Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 февраля 2016 г. 20:55

Реализация утопии и её смерть — насколько это разные и/или совместимые процессы?

В качестве модельного примера возьмём работу "Факап" М. Харитонова. Детализированный, проработанный, реалистичный параквел к произведениям Стругацких.

Тут несколько пространных цитат и социально-политических заметок о созданном мире

https://www.fantlab.ru/blogarticle34441

https://www.fantlab.ru/blogarticle34524

Убил ли он мечту — тем, что воплотил застойное общество 70-х на качественно новом уровне???

Разберемся.

Любая утопия — это условность. В тот момент, когда фантасты представляют себе будущее во всех подробностях — у них в головах получается программа политической партии или план построения коммунизма. Что уже не есть чистой фантастикой, а скорее алгоритмом действий. Поэтому утопист — как художник, рисующий еще не пойманное животное — чучела под руками нет, имеется лишь лапа, непонятно от кого взятая, потому приходится выбираться ракурс так, чтобы эта лапа представляла всё живое существо, и на картине оно казалось живым...

В этом смысле утопии Стругацких с попыткой показать нового человека и сконструировать новое общество — это воплощение идеала, достигнутое путем конструирования маловероятных ситуаций. Борьба лучшего с хорошим — как представления театра кабуки — сплошные условности, а декорациях которых может показаться логичным любой подвиг. Но читатель воспринимал это воплощение — и во многом верил в него — со своей позиции, со своего набора информации, методов.

Конкретное воплощение мечты с 1960-х отчаянно устарело, и уже не обманывает людей, как не обманывают сейчас ну совершенно никого декорации старых черно-белых фильмов.

И тут Харитонов взялся за "реалистичное конструирование" старых декораций, что немного напоминает генетическое программирование животного, с подгонкой организма под вид старого, диковинного чучела:

— смоделирована история мира, которая в нашем, современном представлении должна позволять возникнуть именно тому миру;

— рядом с ожившим организмом — поставил намеренно испачканное чучело: среди прочего он описал "новое общество", которое удалось, да удалось построить в Арканаре одному из коммунаров, отчему "Руматы Эсторского". Он массово ввел населению вирус, который лишал человека почти всех удовольствий — кроме счастья от исполнения своего долга. Как результат "Построенное на Авроре общество было крайне далеко от гуманистических идеалов. Например, все, кто обладал иммунитетом к модификатору, физически уничтожались. В первые же годы жизни. Как негодный биологический материал — они так и выражались. С другой стороны, больных и дряхлых стариков они выселяли из домов и отправляли в места, сильно напоминающие концентрационные лагеря. Практиковалась также трансплантация органов от неизлечимо больных, но ещё живых людей. Это делалось с их согласия. Но оно обычно следовало, так как все понимали, что долг умирающего состоит в том, чтобы не доставлять хлопот живущим и быть им полезным любым способом." Ну и описания бывшего Аркана весьма узнаваемо "Небо над планетой было цвета свинца, моря на километр от берегов покрыты коркой застывшего мазута, а с неба лилась кислота. Потому что при построении технологической цивилизации товарищи случайно грохнули биосферу" — та самая планета и тот самый город, по развалинам которого ходил Лев Абалкин с воспитанником-голованом.

Перед нами детализация мечты. Читатель видит куклу глазами юноши, который попал в кукольный театр после десятилетнего перерыва. Он помнит чудовищ и героев — но теперь замечает мишуру. А рядом с куклой ставит небольшой робот, который совсем не чудовище, просто куда достовернее его изображает...

Убийство ли это мечты?

Нельзя убить умершее. В чистом виде миры Стругацких теперь такая же футурологическая утопия, как "Звездные войны" — НФ-космоопера. Цикл романов и повестей о "Мире Полдня" — произведение искусства в своём, сложившемся поджанре, но без футурологического содержания. В самом лучшем случае это — ретрофутуризм.

Общество пошло дальше, как шло до того, оставляя за спиной утопии (мало кто сейчас захочет жить в детально воплощенном мире, описанным Томасом Мором), а отечественная фантастика — пока не смогла дать нового образа мира будущего, который был бы столь же хорош, проработан, признаваем как читателями, так и критиками...

И Харитонов сработал в жанре именно ретрофутуризма — но только с современными социально-циническими допущениями.

Перед нами образ не утопии, а высокого уровня жизни и более гармоничного устройства общества — то, что значительная часть населения бывшего Союза утратила. Общество "22-го века" стоит перед своим внутренним кризисом (который хорошо читается людьми, заставшими Перестройку — и очень напоминает самое начало 80-х). Это общество — получает много технологий "из будущего" — люди управляют биополями, дольше живут, живут куда здоровее — но сохранился и фанатизм, и лень никуда не делась, и за воротник закладывают к эпических объемах. Зло не ушло из душ, потому как интеллект исправно отыгрывает все варианты действий...

Но детализировав мир — и сделав мечту куда более "приземленной" — он шире открыл дверь для формирования новых утопий.

Пусть из-за своего цинизма он таковых и не напишет :)


Статья написана 6 февраля 2016 г. 11:11

Сложное впечатление от фильма.

Сколько бы раз не наступал на грабли, Пардон — сколько бы раз не надеялся, что постСоюзные киноделы будут стараться выжать максимум из каждого шанса снять кино, убеждаюсь раз за разом, что кино — это индустрия, ничуть не лучше трубного завода, и пока все участники съемочной группы не приобретут опыт — конечный продукт будет хромать на четыре лапы.

Если проводить аналогии с другими картинами — это "Новые приключения янки при дворе короля Артура" (1988-й).

Что удалось:

— некоторые цветосветовые решения — красная лента на фоне, красные ягоды под ногами героини, вообще красный цвет играл.... Хорошо получился — с чисто эстетической точки зрения — сам ритуал жертвования;

— остров, во многом сложенный из костей драконов — как громадных, так и ставших куда как меньше...

— архитектура селения, которое приносило дань дракону...

— непосредственный дизайн мелкого "домашнего" существа на острове. Что-то от чапрачного шакала, что-то от гиеновидной собаки;

— часть спецэффектов — хотя не столько сам дракон, сколько работа с огнём и отсветами на камнях...

— очень хорошо сыграл старого князя Станислав Любшин — виден человек, которого уже оставила сила, которого во многом оставила и воля, который привык жить в тени драконьих крыльев, но есть у него еще обычаи, за которые он держится, немного доброты и надежды.

Что не удалось:

— уровень игры актеров, изображающих центральных персонажей — это плинтус, это дно могилы Станиславского, а снизу еще стучат. Имхо, разумеется;

— часть спецэффектов — лет пять назад это было бы очень круто, или "очень хорошо", сейчас это смотрится ходульно. Движения и повадки "домашнего существа" — это, конечно, прогресс, по сравнению с "мышем" из "Волкодава", но все равно не есть здорово;

— главная проблема — баланс между условностью и реализмом. В лучших книгах Дяченок он выдерживается очень тонко, мир упрощается и делается знакомым современному читателю ровно до той степени, чтобы этот читатель еще не видел театрального занавеса и декораций, в которые превратился упрощенный мир. В фильме же, увы и ах, попытка провернуть этот фокус совершенно не получается. Есть вполне современные люди, которые прикидываются драконам и взятыми как дань невестами. Не эротическая (особенно поначалу) телесность, которую пытаются дать создатели фильма — слишком глубоко прячется под слоем фитнеса и тренажеров. Дракон, в котором живет память предков — ну не ведет себя с таким толстым намеком на бандюка 90-х, в котором внезапно проснулась человечность... Истории с любовью наверняка разыгрывались на этом острове неоднократно (если так много поколений в памяти), потому дракон должен вести себя скорее как персонаж из "Дюны", как Лето Атридес ІІ — тысячелетний червь... Который тоже может влюбиться, но ведь совершенно иначе. Потому как он помнит тысячи ощущений, и потому ну никак не может быть начинающим эпикурейцем в домашней обстановке... На крайний случай можно вспомнить Сапковского — который тоже описывал чудовище в замке, которому требовались девушки. Попытка убить дракона — это отдельная, сложная история, свой пласт культуры. А тут мы видим каких-то "древних русичей", которые вот так взялись и пошли убивать — с девственно чистыми мозгами. Все это расстраивает баланс между "детской" и "взрослой" компонентой истории, приходится давать больше "мыла" /тут я подчеркнуто не обращаюсь к самому роману "Ритуал", оцениваю фильм сам по себе/;

Итого: когда смотришь на очередной провалившийся голливудский штамп, стоимостью дочерта миллионов, спокойно произносишь фразу "у короля много" — еще сколько-то неудачников пойдет ко дну, но это их проблемы. Когда видишь загубленное продолжение отличной истории — как исходник, так и "вторая часть" сняты за океаном — только вздохнешь, потому как хотелось развития кинематографа, а люди маленький шажок не сделали. Когда же видишь вот такой фильм, снятый своими — понимаешь, что и он полноценно не окупится, и часть спонсоров в следующий раз будет крутить носом. Хотя, если машина работает, и фильмы снимаются, то должны появляться и шедевры. Фильм этот необходим — потренировались костюмеры, много чего получилось у художников. Компьютерная графика улучшилась...

Рекомендую фильм к просмотру в свободное время — как очередная экранизация фэнтези он свою роль отыгрывает, но именно как очередная, местами очень и очень посредственная.


Статья написана 2 февраля 2016 г. 19:48

Посмотревши первый сезон — можно делать основательные выводы, дать вторую часть рецензии...

Создатели сериала попытались найти свою, отдельную нишу в бесконечном потоке историй о путешествиях во времени. Ей стала проблема использования служебного положения в личных целях.

Это не вульгарная нажива — хотя есть отрицательная героиня, которая слишком озабочена деньгами.

Это не попытки устроить судьбу — свою или своих детей. Хотя проблемы, связанные с этим, служат своеобразным спусковым крючком.

Это даже не попытки реализовать личные страсти в политических или художественных процессах — хотя вся история Испании к услугам работников министерства, они стараются её сохранить, а не улучшить.

В первой серии мы видим мелкие правонарушения, которые позволяют себе работники. В конторе как бы царит дух фильма "Откройте, полиция" — грешки позволительны, надо просто не показывать мобильный телефон в XVI-м веке. Но к восьмой становится ясно, что судьба каждого работника — это своя трагедия. Какие-то со счастливым финалом (вроде сына, которого удается вытащить с обреченного на гибель галеона "Великой армады"), а какие-то совершенно мрачные.

Львиная доля натяжек и противоречий, которыми переполнен сериал — обеспечивает именно этот, постепенный переход от просто работы и мелких шалостей к чеканной формуле "так жить нельзя".

А как?

Меньше всего это "как" понимают сами персонажи (я надеюсь увидеть попытку "эксперимента" во втором сезоне). Но они оказываются перед несколькими ограничениями, которые подобно сжимающимся стенам в "Колодце и маятнике" не оставляют им пространства для маневра:

— надо сохранять историю, потому что это сокровище, и они не знают, как её улучшить. Они спасают от французов героя войны с Наполеоном, которого король Испании казнит через несколько лет. Но иначе — никак;

— они видят, что историей пользуются другие люди, представители других стран, причем шастают по своим делам и ведут себя откровенно хамски. Наглеют. Но Министерство — четко осознает себя, как структура подчиненная государству, а Испания современности — четко осознается, как подчиненная, зависимая страна;

— надо помогать людям в прошлом. Хотя бы потому что без лекарств умирают дети сотрудников министерства, а те потом начинают создавать эпические проблемы;

— у каждого работника министерства — представления о судьбе и смысле, которые он принес из своего времени. И шаблоны трещат от первого мгновенья до последнего. Идет сложный процесс сплавления представлений разных эпох во что-то новое.

И несколько человек на переломе собственных судеб — начинают пытаться создавать новую мораль. Как бы странно это не показалось, но в своих поисках и сомнениях — как правильно поступать — персонажи очень напоминают героев французской комедии "Распутник": Дидро гостит у дАламбера, в замке, мягко говоря, разврат, но в этом клубке пошловатых и жуликоватых авантюристических фокусов, случайных эротических приключений — рождается буржуазная мораль. Дидро пишет энциклопедию... Оттого само министерство производит впечатление молодой, только созданной структуры, еще не произнесены те слова, которые надо вбить в каждого новичка, как заповеди. Хотя по сюжету министерство основано еще королевой Изабеллой.

В остальном — это типичный детективно-исторический сериал с весьма ограниченным бюджетом. Каждая серия — это задание по исправлению/не допущению очередного искажения истории. Детективные конструкты показаны достаточно тщательно, с неожиданными вывертами, так что если не думать о противоречиях — то получается совсем неплохо. Хотя не оставляет ощущение, что руководство точно знает — все обязательно случиться, почти само собой, надо просто подтолкнуть ситуацию в оргинальном направлении...

Спецэффекты — как правило виды на несуществующие пейзажи — несколько снижают эффект бедности, но в остальном создатели полагаются на юмор. История Испании с её взлетами и падениями дает достаточно поводов, ну а если вы не можете придумать шутки о путешественниках во времени — то грош вам цена, как сценаристу :) Тема получает неплохую национально-культурную привязку.

Три основных действующих лица и полдюжины персонажей "почти первого плана" — подобраны относительно удачно. Естественно, от министерства такого уровня ждешь команду другого качества. "Они должны хотя бы закончить Хогвартс" :) Но здесь сериал очень сильно выручает некая условность в постановке. Создатели педалируют социальные намеки, и потому показывают нам очередную контору — без волшебников и супергероев. Вот секретарша из XIX-го века, которая попала в министерство из-за мужа — тот был служащим в другой эпохе, но завел себе еще две семьи в разных столетиях. И вот она фактически убежала от него на новую работу... а вот бывший санитар, который теперь оперативник. Вот заместитель министра, который выглядит как чиновник с претензией...

При педалировании социальных намеков — сериал более чем лоялен к новейшим тенденциям в демонстрации однополой любви. Это не "Игра престолов", но тема значима для сюжета.

Итого: если вы хоть сколько-нибудь регулярно смотрите фильмы о путешествиях во времени, интересуетесь этой темой — то сериал вам смотреть надо. В человеческом измерении, в попытках показать коллизии на уровне индивида — создатели явно продвинулись.


Статья написана 28 января 2016 г. 22:04

Разными путями ходят ноги постСоюзных фантастов. Все мы не без греха, и куда кривая вывезет — не знаешь.

Но, с учетом сегодняшних новостей про А. Круза /сразу скажу — воздерживаюсь от суждения о его виновности-невиновности/ пора организовывать виртуальный музей темной стороны силы фантастики.

Ну, или виртуальную книгу рекордов.

Этот фантаст — взрывал в фантастических масштабах.

Этот — бухал (хотя нет, конкуренция высокая будет).

Этот — увел рекордное количество средств.

Можно — и про светлую сторону.

Этот — многодетный отец.

Этот — хороший врач-строитель-наладчик.

Этот — реальный изобретатель-ученый...

Надо представлять — насколько фантасты могут воплощать в жизнь всяческие мечтания...


Статья написана 27 января 2016 г. 10:40

Режиссер схватил Убивашку, но не знает, что с ней делать...

То есть для какой группы детского сада (а может быть и для первого класса) снимался этот фильм?

В трейлерах обещали катастрофу. Практически мимо. О ней рассказывают в воспоминаниях героини, но толком и не показывают.

Намекали на тяжелый быт — но прическа героини задавила весь реализм, потому как пряди светлых волос нужны для обрамления лица.

Рекламировали трагедию и сложный выбор. Я вообще не понял... Героиня не отображает свою трагедию на лице. Убивашка еще не умеет грустить и сомневаться. Или умеет, но тут не показали.

Сюжет хаотичен и только только его предельная штампованность позволяет воспринимать информацию.

Среди прочего инопланетяне, залив континенты цунами, временно отрубив электричество, изведя большую часть населения болячками,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

теперь берут под контроль армию. То есть остатки армии. Они набирают в солдаты детей, которым показывают, что якобы в головах у людей сидят "чужие". Ребенок должен нажать кнопку и убить человека, в голове которого "чужой" (отсылка к известному психологическому эксперименту). Детям дают специальные очки (чтобы прямо видеть "чужих"), и отправляют на зачистку территорий. Понятно, что в первом же рейде до детишек доходит — в очках все "не солдаты" кажутся чужими. И стоит вытащить из-под кожи чип, как ты тоже сквозь очки будешь обозначаться "чужим". Ну и уходят они из такой армии, образуют своё "сопротивление трясогузки"...

Показан "типа коварный чужой", который сидит в тушке полковника, и он спасается бегством...

Ээээ... И это прошло утверждение — после "Обливиона"? Слов нет.

На секунду включив реализм — получаем ведь совсем иную картинку. Героиню с немного другим — замученным, а не просто грязным — лицом, которая держит в голове основную задачу "где взять пожрать прям щас". А ту какая-то "гламурная разруха" из компьютерных игрушек.

Фильм переполнен пафосом, локальными "хеппи-эндами" и обещаниями продолжения — потому как ни одна из предложенных интриг не получила своего завершения. Даже диссидент-чужой, который вроде как сидит в теле какого-то там молодого человека — просто там сидит, говорит с героиней, идет себе дальше по жизни...

Фильм явно претендует на статус первой серии в очередной "черт-знает-сколько-серийной" эпопеи для подрастающего поколения, в стиле "Лабиринта", но авторы уж как-то совсем пережали с наивностью. Или фильм снимался чужими, которые специально отупляют население планеты %-\

Итого: налицо все черты дорого, амбициозного — и с треском проваленного фильма. Мертворожденного проекта. Звезда не в своём амплуа, предельно глупый сюжет, розовые сопли поверх претензий на реализм, беззубые намеки на социальные проблемы, пародия на психологизм, фрагментарные спецэффекты, тупые батальные сцены. Я просто не знаю кому, кроме дошкольников, можно порекомендовать этот фильм.

Обычно прибавляют, что съемка в таких неудачных проектах может погубить карьеру актрисы... но фильм вроде как неплохо стартовал в прокате. Только вздохну...





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх