Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 119  120  121  122 [123] 124

Статья написана 16 мая 2011 г. 23:01

Новый исторический фильм Бортко. Четыре серии. История последних лет жизни Петра, когда появилась новая любовь (навскидку никакой княжны Кантемир по бографиям Петра вспомнить не могу, но тут авторы в своём праве:-)))), была надежда начать новую жизнь, но и прежние соратники устали, хотелось им отдохнуть, и пусть все остается, как есть, и собственное здоровье помешало...

В фильме чувствуется замах на очередной вариант "Осени патриарха", на российский вариант пьесы "Лев зимой". Только вот что-то не тянет уже Бортко, фильм слишком явно распадается на удачные и неудачные составляющие.

Что хорошо:

- исполнитель главное роли, Балуев, роль потянул. Взял вес, как штангист с усилием поднимает штангу;

- хорошо получилось показать новый срез образа Екатерины I. Женщина уже в летах, рождение детей в прошлом, опытная придворная;

- несколько актеров, исполнявших роли второго плана, тоже себя показали;

- трагедию власти — когда вроде и неограниченная власть есть, и в то же время пределы её очень четко ощущаются — показать удалось.

Что плохо:

- явно экономили на декорациях/панорамах/спецэффектах/массовке. Откровенной камерности нет, но на ум приходит стандарт исторических сериалов 80-х ("Ломоносов", "Демидовы") — хотя компьютером сейчас можно нарисовать такое...;

- Бортко, к сожалению, очень любит поговорить устами своих персонажей. Будто речи им пишет политические, местами нудные. Патриотизм не должен быть навязчивым, литературная длина цитат должна быть укорочена до кинематографического формата;

- Ограниченный набор актеров? Боярский с дочерью эт сетера, эт сетера...

- сюжет не то чтобы совсем неубедительный, допущения в таком жанре вполневозможны. Но впечатление производит — не до конца сшитого. Нитки уже не белые, но шов еще не ровный.

Вывод: любителям истории вполне можно посмотреть, будет интересно. Остальным — фильм может показаться "на троечку". Имхо, сократи автор фильм на одну серию, только бы на пользу пошло.


Статья написана 16 мая 2011 г. 00:13

Когда вещь хороша, она хороша! Тавталогия? Зато правда.

Аккуратная экранизация романа, которая стала одним из лучших российских фильмов с начала этого года.

Пожалуй, я сразу приступлю к изложению положительных сторон:

- главный герой. Артист сработал на 100%. равно как и стилисты, гримеры и вся та банда, которая вертится на съмочной площадке вокруг исполнителя главной роли;-) Перед нами проходят несколько образов, которые сменил за свою жизнь Вавилен Татарский;

- остальные актеры — под стать. Я понимаю, что многие из них и не собенно играли, изображали себя любимых :-))), но вот Ефремов замечательно воплотил образ не слишком умного человека, который думает. что обладает полнотой власти, а им самим управляют, как марионеткой;

- очень хорошо визуализировали первоисточник. Роман обернулся с дной стороны связной историей, с другой — набором ураганных роликов;

- спецэффекты — адекват. Не надо напрягать фантазию, чтобы приставить образ на экране к образу в книге. Всё видно;

- смогли нормально, без фанатизма, но и без отупления, обработать философский пласт текста. Видно, что идет спекуляция на идеях "Анти-Эдипа", "Общества потребления", но без надрыва;

- великолепна подборка декораций. Да, шмотки последних 20-ти лет заново промелькнули перед глазами. Насчет автомобилей я не такой специалист, но, на первый взгляд, с ними все тоже получилось;

- музыка. Я вообще редко запоминаю музыку в фильмах, а тут просматривал эпизоды по третьему разу, чтобы услышать мелодию.

Что плохо (умеренно плохо, без провалов):

- во фрагментаъх про работу "Институт пчеловодства" присутствует замаскированное, но все же ощутимое сходство с "Хвост вертит собакой";

- имхо, недожали линию Азадовского: в тексте он ведь тоже карьерист, его звезда тоже поднялась сосвсем недавно, и вот уже закатывается;

- "забыли" упомянуть, что на институт пчеловодства санкции налагали нехорошие люди из Вашингтонского обкома — за неправильное поведение электронных снидали степень детализации;

Итого: очень хочется посмотреть экранизацию "АмпирВ" и "Священной книги оборотня". Хотя с последним источником в прокате могут быть серьезные проблемы — что за рейтинг ему присвоят? :-D


Тэги: Кино
Статья написана 9 мая 2011 г. 22:37

Участвовал в конкурсе "Фанткритик-2011". Прошел в финал. Но до призов не дошел.

Рецензия на «Драконы Вавилона» М. Суэнвик М: Эксмо, 2011 г.

«Второе отражение»

Часто бывает, что созданный автором мир куда интереснее и богаче самого интересного и закрученного сюжета. Потому, когда история уже рассказана, автор возвращается – не к старым героям, но к привычной вселенной.

В «Драконах Вавилона» совершенно отдельный независимый сюжет, и к чему подробно пересказывать его, портить читателю удовольствие от раскрытия интриги? Тем более, что львиная часть комбинаций и хитросплетений лишь помогает раскрыть главное – устройство магического мира. Потому, чтобы оценить роман, надо понять сущность его вселенной и показать, что за герой живёт в ней.

Техно-магический космос Суэнвика стоит на четырех столпах.

Аллегория. Автор будто садовым сектором отрезает лишние качества привычных вещей, чтобы выделить то единственное, главное, что видят в них люди. И уже на основе этого основного, существенного свойства – лепится новый образ.

Кич и самовлюблённость звёзд эстрады – это мастурбирующий со сцены гермафродит.

Роскошь — это лимузин, который внутри целая квартира, даже с прислугой и небольшим водопадом.

Сжигающая сила, в лучах которой можно прожить лишь три недели – любовь.

Обсидиановый Престол, дающий всезнание и даже всемогущество – очень сильно похож на электрический стул, и обыкновенно, к голове сидящего на нём человека ещё и приставлен пистолет.

Автор оживляет образы яркими описаниями, и порой кажется, что со страниц книги блестит червонное золото или дует промозглый ветер. Однако каждый прием имеет свою оборотную сторону – своеобразную проблему, появление которой он вызывает в тексте.

Магия необходима, чтобы оживить созданный мир, без неё переделанные существа и предметы обернутся созданиями доктора Франкенштейна. Но простым «волшебством» не впечатлишь капризных читателей. Фэнтези переполнено колдовством – чары здесь, заклинания там и фаерболы повсюду. Автор находит выход: он показывает, как магия оживляет и трансформирует его мир.

Антропоморфизм. Множество вещей в космосе Суэнвика наделены чертами личности. Тут и стратегический бомбардировщик с темной и злой волей, и хтонический народ камня, несущий нестерпимый жар и заменяющий собой ядерную бомбу. На первый взгляд просто, но если оживить вообще всё, дать индивидуальность последней песчинке на пляже – получится не диалог, а какофония из возмущенных криков говорящих табуреток и сплетен половичков. Говорящая скульптура льва у библиотеки, наделенная страстью к чтению книг – вот тот максимум, за которым наступает хаос.

Где же найти ту грань, ту меру, до которой можно всех наделять сознанием, а после – ложкам и шлепанцам надо сохранять бессловесность?

И автор обнаруживает подходящие образы в мифологии: грифоны, крылатые быки, амазонки-кентавры, сатиры – используются все те выдумки эпох, когда животные казались людям близкими родственниками. Всюду, где может прижиться подобное существо, властвует разум и соперничают индивидуальности.

Однако возникает новая ловушка: магия и мифология требуют своего совмещения с техникой. Ведь если заклинание не идет от сердца, и становится всего лишь произнесенной формулой, то магия сначала превращается в алхимию, ну а потом в науку – методичную и до зевоты скучную. Роман предстал бы обыкновенным текстом в стиле стим-панк, где в топках пароходов сидят саламандры, а первые генераторы заклинаний дают своим создателям абсолютное преимущество над старыми колдунами. Пришлось бы показывать, как сила отчуждается от волшебников, как машины заменяют людей – точно так же, как фотография отчуждает портреты от живописцев.

Чтобы избежать подобного, автор сворачивает время в кольцо – третий столп.

Многие удивятся этому тезису. Как же так: на лицо явный прогресс. Есть иммиграционное агентство, поезда, ведется мировая война, и под Вавилоном имеются даже многоэтажные подземные катакомбы, наполненные вполне современными коммуникациями. Но в том-то и дело, вся технология заимствуется из нашего, механико-электронного, насквозь научного мира. Суть вещей в космосе Суэнвика остается неизменной. Пустой трон и титул «Его отсутствующее величество» на всех бланках – вовсе не переход к республике. Аристократия осталась всевластной, каковой была уже много столетий. Историческое время стоит на месте, пусть во всех кабинетах и кричат «Запад зашевелился». Древние амулеты не теряют своей мощи а, главное, эффективности. Чтобы услышать правильное предсказание, по-прежнему требуется смазывать губы оракулов собственной кровью. Любая изобретенная технология воскрешает очередную архаику. «Что было, то и будет» — этот принцип Суэнвик воплощает с неумолимостью часового механизма.

И самым ярким выражением неизменности времени становится вечный город – Вавилон. В нём легко узнать Нью-Йорк, Рим или любую другую «мировую столицу». И это четвертый столп техно-магического космоса Суэнвика. Вавилон обладает собственной логикой существования, он как бы сердце мироздания. В сказочном мире он – то самое мифологическое место, в котором должны происходить события, это ось, вокруг которой вращается история, и куда ведут все дороги. Любая деревня или поселение – лишь остановка героя на пути туда. Чтобы не произошло во вселенной, город сохранится, воспроизведется с непременными клоаками и дворцами.

Потому Вилл, которого автор поместил в этот набор шестеренок, обречен стать «героем частности», мастером эпизода, владыкой мелочей. Можно избавить деревню от дракона, можно приказать остановить бомбежку, можно дать бездомным кучу матрацев – но улучшить мир не получится. Безграничное могущество останется неиспользованным. Автор дает великолепный намек на заведомую бездеятельность Вилла – в сцене, когда департамент полиции останавливает время, и лишь вмешательство Ната спасает героя от ареста: они вдвоём идут по улицам с замершими людьми, они вольны сделать с ними все что угодно, но наставник и патрон Вилла использует эту возможность лишь для мелкого хулиганства.

Однако автор благосклонен к герою. Если дочь железного дракона, истомленная своими несчастными любовями, захотела уничтожить мир, то Виллу досталась участь вечного пересмешника. Он шут судьбы и фигляр эпохи, он мошенник, который проворачивает свои авантюры скорее из любви к искусству, чем ради денег. И главный его урок – отказ от мести и пролития крови.

Таков космос Суэнвика и его герой.

Пожалуй, единственным недостатком его вселенной есть неполнота её культуры. Аллегоризм автора безупречен, однако созданные образы должны обладать собственной историей в том, выдуманном мире. Каждому персонажу или предмету требуется свой символ, знак, эмблема, имя. Но эту символику надо где-то взять. Необходимо выдумать имена и эмблемы, которые будут хоть сколько-нибудь понятны, и не потребуют многостраничных разъяснений. Одним словом, надо создать «культурный слой», и не абсолютно отвлеченный, не «сферического коня в вакууме», а конструкт, связанный тысячами невидимых нитей с нашими сказками.

В полном объеме сей труд удался разве что Дж.Р.Р. Толкиену. Львиная доля других авторов заимствует для иных миров вполне земные мифы и сводки новостей, причем кусками, будто вырезая бумагу для аппликации. В первом романе Суэнвика эти заимствования подавались как «пробои» между мирами – и мальчишка-гном на драконьем заводе слышал радиопередачи, а главная героиня просто была человеческим ребенком. Во втором романе, где нет такой явной связи с Землей, автор вынужден прямо во вступлении, в благодарственном слове перечислять основные заимствования – тут и «Прорицание Вельвы» и боевая песня индейцев, и «Апокалипсис». Герои могут говорить по-французски и звучит «Лунная соната».

А ведь автором упоминаются многие тексты, он щедро даёт названия. Хотелось бы прочитать главы из тех магических книг, насладиться преданиями и подробными протоколами уголовных дел по преступлениям волшебников.

Потому есть надежда на третий роман – ведь потенциал техно-магического космоса Майклом Суэнвиком далеко не исчерпан.


Тэги: критика
Статья написана 7 мая 2011 г. 00:23

Очень неплохой замах и скучнейшая развязка. Так бывает, когда создатели взяли за основу некий яркий образ, но совершенно не смогли придумать этому образу истории. В результате от исходной хорошей картинки фильм разививается по нисходящей — неожиданностей нет, ярких и при том не штампованых характеров нет.

Сам сюжет: где-то в лесотундре папаша готовит доченьку к подвигам. Учит завалить оленя, подтянуться на суку дерева, читает на ночь толковый словарь. Жить в таких спартанских условиях девочке постепенно надоедает, да и выросла она уже. Нажимается красная копка и специальный передатчик посылает сигнал. Где-то в отделении ЦРУ/АНБ/не поймешь кого — загорается тревожный сигнал. Мы видим бывшую королеву Елизавету, которая теперь агент спецслужб и у которой зуб на условного папашу.

Дальше девочку берут, привозят в центр, а та убегает (Мила Йолович — 5 элемент). Прибивается к некой семье, становится почти своей.

Но бывшая королева-агент нанимает плохих парней, счастье рушится, Ханна бежит к условленному месту встречи. Выясняется что папочка не папочка, а она — плод генетического эксперимент. Идеальная солдатка.

В итоге все мертвы кроме главной героини.

Что хорошо:

- кастинг. Да, лица подобрали интересные.

- игра актеров — там, где позволял сценарий, они выступли даже впечатляюще.

- я мало понимаю в рукопашных схватках, но местами они показались мне реалистичными и зрелищными.

Что плохо:

- какая-то подозрительно мышиная возьня вокруг такой темы, как генетические эксперименты — даже если они были запрещены больше десяти лет назад. Либо эта тема плотно курируется на предмет запрета, и тогда за Ханной гонялись бы куда более основательно — он ведь вариант хомо-супер. Либо подобных генетически модифицированных людей уже стали делать в большом количестве (в т.ч. солдат). Но тот вариант, который показан в фильме — она, дескать плод уникального эксперимента, причем методика работы на людях уже была разработана, а потом все прикрыли — это самая настоящая фантастика. В плохом смысле;

- техника и общая инфраструктура в фильме не ушли от современности и на пять лет. А ведь, по идее, прошло куда больше времени. Имея отпечатки пальцев, сетчатку глаза и генокод эту Ханну взяли бы — если не в Марокко, то уж в Германии точно;

- какой-то из Ханны пока плохой солдат. Она коммуникабельна, быстро усваивает информацию, рукопашный бой на отлично. Но ведь идеальный солдат слит с техникой. Тут явный промах: за десять лет в тундре кто угодно одичает;

- конспиратор-ученый: дочери, которую послал убить давнюю оппонентку, назначил встречу у ЗНАКОМОГО человека. Туда, понятно, пришли;

- героиня и остальные персонажи постоянно куда-то бегут. Вот хлебом не корми, за руль не сади — дай пробежаться. К середине фильма это уже надоедает;

- развязка не снимает практически ни одного конфликта, который был заложен развитием сюжета фильма (например, так нормально и не рассказана подоплека такогобешеного интереса агентши к Ханне, тм ведь было что-то личное). Я бы понял, будь это сериал, но это же вроде как фильм.

Итог: типичный случай, когда авторы не потянули затронутой проблематики, не по плечу им тема оказалась.


Статья написана 5 мая 2011 г. 21:28

Эпические провалы, когда, не смотря на приглашенных актеров, хорошего оператора, неплохие декорации, всё равно получается унылое нечто – случаются везде.

«Меняющие реальность» — как раз такой случай.

Сюжет прост, как шаровидный валенок.

Есть некий молодой и перспективный американский политик. Он провалился на выборах то ли в сенат, то ли в конгресс, ну да толкнул такую речуху, что куда там Хрущеву – сразу стал самым перспективным кандидатом на будущую президентскую гонку.

Есть какие-то люди в шляпах, подозрительно похожие на ангелов. Шляются меж обычных людей, исправляют судьбы, работая по указания некоего «Верховного» (Сталин как вариант – отпадает :-D). Есть среди этих ангелов один негр, который очень устал, и который следит за этим преуспевающим политиком.

Надо его придержать за фалду – чтобы опоздал на автобус и не встретился с любовью своей жизни и, заодно, чтобы команда ангелов успела вправить мозги его секретарю (он слишком увлекается инвестициями). А то политик расслабится, и не станет президентом (ему еще Америку спасать…).

Но тот не проливает кетчуп на галстук, садится в автобус и дальше любовь обязательно победит – с помощью ангельского негра и «Верховного».

Всё (длинный выдох).

Что хорошо:

- иногда главный герой в ударе. Но редко;

- местами хороша архитектура, неплох интерьер и дизайн.

Что плохо:

- все ангелы (или не ангелы – авторы так и не разобрались) сбежали из психиатрической клиники – скользя меж людей и ежедневно общаясь с ними, они совершенно не умеют говорить с людьми. Вот такой парадокс. Косноязычны. Скованы. Если что-то не получается – агрессивны. Разве что негр говорит более понятно;

- ангелы исправляют мозги секретарю с помощью прибора (недоверчивый взгляд), по уровню информационной емкости их книжки, где они читают судьбы и правильные пути, недотягивают даже до ноутбука (недоверчивый взгляд) и при то, что без книги умеют видеть будущее и вообще скользят между пластами реальности (хотя инструкцию по скольжению можно найти и в книге). Уровень коммуникации между ангелами – никакой, нет даже мобильных телефонов :-( То есть авторы сценария не смогли упорядочить свою техномагию – и не техника, и не магия (не теургия);

- ангелам практически нечего сказать человеку, который их застал на месте работы, кроме угроз и вроде как небольшого разъяснения;

- сомневающийся ангел-корретировщик – ни разу не получился. Уставший – да. Сомневающийся – нет;

- финал – приказ от Верховного не трогать влюбленных — штампованная мелодрама.

Итого: пытались поставить рассказ Ф. Дика «Команда корректировки», но полный провал со сценарием. Фильм слишком длинный для экранизации формата рассказа (тем более, что они выпотрошили рассказ, убрав кучу интересных моментов и эффектов), и не заполнен дополнительными идеями. Оставили старый уровень представления о технике в новых декорациях. Получилось слащавое морализаторство – что на Ф. Дика ни разу не похоже.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 119  120  121  122 [123] 124




  Подписка

Количество подписчиков: 114

⇑ Наверх