Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 62  63  64  65 [66] 67  68  69  70 ... 121  122  123

Статья написана 26 мая 2016 г. 19:30

Книга отчетливо разламывается на два пласта.

Первый — практически социальная проза, зарисовка из жизни оскудевающих городов. Таких сейчас много. Они медленно тонут в провинциальности, отчаяно пытаясь выдумывать фестивали, заманивать денежных туристов, воскрешать старые таланты собственных земляков.

Автор очень хорошо показала, что восемьдесят лет назад в городе могли ставить новаторскую оперу, сорок лет назхад работали хорошие художники — а сейчас живут лишь воскрешатели старых баек, да устроители всяческих ресторанов и кофеен.

Культура скукоживается до просмотров полупустых архивов и умения элегантно повесить лапшу на уши туристу. И, да, до фестивалей.

Но на декорациях слишком много воруют, а обслуга в ресторациях чересчур откровенно презирает своих клиентов.

Автор выбрала Львов, но наверняка так же можно пройтись по Риге. Может быть через тридцать лет станет таким и Днепропетровск.

И точно такое же впечатление произвел на меня Крым в 2009-м.

Будто кто-то оживил книгу Ле Гуин "На последнем берегу" — сущность и жизнь вытекают из мира, оставляя лишь пыль и суету. И магии уже почти нет.

Второй — попытка работать с мистикой. Тут, увы, такого бронебойного эффекта не наблюдается. Основные творческие приемы — умолчание и метельшение.

Наверное в оскудевающих городах и должны быть вот такие тайны — мелкие, полусгнившие, малозначительные. Герою приходится проламываться сквозь собственный цинизм и остроумие, чтобы хоть как-то приблизиться к уровню местных легенд. Люди, будто колебательные контуры, каждую секунду меняются от "да" к "нет" и наоборот.

Можно увязывать конкретику поисков героя с реальной историей 1920-30-х, но делать это порой откровенно скучно. Слишком велик контраст между потенциальными возможностями, между эпическими тайнами бытия, о которых поют герои, на которые намекают рукописи — и современным прозябанием. Будто гусеница сто лет конспирировалась среди дождевых червей, но забыла как превращаться в бабочку.

Когде герой взламывает сеть умолчаний и местных секретов (в основном собственным молчанием и педантичным следованием легенде) — становится ясно, что тайна утонула, рассыпалась, сгнила, что уже не найти истины за десятком точек зрения и можно лишь выбрать ту, что тебе симпатичнее.

Или сжечь весь город до основания, а потом начать строить новый с чистого листа. Со своими тайнами.

Но герой не Перехват-Залихватский, он всего лишь маска, имперсонирующая остроумную и малось уставшую от жизни писательницу. Он разворачивается и едет к себе домой.

В остальном:

- хороший язык. Будь он чуть хуже, все повествование сбилось в бельевой ком, в манную кашу с комочками, усыпанную песком. А так читать легко;

- грамотно повышается градус накала, автор переводит действие из документального в мистическое;

- концовка кажется чуть сбитой, рассыпающейся, сюжет будто теряет путеводную нить.

- мне сложно назвать этот текст романом. Герой ведь не меняется. Попытка показать внутренний кризис — имхо — не у далась. Это очень хорошая повесть.

8/10.

Первую часть текста желательно прочесть всем тем начинающим авторам, которые думают, что на материале родного города можно написать отличную фэнтези.

Это не всегда так. Шаг в сторону, и можно утонуть в бездне провинциальной скуки.


Статья написана 23 мая 2016 г. 08:12

Это роман оптимиста-патриота, который очень поучительно перечитать лет через десять после публикации...

Итак, вполне реальные США 1999-2002 годов. Прямо упоминается 11 сентября, атака на башни-близнецы (роман вышел на английском в 2004-м).

Персонажи — из самой что ни на есть научно-технической элиты Штатов, причем элиты во многом уже наследственной. У главного героя дедушка был конструктор самолётов и ракет, папа — социальный инженер, а сам он — гений работы с программами.

Проблема героя — это жуткая бюрократия. Автор не жалеет усилий, чтобы показать как медленно, десятилетиями, нарастает этот барьер между любым реальным делом и людьми, которые могут, нет, черт подери — должны! — его провернуть. Старики рассказывают, что из шарашек надо уходить как только там бухгалтерия начинает душить инициативу (специфика американской шарашки). Внуки сталкиваются с тем, что надо не просто изощряться, но юлить по-черному, нарушать законы каждый день, делать экспериментальные установки на свои деньги. Это всё равно не помогает в львиной доле случаев потому как бюрократия сама не знает чего хочет, но любое действие кажется ей опасны. И?

И — с развитием действия откровенный ботан, который при зверских доходах и мебель-то себе в дом заказать толком не может — понемногу становится настоящим бойцом. Вот его добровольная работа в почти невозможных условиях, он отринул роскошь и негу. Вот — умение прогрызать тонны бумаги на своём пути. /Семью он сохранил — возврат к жене и ребенку, как обязательный пункт программы/ Вот — вполне реальный мордобой с риском для жизни. Своей стране надо служить не по инструкции, а как умеешь, главное — изо всех сил. Финал — он убивает человека.

