Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 августа 2023 г. 12:34

21 августа ушёл из жизни писатель, поэт, философ, издатель, бессменный руководитель Клуба фантастов Крыма "Фанданго", очень яркий и жизнелюбивый человек, мой большой друг Валерий Гаевский. Не могу поверить... Глубокие соболезнования семье и близким...


На снимке: Валерий Гаевский. Феодосия, 2011 г. Фото моё. В траурную рамку обводить не хочу.


P. S.

Ежели кто-то захочет помочь вдове и трёхлетнему сыну Гаевского — пишите, дам номер её карты.


Статья написана 10 августа 2023 г. 23:35
Размещена:

Призы "Новой фантастики".


5 августа тридцатипятиградусная московская жара не помешала церемонии награждения финалистов седьмого сезона конкурса "Новая фантастика". Вручение наград победителям состоялось в зале "Брюсов" исторического отеля "Метрополь". Одиннадцать фантастических рассказов из более чем шести сотен, присланных на конкурс, прошли этапы строгого отбора Профессионального и Основного жюри и составили итоговый сборник "Новая фантастика 2023".



Новая фантастика. Антология № 7. — М.: Де'Либри, 2003. Сборник с лучшими рассказами седьмого сезона Всероссийской премии "Новая фантастика".


Обладателем Специального приза "За вклад в развитие отечественной фантастики" стал писатель-фантаст, руководитель Первой редакции издательства ЭКСМО Вячеслав Бакулин. Выбор оргкомитета премии прокомментировал президент клуба "Настоящий писатель" Артем Кузнецов: "Если автор добивается успеха, значительную роль в этом часто играют хороший редактор и профессионализм издателя. Вячеслав Бакулин сделал для отечественной фантастики очень много, продолжает её развивать, болеть за неё и обеспечивать читателей качественной литературой!"


Вячеслав Бакулин и Артём Кузнецов.


Лично я работаю в Основном жюри конкурса уже четвёртый год (см. мою запись годичной давности: "Новая фантастика". Если вы пишете рассказ на конкурс") и с искренним удовлетворением хочу отметить, что литературное качество конкурсных произведений от сезона к сезону держит достойный, крепкий уровень с постоянной тенденцией к повышению. Случаются и весьма выдающиеся вещи. Например, главный приз нынешнего конкурса получил неоднозначный, жёсткий, даже безжалостный рассказ "Крик овцы" екатеринбургского автора Мирона Высоты.


Автор лучшего рассказа седьмого сезона "Новой фантастики" Мирон Высота (Екатеринбург).


На нынешней церемонии награждения финалистов мне выпало вручать приз Маре Гааг. Я, кстати, поставил десятку её конкурсному рассказу "Сверххищник" про моего ровесника-пенсионера, который вместе с рыжим котом по имени Мерзавец отбивается от монструозных пришельцев-пауков. И был уверен, что автор рассказа — мужчина (произведения на оценку и отзыв жюри получает под номерами). Но нет. Не угадал...


Вручаю приз "Новой фантастики" финалистке Маре Гааг.


Все финалисты-победители конкурса получили памятные призы, красивые букеты, значительную долю внимания и финансовое поощрение (15 000 рублей для авторов десяти рассказов, вышедших в финал и 50 000 рублей за лучший рассказ сезона). Кроме этого, почти неделю до даты награждения молодые писатели провели в Москве, встречаясь с мастерами фантастического жанра и участвуя в различных полезных литераторам мастер-классах и мероприятиях.


Стартует автограф-сессия финалистов. Генеральный директор ВОИР Антон Ищенко и президент клуба "Настоящий писатель" Артём Кузнецов "срывают покровы"...


Финальным аккордом церемонии, которая традиционно перемежалась музыкальными паузами (в том числе прекрасным пением вокального ансамбля "Квисандо") стали презентация очередного сборника "Новая фантастика 2023") и автограф-сессия авторов-финалистов.


С председателем Основного жюри конкурса "Новая фантастика" писателем Василием Головачёвым.


