fantlab ru

Все отзывы посетителя Петров Эдуард

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  6  ] +

Джон Варли «Стальной пляж»

Петров Эдуард, 14 июля 2023 г. 20:14

Варли описывает очень интересный мир, в котором человек, благодаря присутствию в крови армии наноботов и постоянному наблюдению всемогущего Главного Компьютера (ГК), может прожить сотни лет, не зная болезней и не старея. Наноботы вовремя заметят появление раковой опухоли и уничтожат ее в зародыше, а человек даже не узнает об этом. Здесь можно при помощи простейшей инъекции стандартно запрограммированных наноботов, имеющихся в каждой аптеке, изменить цвет глаз, скинуть или прибавить десяток — другой килограммов, а используя более сложные процедуры заменить любой изношенный орган, изменить в своем теле буквально все — рост, цвет кожи, черты лица, пол.

Как будут складываться отношения между людьми, когда можно легко и безболезненно сменить пол, когда кроме двух обычных полов, можно сконструировать что-то совершенно невероятное и общество не выразит по этому поводу ни тени порицания? Наоборот, люди, ни разу не менявшие пол и не экспериментирующие со своим телом, считаются здесь эксцентричными чудаками. При этим Варли очень тактично обходит тему однополых отношений и нигде не показывает эротических сцен, хотя его герои очень непринужденно обсуждают сексуальные вопросы.

Варли исследует этот мир и рассматривает разные ситуации возникающие в результате развития научно-технического прогресса и медицины. Например, как будут выглядеть спортивные единоборства в мире, в котором в течение часа можно восстановить человека, которому полностью оторвали голову. Или, как быть с людьми, не наделенными творческими способностями и не имеющими тяги к науке, и что им останется делать там, где всю физическую работу выполняют механизмы, притом делают это быстрее и качественнее чем любой человек. Как общество должно поощрять выпуск газет в мире, где умение читать постепенно отмирает и люди получают информацию из видеоряда и звуковых комментариев к нему.

Постепенно, перед нами вырисовывается судьба двух главных героев романа — Хильди, талантливой журналистки, страдающей от внезапных суицидальных порывов, пытающейся изменить свою устоявшуюся жизнь, и Главного Компьютера Лунной колонии, который, не являясь живым существом, предстает личностью с полным набором чувств и эмоций. Для одних он простой автомат — слуга, которого можно в любой момент позвать на помощь или отослать в небытие, для других — всемогущее существо, практически бог. На самом же деле он ни то, ни другое, вернее он объединяет в себе и покорного слугу, и всемогущего демиурга, и еще он перенял что-то от каждого из миллионов людей, с которыми постоянно связан. Плохое и хорошее, любовь и ненависть, благородство и тяга к преступлениям — все это хранится в ячейках его памяти и вызывает неизбежный конфликт с программными установками и заложенными в него принципами.

Роман написан очень увлекательно, живым, ярким языком. Плюс, прекрасный перевод Юлии Лункиной, который я читал. Не рекомендуется к прочтению детям (некоторые специфические описания не для них). Еще категорически не рекомендуется читать ханжам и фундаменталистам разных мастей.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Рене Баржавель «Ночь времён»

Петров Эдуард, 28 сентября 2016 г. 02:22

Очень неплохой роман. Довольно быстро начинаешь сопереживать героям, как в далеком прошлом так и в настоящем, особенно когда идет неумолимая гонка со временем.

Однако, через некоторое время возникает недоумение и появляются коварные вопросы. Например такой: стоит ли гонятся за главной гороиней по всему континенту, хотя она и третья по красоте, здоровью и психической устойчивости, отобранная компьютером среди миллионов женщин Гондавы? Уже после того, как она «мощнейшим ударом левой руки» в висок, уложила ни в чем неповинного охранника (вероятно убив человека), Кобану стоило задуматься, и заменить ее на шестую, седьмую или десятую в списке претенденток; на женщину, которая не будет убивать не задумываясь. После первого же разговора с ней, он должен был понять, что она совершенно не подходит на отведенную ей роль. Несмотря на слова, ей безразлично все в этом мире, кроме ее возлюбленного. Кстати, позже, она сама признается в том, что ее не интересует судьба человечества и жизни на Земле. А убийства между тем продолжаются, про некрасивый эпизод с другим охранником здесь уже писали.

По мере развития сюжета симпатия к главной героине постепенно пропадает. Невольно думаешь: если она третья по психической устойчивости, то какие же там обычные люди и как выглядят психически неустойчивые? Так что финал выглядит не трагедией, а скорее заслуженным наказанием.

Отдельно хочется сказать про выступления студентов, описанных в романе — это прямая отсылка к майской студенческой революции во Франции, произошедшей в 1968 году, как раз в год издания романа. Похоже, автор описывал то, что происходило на улицах и его симпатиии были явно на стороне студентов.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Томас Диш «Славный маленький тостер отправляется на Марс»

Петров Эдуард, 23 января 2016 г. 18:23

Перед вами политический памфлет на СССР для детей.

Марс — тоталитарная планета, вся экономика которой работает на военные заказы, производя боевые утюги, морозильники и т.д., в том числе нейтронное и химическое оружие. Он угрожает войной, милой и уютной Земле, символизирующей у Диша «свободный» капиталистический мир. Марс собирается освободить электроприборы Земли от власти людей, но если верить Дишу, земные электроприборы, все как один, как раз и не хотят этого освобождения. Наоборот, они преданы своим хозяевам и считают работу на них — высшим счастьем для себя. Последняя мысль, на мой взгляд, очень спорная, даже для детской повести.

Марсианские электроприборы подтверждают свои идеи устаревшей теорией борьбы против Намеренного Изнурения. Хотя на Земле уже давно не боятся Намеренного Изнурения, там нашли управу на предпринимателей, в лице Движения потребителей.

Верховный Главнокомандующий Марсианской Освободительной Армии — это хозяин Марса, которого избирают каждое Рождество, но выборы производятся на безальтернативной основе, как и было в СССР.

Больше всего марсианское руководство обожает многочасовые военные парады, во время которых громогласно объявляется, сколько тысяч боеспособных боевых утюгов или смортоносных вафельниц насчитывается в армии Марса. Зато, любые катастрофы — будь то авария на ядерном реакторе, или взрыв летающего боевого аппарата во время парада — замалчиваются руководством, которое просто делает вид, что ничего не случилось. А майоры здесь, в стрессовых ситуациях, прикладываются к системе водозабора.

Тот кто жил в советское время и его хорошо помнит, поймет, что это не обычная приключенческая повесть для детей; одни приветствия и лозунги чего стоят: «Вся власть электроприборам!», «Смерть угнетателям!».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Станислав Лем «Голубая планета»

Петров Эдуард, 17 сентября 2015 г. 20:18

Позволю себе не согласиться с любимым польским писателем.

«Star Trek» — это классическая космическая опера и не стоит ждать от нее особой точности в изображении реалий космоса. В киносериалах действуют свои законы, продиктованные техническими и финансовыми возможностями студии, да и многолетними традициями, наконец. А уже одно то, что зритель смотрит не бесконечный бессмысленный ситком, а гораздо более сложный фантастический сериал, многого стоит. Думаю, «Star Trek», со всеми его недостатками, оказал положительное влияние на рост интереса к исследованию космического пространства во второй половине 20 века.

Очень смутил абзац, где Лем рассказывает о том, что в романе «Фиаско», вышедшем в 1986 году (!), он предвидел и описал явление, когда в невесомости, под действием поверхностного натяжения, жидкость собирается в шарики. Вообще-то, об этом, кажется, еще Циолковский писал. И, наверняка — А. Беляев, в романе «Прыжок в ничто» (1933).

Оценка: 6
– [  3  ] +

Лайонел Фанторп «Хозяин астероида»

Петров Эдуард, 1 июля 2015 г. 01:15

Типичная космоопера, притом не из лучших.

Все начинается с того, что специальная служба подсчитывает количество астероидов между орбитами Марса и Юпитера и проверяет, нет ли лишних. То есть не сверяясь с таблицами и эфемеридами, а просто считая все их скопом и сравнивая получившийся результат с известным ответом. Если бы такое было написано в 19 веке, это еще можно было бы понять, но в романе середины XX — это уже слишком. Далее автор громоздит одну нелепость на другую. Патрульная эскадра вылетает у него к поясу астероидов, словно это не гигантская область вокруг Солнца, а маленький архипелаг в космосе; при выстреле лазерного оружия, главный герой чуть не глохнет от грохота; астронавт не может определить — воздух вокруг него или вакуум. Автор забывает, что астероид совсем маленький, сила тяжести там должна быть ничтожной, но падение ГГ с высоты двенадцати футов описывается как настоящая трагедия, и т.д.

В общем, очень слабо. Хотя, как и положено, присутствует ужасный безумный злодей, прекрасная инопланетная принцесса и всякого рода зеленые «притягивающие» лучи.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Николай Дашкиев «Галатея»

Петров Эдуард, 11 ноября 2014 г. 02:40

Читая рассказ, сразу вспоминаешь «слег» из повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века». Но если у Стругациких описаны только последствия применения слега, то Дашкиев красочно, и очень-очень убедительно рисует само «погружение» в сказочный виртуальным мир. Мир из которого человеку не хочется уходить. После посещения которого все в реальной жизни кажется блеклым, несущественным и ненастоящим. И, читая, понимаешь — почему. И веришь автору, что так вполне может быть.

