Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «yakubovich» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2

Статья написана 4 июня 2012 г. 19:53

Интервью сайту Космоопера.ru

Настоящая фантастика – это кривое зеркало, в котором отражается реальность…

1. Согласны ли Вы с тем, что писательство сегодня стремительно превращается в хобби? Небольшие тиражи, низкие гонорары, прожить на которые невозможно...

Идеальный писатель, на мой взгляд, — это граф Лев Николаевич Толстой. Имение давало солидный доход, а графский титул помогал в общении с издателями. Можно было спокойно рассуждать о глобальных проблемах, не отвлекаясь на бытовые мелочи. Правда были еще огромный талант и соответствующая работоспособность.

Ну а если серьезно, положение русскоязычных профессиональных писателей и в самом деле очень тяжелое. Однако, думаю не стоит отчаиваться. Взгляните на западные страны — там практически безболезненно переходят на электронные книги. Они устраивает всех: издавать проще и быстрее, покупать в разы дешевле и удобнее. А для писателей просто ничего не изменилось — за проданную рукопись они по-прежнему получают гонорар, роялти и все что там, у проклятых буржуев, положено.

Ключевой момент в том, что читатели покупают книги, а не скачивают их на пиратских сайтах. Когда в русскоязычной книготорговле произойдет то же самое, ситуация вернется в прежнее русло. Вот только какое время займет этот процесс и сколько усилий потребуется для этого, сказать не берусь.

Писательство как хобби? Да, конечно. Но именно для любителей. Это замечательное занятие, когда можешь ему предаваться, не будучи связанным планами издательств и редакций. И не думая кому и за сколько продать готовую рукопись, потому что есть основная работа с хорошей зарплатой. Много таким образом не напишешь — так и не надо.

Я так и пишу. Писательство для меня никогда не было тяжелой работой — только в удовольствие. За эти годы я познакомился со многими интересными авторами-любителями, которые относятся к сочинительству точно также. Недавно издательство "Млечный путь" выпустило сборник рассказов "Программист и бабочка". Особенность книги состоит в том, что все авторы — программисты. Там есть мои рассказы, и рассказы моих друзей. Судя по отзывам, книга получилась очень удачной.

За десять лет выросло целое поколение писателей-любителей, многие из которых способны составить (и уже составили!) конкуренцию профессионалам. И это хорошо. От конкуренции всегда выигрывает конечный пользователь — читатели фантастики, то есть все мы.

2. Согласились ли бы Вы участвовать в каком-либо издательском проекте — т.е., вести очередную сюжетную тему в мире, придуманном не вами? И, вообще, — Ваше отношение к сериальной фантастике?

Я страшно люблю Star Trek. Почти фанат. В 1996 году, когда переехал в Израиль, обнаружил, на одном из телеканалов ежедневный показ этого сериала. Это был "The Next Generation" с капитаном Пикардом и роботом Дэйта. До отъезда у меня не было видеомагнитофона, а в видеосалонах тогда показывали только боевики с карате. Я даже не подозревал, что на свете есть ТАКОЕ! Каждый вечер в пол-одиннадцатого я устраивался перед телевизором, и у меня было 45 минут полного счастья.

По-поводу участия в издательских проектах. У меня уже есть удачный опыт работы в соавторстве. Участие в большом проекте станет новым интересным опытом. Почему бы и не попробовать? Многое зависит от самого проекта, от его общей направленности, от мира в котором происходит действие.

Возьмем тот же Star Trek. Авторы создали целую Вселенную, населили ее мыслящими существами, заставили их воевать или сотрудничать. Все логично, все выверено до мелочей. В то же время корабль всегда может встретить новую планету — и тут открывается полный простор для писательской фантазии. Писать для подобного проекта сплошное удовольствие.

А вот скажем "Мир метро" меня не вдохновляет. Он недостаточно продуман и, на мой взгляд, попросту нежизнеспособен. Конечно, главный герой лучше смотрится на баррикадах с автоматом, чем с лопатой в хлеву, по колено в навозе. Но ведь на самом деле жителям метро главным образом приходилось бы заниматься именно этим. Вообще, не верится, что целая колония людей может выжить в таких условиях.

Меня уже пригласили в один из новых больших проектов, не стану пока называть его. Проект только начинают, и я жду, что из этого получится. Если будет интересно, то непременно подключусь. А просто ради заработка не стану. Это сфера деятельности профессиональных писателей. Они умеют одинаково хорошо реализовывать на бумаге и собственные сюжеты и писать на заданную тему. Потому они и профи, это их работа. А я все-таки любитель.

3. Перечитываете ли Вы свои уже изданные книги? Или, — никогда?

