Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kalkin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 мая 2011 г. 22:47

J. K. Rowling. Harry Potter

Еще недавно суматоха вокруг Гарри Поттера казалась мне настолько далекой, что я даже не предполагал того, что она когда-нибудь меня затронет. Я с недоумением смотрел на людей, сметающих с прилавков свежую книгу о Гарри, и готов был биться об заклад, что уж меня-то это безумие не коснется. Как оказалось, я был прав только отчасти. Я так и не осмелился прикоснуться к русским переводам книг о Гарри. И ничуть об этом не жалею, ведь в противном случае слишком многое было бы безвозвратно потеряно.

Причиной, заставившей меня сломать стереотипы, стал голос Стивена Фрая. «The Hitchhiker's Guide to the Galaxy» Дугласа Адамса в его исполнении был настолько хорош, что я был готов на все ради продолжения. А значит, у меня не было иного выбора, кроме как смириться с мыслью о погружении в мир, на который раньше я смотрел свысока.

Никогда прежде аудиокниги на английском языке я не слушал так легко и свободно. Никогда раньше я не слушал аудиокниги всю ночь напролет, с трудом отрываясь от наушников под утро, разбитым, но довольным от того, что дожил до очередного финала. Джоан Роулинг удалось рассказать увлекательную историю на удивление простым, ясным и живым языком, прекрасно понятным даже технарям из России. Не скрою, мне нравится изысканность слога, и я получаю немалое удовольствие от распутывания словесной вязи. Но вязкие произведения нужно читать, а не слушать, для аудиокниги же стиль Роулинг подходит как нельзя лучше.

Сага о Гарри Поттере — это упорное восхождение к вершине. Витки временной спирали размечены вехами книг. Путь становится все труднее с каждым шагом, и впору задуматься, что ждет героев впереди — воскресение или смерть?

Я далек от того, чтобы искать в книгах о Гарри алхимические смыслы, в таинствах соединения первоэлементов пытаясь отыскать объяснение человеческим поступкам. Толковать имена в соответствии с древним знанием, с головой окунаясь в символизм окружающего бытия. За подобными трюками «исследователей» творчества Роулинг угадывается мнимая серьезность ловушек Борхеса. Увы, чтобы заставить читателя всему этому поверить, Борхесом нужно быть...

Символы, реальны они или воображаемы, не так важны. Книги Джоан Роулинг ценны своей человечностью, психологизмом, и в то же время — чередой взлетов и падений, оставляющей впечатление выверенной до мелочей игры. Баланс между отчаянием и надеждой, светом и тьмой, явью и картинкой соблюден до мелочей.

Главное богатство этих книг — люди. Harry, Ron и Hermione взрослеют с каждой книгой. Они любят и ненавидят, смеются, испытывают радость и боль. Они живут, а это дорогого стоит! Но гораздо более важно, что живут не только они. Все обитатели Хогвартса, былые и грядущие — личности со своими уникальными черточками. И неважно, что облик некоторых формируется двумя-тремя фразами, брошенными вскользь. Говоря об учениках, нельзя не вспомнить о парне по имени Neville Longbottom, не отдать должное чувству юмора Фреда и Джорджа Уизли, забыть о Дрейко Малфое, казалось бы, вечном антагонисте ранних лет Гарри. Немыслимо представить старшее поколение волшебников без таких людей, как Albus Dambledore, Severus Snape и Rubeus Hagrid. Даже персонажи второго плана вспыхивают как яркие метеоры, и пример тому — Gilderoy Lockhart. А эльф Добби?.. Впрочем, упомянуть всех решительно невозможно.

С каждой книгой атмосфера становится все серьезнее и мрачнее. Перед героями встает все больше острых вопросов и проблем, характер которых далек от приключенческих. Здесь всегда слышна тема поиска, уж не из-за философского ли камня?..

По мере приближения к вершине все отчетливее ощущается боль потерь, ровно на середине пути становясь образующим мотивом. Кажется, что каждая глава ставит целью ударить побольнее под дых — мир волшебства оборачивается до боли реальным. Этот мир — не сказка, он так же коррумпирован, жесток и несправедлив, как и та реальность, которую мы знаем. И это отличный ход! Он настолько логичен, что от книг такого рода его не ожидаешь.

С каждым годом, проведенным в Хогвартсе, обстановка накаляется все сильнее, пока не достигает высшей точки в шестой книге. Насколько же она отличается от первой! Harry Potter and the Half-Blood Prince — это сильная, мощная вещь, даже по меркам фантастической литературы в целом. Напряжение растет с каждой главой, и сдерживать эмоции становится все труднее. К счастью, финал саги оказался достоин своих корней. Седьмая книга, Deathly Hallows, с трудом, но все-таки выдерживает заданную планку.


Вопреки стереотипам, книги о Гарри Поттере — это книги для всех, кто ценит хорошую литературу. Несмотря на все горе, на все чаще застывающий ком в горле, отчаяние никогда не безысходно. Есть надежда, друзья и Любовь, и есть путь, который нужно пройти, как бы ни было это трудно. Книги саги пронизаны отблесками света и любви, что могут пробиться даже сквозь пепел и мрак удушающей власти. Возможно, именно благодаря этому книгу хочется назвать светлой? Несмотря на все усилия человека, однажды назвавшего себя Lord Voldemort, Смерть уступила Любви. Ведь Любовь — главная сила во вселенной.

10/10


Статья написана 7 марта 2011 г. 19:51
Douglas Adams. The Hitchhiker's Guide to the Galaxy

Hello, everyone! I am a carbon-based life form descended from an ape and I am here to tell you a story of a book. The wholly remarkable book indeed. Its name is “The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy”.

Подозрительно знакомое начало, не правда ли? Однако в этот раз речь пойдет не о знаменитом путеводителе, к слову, разошедшемся по галактике миллиардными тиражами, но одноименной и гораздо менее известной книге Дугласа Адамса. Прискорбно, но несмотря на все свои достоинства, книга по-настоящему популярна только среди земляков автора, жителей Земли. И это тогда, когда талант Адамса заслуживает галактического признания!

Три основных достоинства обеспечивают успех книги: отличный британский юмор, сдобренный мягкой иронией, замечательный язык и ориентация на получение удовольствия от самого процесса чтения. К роману можно обращаться вновь и вновь, раз за разом получая от прочтения мало с чем сравнимое удовольствие. Но вначале нужно успокоиться и понять, что только происходящее на страницах в настоящий момент имеет подлинное значение. Предвкушая кульминацию, волнуясь в ожидании развязки, вы пропустите главное, мало что обретя взамен. Невозможно предвидеть, что именно случится с героями в следующий момент, и определенно можно сказать только одно – это будет что-то совершенно невероятное!

Истории, образующие роман, давно уже живут своей жизнью. Книгу уже растащили на множество цитат, но этот факт не в состоянии удержать новых читателей от соблазна утащить в личную коллекцию еще парочку, или хотя бы выучить наизусть диалог-другой. Пожалуй, наиболее популярной является история The Ultimate Question of Life, Universe and Everything. Сакральный смысл числа 42 знают даже те, кто никогда не читал книгу.

Надо отметить, что для получения максимальной отдачи книгу настоятельно рекомендуется не только прочесть, но и прослушать в оригинале. Существует аудиокнига, в которой текст Адамса читает Стивен Фрай. Для меня это имя теперь – гарантия качества. Фрай, помимо всего прочего, замечательный, блестящий, искусный чтец, который своим мастерством способен сделать отличную книгу чем-то непревзойденным, доводя слушателя едва ли не до экстаза. Роман Адамса, и без того яркий, благодаря Фраю расцвел новыми, фантастическими красками.

Сюжет романа изобилует невероятными, немыслимыми поворотами. При этом, что характерно, невероятность, абсурдность происходящего ощутима не только с точки зрения Артура Дента, последнего землянина, никогда – только представьте себе — ранее не покидавшего своей родной планеты. Повод для удивления найдет каждый здравомыслящий обитатель Галактики. Да и может ли быть иначе, если двигателем сюжета и одновременно сердцем космического корабля Heart of Gold является самый настоящий Improbability Drive?

Немалый вклад в обаяние романа вносят тщательно выписанные автором герои. Вы не найдете функций среди второстепенных и третьестепенных действующих лиц, не говоря уж о главных героях. У каждого из персонажей, даже у вогона-стражника, есть индивидуальные черты, детали биографии, которые способны оживить образ, сделать его чем-то большим, чем элемент сюжетных декораций. Форд Префект, Артур Дент, Зифод Библброкс, Триллиан – все они просто живут. В книгах Адамса и сердцах читателей. Но их образы не гаснут.

“The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy” – блестящая книга, просто праздник души. Настоящая фантастика, полная чудес и написанная в манере, заставляющей вспомнить Джерома К. Джерома. 10/10


Статья написана 7 января 2011 г. 14:15

Музыкальных событий в 2010 году на мою долю выпало немало. В первую очередь это концерты. Случайно-необыкновенные, ожидаемо чудесные, сдержанные и способные развеселить даже мертвеца. Поскольку упоминания достойно каждо событие, я поведу отсчет в обратном порядке. Итак...

17 декабря. Концерт Эла ди Меолы в Московском Международном Доме Музыки.

В этот день бог гитары спустился с небес. Что еще сказать? Разве что вспомнить, что несколько лет назад мне повезло увидеть Эла ди Меолу совсем в другой, нестандартной обстановке, на площади в Сокольниках перед фонтаном. Тогда появление было, несмотря ни на что, неожиданностью, теперь же я приготовился к нему заранее. И все равно, где и перед какой бы публикой Эл ни выступал, он все равно остается собой — открытым, близким к своим слушателям. Его музыкальный коллектив был интернационален и отличался разнообразием инструментов (ударные, перкуссия, французский аккордеон, вторая гитара). Во втором сам Эл взял в руки даже электрическую гитару, и это почему-то было столь же неожиданно, сколь и хорошо. От концерта осталось ощущение эйфории и подлинного восторга!

20 октября. The Rosenberg Trio во Дворце на Яузе.

На необыкновенный концерт мастеров gypsy-jazz я попал совершенно случайно, не зная ничего о братьях Розенбергах. Так выстрел вслепую стал главным музыкальным открытием года. Полтора часа волшебных композиций Джанго Рейнхардта и самих братьев, его выдающихся последователей, подарили мне такой заряд хорошего настроения, что улыбаться хочется и по сей день.


14 октября. Квартет Бородина против "Солистов Москвы". Дворец на Яузе.

Я редко хожу на такого рода концерты, хотя и люблю классическую музыку. В октябре же все совпало: музыкальный фестиваль Ars Longa, одна из любимых моих концертных площадок города, легендарный квартет. В рамках фестиваля концерт позиционировался как "битва" между Квартетом Бородина и "Солистами Москвы". Надо ли говорить, что квартет эту битву выиграл подчистую? Уровень исполнения в первом отделении, когда был сыгран один из квартетов Бородина, оказался едва ли не на голову выше, чем во втором. Этот духовный полет мне запомнится надолго.

24 сентября. Hidden в клубе "Каста".

Hidden — начинающая metal-группа, у которой недавно вышел первый альбом, "Reflected Light". Удивительно, но две песни с этого альбома мне не только понравились, но и запомнились. Возможно, кому-то может показаться странным, что я вдруг начал интересоваться релизами никому не известных молодых групп. Однако в этом нет ничего странного: в этой группе поет знакомая девушка, с которой мы учились на одном курсе в институте и с которой я поддерживаю теплые товарищеские отношения. Поет она здорово, да и концерт в целом был весьма хорош.

18 июня. Оргия Праведников: концерт в день рождения. Клуб "Точка".

Это первый сольный концерт Оргии Праведников, на который я смог выбраться. До этого я регулярно посещал open-air-фестивали вроде Фолк-Рок-Форума или его преемника, Shade Lynx Fest, на которых ОП отводился почетный заключительный час. Но, как я убедился в июне, 1 час — это непростительно мало. Юбилейный концерт в день рождения длился без малого три часа! Такой концентрации сильнейших вещей я не слышал уже давно. Было все — и длинные концептуальные вещи, вроде "Присутствия", и забойно-энергичные. Конечно, ОП были вынуждены сыграть все главные вещи с последнего альбома, но и любимые композиции со старых альбомов не были забыты. Серьезно подумываю о том, чтобы сходить на праздничный концерт и в 2011 году.

22 мая. Diablo Swing Orchestra в клубе "Точка".

Квинтэссенция веселья и энергетики; концерт, на котором даже у мертвеца ноги бы сами пустились в пляс! Проверено на себе: я очень редко пускаюсь в пляс на рок- или металлических концертах, мне нужно что-то большее, чем обычная мощная энергетика. Например, харизма старины Лемми, или же, как выяснилось, энергия Diablo Swing Orchestra. Было здорово, надеюсь, что они еще когда-нибудь к нам приедут...

18 февраля. Валерий Ковтун в Кремлевском дворце.

Ежегодный "Карнавал Аккордеона" Валерия Ковтуна стал для меня уже доброй традицией. Программа этого концерта никогда не оборачивается рутиной, этот концертный вечер очень душевен. Игра мастера всегда завораживает своей легкостью. Отдельный интерес концерту придают "молодые имена" — выступления победителей международных аккордеонных конкурсов. Где еще увидишь этих ребят?..

Надеюсь, музыкальные события этого года окажутся не менее удачными!


Статья написана 4 января 2011 г. 16:40

2010 год остался позади, но я чувствую, что еще долго буду вспоминать его с благодарностью. Каждая мнимая неудача оказывалась не более чем шагом к удаче настоящей. Каждая удача дарила мне вызов и шанс стать лучше. Разве это не признак хорошего года?

Даже природные катаклизмы, обрушившиеся на Москву минувшим летом, скрывали в себе еле тлеющую искорку удачи. Невыносимо было вдыхать по ночам воздух, смешанный с дымом, но именно этот ужас вынудил меня бежать в августе на остров Кий. Незабвенный Кий, благословенный край в Белом море, ласковый приют для усталого духа. Я хотел бы вновь оказаться на острове неподдельного счастья, где неповторим каждый камень, и смотреть на ласковые и суровые волны Белого моря. Я так отдохнул душой, что нескоро еще вновь устану.

Профессиональный год, пожалуй, принес больше всего удач. В апреле на работе внезапно и в одночасье возникла необходимость быть в ответе за все, а значит — оперативно решать множество мелких проблем. Программисту, особенно не столь опытному, привычнее работать в потоке, погружаясь в задачу с головой; вот и меня тогда данное событие едва не вывело из равновесия. Зато теперь многозадачный режим мне так же привычен, как и поточный, и при переключении между задачами эффективность работы падает гораздо меньше — естественно, в контексте задач нашей фирмы. Значит, исходный вызов оказался в итоге несомненной удачей.

Были и другие удачи, но что о них распространяться? ФантЛаб — литературный сайт, и мало кого интересуют личные итоги, если они не связаны с искусством и литературой.

Увы, здесь я мало что могу сказать. Некоторые, думаю, заметили, что в 2010 году я написал рекордно малое количество отзывов. Всему виной недостаток времени и сил — удачи так просто не достаются. Однако забросить вот так запросто и чтение я никак не мог.

В 2010 году я стал покупать журнал "Если", и, думаю, продолжу это делать и в наступившем году. Такое впечатление, что журнал весь год балансировал на грани — стоящие, штучные вещи встречались почти в каждом номере, но их было мало. Еще меньше было таких жемчужин, названия и суть которых я могу припомнить навскидку. Это "Ось мира" Логинова, "Смех дракона" Олди, "Дамокл" Торреса и "Перестрелка на темной стороне" Трой-Кастро. Возможно, они еще дождутся моих отзывов.

Из крупной, и притом фантастической формы наиболее сильные впечатления произвели "Последний мир" Рансмайра и "The Last Argument of Kings" Аберкромби. Про второй роман я и так уже сказал слишком много. Для первого никак не могу подобрать нужных слов. Помню только, что читал его, завороженно перелистывая страницу за страницей, помню смешение времен, реальности и нереальности. Помню, что был ошеломлен. Как бы только облечь чувства в слова?.. Ах, да, еще я успел насладиться "Вином из одуванчиков" Брэдбери. Настолько близкий, настолько знакомый роман, что странно — неужели я прочел его только в 2010 году? Неужели до этого мне не был знаком ярко-желтый вкус детства, полный новизны? Удивительно, но это так.

Было много открытий и вне фантастики. Первое — это, конечно, Набоков. "Защита Лужина" и "Дар" — это очень сильно. "Приглашение на казнь" понравилось немного меньше. Намеренно не говорю ничего сверх. Зачем? Я просто неискушенный читатель, спорить о таких книгах — не мое. Да и что я могу сказать?..

Второе — Антуан де Сент-Экзюпери, "Планета людей". До этого лета я знал Сент-Экзюпери только как автора "Маленького принца". Это много, но все же недостаточно. "Планета людей" — недостающее звено, приближающее к пониманию. Отличная, сильная, эмоциональная книга.

Третье — "Уловка-22" Джозефа Хеллера. Отличный стиль, едкая сатира, жесткость, глубина, хлесткий черный юмор и пронзительность повествования. Мощная антивоенная книга. Таким образом, 2010 год оказался для меня удачным и в плане литературы.

Однако все удачи имеют свою цену. Вот и мое участие в жизни любимого сайта практически сошло на нет. Я надеюсь, что для других эта потеря менее заметна, чем для меня, и верю, что 2011 год станет не менее удачным. Стимулы для развития и движения вверх, во всяком случае, есть.


Статья написана 24 августа 2010 г. 20:08

Сегодня, пользуясь тем, что осталась еще одна неделя отпуска, выбрался в Третьяковскую галерею. Не был там, наверно, уже лет пять. Смыслом и целью посещения стала выставка работ "чародея-художника" Ивана Похитонова.

Выставка открылась еще в марте, и продлится до 28 ноября 2010 года. Картины Похитонова выставляются в России очень редко; последняя крупномасштабная выставка состоялась аж в 1963 году. Шанс ознакомиться с творчеством художника упускать было нельзя.

Мои познания в области живописи далеки от идеала; мировую литературу я знаю гораздо лучше. Поэтому буду краток и эмоционален. В работах Похитонова потрясает удивительная точность и внимание к мельчайшим деталям. Его творения — это не картины в обычном понимании, а двери в иную реальность. Кажется, что достаточно присмотреться к миниатюре получше, и картина оживет, приглашая войти. Шаг — и вот ты уже в XIX веке, стоишь за околицей русского села, встречаешь грозу посреди равнин или бредешь по французскому городку. Гроздья рябины колышутся на ветру, замерла в стойке охотничья собака, паруса морских суденышек наполняются ветром. Картины живут своей жизнью, и эта жизнь больше привычной фотографической точности. Редко, очень редко встречается такое чудо!

Работы ювелирной точности писались Похитоновым с помощью тончайших кистей, рыбьих косточек. Нередко художнику приходилось работать и с лупой. Результат потрясает — филигранность исполнения не разрушает, не искажает очарование первого впечатления от картины. Напротив, вблизи миниатюра обретает подлинную глубину.

Первое впечатление — всегда одно из самых ярких. Но до 28 ноября 2010 года я обязательно посещу эту выставку еще раз. Чудо не поблекнет. Тем, кто по каким-то причинам не смог попасть на эту выставку весной и летом, рекомендую сделать это осенью. Неважно, далеки Вы от живописи или нет. Не пожалеете!..





  Подписка

Количество подписчиков: 50

⇑ Наверх