Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 августа 2021 г. 11:37

Дайте мне цветной экзистенции...

Разумеется, найдутся как люди, которые скажут что в легенде о времена Артура многовато персонажей с темной кожей, так и люди, восхитившиеся расовым балансом. Но дело совершенно не в оттенках лиц.

Любые претензии к исторической достоверности тут не по адресу, потому как режиссер показывал чисто условные декорации. Ему важно было сконструировать ощущение, медленно погрузить зрителя в теплую ванну сюжета, попытаться создать чувство преходящего времени и вечных развилок в историях людей.

А для этого он пересмотрел "Ёжика в тумане", откалибровал "Сталкером", не забыл о "Новых приключениях янки при дворе короля Артура". И, разумеется, много, много Параджанова.

Или Дэвид Лоури смотрел совершенно другие материалы, но стилистика у него получилась именно такая. Не новаторская, сплошь да рядом анахроничная, медитативная.

Тягучее действие, в котором разжеван и постоянно повторяется верхний слой сюжета, но все что ниже — зритель должен конструировать сам.

И сконструировать получается плохо, потому как режиссер выдал очень много намеков, но не потрудился в финале затереть лишние подсказки. Ведь чтобы сюжет соответствовал туманности кадра — надо его недосказывать. Соблазнение в замке состоялось или нет? Лисица, которая не лисица, предупреждает о неминуемой смерти или же испытывает? Голову отрубили или только провели пальцем по шее?

На экране — медленные переходы от цвета к цвету, но не крупными блоками, как в китайском "Герое", а по настроению персонажа и завитку сюжета.

Пиктореализм с импрессионизмом почти захватывают кадр. Мастеровитое упражнение колориста, вот холст этого фильма.

Визуализация метафор — крупно, детально, фактурно. Нужны капюшоны-колпаки? Ок, половина придворных будет в таких. Нужен странный замок? Тоже будет. Весь в тумане с башней и загадкой внутри. Нужно, чтобы топор был образом смерти и жизни? Ок, на каменном полу под ним тут же вырастет мох.

Но все эти детали и недосказанности не порождают истинной сложности. Идет упрощение мифа и рыцарского романа до уровня сказки.

Именно сказки — волшебной нравоучительной истории.

Постаревший Артур на троне — но его наследник не знаменит, никак себя не показал, ничем не известен.

И что за человек — так и не скажешь. Иван-дурак? Может быть. Или обыкновенный племянник-бездарь. Как понять?

А это плохо.

Его вынимают из нафталина, приводят к королю. Тут появляется зеленый рыцарь, предлагает обмен ударами и сэр Гавейн хватается за шанс.

И тут все заверте... То есть не завертелось, а медленно и размеренно началось развертывание сюжета.

А сюжета толком и нет.

Легенда ведь умещается в пять строчек. Интриги и сложные реконструкции — не про этот фильм. Режиссеру важнее детали декораций.

Вот над формой топора он думал. Над прихожей замка, над потолком обеденной залы, над образом четырёх ведьм-норн (не трех) он явно размышлял. А латунные нимбы? А печать на письме Зеленого рыцаря? А мраморный круглый стол — не замкнутый? А бирюзовый балдахин, снятый с такого ракурса, что превращается в колодец, на дне которого лежит Гавейн? А повязка на глазах старухи в замке, многослойный образ того, что она не заметит лишнего.

Вот истинные креатуры Дэвида Лоури.

И ещё образ "жизни, промелькнувшей перед глазами" — когда Гавейну показалось, что он не кладет голову под топор зеленого рыцаря, а бежит, все объясняет людям, наследует Артуру, вступает в брак, растит сына, терпит поражения в войнах и вот уже перед лицом краха королевства у него отваливается голова. Потому рыцарь решил играть честно — платить за уважение Артура настоящей монетой.

Инициация-путешествие-испытание.

Что-то среднее между одиссеей и походом к медвежонку на чай.

Возвращаться не обязательно. Желтый туман — необходим...

Имхо, подражание старым фильмам — ограничило режиссера. Ведь вся компьютерная графика к его услугам. Можно попытаться выдумать что-то новое. Не повторять слонопотамов Гая Ричи или бесконечные туманы пиктореалистов. Потому как сейчас образы говорящей лисы и вдруг пробившегося зеленого ростка — при всем качестве "рисовки" моментально опознаются именно как спецэффекты.

Итого: если у вас нет подходящего настроения, не хочется убить пару часиков перед экраном, успокоив нервы, то смотреть будет скучно. Конечно, если вы не стремитесь разбирать цветосветовые решения и анализировать метафоры, сравнивая этот фильм с работами 70-х годов...


Статья написана 3 августа 2021 г. 19:52

БоярЪ-аниме доброе, пригожее, с усекновением голов, изменой лютой, волшбою тайной и грядущей раздачей люлей.

