fantlab ru

Все отзывы посетителя Stan8

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  66  ] +

Р. Скотт Бэккер «Второй Апокалипсис»

Stan8, 29 декабря 2009 г. 02:24

Решил разместить свой отзыв первым в этой теме, хотя речь пойдет лишь о «Князе пустоты».

Ибо, даже оставь Бэккер все, как есть, без продолжений... его трилогия заслуживает того, чтобы быть вписанной в анналы мировой литературы. Именно так: не фэнтези, не «дарк фэнтези», а именно, романа-эпопеи о нас, людях, и о конце света. Ибо мы сами, возможно, живем в преддверии Армаггедона, и, значит, тень Армаггедона живет у нас внутри.

Романы Бэккера тяжелы для читателя. Поначалу. Надо заставить себя продраться свозь зубодробительные имена, географические названия совершенно чуждого мира, населенного жестокими людьми и страшными нелюдями. Продраться, чтобы оказаться ... дома. Бэккер прекрасно знает, что делает, когда нарочно усложняет имена собственные, когда выстраивает — великолепными реминесценциями философов — духовную ткань Эарвы, так что ты в конце понимаешь: Эарва — это, всего лишь Earth. И Священная война идет здесь и сейчас, и полчища шранков давно уже воют, предвкушая кровь. Так что те, кто бы хотел не думать, а уютно отдохнуть над книжкой, пусть выберут другое чтение. Но тому, чей интеллект достоин по-настоящему качественного текста, — Добро Пожаловать в гости к Скотту Р. Бэккеру.

Задача, поставленная автором перед самим собой, настолько необъятна, что только с прочтением новых и новых глав понимаешь масштабность его замыслов. Проблема Богочеловека или Человекобога, спор Достоевского и Ницше, интерпретируется Бэккером в образе Анасуримбора Келлхуса, монаха из таинственной секты дуниан. Безупречный и могущественный герой, который мог бы стать близким к персонажам комиксов, у Бэккера дышит, живет и страдает. Заставить такого героя иметь узнаваемые черты, плоть и запах, — сложнейшая задача для писателя, и поэтому хочется поздравить Бэккера с удачей, ведь Анасуримбор — ось, вокруг которой раскручивается повествование, и, постепенно вокруг этой оси обернется сам мир...

Перед читательским разумом ставятся новые задачи, новые бесчисленные вопросы. На часть из них имеются и ответы. Достойна ли божественная сущность поклонения? Насколько далеко следует простереться власти? Что важнее: сердце человека, или благо всех людей? Каждая проблема — сама по себе испытание, а испытаний тысячи. Но, отрешенные от жизни, эти вопросы выглядели бы слишком умозрительно. Поэтому Бэккер отражает Анасуримбора Келлхуса в глазах людей, разных людей, умных и поглупее, коварных и честных, набожных и подлецов. Образ становится объемным, ярким, начинает звучать, как церковный орган или хор. И все же двое не могут примириться с божественным Келлухсом, казалось бы, созданным, чтобы властвовать, владеть, спасать мир...

Найюр урс Скиоата, вождь кочевников, личность до того яркая, что затмевает порой самого дунианина. Яростный, честный перед собой до конца, безумный убийца, он обладает потрясающей страстью и уникальным интеллектом. Он ненавидит всех, и в том числе себя. Он любит Серве разрушительной любовью человека, давно растоптавшего всякую человечность. Он великолепен и несчастен в своей искренности и неразделенной любви. Он, такой сильный и грозный, в конечном итоге сам не более чем жертва. Их общение с Анасуримбором — настоящий шедевр, который я перечитывал много раз, чтобы осмыслить все нюансы. А нюансов в романе Скотта Бэккера — не счесть...

Друз Акхеймион, колдун, ученый, интеллектуал. Это такой «еврей» мира, в котором нет евреев. Читая о нем, представляю себе Дастина Хофмана (идеальный исполнитель роли Акки для фильма, который, к сожалению, не будет поставлен). Друз Акхеймион постоянно в плену рефлексии, самокопания. Его чувство вины совершенно гипертрофировано, как то и подобает выразителю либерального Западного сознания. У него удивительно тяжелый и трудный характер. Он добр и печален, мнителен и ревнив. Он обречен быть несчастным, страдать. Он выглядит жалким 95% повествования. В оставшихся 5% Друз Акхеймион грандиозен и велик.

Друзья и соратники, ученики и наставники, солдаты и полководцы, интриганы и кукловоды, — бесконечной чередой самых различных образов изобилует эпопея. Безумный мир, взыскующий то ли Бога, то ли в смертельной тоске ждущий явления Предтечи. Священная война, ставшая для нас историей. Но разве она закончится когда-нибудь? Возможно, она продолжается внутри нас. Как можем отрицать это мы, живущие на дурацкой планете, четверть населения которой поклоняется черному камню, и практикует кровавый джихад, как способ добиться власти над миром?

Как мы, живущие в стране, где власть всегда преступна и желанна, можем полагать себя отошедшими от Византийских канонов Нансурской империи Бэккера? То, что происходило там, происходит здесь и сейчас. Кровавые следы Акхеймиона, отрекшегося от аспект-императора, от богатства и привелегий. Разве это не классический путь диссидента в России?

Женщины Бэккера. Многие комментаторы оскорбляют и презирают их. Политкорректные западные критики обвиняют писателя в женоненавистничестве. Я попытался вчитаться в текст непредвзято и увидел всего лишь несчастных женщин, которые страдают. И пусть кидает в них камень глупец, полагающий безгрешным себя самого. Наивными глазками Серве, умудренными глазами Эсменет мы также видим Человекобога, и мы понимаем, что он достоин проклятия и любви, достоин власти и презрения... Мы понимаем больше, видя мир сквозь призму восприятия этих главных бэккеровских героинь, и спасибо им за это.

Существование Абсолютного Зла всегда было любимым коньком мира фэнтези. У Бэккера зло описано столь наглядно, что многие не воспринимают его, считают описания «мерзкими» и «слишком натуралистичными». Вероятно, автору не было бы нужды слишком углубляться в отвратительные детали, если бы он не хотел убедить нас в чем-то. Вероятно, в том, что Абсолютное зло также существует в нашем мире, и что оно, с сожалению, всегда ближе, чем это представляется. Я осознаю, что лично мне вряд ли угрожают инхорои... но вот кто из нас поручится, что рядом не затаился какой-нибудь шпион-оборотень? Или просто, что тот, кому ты доверяешь, не имеет на самом деле лица из паучьих лапок, готовых раздаться и открыть... нечто новое?