Более подробно о конкурсе и церемонии награждения можно прочесть здесь. А я хочу отметить одно замечательное совпадение. Церемония чествования победителей седьмого сезона конкурса "Новая фантастика" прошла 5 августа. Именно в этот день родился известный советский фантаст Сергей Снегов (05.08.1910 — 23.02.1994), жизнеутверждающей эпопеей-трилогией которого "Люди как боги" зачитывались несколько поколений читателей. Мне кажется, это совпадение не случайно и символично. Сергей Александрович при жизни, уже будучи известным писателем, уделял значительное внимание работе с начинающими авторами (я, кстати, был с ним знаком, Снегов два раза выступал в конце восьмидесятых в моём клубе "ФантОР" и даже был у меня в гостях). Неоценимой помощью начинающим фантастам занимаются и организаторы конкурса "Новая фантастика". Пожелаем им новых успехов и новых талантливых авторов!


С финалистами-победителями конкурса "Новая фантастика".


Статья написана 2 августа 2023 г. 23:58
Размещена:

Церемония награждения победителей литературного конкурса «Новая Фантастика 2023» состоится 5 августа 2023 г. в Москве (Отель Метрополь).

Примерная программа:

1. Оглашение результатов конкурса.

2. Презентация сборника рассказов финалистов конкурса «Новая Фантастика 2023».

3. Автограф-сессия финалистов.

4. Фуршет.

5. Литературная тусовка с издателями Рипол, Эксмо, Яуза, АСТ и известными писателями-фантастами.

Подробнее — здесь.


Фрагмент обложки очередного сборника с произведениями финалистов конкурса "Новая фантастика 2023".


Статья написана 1 августа 2023 г. 23:52

О писателе Геннадии Емельянове я знал. По крайней мере, знал, что существует фантастическая книжка Емельянова с названием «Истины на камне» (1982), слышал о ней доброжелательные отзывы, но прочёл её лишь недавно и с некоторым удивлением обнаружил, что Емельянов – оригинальный, своеобычный фантаст. К сожалению, его фантастика оказалась практически незамеченной широкими слоями любителей жанра, поскольку издавалась небольшими (для тех времён) тиражами в местных издательствах.


Геннадий Арсентьевич Емельянов (11.05.1931 — 14.04.2000).


Геннадий Арсентьевич Емельянов родился 11 мая 1931 года в селе Курагино Красноярского края, в 13 лет с родителями переехал в город Сталинск (ныне – Новокузнецк). В 1955 г. окончил факультет журналистики МГУ и вернулся в Кузбасс. Работал ответственным секретарем и заместителем главного редактора газеты «Колхозник Кузбасса» («Сельские вести»). В 1959 г. направлен на строительство Запсиба редактором многотиражной газеты «Металлургстрой». С 1963 г. – собственный корреспондент газет «Комсомолец Кузбасса» и «Кузбасс». Труженики Запсиба и Кузнецкого металлургического комбината стали главными героями очерков и прозы Емельянова.

Первая книга писателя – сборник рассказов «Когда друзья рядом» (1961), созданная в соавторстве с Гарием Немченко, вышла в Кемеровском книжном издательстве. Емельянов – автор двух десятков сборников рассказов. Им написаны романы и повести: «Берег правый» (1967), «Хочу удивляться» (1966), «Далекие города» (1972), «Бабьим летом» (1979), «Медный таз из сундука» (1976), «В огороде баня» (1978), «Истины на камне» (1979), «Арабская стенка» (1983), «Проснитесь, скитальцы» (1985); книги очерков: «Глубокая борозда» (1965), «Капля из моря» (1975), «Запсиб — железная держава» (1979), «Мой Новокузнецк», «Горячий стаж» (1989).

Критик В. Григорьева пишет о творчестве Геннадия Емельянова: «Если говорить о традициях и учителях, то, вне всякого сомнения, надо назвать Гоголя и Булгакова. Однако традиции эти освоены сибирским прозаиком без следов какого-либо подражания и зависимости. Гибкий язык, удачные и полнокровные характеристики персонажей, важность и жизненность проблем, хорошее и своеобразное чувство юмора выдвинули писателя в число лучших прозаиков Кузбасса».


Г. Емельянов. Две встречи. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1985 г. Серия: Современная сибирская повесть.


Были и проблемы. Кузбасский публицист Николай Ничик пишет о последних годах жизни Емельянова: «Говорят, что талантливый человек во всем талантлив, но это, скорее всего, не касается быта, потому что тут Емельянов часто выглядел попросту беспомощным. А жизнь пошла очень трудная. Издательства на государственной основе почти прекратили выпуск художественной литературы. В периодических изданиях произведения писателя появлялись крайне редко. А если какие-то газеты либо журналы и публиковали Емельянова, то гонорар почти никто не выплачивал, или он был до того мизерным, что неизвестно, какую материальную дыру можно залатать. Случалось так, что перепечатка текста стоила куда дороже вознаграждения. Месяцами не получал и пенсии. А ведь на жалкое пособие ему приходилось содержать не только себя, но и жену... из песни слова не выкинешь: третий брак был для писателя самым неудачным и самым горестным. Плохо, когда пьёт мужчина. Но уж когда за гибельное дело берется женщина... Из-за пристрастия к «зеленому змию» «боевая подруга» доброго и всепрощающего, но совсем непрактичного человека оставила работу, потом надолго уехала на Украину, да ещё и просила оттуда денег – и на житьё и на дорогу обратно. Неловко об этом писать, но ведь – было! Именно в это время сомнительные «друзья-товарищи» прямо-таки «прописались» в квартире у Емельянова: самый центр, до любой «точки» отсюда рукой подать... И начинались долгие сабантуи, на которые становилось страшно смотреть: разгар двух-трех из них мне приходилось заставать, когда по каким-либо делам заглядывал к Емельянову».


Мемориальная доска на доме, где жил Геннадий Емельянов. Фото А. Завора.


Да уж… Известно, что большой талант счастливой любви не всегда способствует, а уж справляться с бытовыми трудностями он точно не помогает… Умер Геннадий Емельянов в Новокузнецке 14 апреля 2000 года.

Тот же Николай Ничик пишет, что "на осиротевшем письменном столе Геннадия Арсентьевича осталась рукопись незавершенного романа «Украденные души», над которым он работал долго и упорно, но с большими перерывами, вызванными не только личными причинами, но и внешними: – стремительными переменами времени, без осмысления которых трудно работать дальше... О сегодняшнем нашем малопонятном дне, о завтрашнем – от которого неизвестно чего ждать. Реалистические, хорошо узнаваемые подробности нашей жизни перемежаются сценами фантастическими".


Геннадий Емельянов. Пришельцы. — Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1991 г.


Фантастической прозой наполнены три книги из творческого наследия Емельянова: «Истины на камне» (1982), «Две встречи» (1985) и «Пришельцы» (1991). Повесть «Истины на камне» – о том, как землянина Логвина (Ло), обладающего неисчерпаемым запасом доброты, терпения и снисходительности, коллеги, направляющиеся к пределу галактики, высаживают на Седьмой планете в системе, мимо которой лежит их курс. Ло должен выполнить специальную научную программу, а через пять лет, на обратном пути, соотечественники его заберут. На планете, которую из-за солнца синеватого цвета Ло назвал Синей, существует примитивная цивилизация. Вследствие целого ряда неблагоприятных обстоятельств аборигены деградируют и постепенно вымирают.


Геннадий Емельянов. Истины на камне. — Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1982 г.


