешествие на звездолёте и занятный эффект от этого путешествия. Ладно, подумал я, в основной части романа, когда должен появиться Роканнон в ипостаси инопланетного этнолога, будет уход от фэнтези и стиль повествования изменится. Как бы не так...

А получилось, что основная часть романа — ещё в большей степени фэнтези, чем даже этот лирический пролог. Нет, формально роман научно-фантастический, действие его происходит на отсталой планете, есть злобные космические мятежники с ядерным вооружением и тяжелой техникой, ГГ является посланником от союза более развитых планет — но это всё уж больно легко можно заменить на соответствующие фэнтезийные элементы, причём не самые оригинальные. Вертолёты заменить драконами, мятежников — Тёмным властелином, ГГ — таинственным, но добрым волшебником, его суперкомбинезон — магическим заклинанием, ещё пара штрихов — и готово, всё стало на свои места, даже стиль текста стал более соответствовать содержимому.

Кстати, об уже неоднократно упомянутом стиле. Работа у писательницы действительно действительно ранняя, стиль очень рваный, плохо с описаниями окружающего мира и динамических сцен, такое ощущение, что Ле Гуин не хочет или не может чётко описать происходящее от своего лица, делая это через своих героев, их чувства и восприятие действительности. В результате получается громоздкое, несколько затуманенное описание без большого количества полезной информации. В небольшом прологе это практически не бросается в глаза, но читать крупноформатное произведение в таком стиле — уже возникают затруднения. В общем, на протяжении всего романа больше всего информации об мире Роканнона и его обитателей от автора передаётся через электронный справочник ГГ, жаль, что он его так быстро потерял :frown:

Остаётся следить за приключенческой составляющей, которая неплоха — ГГ проходит буквально через огонь и воду, встречается с новыми разумными расами на планете, спасает мир и оказывает в итоге определённое влияние на последующие книги цикла. Есть много интересных зарисовок и тем, вот только тётушка Урсула не всегда спешит их раскрывать подробнее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, поселение ангелов-кровососов — наиболее совершенные в архитектурном плане постройки среди туземцев, а разума то на самом деле немногим больше, чем у комаров. Как же обманчиво бывает первое впечатление, наглядная демонстрация того, что встречаю по одёжке, а провожают по уму. Также наклёвываются ассоциации с земными термитами — строят такие крупные по своим меркам жилища, даже с вентиляцией, а разум где. Но в романе этому уделено мало времени, буквально лишь одна из многих сцен путешествия Роканнона.

В общем, произведение было прочитано без особых усилий, но и без какой-либо отдачи. О потерянном на чтение времени не жалею, но для любителей именно НФ предупреждение — не стоит ставить этот роман в приоритетный список на прочтение, разве что если взялись читать весь Хайнский цикл, в котором есть книги значительно лучше «Роканнона», не стоит судить по нему обо всём цикле.

Оценка: 7
– [  5  ] +

фантЛабораторная работа «Возвращение»

GBV, 22 июля 2010 г. 12:23

Мутный винигрет то ли в жанре городского фэнтези, то ли просто мистика. В рассказ без всякой меры напиханы вампиры, кровожадные твари, ведьмы, древние проклятья, лошади и автомобили нормально сосуществуют как средства передвижения... Понятно, что с таким набором рассказ в пределах 15к знаков с внятным сюжетом написать трудно. Поэтому особого сюжета и нет — аристократ-самозванец (зачем, почему и как?) рассказывает о своих дорожных приключениях, а потом на следующий день бац...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вампиры отказались помогать жителям проклятого замка в защите от гнусных тварей, их жизни оказались под угрозой и... всё, рассказу конец (видимо, автор просто достиг конкурсного предела знаков и решил по этому поводу прекратить графоманить)

О соответствии этого произведения конкурсной теме я уж скромно умолчу :shuffle:

Итоговая оценка примерно 1, -1 зрительских симпатий также прилагается. Увы...

Оценка: нет
– [  5  ] +

фантЛабораторная работа «…есть Город золотой…»

GBV, 21 июля 2010 г. 22:21

Малосвязанная какая то байка от лица деревенщины из... гм, близкого будущего наверное, точнее по этому непонятному рассказу не скажешь. Действие же, если это можно так назвать, перенесено зачем то в Румынию, о чём свидетельствует соответствующий лексикон. Вначале идёт достаточно корявое описание мира, где осуществлена жёсткая сегрегация по месту жительства — Город или деревня, потом обычные житейские россказни, в итоге остаёшься в недоумении, зачем этот рассказ был написан и к чёму он ведёт — ну не ради объяснения же того, что такое «Обсесия» (этот момент тоже остался непонятен). Много лишних словесных конструкций (видимо, для имитации непринуждённого разговора селянина), при этом окружающий мир, обстановка, описаны очень слабо, ничего толком не понятно и заданная тема избытка/дефицита за этим лесом как-то не проглядывается :insane:

В целом, оценка где-то не выше 3, и соответственно -1 этому маленькому рассказу.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Брайан Олдисс «Без остановки»

GBV, 18 июля 2010 г. 13:33

Хороший образец «звёздного ковчега» в исполнении Олдисса. Характерной чертой этой книги, в отличие от соответствующих произведений [link=/work2800]Хайнлайна[/link] или [link=/work6846]Саймака[/link], например, является преобладание динамических сцен и романтики путешествия по неизведанным землям, пусть даже находящимся внутри огромного корабля, над смысловой нагрузкой.

Начинается роман с описания повседневной, ничем не примечательной жизни одного из примитивных кочующих племён корабля. Хорошо передана безнадёга ГГ, его желание вырваться из тесных рамок заросших водорослями коридоров, желание достичь чего то, чего он не может осознать. Это и толкает его на опаснейшее путешествие через весь корабль вместе с болтливым священником и ещё несколькими соплеменниками. Далее автор вместе с описанием различных приключений этой группы людей умело увеличивает градус интриги в течение большей части книги, вводит много таинственных понятий типа Чужаков и Гигантов, чтобы лишь в самом конце объяснить читателю, кто куда летел и куда в итоге прилетел.

Несколько не понравилось в манере повествования то, что оно идёт как бы от лица современного человека, который понимает намного больше, чем герои — в авторском тексте, а иногда и диалогах встречаются некоторые сравнения, которые не должны знать дикие обитатели корабля, например, священника сравнивают с сорокой за его страсть таскать к себе все интересные вещи. Это плохо влияет на погружение в мир, созданный автором, но возможно это лишь недочёты перевода. И да, можно заметить в описании корабля и его населения множество неточностей, и многие штампы Олдиссу достались от предшественников на этой ниве, но всё же есть в книге своя особая изюминка, как в сюжете, так и в исполнении. Эта книга отлично подойдёт для ознакомления с «хорошей фантастикой», как писал [link=/work32188#response107889]ааа иии[/link] в своём отзыве, особенно для молодёжи, у которой из крови ещё не вымылась тяга к подобного рода приключениям.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Хайнлайн «Бездна»

GBV, 9 февраля 2010 г. 14:45

Начался рассказ очень бодро — шпионский боевик с множеством интриг и остальными сопутствующими атрибутами. Далее динамика сюжета пропадает, появляется множество рассуждений о «новых людях» и человеческой истории, зачастую очень противоречивые, также автор сваливает на читателя описания искусственного языка, методику его обучения — всё это выглядит сейчас наивно, а тогда называлось «speculative fiction», вот так можно классифицировать этот рассказ. Концовка же вообще оказалась скомканной до предела, видимо, автор на пике вдохновения неожиданно вспомнил, что пора закругляться, и быстро расписал финал.

В целом, не очень удачная ранняя работа Хайнлайна, рассказ можно порекомендовать лишь тем, кто серьёзно собирается прочитать всё творчество автора.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата»

GBV, 30 января 2010 г. 21:58

Несколько необычный роман, со своим оригинальным стилем и манерой изложения. Он похож на кристалл, красоту которого можно увидеть, если посмотреть на него под определённым углом. Эту красоту книги я понял далеко не сразу. Читая в первый раз — думаешь, чего же всё-таки курил автор, чтобы придумать такое, определённое мнение о произведении сложить трудно. Читаешь во второй раз — начинает складываться некоторая целостная картина, но всё равно роман кажется какой-то детской сказкой. Ну а с третьего раза начинаешь подмечать, насколько интересно подан материал, само повествование кажется уже более серьёзным, а придуманный автором мир Дримленда — красивым и насыщенным, хотя Лавкрафт иногда обрисовывает его недостаточно подробно. Отсутствие диалогов, тяжеловесные, постоянно повторяющиеся языковые конструкции — это тоже уже воспринимается как часть неповторимого стиля. Вот примерно таким образом я знакомился с пока единственным своим произведением Лавкрафта.

Так что если эта книга вам не понравилась с первого прочтения — не отчаивайтесь, возможно, стоит её перечитать, ведь с первого раза сложно запомнить все описанные приключения и места, в которых бывает ГГ во время своего фантастического путешествия. Вообще роман имеет некоторые жизнеутверждающие мотивы — если человек уж очень стремится к своей мечте, то ему ничего не может помешать, даже боги.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Джон Норман «Пленница Гора»

GBV, 25 января 2010 г. 19:26

С одной стороны — далеко не лучший роман из Горского цикла, с другой — вполне показательный для Нормана. Уже с этой книги становится очевидно, что автор зря превратил цикл в мыльную оперу, ограничившись он одной первой книгой, особенных претензий от меня не было бы.

В основном в романе идёт подробное, местами дотошное, описание превращения богатой земной женщины в примерную горианскую рабыню, как физически, так и психологически. Не знаю, серьёзно ли автор считал, что место женщины — у ног мужчины, с ошейником на шее, но смысл книги получается примерно такой, садо-мазо планетарного масштаба. Особый интерес вызывает разве что окружающий мир, но для него, в общем, существуют первые книги цикла. В остальном же — скучные описания переживаний героини, бесконечные повторы, перемещение героини туда-сюда, смена хозяев, ну, немного экшена, как же без него в мире Гора.

Книги может оказаться полезной лишь для тех, кто серьёзно намерен заняться торговлей живым товаром (только помните, на планете Земля это уголовная статья), т.к. подробно описаны процессы транспортировки рабынь, их обучение, виды наказаний, поддержание в тонусе, обращение с грузом в экстремальных обстоятельствах, способы связывания рабынь, методика управления внутри рабской группы и т.д. Все же остальные могут с чистой совестью пройти мимо этого литературного произведения, ничего серьёзного в плане литературного развития в таком случае не потеряв.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Роберт Силверберг «Железный канцлер»

GBV, 25 января 2010 г. 16:58

Хороший рассказ, не без иронии и морали. Люди всегда стремятся спихнуть свои нелюбимые обязанности кому-то другому, будь то даже жестянка с электронным мозгом. А когда что-то идёт не так, ещё и обижаются на жестокую судьбу.

В рассказе показана интересная ситуация, когда семья толстяков (как реальных, так и мнимых) оказалась в заложниках у своей же диетической программы в лице харизматичного кухонного аппарата по кличке Железный канцлер. Конечно, канцлер проявил недюжинные способности, чтобы принудить людей к диете, и в конце получилась трагикомическая ситуация, когда не знаешь, смеятся с положения заточенной семьи, или сочувствовать им.

Выводы по прочитанному можно сделать следующие:

- нельзя перепрограммировать роботов отвёрткой в домашних условиях;

- лучше самим сесть на диету, чем ждать, пока этим вопросом займётся кто-то другой;

- повнимательней смотрите за «умной» кухонной утварью — возможно, вы станете свидетелями зарождения новой цивилизации.

Приятного всем чтения :biggrin:

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роберт Силверберг «Ночные крылья»

GBV, 10 января 2010 г. 21:03

Превосходный роман, обаяние которого заключается не в каком-то закрученном или динамическом сюжете, а наоборот, в спокойствии, неторопливости развития событий. Большую часть книги занимает история старика-наблюдателя, работа которого по предупреждению атаки на Землю стала по объективным причинам неактуальной. В результате он отправляется в свободное путешествие, решает заняться тем, к чему всегда лежала душа, встречаясь по пути с интересными людьми (и не только людьми).

Вся глобальность описываемых событий, как это часто бывает у Силверберга, доносится до читателя только в конце: старик идёт к очищению, духовному и физическому, чтобы омолодиться и снова прожить свою жизнь, наблюдая по пути за картинами упадка Земли, принимая немало сложных решений, в том числе и в некотором роде предательство человечества, узнаёт много о других эпохах Земли, видит следы былого величия людей. А ведь вместе с ним благодаря вторжению инопланетян всё человечество проходит искупление за грехи своих славных предков, подводя черту под Третьим циклом и начиная Четвёртый, входя в него уже очищенным, с новыми надеждами и стремлениями. И в этой новой эпохе старику снова понадобятся его подзабытые навыки наблюдателя, а молодая воздухоплавательница обретёт более глубокий смысл жизни, чем просто полёты под луной.

Всё это описано просто превосходно: чувства людей, различные мелкие, но показательные эпизоды, подведение итога романа. Всё идёт, всё меняется, и человечество тоже не может всю историю придерживаться за одни идеи, традиции или страхи...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Артур Мейчен «Сияющая пирамида»

GBV, 6 января 2010 г. 21:46

Скучноватый рассказ, читать который было интересно разве что из-за расследования — кто же эти знаки оставляет. Но в нём нет интересной, художественной концовки этого расследования — ну понаблюдали там два англичанина за сверхъестественным явлением и разбежались по домам, к чему это всё было, зачем нужны были те обозначения и какие должны быть последствия — в итоге непонятно. В общем, не мой жанр, прочитал и забыл, что же ещё можно сделать с этим рассказом?

Оценка: 4
– [  6  ] +

Фредерик Пол «Чрезвычайная миссия Финеаса Снодграсса»

GBV, 6 января 2010 г. 20:55

Рассказ-предупреждение романтикам, которые считают, что можно и даже нужно изменить прошлое к лучшему, избавив мир древности от болезней. Непродуманное вмешательство в историю приводит в технологическому дисбалансу, когда людей много-много, а технологии развиваются слишком медленно, медленнее по отношению к количеству населения, чем в нашей реальности. Здесь уж автор чувствует себя как в родной стихии — тема перенаселения часто встречается в произведениях Пола. Ну а концовка получилась, по-моему, самая логичная и реалистичная, какую можно было придумать в данном случае.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Реджинальд Бретнор «Корень зла»

GBV, 6 января 2010 г. 20:40

Всю описанную в рассказе историю можно было запихнуть в один анекдот, не расписывая все подробности окружающей обстановки художника Амброзия, которые абсолютно неинтересны. Да и с позицией автора я совершенно не согласен (может, он это и не от себя писал): критики не влияют кардинально на доходы творцов искусства, зачастую низкосортная, по мнению критиков, литература, кино и другие разделы искусства пользуются значительно большей популярностью и приносят создателям большую прибыль, чем многие высокоинтеллектуальные и высокохудожественные произведения, которым не помогают и благосклонные отзывы критиков. А тут

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убили всех критиков — и все художники враз разбогатели.

Что поделаешь, анекдоты часто основаны на очень даже спорных и условных предположениях.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Айзек Азимов «Я, робот»

GBV, 5 января 2010 г. 23:48

Хороший сборник рассказов, где автор не просто вывел свои знаменитые три закона роботехники, но продемонстрировал различные парадоксы и особенности исполнения их роботами. Воедино рассказы связаны общими героями, работающими с роботами, особенно Сьюзен Келвин, которую почитатели Азимова могут встретить и вне данного сборника.

Хоть рассказы и связаны темой роботов и искусственного интеллекта, но во многом отличаются друг от друга. Первый показался мне наиболее наивным, детским, для всей истории он ценен, пожалуй, только показом Келвин в юности. Дальше идут интересные истории испытания разных моделей роботов двумя испытателями, в ходе которых автор сыплет на читателя много технических подробностей, а главное, создаёт интригу, в чём же причина всяких неисправностей роботов, с которыми приходится сталкиваться героям. Поэтому их было особенно интересно читать, распутывать эти логические парадоксы трёх законов. Ну а дальше идут несколько рассказов, связанных с самой Келвин и рассказанные ей «левые» истории, например, о роботе-политике.

Всем, кто интересуется золотым веком фантастики, в частности, фантастическими роботами в «каноническом» исполнении — однозначно рекомендовано к прочтению. Но не забывайте, что у Азимова есть и много чудесных отдельных рассказов :dont:

Оценка: 9
– [  6  ] +

Роджер Желязны «Фрэнк Сэндоу»

GBV, 13 декабря 2009 г. 15:29

Не знаю, что меня больше всего привлекает в этом цикле, но нравится он мне не намного меньше, чем «Хроники Амбера». Первый роман интересен, пожалуй, в первую очередь своим харизматичным главным героем, его размышлениями, необычным жизненным путём, показывающим, что человек при наличии воли и старания всегда сможет найти достойное место в обществе. Второй роман представляет собой потрясающую феерию действий, интересных героев, необычных мыслей. Фрэнк Сандау отходит в нём на второй план, освобождая место нескольким противоборствующим героям. Ну а рассказ — просто бесплатное приложение, совсем необязательный для прочтения, в отличие от обоих романов, которые как минимум не помешает прочитать всем любителям неординарной НФ.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ларри Нивен «Безумная толпа»

GBV, 13 декабря 2009 г. 15:16

Рассказ можно назвать лучшим из не ахти какого сборника «Полёт лошади». Несправедливо обвинённый и уволенный репортёр будущего ведёт расследование с целью понять причины поведения толпы людей при каких-либо экстремальных событиях. Практически весь рассказ ГГ и читателю рассказывают различные технические подробности работы телепортационных кабин, что должно быть интересно любителям твёрдой НФ. Вот только мир недалёкого будущего описан слабо, в основном автор указывает лишь на влияние мгновенной телепортации на общество, что ко времени написания рассказа уже стало изъезженной темой. Да и концовка подкачала

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которой практически нет — всё естественным образом вернулось на свои места, все знания, полученные ГГ, остались ему для общего развития, в чём тогда смысл всех этих изысканий — осталось в итоге непонятно

Оценка: 7
– [  3  ] +

Филип Фармер «Врата мироздания»

GBV, 27 ноября 2009 г. 17:22

Опять у Вольфа проблемы из-за Хрисеиды. С его могуществом легче было бы создать клон украденной возлюбленной и продолжать дальше жить припеваючи. Так нет, понесла его нелёгкая в другой, чуждый ему мир за новыми приключениями. К счастью для читателей...

Хоть события этой части цикла происходят не в Пирамидальном мире, мир Уризена, в который попадает Вольф, тоже очень занятный. Автор снова включил на максимум свою фантазию, создав серию оригинальных планет, заселённых не менее оригинальными существами, на которых ГГ придётся путешествовать в компании высокомерных родственников-оболтусов, чтобы спасти Хрисеиду из плена. В общем, продолжение получилось достойное первой части, все положительные черты были сохранены, а вот что Фармер дальше о Вольфе не писал, действительно жаль — дальнейшая «кикаханания» меня не так впечатлила.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Филип Фармер «Создатель Вселенных»

GBV, 27 ноября 2009 г. 17:10

Прекрасный образец приключенческой фантастики с очень интересным, живым и оригинальным миром, в который попадает ГГ. Фармер нафантазировал много разных существ, местностей и персонажей, с которыми читатель не соскучится, само повествование читается легко и с интересом, есть определённая интрига в сюжете, а экшн, зачастую очень кровавый, плавно переходит в спокойное описание удивительного Пирамидального мира. Лично мне не помешало насладиться этой книгой даже отвратительное качество издания и перевода. Так что для подростков и тех читателей, кто читает фантастику ради фантастики, а не высоких художественных параметров, эта книга — идеальное решение.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Свет Угрюмого»

GBV, 15 ноября 2009 г. 21:33

Совсем необязательный рассказ в и без того весьма условном цикле. Наверное, это действительно лишь мимолётная зарисовка автора перед двумя замечательными романами. По меркам Желязны, впрочем, рассказ может быть вполне достойным произведением, это в своём роде проверка Сандау на его отцовские качества, а следовательно, и на человеческие — остаток человеческих качеств у того, кто сравнялся по могуществу с богом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Рука закона»

GBV, 15 ноября 2009 г. 21:23

Рассказ может показаться устаревшим, тема с роботами-полицейскими давно затаскана в кинематографе всякими там «Робокопами», однако одного у него не отнять — превосходное чувство юмора автора не даст заскучать читателю от начала до конца произведения. Не понравилась только неубиваемость супер-робота — уж слишком он легко со всем криминалом разобрался. Рекомендую к лёгкому, интересному чтению.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Айзек Азимов «Слишком страшное оружие»

GBV, 15 ноября 2009 г. 21:10

При прочтении чувствуется, что это очень ранний рассказ Азимова, он ещё не отточил свой несомненный талант, но читать рассказ можно и нужно не только из-за уважения к автору. Хорошо показано, к чему приводит неумение людей учится на ошибках из своей истории, получается такая себе конкиста, перенесённая на Венеру, но с несколько другим исходом, чем в Америке...

Оценка: 8
⇑ Наверх