Кого?

Неудачника. Скользящего по наклонной умного и в высшей степени изворотливого знакомца, который отчаялся в борьбе с бюрократией, у которого проблемы с бизнесом, и который решил продать технический секрет проклятым китайцам вкупе с индусами (у тех не меньше фанаберии и бюрократии, они даже отказались покупать...).

Да, книжку лучше хранить завернутой к звездно-полосатый флаг. Герой буквально преодолевает себя, чтобы начать служить интересам Родины — и чем дальше идет по этому пути, тем фантастичнее выглядит роман.

Если начало книги — суровая индустриальная история, реализм научно-бюрократически-бизнес процессов, то финал — это чистый Джеймс Бонд/ майор Пронин. Мотивы персонажа становятся все более похожим на рассуждения графа Толстого — хорошо бы всем людям доброй воли града на холме объединиться, и как настучать по голове злодеям... В информационном, понятно, смысле.

Я бы сказал, что "Зенитный угол" — это своего рода умелое покаяние автора за отчаяние и безнадёгу "Распада" (роман вышел в 1998-м), где старая и дряхлая Америка пытается хоть как-то собраться, пусть и ценой проигрыша войны Голландии... Автор говорит, что надежда есть, пока истинные патриоты Америки, скромные и незаметные, стоят на своих местах.

Детективная линия в романе сработана мастеровито — есть даже ружье (которое не совсем ружье), что выстрелит именно в финале пьесы.

Фантастическое допущение минимально, если оно вообще фантастично.

Персонажи — да, они явно маски, явно стандартные образы, но маски яркие, подвижные, временами хочется видеть в них реальных живых людей.

Но вот прошло двенадцать лет. Оправдались рассуждения Брюса Стерлинга?

- использовано новое оружие — "цветные революции" — скромные парни сделали своё дело, и вот уже новая "большая дубинка" (не совсем новая, есть уже скоро полвека стукнет, но социальные сети оказались идеальным инструментом) обеспечивает стратегическое превосходство;

- порядка в Вашингтоне больше не стало. Коррупции не стало меньше. Кризис 2008-го так и не прочистил мозги. Тень "Распада" никуда не делась.

Пограничные легионы вырвали для Pax America еще пятнадцать лет относительного покоя.

Но как воспользовались ими Штаты — пусть решают читатели...

7/10


Статья написана 12 мая 2016 г. 21:54

Первые четыре серии, увы, дают пример стандартно пофуканного продукта. Биотриллер и трагедию разменяли на мЫлодраму.

экономия на постере видна даже под микроскопом

Итак: есть крупный американский город, в котором проклевывается вирулентный, смертельный вирус — с явными намеками на биологическое оружие.

Сюжет вращается вокруг нескольких стандартных фигур:

- медицинский начальник — она административно ведет всю операцию, фактически возглавляет штаб и т.п.

- честный коп, которого делают лицом именно полицейской операции по охране периметра карантина (внутри у него девушка);

- коп-герой-неудачник — остается внутри кольца оцепления;

- медик-экспериментатор — видит в больничке, в центре карантина. Лечит, вскрывает, сжигает (последнее — с помощью копа-неудачника);

- "журналист-срыватель-покровов" — ходит снаружи зоны, ему инфу во флешках перебрасывают через стенку рогатками (когда интернет отрубили);

Сам карантин — это поначалу забор сетки "рабица", к которому добавили через пару дней стену из контейнеров. У вышек с прожекторами — все те же полицейские в мундирах и с дробовичками.

Собственно, начинается стандартное толчение воды в ступе: разлученные пары, крики о "правде" и т.п.

Разберем некоторые проколы:

- бюрократический. Появление такого вируса, прямо в центре города, с таким количеством жертв — это шухер национального уровня. Именно тот случай, ради которого созданы все те службы в масках и белых тапочках, где балуются с пробирками. И это не вариант с ураганом "Катрина", когда до Нового Орлеана было три дня не добраться, или с Фукусимой, когда цунами разрушило инфраструктуру в окрестностях. Потому к решению кризиса постоянно будут подключаться люди все более высокого уровня или просто вклиниваться товарищи из родственных министерств. То есть при всех самых жестких попытках наладить управление — мы должны видеть постоянные проявления хаоса просто от избытка людей с очень серьезными удостоверениями. На этом фоне импозантная гражданка, которая с самого начала ведет кризис, это, имхо, отдает фантастикой;

- на 3-4-й день в Атланте (коммуникации хорошие) должно быть уже сосредоточено все, что только можно. С вертолетов/дронов должны сбрасываться упаковки с потенциально применимыми в таких случаях лекарствами. Ну, и с обычной "гуманитаркой". Поэтому скромный медик, который в центре эпидемии, практически в одиночку, что-то там делает с крысами — это на вид полная туфта. Материал должен быть взят, уже доставлен в лаборатории, старшие товарищи, у которых в клетках и обезьяны могут сидеть — обладают преимуществом;

- я что-то не заметил попыток спастись из зоны карантина по подземным коммуникациям, резко подкупить, перестрелять или обмануть полицейских. Крутые парни тупо грабили магазины. В городе — снаружи от границы карантина — должно было начаться бегство населения, причем в самых разных формах — это отдельная головная боль. Равно как подземные ходы в городе — не увидел я их заливания бетоном, подрыва и прочее;

- отдельный угар — это расстрел бегущего в зону негра другим негром (полицейским) — "типа, берлинская стена". Полицейские должны были говорить не о сверхурочных, а о 1) отсутствующих у них костюмах биозащиты, 2) праве стрелять "пока этот урод не подошел". Снаружи, кстати, должны были завести свою шарманку правозащитники.

