Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kira raiven» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 марта 2023 г. 13:44

Много думаю на предмет сказок, пытаясь вести канал.

Жаль, что времени меньше, чем хотелось бы. И жаль, что теория вопроса по ТГ требует писать ровно один (только) пост в канале в день. ))

Прикладываю мою новую статью, с ней еще работаю, но все же.

Какие сказки в наше время!

"Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь, которую звали Элизой...."

Антон Яковлевич Ломаев (1971), российский художник-иллюстратор, предлагает свое видение всеми нами любимой сказки Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди».

«Я рисую книгу не для каких-то абстрактных детей, а для своих. Я рассказываю изобразительными средствами историю, стараюсь сделать это увлекательно и интересно для ребёнка. Кроме всего прочего, я делаю не просто отдельные картинки, а сочиняю книгу целиком. Пытаюсь сделать так, чтобы ритм её прочтения совпадал с ритмом рассматривания иллюстраций» — говорит А.Я.Ломаев.

https://t.me/ne_prosto_skazki/74

  Сегодня для многих кажется привычным наш новый чудный мир. Где будто бы по мановению мысли мы получаем не только любую информацию, знания, музыку, «окна» в жизнь и миры людей, населяющих другие континенты и страны, но и общение.

Но не живое. Не голос даже, а чаще переписка. Не видео-формат, а просто буквы на экране.

  Общение через экраны мобильных устройств, телевизоров и компьютеров стало обычным и привычным, мы «сидим в телефонах», отказывая себе в живом и личном общении с друзьями. Иногда даже сидя рядом с теми, с кем вместе решили встретиться, мы не смотрим им в лицо. Мы смотрим на их текст в эране.

  А как же с семьей? С детьми?

  «Нет! – скажете вы. — Здесь все остается как раньше!»

Вы скажете: «В этом и есть наша радость в жизни, мы растим наших детей, получая невероятную радость от общения, воспитывая, прививая им те же моральные ценности и веру в добро и справедливость, которые когда-то получили и сами от родителей, бабушек, дедушек, и … книг.»

  И вспоминая о детстве и книгах, мы вспоминаем, где впервые узнали о добре, справедливости и о том, что плохо и что хорошо. Мы узнали об этом в сказках.

Рассказанных или прочитанных нам вслух самыми близкими нам людьми: папой, мамой, бабушкой или дедушкой, сестрой или братом. Так мы и стали теми, кто мы есть.

«Почему все мы в детстве так любим сказки? Воображению необходимо что-то не совсем от жизни, что-то таинственное, чудесное, страшное, но непременно со счастливым концом.» (Юрий Нагибин, 1982)


Что же происходит сейчас?

  Есть много изменений, и не все они в лучшую сторону. Смотрите сами, теперь взрослые в семье не читают детям сказки, дети слушают аудио-версии самостоятельно. А голос человека сменяется на голос искусственного интеллекта. Как, например, в этом «камушке» с маминым голосом, устройстве, которое рекламируют нам как достижение японских продвинутых технологгий.

https://yandex.ru/video/preview/637544094...

Японское устройство с ИИ читает сказки вашему ребенку вашим голосом.


https://habr.com/ru/company/lanit/blog/59...

  При этом сами сказки тоже меняются. Часть из них обретают новый вид, их пытаются трансформировать, чтобы искусственный интеллект (ИИ) подбирал и строил (создавал конфигурацию) сказку для конкретного ребенка.


В некоторых случаях, как у ГК «ЛАНИТ», чтобы в итоге ИИ «программировал» ребенка стать разработчиком – «кодером» в будущем, например.

Или, как в этом примере с экспериментами ИИ, обратившими в конечном итоге внимание на не совсем желаемый результат… Идет подмена понятий, подмена образов,

И результат может быть интересным, забавным, — для нас. Но как это изменит восприятие и шкалу ценностей формирующейся личности?