Слишком много написано о занятиях плоти, поэтому хочу закончить все-таки другим. Он смерти плоти не спасется никто, даже инхорой, поэтому так примечательны именно слова почти бессмертного Ауранга:«Люди. В древние времена они походили на стаи диких собак. Как же они выросли!» В этих словах, исходящих от воплощения Зла, кроется приговор этому самому Злу, и надежда для людей.

Для нас.

В мире Скотта Р. Бэккера надежда исходит не от любящих сердец — любящие сердца препарированы убийцами и выставлены на обозрение, как сердце Серве. В мире Скотта Р. Бэккера дети не являются абсолютным добром, как то предписывает политкорректная модель кастрированной западной культуры. Дети — маленькие мы, и надеяться на них наивно... Но свет в конце тоннеля все-таки есть!

В мире Скотта Р. Бэккера надежда кроется в Айенсисе, который не покинул родной город во время мора. В Сесватхе, который, спустившись в ад, все-таки нашел то, что «выше правды и любви». Оружие против Абсолютного зла. Интеллект личности, которая ищет смысл во всем, которая понимает, что оправданием ей будет неустанный труд разума и души. Айенсис и Сесватха не покинули людей даже после смерти, и свет их Разума дороже любви, дороже веры... которыми обманывают рабов.

Надеюсь, тот, кто дочитал эту аннотацию (еще не читая самих романов), наделен в немалой степени интеллектом и мужеством, чтобы раскрыть великолепные романы Скотта Р. Бэккера. И, если уж говорить о фэнтези, в моем личном рейтинге рядом стоят Толкиен, Мартин и Бэккер. Остальные, пишущие в этом жанре, даже близко не приближаются к этим троим.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Гай Гэвриел Кей «Львы Аль-Рассана»

Stan8, 22 марта 2011 г. 00:08

Совершенно изумительное произведение искусства — этот мир Джада! И жемчужиной в нем «Львы аль-Рассана» — роман о гибели цивилизации, о предсмертном величии и нашествии варваров.

И еще это роман о надежде, поскольку варвары тоже умеют меняться, как изменился Альвар, как изменились короли Севера, из религиозных фанатиков превратившись в просвещенных знатоков поэзии и нежных любовников.

Но всегда каким-то образом прекрасное будет окружено мракобесием и ненавистью, невинные будут оклеветаны и замучены, а жестокость и алчность восторжествуют.

Что в мире Джада, что в нашем...

Спасибо Кею за его талант, за его предчувствие конца, за его киндатскую печаль...

Оценка: 10
– [  21  ] +

Р. Скотт Бэккер «Князь пустоты»

Stan8, 26 сентября 2009 г. 03:40

Ужасное чувство: после Толкиена, Мартина, Сапковского, Бэккера...

Нет ничего, равного им, и других авторов даже и читать-то после них в тягость...

Бэккера прочел последним... Что тут скажешь... великолепная вещь, тонкая и очень умная. Автор продемонстрировал огромный талант, незаурядный интеллект.

В сущности, какая разница, стану я здесь перечислять его достижения, или нет... Ну, разве что такое вот замечание: его герои изъясняются слишком похожим языком. Мастерство диалога Бэккера заметно уступает мастерству того же Сапковского. У которого можно сразу понять, даже не глядя на текст между тире-запятых, что говорит рыцарь, или крестьянин.

У Бэккера ты должен постоянно держать в уме, кто же говорит, потому что блудница, посыльный или принц изрекают примерно те же самые вещи по стилистике, а не по содержанию.

Возможно, от этого среди его героев нет крестьян или простых воинов. А ведь добавь такого — эпопея наверняка обогатилась бы еще одним ракурсом, стала бы человечнее, слегка отдалившись от игр надмировых сил.

Ну, это , пожалуй, единственный недостаток...

А так твердая десятка!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Андрей Смирнов «Безумная Роща»

Stan8, 24 января 2013 г. 03:27

Горе нынешним почитателям фэнтези — «Безумная роща» не удостоилась ни аннотации, ни отзыва!

Мне, право же, неловко первому писать об этой изумительной стилизации, выполненной на безупречном литературном уровне. «Безумная роща» безусловно лучшее из произведений Андрея Смирнова на сегодняшний день, настоящий прорыв в его творчестве.

Каждый поклонник жанра фэнтези просто must read этот оригинальный эпик, состоящий из 31-й новеллы-бусины, нанизанной на повествовательную нить, свитую из неспешного ритма, колдовства и шелеста листьев Дерева Времени.

«Безумная роща» выше всяких похвал, и более всего убивает меня то, что издательства выпускают вал откровенной макулатуры, в то время как блистательное начало «Хроник Хеллаэна» остается сетевой публикацией.

Мне кажется, история Хозяина Безумной Рощи, странного и волшебного существа по имени Мъяонель, не оставит равнодушным ни одного поклонника любимого нами жанра и просто любителя изящной словесности.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Роберт И. Говард «Башня Слона»

Stan8, 15 февраля 2011 г. 21:50

Мало кто понимает, что до этого рассказа и цикла о Конане фэнтези практически не существовал, как отдельный жанр!

Вы представляете себе, что человек написавший эту изумительную легкую новеллу, не читал того, что читали мы десятками томов!

От торил дорогу, он был первый, и он до сих пор во многом остается непревзойденным мастером!

Wish you were here, Robert!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Гай Гэвриел Кей «Сарантийская мозаика»

Stan8, 15 марта 2011 г. 02:19

Эх, не доведется мне быть оригинальным... Кей сотворил шедевр, который останется жить, чтобы напомнить нам о страшной и прекрасной эпохе расцвета Византийской империи под управлением Юстиниана и Феодоры.

Еще это дилогия про личность художника, творца, в мире ярком, страстном, противоречивом. Кею удалось чудесно передать цвета и тени, вкус рыбы, запеченной на песке у Босфорского пролива и Золотого Рога. Яркость античных мозаик и аттическую соль. Осязаемо и зримо мы видим людей, которые воплощают самое человечное и прекрасное в эту и любую другую эпоху: Криспина, Рустема, Скортия, Ширин. Профессионализм, талант и благородство, — вот что объединяет положительных героев «Сарантийской мозаики». Забавно, что, если вдуматься, отрицательных героев у этого писателя нет вообще... Что в мире Фьорнавара, что здесь, в мире Джада. И это, само по себе, много говорит о личности автора.

Похоже, талантливому, доброму и счастливому писателю Кею удалась его жизнь и творчество. Мое восхищение!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Роберт И. Говард «Час Дракона»

Stan8, 15 февраля 2011 г. 21:43

Этот роман распахнул ворота в мир фэнтези. В то, каким должен быть настоящий герой. Это тот редкий случай, когда, если бы Говард написал 3 тома вместо одного этого тоненького, то было бы еще лучше, потому что с Конаном так не хочется расставаться.

В «Часе дракона» мы видим его уже не молодого, но умудренного опытом и закаленного властью воина, полководца, государя. И в то же время киммериец не утратил ни на йоту свое прежнее обаяние, юмор, любовь и жажду жизни. Это фантастическая удача литератора, который вскоре после окончания «Часа дракона» оставил этот мир и сам. Множество эпигонов разрабатывали потом коннановскую сагу, но никому так и не удалось достигнуть уровня великого «Часа дракона».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Алексей Иванов «Сердце пармы»

Stan8, 11 августа 2010 г. 19:13

Исторический роман по Русский Север, написанный изумительным языком. Никакое это не фэнтези, полагаю... Ну есть какие-то полумистические описания, на грани вымысла... Чего уж тут от «фэнтези»? Да и автор, насколько мне известно, морщится, когда «Сердце Пармы» кто-то пытается классифицировать как «фэнтези»...

Возможно, это лучшее произведение десятилетия в отечественной прозе. Еще бы «экшн» добавить... цены б роману не было! А все же... места эти суровые... времена, когда в тех краях одно событие в полста лет случалось...

Возможно, Алексей Иванов и создал безупречное творение.:pray:

Пускай будет 10

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роберт И. Говард «Феникс на мече»

Stan8, 15 февраля 2011 г. 21:57

Отсюда все начиналось! Возможно, самый великий и определенно первый фэнтезийный цикл, который открывает нам Конана — обаятельного, благородного воина, жизнелюбивого настоящего мужчину, умного и просвещенного государя.

Конан будет жить, и мальчишки будут восторгаться им, пока стоит цивилизация Запада. Мало о каком из литературных героев можно сказать такое.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Stan8, 18 апреля 2010 г. 16:15

Шедевр эпической фэнтези.

Мир наполнен огромным количеством героев, событий. Все переплетено интригами и чудовищной жестокостью.

Атмосфера 14-го века, времен войн Алой и Белой роз, воссоздана безупречно. Герои потрясающие: Тирион, Джейме, Серсея Ланнистеры, Кейтелин и Арья Старк, многие другие, — настолько живые, что встают перед глазами... Излучают в нас энергию, страдания, страсти...

Пожалуй, нигде в фэнтези не встретишь такого количества выпуклых, объемных, живых фигур и описаний. Но не ищите у Мартина юмора и хэппи эндов. «Песнь Льда и Пламени» — суровая и жесткая сага о мире, исполненном горечи утрат.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Джон Маддокс Робертс «Город негодяев»

Stan8, 15 февраля 2011 г. 22:14

Наибольшая удача Робертса, его главнейший вклад в конановский цикл.

Мастерская интрига, куча разных ярких персонажей, и между ними Конан — уже весьма зрелый, искушенный в интригах, однако по-прежнему действующий из побуждений любви и благородства, которые навсегда останутся в нем выше корысти и властолюбия.

Хочется отметить, что на конановской ниве потрудилось немало добротных ремесленников, которые зачастую выдумывали приключения просто так, засовывали Конана в непонятные города, пешеры, забрасывали на острова... и там киммериец из кожи вот лез, спасаясь от верной смерти. Но как уже заметили до меня (Halstein, например), это мог быть, в принципе, любой другой герой. То есть, имя Конан использовалось как торговый бренд и не более того.

«Город негодяев» выгодно отличается от множества произведений эпигонов Говарда: его Конан живой и узнаваемый, история в Шикасе — последняя в череде его промежуточных приключений. И в конце романа, когда мы видим Конана на дороге в Тарантию, где его ждет корона!- мы осознаем, что Робертсу удалось органично вплести новую часть в жизненную историю киммерийца. А это дорогого стоит, ибо органичности как раз недостает большинству фэнтезийных произведений, особенно созданных по великим говардовским лекалам.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Уилбур Смит «Ярость»

Stan8, 11 апреля 2020 г. 02:10

Теперь уже видно, что апартеид был чудовищной ошибкой. Реакция на него постепенно уничтожает прекрасную Южную Африку, превращая ее в клоаку преступности и угнетения белого меньшинства. Конечно, принимая этот безумный проект, самые мудрые из государственных деятелей ЮАР могли просчитать последствия. Не просчитали...

Вроде бы умница Шаса Кортни и его антагонист Манфред Деларей, оба входящие в политическую элиту, могли бы вместе как раз составить такой тандем, чтобы вывести страну из тупика. Но грехи прошлого тянутся за всеми героями, как незримые нити, и в решающий момент делают невозможным сотрудничество.

В целом, сильная интрига, хорошая развязка и несомненное мастерство автора.

Отдельно хочу выделить линию Тары, которая переходит сюда из предыдущего романа про Кортни в Мировую Войну.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это прекрасно описанная линия трагедии, когда левацкие идеи доводят прекрасную некогда женщину и мать четверых детей до тяжких преступлений и отцеубийства.
Тара Кортни после прочтения этого романа стала для меня воплощением всего самого скверного и разрушительного, что есть в современном мире, всех этих «угнетенных», которых никто уже давно не угнетает, но они по-прежнему угрожают существованию моей цивилизации.

Словом, ставлю высший балл — Уилбуру Смиту удалось блестяще выразить и описать то, на что уже не отваживаются политкорректные писаки современности.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Stan8, 24 марта 2010 г. 23:25

Если бы для этой трилогии завели специально 100-балльную шкалу оценок, она уверенно взяла бы 100 очков. И не потому что она совершенна абсолютно во всем...

Любимая не обязана быть абсолютным идеалом.

Она просто — единственная!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Юлия Латынина «Джаханнам, или До встречи в Аду»

Stan8, 24 марта 2010 г. 21:13

Первый и, пожалуй, лучший роман из кавказского цикла Латыниной. В нем действуют герои, которым сопереживаешь (чего лишены многие другие произведения Латыниной): Данила Баров, Руслан, Савелий Рыдник, Травкин.

Картина разложения и тотальной коррупции, нарисованная писательницей, соответствует российской действительности и вызывает содрогание.

Великолепная интрига, перерастающая в кровавый боевик! Оценка 10.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Сергей Лукьяненко «КВАZИ»

Stan8, 15 августа 2016 г. 16:29

После всех этих триксов и застав, я уже почти не надеялся увидеть от Сергея новую качественную серию, как случилась нечаянная радость:«КваZи«!

Хоть и не был я никогда любителем постапа, и не слишком продуманным кажется мне мир, прошедший ужасы апокалипсиса, по которому вроде как бродят миллиарды восставших зомби... и параллельно за стеночкой уютно живет себе Москва, без проблем с продуктовой логистикой, ценами, инфляцией?

Но Лукьяненко никогда не интересовала экономика, он привык сосредотачиваться на нравственном выборе героев, привык разворачивать их на 180 градусов при сложных моральных дилеммах. Это его фирменный почерк, и я рад, что герой по имени Денис получился похожим на героев раннего периода творчества Лукьяненко.

Также превосходно удался — и это моя главная похвала книге — динамичный детективный сюжет, очень качественный и добротно прописанный.

Отдельный плюс за характеры героев, в которых теперь появилась самоирония, чего раньше мне немного недоставало у Сергея.

Прочитав критиков этого отличного романа, добавляю к оценке один балл в надежде на продолжение и еще один балл просто в пику людям, которые критикуют автора не по литературным, а по политическим соображениям. Таким образом — 9 в самый раз! Спасибо, Сергей, за начало нового цикла!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Лавиния»

Stan8, 2 марта 2010 г. 05:33

Никто не комментирует «Лавинию», кроме одного читателя, который пишет, что это про «эпоху Древней Греции». Хотя о Греции в романе почти не упоминается.

Поэтому напишу пару слов: Это такая полемика с «Энеидой», с Вергилием.

Римлянин оставил эпическую поэму об основании троянцами родного города. Спустя 2000 лет мадам Урсула решила, что этого мало, и описала те же события глазами Лавинии, римской жены Энея (если кто помнит, первая жена его погибла в Трое, потом он сбежал от Дидоны, и вот его последний брак символизирует священные узы с итальянской землей).

Итак, Лавиния, дочь латинского царька, одновременно мать будущего Рима и основательница его величия. Именно она, а не Эней, который вскоре погибает, своей стойкостью, верностью, почитанием традиций, — формирует лучшее из того, что нам теперь представляется «римскими добродетелями».

Следует отдать должное: Ле Гуин блистательно и дотошно справляется с античным материалом. Но «Лавиния» — скорее исторический роман, а не фэнтези. Поэтому, если кто ищет магии, боевых описаний и Вселенского Зла и Добра, то ему лучше «Лавинию» не читать.

А вот умный, спокойный и проницательный женский взгляд на раннюю античность вы отыщите в этом романе с его дотошными этнографическими изысканиями.

Многие наши читатели, справедливо упрекают Урсулу Ле Гуин в избыточном феминизме ее последних творений в жанре ФФ и НФ. Боязно было увидеть феминизм в мотивациях героинь эпохи раннего Рима.

И должен сказать, писательница достойно обошла острые углы: ее женщины не похожи на современных американок, и при чтении веришь, что да, они и были такими — матери и жены создателей величайшей империи человечества.

И я ловил себя не раз и не два на мысли, что деяния женщин мало отражались в эпосе, героических поэмах, легендах... Женщины предстают там в первую очередь любовницами, за них идет борьба... в скандинавских сагах они иногда коварные предательницы, то есть, и объекты и субъекты борьбы...

Но вот чтобы просто и подробно проследить за жизнью женщины, состоящей из хозяйственных забот, молитв, ритуалов, жертвоприношений, заботы о мужчинах, — такой книги прежде я не читал.

И хотя бы только поэтому прочитать ее следовало.

Поставлю 9 баллов, поскольку все-таки линейный монотонный роман не должен быть оценен самой высокой оценкой.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Юлия Латынина «Нелюдь»

Stan8, 2 июня 2011 г. 23:08

Странное дело! Ни один из отзывов даже не задевает самое главное, о чем хотела сказать Юлия Латынина, замечательная писательница, специалист в области экономики и социологии.

А ведь она ПЕРВАЯ, кто поместил в космос Галактическую империю Людей, в которой социальное устройство в точности повторяет устройство современной России:super:

Насладитесь наконец-то не обычными тираниями и демократиями, не пародиями на средневековый уклад или посттехнологическое общество... а кондовой коррупцией и мерзостью родной власти во вселенском масштабе.

Почему-то оказывается — и достаточно правдоподобно — что атакованное чужаками человечество совершает вынужденный выбор и доверяет власть эдакому космическому сталину — императору Чеславу...

Победа над врагами и триумф человечества плавно переходит в тотальное загнивание и разложение общества, в котором любое проявление воли и чести возможно только в противостоянии с властями.

Массу этических, нравственных, социальных проблем, вмонтированных в небольшой роман, трудно было организовать структурно, поэтому и много однообразия в описательной части, отсутствует любая лирика, романтика и проч.

Однако те, кто знают фирменную латынинскую манеру письма, наверняка не удивятся. Они прощали Латыниной ее странноватые метафоры и пренебрежение сердечными делами героев прежде, простят и теперь.

Лично я от чтения «Нелюдя» получил огромное удовольствие.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Карл Эдвард Вагнер «Паутина тьмы»

Stan8, 12 апреля 2010 г. 01:29

Великолепный образчик «темного фэнтези«! Можно сказать, классика жанра.

Почти непрерывный экшн на фоне крови и разрушений.

Действие происходит в мире, где мерзости противостоит еще более отвратительная мерзость. Единственное доброе существо — принцесса МКори не совершает за весь роман ни единого действия. Она любит поэзию и приносит любимому в тюрьму... букетик полевых цветов:lol:

Но на ее фоне мы можем ранжировать остальных персонажей: от склонных к философствованию убийц, воров и предателей — до садистических исчадий ада, которые должны располагаться в Дантовом Девятом Кругу.

Словом, браво Карл Вагнер, — буду читать весь цикл о Каине.

Ставлю не 10 только потому, что хотелось бы немного больше психологии, философской глубины и внимания к судьбам отдельных героев.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Гарри Тертлдав «Пропавший легион»

Stan8, 14 ноября 2010 г. 07:17

Тертлдав скорее историк, чем писатель. Он описывает некоторые события подобные тем, что случались в Византии. Ощущение такое, что популяризаторские цели несколько парализуют художественную часть романа.

От этого героям не сопереживаешь, они воспринимаются как бы с некоторого отдаления, и это вряд ли уместно в романе, от которого ждешь больших психологических исследований, страстей, интриг...

Но качественная работа профессионала, пусть и историка, заслуживает все-таки высокой оценки. 9 подойдет в самый раз.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Юрий Погуляй «Счастливые Земли»

Stan8, 22 октября 2012 г. 06:51

Перед нами добротный роман, выполненный в стиле «дарк фэнтези». Если кому такое чтение не нравится, то какой смысл открывать книгу, чтобы потом жаловаться на «кактус»? Лучше его не жевать!

Поход отряда воинов, вырвавшихся из лап «Безумия», ничуть не уступает произведениям из цикла о «Черном отряде» или «Малазане». Проблема только в том, что Погуляй никогда не дорастет до уровня Эрикссона, если ограничится одним романом: мы, возможно, не знали бы авторов упомянутых выше циклов, если бы они не развернули свои миры, не показали бы героев с разных сторон, не запустили бы сквозные нити развития и загадок от романа к роману.

