fantlab ru

Все отзывы посетителя swordenferz

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Михаил Савеличев «Театр братьев Стругацких»

swordenferz, 11 мая 2023 г. 17:01

С любезного разрешения Аллы Кузнецовой размещаю ее отзыв на сборник:

В целом о сборнике можно сказать, что автор хорошо знаком с творчеством Стругацких (включая «Комментарии к пройденному», интервью и не только их), а также с биографией Стругацких (явно читал книги Скаландиса и других, а также, возможно, переписку Стругацких) — и с немалой долей фантазии использует полученные знания, сплетая ткань повествования.

Теперь по порядку.

«Возлюби дальнего» — тот самый вышеупомянутый редкий приличный фанфик по Стругацким, продолжение «Беспокойства». Под «приличным» я понимаю такой, который не пытается «сорвать покровы», «разоблачить» или «деконструировать», а вместо этого пытается передать атмосферу исходника; хорошо бы стилизовать под исходник; в идеале — вложить туда новые мысли, которых не постыдились бы Стругацкие... (Вы только что прочитали список моих претензий/пожеланий к ролевым играм — и не только по Стругацким). (Я понимаю, что многие со мной не согласятся.) Аккуратно вплетает упоминания истории Атоса (позже превратившуюся в историю Кандида и в таком виде широко известную). Отдельное спасибо за «Это был не бунт. Это была самооборона. Мы с Полем покусились на свободу воли киберуборщиков. Теперь этого не выдерживают даже машины.». Правда, я не согласна с посылом «что будет, если замечательные герои цикла все-таки столкнутся с нечто, что на данный момент не объяснимо Его Величеством Наукой». Точнее, с тем, что это значимая для Мира Полудня проблема. То есть «рациональность и научность Мира Полудня» от этого не покачнутся — наука не сегодня, так завтра сможет объяснить это необъяснимое (но появится другое необъяснимое, которое объяснят послезавтра, и т.д.). Опять же, не вижу проблемы и в том, что несколько сотен (на самом деле меньше) землян теперь способны выжить после смертельных травм (но только один раз). В сущности, вся история медицины из этого и состоит — как люди стали выживать после (ранее) смертельных травм и болезней. Или проблема не в выживании, а в том, что это лишь немногие?.. Ну и с «литиевым зарядом» я не согласна... Не верю я, что в том мире могли так поступить. (И тем не менее — по моим меркам это очень приличный фанфик, повторю.)

Далее. «Грех первородных». Развитие темы «люденов» с использованием мотивов «Жука в муравейнике» (группа «Йормала») и «Волны гасят ветер» (собственно людены). Психологическая драма идей — один из участников группы «Йормала» (собирающейся погрузиться на специально оборудованном звездолете в черную дыру, напоминаю) разочаровывается в этой идее и пытается убедить свою жену. По форме стилизовано довольно точно (документы и записи, все такое), по сюжету — это скорее заполнение лакуны (ибо о группе «Йормала» мы почти ничего не знаем, кроме того, что там были Абалкины; кстати, интересно, а что с их настоящим посмертным ребенком сделалось?)

Далее. «Бродячая группа Гран-Гиньоль». Продолжение «Пикника на обочине» (без примеси S.T.A.L.K.E.R.а, что уже радует). Как Зона перестала быть Зоной, а стала тем, чем была до Посещения. И весь хабар/артефакты — тоже. Шухарту повезло (наверное; рада за него), а вот Барбриджам, скажем, — не очень... Забавно смотрятся отсылки к другим произведениям Стругацких (как ни странно, они тут есть, и даже вполне уместны). И сюжетообразующая идея оригинальная (во всяком случае, такого мне не встречалось). Пожалуй, это будет еще одно добавление к моей коллекции «приличных фанфиков» («Грех первородных» я не очень поняла, надо бы перечитать...).