Детское произведение представили онлайн-сообщество писателей Botnik и приложение для медитации Calm. Сказка написана на основе работ братьев Гримм: разработчики предоставили искусственному интеллекту всю библиографию авторов, чтобы научить алгоритм писать, как они.

На выходе получилось необычное произведение под названием «Принцесса и лиса». Фрагмент сказки в виде аудиокниги опубликован онлайн. Правда, про лису в нем еще не говорится — зато есть лошадь.

«Давным-давно жила-была золотая лошадь с золотым седлом и красивым фиолетовым цветком в волосах. Лошадь принесла цветок в деревню, где принцесса пустилась в пляс от мысли о том, как красиво и хорошо выглядит лошадь. «Она великолепна! — сказала принцесса своему отцу, королю хлеба и сыра. — Ты дашь ей что-нибудь поесть и попить, если я наконец-то выйду замуж за принца?» Понимаете, король давно уговаривал свою дочь выйти замуж за единственного подходящего принца в королевстве. Проблема в том, что она не любила его и продолжала отказывать на его предложения. Обрадовавшись, король сказал: «Пойдем со мной в подвал замка, где у меня есть кусочек пирога и сок для этого странного существа — твоей лошади».

    

   Многие скажут, что ничего плохого не будет. «Это одинарный случай, напрограммировали… Поправим.» Но никто не поправит впечатление малыша.

  Ну и что, скажете вы, он же прочитает множество правильных рассказов. Все восстановится. Ошибки могут быть. Так, наверное, и должно быть, ведь мы развиваемся, и в эпоху «цифровизации» и дети иные. Может, так лучше?

    Если посмотреть на детскую телепрограмму «Карусель», мы уже не увидим там привычных старшему поколению иллюстраций с героями народных сказок. Рисованые персонажи народных сказок, созданные еще в 20 веке лучшими художниками-иллюстраторами, такими, как Билибин, Кочергин или Ломаев, присутствуют теперь только в книгах. Они исчезли с тех мест, где мы и наши дети сейчас «живем», они исчезли с наших экранов.

  Их заменили «фиксики» и девочки из «сказочного патруля», например. Они выглядят в точности вышедшими из компьютерных игр.

  А вот и картинка, которую ищут малыши, они к ней привыкли и хотят увидеть именно таких мультяшек. А других уже не хотят.

  

Более того, персонажи с именами из народных сказок, которые все же появляются в мультипликационных фильмах современности, например, «Руслан и Людмила. Перезагрузка», полностью утратили свою оригинальную идентичность, всю, кроме имен и сюжетной канвы. Нет той самой атмосферы русских народных сказок, остались названия.

  И сказки утратили тайну, веру в волшебство. Утрачена сама по себе сказочность, присущая народным преданиям. Видимо, в попытке угодить некоему абстрактному гипотетическому запросу на развлекательный залихватский контент, в попытке привести всех в подобие диснеевским персонажам и штампам. Запросы рекламодателей подкрепляют именно этот вариант, вот он и заполнил весь эфир.

  Но не весь эфир ребенка. У него есть семья и родители. Нашим детям повезло, мы прочитаем и расскажем про Серебряное копытце Бажова, про Лесных разведчиков Бианки, про Сивку-Бурку, про Ивана царевича и Серого волка, и про тех наших героев сказок, которые научат малыша главному: он столкнется в жизни с опасностями и предательством, но он сможет их преодолеть. Ему помогут и друзья, которые уже появляются в его жизни.

  Вернемся к тому, как это все должно быть, к началу.

Почему дети просят читать им сказки

Сказка символизирует детство. Наверное, каждый из вас помнит рассказанные бабушкой или родителями истории, заполненные волшебством, добротой и справедливостью, построенные на противоборстве добра со злом. Сказка — это кто-то вроде наставника, помогающего поступить правильно в конкретной ситуации.