Прежде чем ответить на этот вопрос, покопался в интернете. И нашел много интересного. Основное мнение таково: перечитывать собственные книги — опасное занятие. Оказывается, перечитывая через несколько лет свою книгу, авторы первым делом обнаруживают ранее не замеченные собственные ляпы. Потом видят, что к ним присоединились еще и ляпы редактора. К тому же, со временем взгляды писателя на то, как следует писать, меняются. В общем — ужас, ужас! И возникает труднопреодолимое желание немедленно сесть и все переписать. А поезд-то уже ушел!

Я так попался с "Санитарным инспектором". Недавно перечитал книгу, и расстроился. Потом решил сделать новую, так называемую "авторскую редакцию". Эту версию я выставил на своем сайте и только тогда успокоился.

Это случилось прежде, чем узнал, что я не первый и не последний, кто попал в эту ловушку. Теперь подобные ошибки повторять не буду. Уже изданные книги — ни перечитывать, ни переписывать!

А вот озвучку своих книг и рассказов слушаю с удовольствием. Особенно "Программиста для преисподней". Эту книгу начитал петербургский артист Борис Хасанов. Я очень благодарен ему за эту работу. Когда читает профессионал и книга звучит лучше.

4. Вам, как читателю, какое направление фантастической литературы более всего интересно?

На мой взгляд, настоящая фантастика — это кривое зеркало, в котором отражается реальность, наша жизнь со всеми ее плюсами и минусами. В этом плане для меня эталоном фантастического произведения всегда был "Билет на Планету Транай" Шекли.

Сейчас таким эталоном стал Терри Пратчетт. Хотя с фэнтези в целом у меня отношения сложные. Например, я с удовольствием в свое время прочитал Хоббита. А вот цикл Властелины Колец меня оставил совершенно равнодушным. Тут ведь не было качественного скачка, а только количественное увеличение уже однажды написанного. Поэтому мне хватило одного Хоббита.

Мне ближе не классика этого жанра, с ее непременными путешествиями, магическими превращениями и битвами, а фэнтези юмористическая. С удовольствием прочитал МИФы Асприна и Белянинского Царя Гороха. Кстати, Белянин значительно глубже. Очень нравится в этом жанре Михаил Успенский — глубокое знание сибирского фольклора в сочетании с умением выстроить нестандартный сюжет, плюс великолепный своеобразный литературный язык и конечно море юмора.

Это не значит, что мне нравится вся юмористическая фэнтези. Юмор просто ради смеха быстро наскучивает. Настояший юмор — он как сладкая оболочка у горькой пилюли.

Думаю, никого не удивлю, если скажу, что запоем прочитал всего Лукьяненко. Кроме Дозоров — ну не трогают меня эти разборки одинаково чужих и непонятных мне существ.

Единственное что категорически отрицаю — это ужастики, особенно с вурдалаками и оборотнями. Не могу понять, откуда у современного читателя вдруг прорезался такой интерес к нечисти? По-моему это полный абсурд — читать на каком-нибудь суперсовременном iPade скачанные из интернета примитивные средневековые страшилки.

В общем, с указанной оговоркой, принимаю все направления. С условием, что написано на хорошем литературном уровне.

18 мая 2012 г.

Читать интервью

на сайте Космоопера.ru

на сайте www.yakubovich.com


Статья написана 4 июня 2012 г. 19:46

Все упирается не в читателя, а в издателя...

1. Научная фантастика сегодня не пользуется спросом со стороны русскоязычных читателей — потому почти и не издается. Так утверждают издатели. Т.е., проблема в читателе. Читатели фантастики конца прошлого века и века нынешнего, на Ваш взгляд, отличаются?

Давайте начнем с издателей. Они, скажем так, немного лукавят. Да, читатель с удовольствием покупает раскрученную серию. И нам говорят: "Вот видите, читателю это нравится".

С другой стороны, читатель может выбирать лишь из тех книг, которые напечатаны. Спрашивается, как определить спрос на книги, которые читателю не предлагали? Издатели отчасти сами формируют вкус читателя, приучая его к тому, что им самим выгодно с коммерческой точки зрения. Фантастика, к сожалению, стремительно превращается в одну из отраслей индустрии развлечений. А там свои законы.

Что касается читателя, то он, конечно же, сильно изменился. Людям стало неинтересно читать о возможных новинках техники в будущем. Уже сегодня есть столько всего, что мы порой с трудом справляемся с обрушившимся на нас изобилием и разнообразием. Мы, не задумываясь, пользуемся последними достижениями науки, используем устройства невероятной сложности в повседневной жизни, и считаем это нормой. Какое там научное предвидение — разобраться бы с возможностями своего нового телефона!