Часть следующая. «Произведения, где действуют сами братья Стругацкие в обличии своих литературных альтер-эго». Стругацкие переименованы в Рубацких (и слегка изменены названия произведений — «В стране багровых туч», например, но это как бы не единственный пример, так что я озадачена), и я все думаю — а стоило ли?.. Хотя, конечно, автору все равно виднее.

«Две путевки в Гагры». История одной поездки (точнее говоря, пути) в Дом творчества в Гаграх, щедро сдобренная фантасмагорией (и отсылками к другим произведениям Стругацких, благодаря чему создается впечатление, что многое, описанное у Стругацких как фантасмагория, на самом деле — суровая реальность) и экскурсами в историю СССР и в биографию Стругацких. Ну, не знаю. Насчет алкоголя и женщин — может быть, можно было и поменьше (впрочем, та же реплика относится к работам о биографии Стругацких). Хотя, конечно, опять же, автору оно виднее. И не менее конечно — не в этом суть истории. А вот в чем?..

«Этот фантастический мир: Пилотная серия, 90 мин.». Продолжение «Двух путевок в Гагры». Стилизованное под сценарий. Герои нам уже представлены, и теперь речь идет о прибытии и устройстве в Дом творчества. Это, так сказать, рамка произведения. Внутри ее — опять же, отсылки к различным произведениям Стругацких, от «Сказки о Тройке» до «Повести о дружбе и недружбе» Хотя на самом деле, пожалуй, в стиле «Улитки на склоне» (отсылки к которой тут тоже есть). Но это тоже рамка. Основная часть — история Саула Репнина «первой версии» (беглеца из Гулага), попавшего в 1960-е годы (или в 22 век?).. . Или написания «Попытки к бегству»?.. Или... Впрочем, это все сюжет. И фантасмагории находят там свое место — без объяснений, как и решили где-то в описываемое время Стругацкие. Любопытно, кстати, что в начале — еще до «исторического решения про объяснения» — попытка научного объяснения дается. Может быть, стоит рассматривать «Две путевки в Гагры» и «Этот фантастический мир» как дилогию?.. И сюжет у них общий? И мысль — тоже, учитывая, что Алевтина — библиотекарша, ответственная за книги, в т.ч. и не написанные пока, а также мотив «Улитки на склоне» (про главенство женщин в Управлении), получается что-то типа «кто владеет книгами — тот владеет и будущим»?.. Впрочем, это только одна из возможных трактовок.

(с) Алла Кузнецова

Оценка: нет
– [  4  ] +

Михаил Савеличев «Лабиринт для Минотавра»

swordenferz, 30 сентября 2021 г. 08:40

Говорят, что наши авторы не в силах написать НФ, сопоставимую по уровню с лучшими западными образцами современности. В основном, это так. Однако есть исключения.

Рукопись романа (а ждал я его почти два года) мне пришлось не только прочитать, но и перечитать. После чего я попросил у Михаила синопсис. Для того, чтобы удостовериться, что всё в тексте я уловил правильно. Удостоверился – таки правильно. И ладушки, раз я понял, значит и читатели поймут. Не все, конечно, но этого и не требуется.

О чем роман? Фабула, если в нескольких словах, вроде бы проста. Некий учёный, натурально – в системе Юпитера, ставит сложные и небезопасные эксперименты по созданию и изучению физических сингулярностей. Происходит катастрофа – область пространства вместе со всеми исследователями схлопывается в сингулярность. Дабы разобраться в причинах, инспектор Корнелиус направляет туда свой информационный слепок – физически за горизонт сингулярности проникнуть невозможно. Это приводит к далеко идущим последствиям.

А о чём, собственно, роман? А роман, собственно, совсем не о науке. Об ответственности Творца за своё творение. О возможности творения преодолеть границы, очерченные Творцом, то есть, о свободе воли. О несовершенстве человека – жажде всевластия и невозможности это всевластие осуществить. Безумие бога – один из главных, по Борхесу, сюжетов, развёрнут в «Лабиринте…» во всей красе. А ещё о том, что такое разум и, главное, зачем.

Как и всякое серьёзное НФ-произведение, книга отсылает к широкому общекультурному мировому контексту. Это не только греческая мифология, но и философия эпохи Просвещения, и русский космизм и, разумеется, фантастика: многочисленные аллюзии к братьям Стругацким, Станиславу Лему и другим не случайны и сделаны вовсе не в рамках постмодернистской игры, а вполне сюжетно обоснованы.

То есть, неподготовленный читатель освоит книгу с некоторым трудом, но… что поделаешь.

(с) Глеб Гусаков

Оценка: нет
– [  3  ] +

Михаил Савеличев «Анизотропное шоссе»

swordenferz, 25 октября 2020 г. 07:14

Отзыв Константина Фрумкина:

Прочитал книгу с удовольствием. Автор — мастер работы с архетипами коллективного бессознательного нашего поколения. Играет на них, как на клавиатуре. К сожалению, оценить могут только представители соответствующих поколений.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Михаил Савеличев «Анизотропное шоссе»

swordenferz, 21 октября 2020 г. 06:08

Отзыв Дмитрия Казакова:

Книжно-рыночная ситуация нынче такова, что авторские сборники практически вымерли.

Вот и Михаилу Савеличеву пришлось издавать свою короткую и среднюю прозу за свой счет.

И я очень рад, что он это сделал, и сборник оказался у меня в руках.

Тексты внутри разные, тут и теологический киберпанк, и отрывок детской приключенческой повести, которую могли издать в альтернативном СССР 60-х, и дневник очень необычной девочки, и будни ксеноархеологов на Марсе, и генетический постап, смешанный с социальной фантастикой…

Чего уж точно нельзя найти в этой книге – так это банальности, набивших оскомину шаблонов.

Понятно, что в силу разнородности текстов они не могут одинаково понравиться, но любой ценитель умной, качественной фантастики найдет тут что-то свое, интересное, близкое.

Очень жалко, что сборник не шибко толстый, хотелось бы больше, но коллега Савеличев к счастью, пишет, и останавливаться не собирается, чему я очень рад.

Источник: https://kazbooks.com/mihail-savelichev-anizotropnoe-shosse/

Оценка: нет
– [  16  ] +

Аркадий Стругацкий «Дьявол среди людей»

swordenferz, 19 декабря 2017 г. 10:25

Самая конъюнктурная повесть Мастера. Увы. Слегка олитературенный «Огонек» эпохи Коротича. Чернуха, безысходность, шеф, все пропало! История про комсомолок, утопленных в баржах, это что-то уж совсем запредельное. Ну, да тогда и не то писали, выдумывали и врали — кто с наслаждением, кто с отчаянием, а кто готов был поверить в любую мерзость, выдуманную разрушителями страны с одной банальной целью — украсть все, что можно.

В общем, рудимент эпохи геополитической катастрофы. Виноват ли в этом Мастер? Не знаю.

Не читать.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Игорь Минаков «В мирах любви»

swordenferz, 25 октября 2017 г. 11:42

По сути, это начало романа, так пока и не написанного, и опубликованного в виде повести. Сюжетно повесть повторяет начало роман Александра Богданова «Красная звезда», охватывая события вплоть до начала полета героя на Марс. В связи с незаконченностью произведения возникает проблема как бы вторичности данной повести по отношению к оригиналу, хотя уже намеками нам показано, что сюжетные линии с Красной звездой будут расходиться. Будем надеяться и ждать, что автор все же закончит роман.

Кстати сказать, возникает интересная перекличка с рассказом «Железная кровь» и «Республика Земшара» М.Савеличева, где главное действующее лицо — сам Богданов, а эпизод полета на Марс хоть и не центральный, но весьма важный. Фигура Богданова внезапно становится весьма актуальной...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Владимир Данихнов «Колыбельная»

swordenferz, 1 сентября 2017 г. 13:06

Редкий на сегодня пример автора, совершившего на наших глазах мощный качественный рывок, сравнимый с тем, что совершили в своё время Стругацкие с Улиткой на склоне.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

swordenferz, 1 сентября 2017 г. 12:58

Роман достойный, но не производит впечатление какой-то особой новизны замысла и исполнения. Все же ощущается отсутствие пока богатой традиции научной фантастики в Китае. Но лиха беда начало. Тем более что начало положено весьма хорошее. Жаль что и здесь мы возможно будем уступать китайским товарищам, захлебнувшись в мутных потоках литРПГ и прочего ромфана.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Глеб Соколов «Телефон из ботинка»

swordenferz, 18 мая 2016 г. 09:47

Рассказ из разряда — автор пугает, а мне не страшно. Основная ошибка, как мне видится, автор описывает подробнейшим образом страхи и переживания героя, но вот читателю читать об этом скучно. Да и находка мобильного в ботинке — как-то мелковато для страхов героя. Рассказ безбожно затянут, перегружен бытовыми подробностями, особенно что и как ест герой. О продуктплэйсменте Макдональдса я уж и не говорю. Слабо. Очень слабо.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Алекс Бор «Последний бой Рубена Сальдивара»

swordenferz, 17 мая 2016 г. 15:34

Альтернативная Первая мировая война, на полях которой сражается будущий диктатор. Но альтернативная история на то и альтернативная, что будущему диктатору уготована иная участь. Из недостатков рассказа: развязка выглядит слишком случайной, а не закономерным итогом духовной эволюции героя. Увы.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дмитрий Казаков «Тени бога»

swordenferz, 17 мая 2016 г. 15:26

Хорошая идея об альтернативном мире, где художественная литература занимает место поп- и рок-музыки. Но автор не «дотянул» тему, увлекшись детективной линией. Получилось забавно, но не более того.

Оценка: 7
– [  3  ] +

К.А. Терина «Тише, мыши»

swordenferz, 29 апреля 2016 г. 09:44

Весьма необычный рассказ на казалось бы банальную тему котов и мышей. Правда, дух ночных и прочих дозоров тоже весьма ощутим, но автор все же достаточно оригинален.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Людмила Макарова, Алекс Бек «Коллекционер»

swordenferz, 29 апреля 2016 г. 09:41

Рассказ в традиционном для фантастики 50-60-х годов стиле — описывается какое-то новое физическое явление, но от этого открытия герою рассказа ни жарко, ни холодно. С ним вообще ничего не происходит, он не меняется ни к лучшему, ни к худшему. Достоинство рассказа — знание матчасти. С удовольствием покопался в сети, выискивая описываемые фотоаппараты. И это авторам удалось.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Наталья Витько «Время собирать»

swordenferz, 29 апреля 2016 г. 09:38

Недостатком рассказа является то, что изобретение прибора, позволяющего аккумулировать свободные минуты и тратить их на полезное дело, никак не сказалось на описываемом обществе. А ведь даже появление мобильников радикально изменило нашу жизнь! А тут — словно очередной тариф ввели... Соответственно, дальнейшие сюжетные повороты по большому счету скучны. Ну, да, воруют со счета деньги, простите — минуты, и что?

Оценка: 6
– [  2  ] +

Дмитрий Шатилов «Когда покров земного чувства снят»

swordenferz, 29 апреля 2016 г. 09:34

Хороший рассказ на тему — что же там, за гранью смерти. Но, на мой взгляд, не хватает ударной концовки.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Антология «Русская Арктика 2050»

swordenferz, 24 апреля 2016 г. 16:10

Сборник подтверждает уже не раз замеченный факт — авторы — паровозы, мэтры всего лишь отписываются, за редчайшим исключением. К литературному качеству их рассказов претензий нет, но вот идейная составляющая... увы. Идея заменяется, как правило, хохмой.

Рассказы не-мэтров зачастую и интереснее и лучше, что и подтверждает рассказ, идущий первым в данном сборнике.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Владимир Калашников «Проба грунта»

swordenferz, 24 апреля 2016 г. 16:03

Лучший рассказ сборника. Мощная идейная составляющая, вполне приличная литературная реализация. Редкий гость для подобных тематических антологий.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Борис Богданов «Старый, облезлый, хитроумный»

swordenferz, 24 апреля 2016 г. 16:00

Рассказ до странности сюжетно напоминает рассказ Лукина Круговерть из Настоящей фантастики — 2015. Ну, да и рассказ Лукина — творческое переложение классики — Ван Вогта Чудовище. Хотелось бы оригинальности, но, видимо, все до нас уже придумано (почти).

Оценка: 6
– [  3  ] +

Александр Громов «Пудреница»

swordenferz, 24 апреля 2016 г. 15:57

Рассказ — безделица, на мой взгляд. Автор юморит, хохмит, имитирует блондинку. Развязка — ни о чем и никак, к сожалению. Проходной рассказ для автора такого уровня, как Громов.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Андрей Лазарчук «Мой старший брат Иешуа»

swordenferz, 12 января 2011 г. 10:59

Как заявил автор где-то в ЖЖ — только три человека сподобились понять им написанное. Увы, не могу себя причислить четвертым к этому кругу избранных.

Главное мое непонимание — зачем Откровение переделывать в заунывные политические баталии где-то на задворках Римской империи? Неужели автор даже при его несомненно богатой фантазии допускает, что религии могут произрастать из столь убогого источника, каким является банальная борьба за власть, да еще при этом просуществовать два тысячелетия?

Возникло у меня еще одно подозрение, что данный роман произрос из единственной фразы, кинутой где-то Стругацкими в Отягощенных злом, что Евангелие — это весьма подробное описание плана восстания, вплоть до того, что там прописано — куда и как направлять боевые отряды...

И еще — имеется у меня сомнение, господа, что данная история вообще имеет отношение к нашей ветви реальности. Есть там некие намеки на то, что это вполне себе альтернативный мир, где христианство вообще не возникло. Если так, то было бы интереснее взглянуть на более отдаленные последствия такой развилки, нежели вникать в скучные подробности давно забытых политических интриг.

Лично мне читать роман было скучно. :glasses:

Оценка: 6
– [  1  ] +

Владимир Лёвшин, Эмилия Александрова «В лабиринте чисел: Путешествия от А до Я со всеми остановками»

swordenferz, 20 декабря 2010 г. 14:48

Отличная книга! Читал в детстве и перечитывал неоднократно. До сих пор жалею, что не сохранилась у меня в библиотеке. Каждому ребенку — обязательное прочтение :glasses:

Оценка: 9
– [  3  ] +

Габриэль Гарсиа Маркес «Осень патриарха»

swordenferz, 13 ноября 2010 г. 11:53

Роман очень легко читается, несмотря на невообразимую длину предложений, практическое отсутствие абзацев и диалогов. Самое главное впечатление, полученное от романа, — где-то я уже это читал. Нет, Маркес никого не плагиатил, но его роман — квинтэссенция представлений интеллигенции о власти вообще. Власть в их глазах отвратительна, груба, бескультурна, извращена, от нее воняет сортиром и коровами. Изображено все это талантливо, но увы — не глубоко. Ответ Маркеса на то, что такое власть и что она делает с человеком, лично меня совершенно не удовлетворил. Страх, увы, банален, кто бы не брался этот страх описывать. Переведенный в конце 70-х годов в СССР, роман дает понимание — откуда растут ноги у всех этих диссидентских мифах об отвратительном совке. Даже пресловутая затопленная баржа с детьми/комсомолками-проститутками/белогвардейцами в романе наличествует. Роман, как талантливое произведение, увы, растаскан на цитаты, которые без всякой меры тогда и теперь воспроизводят разного рода несогласные, выдавая их за истину, а не за продукт авторской фантазии.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Гурам Дочанашвили «Облачение первое»