Вдобавок, ребенку нравится сама атмосфера: когда кто-то из родителей садится или ложится с ним рядом, обнимает, заботливо укрывает одеялом и начинает интересный рассказ. Именно в этот момент дитя чувствует, что он окружен заботой и любовью, а это имеет огромное значение. (Источник: https://needlewoman.ru)

  Психологи расскажут нам, что основа (ядро) личности современного человека полностью формируется в возрасте до шести лет, по сути, в дошкольном возрасте. Открытия теории объектных отношений (50-е годы 20 века говорят нам, что физическое присутствие и контакт с объектом, с любимым человеком каждого конкретного ребенка, имеют решающее, ключевое значение для формирования его дальнейшей психики. И это живое личное общение и есть то, что формирует здоровую психику будущего возрослого.

  Так ли уж просты народные сказки, что их стали заменять, и может ли текущая современность пытаться заменять их? Вот мнение писателя Юрия Нагибина, датированное 1982 годом:

Иллюстрация: Н. Кочергин

«Сейчас дети редко-редко услышат из уст взрослого настоящую сказку. В лучшем случае их попотчуют суррогатом из обрывков далеких забытых снов и современных «мультяшек». Настоящую сказку можно получить только в книге.»

То есть, почти с каждым новым поколениям народные сказки испытывали «на прочность». Братья Гримм были выдающимися лингвистами и филологами, основателями собственного направления в области мифологии.

И при этом их решающий вклад в развитие нашей цивилизации был сделан именно в области изучения исконных преданий. Они прославились на весь мир именно своими сказками.

Что может дать им такую силу? Почему, например, русские народные сказки по-прежнему издаются с иллюстрациями Николая Кочергина, при том, что он умер еще в 1974 году?

Иллюстрация: Н. Кочергин

Возможно, потому, что Кочергин и Билибин максимально близко подошли к раскрытию таинства сказки, которая уходит корнями в периоды, когда люди жили охотой, когда зачастую мучительно проходили обряды инициации и знакомства с лесом и дикой природой будущих охотников.

И эти иллюстрации, видимо, совпадают с сидящим глубоко в нас пониманием таинства сказок, где есть место опасностям и страхам, и при этом мы сможем победить вместе со смелыми героями. Раз увидев этих героев на иллюстрациях, мы навсегда запечатлеваем этот образ.

Раз услышав сказку теплым вечером от бабушки, сидя с ней рядом, от бабушки, которая, быть может, в этот момент сама верит в Кощея и в Лешего, мы пугаемся и верим, и поэтому страстно желаем не просто победить, а выжить.

И это ощущение победившего смерть остается уже на всю жизнь. И, впервые услышав, мы еще не знаем, но точно будем потом сами в роли рассказчика. Этой сказки. Своему ребенку.

  Все те, кто хочет привнести сплошную технологизацию этого обряда знакомства со сказкой, я думаю, обречены.

  Они, конечно, могут сделать много полезного. Озвучить все сказки и сделать их аудио-версиями. Да еще и с помощью искуственного интеллекта, как пишет, обосновывая правильность своих действий, МТС:

Принадлежащий MTC сервис «Строки» намерен в 2023 году озвучить более 10 000 произведений, используя искусственный интеллект от MTS AI. В компании рассказали, что уже началась работа над 600 книгами. Для их озвучки используется платформа Audiogram, построенная на базе нейронных сетей, машинного обучения и технологии обработки естественного языка. Отмечается, что она позволяет не просто синтезировать речь, но также правильно расставлять ударения и акценты, следить за паузами и интонацией.

Представители МТС рассказали, что более 90% книг, представленных на российском рынке, не имеют аудиоверсий. Озвучка книги классическим способом с помощью диктора занимает по меньшей мере несколько дней, тогда как ИИ справляется за 30-60 минут. Кроме того, диктору нужно платить в среднем 50 000 рублей за книгу, а себестоимость озвучки одного произведения с помощью программы составляет примерно 400–700 рублей.

  Конечно, есть в нашей жизни место и для мета-вселенных, и для киберспорта, куда дети приходят с дошкольной скамьи, и в этом, полагаю, нет ничего плохого. Это все же один из видов увлечений, виртуальная, генерируемая реальность.

  Все это существует, не вступая в противоречия с сокровенным. С внутренним миром. И там, в этом внутреннем мире, царствуют народные предания в виде сказок, рассказанных самым любимым человеком из семьи.

  Наши народные сказки, литературные сказки, – это та сущность, откуда взялись мы, и которая неотделимая часть нас. Она делает нас такими, как мы есть, наследниками победивших смерть и опасности мужественных людей бесчисленных поколений.

Так что хотелось бы вновь подчеркнуть, как важно сохранить присутствие в нашей жизни народных сказок во всей неизменной красоте и силе словами Юрия Нагибина:

«Не надо торопиться объяснять мир — надо показывать его, в самых неожиданных и причудливых поворотах. Мир весь- тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностям человека.

И есть Баба-Яга и Кощей Бессмертный, просто в жизни они выглядят иначе, чем в сказке, но тот, кто узнал их в раннем детстве, всегда распознает под любым обличьем и одолеет.»

https://t.me/ne_prosto_skazki


Файлы: Дикие лебеди.png (358 Кб)
Статья написана 8 марта 2023 г. 16:55

Сегодня я по-особенному волнуюсь. Я представляю вам, дорогие друзья, мой проект.

  За прошедший год, находясь под влиянием непрекращающегося "момента", я металась в попытке понять, что можно сделать, чтобы на своем месте начать менять ситуацию, и в итоге сделала шаг, на который не могла решиться довольно долго. Всю жизнь почти.

Пришла на Журфак в МГУ им М В Ломоносова.

 

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Конечно, не на первый курс, а на дополнительное образование. Но все же это — факультет журналистики. И тут я чувствую себя ... по-разному. Не могу сказать, что "дома". Однако, могу точно сказать, что надо было прийти сюда уже давно. Конечно, научиться хотя бы азам журналистики за два семестра — это даже не утопия, а квази-мазохизм.

  Преподаватели с одной стороны, требуют явно не так, как со студентов основного потока, а с другой стороны, демонстрируют свой уровень "по полной", и в результате неизбежно пытаешься отбросить всякие отговорки и честно предъявить все, чем "богат". Вот тут он, мазохизм, и проступает. Особенно когда учишься вместе со студентами, многие из которых уже с опытом работы журналистом, причем лет по двадцать.

  И когда возникла тема создания проекта и его защиты на конкурсе, осознание того, каким он должен быть, пришло как пробуждение ото сна. Не сразу, не явно и отчетливо, но проступило всей яркостью наступающего дня.

   Я предложила идею создания тематического канала "Не просто Сказки" в Телеграм с его дальнейшим расширением на другие соцсети и в подкаст. Пусть в телепрограмме канала ТВ "Карусель" дети и родители наслаждаются современными видами "сказочного патруля" и "фиксиками", пусть появляются "Руслан и Людмила. Перезагрузка", я — за то, чтобы была и изначальная "загрузка". Чтобы состоялось знакомство современных детей с героями сказок и детских рассказов моего времени и освежилось восприятие.

 

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Мои однокурсники поддержали меня и теперь это уже не только мой проект. Иду, нащупывая тропу по мере продвижения, не без досадных ошибок, и с каждым днем радуюсь все больше. Радуюсь, что стала писать каждый день, что много читаю об авторах, много узнаю такого, о чем никогда не знала прежде, и, надеюсь, приношу радость и душевные порывы к добру и теплу, напоминая родителям современных детей о любимых героях детства.