Связь и транспорт стремительно обгоняют самые смелые прогнозы фантастов 60-х. Видеоразговор с любой точкой Земли — сегодня норма. Мы больше не путешествуем в изначальном смысле этого слова. Планета из огромного мира, полного неизвестности и опасностей, превратилась в маленький обустроенный мирок, в любое место которого можно попасть за считанные часы в полном комфорте.

Отсюда падение общего интереса к событиям и достижениям, еще в прошлом веке приковывавшим внимание всего человечества. Полярные экспедиции и научные станции в Антарктиде. Морские и подводные экспедиции, первые полеты в космос. Высадка на Луне, за которой весь мир, затаив дыхание, следил в прямой трансляции... Все это в прошлом.

Сколько людей сегодня могут внятно рассказать о международной космической станции? Очень многие вообще не знают о ее существовании. А сколько научных станций работает сегодня в Антарктиде? Я тоже не смогу ответить на этот вопрос.

Однако есть и третий участник процесса. Это — сами писатели. Сегодня в фантастике практически отсутствует тема освоения Солнечной системы. На мой взгляд — совершенно незаслуженно. Это же безумно интересно: строительство первых постоянных станций, а потом и колоний на Луне и Марсе, исследования больших планет. Космические корабли, способные обеспечить подобную колонизацию. Жизнь и работа во внеземных колониях.

А политические аспекты колонизации? Неизбежные конфликты, возникающие при дележе территорий и полезных ископаемых. Или, скажем, борьба за удобные места для производства электричества из солнечной энергии, и передачи ее на Землю. Тема колоссальная и практически неразработанная.

Что же останавливает писателей? Рискну предположить следующее.

Предвидеть и описать относительно близкое будущее требует немалых усилий. Чтобы писать в стиле Жюля Верна или Артура Кларка писатель должен иметь солидный багаж знаний. Необходимо перелопатить огромное количество информации. Выбрать и сформулировать жизнеспособный вариант развития космонавтики и колонизации планет. К тому же следует разбираться и в политике. Если в СССР все было понятно: мы — хорошие, они плохие, то сегодня так писать уже нельзя.

Ох, как все это непросто! Проще и спокойнее писать о далеком будущем. Сделал гиперпрыжок, шарахнул фотонной торпедой, а потом добил из бластеров. А как он устроен, этот бластер, на каком принципе работает?

Интересно. После того как написал этот фрагмент увидел на вашем сайте, что издательство "Фантаверзум" набирает рассказы в сборник "Яблони на Марсе". Искренне обрадовался — значит, все-таки пишут на эту тему. Но, это совсем не то, о чем я говорил. Просто отдельные рассказы, выпущенные крошечным тиражом.

А вот крупные издательства, похоже, считают что "народу это не нужно". Вот мы и вернулись к тому, с чего начали — все упирается все же не в читателя, а в издателя.

2. Ваши произведения некоторые критики относят к юмористической фантастике... Вопрос: не возникает ли у Вас иногда желания написать что-то непохожее на все то, что было написано вами ранее. К примеру, что-то от первого до последнего слова совершенно серьезное, прогностически мрачное?

Знаете, "Санитарный инспектор" можно отчасти отнести к категории романов-предупреждений. Я хотел показать, как бездарно и преступно расходуются колоссальные денежные средства, выделяемые на гуманитарную помощь. В моем романе ООН превратилась в ООП — Организацию Объединенных Планет. Это огромная и неповоротливая бюрократическая машина, сотрудники которой рассматривают свои должности лишь с точки зрения личной карьеры и возможности быстрого обогащения.

Однако, в целом про книгу никак нельзя сказать, что она серьезная или мрачная. У меня вообще другой стиль, думаю в принципе не получится. Да и зачем? Тут с утра новости послушаешь, так на весь день настроение испорчено. Я хочу чтобы люди улыбались, читая мои книги. А потом, хоть ненадолго, задумывались …

3. Из самых известных ваших книг: "Программист для преисподней", "Санитарный инспектор", "Кодекс джиннов" (написанная в соавторстве) — какая Вам самому кажется наиболее удачной?

Безусловно — "Программист для преисподней". Именно благодаря этой книге меня знает большинство читателей. Книга написана в булгаковской манере — мистика и реальность в ней неразрывно переплетаются. Она неслучайно написана от первого лица — я настолько ассоциировал себя с главным героем, что фактически прожил все действие вместе с ним. Книга вовсе не автобиографическая, но основана на моих воспоминаниях о реальных людях и событиях.

4. Традиционный вопрос: что в ближайших творческих планах?

Если удачно пройдут переговоры с издательством, то будем работать над продолжением "Кодекса джиннов". Похоже, мы с моим соавтором — Сергеем Удалиным — вляпались в полновесную трилогию.

Сейчас работаю над веселой повестью о путешествиях во времени. Такой ироничный взгляд на известную тему под довольно неожиданным углом.

18 мая 2012 г.

Читать

на сайте фантасты.ру

на сайте www.yakubovich.com


Статья написана 3 мая 2012 г. 20:57

Десять лет назад, достаточно неожиданно для самого себя, я написал несколько рассказов.

Первый из них — 1985-й — был написан в мае 2002 года. Через несколько месяцев его опубликовали сразу два журнала фантастики: "Порог", и "Полдень XXI век". Эти публикации, а также письма и комментарии читателей убедили меня, что я занялся своим делом.

В том же году были написаны фантастические рассказы: После Конца Света, Черт со мной, Каприз математика и рассказ в прозе Стакан. Все они выставлены на моем сайте. Конечно, это более поздние редакции — набравшись опыта я "причесал" их и кое-что изменил. Но это по-прежнему те рассказы десятилетней давности — возможно,чуточку наивные, но искренние.


Статья написана 22 декабря 2009 г. 19:05

Издательский дом ABC, Израиль, ISBN 978-965555449-6

Содержание:

Программист для преисподней (роман)

Made in USSR (расказы):

- Что едят американские безработные

- Поэт

- Обломов

- Адажио

- Все хорошо

- Иврит

- 1985-й

Книга продается в Израиле в сети книжных магазинов "Спутник"

В интернете книгу можно купить в интернет-магазине Neshima.com

Подробнее о книге можно узнать на моем сайте


Статья написана 26 ноября 2009 г. 16:49
Еще одна история, связанная с «Программистом для Преисподней».
Как-то рылся в сети в поисках ссылок на себя, любимого, и нашел совершенно страшный пост:
«Kто хочет вместе покончить жизнь самоубийством?
Ищу людей, которые хотят распрощаться с жизнью, и которые хотели бы сделать это Вместе со мной. Это не пропаганда какая-нибудь..никому ничего не навязываю..просто ищу единомышленников».


Сначала не понял, а причем тут мой роман. Затем в ответах на этот пост увидел вот такую запись:
«Забавно. А можно разузнать — что будете делать потом? Ну вот отделите свою плоть от Духа. Дальше что? (…)
Так вот вопросец — а хотите ли Вы надолго застрять в кругах ада? (Это из Данте ).
Или смягчим — зачем Вам попадать даже в чистилища ( по Даниилу Андрееву из Розы мира ). (…)
Так что почитайте Тибетскую книгу мёртвых. Полезно и впечатляет.
Ну если сил нет читать послушайте популярный аудиороман Программист для преисподней»


Я, конечно, не Данте и не тибетский мудрец (если бы Остап знал, что играет такие мудреные партии он бы очень удивился), однако в романе действительно есть описание специального адского наказания именно для людей нашего времени. Вот фрагмент из книги.


Заключенного усаживают в кресло перед экраном (…) На нем грешнику показывают его самого, сидящего перед телевизором. Эти кадры сняты со стороны телевизора, еще при жизни заключенного. Таким образом, грешник видит со стороны самого себя, смотрящего телевизор. Внизу показаны дата и время.
Первые пять минут заключенному даже интересно. Он недоумевает, а в чем, собственно, состоит наказание – ведь всегда приятно и любопытно поглядеть на себя со стороны? Постепенно зрелище самого себя, неподвижно сидящего и уставившегося в одну точку, начинает раздражать. Человек, смотрящий на экран телевизора, в большинстве случаев выглядит, скажем так, непривлекательно. У него остановившийся взгляд, тело неподвижное. Иногда он что-то бормочет, неожиданно по-дурацки хихикает. Часто в это время он ест – неопрятно, не глядя в тарелку, или механически забрасывает в рот из пакета орешки и чипсы.
Вид самого себя, с каменным выражением лица уставившегося в одну точку, рано или поздно выводит из состояния равновесия даже самые эгоистичные и самолюбивые натуры. Грешник раздражается, начинает сердиться на самого себя. Через некоторое время начинает подсчитывать, сколько же часов, дней, месяцев и лет он просидел перед телевизором в своей прежней жизни. И ему становится мучительно больно за бесцельно прожитые годы…


Впрочем, хочется надеяться, что девушка, рекомендовавшая мою книгу как средство от самоубийства, имела в виду ее общий оптимистический настрой. Ведь герой книги тоже отправляется в Ад чтобы спрятаться от неудавшейся жизни, однако в конце концов находит в себе силы изменить свою жизнь и измениться самому.


Страницы: [1] 2




  Подписка

Количество подписчиков: 7

⇑ Наверх