swordenferz, 29 сентября 2010 г. 13:11

Отличный роман великолепного писателя. Написан в стиле магического реализма и очень близок по духу к латиноамериканскому роману. Сплав утопии-антиутопии, а в целом — о поиске человеком места в этой жизни и что истинная цена свободы, увы, смерть. Из прочтения очень запомнилось растение каатинга. которое питается мясом, и сквозь заросли которой может пройти только хороший человек. Очень своеобразный авторский стиль изложения, который переводчику удалось сохранить. К сожалению, более поздние произведения Гурама Дочанашвили у нас так и не переведены.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Василий Щепетнёв «Седьмая часть тьмы»

swordenferz, 29 сентября 2010 г. 12:58

Альтернативная история из разряда — что будет, если царизм просуществует в России и после 1917-го. Автор, что видно уже из названия, полагает — ничего хорошего не будет. С царем плохо, без царя плохо, и вообще Россия — тьма кромешная, видимо народишко и впрямь некудышный стране достался. К писательскому мастерству претензий никаких, идеологический посыл вызывает полное отторжение.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Станислав Лем «Эдем»

swordenferz, 30 марта 2010 г. 14:48

Мрачный роман. Да и каким может быть роман, суть которого — приговор бездумному стремлению человека (а двутелы Эдема несомненно люди!) усовершенствовать собственную природу? И вместо совершенства мы получаем ужасающее уродство, катастрофу целой цивилизации. А бороться с катастрофой жителям Эдема приходится еще более ужасающим средством — геноцидом. Как кто-то сказал об опасности клонирования, проблема не в том, что мы клонировали овцу, а в том, что ведем себя как бараны! Все-таки Лем — гений.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Станислав Лем «Солярис»

swordenferz, 30 марта 2010 г. 14:37

Абсолютный шедевр. Роман этот, конечно же, не о мыслящем океане на далекой планете, а о человеке — и это самое интересное. Что делает человека человеком? Где грань, которая отделяет человека от не-человека? Искусственно воссозданная Хари по воспоминаниям Криса — человек или нет? Пожалуй, это вершина среди того, что было написано паном Лемом, да и вообще в фантастике.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Иван Ефремов «Туманность Андромеды»

swordenferz, 30 марта 2010 г. 14:13

Так вышло, что в свое время читал «Туманность Андромеды» одновременно с «Полднем, 22 век» Стругацких. Ефремов мне тогда понравился, но Стругацкие показались и понятнее и интереснее, да и герои там — мы сами, только лучше :glasses: Но, странная вещь, с годами отношение поменялось на противоположное — Ефремова я перечитываю, Стругацких же забросил, кажется, окончательно. И вот почему. Идейная насыщенность произведений Ефремова гораздо выше по сравнению с теми же Стругацкими. Понятно, что интеллектуализм Ефремова нередко идет в ущерб литературной стороне дела, но тут уж ничего не поделать — Станислава Лема тоже читать нелегко. На фоне современного интеллектуального убожества что в фантастике, что в мэйнстриме книги Ефремова остаются пока вершиной литературы идей. Если угодно, Ефремов заставляет думать, а не тупо перелистывать страницы в погоне за сюжетными поворотами. Со многими его идеями — особенно в «Туманности Андромеды» — лично я не согласен, но если бы такой мир мог существовать, то он был бы далеко не худшим из миров :smile: Краткое резюме: классика фантастики, обязательная к прочтению.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Владимир Данихнов «Чужое»

swordenferz, 16 марта 2010 г. 09:59

Отличный роман. Глоток свежего воздуха на нашем застойном болоте.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»

swordenferz, 28 сентября 2009 г. 16:56

Бывает. Но есть там и светлые, даже смешные моменты :wink:

Во избежание недоразумений — некоторый авторский комментарий к написанному :glasses:

Идея написать продолжение трилогии братьев Стругацких о Максиме Каммерере «Черный Ферзь» пришла мне в голову, когда я для некоторых творческих надобностей весьма внимательно читал двухтомник Ницше, изданный в серии «Философское наследие». Именно тогда на какой-то фразе или афоризме великого безумца мне вдруг пришло в голову, что Саракш – не то, чем он кажется. Конечно, это жестокий, кровавый мир, вывернутый наизнанку, но при этом обладающий каким-то мрачным очарованием. Не зря ведь Странник-Экселенц раз за разом нырял в кровавую баню Саракша, ища отдохновения от дел Комкона-2 и прочих Айзеков Бромбергов. Да и комсомолец 22 века Максим Каммерер после гибели своего корабля не впал в прострацию, а, засучив рукава, принялся разбираться с делами его новой родины.

Именно с такого ракурса мне и захотелось посмотреть и на Саракш, и на новых и старых героев. Я знал о так и не написанном мэтрами продолжении трилогии под названием «Белый Ферзь», знал, что кто-то с благословения Бориса Натановича его уже пишет. Но мне и самому категорически не хотелось перебегать кому-то дорогу. Кроме того, мне категорически не нравилась солипсистская идея, заложенная авторами в «Белый Ферзь», о том, что мир Полудня кем-то выдуман. Задуманный роман должен был быть продолжением, фанфиком, сиквелом-приквелом, чем угодно, но в нем должно было быть все по-другому. Меньше Стругацких! – под таким странным лозунгом и писалось продолжение Стругацких же.

Поэтому мне пришла в голову идея, что все приключения Биг-Бага на планете Саракш должны ему присниться, причем присниться в ночь после треволнений того трагического дня, когда погиб Лев Абалкин. Действительно, коли человек спит и видит сон, то мир в этом сне предстает каким-то странным, сдвинутым, искаженным. Если Саракш только выглядит замкнутым миром из-за чудовищной рефракции, то Флакш, где происходят события «Черного Ферзя», — действительно замкнутый на себя мир, а точнее – бутылка Клейна космического масштаба. Ну и так далее.

Однако когда работа началась, в роман стал настойчиво проникать некий персонаж, которому точно не было места во сне, а вернее – горячечном бреду воспаленной совести Максима Каммерера. Я имею в виду Тойво Глумова. Более того, возникла настоятельная необходимость ссылок на события, которым еще только предстояло произойти много лет спустя и которые описаны в повести «Волны гасят ветер».

Но меня до поры это не особенно беспокоило. Мало ли что человеку приснится? Случаются ведь и провидческие сны. Лишь когда рукопись была закончена, прошла пару правок, мне вдруг пришло в голову, что все написанное непротиворечиво ложится совсем в иную концепцию.

Конечно же, это никакой не сон Максима Каммерера! Это сон Тойво Глумова, метагома. Тойво Глумова, ставшего сверхчеловеком и в своем могуществе сотворившем мир Флакша, который населил теми, кого он когда-то знал и любил. Это вселенная сотворенная метагомом то ли для собственного развлечения, то ли для поиска рецепта производства Счастья в космических масштабах, а не на отдельно взятой Земле 22-23 веков.

Странные вещи порой случаются с писателями. Понимаешь, что написал, только тогда, когда вещь отлежится, остынет...

Оценка: нет
– [  2  ] +

Михаил Савеличев «Возлюби дальнего»

swordenferz, 16 сентября 2009 г. 04:52

Спасибо, LENA56!:wink: Если нравятся Стругацкие и нет отторжения против фанфиков, могу посоветовать читать выходящие сейчас книги в серии Миры Стругацких: Время учеников-XXI век :glasses: Две книжки уже вышли, наклевывается еще пара — про приключения Каммерера в Островной империи и по Зоне и сталкерам. Должно быть интересно :shuffle:

Оценка: нет
– [  -3  ] +

Михаил Савеличев «Возлюби дальнего»

swordenferz, 30 июня 2009 г. 15:48

Спасибо за отзыв. Автор пишет и даже написал, но вот когда опубликуют — вопрос :wink:

Оценка: нет
⇑ Наверх