Итого: с точки зрения серьезного социально-биоапанкового сериала — проект провален. Перед нами мелодрама с претензией...


Статья написана 2 мая 2016 г. 09:13

На этот раз — не в финале.

"Краски предсингулярной эпохи" — рецензия на роман У. Гибсона "Периферийные устройства" — http://samlib.ru/editors/b/beskarawajnyj_...

"Авторская вселенная и уровень могущества персонажа" — критика

http://samlib.ru/editors/b/beskarawajnyj_...


Статья написана 29 апреля 2016 г. 19:05

сопроводительный текст

Не всякий мистический ужастик-боевик сообщает такое ощущение исторического времени. Тем более, в знаках и намеках, которые лично тебе совершенно понятны, но вот лица у актеров — какие-то непривычные.

В фильме показаны, и работают в полную силу хорошей театральной декорации — целых три пласта недавних лет.

Первый — время расцвета жесткой идеократической системы. 1979-й год в Китае — хунвейбины уже не рыщут, но красных флагов и торжественных речевок — навалом. Спецархеологи — это сплошной "Индиана Джонс" практически в советских декорациях. Калашниковы, ТТ, гранаты, противогазы, фуфайки, шапки, баяны. Все напоминает 1950-е в Союзе — победивший дизельпанк.

Второй — застой. Некий провинциальный городок, захваченный демонами. Представление, которое завершилось как раз от их появления — 70-80-е в Союзе. Уже нет истового рвения. Уже люди одеты не в фуфайки, а в куртки и даже видна мода. Но патетичный памятник "рабочему и колхознице с китайской спецификой" — украшает главную улицу городка.

Третий пласт — реформы. Когда героя, уцелевшего в жуткой зарубе с участием демонов, сумасшедшего профессора, термоядерных "бабочек" и десятка автоматчиков — берет на воспитание некий обмирщенный "даос" (библиотека-институт с мистическим уклоном), то ведет он его обедать в коммерческий ресторан. И там цены, бойкая официантка, цветомузыка, актер загримированный под Элвиса... Есть от чего порваться шаблонам товарища, который только вот недавно распевал совсем иные лозунги. Хотя товарищ, надо отдать ему должное, не теряется, пусть и выглядит деревенщиной.

Завершается фильм англоязычной песней (если я правильно понимаю — звук был не очень).

При том — нечисть, которую надо крошить из автоматов, гранатометы, серебряные пули, подземные храмы, пришельцы и серьезные организации, занимающиеся борьбой с ними — проходят нитью через каждую эпоху. Мистические вмешательства в наш мир — грубы, весьма заметны, отчего кажется, что наблюдаешь за параллельной вселенной — в голове крутится мысль, что у нас такого не бывает :).

Словом, я будто посмотрел экранизацию "Ока силы" Валентинова.

Одновременно, я воспринимаю это как грамотную саморекламу Китая — за самое короткое время (три года проходит) — вот как выросли :)

Периоду "сталинизма" (и прочим сюжетам середины 20-го века) вполне соответствует внешность и поведение персонажей — героика, авантюризм, желание лезть в центр земли, и много чего еще... Первую часть фильма можно отделить, превратив в крупную серию или даже первый микро-сезон.

Бытие главного героя в "библиотеке" — несколько затянуто.

Так же портит картину — попытка принести в эпоху "застоя" — шуточки и вторичных персонажей, характерных скорее для американских комедий. Так сказать, 90-е авансом.

Та версия, что я смотрел — снабжена максимально корявым, обрубленным, угрёбищным переводом, который дает возможность лишь догадаться о канве фильма. Поэтому собственно мистический пласт истории остался для меня чисто голливудской поделкой — вот гроб летающий, вот подземное царство (а демоны — потомки людей и жителей планеты Сатурн — Ктулху фигеет) да и не знаю я на таком уровне китайскую мифологию.

Если термоядерные бабочки-летучие мыши вполне себе удались, то крупногабаритные твари-демоны, которых из гранатомета не убьешь — еще смотрятся ходульно.

Игру актеров оцениваю очень различно. Часть персонажей просто превращена в аляповато раскрашенные маски, а часть — в некоторых сценах ведет себя вполне реалистично.

Итого: по общей канве сюжета — это грубое подражание Голливуду. Но не смотрите на сюжет, смотрите на декорации. Верным путем идут китайские товарищи 7/10


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 62  63  64  65 [66] 67  68  69  70 ... 121  122  123




  Подписка

Количество подписчиков: 113

⇑ Наверх