В рассказе «Галатею» включил астролетчик. Человек с устойчивой психикой; вероятно, прошедший психологическую проверку на разного рода психозы и фобии. А что было бы, если бы ею воспользовался, к примеру, религиозный фанатик, или политикан, рвущийся к власти, или просто алкоголик проводящий все свое время возле пивного ларька? Что бы увидели они?

И еще становится страшновато. Вспоминаются сотни тысяч людей, уже сидящих за персональными компьютерами и живущих в том ненастоящем мире, в котором не нужно ходить в институт или на работу, а можно целыми днями бродить по волшебной стране, сражаясь с чудовищами и зарабатывая опыт, или просто гонять на танке или в навороченной тачке. Конечно это не слег и не «Галатея», но что-то весьма близкое. Неужели полвека назад уже было понятно куда мы идем?

Оценка: 9
– [  8  ] +

Борис Красногорский, Даниил Святский «Острова эфирного океана»

Петров Эдуард, 16 сентября 2013 г. 03:31

Роман написан совершенно в духе произведений Жюля Верна. Довольно увлекательный сюжет густо пересыпан лекциями по астрономии, палеонтологии, метеорологии. Но конечно, преобладает астрономия. Это и неудивительно, ведь один из соавторов книги — профессиональный астроном. Иногда эти вставки, действительно становятся похожи на конспект лекции с цифрами и формулами.

Книга повторяет многие ошибки предыдущих произведений на темы космических перелетов: наличие тяжести в движущемся по инерции космическом корабле; поворот корабля тяжелым днищем к центру тяготения в безвоздушной среде (это еще со времен романов Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны»; разгон аппарата до скорости 250 км/с., за несколько минут без всякого вреда для экипажа и т.д. Но это следствие недостатка знаний того времени. В целом же книга очень хорошо передает уровень науки начала ХХ века.

Все мужчины в романе, умны, честны, благородны; и, конечно, ведут себя как настоящие джентльмены (кроме главного злодея); единственная девушка — мила и очаровательна. Все как и положено в приключенческом романе.

Очень порадовала сцена битвы. Интересно сравнить с описаниями космических битв, например, в цикле «Хонор Харригтон» Дэвида Вебера. Конечно масштабы совсем другие, но что-то очень похожее несомненно присутствует.

Рекомендую прочитать ценителям раритетной фантастики, ну и... тем, кто не может ответить на вопрос: «Земля вращается вокруг Солнца, или наоборот».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Николай Огнёв «Щи Республики»

Петров Эдуард, 5 января 2013 г. 15:04

В рассказе схлестнулось прошлое и будущее.

Здесь — противостояние растерянного голодного города и дремучей деревни с ее вековым укладом. У города есть молодой, но уже надломленный железный дракон, которому служат, над которым посмеиваются, но который остается последней надеждой на спасение. Но и за деревней стоят не менее могущественные древние силы, которые за века срослись с ней и защищают ее от чужаков.

Здесь, и противостояние индивидуального и коллективного. Человек, по натуре «засебятина», когда каждый сам за себя и дальше хоть трава не расти. Но вот, словно вспыхивает искра, и люди, не желающие ради другого пальцем пошевелить, вдруг преображаются. И звучит «Даешь Варшаву!» — и они, только что безразличные к окружающим, способны сообща свернуть горы.

Все это трудно описать — нужно читать, тогда рассказ своим ритмом входит в тебя и увлекает, и чувствуешь перестук колес на рельсах и скрип разбитого вагона и зловещие огоньки в темном влажном лесу, пропахшем гнилью, ощетинившемся корявыми ветками, подбрасывающем под ноги беглеца замшелые пни. И зеленые глаза, в полумраке избушки... Это как некоторые стихи — невозможно пересказать (вернее, можно передать содержание, но это даст только блеклую картину, будет только зыбким их отражением).

Оценка: 9
– [  6  ] +

Стефан Вуль «Одиссея для двоих»

Петров Эдуард, 25 сентября 2012 г. 22:16

Типичная космоопера: здесь есть супергерой, который все умеет, и все может; есть и красавица, которую приходится спасать от злобных инопланетных монстров. Есть даже сумасшедший ученый, который мечтает уничтожить всех людей. Короче говоря, полный набор стандартных приемов и клише.

Но роман, в лучшую сторону отличается от других произведений этого жанра. Юмором, с которым автор относится к своему супермену и неожиданной развязкой, которая все ставит на свои места, оправдывая примененные автором методы и клише, и даже, расставленные кое-где в кустах рояли...

Я не любитель космоопер, на этот, незаслуженно забытый роман, мне понравился; да и читается легко.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Клиффорд Саймак «Мятеж на Меркурии»

Петров Эдуард, 2 марта 2012 г. 01:30

С интересом прочитал рассказ, а потом отзывы читателей.

И очень удивлен.

Да, на первый взгляд может показаться, что в рассказе приветствуется рабство и расизм, но при непредвзятом прочтении видно, что рассказ далеко не так прост. По тексту разбросаны постоянные упоминания о несправедливости существующей системы и даже симпатии к «когда-то вольному, но спесивому народу, считавшему свою культуру и науку самыми прогрессивными во всей Вселенной». К народу, представителей которого земляне сделали рабами, существами второго сорта.

Думаю, что секрет в том, что повествование ведется от лица землянина, обыкновенного человека, привыкшего к существующей системе и считающего ее вполне естественной. С его точки зрения восстание, это чудовищное зло, несущее только смерть и разрушение. Погибают его друзья, бессмысленно уничтожается то, что он любил. Но не стоит забывать о другой стороне, которая не имеет своего явного героя, и о которой мы можем судить только через призму восприятия землянина. Частично, таким героем можно считать пилота-марсианина, в котором любовь к свободе борется с инстинктом раба, воспитанным столетиями унижений. Что победило в результате, Вы узнаете, прочитав рассказ, но этот пилот вызывает явную симпатию и у читателей и у автора.

Саймак мог бы выбрать фоном для своего рассказа привычное нашествие инопланетных завоевателей, и сюжет остался бы более-менее похожим, но исчезло бы это напряженное беспокойство, внутренний протест. Автор выбрал именно эту тему, так как что-то хотел передать читателям. Предупреждение, или может просто попытка разбудить совесть? Возможно. Наверно читателю 21 века трудно представить о чем может предупреждать такой рассказ человека живушего почти век назад.

Так что не стоит сгоряча судить об этом рассказе, и ставить, как говорил Шерлок Холмс «знак минус там, где нужно поставить знак плюс».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Владимир Немцов «Для кого пишут фантасты?»

Петров Эдуард, 31 января 2012 г. 02:12

Вот это статья!

Владимир Иванович решительно и беспощадно клеймит молодых авторов (АБС, Громову, Гансовского) за попытки НЕПРАВИЛЬНО писать фантастику, а может быть за попытки писать НЕПРАВИЛЬНУЮ фантастику — не знаю точно. Особенно досталось братьям Стругацким, и сразу за три повести. У них и персонажи думают не так (вернее они думают и спорят в таких ситуациях, в которых сам Немцов, вероятно раздумывать не стал бы); и «загнивающий» мир капитализма у них показан слишком уж заманчиво и соблазнительно; и организионные вопросы, у руководства в будущем продуманы слабо.

Интересно — он понимал, что после такой «рецензии», могут последовать очень серьезные оргвыводы?

Оценка: 3
– [  9  ] +

Дж. Г. Баллард «Звёздная улица, вилла номер пять»

Петров Эдуард, 10 ноября 2011 г. 02:03

Мистическая история о женщине, вообразившей себя богиней, а быть может о богине, спустившейся на землю. А еще она о поэзии, поэтах и... компьютеризации.

Что будет с искусством, когда компьютеры научатся создавать математически точные, выверенные до микрона, такта и оттенка произведения. Нужен ли будет тогда человек — несовершенный, обремененный тысячами условностей, предрассудков и жалких страстишек. Будет ли цениться вдохновение и живые эмоции, или на долю людей останутся только простые функции по программированию заданий, а мудрые машины, опираясь на весь предыдущий опыт человечества, будут создавать безупречные, но бездушные стихи, картины и скульптуры?

Оценка: 9
– [  6  ] +

Этьен Кабе «Путешествие в Икарию»

Петров Эдуард, 26 октября 2011 г. 00:23

Читая, сейчас, «Путешествие в Икарию» порою трудно удержаться от улыбки. Энтузиазм, с которым ее жители хором распевают хвалебные гимны основателю республики и другим выдающимся личностям; стандартизация покроев одежды для представителей разных специальностей; нежелание Икарии торговать с соседями («ибо мы не продаем ничего... ибо мы ничего не покупаем»); излишняя регламентация всех сторон жизни. Кое-что из перечисленного, вызывает не просто улыбку, но и психологический протест.

Однако, социальные принципы, изложенные в романе, не устарели и по сей день. Подлинное народовластие, справедливость, честь, долг и ответственность (полезно было бы прочитать слугам народа разных мастей и чиновникам). Необходимость уделять воспитанию детей самое пристальное внимание, как в семье, так и образовательных учреждениях. Забота общества о каждом его члене (в Икарии нет «лишних» людей, выброшенных государством на обочину или на свалку).

