Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «red_mamont» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 21  22  23

Статья написана 13 августа 2011 г. 10:41

Илья Тё

Синопсис романа

«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ НИКИ»

(КНИГА ПЕРВАЯ)


…Богу и Творцу моему, вручаю душу и тело!

(Иоанн Кронштадский)

Книга создана в жанре «классической» хронооперы (если я правильно понимаю, что такое хроноопера), где возврат в прошлое полностью перечеркивает существующую реальность. В отличие от большинства романов в жанре альтернативной истории, сюжетная линия «Евангелия от Ники» не упирается в анализ ТТХ технических средств и вооружений, перенесенных в прошлое чудо-попаданцем. Герой «Евангелия» — не десантник, стреляющий с обеих рук из автомата Калашникова и не ученый, собирающий атомный реактор из запчастей телеги. Надеюсь, книга больше походит на шахматную партию, в которой фигура шаг за шагом проходит от начала до конца поля, используя лишь те средства, что доступны другим фигурам в той же игре.

Шахматная композиция опирается на три принципа: легальность начального состояния; решаемость при всех вариантах; и, наконец, оптимальность решения, т.е. достижение результата за минимальное число ходов. Именно такую игру ведет на страницах «Евангелия» герой романа. Легальность «начального состояния» определяется самим ходом истории. Роман начинается в далёком будущем, на промерзшем ледяном шарике, некогда именовавшемся Землей. Главный герой — последний оставшийся в живых землянин — извлечен изо льдов и воскрешен загадочным существом по имени Каин. Каин – пришелец и робот, осуществляющий нечто вроде санации планеты. Человечество вымерло, сделав в прошлом неправильный выбор. И выбор этот – следует изменить.

Ники – а именно так Каин называет воскрешенного «попаданца» – ничего не понимает из объяснений своего спасителя, но соглашается на его условия. Главная проблема Ники состоит в том, что он частично лишен памяти. Очень смутно и ориентировочно он помнит, что является уроженцем XXII века. Но в какой стране он рожден и как именно оказался замороженным в Антарктиде – остается загадкой.

Как бы там ни было, Ники назначен «помощником хронокорректора». Каин ясно дает понять: главной целью необычной пары является путешествие в прошлое. В загадочную Точку Фокуса, с единственной миссией: выжить самим и, ни много ни мало, предотвратить гибель человеческой расы…

Хронокорректоры совершают переход. С этого момента Будущее исчезает. Инопланетная раса Каина и вообще весь известный космос прекращают свое существование. Каин и Ники оказываются единственными представителями развитой научной цивилизации в глубоком прошлом. Вдвоем. Однако, когда Ники приходит в себя и знакомится с новым миром, он с невероятным удивлением сознает, что знаменитая Точка Фокуса – всего лишь Санкт-Петербург начала двадцатого века. Сначала он принимает окружающее время за год 1900й, но затем, чуть глубже вникнув в реалии, понимает, что оказался в 1917м, за десять дней до совершенно неизвестной ему русской революции, кажется, именуемой «Февральской».

Существует и еще одно «но» в таинственном перемещении — сознание спасенного записано в тело последнего российского императора Николая Второго. И Каина рядом нет. Немного шокированный случившимся, не получивший никаких инструкций, лишенный руководящей роли пришельца-хронокорректора, а главное, не являющийся русским по национальности, а значит, не знакомый с историей этой страны и не испытывающий никаких чувств ни к режиму, ни к революционерам, Ники пытается выживать.

Делать это, между тем, совсем не просто. Детали заговора, в который втянут царь Николай, невероятно сложны. Перед расставанием Каин оставляет Ники виртуальную энциклопедию, в которой содержаться краткие сведения о предстоящей революции, однако энциклопедических справок совершенно недостаточно, чтобы составить себе полную картину происходящего. Совершенно очевидно, что русская революция – не просто бунт голодной толпы, ненавидящей царский режим. Обстановка за девять, затем за восемь, затем за семь дней до революционного взрыва абсолютно ровная. На фронтах затишье. Троцкий и Ульянов вообще отсутствуют. Соответственно, революция представляется Николаю чем-то практически эфемерным, не существующим, либо существующим в его собственной голове. Распутывая клубок, он представляет Кровавый Февраль сначала заговором великих князей, потом заговором депутатов Думы, затем переворотом, который готовят крупнейшие фабриканты. Однако, как и всегда, все оказывается значительно проще. Согласно представленным фактам и документам, Февраль оказывается заговором Ставки. Высшие офицеры армии, спутавшись с остальными заговорщиками, пытаются свергнуть царя. Однако, столкнувшись с человеком из будущего, лишенным моральных принципов последнего русского самодержца, проигрывают партию в сухую…

В этот момент на сцене снова появляется хронокорректор Каин. Он угрожает своему подчиненному Ники стиранием, и заявляет, что способ, выбранный «помощником» для исправления реальности – а именно прямое насилие, — является методом не приемлемым. Каин ожидал от своего помощника, как от человека из будущего, элементарного хода – подписания Конституции. Лагерь заговорщиков крайне неоднороден. Подпись на единственном документе и создание «ответственного министерства» втолкнуло бы в пределы черты лояльности почти всех, кто выступил против государя в предательском Феврале. Во всяком случае, Думцы, генералитет, высшее дворянство и крупный капитал оказались бы удовлетворены. В оппозиции могли остаться непримиримые социалисты, однако не они играли ключевую роль в заговоре, разрушившем тысячелетнюю Россию. Казалось бы, решение очевидно. Но Ники с яростно возражает!

Путем долгого спора, Каин, наконец, убежден. Однако, он ставит своему «помощнику» жесткое условие: ошибка Ники в методике хронокорректировки привела к замедлению в выполнении его плана. Позволила бунту расшириться, принять воистину глобальные геополитические масштабы. Растет недовольство в армии, а Санкт-Петербург, блистательная столица империи Романовых, погружен в мрачный анабиоз, в котором бродят, обвешанные красным, революционные патрули. В случае неудачи, Каин снова угрожает Ники «стиранием», под которым сам Ники ошибочно понимает прямое убийство.

Это – заставляет изменить его взгляд на Каина. Из спасителя и почти Бога, пришелец становится в глазах последнего землянина отвратительным монстром, чудовищем и убийцей. Как бы там ни было, Ники клянется взять город в кратчайший срок…

Так заканчивается политический детектив. Ники приступает к фактическим действиям – кровавой войне. Он понимает, что отчасти хронокорректировщик Каин прав. Пока Ники возился со змеиным клубком, свитым среди собственных приближенных, взрыв народной ненависти, инициированный заговорщиками, охватил столицу на самом деле. Главный козырь новых вождей восстания (его возглавляют Керенский и Чхеидзе) – время. Пока царь собирает преданные войска, — а их оказывается не так много, — по телеграфным проводам пламя восстания перекидывается новые российские города. Воистину, время Империи истекает!

Железнодорожные линии перекрыты. После совещания в могилевском штабе, единственным способом оперативно перебросить карательный корпус в бунтующую столицу признается Балтийский флот. Однако флот возглавляется мятежником, участником думского заговора, вице-адмиралом Непениным. Взяв с собой только флигель-адьютанта и секретаря, Ники без свиты, в автомобиле, отправляется в Ревель, где покоряет ревельскую эскадру без единого выстрела и солдата. Лично сам – принеся адмиралу клятву.

Спустя стуки, громадины линкоров, пробившись сквозь апрельский ледяной щит, заползают в Неву. Неожиданное появление стальных дредноутов производит среди восставшего населения умопомрачительный психологический эффект. В уставшем от анархии городе, впрочем, он не слишком удивителен. Так, без единого залпа и без боя, столица склоняет голову перед победителем ...

Однако, после победы над Революцией перед Ники встает последняя и наиболее страшная проблема. Сила революции заключалась не в ней самой и не в людях ее возглавлявших. Суть главной проблемы царя Николя – война. В 1917м еще не знают никакой «Первой мировой». Повсюду ее называют «Великой Бойней». Пока царь крупнейшего государства планеты забавляется с переворотами, события, захлестнувшие мир кровавым потопом, продолжают безудержно развиваться. Они толкают Европу к угрожающему финалу!

Ники задумывается над этим. Мировая война третий год гудит над человеческой расой тревожным, гулким набатом. Для всех сражающихся сторон, три чудовищных года являются по-настоящему Великой Войной. Именно так – «ВЕЛИКОЙ». Непонятно и удивительно, но совершенно одинаково называют войну в дипломатических кулуарах, в королевских дворцах, в столичных французских борделях, в дешевых немецких пивных, в тесных бункерах Вердена, в грязных окопах Перемышля, в душных колониальных портах, и, конечно, на кладбищах и братских могилах, переполненных человеческим мясом. Война для всех одинакова, однотипна и однолика. И облик этот, является обликом мясобойни!

Помощнику хронокорректора с щенячьей кличкой Ники Великая Бойня кажется не стоящей даже тысячной доли потерь, понесенных сражающимися державами. Как многоглавое чудовище, Великая Бойня пожирает детей человеческих в Атлантике и на Кавказе, в джунглях Тангаиньки и в Намибийской пустыне, в австрийской Галиции и во французском Эльзасе, в песчаной Месопотамии и в продуваемой ветрами Элладе. Даже в желтых водах Циндао, – она гложет людскую плоть.

Всего три года назад, в немыслимо далеком 1914м, неприметном за вуалью процветания и окутанным дурманящим ароматом мира, никто из «аборигенов времени» не знал, что война проглотит десять миллионов человеческих жизней и еще двадцать два миллиона – оставит изломанными инвалидами. Неужели стоила Лотарингия этих жизней? Неужели стоила этих жизней австрийская гегемония на Балканах? Или лавры Англии как мастерской мира и хозяйки морей? Или наивная помощь русских своим братьям-славянам? Нет. Разумеется, нет…

Однако вовсе не это кажется Ники самым отвратительным результатом Великой Бойни. Громыхающему пироксилином чудовищу служат пищей не только людские жизни. Война пожирает больше – сами основы Цивилизации!

Именно мировая война, а вовсе не «призрак революции» знаменует собой крушение старого Европейского миропорядка – его лидерства и его превосходства. Крушения, от которого великий континент не оправится уже никогда. Европа рыцарей и древней аристократии, где, несмотря на лживое «свободомыслие» и «распущенность нравов», оставались живы представления о верности и чести, очень скоро канет в небытие. После Великой Бойни станет возможным то, что до нее считалось немыслимым: политические чистки и пропаганда, всесилие тайных служб и концентрационные лагеря, массовые казни и этнический геноцид. Ники знает: скоро – все это станет нормой. Ну а пока…

Пока никто кроме него и Каина не знает другого: к ногам великого противостояния рухнут четыре великих империи: Российская, Османская, Австрийская и Германская сверхдержавы. Цвет и слава минувших столетий! Доставшиеся Европе от ее славного прошлого – они обязаны будут пасть.

Вот только кто раньше?

Анализируя ситуацию, юный хронокорректор неожиданно приходит к феноменальному выводу. Великую Бойню можно выиграть за пределами полей сражений. И требование Каина победить мгновенно – действительно, выполнимо… Говорят, тайские танцовщицы перед выходом облачаются в роскошные платья из которых достаточно вытащить единственную нить, чтобы они рассыпались на пол, кусками воздушного шелка. Государства Великой бойни напоминают Ники нечто подобное по своей конструкции. Историки утверждают, что одна личность ничтожна с точки зрения глобальной истории, – и слишком мала, чтобы заставить меняться гигантское человечество. Однако никто не оспорит другое: платье тайской танцовщицы рассыпается, если выдернуть одну нить!!!

Когда в прошлой версии времени царь Николай отрекся, Россия сорвалась с тормозов. Люди, измотанные войной, жили одним – желанием дотянуть. Патриотизм издох и сгноился, заваленный горами трупов. Легко представить, что когда самодержец ушел, нить, сдерживавшая людей, растянутая до предела, лопнула моментально. Но отличались иные великие империи от России? Именно – в феврале 1917го? Используя способности хронокорректора по смене тел (Каин постоянно является к нему в различных обличьях), Ники отправляется сначала в Вену, а потом в Берлин. Выстрел «манлихера» во дворце одного императора и взрыв «колотушки» в бункере у другого – прекращают всемирную бойню менее чем за месяц…

Однако, как это ни странно, победа в мировой схватке оказывается лишь первым шагом на службе пришельцу-хронокорректору. Как только Ники выигрывает величайшую из войн, которую когда-либо ранее видело Человечество, Каин раскрывает пред ним карты и ставит новую, потрясающую задачу.

Сердцем глобальной хронокорректировки является Точка Фокуса. Но слово «фокус», здесь означает не только фокусировку. Точка Фокуса – это мгновение волшебства. Разве можно считать значимой в гигантском вселенском масштабе всего лишь победу над революцией? Или даже победу в войне?!

Конечно же, нет. Хронокорректоров не волнуют судьбы наций или династий. Как говорилось в самом начале путешествия, целью глобальной хронокорректировки является спасение человечества. А чтобы выжить, человечеству нужен космос. Чудовищное усилие, необходимое для рывка к звездам, требует простейшего из условий: объединения ресурсов всей планеты в одних руках. А значит, объединения человеческой расы в единое государство.

Каин утверждает: единственной страной, способной математически объединить Землю, является сверхдержава, занимающая центральное положение на Евразийском континенте; самая быстро развивающаяся экономика мира – Россия эпохи Витте, Столыпина и Николая Второго. Именно эта Россия и только в эту эпоху способна объединить мир…

Ники не верит. Но Каин приводит свои странные аргументы. Ники не верит по-прежнему, но все же вынужден принять условия очередной Игры. Он выполнил все предыдущие задачи и снова взят хронокорректором-роботом на высокую службу.

Партия сыграна. Роман завершен. Главному герою удается выжить и даже победить. Однако будущее туманно. Проблема происхождения Ники и истинных мотивов Каина, уничтожившего собственную космическую цивилизацию, остается открытой. Не говоря о вопросе, способна ли Россия объединить мир. Станет ли это залогом выживания человечества в ядерной зиме, будет ясно из следующих книг цикла.


Статья написана 28 февраля 2011 г. 18:08

Прекрасный рассказ. Более всего покоряет манера изложения и «историческая» стилизация. Однако в конце произведения читателя ожидает разочарование. Не в самой концовке и даже не в завершении сюжета достаточно незначительным эпизодом – вовсе нет. Удурчает явный смысловой сбой, допущенный автором.

С одной стороны – перед нами мистическая повесть о коне-вурдалаке, что как минимум оригинально.

С другой стороны, перед нами … социальная агитка конца XIX века? Выглядит довольно путано.

РЕЗЮМЕ:

На мой взгляд, автор не смог определиться с центральной темой своего произведения.

Ни одна из двух затронутых идей не раскрыта. В итоге получился рассказ ни о чем.

Это действительно печально, ибо поедается текст со вкусом.


Статья написана 28 февраля 2011 г. 18:07

Рассказ в целом неплох. Возможно, в его оценке меня подводят «личные пристрастия», за которые сразу прошу прощения у Автора.

Итак, что не понравилось:

1.Небольшая претензия на юмор, выраженная в именах, названиях и, иногда, в стиле общения персонажей.

2.Избыточные диалоги. Клянусь треуголкой, они ЯВНО избыточные.

3.Простота идеи при достаточном «объеме» рассказа. Все, что вы хотели сказать, можно и нужно было сказать короче.

Теперь, что понравилось.

Да, собственно, ничего. Идея сотворения миров принадлежит роману «Страто». Идея использования секса и родов при терраформировании – оригинальна, но, ИМХО, довольно пуста – она практически не подлежит развитию и, соответственно, не заставляет додумывать историю в фантазии читателя.

Из плюсов я бы отметил только ровный стиль изложения, относительную чистоту и техническое качество текста.

Еще раз – пусть автор меня простит.


Статья написана 28 февраля 2011 г. 18:07

Ей богу, среди рассказов-финалистов, есть произведения написанные чище, проще, стремительней и ярче, чем «Свеча горела». Но силы и мощи с которой сделан именно этот рассказ – нет ни у кого.

РЕЗЮМЕ: Возможно, в моем личном рейтинге это будет лучший рассказ. Как минимум — за смысловой посыл, который автор пытался донести до читателя.

Меня, во всяком случае, «Свеча» смогла зацепить.


Статья написана 28 февраля 2011 г. 18:06

Рассказ поместил по баллам в середину списка исключительно за смысловую нагрузку и некую «идейность». В остальном – он явно оставляет желать лучшего. В частности, я почти не заметил в тексте намеков на сюжет. Несколько эпизодов, связанных общей идеей, — присутствуют, да. Но последовательной смены событий, происходящих с героем и изменяющих его эмоциональное состояние, – нет. По сути, рассказ абсолютно статичен, по крайней мере, так показалось лично мне как вредному читателю.

РЕЗЮМЕ:

Стиль изложения приятный, текст одолевается легко. Это, безусловно, плюс.

Рассказ состоит из обнаженной идеи и пары цветных картинок. Это, однозначно, минус.


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 21  22  23




  Подписка

Количество подписчиков: 54

⇑ Наверх