Собственно, характеры героев, их индивидуальные черты остались недо-прописанными, и недо-раскрытыми в «Счастливых землях», и это снижает выставленную оценку на балл. Но я верю, что таланта Юрию хватит на психологические тонкости: лаконично выписанная влюбленность ГГ в девушку-призрака тронула за душу такого сентиментального читателя, как я, и заставила поверить в личность обычного хорошего человека Гезеша, злою волей брошенного в адские жернова.

Второй претензией, снизившей оценку еще на балл, я назову авторский язык. Безумно коробят современные жаргонизмы и временами попадающиеся выражения из молодежного слэнга. Ну не разрушайте, Юрий, атмосферу средневекового мира, работайте больше над стилем и вычитывайте тексты тщательнее, или попросите об этом редактора.

Надеюсь в следующих произведениях увидеть стилистический прогресс и оценить их высшим баллом.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Феликс Крес «Северная Граница»

Stan8, 2 мая 2011 г. 20:00

«Северная граница» — это роман, заключенный в рамки поджанра военно-героической фэнтези. Именно поэтому ставлю не 10 — из-за ограниченности и невозможности раскрытия характеров и судеб героев, которые показаны исключительно в контексте боевых операций и службы по охране рубежей Армекта.

Особенно жаль, что автор не развил тему воинов-котов. Этих зверей Кресс наделил огромным обаянием и симпатией, но и в «Легенде» и «СГ» мы так и не узнаем, живут ли коты среди людей, или у них есть особые деревни и поселения, как происходит выбор котятами своих жизненных путей, чем они вообще занимаются и с чего живут, кроме войны? Словом, кошачий мирок вызвал бы у меня интерес не меньший, чем война Полос и Лент, сама по себе достаточно заурядная, как и противостояние непонятной Шерни с непонятным Алером. Ну да Бог с ними...

Высокую оценку СГ заслуживает не за космогонию, но за мужество и здоровый цинизм, кровавую честность и жестокий мрак, в котором сражаются герои.

И, безусловно, как уже подмечено было до меня, автор заслуживает громких оваций за блестящую игру со штампом о пророчестве из сновидения. Странно, что многие визжат от восторга, когда им самим же созданные клишированные образы грамотно развивает Аберкромби. Но когда это — с еще большим изяществом — выполняет Кресс ( с большим, потому что пророчество вещь естественная, вплывшая в роман совершенно органично, в отличие от слабо сконструированных первоначальных штампов Аберкромби) — только один читатель это заметил и оценил.

Присоединяюсь к нему в похвале этого сурового и добротного романа, который наверняка рекомендую любителям военно-фантастической прозы.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джо Аберкромби «Прежде чем их повесят»

Stan8, 30 октября 2010 г. 00:45

Придраться можно к чему угодно, в том числе и к очень качественному произведению Джо Аберкромби. Но с чем мы останемся, если будем недовольно морщить нос от каждого сомнительного эпизода? С одним стариком Джорджем:weep:?

Поэтому я готов простить некоторую шаблонность мира, в котором гурки показаны только глазами их ненавистников (а это целая Империя со своей самобытной жизнью и культурой). Место, куда отправляются Байаз, Логан и компания (еще одна якобы древнейшая империя) тоже обрисовано тускло и ничем не запоминается.

Но ради трех удач Аберкромби я выставлю ему оценку даже выше, чем за первую часть. Удачи эти — осада Дагоски, Война с Бетодом на Севере и преображение Джезаля.

Уж кому как, а я хотел бы видеть в произведениях фэнтези больше реализма и психологии. Происходящее с Джезалем вызвало у меня воспоминание о князе Болконском, и этим подкупило... В хорошем романе герой меняется с течением времени, и эти перемены, — признак качественной литературы.

Надеюсь, окончание истории будет, по меньшей мере, не хуже, чем две первых части.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Борис Акунин «Бох и Шельма»

Stan8, 9 февраля 2016 г. 06:12

Зачем автор дал немецкому купцу имя Бох? Пословица «Бог шельму метит» явственно проступает сквозь сюжет акунинской литературной конструкции. Понятно, что Шельма будет искрометно шельмовать, а Бох — незримо идти по его следу.

Исторические приключения выписаны изобретательно, но без реальной глубины и чувства. Попробуйте сами ответить на вопросы:

1. Каким образом страшный Габриэль находит Шельму в Новгороде?

2. Неужели грозный хан Мамай оставляет безнаказанным оскорбительный конфуз, когда ему показывают поддельную цепь, вместо драгоценной?

3. Почему ужасный убийца, справлявшийся с любым противником, наступает дважды на одни и те же грабли?

4. Как предусмотрительный итальянский купец, к которому попадает Шельма, беспечно оставляет его одного, давая возможность скрыться от возмездия?

В общем, прекрасная и легкая история, но уж слишком легкая, чтобы ставить высший балл.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Гэри Дженнингс «Ацтек»

Stan8, 12 мая 2018 г. 17:29

Очень объемный и солидный роман, требующий неторопливого чтения. «Ацтек» поведает о жизненном пути человека, принадлежавшего к абсолютно чуждой нам, но очень интересной культуре, практиковавшей человеческие жертвоприношения, носитель которой должен был верить в то, что солнце не взойдет, если каменному солнечному богу Тонатиу не запихнут в разверстый рот несколько окровавленных человеческих сердец.

И я бы оценил сей трудоемкий литературный подвиг Гэри Дженнингса высшим баллом, да только его ГГ, индеец-мешикатль Микстли, совершенно не мыслит категориями своей культуры, а больше напоминает рационального исследователя — нашего современника. Понимаю, что влезть в голову настоящего ацтека было бы чревато безумием, а роман от этого приобрел бы жуткий психоделический ракурс. Но ведь читать его тогда было бы еще увлекательнее. К сожалению, писатель пошел по более легкому пути, выдав достаточно мейнстримовский продукт, где испанские конкистадоры, грязные и невежественные, угнетают самобытных и чистеньких индейцев. Но это угнетение начинается где-то в последней четверти объемного романа, так что этнографические подробности первых трех четвертей остаются не менее вкусными, и лично мне читать «Ацтека» было интересно.

Возможно, не в последнюю очередь оттого, что этот экзотический мир для нас навсегда утерян, и запись истории как бы последнего ацтека, выполненная католическими монахами короля Испании, преподнесена как история уже мертвого народа, эхо которой, не встречая отклика, отправлено сквозь столетия в будущее.