К сожалению, человечество совершенно не готово к тому, что бы организоваться в социум, живущий по этим правилам. Достигнуть абсолютного равенства всех людей, вряд ли когда-нибудь удастся. Слишком уж люди отличаются друг от друга физически, интеллектуально, психологически, морально, в конце концов. В наших генах слишком глубоко заложены инстинкты, доставшиеся нам от наших человекообразных предков. Стремление урвать кусок получше, доказать и закрепить свое лидерство в группе, отдать поменьше, а получить побольше — все это еще много поколений будет доминировать, если не во всех людях, то уж в некоторых представителях человечества точно. А значит, Утопия, Икария или город Солнца, неминуемо погибнут, разрушенные изнутри. Что и доказал опыт самого Этьена Кабе, пытавшегося построить жизнеспособную коммуну, основанную на нормах, описанных в романе.

Всегда будут существовать более престижные, и, наоборот, менее приятные профессии. При любом уровне механизации, будут люди, которые распределяют материальные блага, и люди, которым приходится чистить канализацию (или вытаскивать из канализации сломавшихся роботов, которые эту канализацию чистят). И обществу нужно будет решать, как ограничить возможность злоупотреблять своим положением, первых; и как стимулировать желание заниматься «грязной» работой вторых.

Кроме того всегда найдутся индивиды, получившие власть из рук народа, попробовавшие ее вкус, и уже не желающие эту власть отдать назад. Они будут коверкать букву и дух Конституции, только бы остаться у кормила власти.

Так что, в обозримом будущем, Икария невозможна. Однако не стоит забывать, что из этой книги, как и из книг Томаса Мора и Кампанеллы выросла вся социальная фантастика и западная демократическая традиция. Оценка «9».

Весьма удивила глава посвященная религии. Священники — как психологи, не имеющие ни светской, ни духовной власти над людьми. Они не могут ни проклинать, ни прощать, их миссия и задача — помогать людям. Священники выбираются на пять лет, и если не оправдывают доверия, общество отказывается от их услуг. Очень смело для начала девятнадцатого века, да и для нашего времени, идея выглядит очень привлекательно.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Жюль Верн «Осада Рима»

Петров Эдуард, 17 октября 2011 г. 04:31

Повесть очень впечатлила.

Верну пришлось нелегко — с одной стороны, как французу и католику ему, вольно или невольно, приходится попытаться обелить этот поход. С другой стороны, как, безусловно, честный человек и историк, он дает много фактов и зарисовок, показывающих другую сторону этой карательной военной экспедиции. Такая вот противоречивая позиция. Порою главный герой, рубящий сдающихся в плен осажденных, не менее отвратителен, чем главный злодей. Но, в любом случае, написано великолепно.

Советую прочитать это не совсем типичное для Верна произведение.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Евгений Лукин «Кризис номер два»

Петров Эдуард, 8 сентября 2011 г. 00:16

Прошло пять лет с момента публикации этой статьи и три года с того времени, как были написаны предыдущие отзывы на статью.

Что же мы видим?

Случилось именно то, о чем предупреждал Евгений Лукин. Возможно, этого еще не заметно в столице, но в провинции ситуация с фантастикой и фэнтези изменилась, и изменилась кардинально. Если три-четыре года назад книги SF&F занимали центральное место на полках книжных магазинов, то сейчас эти книги лежат где-то в сторонке (притом их количество уменьшилось в несколько раз). И такая картина наблюдается как в солидных книжных магазинах, так и на лотках. (Еще раз повторю, что речь не о мегаполисах, а о провинции.) Совсем недавно был «выброс» книг братьев Стругацких (отголосок премьеры «Обитаемого острова»), кое-какие позициии еще удерживает Гарри Потер, был всплеск интереса к серии «Сталкер» (возможно сыграла роль интернетовская реклама). Вот пожалуй и все. Даже солидные серии типа «Шедевры фантастики» перестали закупаться торговцами (а следовательно, согласно условиям рыночной игры, перестали пользоваться спросом).

Теперь посмотрим, что же заполнило пустующую нишу на книжных прилавках. Это различная мистическая (шаманство, привороты, гадания, заговоры, духи умерших, и т.д) и религиозная (от объяснений что, как и о чем мы должны думать, до сборников молитв для детей) литература. Эти два потока очень четко были предсказаны Евгением Лукиным. Кроме того значительно расширился ассортимент книг по домоводству, но это к делу уже не относится.

Пусть это и не книги об НЛО и снежном человеке, но это именно то размывание границ фантастического и реального в нашем сознании и литературе. Думаю, это именно тот второй кризис, о котором говорил Евгений Юрьевич!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Пол Мелкоу «Сильное звено»

Петров Эдуард, 1 сентября 2011 г. 22:49

Во многом не согласен с уважаемым sanchezzzz — автором предыдущего отзыва.

Дело вовсе не в «идеальном комплекте людей» — это отдаленная цель, к которой стремиться общество. Главное в рассказе, да и во всем цикле, то, что объединение людей с разными способностями и талантами в одно ментальное целое (ну, если точнее не в ментальное а в феромоно-обонятельное), значительно обогащает каждого члена кластера (цепочки). Но за все нужно расплачиваться, и за такое объединение, когда каждый может пользоваться знаниями, памятью и талантами другого, почти как своими, приходится платить частичкой индивидуальности.

Член кластера, с детства чувствующий себя частью большого целого, настолько сильно привязывается к остальным, что в отрыве от кластера испытывает глубокий психологический шок. Хороша ли такая привязанность? Вопрос сложный. С одной стороны, именно она делает возможным само существование кластеров, именно благодаря ей кластер (как единый разум) так быстро приходит к общему решению (консенсусу), справляется с задачами. С другой стороны — для члена кластера становится почти невозможным вернуться к жизни обычного «индивидуалиста». Кластер похож на механизм: сложный и совершенный, он очень чувствителен к поломкам, и, в отличие от механизма, сломаную «деталь» нельзя заменить на новую.

Нужно помнить, что общество кластеров, сменило общество индивидуалов-одиночек относительно недавно и, можно сказать, «не от хорошей жизни». Значит создаваемая система еще очень несовершенна, она в процессе эволюционного развития. И наряду с явными преимуществами, как для отдельной личности так и для социума в целом, общество кластеров имеет много недостатков (в частности катастрофическую уязвимость людей, потерявших привычную поддержку других членов кластера). Думаю, именно об этом и хотел рассказать автор. Главный герой считает себя наименее ценным членом кластера, иногда он даже оказывется вне консенсуса, т.е. чуть-чуть выходит из зоны коллективного разума. Не случайно, именно он, оказывается самым психологически устойчивым в критической ситуации.

А показать образ спасителей человечества — вовсе не цель рассказа. Автору удалась в небольшой новелле создать запоминающуюся атмосферу, живых героев. Оценка 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Галина Панизовская «Два Вальки Моторина»

Петров Эдуард, 12 июля 2011 г. 17:50

Потрясающая повесть посвященная взрослению человека.

Главный герой, вначале эгоистичный, как большая часть детей. Его мир прост и он является центром этого мира. Но под влиянием обстоятельств, он начинает меняться, глубже чувствовать чужую боль, сопереживать. События развиваются, и вот он уже начинает понимать, что такое ответственность за других людей — детей и взрослых, которые порой бывают более беззащитными и уязвимыми чем дети. А в конце повести, перед главным героем, встает очень сложный выбор, такой, сделать который невероятно трудно.

Повесть напечатана в ленинградском сборнике детской фантастики. А вот для детей ли она? Поймет ли ребенок это произведение, и если поймет, то как? Какой из слоев будет ему доступен, а какие окажутся непонятыми? Наверно, все тут зависит от уровня развития ребенка, от его подготовленности.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роберт Рид «Birdy Girl»

Петров Эдуард, 13 июня 2011 г. 15:52

Очень похоже на ситуацию, описанную Стругацкими в романе «Гадкие лебеди». Человечество, по сути, разделилось на две группы. Первая — это дети, ушедшие в своем интеллектуальном развитии так далеко от взрослых, что им стало неинтересно с ними общаться. Только отмахнуться, как от надоевшей мухи, или подшутить. Притом, шутки могут быть очень жестокими, ведь даже очень умный ребенок, в плане морали остается всего лишь ребенком.

И взрослые, только небольшая часть которых нашла себе место в этом новом мире, а все остальные стали лишними и ненужными даже своим собственным детям. Им остается только убивать время, занимаясь бессмысленными хобби, делая то, что роботы с ИИ делают намного лучше и быстрее. Одни — вполне довольны такой жизнью, другие чувствуют внутреннюю пустоту, дискомфорт, даже унижение.

Таков этот странный мир, в котором роботы стали более человечными и живыми, чем их хозяева.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Тед Косматка «Пророк с острова Флорес»

Петров Эдуард, 2 мая 2011 г. 20:21

В рассказе показана альтернативная реальность, в которой религиозные догмы считаются высшим приоритетом, и любые научные исследования, не согласующиеся с этими догмами, моментально закрываются (порой вместе с людьми, которые ими занимались). Самой крамольной, конечно, оказывается эволюционная теория.

Смущает в рассказе то, что в целом уровень развития науки близок к современному нам. Думаю, что религиозная цензура, действующая целенаправленно достаточно долго, должна была очень сильно изуродовать все здание науки. Иначе, было бы достаточно малой доли знаний, накопленных генетикой, палеонтологией, антропологией, эмбриологией (правда про последнюю, в рассказе ни слова не сказано — возможно этот раздел биологии находится под полным запретом), чтобы любой думающий человек начал понимать, что за всеми этими знаниями стоит универсальный закон природы. Если даже ребенок, проводя простейшие опыты по скрещиванию и направленной селекции у себя на чердаке, начинает задаваться еретическими вопросами, что уж говорить о серьезных исследователях.

Эволюционная теория — это не стоящее в пустыне одинокое дерево, которое легко повалить или выкорчевать. На самом деле, это кирпич в здании науки, который плотно сцеплен с другими кирпичами. Теория постоянно проверяется другими разделами науки на прочность, и одновременно они дополняют ее своими методами и средствами. Ядерная физика, биология, палеонтология, генетика, стратиграфия развивающиеся в той реальности, даже под прессом жестокой цензуры, не могли не накопить огромную массу фактов, противоречащих идее творения, произошедшего 5800 лет назад.

Рассказ серьезный, заставляет задуматься над будущим человечества, культуры, науки. Оценка 10.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Кир Булычев «Средство от давления»

Петров Эдуард, 13 марта 2011 г. 14:39

Очень остроумная сатира на церковь и ее служителей. Отец Иоанн — легко узнаваемый типаж: предельно расчетливый, агрессивно-напористый, умеющий ошеломить и подавить волю другого человека. Абсолютный прагматик и реалист, он даже не рассматривает мистический вариант происхождения феномена, но сразу понимает какую выгоду из этого «чуда» может извлечь церковь и лично он. Чисто коммерческий расчет — и, вот он уже сулит золотые горы, и разворачивает кипучую деятельность. Уж лучше бы он стал пожарником (извините, но в тексте именно «пожарником»), как мечтал в седьмом классе.

Аида — тоже очень примечательная личность. Большинство ее поступков продиктованы эгоизмом, но ее трудно осуждать. Она глубоко несчастная женщина, «озлобленная неудачной личной жизнью». Возможно, именно для таких людей церковь и должна быть «утешителем и врачевателем душевных ран».

Рассказ написан еще в те времена, когда религия не была «руководящей и направляющей силой», усиленно пропагандируемой всеми СМИ. И ее служители не переписывали сказки Пушкина и теорию эволюции. Но тогда была другая «руководящая и направляющая», и у ней были свои идолы, и свои служители. Видно так устроен человек — сначала он возводит себе кумира, но так как, к каждому кумиру «прилагаются» служители (жрецы), которые быстро начинают вести себя недостойно, кумира приходится сбрасывать с пьедестала и заменять новым.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Томас Диш «Геноцид»

Петров Эдуард, 5 марта 2011 г. 04:17

Психологически очень тяжелая книга. Возможно, такой большой диапазон мнений и оценок можно объяснить тем, что многие подсознательно не могут «простить» автору того, что он не оставил человечеству ни одной лазейки, ни малейшего шанса на выживание.

Здесь нет супергероев, которые могли бы в одиночку уничтожить завоевателей, нет великих стратегов и организаторов, готовых сплотить остатки человеческой расы и повести их на битву с врагом. Такое возможно в комиксах или в голливудских фильмах, в жизни это бывает очень редко. Чаще люди пытаются переждать «трудные времена», приспособиться к обстоятельствам, просто выжить. Что и делают герои книги. В изолированной маленькой группе размываются моральные устои и нормы, нет никаких шансов сохранить знания, культуру. А после того, как у героев книги отпала необходимость добывать пищу, социальные связи в группе совсем ослабли и темпы деградации ускорились. Последние люди на Земле вымирают и этот процесс необратим.

Существует множество книг, описывающих катастрофы, угрожающие человечеству. В них, чаще всего, людям удается справиться с угрозой, или хотя-бы заложить некий фундамент будущей победы, как в «Дне триффидов». Иногда помогают не зависящие от людей обстоятельства — «deus ex machina», как в «Войне миров». Даже если остатки человечества скатились к первобытной дикости и родо-племенным отношениям, как в романе «Земля пребывает вовеки» — остается надежда.

А вот в «Геноциде» никакой надежды вообще нет. Какой вариант более правдоподобен трудно судить, но без сомнения, возможны оба. Автор показал людей такими, какими они бывают, или могут быть в критической ситуации и, судя по значительной части отзывов, это у него получилось очень неплохо. Если кому-то роман и не понравился, он все равно задел за живое, и это тоже радует.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Евгений Брандис «Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна»

Петров Эдуард, 26 февраля 2011 г. 15:35

Библиографическая статья Евгения Брандиса, была напечатанна в 12 томе Собрания сочинений, изданного Государственным издательством художественной литературы в 1954-57 годах. В сатье собран огромный объем данных: исторические события и события личной жизни писателя, даты и обстоятельства написания произведений, постановки пьес и критические отзывы. Весь материал расположен в хронологическом порядке, что позволяет оценить тот фон, на котором создавалась та или иная книга.

Почему капитан Немо стал не поляком, как вначале было задумано, а индусом? Почему роман «Ченслер» получился таким мрачным? Кто подсказал писателю идею написать книгу про путешествие под водой? Почему Жюль Верн отказался баллотироваться во Французскую Академию. Вот только некоторые вопросы, ответы на которые есть в статье.

За пятьдесят лет, прошедшие с момента публикации, мы узнали много нового о жизни Жюля Верна, были обнаружены новые документы, письма современников. Некоторые факты были уточнены или пересмотрены (особенно это касается дат публикаций ранних произведений и обстоятельств написания романов, созданных в соавторстве). Изменился и взгляд на редактирование сыном писателя — Мишелем Верном «посмертных» романов отца. Несмотря на это, статья сохранила свое значение и будет интересна всем, интересующимся жизнью и творчеством писателя.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Виктор Мясников «Короли ванадия»

Петров Эдуард, 31 января 2011 г. 02:00

Одно из самых смешных произведений, из тех, что прочитал за последние несколько лет. Автор обыгрывает и пародирует многие реалии и штампы нашей жизни. Реклама, всемогущее телевидение, игра на бирже, сетевой маркетинг, штамповка поп-звезд из... (ну сами знаете — из чего их только не штампуют), влияние СМИ на общественное мнение и т.д.

Конечно это сказка, или, если можно так выразиться, современная «космо-сказка» для детей и взрослых, поэтому не стоит подходить к повести слишком серьезно и пытаться выискивать ошибки в вычисленных траектриях или биржевых ставках. В сказке сюжет развивается немного по своим законам и если, в результате получается что-нибудь столь же веселое и доброе — значит, автор поработал не зря.

Давно так от души не смеялся. Вот только Христину Баунти и «Баунти ltd» немного жаль — бедняги. :)

Оценка: 10
– [  9  ] +

Чарльз Шеффилд «Мыслями в Джорджии»

Петров Эдуард, 21 декабря 2010 г. 01:51

Если вы хоть краешком прикасались к миру программирования, если можете уловить разницу между бейсиком и ассемблером, тогда это ваша книга. Помимо приключений и почти детективного расследования, в этой небольшой повести рассказывается о самой, пожалуй, интересной тайне, связанной с историей вычислительной техники. О двух реально существовавших людях, намного опередивших свое время. Это английский математик, изобретатель и гениальный механик Чарльз Беббедж (или Бэббидж, как чаще переводят его фамилию), много лет посвятивший постройке своей аналитической машины — примитивного механического компьютера, и леди Августа Ада Лавлейс, дочь лорда Байрона, разработавшая основные принципы программирования за много лет до того, как появилась реальная возможность применить их на практике. Аналитическая машина так и не была построена при жизни изобретателя, этому помешали финансовые трудности, и несовершенство технологий того времени (но все происходило еще в «век пара» — приблизительно 1834-1851 г.!!!).

Исторические факты, связанные с постройкой аналитической машины, уже сами по себе, кажутся совершенно фантастичными, но кроме них в повести есть, и контакт с инопланетным разумом, и трагическая любовь мужчины и женщины. Все это подано автором динамично и увлекательно.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Жюль Верн «Ченслер»

Петров Эдуард, 10 декабря 2010 г. 15:49

«Ченслер» — произведение, во многом не типичное для Жюля Верна. Здесь нет географических описаний и экскурсов, здесь вообще почти не встречается никакой суши — только бескрайнее море. Море спокойное, дающее надежду и иногда, очень редко, позволяющее что-нибудь взять из его даров. Море штормовое — жестокое и беспощадное. Море в штиль — изнуряющее жарой, скукой и отчаянием, когда дни идут, припасы истощаются, а желанная цель не приближается ни на миллиметр. Все это есть в романе, и описано так, будто автор сам побывал в подобной ситуации.

В романе показаны очень разные люди — из разных социальных слоев, с разными интересами и взглядами. Все они случайно встретились на борту «Ченслера» и дальше их судьбы оказались тесно связаны. Они живут и совершают поступки, иногда благородные, иногда бесчестные и подлые. Вначале ими руководят совесть, честь, долг и заложенные в характере моральные принципы. Но при дальнейших испытаниях, все чаще поступки начинают мотивироваться самыми низменными инстинктами. Кому-то удается сохранить человеческое лицо до конца, кто-то очень легко отказывается от любых принципов, мешающих выживанию. Иногда бывает трудно решить, как бы я поступил в подобной ситуации, какой выбор правильный и хватило бы у меня воли поступить так, как считаю верным.

Да. Психологизм этого романа огромный. Герои, даже самые отвратительные, подчас вызывают жалость и, нет, не приятие, но понимание. Очень запоминается образ молодой девушки мисс Херби. Она отличается мужеством и стойко переносит все тяготы, стараясь помочь другим. Нет, пожалуй, тут я не прав — женщины в романах Верна всегда натуры цельные и мужественные, вызывающие симпатию и у читателей и у самого автора. Даже Аркадия Уокер, несмотря на изрядную долю иронии, с которой Жюль Верн о ней рассказывает, отличается такими качествами.

Традиционно считается, что романы Жюля Верна написаны для детей, но в этом романе много жестоких реалистичных сцен, совсем не подходящих для детской аудитории (во всяком случае, для детей конца XIX, начала XX веков). Именно этим возможно объясняется то, что роман был издан только через четыре года после написания.

Недавно перечитывая роман, обратил внимание на координаты безвестного рифа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на который занесло «Ченслер» — 18°5' северной широты и 45°53' западной долготы. Обследовав риф, герои приходят к выводу, что он вулканического происхождения и совсем недавно появился из морской пучины.

Неизвестный риф в Атлантическом океане — это смелое допущение, и я решил проверить по карте, где находится эта точка. К моему удивлению оказалось, что указанные координаты лежат на центральной оси Срединно-Атлантического хребта, т.е. именно в таком месте, где теоретически возможно возникновение новых вулканических островов. Возможно, в 1871 году уже существовали подробные промеры дна Атлантики и Верн был с ними знаком? Во всяком случае, это доказывает, что писатель уделял большое внимание мелочам. А может это еще один из необъяснимых фактов совпадения вымысла и реальности?

Оценка: 10
– [  8  ] +

Зенна Хендерсон «Ребёнок, который верил»

Петров Эдуард, 24 сентября 2010 г. 02:50

Очень сильное произведение, рассказывающее о ребенке, открывающем для себя этот неуютный и подчас жестокий мир. Беда главной героини в том, что она легко верит всему, что ей рассказывают, и конечно находятся люди, которые пользуются этим ее недостатком. Но такой ли уж это недостаток — все мы когда-то были такими, но потом обнаружили, что иногда другие говорят не то, что есть на самом деле. Все мы перестроились и, благодаря синякам и обидам, научились отличать явную ложь от правды (сначала написал: «отличать ложь от правды», но сразу же понял, насколько такая фраза далека от истины, стоит только вспомнить, как ловко одно мимикрирует под другое и как часто люди сами желают, что бы их обманули). А вот главная героиня продолжает верить тому, что говорят другие, несмотря на горький опыт и предостережения. Еще рассказ об учительнице, о настоящей Учительнице, которая отдает детям чуточку своей души, заменяя им на время мать.

Открытый финал оставляет нерешенным главный вопрос. От того, что произойдет в следующую секунду, зависит все, даже жанр рассказа может резко измениться — с мистики на стопроцентный реализм или психологический триллер. Но этой точки не поставлено, нет даже намека, только натянутое как струна ожидание. Очень сильный ход автора.

Рассказ заслуживает, на мой взгляд, более высоких оценок, возможно, это связано с переводом, который читали люди. Если есть выбор, лучше читайте перевод Маркова («Я верю...»), у него есть несколько плюсов по сравнению с переводом Шарова («Ребенок, который верил»).

Оценка: 10
– [  8  ] +

Жюль Верн «Деревня в воздухе»

Петров Эдуард, 10 сентября 2010 г. 22:30

Роман, в котором, как зачастую бывает у Жюля Верна, в приключенческий сюжет вплетены мини-лекции по географии Африки, рассказы о ее животном и растительном мире, энтографические зарисовки. Вся эта «наука» так умело встроена в ткань повествования, что нисколько не мешает воспринимать приключения, происходящие с героями книги.

Конечно сейчас, спустя сто десять лет, после написания романа, кое-что вызывает улыбку. Забавно читать про стаи обезьян, в которых совместно действуют гориллы, шимпанзе и гиббоны, или про растения саванн — баобабы, котрые растут в основании воздушной деревни, в центре тропического леса. Очень поучительно наблюдать как герои романа пытаются определить, являются ли жители деревни в воздухе, людьми или нет, а идея с атропином — это вобще что-то невообразимое. Хорошо видно, насколько за прошедший век изменились взгляды на природу, разум, цивилизацию, пресловутую толерантность.

Несмотря на некоторые недостатки роман читается легко и оставляет хорошее впечатление.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Георгий Гуревич «Чёрный лёд»

Петров Эдуард, 16 июля 2010 г. 21:41

Даже не знаю, является ли этот рассказ фантастикой. Идея, положенная в его основу, настолько очевидна, что я не удивлюсь, если что-нибудь подобное действительно использовалось или планировалось.

Итак, рассказ читается как совершенно реалистичное произведение и в таком плане заслуживает высокой оценки. Главный герой — чиновник высокого ранга, но человек честный, бескорыстный и настоящий работяга (согласитесь очень редкое сочетание). Рассказ передает дух времени, конечно сильно приукрашенный, но куда же без этого в те времена. Есть в рассказе и социальная нотка: исподволь показано, как на смену поколению энтузиастов и романтиков приходит поколение расчетливых карьеристов.

Очень интересно рассмотреть климатические и экологические последствия изобретения. Главный герой уверен, что растопление горных ледников не нанесет большого ущерба, хотя прекрасно знает, что все реки Средней Азии питаются талыми водами этих самых ледников. Знает он и то, что ледники постоянно «отступают», их площадь сокращается, расходуются «старые», невосполняемые запасы льда. Но возможность оросить дополнительные сотни и тысячи гектаров посевов кажется ему более важной задачей. От людей, призывающих внимательнее просчитать долгосрочные последствия, он отмахивается тем, что площадь, которую подвергнут обработке, сравнительно мала, а там «опыт покажет...». И такая позиция главного героя кажется автору правильной и оправданной. Сейчас, зная, что стало с Аральским морем и Аму-Дарьей, понимаешь что разрушить экологическое равновесие довольно просто, и последствия отразятся на климате целых стран и регионов. В шестидесятые годы прошлого века, когда был написан рассказ, об экологическом балансе еще никто всерьез не думал, и позиция главного героя и автора казалась смелой и дальновидной. С природой еще воевали а не защищали ее от самих себя.

Несмотря на это главный герой все равно вызывает искреннюю симпатию.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Карл Фредерик «Вселенная по ту сторону льда»

Петров Эдуард, 7 мая 2010 г. 01:00

Оказывается, еще можно придумать необычную концепцию мира (точнее «мирка»), где живут разумные существа. И сами жители этого мира довольно симпатичные, и мысли, которые они высказывают, хотя и не новые, но определенно вызывают уважение и симпатию. Слегка подпорчен конец рассказа, трудно-достижимым и, на мой взгляд, мало реальным happy end'ом. Но общее впечатление осталось хорошее.

Только расстроила иллюстрация к рассказу в журнале «Если». Она, как настоящий спойлер, сразу же раскрыла главную изюминку рассказа, убив половину интриги.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ричард Ловетт «Завтрашняя земляника»

Петров Эдуард, 3 мая 2010 г. 22:02

Тоскливый мир описывает автор. Это наша Земля, но она искалечена до неузнаваемости. Вся суша застроена небоскребами-муравейниками, в которых в страшной тесноте живут люди и инопланетяне. Большинство из них никогда не видели ни клочка дикой природы. Да, и из всей дикой природы, на планете остался один заповедник размером с большое ранчо. Каждый квадратный сантиметр крыш и балконов используется для выращивания высокопродуктивных, генетически-модифицированных растений, годных в пищу. Даже за возможность иметь квартиру с балконом и возделывать на нем маленький огород, людям приходится платить большие деньги.

Люди до предела используют доступные для культивирования площади. Растения, тоже до предела, используют те крохи света, которые попадают в шахты домов-небоскребов. Этот мир выжат как лимон.

Особенно плохо приходится главному герою — он помнит Землю такой, какой она была раньше, чувствует свою долю вины за случившееся, и в конце получает сильнейшую психологическую встряску, заставляющую яснее осознать произошедшее.

Сильный рассказ, советую прочитать. Оценка 9.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Николай Горькавый «Астровитянка»

Петров Эдуард, 28 января 2010 г. 23:38

Я, увы, уже не подросток, но несмотря на это книга мне понравилась. Понравилась тем, что она, несмотря на жесткость, даже жестокость некоторых эпизодов, очень светлая, добрая и умная. Книга перекликается с «Алисой» Булычева, «Маленьким принцем», ну и само-собой с «Гарри Потером», куда уж без него, причем последнего, часто пародирует. А уж если вспомнить, что «Алиса» Булычева имеет много общего с «Алисой» Льюиса Кэрролла, становится понятно, что корни у «Астровитянки» очень глубокие... вплоть до «Рыцарей Круглого стола».

Поразило и порадовало удивительное, не тривиальное (в литературе, да пожалуй и в жизни) отношение к знаниям и интеллекту. Весь дух школы Эйнштейна пропитан уважением к тому и другому. Ученикам, действительно интересно здесь учиться, знания приносят не только пользу и выгоду, но и радость.

Судя по отзывам, многих раздражает «суперменство» главной героини, но как раз это логически объяснимо:

Если ребенок воспитывался в стае волков, то, попав к людям, он так и остается диким зверем с зачатками интеллекта. Но и современная система воспитания, очень не совершенна. Ребенок попадает в среду, полную штампов и шаблонов, под которые он неосознанно и охотно подстраивается. Миллионолетний инстинкт приспособляемости диктует ему: будь как родители, как все вокруг, так у тебя больше шансов выжить. Так вырастает стандартный (с небольшими отклонениями в ту или другую сторону) член общества, наиболее приспособленный для данного социума.

Но что получится, если ребенка поместить в высокоинтеллектуальную среду, свободную от обычных человеческих шаблонов, в которой будет более полно реализован его потенциал.

(Это не моя идея, думал что это из «Гадких лебедей» Стругацких, но быстро просмотрев книгу, нигде этого не нашел. Странно.) Так, что же получится в результате? Homo Super, или может быть кто-то очень похожий на Николь Гринвич?

Об этом, почти напрямую говорит Никки, во время первой прогулки по парку школы Эйнштейна:

- Неправильно ставишь вопрос, Джерри, — засмеялась Никки. — Это не я смелая, это вы — трусы. Вас научили — просто заставили! — бояться таких, как он. Посуди сам: когда ты рос, тебя всегда окружали взрослые — большие, умные и могучие по сравнению с маленьким ребёнком.

Есть у книги и некоторые недостатки, но лично я люблю книги за их достоинства, а недостатки... их всегда можно простить. Итог: оценка 10. Кто не читал — советую это сделать, а я пойду читать вторую книгу.

P.S. Из предыдущих отзывав мне ближе всего позиция nibbles от 2009-09-01.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Дэвид Брин «Война за Возвышение»

Петров Эдуард, 8 января 2010 г. 17:13

Необычная книга, в которой есть и активные действия, и хорошо разработанная психология нечеловеческого разума и запоминающиеся персонажи. Изменилась и психология самого человечества — вероятно сознание того, что человек несет ответственность за две молодые, недавно возвышенные расы разумных существ, может помочь людям избавиться от некоторых собственных недостатков.

Очень хорошо прописаны характеры героев. Тимбрими Утакалтинг и его дочь Атаклена, вообще одни из самых ярких и любимых мной инопланетных разумных существ. Их юмор, общение и самовыражение при помощи глифов — удачная находка автора. Шимпы тоже получились отлично: несмотря на близость к людям и несомненное их влияние, они не оказались слепками со своих патронов, а стали самостоятельной и во многом уникальной ветвью на дереве разумной жизни.

Даже враги земного клана обладают отчетливой индивидуальностью, и некоторые, по мере прочтения книги, начинают вызывать симпатию. Теннанианский посол Каулт, враждебно настроенный по отношению к клану «волчат», постепенно заслуживает уважение своим отношением к экосистеме Гарта и искренним желанием понять живой мир этой искалеченной планеты. Да, и предводители врагов — сюзерен Праведности и сюзерен Стоимости... временами вызывают если не симпатию, то уж точно жалость и понимание.

Еще книга ставит вопрос ответственности человечества за сохранение генетического разнообразия на Земле, показывая, что каждый вид обладает Потенциалом, из которого может родиться разум. В романе несколько раз хвалят человечество за то, что мы сумели остановиться и не уничтожили экосистему Земли, но сможем ли мы заслужить эту похвалу?

Оценка: 10
– [  5  ] +

Стивен Бакстер «Охотники Пангеи»

Петров Эдуард, 19 ноября 2009 г. 22:06

Идея, положенная в основу рассказа не нова и очень хорошо проработана разными авторами, особенно в последние 15-20 лет, когда тема динозавров стала очень популярной. Приятно удивила осведомленность автора в вопросах палеонтологии — пейзажи и животные Юрского периода описаны в рассказе просто превосходно. Повествование напоминает произведения фантастов-популяризаторов начала и середины прошлого века и дает яркую и запоминающуюся картину жизни в ту далекую эпоху.

Судя по оценкам читателей, к такой фантастике отношение далеко не однозначное, но мне понравилось и я поставил рассказу твердую 9.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Пол Андерсон «Сугубо временно»

Петров Эдуард, 16 ноября 2009 г. 01:28

Очень печальный рассказ о власти и простых людях, которым эта власть, теоретически, должна служить. О том, что человек попробовавший вкус «большой», а тем более неограниченной власти уже не сможет отказаться от нее и будет всеми силами стараться ее сохранить, забыв свои принципы, мечты и былых соратников. И только очень немногие могут устоять против этого искушения.

Мир рассказа очень похож на мир романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту». Там и там диктатура, опирающаяся на страх и безразличие людей, торжество серости, боевики/пожарные уничтожающие знания и людей — носителей этих знаний.

Оба произведения написаны в пятидесятых годах прошлого века, но рассказ Пола Андерсона на шесть лет старше. Интересно, какие события того времени заставили двух мастеров американской фантастики так мрачно взглянуть на будущее своей страны? Напомню, что очень похожая атмосфера в повести братьев Стругацких «Трудно быть богом», написанной в 1964 году.

Оценка: 9
– [  39  ] +

Станислав Лем «Непобедимый»

Петров Эдуард, 16 октября 2009 г. 02:14

Меня попросили написать отзыв на рукопись Рохана о посадке на Регис-3. Я не самый опытный или компетентный ксенобиолог экспедиции, просто наша группа биологов понесла очень тяжелые потери в этой экспедиции, и так как я сейчас не так занят, как доктор Лауда, постараюсь написать отзыв с точки зрения биолога.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

На Регисе-3 мы столкнулись с уникальной формой эволюции — эволюцией кибернетических механизмов. Уже ясно, что она подчиняется универсальным для Вселенной эволюционным законам и на планете, в результате естественного отбора, победили не самые совершенные механизмы, а наиболее приспособленные. В результате осталась одна форма механической жизни — «мушки», хотя некоторые из моих коллег считают, что «кусты», предположительно служащие мушкам аккумуляторами для подзарядки, являются вторым выжившим видом, вступившим с мушками в тесный, взаимовыгодный симбиоз.

К сожалению мы сбежали с Региса-3, узнав об этой форме жизни, уникальной для исследованной Вселенной, очень мало. Что представляет из себя «туча», когда вместе объединяются миллиарды отдельных мушек? Мы можем только догадываться. Что возникает при этом — гигантский компьютер, умеющий просчитывать варианты и выбирать из миллиона камбинаций наилучшую, или невообразимый по нашим масштабам мозг, возможно обладающий нечеловеческим разумом? Аргументы, против разумности тучи, выдвигаемые доктором Лаудой весьма убедительны, но они не учитывают вероятность абсолютного несовпадения логики и разума тучи и человека.

Очень интересную и пока не поддающуюся объяснению информацию принес из своего похода помощник астрогатора Рохан. Ему посчастливилось взглянуть на жизнь тучи и мушек в «спокойной», не связанной с агрессией и защитой обстановке.

На интересные мысли наводит факт наблюдения Роханом на краю колонии множества «мертвых» кустов, покрытых ржавчиной. Судя по всему, колония раньше занимала большее пространство, но со временем ее площадь уменьшилась. Связано ли это с изменением климата планеты, или говорит о том, что некро-жизнь вступила в фазу угасания?

Из опыта изучения био-эволюции мы знаем, что если внешние условия долго не меняются, темпы эволюции снижаются, почти останавливаются, но при изменении этих условий, виды либо вымирают, либо начинают резко меняться. Не будет ли появление человека в системе Региса-3 таким толчком в эволюции тучи?

Очень много вопросов возникает при внимательном анализе произошедших событий. Теперь, как мне кажется, на планету будут регулярно посылаться исследовательские экспедиции, оснащенные лучше нас, а главное вооруженные знаниями, которых у нас, увы, не было.

И последнее. Некоторые горячие головы предлагают уничтожить Регис-3, ссылаясь на возможную опасность для космонавигации в этом районе в будущем, или просто из чувства мести. Я считаю, что это недостойно и недопустимо, и надеюсь, что здравый смысл победит. Напомню, что и на Солярисе раздавались голоса, требовавшие уничтожить то, что мы не можем понять.

P.S. В художественном плане рукопись Рохана выше всяких похвал. Когда я читал ее, недавнее прошлое снова вставало перед глазами и временами начинало казаться, что я снова слышу вой пустынного ветра, и шорох песчинок по обшивке бедного «Кондора».

Младший ксенобиолог Петров Эдуард,

борт крейсера второго класса «Непобедимый»,

рейс 17/2.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Рассказ жены»

Петров Эдуард, 27 августа 2009 г. 00:04

История состоящая, как и гласит название, из одного-единственного монолога жены. Сначала идет обычное, даже слегка монотонное описание достоинств супруга и радостей счастливой семейной жизни. Мы видим окружающий мир глазами влюбленной и довольной судьбой женщины, ничто кажется не предвещает беды. Но вот ситуация резко меняется. «Ага», — думает читатель — «это я уже много раз читал и видел». Но следующие строки совершенно сбивают с толку (мне например, захотелось внимательнее перечитать предыдущую страницу, для того, чтобы точнее понять и прочувствовать ситуацию). Отличный рассказ, довольно жестко играющий на стереотипах мышления.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Мюррей Яко «Тест на разумность»

Петров Эдуард, 17 августа 2009 г. 00:25

Представитель инопланетной цивилизации, случайно попав на Землю, не желает возится с отсталыми «аборигенами», а земляне из кожи вон лезут для того, что-бы их признали достойными вступления в Галактическую Федерацию. Кажется сюжет не новый, и если бы все и дальше продолжалось в том же ключе, можно было-бы поставить твердую «восьмерку» — рассказ написан добротно и увлекательно. Но, по мере развертывания сюжета, начинаешь замечать странности в поведении инопланетного «гостя», вот тут-то и завязывается интрига, а финал — совершенно неожиданный. Оценка: 10.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Игорь Кольченко «Что ожидать от иных миров?»

Петров Эдуард, 12 августа 2009 г. 01:49

Очень интересная статья, посвященная проблеме контакта с внеземными цивилизациями (ВЦ). Сначала автор рассматривает эволюцию представлений о множественности ВЦ во Вселенной. Правда эволюцией этот процесс назвать нельзя — слишком сильно менялось отношение к этой проблеме. Многие философы древнего мира, например Анаксагор и Эпикур, размышляя над разными аспектами жизни и разума, пришли к выводу о широком распространении того и другого. Но потом наступило средневековье, когда эти идеи были основательно забыты. В новое время, они не просто возродились, но были проработаны на основе современных знаний и научного подхода. Кроме того, эти идеи, в 60-90 годах прошлого века, стали довольно популярны и привлекательны среди обычных людей. Надо заметить, что сейчас наблюдается значительный спад интереса к этой теме — возможно сказывается «усталость» публики, возможно усиление религиозно-мистических настроений в обществе, возможно влияет какой-нибудь другой фактор, но факт остается фактом — рассуждать и просто допускать возможность существования ВЦ стало «не модно», да пожалуй, и не совсем прилично.

Однако вернемся к статье Игоря Кольченко, которая была написана совсем в другое время. Далее автор рассматривает проблему возникновения жизни и разума, анализирует вероятные расстояния до ближайших ВЦ. Рассматриваются достижения новой науки — экзосоциологии, которая по результатам анализа одной (нашей) цивилизации, пытаеться предсказать развитие, эволюцию и конечную судьбу ВЦ. И наконец, намечаются возможные долговременные цели и задачи стоящие перед ВЦ, прогнозируются отношения ВЦ друг к другу и последствия контактов с ними. Некоторые мысли автора выглядят несколько наивными, например, он не рассматривает возможность конфликтов между ВЦ, и с ходу отметает идею о гибели цивилизации из-за потери интереса к знаниям и, вообще, остановку в развитии (стагнацию, регресс). Возможно, в том не вина автора, а только дань идеологическим установкам того времени. Но в целом статья дает продуманный анализ темы, и очень интересные варианты ответов на вопросы: «Кто мы?», «Откуда мы?», «Куда идем (и когда придем)?», «Возможен-ли контакт?» и «Зачем нам этот контакт нужен?». Советую прочитать — это интереснее Шкловского — у того, все слишком выверено и пессимистично.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Альфред Бестер «Время — предатель»

Петров Эдуард, 8 августа 2009 г. 22:51

Не согласен с большинством предыдущих отзывов! Стрэпп — это конечно главный герой рассказа, но анализировать его поступки и мотивации — занятие не стоящее, этим должны заниматься психиатры. Этот человек душевнобольшой, он не просто болен, а болен очень серьезно — его действия часто на 100% не контролируются сознанием. Гораздо интереснее второй главный герой — Фрэнк (а может быть первый — кто знает, что думал Бестер, когда писал рассказ). Это человек — то-же своеобразный феномен, но его талант состоит в другом — он располагает к себе людей, притом не психологическими приемами, а неподдельным интересом и состаданием к людям. Вот его поступки, готовность пожертвовать временем, деньгами, даже зарождающейся любовью, и производит самое сильное впечатление. На мой взгляд, концовка рассказа — это настоящий «happy end» для большинства героев. Включая, как ни странно, и негодяя-Фишера и Ко.

А рассказ великолепный, кто не читал, очень советую.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Джеймс Типтри-младший «Человек, который шёл домой»

Петров Эдуард, 8 августа 2009 г. 14:40

Отличная вещь. С одной стороны медленное возрождение цивилизации — трудное, иногда кровавое, отягощенное догмами, предрассудками, религиозными запретами, растянувшееся на долгие века. С другой стороны — человек стремящийся вернуться домой, вкладывающий в достижение своей цели невероятные, нечеловеческие усилия, возможно, при этом, нарушающий даже законы природы. Очень сильное произведение, небольшой рассказ, из которого другой автор, возможно, сделал бы роман, но Типтри органичилась(...лся) рассказом очень динамичным и емким.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Павел Вежинов «Гибель «Аякса»

Петров Эдуард, 1 августа 2009 г. 00:28

Эта интереснейшая повесть Павла Вежинова состоит из двух частей. В первой части, описывается межзвездный перелет на досветовых скоростях, занимающий двадцать семь долгих лет. Эта часть мало динамична, но насыщена интересными психологическими наблюдениями. В полет отбирались энтузиасты и первые несколько лет проходят относительно спокойно. Но дальше начинают развиваться фобии, боязнь закрытого пространства, просто различные формы депрессий. Людям невыносимо ждать десятилетиями окончания полета — жизнь становится пустой и скучной. С этими явлениями пытается бороться судовой врач, иногда применяя довольно экстравагантные способы, например такой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для вывода одного из героев из тяжелейшей депрессии, доктор организует роман жены заболевшего с ничего не подозревающим главным героем. В результате ревность делает свое дело — депрессия побеждена. (Не понятно, как советская цензура пропустила этот сюжет).

Наконец цель полета достигнута и повесть из психологической переходит в категорию приключенческой, оставаясь при этом интересной, а временами и захватывающей. И еще интересное наблюдение: земляне, стремясь помочь цивилизации, попавшей в беду, принимают определенное (прогрессорское по сути) решение, забывая, что бОльшая часть населения планеты отлично приспособилась к существующим условиям, и любые изменения для них будут катастрофичны. Да, вернуть status quo, не всегда идеальный вариант.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Виктор Невинский «Под одним солнцем»

Петров Эдуард, 23 июля 2009 г. 02:42

Одно из самых ярких и нестандартных произведений советской фантастики шестидесятых годов. Примерно так могли бы выглядеть подготовка и проведение межпланетной экспедиции в современной России (если бы мы, вдруг, каким-то чудом, смогли ее осуществить). Повесть населена абсолютно живыми и реальными персонажами, которые работают, мечтают, любят, ненавидят, борются с обстоятельствами, развлекаются — в общем, ведут себя как нормальные люди, а не картонные фигурки. Даже в тяжелейших условиях, на Земле (экипаж корабля работает в условиях утроенной, по сравнению с родным Марсом, силой тяжести), у них остаются силы удивляться новому, шутить. И в ситуации, когда, кажется, уже нет никаких шансов на спасение, они остаются людьми. Еще в повести есть настоящая мужская дружба — когда ради друга, не раздумывая, рискуют жизнью.

Атмосфера совершенно неповторимая — очень скоро сам начинаешь чувствовать утроенную тяжесть, которая тянет вниз каждую клетку тела, каждую каплю крови, каждый волосок, и немного ослабевает, только в гидро-контейнере. А еще ощущаешь духоту закрытого корабля и герметичного скафандра, и хочется вместе с героем откинуть шлем и хоть раз вздохнуть свежего воздуха.

Удивляет продуманность сюжета — не верится, что автор не профессиональный писатель. Например — хотя атмосфера Земли пригодна для их дыхания, участники экспедиции выходят из корабля только в скафандрах, опасаясь биологического заражения (при возвращении скафандры подвергаются обработке). Кажется мелочь, но большинство фантастов пренебрегают такими мелочами, забывая, что в этом случае космонавтов однозначно ждет участь марсиан из «Войны миров». (Простите, забыл — у Стругацких есть «бактерия жизни» — симбиот с Пандоры, которая поселяясь в крови человека, защищает его от вторжения инопланетных микроорганизмов — но это исключение — чаще прилетев на биологически активную планету космонавты сразу бегут «купаться и загорать»).

Очень жалко, что это единственная известная мне повесть Виктора Невинского. А может и правда: каждый человек может написать за свою жизнь только одну хорошую книгу, которая будет, хоть частично, про него самого? Возможно.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Владимир Владко «Аргонавты Вселенной»

Петров Эдуард, 19 июля 2009 г. 03:32

Книги о первых экспедициях к планетам Солнечной Системы всегда были моей слабостью. Когда читаешь, как исследователи впервые открывают для себя другой мир — Венеру, Марс или даже Землю (Невинский «Под одним Солнцем»), невольно забываешь, что межпланетные зонды уже провели там разведку, и эти «новые миры» оказались не такими интересными, как рисовало воображение писателя. В этот момент чувствуешь себя по меньшей мере Колумбом, который надеется, что берег впереди — это заветная Индия, а не пустынный скучный островок.

Вот такое впечатление, в свое время, произвела книга Владимира Владко «Аргонавты Вселенной». Может быть она слишком политизирована, но не стоит забывать, что написана она в 1935 году, время неспокойное и опасное. Да и Беляевский «Прыжок в ничто» политизирован не меньше. Сейчас цель полета и его организация могут показаться наивными, но ведь до начала космической эры было еще 35 лет. Кроме того в романе живут и действуют запоминающиеся герои, со своими характерами, недостатками, даже амбициями. А попробуйте вспомнить кого нибудь, например, из романа Мартынова «220 дней на звездолете», написанного на ту же тему.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Межавторский цикл «Миры братьев Стругацких. Время учеников»

Петров Эдуард, 15 июля 2009 г. 02:22

Читал только три тома «Время учеников». Впечатления остались очень разнообразные, некоторые вещи запомнились, некоторые прошли мимо. Очень было обидно, даже больно, когда что-то в «Мирах...» разрушалось, интересно, когда расширялось и надстраивалось.

Понравилось:

Леонид Филиппов «День ангела». Здесь весь Мир Полдня живет тесно связанный нитями, протянувшимися от планеты к планете, как он даже не был связан у АБС, но при этом живет по правилам и нормам принятым в этом мире, не разрушая, а дополняя его.

Николай Романецкий «Отягощенные счастьем» (продолжение «Пикника на обочине»). Развитие сюжета, читается, как очередные главы повести. Здорово и жутко.

Вячеслав Рыбаков «Трудно стать богом» и Владимир Васильев «Богу — богово» (продолжение «За миллиард лет...»). Кажется АБС осоновательно перетряхнули души героев, но оказывается можно копнуть глубже и еще глубже и еще...

Михаил Успенский «Змеиное молоко» (продолжение «Парень из преисподней»). У Стругацких точка зрения на события прогрессора-зелянина, а не хотите ли выслушать другую сторону, человека, который видит события в другом ключе, и оценивает с точки зрения своей морали. Покоробила только вставка про Арканар и Румату — «не должно так быть» (это эмоции) «вероятно все так и было» (это разум). Талант.

Станислав Гимадеев «Долгая дорога к логу» (продолжение «Улитки на склоне»). Приятно снова побывать на Пандоре — очень уж колоритная и «яркая» планета, и пообщаться с лесными жителями и Кандидом.

Клугер Даниэль «Новые времена» (продолжение «Второго нашествия марсиан»). Повесть о людях, которые очень боятся перемен, даже если перемены обещают что-то лучшее. Всегда найдутся личные интересы, которые окажутся превыше чести и гордости. И вот уже враг кажется другом, а того, кто идет против течения — обыватель готов сдать (продать, распять — выбирайте любой вариант), только бы не пришли эти страшные «новые времена».

Казаков Вадим «Полет над гнездом лягушки» (эссе). Потрясающий анализ истории странников, «подкидышей» и люденов. Анализ, совершенно логично объясняющий события, с которым хочется согласиться.

Не понравилось:

Сергей Лукьяненко «Временная суета» и Николай Ютанов «Орден Святого Понедельника» (продолжение «Понедельника...»). Вот как-то не получилось у авторов продолжения веселой сказочной повести «для младших научных сотрудников». Возможно, просто не те времена!

Эдуард Геворкян «Вежливый отказ». Эссе на тему «ах, какой я умный». Ну и ладно, кто же против, только зачем с этой мыслью влезать в сборник, да еще и страниц на 30-40?

Александ Щеголев «Пик Жилина» (Продолжение «Хищные вещи века»). Не запомнилось, прочитал с большим трудом. «Хищные вещи...» очень люблю, а это продолжение совсем не пошло, также как и «Слегач» Андрея Измайлова.

Остальные произведения не запомнились ни со знаком минус, ни с плюсом. Только рассказ Вячеслава Рыбакова «Возвращения» вызвал полное недоумение. Если он о том, про что я подумал, то просто не могу понять уважаемого мной автора.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Сергей Снегов «Второе «Я»

Петров Эдуард, 8 июля 2009 г. 02:25

Пытаясь решить личные проблемы герой (Алексей) создает свой дубликат — свое второе Я — точную физическую и психологическую копию, за одним исключением: у дубля изначально заложено совершенно другое отношение к девушке Анне. Сам герой испытывает к Анне противоречивые чувства, в которых не может толком разобраться. Причем герой не задумывается над вопросом этичности такого эксперимента, ни по отношению к девушке, ни по отношению к своей копии. (По-видимому как в литературе, так и в жизни, людей больше интересует свое благополучие, чем трагедия кого-то другого). Но дубликат со скорректированным характером, похоже, оказывается более цельной личностью. Не хочется раскрывать содержание рассказа, но в конце ГГ не может понять кто же он сам: оригинал или только дубль.

Интересная тема, хорошо написано, хотя некоторые места в сюжете слегка «натянуты».

Оценка: 7
– [  11  ] +

Александр Петрович Казанцев «Планета бурь»

Петров Эдуард, 30 июня 2009 г. 23:22

Мне тоже кажется, что это лучшее произведение Казанцева. Есть еще «Фаэты», но их я недавно попытался перечитать и не смог, а вот «Планета Бурь», оказалась вполне «перечитабельной». Достаточно динамичный сюжет и довольно яркие герои, особенно отрицательные и Железный Джон (как всегда плохие персонажи получаются более яркими и запоминающимися, чем хорошие). Только настоятельно советую читать вариант 1959-60 года, где герои действительно летят на Венеру. К 1975 году Казанцев переработал «Планету Бурь» до полного маразма, пытаясь подогнать повесть под данные современной науки. Межзвездный корабль открывает у другой звезды планеты, которые называют Венера-2, Земля-2, Марс-2 и т.д. Корабль выходит на орбиту Земли-2, и с него посылают планетолеты для исследования Венеры-2. Далее текст идет с минимальными изменениями, заменяются только названия планет. Но сам сюжет, цели экспедиции, технические средства и мотировации героев, от такой замены, становятся смехотворно нелогичными.

Моя оценка выставлена именно «старому» варианту повести, который даже обладает неповторимым ореолом романтики тех лет, когда человечество уже готово было выйти в космос, но еще не знало, что ближний космос из себя представляет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ларри Нивен «Интегральные деревья»

Петров Эдуард, 30 июня 2009 г. 21:42

Очень оригинальный, логичный, хорошо продуманный и внутренне не противоречивый мир, и пожалуйста не надо придираться к мелочам! Книга не научно-популярная, а SF. Возможно, что газовый тор и Голд (спутник нейтронной звезды), реально, будут себя вести не так, как описано, сами интегральные деревья окажутся неустойчивы в плотной газовой среде. Но какую систему придумал мастер! Описано не так уж и много возможных мест обитания в космосе: планеты, малые тела, хромосферы звезд, искусственные сооружения (например «Мир-кольцо» :wink:), просто межзвездная среда. Вот пожалуй и все. И еще газовый тор из «Интегральных деревьев». Чувствуете масштаб!

Сюжет и перевод (я читал Н.Николаевой) романа мне тоже понравились.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Иван Ефремов «Дорога ветров (Гобийские заметки)»

Петров Эдуард, 28 июня 2009 г. 02:28

А что друзья: может быть не все измеряется деньгами, и некоторые люди работают как проклятые, не ради премий и медалей, а для того, что-бы узнать и увидеть что-то новое, что еще никто не видел и не понял! И понедельник, все-таки, начинается в субботу?

Оценка: 10
– [  14  ] +

Гарри Гаррисон «Пленённая Вселенная»

Петров Эдуард, 28 июня 2009 г. 02:13

Самое лучшее описание «корабля поколений» из известных мне. Для меня все началось с «Пасынков Вселенной» Хайнлайна. Две совершенно несовместимые вещи — высокотехнологичный космический корабль и почти полная деградация и потеря цели. Потрясающий сюжет. Потом были «Звездный корабль» (Non-stop) Олдиса, «Баллада о Бете-2» Дилэни (вещь сложная, но чертовски интересная, где экипаж-колонисты даже людьми, фактически быть перестали),

«Поколение достигшее цели» Саймака, «Ковчег» Ливадного, пара рассказов. Но «Плененная Вселенная», на мой взгляд самая сильная вещь в этой линейке. В других романах довольно быстро понимаешь, где происходит действие, здесь же почти до самого конца интрига держит в напряжении и неведении, и когда догадываешься, испытываешь настоящий шок. Это о первом впечатлении, когда же читаешь в n-ный раз начинаешь подмечать детали, которые не заметил, или не придал значения до этого (как и во всех хороших книгах).

Оценка: 10
– [  2  ] +

Джон Варли «Убить Барби»

Петров Эдуард, 23 июня 2009 г. 22:53

Новелла запомнилась, хотя и не понравилась (вот такой парадокс). За что ей присудили «Locus» не понимаю.

Оценка: 6
⇑ Наверх