Иногда приятно, заглянув в какой-то узкий, специфический жанр, чуть не сходу напороться на хорошо написанную вещь.

Составляющие успеха:

— подходящий исходник: это история России 16-17 вв. Зачем цепляться к японской истории или так к викторианскому Лондону, когда есть земля куда более близкая, детали прошлого которой известны "на троечку";

— продуманное допущение: магия появляется лет за полтораста-двести до событий, причем осознают её как способности знатных людей. Но не только их. Иван Грозный — второй по силе волшебник в государстве, который комплектует опричнину по принципу магических дарований. Династия пресеклась, но на престоле теперь Шуйские;

— эта самая магия — строго в игровом формате, чистопородное ЛитРПГ, с ветками умений, уровнями, артефактами и прочим, и прочим. При этом к чистому набору очков её описание не сводятся: автор вполне честно конструирует социальные проблемы от её распространения;

— но эта магия инкорпорирована в сказки и трагедии России тех лет. В этом смысле атаман Кудеяр, как старший брат Ивана Грозного, остается чуть ли не важнейшим усопшим магом, определяет способности юных, только инициируемых магов;

— а раз магия, и пороха нет, то централизованное государство, которое складывается в те столетия, получается немного другим. С одной стороны не таким централизованным (хотя надзор за неучтенными волшебниками и государственные училища — начинают сшивать страну не хуже пушек), с другой — Литва не стала католической, еще с Витовта-Ягайло добыла себе реальную державность, и в пику Польше развернулась к православию. А на Белгородской засечной черте идут постоянные бои с татарскими туменами (ага, именно так), которые водят в бой чингизиды, тоже волшебники...;

— то есть Северские земли — это частично сохранившиеся небольшие княжества на российско-литовском порубежье, где правят достаточно сильные маги;

— в деле — два попаданца из нашего мира-времени. Протагонист — играет за добро, и перерождается в младенца, антагонист — в совсем молодого человека. Понятно, что здоровья и долголетия они друг другу ну вот совсем не желают;

— интрига — вокруг наследства старого князя, у которого две дочери вышли замуж за очень разных людей, и вот новорожденный одной из них сыплет про себя ехидными замечаниями (хотя он не столь озабочен, как Бореас Грейрат), а потом все больше опасается за свою жизнь, потому как он уже сиротинушка и лишь преданная кормилица тащит его через лес... Можно было бы подумать, что в дело пойдет роман "Горбун" Поля Феваля, но не ? И дюжины лет не прошло, как выяснилось, что не княжество основной приз, есть цели и серьёзнее;

— язык у романа легкий, а устаревшие слова присутствуют именно в том количестве, которое читатель может усвоить одновременно с главным героем. Довольно много всевозможных подробностей, бытовых и масштабно-исторических. Есть и тарабарский язык, и шифры той эпохи, так что жужжание злотого жука и топот пляшущих человечком — присутствуют.

— В самого героя веришь, равно как в его оппонента. Но пока главная удача романа — это кормилица и священник. Эти два персонажа обладают максимальной глубиной.

.

Очень интересно узнать, как герой будет совмещать попытки внедрения технологии из нашего мира с магией того, боярЪ-анимешного ? Где та грань, что отделяет исекайство от попаднчества? /вопрос-то серьезный.../

Однако роман вполне четко позиционирован. Это не сложная философская драма, не тщательное исследование фольклора, не исторический труд. Есть тут определенное сходство с лучшими романами Акунина. Это развлекательная книга, где сложные вопросы поднимаются, но читатель волен ломать над ними голову или целиком отдаться интриге...

Рекомендую.


Статья написана 30 июля 2021 г. 14:33

Первая половина фильма — куда лучше постера.

Завязка обещает серьезные дела.

На провинциальном аэродроме команда спецназа готовится встречать угнанный самолет. Причем диспетчера дают указания человеку в кабине — какие педали жать, чтобы не разбить лайнер на полосе. К остановившемуся самолету вовсе не бегут спасатели, а лишь снайперы берут на прицел фигуру в кабине.

Из грузового люка — крышка оторвана, свисают всякие провода и тряпки — спускается мальчик с медвежонком.

И во всех трейлера рассказывалось, что мама этого мальчика — больна вампиризмом, и пытается себя контролировать. При том, что самолет — угнан.

"Спойлеров больше не будет" (ложь).




Статья написана 28 июля 2021 г. 11:16

Статья участвовала в "Фанткритике-2020", опубликована в "Полдне". Стимпанк, дизельпанк и киберпанк как эстетические традиции.

Теперь доступна по ссылкам:

https://author.today/post/186959

http://samlib.ru/editors/b/beskarawajnyj_...


Статья написана 27 июля 2021 г. 15:17

Постер — лучше чем фильм.

Уныло, дешево, бессмысленно и тупо. Постапок в худших традициях 80-х...





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх