Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 ноября 2012 г. 02:28

Содержание сериала потворяет английский оригинал — некий полицейский из настоящего попадает на тридцать лет назад. Исходное (современное) тело — в коме. Там, в прошлом — постоянные глюки (в телевизоре видит людей, которые пытаются разбудить его в настоящем).

Ему надо ловить некоего маньяка.

Ряд полукомедийных, полутрагических ситуаций.

В российском варианте сериала авторы разрывались между соблазном поиграть в попаданчество и требованием все спустить на тормозах, утопить в юморе. Это ведь у англичанина может не оказаться других дел, кроме как поимки маньяка — жизнь в Британии изменилась не слишком сильно. Потрясения, которые пережил СССР, толкают к попыткам действий. А рассуждения о капиталистическом будущем в условиях Союза — штука довольно опасная. Герой мог и Горбачева в сортире замочить, однако же не замочил.

В результате авторы решили ограничиться бытовым попаданчеством — "поставлю на то, что в Афганистане Амин придет к власти".

Что хорошо:

— главный герой — отличная актерская работа, подобрали органично смотрящегося исполнителя. Трагическое и фарсовое сливаются в одном флаконе, но не перемешиваются;

— некоторые персонажи второго плана. Запомнился "партократ". Изменился за показанные серии начальник главного героя — из недалекого чиновника в погонах становится вполне узнаваемым человеком со своим характером. Удался кгбэшник. Любовница героя "до амнезии". Возлюбленная героя.

— антураж. Я, как человек 1978-го года рождения не могу предметно рассуждать о декорациях 1979-го :-))), но впечатление тщательной работы — создается. (нет рекламы... в городе нет рекламы...).

— некоторые шутки — отлично. Оборотни в погонах — в тему:-D Значительная часть шуток, которая вертелась вокруг непонимания людьми 1979-го нынешнего "рунглиша" — хорошо.

— ощущение другого образа мысли, другого набора опасностей и страхов.

— нагнетение страстей и развитие детективной линии (кроме последней серии) — местами очень удачно. связка между событиями 1979 и 2011 — лучше, чем в английской версии.

— красиво вышли на второй сезон.

Что плохо:

— пошлятина. Такое впечатление, что авторы задались целью доказать "В СССР секс был!". Но перебрали. Что с геями, что с пионером в бане.

— финальная серия — я понимаю, что триллер и т.п., но палку однозначно перегнули.

— так и не решили проблему с "историческим масштабом". Да, кгбешник, который замкнул на себя информацию по будущему — не стремился к сохранению советской власти и т.п. Поэтому сериал, при всех частных отдельных находках — остается вторичным.

Итог: старательный реферат, который при большом желании можно принять за оригинальную работу. На фоне других российских сериалов смотрится очень даже неплохо.


Статья написана 4 ноября 2012 г. 00:40

После того, как перечитываешь книгу во второй раз – понимаешь, что пора писать отзыв.

Как сейчас.

Личность основателя религии – любой – всегда интереснейшее и противоречивое явление. Для верующих это канонический образ, который невозможно трактовать вольным образом. Для сомневающихся, для атеистов и просто иноверцев – это объект критики, а порой и грубоватых насмешек.

Как пройти между Сциллой и Харибдой?

Ответ нашли еще в древности – написать апокриф, свою версию событий. Не важно – был там автор, видел ли своими глазами все подробности или выдумал все через много лет, услышав пересказ истории от случайного проповедника. Главное – верят или не верят ему люди. Находят ли строчки отзыв в читательских душах. Это получившие свое место в школьных программах, вызубренные в детстве тексты могут казаться странными или даже скучными. Новая версия не должна оставлять людей равнодушными.

Потому первое, непременное условие для апокрифа – он должен быть страстным. Это не просто детектив, где можно отстраненно следить за поисками убийцы. Не описание полузабытой прошедшей войны, в которой люди давно стали пешками на доске. Не любовный роман и не плутовская история. Апокриф должен зажигать сердца.

Обижать, вдохновлять, сердить, обнадеживать – что угодно. Только не вызывать равнодушие и не развлекать.

Второе условие – новый взгляд. Простая конспирология тут не поможет. Кто читал «Евангелие от Афрания» Еськова, тот понимает, что заданные вопросы — интересны, но вот данные ответы – разве что занимательны. Нужен не просто «иной взгляд» на вещи. Нужна перемена масок. На чем держится оригинальность того апокрифа, с которым очень многие познакомились в «Мастере и Маргарите»? Новый, совершенно неожиданный Пилат. Не хитроватый чиновник, не туповатый солдафон. Напротив, трагическая фигура человека, в котором надежда борется с долгом.

Третье условие – реалистичность фона. Приемы маньеристов, да и многих голландцев, которые наряжали евангельских персонажей в платья XVI-го века, а рядом ставили легионеров в привычных римских «панцирях» – сейчас не проходит. Есть удачные варианты постановки Ричарда III-го в декорациях «после первой мировой войны», да и Гамлета можно хорошо сыграть в свитере. Но фон должен быть целостным, фон не должен выглядеть дешевыми декорациями или сваленными в кучу обрывками разных эпох. Чудо не возникает в абсурде.

Лазарчук выполнил все три условия.

Взяв за основу всем известное словосочетание «царь иудейский», он рассмотрел непривычный срез той смуты, которая охватывала Иудею в первые десятилетия нашей эры. Климат ухудшался, пустыня наступала. Население нищало. Это вызывало вялотекущий политический кризис, который регулярно выплескивался в бунтах.

И в самозванцах.

Фраза о нескольких десятках религиозных лидерах, которых казнили в те годы, произносилась и слышалась неоднократно. Но ведь была и политическая борьба по «светской» линии.

Иешуа предстает одним из множества претендентов на наследие царя Ирода. Это внук царя, подкинутый в семью состоятельного плотника парфянским шпионом. Попытки взять власть были и до него, возможно, после. Но вот его действия – отличаются от авантюр, от бунтов и тонких политических комбинаций. Он пытается взять власть… Как? Добром? Этого не скажешь. Законом? Все слишком сомнительно. Милосердием? Не только им.

При том персонажи евангельских историй складываются из мозаики совсем других людей. Читателю приходится реконструировать образ апостолов, Христа, иудейских священников.

Дебора – родная дочь Иосифа и Марии – менее всего может быть объективной. Для неё Ирод – величайший из царей иудейских, чье имя втаптывают в грязь. Все головоломные интриги, невиданные злодейства и черные измены, приведшие Иешуа в простую семью – безусловно правдивы. Она в них верит. А еще вокруг смута, гражданская война и террор. Как можно быть объективной, когда толпа на рынке по слову бродячего проповедника избивает твоих родных. Если убивают твоих детей. Если сама земля отказывается рожать хлеб. Потому вера Деборы – эта вера террористки, которая считает, что дело её правое, пусть даже и проигранное. Эта чистая ненависть.

Перипетии судьбы идут на фоне множества деталей и черточек, случаев и событий, которые уж никак нельзя назвать вымышленными. Тут и биография Ирода, и гражданские войны в Риме, и цены на зерно, и способы постройки кораблей, и обычаи эллинов, и архитектура храмов, и дороги, и амулеты, и шерсть, и торговля сделанными из неё одеялами, и суммы взяток.

Итого: роман сильный, уровня лучших вещей Лазарчука.

Такие задают планку.


Статья написана 27 октября 2012 г. 20:40

Есть довольно известная японская поговорка о Фудзияме, которую привел в своей книге Овчинников: «Кто не поднялся на Фудзияму, тот дурак, кто сделал это дважды — дважды дурак».

Это я к тому, что есть книги, которые хочется немедленно прочесть еще раз. Потому что второе дно, оно совсем рядом, а за ним третье. «Заводная» требует перерыва. Потому как «второе дно» не так уж явно просматривается. Весь роман — будто на ладони.

Автор пытается вообразить мир, каким он будет через несколько десятилетий. Энергетическая катастрофа (нефть все, уголь почти все, уран тоже). США как мировой гегемон исчезает. При этом некий условный "запад" сохранит значительные силы и, главное, стремление навязывать свою волю остальному миру. И вот умеренное по своим возможностям государство Юго-Восточной Азии становится важнейшей костяшкой домино в глобальной политике — там есть сохранившийся банк семян, а исходные генетические коды в этом мире настоящее сокровище.

Автор решил показать причудливую смесь развивающих и деградирующих технологий. Нарисованный мир нельзя назвать постапокалиптическим (есть жизнь, развитие, цивилизация не прервалась), но сразу ясно, что кризис ближайшего десятилетия в будущем проявилась предельно ярко (политико-экономическая структура мира перекроена страшным образом). Уровень катастрофы сопоставим с падением Римской империи или с катастрофой бронзового века.

Компьютерные технологии и робототехника — в загоне. Причем если к упадку тяжелой индустрии вопросов не так чтобы совсем нет, но более или менее все понятно, то глобальное падение компьютеров — удивительно. У вас же есть все старые процессоры мира, они ведь никуда не делись ??? Человеку может не хватать электричества на кондиционер с телевизором и стиральную машину, понятно, но система "солнечная панель-аккумулятор-комп" сравнительно проста. И если сохранились возможности оперирования генетическим кодом, то должны сохраниться возможности производства компьютеров и подобных. пусть и элитарных уже, систем. Хотя, естественно, вопрос спорен.

Зато генетическая инженерия на коне: есть глобальные компании. которые продают зерно с измененным генетическим кодом — на один урожай или просто на еду. Есть генхакеры (у которых вроде как имеются компьютеры, но мало, плохо, электричества не хватает), которые взламывают коды, делают палевный рис (пираты рулят). Множество новых паразитов и болезней (правда автор скорее намекает на это множество, жонглируя новым долгоносиком и парой болячек).

Что хорошо:

— характеры персонажей. Начиная от «белого человека в колонии» и завершая юной помощницей дряхлеющего китайца — все живые, все понятные, все узнаваемые. Отдельная удача — самоощущение синтетического человека, бунтующей сексуальной игрушки;

— яркие описания — достигается ощущение присутствия. Все эти развалины, медленно умирающие фабрики, бесконечные рынки, снующие люди — они видны;

— фантастическое допущение по генетике — очень интересно и показательно. В рамках остальных фантдопущений выглядит непротиворечиво;

— начало детективной и политической интриги, развертывание сюжета. Много динамики, реалистичных подробностей.

Что плохо:

— автор иногда пережимает с характеристиками персонажей. Да, тот же китаец несчастен и потерял семью. Но не надо повторять его переживания сто один раз. Заводной марионетке жарко — тоже повторяется каждый раз. Несколько надоедает и создает для персонажей легкий эффект «комиксовости» или индийского фильма;

— идея с пружинами, как с основным аккумулятором энергии для повседневных и промышленных нужд. Я дико извиняюсь, но это фигня. Даже если предположить, что такие пружины возможны — автор наплевал на элементарный энергетический баланс. Если у вас весь город на пружинах — что их заводит/сжимает? Одними мегадонтами не обойдешься. Я скорее поверю в «альтернативное топливо» из сахарного тростника, в бесконечные попытки наладить электрическую сеть и поднять мощность генераторов (у вас же есть реки. идея ГЭС напрашивается). Автор слишком хотел стимпанка;

— развязка политической интриги с восстанием практически разгромленных «белых кителей» — это фантастика. Показана структура, большую часть личного состава которой попросту уничтожили. перегибы на местах этим "белым кителям" вряд ли забыли.

Финальный образ — в распадающемся мире, а затопленном городе, старик-генетик предрекает рождение нового человечества и, возможно, обеспечит его. Техноэволюция не удалась с первого раза, и зато биологическая эволюция может сделать шаг вперед. Ради этого образа стоит прочесть книгу.


Статья написана 3 октября 2012 г. 23:20

Еще один фильм о путешествиях во времени и бешеных проблемах, которые от этого возникают.

Лютые спойлеры...

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Итак — есть некие прикормленные стрелки. "Луперы-петлевики". В указанное место и время — на заранее приготовленном полиэтилене — появляется человек. Это смертник из будущего, которого надо тупо пристрелить. При нем четыре серебряных слитка, если это обычный клиент, и несколько золотых, если это ты сам — через тридцать лет.

В будущем и от тела избавиться тяжело (потому его сюда), и лишних глаз оставлять нельзя — потому, если ты еще не протянул ноги, то тебя отправят в прошлое. Так и получается петелька.

Если себя-старика не убить — мрачные санкции. У главного героя приятель был, так он себя пожалел. Старик убежал с золотом, молодого поймали, и стали ему пальцы, ноги, руки резать. И у старика просто исчезали части тела:-(. Калека сам просил, чтобы его пристрелили.

И вот молодой лупер, идя на очередное дело, видит себя-старика — Б. Уиллиса. Получает от себя-старого в глаз и просыпается уже под вечер.

Ситуация — ППЦ. Нужно забирать серебро из тайника, а там уже ждут. Еле ноги унёс.

И куда дальше?

А сам-старый тут по делу — он на 23-м году из 30-ти отведенных встретил любовь всей своей жизни. Она вправила ему мозги и стали они нормальными пенсионерами. Но как забирали героя — новый босс Шаман все петли чего-то закрывал, он крутой — убили жену. Так что маленького Шамана надо грохнуть, и тогда все пойдет нормально. У Б. Уиллиса и наколка имеется — в том смысле, что адреса трех детей.

Но молодой в себя приходит, решает, что поговорить надо. На руке вырезает имя официантки, которую легко было запомнить.

Старик и молодой встречаются в забегаловке у кукурузного поля:beer:.

Б. Уиллис описывает ситуацию с потерянной любовью. Молодой говорит, что ты тока мне покажи фото — близко к ней не подойду. Старик не согласен и вызывает к совести молодого, дескать, ты что из себя представляешь?

Но тут выяснение отношений перерастает в оборону против явившихся лихих парней и старик с молодым разделяются.

Старик едет в город — убирать детей:-(.

Молодой — бежит через кукурузу и добегает до некоей фермы, где живет женщина с ребенком.

Пока старик разыскивает и убивает двух детей — один из них сын той танцовщицы, к которой он в молодости испытывал чувства — молодой на ферме приходит в себя. Предсказуемо влюбляется в женщину. Но сынок ейный (вернее, её сестры) оказывается телекинезом владеет на уровне пары центнеров тротилового эквивалента. То есть в 2044-м практически все владеют телекинезом, но лишь монетку в воздухе могут держать. А мальчик размазывает по стенкам нехорошего человека, того бандита который первый помешал семейной идиллии.

Тем временем в городе повязали Б. Уиллиса и притащили его в логово мафии, где как раз шел сбор частей для выезда на ферму — убивать молодого.

Но это же Б. Уиллис.

Б. Уиллис в образе Терминатора.

Б. Уиллис в образе Терминатора, который защищает свою любовь

Короче, вся мафия в минусе.

Но когда он перебил мафию — ничего не поменялось. А память старика уже подсказывает ему, что Шаман — тот самый мальчик с фермы, который может размазать по стенкам нехорошего дядю.

Берет он серебро из тайника и едет на ферму.

А там молодой — не трогай мальчика, из него может вполне хороший человек получится.

Старик не слушает, идет убивать. Ранит мальчишку.

Мальчик один раз поднимает все вокруг в небо, но мачеха уговаривает его не плющить людей. Тот теряет боевой задор, ему остается лишь бежать, а матери — стать между ним и Б. Уиллисом.

Молодой понимает, что Шаман — получится из убежавшего мальчишки, на глазах которого убили мать. И старика он убить не может — за ним любовь, и это чувствуется. Петля. И он разрывает петлю, стреляя из мушкета себе в сердце.

Теперь о впечатлениях.

Что хорошо:

— драма получилась. Перед нами страшный конфликт прошлого и будущего в рамках личности одного человека. Мощно, фактурно, впечатляюще;

— я снимаю шляпу перед автором сценария, который умудрился развешать на стенах столько ружей — и все они выстрелили. Металл в оплате, часы главного героя, вырезанное на руке указание, имя официантки, французский язык (), экономический кризис, телекинез, револьверы. Тут перечислять и перечислять;

— очень хорошо показан момент с зыбкостью прошлого — когда малейшие слова и поступки сегодняшнего героя, меняют личность героя-старика, но будущее пытается отстоять себя. сохраниться, быть не просто вероятностью, но реальностью;

— оба исполнителя главной роли — отлично. И множество героев второго плана — мафиозо из будущего, глупый бандит, замкнувший петлю бандит, погибший друг — запоминаешь всех;

— некоторые детали интерьера и обстановки — принтер, некоторые сканеры, новые компьютерные манипуляторы.

Что плохо:

— если начистоту: сама отправка тел в прошлое — это довольно тупо. Тела не находят — ладно. Зато находят жутко запрещенную машину времени. Это вроде как вынуть из багажника труп и положить туда атомную бомбу. Шило на мыло. Далее, никак не показано государство, которое вообще-то должно так менять прошлое, что никому мало не покажется;

— у вас есть персонаж (мафиозо), который прибыл из будущего, и ничего не стал менять в настоящем, а только организовал команду петлевиков? Не очень в это верится;

— нахрена вообще нужны петлевики, если тело движется не только во времени, но и в пространстве? (Особенно хорошо это видно с отправкой назад главного героя — его ведь в прошлый Канзас выстреливают из будущего Китая) Отправляем тело на высоту 250 км на 30 лет в прошлое. Оно спокойно сгорает в плотных слоях атмосферы. Или отправляем в жерло действующего вулкана. Или в сектор мирового океана, где тогда точно не проходили суда;

— мушкеты петлевиков не показались мне функциональными. И увлечение довольно примитивными револьверами — как-то не очень смотрится. аналогично и полицейский хаммер в 2074 году.

Итого. Граждане — можете честно не обращать внимания на мои въедливые замечания. Можно посчитать, что у авторов были все объяснения, но их просто не стали выставлять в картину, чтобы не загромождать сюжет. Фильм хорош, его надо смотреть.


Статья написана 29 сентября 2012 г. 07:50

живет теперь здесь http://samlib.ru/editors/b/beskarawajnyj_...

Это эхо-вариант статей Я.Верова, И.Минакова "НФ — золотое сечение фантастики", "О фантастическом допущении и прочих страшных вещах", "Утоление жажды".





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх