fantlab ru

Все отзывы посетителя PK

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ярослав Гжендович «Гелий-3»

PK, 28 апреля 2020 г. 10:01

«Гелий-3» Ярослава Гжендовича наглядно иллюстрирует, как можно испортить отличную антиутопию космической фантастикой, а космическую фантастику провинциальностью.

Начинается все очень здорово. По сути первые 7/12 книги — это отличная антиутопия с мировым кризисом, «сбалансированным развитием» аля девочка Грета, расплатой за углеродный след, ущемлением свобод и погружением населения в виртуальность в ущерб реальности. Со страниц так и сочится усталость от евро-бюрократов и ощущения национальной задвинулись на задворки Европы. Полицейские дроны, продажные политики, пандемия и вакцинация — вот прямо остро актуальная вещь.

А потом начинается «Poland can in the space” (c) цитата дословная. И вот тут самое главное не набить шишек фейс-палмами. Нет, с технической точки зрения косяков нет, но в дело вступает та самая провинциальность. Ну и работа на ЦА: «новосоветская республика, царь Путин Второй, полоний» и прочий ё*й стыд. Но это ладно, это тренд такой.

Убивает именно провинциальность. «в СССР сообщали только об успешных полетах». На Луне нет армий, только базы, нас 18 человек, мы здесь сверхдержава. Застолбим место, с нами будут считаться. Мы действуем в рамках международного права. В космосе нет границ.

Бля! Частная корпорация без государственной поддержки хочет добывать на Луне некое полезное ископаемое стратегического значения и думает, что все будет по закону, хотя все — ключевое слово «все» — сверхдержавы этим недовольны. Посмотрите на «Северный поток-2», на следующий день у корпорации просто заморозили бы активы, а владельца посадили. Ну какой полоний, ну что вы в самом деле? Какие перестрелки на луноходах? Зачем? Отрезали бы от поставок с Земли и всё. И приняли бы под белы рученьки при посадке транспортных модулей на Землю за ввоз потенциально опасного вещества. Но нет же — войнушка на Луне. Хотя по паре ракет для базы и корабля за глаза бы хватило и без высадки десанта.

P.S. Об основной интриге ничего не скажу, она немного роялиста и укладывается в концепцию из «Дня выборов»: «А можно слово «пидоры» убрать? Да ради него все и писалось!». Ну там не пидоры, там другое слово, конечно )

Оценка: 6
– [  14  ] +

Тим Пауэрс «Последняя ставка»

PK, 2 сентября 2019 г. 19:22

Другие «Американские боги»

Читал ли Нил Гейман Тима Пауэрса? Скажу честно — поначалу этот вопрос у меня нет-нет да и возникал. На самом деле «Американские боги» и «Последняя ставка» похожи будто братья-близнецы, которых разделили в младенчестве и одного увезли в холодную Скандинавию, где он до самого возвращения в Америку жил с викингами, а другого усыновили то ли цыгане, то ли профессиональные игроки в покер, а по совместительству психоаналитики из сухой и жаркой Невады. Лас-Вегас, о да! Но это отнюдь не значит, что немного запоздавший с рождением братец что-то позаимствовал у первенца (хотя и мог), просто у них одни и те же родители — легенды о старых богах или же, если угодно, архетипы, древние сюжеты и мифы, извечное стремление к бессмертию. В остальном же — сходство не так очевидно. У Геймана забытые боги едва ли не сравнялись с людьми, у Пауэрса богами становятся люди. Не вполне мёртвая жена главного героя? Опять же ситуация обыграна совершенно иначе.

Ну а теперь собственно о «Последней ставке». Жар и сухость пустыни, бестелесные сущности, могущественная вероятность, карты Таро, выбитый глаз, рана на боку, покер и конечно же древние боги, а точнее — сверхидеи или архетипы. И всё завуалированно, как мираж во всё той же пустыне, как раскалённое марево над асфальтом шоссе. Книга буквально набита отсылками к мифам и прочими аллюзиями, а реальные люди тасуются с вымышленными персонажами.

При этом «Последняя ставка» это не заумное повествование, в ней хватает и действия, а уж психопатов так и вовсе хоть отбавляй. Что особенно порадовало — так это проявленное протагонистами благоразумие при подходе к оружию. В последнее время стало модно заражать героев хоплофобией и за счёт этого искусственно обострять ситуацию, здесь этого нет — прежде чем пуститься в опасное путешествие, компания обзаводится оружием. И без особых колебаний пускает его в ход. При этом оружие не ставится во главу угла — это лишь инструмент. Символ, если угодно. Как и карты.

Итак, Невада, год 1990. Главный герой двадцать один год назад проиграл в карты собственное тело, близится час расплаты и рука об руку с ним идёт сама Смерть. шансов отыграться почти нет, да ещё Валеты скорее убьют его, чем допустят, чтобы его тело досталось Королю. А в помощниках больной раком мексиканец, который ищет способную исцелить его Вероятность, и кое-что знающий о картах отчим. Впереди — Лас-Вегас, гангстеры, психопаты-убийцы, алкоголь и встреча с Багси Сигелом, убитым полвека назад, но ещё не покинувшим этот мир.

В общем и целом любителям нестандартной фантастики рекомендую однозначно. Очень «пауэровская» книга, буквально концентрат его творчества: стремление к бессмертию и готовность пожертвовать для этого собственными детьми, переселение в другие тела, бестелесные сущности, древние боги и всё такое прочее

Оценка: 9
– [  9  ] +

Кен Маклеод «Ночные проповеди»

PK, 16 марта 2015 г. 19:48

Я не читаю «умную» фантастику, но для «Ночных проповедей» Йена Маклауда сделал исключение. Мир после глобальной войны, религиозные гонения, детективная история – что ещё надо для увлекательного чтения? Кроме того в отличие от фантастики «научной» фантастика «социальная» не так ограничена жёсткими рамками жанра и может предложить читателям что-то новое и незаезженное.

В этом плане «Ночные проповеди», наверное, даже порадовали. Там нет особо хороших и особо плохих. Это не антиутопия в чистом виде — а, нам наваляли! — и не реваншизм — мы всех их порвали! — просто так получилось. Так получилось, что мир пережил глобальный конфликт и не разлетелся при этом на части.

Мега-корпорации «Газпром» и «Рособоронэкспорт» – в иностранной фантастике тоже звучит свежо. Но как они ведут дела — клюква-клюква. Охранники Газпрома с монтировками? Чёрт, шотландцы очень сильно бы удивились действиям этой корпорации в описываемом будущем при пропаже важного груза и наличия конкретных подозреваемых :)

Откровенно слабой выглядит сама предпосылка событий. Нет, религиозные гонения особого удивления не вызывают. Как и вооружённый конфликт западных стран с Россией и арабским миром. И «войны за нефть» выглядят достаточно логичными. Но вот некие «войны за веру»...

Не верю. Если смотреть, как за короткий промежуток времени упало влияние церкви в христианских странах, представляется маловероятным и даже нереальным увеличение религиозности в западном обществе до таких пределов, что глобальная война случилась бы под лозунгом «войн за веру», христиане против мусульман. В книге есть намёки, что всё дело было в нефти, опять же Россия выступила на стороне арабов, но тогда абсолютно немотивированными получается сначала повсеместный подъём религиозности, а впоследствии религиозные гонения. Картина мира не складывается, слишком многое не объяснено и не объяснено именно по той причине, что объяснено быть не может. Нет, я могу поверить в запрет всех религий и полное исключение их из жизни общества, только если называть вещи своими языками, придётся сказать, что толерантные и продвинутые под благовидным предлогом устроили геноцид своим религиозным согражданам. Опять же автор в теме о католиках и протестантах, но касательно ортодоксов скромно умалчивает. Как там православные? Нет ответа.

Теперь второе слабое место книги — детективная линия. Нет, читать интересно, но по прочтении хочется хмыкнуть: да, ладно?

Дальше спойлеры

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первое. Допустим, обретшие некое подобие веры в бога разумные роботы решили устроить людям бяку и отрубить им доступ в космос, так в этом случае у роботов не было никакой — абсолютно никакой! — причины устраивать все эти нелепые убийства. Они нисколько не приблизили их к цели, цель могла быть достигнута сразу, просто это не позволило бы автору рассказать историю. Хрясь — и пипец котёнку. Приехали.

Второе. Вот случилась глобальная война, наши в той или иной степени победили. Газпром и Рособоронэкспорт мега-корпорации. Не только они, не только русские, но и они тоже. Какова вероятность, что эти прожженные бизнесмены (что признаётся даже автором) оставят без охраны свои объекты в космосе? Какова вероятность, что получившим разум роботам дадут доступ к воспроизводящему их оборудованию? Как велики шансы, что стратегические объекты не станут прикрывать набитые оружием спутников, а в каждого обслуживающего робота не прошьют код отключения? Права личности? Ага, расскажите об этом службе безопасности.

Третье. Роботы решили оставить за собой космос. Чего-то там летать и созерцать вечность. Как долго они там пролетают до подлёта ракет с ТЯО, даже в случае успеха своей нелепой авантюры?

Нет у меня ответа на эти вопросы.

Но главная претензия к книге даже не в этом. В конце концов её было интересно читать. Главная претензия в том, что религиозные люди представлены там полностью оторванными от реальности индивидами, эдакими соломенными чучелками, которых автор раскидывает одной левой, как ему вздумается. Получи ссылку на противоречие в Библии — ах, как же так, ой-ой-ой! А то он ни о чём подобном никогда не слышал со своим знанием предмета? Да ещё и латентный гомосексуалист вдобавок оказался, чтоб совсем уж расставить точки и акценты.

P.S. Тот случай, когда обложка круче содержимого :)

Оценка: 6
– [  11  ] +

Сергей Демьянов «Некромант. Такая работа»

PK, 31 января 2013 г. 17:09

Городское фэнтези. Отличное написанное. Скорее всё же не тёмное, а реалистичное. Жёсткое. Мрачное. Цепляющее. Можно даже сказать — нуар.

Магическая изнанка Москвы. Казалось бы заезженная тема, но здесь нет картонного мироустройства «Дозоров» Лукьяненко и размаха жизни нелюдей «Тайного города» Панова. Из аналогии приходят на ум цикл о Гарри Дрездене Джима Батчера и отчасти, вкраплениями — «Американские Боги» Нила Геймана.

Всё крутится вокруг денег и власти, а не каких-то там идеалов. На стройках зачастую работают бригады зомби, милостыню выпрашивают мёртвые нищие, а вампиры — не страшная выдумка, а ещё более страшная реальность. Реальность не для всех, но главный герой в ней живёт. И профессия у него соотвествующая: некромант. Но он не поднимает мертвецов, чтобы нажиться на рабском труде и не делает этого лишь потому, что способен на это или это кажется лучшим выходом, как герои многочисленных книг о попаданцах. У него есть принцицы. Не белый и пушистый, но и не конченый мерзавец, просто человек со своими тараканами в голове. Хотя с такой работой остаться простым человеком и непросто.

Да, главный герой — некромант, только он не поднимает мертвецов, а возвращает их обратно. Чистит плохие места. Косультирует друга-полицейского. Он не может переломить ситуацию, но делает то, что полагает своим долгом. А отказывает вампирам, берётся отыскать одного человека, выезжает на место преступления... и события начинают наворачиваться друг на друга, подобно снежному кому.

Книга, разумеется, понравится не всем, местами она очень жёсткая, но дело не в чернухе, расчленёнке и прочих неспортивных приёмах, к которым столь любят прибегать авторы тёмного фэнтези для создания атмосферы. Здесь этого почти нет. Здесь упор делается на психологию. И при этом книга написана очень здорово. Не получится пролистать по диагонали, выбрасывая целые абзацы. Она затягивает. И возможно заставит кого-то о чём-то задуматься. По крайней мере мне она чисто развлекательной не показалась. Хотя и с этим справилась просто на отлично.

Традиционное сравнение с напитками: пронзительно-горький.коктейль на основе джин-тоника с чем-то вроде дольки лимона и вишенки.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Яцек Пекара «Слуга Божий»

PK, 8 марта 2012 г. 17:49

Когда начинал читать книгу, почему-то полагал, будто инквизитор окажется донельзя правильным в своём стремлении выжечь скверну из душ людских. Одинокий рыцарь на белом коне, если угодно. Не тут-то было.

Мордимер Маддердин — нормальный человек со своими слабостями, которые, впрочем, нисколько не мешают ему в его работе. Инквизитор любит выпить и покувыркаться с девками, а его подручные (да-да, Мордимер вовсе не одинокий борец с силами Зла) конченые мерзавцы, но при всём при этом он не даст спуску врагам Веры даже за очень большие деньги. По сути, главный герой — это тот же инквизитор Глокта из «Первого закона» Джо Амберкромби, только выбравший свою стезю не из-за полученных увечий, а по зову сердца и в связи с необходимостью зарабатывать на хлеб насущный.

И, несмотря на весьма лаконичный и очень своеобразный стиль изложения, реализм в книге просто зашкаливает. Происходящему веришь, а поступки инквизитора хоть и логичны, но иногда просто шокируют. Или наоборот — хоть и шокируют, но всегда логичны? И описания людских грехов в книге — вовсе не аляповатые аппликации, наклеенные, как это зачастую бывает, на псевдо-философское повествование, а неотъемлемая часть мира, среда, без которой невозможно никакое из описываемых в книге событий.

P.S. Если сравнивать книгу с каким-нибудь напитком, то на ум почему-то приходит стылая вода в луже. Грязноватая и холодная до ломоты в зубах. Любителям тёмного фэнтези — читать в обязательном порядке.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Виталий Обедин «Слотеры. Песнь крови»

PK, 18 декабря 2010 г. 01:48

Сначала я прочитал «Дикий талант» Обедина и Врочека. Книга зацепила, но кое-какие моменты не позволили нырнуть в мир с головой.

Когда увидел анонс «Песни крови» Обедина сольно — забеспокоился: а ну, всё хорошее в «Диком Таланте» было от отсуствующего в новой книге Врочека?

Но — нет. К счастью, всё получилось с точностью до наоборот — эта книга оказалась полность лишена недостатков, раздражавших при чтении «Дикого таланта». Более того «Песнь Крови» — одна из лучших книг, прочитанных мной в этом году.

И как ни странно, заглотнуть её залпом желания не возникло — нет, я цедил её, смакуя кажды глоток, как плотное, насыщенное тёмное пиво. И получая удовольствие от каждого глотка, не оказался разочарован, выпив книгу до дна.

Итак, что мы имеем: затягивающий мир с кучей проработанных «вкусных» деталей, увлекательный детективный (без малейших скидок на жанр) сюжет и атмосферу — нет, не тёмного фэнтези, а скорее нуара. Плюс герои не картонки, а люди и нелюди со своими проблемами и прибабахами.

В общем — вышло здорово.

Оценка: 9
⇑ Наверх