Думаю, мы должны оценить добротный труд мастеровитого писателя если не высшим, то почти высшим баллом. Всячески рекомендую к прочтению тем, кто любит историю, способен смаковать длинные подробности жизни одного человека, который, пусть и чрезмерно рационален, однако является выдающейся личностью. Недаром сразу пятеро монахов месяцами составляли его жизнеописание, а император Карл V вместе с придворными длительное время наслаждался им...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Сергей Шведов «Хроника Меченых»

Stan8, 30 января 2011 г. 05:57

Удивительное дело — раскрутка произведения... Трилогия про Меченых должна была по праву войти в анналы отечественного фэнтези. Она ничем не уступает циклу про Кейна Карла Вагнера или «Хроникам Черного Отряда» Глена Кука.

Это суровая мужская сага о братстве людей, призванных охранять рубежи королевства. Эта сага об интригах и предательствах, об утерянных друзьях и прощенных врагах. Сага о страстях, лишениях, изменах...

В трилогии Шведова, почему-то малоизвестной, масса литературных и художественных достоинств.

Лично я столь высоких оценок не выставлял почти никому из отечественных авторов.

Но, что интересно, помните композицию «Отель Калифорния», написанную группой «Eagles»? Этот шедевр так и остался единственным, созданным вдруг довольно посредственными музыкантами. Можете послушать их другие песни и альбомы: близко ничего не найдете к уровню «Отеля»...

Так вот, точно такой же писатель Шведов: вдохновленный «Мечеными», я набросился на другие произведения и циклы Сергея... но везде меня ждало горькое разочарование. Такое чувство, что посредственному сочинителю вдруг, на один цикл, снизошло великое вдохновение... а потом бесследно пропало...

Насколько я рекомендую к прочтению трилогию «Меченые», настолько же советую воздержаться от напрасной траты времени на прочие творения этого писателя. Пусть в памяти сохранятся лишь образы героев и предателей, убийц, жертвующих собой во имя чести и страны, которая даже не вспомнит о своих защитниках, пока не нагрянет очередная беда.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Сергей Лукьяненко «Геном»

Stan8, 24 марта 2010 г. 23:17

Очень добротная, качественная вещь — этот «Геном».

Практически без слабых мест выписанный сюжет, классная сверхидея...

Ну, можно причислить к недостаткам романа то, что герои не встают перед глазами, как живые. Но это вообще характерная слабость Сергея Васильевича...

А так — твердая 9.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Юрий Погуляй «Мёртвая пехота»

Stan8, 1 ноября 2012 г. 21:54

Вслед за другими, подтверждаю высокое качество «Мертвой пехоты». Надеюсь также, что последующие продолжения развяжут узлы интриг, раскроют еще глубже героев и приведут к увлекательному финалу.

Я вообще-то не особо читаю НФ, но, испытывая интерес к автору после «Братства чародеев» и «Счастливых земель», решил все-таки ознакомиться с началом, как я надеюсь, космооперы.

Язык повествования, в отличие от фэнтезийных романов, Юрию дается легче: вероятно, тем, что не приходится адаптироваться к архаике, и можно чувствовать себя раскованнее.

Линия Рэма и Пальчиков вызывает в памяти Аберкромби, в частности, образ Витари. Не то, чтобы это особенно напрягало, но я предложил бы наделить ее какими-то яркими индивидуальными чертами, чтобы сделать непохожей на коллегу по палаческому цеху, созданную британцем.

В общем, твердая девятка и ожидаю новых успехов автора!

Оценка: 9
– [  16  ] +

Борис Акунин «Алтын-толобас»

Stan8, 8 мая 2013 г. 06:14

Борис Акунин замечательный стилист, и одно это заслуживает высокой оценки. Однако, до высшего бала «Алтын-Толобас» не дотягивает по следующим причинам:

1. Отталкивающая личность Никласа, героя, который получился настолько ходульным, предсказуемым и неинтересным, что его главы проглядывал по диагонали без всякого сожаления. Особенно по контрасту с его замечательным предком, похожим на Д'Артаньяна, читать про похождения которого в XVII веке было подлинным наслаждением.

2. Акунин, совершенно не скрываясь, в этом романе играет с читателем в поддавки. Читатель, даже клинический тугодум, уже догадался обо всем, что последует далее, а герой тупо вступает в расставленную ловушку, откуда спасается с помощью очередного рояля в кустах. Эта игра, рассчитанная на детей среднего школьного возраста, снизила мою оценку еще на балл.

Все же рекомендую «Алтын-Толобас» к прочтению из-за потрясающих глав про Корнелиуса фон Дорна. Жаль, что таких приключений в современной литературе до обидного мало.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Феликс Крес «Громбелардская легенда»

Stan8, 2 мая 2011 г. 18:07

Хочется поставить высокую оценку «Громбелардской легенде» вопреки «критикам», которым, видите ли, мерзко читать это жесткое и холодное произведение.

Не нравится — не читайте, кто вас заставляет?

Лично мне глубоко симпатичен цинизм автора и его грубые описания, я люблю атмосферу жути и сырого мрака Громбеларда, и мне импонируют очень многие персонажи Кресса — честные, прямые и надежные, как и полагается воинам, стойким и мужественным, невзирая на пол.

Что же помешало выставить десятку автору, чье творчество настолько пришлось мне по душе?

Да, пожалуй, что талант писателя Феликса Кресса не вполне справился с масштабной задачей создания мощного эпика. Архитектура романа такая же сырая и неуютная, как жилища громбелардцев, но для художественного произведения такое качество отнюдь не комплимент. Герои, в общем и целом, действуют, как в тумане, наугад, часто беспричинно и вслепую. Словом, атмосферность поглотила автора и встала над замыслом.

И это бы еще куда ни шло, но все эти «полосы Шерни» и «ленты Алера» никак не хотели укладываться в нечто доступное моему разуму, а поэтому вызывали раздражение, когда о них заходила речь. Если заменить их на «шары Шмерни» и «круги Мбрякса», в романе ровным счетом ничего бы не изменилось. Никак такого не должно быть в произведении, оцениваемом самым высоким баллом — отсюда и снижение, балла на 2, не больше.

Для тех, кто склонен к реалистичному и мрачному фэнтези с изрядной долей цинизма и насилия — рекомендовано к прочтению.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Гай Гэвриел Кей «Тигана»

Stan8, 30 марта 2011 г. 18:28

Во-первых, хочу сказать спасибо переводчику за качественный и любовно сделанный труд. Это я просто отвечаю на несправедливые обвинения в ее адрес, брошенные кем-то в предыдущих отзывах. Язык перевода приближен к оригиналу со всей возможной гармонией.

Теперь о самом романе: тут многие говорили о том, что его вдохновляет мечта о потерянной родине, и это действительно так. Здесь добавить нечего: и поэтическая скорбь, и музыка, и атмосфера, близкая к итальянскому Возрождению, — все налицо.

И все-таки «Тигана» уступает произведениям мира Джада. Это выражается в том, что все эти Адаоны и Эанны, рогатые боги и ночные чучела воспринимаются какими-то ненастоящими, выдуманными специально для романа, необязательными... А это наносит серьезный урон художественной целостности, разрушает чары. Если в мире Джада наши выстраданные земные реалии проступают сквозь мысли и действия персонажей, это наполняет «Мозаику» и «Львов» настоящей страстью, подлинным трагизмом, ибо мы уверены — в их венах течет настоящая красная кровь... а не произвольное «голубое вино»... Звучит вроде бы красиво, м-да... только недосуг было Кею изобразить где-нибудь по дороге голубые виноградники:glasses:

К сожалению, обычно доводящий композицию до совершенства Кей, допускает серьезный прокол и в финале: Брандин, сотворивший последнее колдовство, погиб. Уничтожен и его противник Альберико, и нам заявлено, что к этому моменту преимущество барбадиорцев составляло 2 к 1, и при этом за Брандином отправился неорганизованный сброд, а барбадиорские легионы покорили весь материк! Но ведь мы знаем, что у Альберико было по меньшей мере 2 авторитетных и одаренных военачальника. Разве один из них, или они оба после смерти Альберико не собрали бы имперцев и не одержали бы победу над ремесленниками, пастухами и считанными воинами? Ведь магию-то, почитай, всю уже выкачали, и осталось обычное сражение, которое регулярная армия просто обязана была выигрывать!

В общем, нехарактерная для Кея небрежность, но за нее и по совокупности пару баллов придется скинуть...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Медный король»

Stan8, 30 октября 2010 г. 18:02

Действие романа происходит в том же мире, где жил Варан...

Неожиданно личность неприятного картографа проглянула в «Медном короле» и... преобразилась совершенно.

Оказывается, Варан был не капризный упрямый эгоист, но мироописатель и хроникер, этнограф и литератор, — человек, самоотверженно творивший духовную основу мира Дяченок, до тех пор достаточно бессмысленного и непонятно зачем созданного...

Итак, Варан описал пути, а другой старик — загадочный и безумный — зажег Маяк.

И мальчик, сотканный из униженной гордости, бесконечных обид и жажды мести, отправился к могуществу и всевластию.

Замечательный герой порождает хороший, добротный сюжет. Любовная линия тоже очень качественно описана, так что можно поздравить авторов с настоящим успехом.

К недостаткам «Медного короля» следует отнести малое количество батальных эпизодов, что вдвойне странно, поскольку ГГ все же воин... Возможно, Дяченкам просто плохо удаются описания сражений. Фразы типа «ряд копий, каждое из которых способно нанизать десяток вооруженных врагов», искренне удручают и не позволяют выставить роману самый высокий бал.

Также искусственное нагнетание зверств не прибавляет достоверности и нарушает психологическую составляющую «Медного короля». Убить всех жителей мирного поселка за неповиновение одной девки, — это не похоже на имперские нравы, как они описаны в том же «Варане». Но авторам нужда эмоция, погоня, отчаянные действия вопреки властям, — и рушатся логические цепи, страдает здравый смысл.

Впрочем, достоинства «Медного короля» намного выше недостатков. Прочитайте и убедитесь:smile:

Оценка: 8
– [  8  ] +

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Stan8, 29 октября 2010 г. 04:46

Говорить об Аберкромби и не вспоминать о Мартине нельзя: ведь без второго не состоялся бы и первый.

Итак, мы имеем дело с отчетливой преемственностью традиции, и это уже замечательно, ведь нам важно, чтобы хорошей сюжетной фэнтези рождалось как можно больше.

Аберкромби не эпигон, он искренне хочет встать вровень с великим Мартином, и многие вещи ему — для дебютанта — удались замечательно. Сюжет развивается, герои достаточно яркие и самобытные, а интрига, похоже, будет держать нас в напряжении до самого финала 3-й книги.

Все это здорово, но есть и многие недостатки, которые хотелось бы отметить, особенно в сравнении с блистательным Мартином:

У последнего ты чувствуешь главных героев, как своих родных, представляешь, где они родились, как воспитывались,

и от этого у каждого персонажа Мартина есть глубокие корни, на которых покоится грандиозный мир Вестероса.

У Аберкромби корни заменены стандартными клише: мы узнаем в детстве Логана почти точную отсылку к Конану, о детстве Глокты вообще ничего не сказано (а обидно, потому что вспоминая себя-ребенка он мог бы черпать силы и смысл), а о Джезале сказано несколько пустых слов, что он-де не любил братьев... Очень клишированно, скучно... жаль...

Поэтому я не очень понимаю главных героев «Крови и железа», их мотивы висят в воздухе, особенно инквизитора, а о Джезале сказано, что он прекрасный картежник и бабник... Но ничем не доказано, что Джезаль хорошо играет в карты, а его косноязычие при общении с девушкой вызывает тревогу и недоумение:

Вдруг Джо Аберкромби продает нам товар с гнильцой?

Все второстепенные персонажи вообще обрисованы как ограниченные недоумки, чего никогда не позволяет себе Джордж Мартин...

И тем не менее я выставил высокую оценку, надеясь, что вслед за дебютом последуют более тонкие и глубокие части трилогии. Не разочаруй нас, Джо:smile:!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

Stan8, 11 февраля 2011 г. 09:56

Хороший литературный стиль извиняет многое. А Патрик Ротфусс именно мастер художественного языка, стилист, которому захотелось создать самобытный мир в жанре фэнтези.

Я еще не окончательно решил, какой выносить вердикт этой попытке, поскольку впереди нас ждет продолжение, и оно обещает быть захватывающим.

Покамест в романе все тянется слишком медленно, нет сражений, экшн не слишком впечатляет... но надеюсь, это лишь начало — ведь и «Хранители» развиваются весьма неспешно, и если бы не было написано остальных частей, вряд ли Толкиен стал бы Великим Профессором.

Учеба героя в университете и его отношения с Денной пока тоже не сильно меня зацепили. Про магическую учебу уже немало написано, и Ротфусс ничем в общем-то не удивил, но и не разочаровал. А вот в его первой любви меня резанули пару раз сценки, которые бы я хотел видеть написанными совсем по-другому. Неужели из-за политкорректности нам суждено читать заунывные исповеди, вроде той, что происходит за трактирным столом между ГГ и Дейчем:confused:

Впрочем, до отвратительных соплей в духе Хобб, Патрик Ротфусс нигде не опускается — мешает, наверное, хороший художественный вкус.