  Во время презентации проекта я продемонстрировала наш портал «Лаборатория фантастики» с невероятной гордостью за то, чем он по-настоящему силен: любовью к книгам, авторам, литературе, пониманием друг друга, царящим на страницах портала чувством взаимного уважения.

   https://t.me/ne_prosto_skazkiНе просто Сказки

   Мы существуем чуть больше месяца. Преподаватель-куратор сразу же обещал мне, что можно не рассчитывать на большой приток желающих читать канал, придут только друзья, братья и сестры. И вот я здесь. И жду вас на наших страничках в Telegram.

  Пока размышляю, какие из постов буду транслировать сюда. Точно планирую работать с библиографией авторов. А пока что, будем знакомы!


Тэги: сказки
Статья написана 2 сентября 2013 г. 00:18

Никак не могла решиться написать первый раз что-то в авторской колонке. Все темы казались не особенно оригинальными. Ну, а отзывы я продолжаю писать так, как обычно. Но если начинать, то именно сегодня.

Говорят, что новое убивает старое. И это уже давно перестало быть спорным. Вроде бы так не просто должно быть, напротив, этому надо радоваться.

Говорят, что дети и родители имеют множество непреодолимых разногласий и в конечном итоге их примиряет ... смерть.

Дети привыкают сами быть хозяевами этой жизни и спокойно смотрят на то, что их родителей скоро не будет, ведь это же законы мироздания, и все это знают.

И вот они ушли. И остались только на фотографиях, в сохранившихся голосах на пленках и в нашей памяти. Только ли в ней?

Они где-то рядом. Мы говорим их словами, продолжаем делать что-то наперекор, и иногда боязливо внутренне оглядываемся — вот-вот последует замечание за невольный проступок. Лишь для того, чтобы облегченно вздохнуть — да что это я?

Я утешаю себя тем, что они где-то рядом. Потому что тогда тема безвозвратности перестает звучать настолько резко и отчетливо. И все эмоции, которые были доступны, пока я была рядом с ними, будто бы возвращаются. Но если отбросить разнообразные философствования, то я остаюсь наедине с собой и могу лишь заметить, что чувство утраты действительно становится острее со временем.

Чем восполнить это общение? Ведь промежуток времени, когда можно говорить на равных, взрослея, зачастую весьма короток. Роли меняются, и каждой стороне надо привыкнуть общаться на ином уровне. Вот написала эти строки, и думаю сейчас, что не на равных, конечно. Но все равно иначе.

Так странно и удивительно это, но мой отец не любил читать. То есть, читал-то он много, но только профессиональную литературу. Или воспоминания известных политиков и общественных деятелей. Я никогда не могла этого понять, как можно было лишить себя этой радости. Он же, перелистывая очередной газетный лист, либо откладывая книгу, в которой делал пометки для будущей статьи или работы, хмурился, так как не мог понять, как можно отвлекаться на беллетристику в то время, когда жизни не хватит, чтобы научиться элементарным вещам в важнейших областях. И вот я и моя сестра прочитали почти все книги в библиотеке, которую он создал, покупая книги везде, где только было можно их достать. Включая разнообразные энциклопедии.

Я спросила его как-то раз — а зачем это все он собирает? То есть, поверьте, спрашивала я это в "запале" неоднократно, пытаясь понять, в чем смысл сбора книг без их чтения, и однажды он рассказал. Он всегда мечтал написать серию книг. Художественную литературу. Выйдя на пенсию. И вот тогда он бы читал эти книги, и писал свою.

Сегодня была на празднике, где присутствовали родители наших друзей. Видимо, это, и еще то, что истекает первое 1 сентября, когда я не могу поздравить папу с Днем рождения, не дает мне покоя.

Ведь получается, что мы не можем идти рука об руку с самыми близкими людьми столько, сколько нам бы хотелось. Именно тогда, когда оценим, что имеем, мы теряем. Остается только говорить с ними мысленно. Вспоминать то, что они хотели сделать, и пытаться это осуществить за них. Или для них. Назвать что-то или кого-то их именем. Или... Написать о них.





  Подписка

Количество подписчиков: 2

⇑ Наверх