Логвин, вооружённый знаниями и техникой будущего, как представитель совершенного во всех отношениях земного общества, хочет помочь обитателям Синей. При этом он не желает выглядеть для её жителей божеством, ведь богом, как известно, быть трудно. Ло планирует опираться лишь на собственные силы, не применяя волшебных (в представлении аборигенов) технологий, чтобы местные племена не расслабились, чтобы не превратились в ленивых потребителей, а стали созидателями. «Я готов помочь им, но не позову за собой свои машины, не воспользуюсь колоссальными возможностями своей цивилизации». А собственные силы у Ло впечатляющие: возраст – 28 лет, рост — 2 м 30 см, вес – 200 кг. Глядя на эти показатели, я немедленно вспомнил Максима из «Обитаемого острова» братьев Стругацких, а заодно и улыбающегося исполнителя главной роли в одноименном фильме Бондарчука, судьбе которого (я про исполнителя) не позавидуешь... На всякий случай, замечу, что Геннадий Емельянов наверняка читал культовую повесть Стругацких, но сходство его произведения с "Обитаемым островом" я увидел только в физических данных главных героев. Да и как иначе? Люди совершенного грядущего должны быть прекрасны духовно и физически. Опять же, на всякий случай, отмечу, что слов "коммунизм" или "коммунистическое будущее" в повести "Истины на камне" нет. Ещё одна отдалённая литературная аналогия — повесть "Непобедимый" Станислава Лема — всплыла у меня в памяти, когда я читал у Емельянова о "стрекотухах" — агрессивном рое летучих созданий, похожих на кузнечиков, управляемых разумной маткой. Но эта аналогия, во-первых, действительно очень отдалённая, а во-вторых (пользуюсь словами критического отзыва, процитированного выше), применена талантливым сибирским прозаиком без следов какого-либо подражания и зависимости.


Титульный разворот книги Г. Емельянова "Истины на камне". Оформление Л. Левицкого.


Со временем Ло находит среди аборигенов друзей, правильнее сказать, «воспитывает» себе соратников, разгадывает секреты и загадки планеты (на Синей присутствуют, по крайней мере, ещё две таинственные расы чужаков, когда-то прибывших сюда из глубин космоса), и, само собой, встречает неожиданную любовь.

Я коротко пересказал содержание «Истин на камне» и у меня получилось как-то слишком уж серьёзно. На самом деле повесть написана лёгким, ироничным и точным языком. Даже самые глубокие и сложные свои мысли автор доносит до читателя доступно и образно, к месту использует ненавязчивый юмор. Стилистическое исполнение выше всяческих похвал, его уровень выдержан на всём протяжении текста, без сбоев и провисаний. Я приступил к чтению повести без особого энтузиазма, но с первых страниц увлёкся приключениями героя и его философией. Теперь жалею, что эта небольшая книжечка, выпущенная Кемеровским издательством в 1982 году тиражом 30 тысяч экземпляров, так быстро закончилась. А ещё больше жалею, что она не подвернулась мне в далёкие восьмидесятые. Больше сорока лет прошло с момента выхода повести, а она до сих пор прекрасно читается. Что ж, если получится, попробую когда-нибудь познакомиться и с другими произведениями замечательного новокузнецкого писателя Геннадия Емельянова.


Книги и журнальные публикации Г. Емельянова.


Недавно прочёл, что в 2020 году, через 20 лет после смерти Геннадия Емельянова, небольшим тиражом вышла ещё одна его книга — фантастическая сатира "Двое из-за бугра". Недописанный роман был найден в архиве Емельянова. Дочь писателя выдвинула идею продолжить папину книгу. В 2012 г. был объявлен конкурс на лучшее завершение романа, победителем которого стал писатель Александр Савченко (он жил в одном городе с Емельяновым, был знаком с Геннадием Арсеньевичем и его творческим почерком). Вот таким образом роман "Двое из-за бугра" был дописан и опубликован под двумя фамилиями.


Фото с презентации книги "Двое из-за бугра".


Статья написана 17 июля 2023 г. 19:32

Валентина Журавлёва.


17 июля родилась Валентина Николаевна Журавлёва (17.07.1933 — 12.04.2004) — замечательная писательница, одна из лучших представительниц прекрасной когорты советских фантастов шестидесятых. По совместительству — супруга и соратница фантаста, создателя ТРИЗа Генриха Альтова.


Сборники фантастических рассказов Валентины Журавлёвой.


У меня в библиотеке есть парочка авторских сборников малой фантастической прозы Валентины Журавлёвой: "Человек, создавший Атлантиду" (1963) и "Снежный мост над пропастью" (1971). Оба выпущены издательством "Детская литература".


Рисунок художника Л. Бирюкова из сборника "Человек, создавший Атлантиду".


Полностью читать здесь:

https://dzen.ru/a/ZLVk6VX_VSvipv8I





  Подписка

Количество подписчиков: 179

⇑ Наверх