Обзор альбома Anathema — Distant Satellites (дата релиза 09.06.2014)
После своего кам-бэка в 2010 году с альбомом We're Here Because We're Here, который был просто великолепен, в десятых годах текущего века легендарная группа Anathema стала проявлять большую творческую активность, одновременно претерпевая стилистические изменения в своём саунде и ступая на новую, в чём-то экспериментальную тропу. Причём состав группы начал с большой интенсивностью меняться: сначала в 2011 году ушёл клавишник Les Smith, на замену которому пришёл в 2012 году итальянский мульти-инструменталист Daniel Cordoso, затем, незадолго перед выходом рецензируемого нового альбома, ушёл Jamie Cavanagh (его сменил тоже итальянец Tobel Lopes). Ходили слухи, что Джон Дуглас тоже якобы ушёл, но всё-таки участие в новом творении он принял, сочинил один трек — заглавный Distant Satellites, но в титрах почему-то автором партий ударных многие источники указали того же Даниэля Кордосо. Продюсировал альбом, как и предыдущий Weather Systems, Christer Andre Cederberg, некоторые треки также свёл небезызвестный Steven Wilson.
По моему мнению, дорога, на которую ступили Anathema уже в альбоме 2012 года Weather Systems, достаточно спорна и неоднозначна. Альбом 2010 года We're Here Because We're Here всё ещё сохранял мягкость, чувственность и эфемерность Анафемы конца 90-тых — начала 00-ых годов, однако подал этот фирменный почерк под новой, позитивной и оптимистичной парадигмой. А вот уже с Weather Systems начались изменения. В чём же? Во-первых, раньше, до 2012 года, альбомы Анафемы были по настроению, более ли менее, однородны. Единая концепция, как идейная, так и стилистическая, пронизывала альбомы целиком. Начиная с Weather Systems, появилось расслоение и высокий контраст между позитивными песнями, даже я бы сказал слишком позитивными, и песнями, полными боли, метаний, отчаяния — то есть, по большей части негативных чувств. Звучит как-то весь альбом от этого совершенно неорганично — вот тут любовь, счастье и все дела, а дальше боль и печаль. Во-вторых, стало больше вокалистки Ли Дуглас. Если раньше она лишь дополняла голос Винсента, и больше пела на бэк-вокале, то теперь берёт ведущие партии во многих песнях и соревнуется с Винсентом на равных. Да и сами их голоса изменились — мягкость, приглушенность и чувственность их вокала, что мне так нравилось в Анафеме, исчезли напрочь, вокал стал чётким, глубоким, напористым и куда более сильным. В-третьих, изменились сведение и мастеринг, аналогично вокалу. Музыка стала слишком резкой и яркой, давящей на голову и чувства. Да и эксперименты в песнях, сочинённых Джоном Дугласом, достаточно спорные — электронные сэмплы стали играть большую, но отнюдь не положительную роль.
Все эти изменения, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Хотя почитателей нового звучания "Анафемы" найдётся очень много. Альбом Distant Satellites развивает спорные идеи Weather Systems, всё больше загоняя группу в дебри экспериментов. Группа потеряла чувственность, прозрачность, мелодичность, и променяла их на на напор, контрасты, чёткость и сильное воздействие на слушателя. Из-за этого сильного воздействия переслушивать последние два альбома совершенно не хочется, когда как Judgement можно заслушивать до дыр даже спустя 15 лет.
Обзор альбома Alcest — Shelter (дата релиза 17.01.2014)
Сочинив материал в 2012-2013 годах, французский мульти-инструменталист, а также основатель и лидер проекта AlcestСтефан По (известный больше под псевдонимом Neige — в переводе со французского "Снег") отправился в Исландию для записи своего четвёртого полноформатного альбома. Помимо своего постоянного ударника Winterhalter, на сей раз он заручился поддержкой многих сессионных музыкантов, среди специальных гостей на новом творении были задействованы основатель группы Slowdive (поклонником которой является Неж) Neil Halstead, женский исландский коллектив Amiina, записавший струнные инструменты оркестра (strings), а также множество других участников с известностью поменьше. Запись проходила в студии Sundlaugin, сведение и мастеринг сделал Birgir Jón Birgisson со своими ассистентами.
В своих интервью Neige говорил, что пишет музыку больше для себя, чтобы отразить в ней свой эзотерический опыт, который произошёл в его детстве, это были видения и ощущения другого, запредельного мира, мира, в котором обитает душа. После того, как в 2002 году, сразу после выхода демо (которое было в жанре Black metal), Стефан остался в группе один, он как раз и взял курс на осуществление этого. После переходного EP "Le Secret" первый полноформатник целиком и полностью олицетворял и выражал задуманное. Сочетание шугейзовых гитар с тёплыми пост-роковыми аккордами и приятным вокалом на родном французском действительно доставляло незабываемые впечатления с самого первого прослушивания. Дальнейшие два альбома не сильно отличались по стилистике, продолжая линию развития, взятую дебютником, и претерпели лишь незначительные изменения. Чистый вокал чередовался со скримингом, длинные комплексные композиции — с непродолжительными вставками. Напор и боль сменялись умиротворением и зыбкой красотой. И в этом плане Shelter — это ощутимый шаг вперед в развитии идей Нежа, который оставил неизменным их содержание, а форма стала ещё более совершенной.
Начинается альбом с прекрасного вокального Intro под названием Wings. Стефан говорил, что больше хотел уделить внимания работе над вокалом, и с первой же минуты альбома становится понятно, что своих слов он на ветер не бросал, и действительно добился в этом успехов: мечтательное и эфемерное интро переносит в мир спокойствия и красоты. Затем следует главный хит альбома — композиция Opale, самый, наверное, позитивный и приятный трек Alcest, который не надоедает и после сотого прослушивания, если чередовать его с другой любимой музыкой. Уже на ней становится видно, что шугейз теперь у Alcest менее "пост-блэковый", более мягкий и воздушный, и при этом в наличии все характерные для творчества музыканта черты. Дальнейшие композиции весьма разнообразны, и среди них можно выделить Voix sereines — медленное, и в то же время мощное полотно, мистическую и атмосферную L'éveil des muses, раскрывающую потенциал обновлённого шугейза проекта, заглавный скромный трек Shelter с клавишными, и песню с гостевым вокалом Neil'а Halstead'а — Away на английском языке. А завершается альбом просто его несомненной жемчужиной — эпической Délivrance, в которой вокал, струнные и размытые гитарные саундскейпы растягиваются в зефир на целых десять минут, причём продуманность и развитие композиции при этом не теряется.
Альбом, как и любое новое творение Alcest, был принят весьма неоднозначно, от восторга до ненависти различались впечатления, истинные поклонники пост-блэка оказались весьма разочарованными из-за ухода от металлических клише, скриминга, в пользу более подходящих для такого уровня развития возможностей — атмосферы, мягкости и тёплого всепоглощающего света. И именно засчёт бесспорного для меня шага вперёд новый альбом Alcest "Shelter" становится следующим витком в развитии мастерства Нежа, а также главным релизом 2014 года априори.
Обзор альбома Tides From Nebula — Eternal Movement (дата релиза 04.10.2013)
Талантливые поляки Adam Waleszynski (гитара), Maciej Karbowski (гитара, клавишные), Przemek Weglowski (бас-гитара) и Tomasz Stolowski (ударные) образовали группу Tides From Nebula в 2008 году. За год они сочинили и записали более 40 минут материала и выпустили в 2009 году пластинку "Aura". На этом этапе развития группы их музыка представляла собой драйвовый и мелодичный пост-рок\пост-метал с потрясающими риффами, басовой партией и сочной музыкальной структурой. Альбом был хорошо принят критиками, получил высокие оценки и попал на высокие места в рейтингах. Спустя некоторое время группу услышал по радио известный польский композитор Збигнев Прайснер, был впечатлён, и предложил молодым ребятам свои знания и опыт. Под продюсерством Прайснера поляки выпускают в 2011 году свой новый LP "Earthshine" — монументальную работу, холодную, отстранённую, для записи которой они удалились в уединённые горы. Збигнев Прайснер привнёс новое в творчество группы, измерение эмбиента и кинематографичности. И вот, спустя 2 с половиной года после выхода Earthshine, наступает релиз уже третьего альбома "Eternal Movement", который состоялся буквально на днях.
Уроки Прайснера не прошли даром для группы. Более того, на этот раз музыканты снова выбрали замечательного продюсера — им стал Christer Andre Cederberg, который продюсировал последний шедевр "Анафемы" "Weather Systems". Новый альбом — синтез индивидуального звучания группы, заданного на дебютнике (тезис), и эмбиентно-мелодичного спокойного полотна Earthshine (антитезис). Сочный, стильный и размеренно-энергичный пост-рок с интересными мелодическими ходами уносит нас в другие миры, хотя группа ничего не говорит о своей "космичности", ребята просто пишут и играют музыку, которая им близка, которую они хотят писать и играть. Альбом в общем и целом можно охарактеризовать эпитетом "Тотальный". Спокойствие и саундскейпы чередуются с напором и энергией, такого продуманного и разнообразного пост-рока ещё поискать надо, новый материал, который записывался в течении шести месяцев в студии — результат большой и вдумчивой работы, которая заслуживает признания. Критикам из музыкальных фэнзинов такой пост-рок может показаться слишком обычным, но как раз в его классическом обличье и обычности заключено его великолепие. Он не хватает звёзд с неба, не стремится удивить или подавить, а просто даёт возможность наслаждаться мелодиями, риффами и общей атмосферой. А это всё присутствует на альбоме почти что в совершенной форме. Ну что ж, молодая группа Tides From Nebula уже имеет в своей копилке три альбома, каждый из которых можно назвать если не шедевром, то весьма и весьма удачным на фоне большинства других пост-роковых альбомов от коллег по цеху. В одном из интервью музыканты признались, что хотели бы выступать на концертах и записывать хорошие альбомы в течение долгого-долгого времени. Это обнадёживает. Остаётся пожелать им вдохновения и удачи.
Ввиду приближающейся годовщины выхода альбома We're Here Because We're Here решил поделиться переводами песен, сделанными собственноручно. Рецензировать альбом не буду — музыка и лирика не нуждаются в комментариях.
1. Тонкий воздух (Thin Air)
текст
Любовь свободна
Во времени, в мире
И сейчас — здесь
Эта жизнь, эта мечта
Ты знаешь это чувство, но.. неужели оно всё
в твоём уме?
Когда ты знаешь что чувство, оно поднимается
и опускается через всю твою жизнь
И иногда кажется, что есть жизнь в твоих
глазах
И всё, что я знаю это то, что я люблю тебя
Да, я люблю тебя
И такое чувство, что мы почти летаем
Но воздух слишком тонкий и мы умираем
Облака вокруг поднимают нас выше
А мир далеко внизу полыхает в огне
Я протягиваю свою руку только чтобы
коснуться тебя
И всё, что я знаю это то, что я люблю тебя
Видение-обещание рая
Причина вечной жизни
Ты только шёпот вдалеке
Мы зашли слишком далеко, нет пути назад
Вот где мы стоим и понимаем это
Это то, что мы есть, один шаг ближе
В тонкий воздух и мы прибудем на место
Мы зашли слишком далеко, нет пути назад
Вот где мы стоим и понимаем это
Я чувствую твоё дыхание
Ты только шёпот вдалеке
Мы зашли слишком далеко, нет пути назад
Вот где мы стоим и понимаем это
Это то, что мы есть, один шаг ближе
В тонкий воздух и мы прибудем на место
Мы зашли слишком далеко
Вот где мы стоим
2. Горизонт летней ночи (Summernight Horizon)
текст
В лунного света
В лунного свет бледных объятиях
Мы подошли к тому, чтобы познать пространство между нами