Поэтому 8 для аванса за дебютный роман цикла он вполне заслуживает.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Яцек Пекара «Слуга Божий»

Stan8, 9 апреля 2012 г. 01:46

«Слуга божий» скорее понравился, чем нет. Здесь пытались сравнивать Пекару с Кресом и Сапковским (все поляки — чудо какой повод для сопоставления), даже с Хаецкой, чей «Мракобес» действует в примерно те же условные времена... А вот есть такая писательница Надежда Попова, чей цикл «Конгрегация» вообще накладывается на произведение Пекары чуть ли не целиком... кроме личности ГГ, который, на мой взгляд, у Пекары вышел много интереснее.

Почему германская инквизиция обыгрывается столь часто нынешними литераторами?

На мой взгляд, она просто дает повод для литературной игры: на жутковатом и кровавом фоне герои действуют порочнее и неожиданнее, чем в других, более привычных читателю условиях.

В целом, читается начало саги про Маддердина занимательно и нескучно, а это уже повод выставить довольно высокую оценку и ждать продолжения.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Андрей Валентинов «Серый коршун»

Stan8, 20 декабря 2011 г. 00:29

Очень хорошо отношусь к творчеству Валентинова. Импонируют его герои с их рассуждениями и рефлексиями. Не менее симпатичны описания миров и культур, в которых происходит действие.

Однако же, не могу поставить 10 из-за какой-то подспудной вялости героя, похожего скорее на случайного попаданца из современного мира, чем античного наемника.

Я конечно за гуманизм и все такое, но когда парень захватывает власть в древнеахейском полисе, при этом только и думая, чтобы сохранить жизни и обойтись вообще без жертв, то это видится мне инфантильностью или слюнтяйством.

Жизнь античной деспотии, описанная без ярости, секса и крови, — это как соевый заменитель, вместо жареного мяса со специями... Как-то так...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Крис Банч «Король-провидец»

Stan8, 4 августа 2012 г. 21:31

Эротика, мало обусловленная художественным замыслом, в иных местах лишняя... но разве это такой уж повод снижать оценку добротного военно-приключенческого цикла? Личность ГГ весьма привлекательна: автору удается блестящий офицер Дамастес a'Симабу, честный, верный, порядочный, пусть не выдающегося ума, но благородный и отважный парень, чья судьба показывается на фоне прихода к власти и падения императора (этот образ вобрал в себя некоторые черты Бонапарта, и тоже выглядит довольно живо).

Словом, весьма приятное, хотя и не глубокое чтение, заслуживающее литературной похвалы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Юлия Латынина «Кавказский цикл»

Stan8, 24 марта 2010 г. 21:02

У Юлии Латыниной есть свой стиль, что делает ее произведения узнаваемыми и добавляет им обаяния. Оговорюсь, что это журналистский стиль, изначально заточенный под репортаж. Перо писательницы — острое, ироничное. Словом, читать ее легко и приятно.

Но когда она пишет, что некий бандит жил в укреппосёлке, жители которого были его рабами... я хотел бы заглянуть поглубже, увидеть картину, испытать, что чувствуют люди за колючей проволокой...

В целом романы «Кавказского цикла» очень достоверно и жестко рисуют наш сегодняшний мир в его самой кровавой точке: взаимодействии с мусульманскими племенами горного Кавказа. Я не понаслышке знаю масштабы чудовищной коррупции, кровавых злодеяний на почве карьерного роста, погони за наживой, исламского фанатизма... Целый клубок проблем, с интригами, разводками, бесчестием и ... свои кодексом чести.

Обидно, что на стороне правды и порядочности стоят у Латыниной почти исключительно мрачные исламские мачо, вроде Ниязбека и Джамала Кемирова. А на стороне зла — почти исключительно — циничные коррумпированные негодяи, представляющие российскую власть. Лично мне кажется, что низость с обеих сторон вполне соизмерима, и я усматриваю в латынинском восхищении кавказскими самцами какой-то гендерный изъян:mad:

Интрига и сюжет в латынинских романах на превосходном уровне. Множество героев отлично организуются архитектурой повествования, никто не выглядит ненужным и неорганичным. По совокупности заслуг Юлия Латынина заслуживает оценки никак не ниже 8.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Уилбур Смит «Время умирать»

Stan8, 5 апреля 2020 г. 04:24

Очень люблю Уилбура Смита и его цикл про семью Кортни. Но вот именно этому роману решил немного снизить оценку по двум причинам:

Во-первых, это уже не семейная драма с развитием характеров, интригами и конфликтами, которые я воспринимал, как свои собственные, когда дело касалось жены Шасы, матери Шона, того самого, что является единственным ГГ романа «Время умирать». Да, тут нет параллельных сюжетных линий, разнообразия характеров, а есть мощные и прекрасные сцены охоты, и несколько уступающие им по качеству эпизоды военных стычек, сражений и преследования. Последние выполнены на уровне аналогичных моментов у Бушкова, не выше.

Во-вторых, из предыдущих романов мы знаем, что Шон в общем-то более опасен для своей семьи и ее репутации, чем для серьезных противников, знаем, что он совершал довольно неприглядные и аморальные поступки... Когда он успевает перековаться в лидера и джентльмена без страха и упрека — Бог весть... Нам не показано, как из злого мальчишки-манипулятора вырастает эталонный мачо, благородный и великодушный, способный даже на самопожертвование. А ведь именно про эту эволюцию чувств я почитал бы с большим удовольствием, чем за противостоянием Шона с его антагонистом, товарищем Чайной, который является довольно картонным злодеем, и, как все картонные персонажи, не обладает ни глубиной, ни высоким интеллектом, ни даже чувством самосохранения.

В общем, из-за вышеизложенных причин ставлю роману «Время умирать» на пару баллов ниже, чем всем остальным частям великолепного цикла про Кортни.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кай Майер «Дочь Алхимика»

Stan8, 31 октября 2017 г. 21:39

Прочитал «Погребенных», а после аннотацию... Так и не понял, к какой книге она относится... Вроде бы не к той, что написал Кай Майер...

Во-первых, в этом романе нет никакой детективной линии, так что не спешите радоваться, любители расследований. Есть интриги, есть загадки, есть таинственность, но отсутствует сыск, среди героев нет следователя, или того, кто хоть как-то бы ставил себе за цель расследование чего бы то ни было.

Лейтмотивом действий положительных героев служит любовь к семье (весьма необычной, кстати) и детям. «Погребенные» несут в себе множество интересных и весьма нестандартных сюжетных ходов, которые не хочу спойлерить в этой рецензии, главной целью которой является описание потенциальному читателю жанровых особенностей произведения, что он собирается прочесть.

По сути, в романе Кая Майера вы найдете множество приключений, кое-какую психологию, взятую из семейных романов XIX века, связь с немецкой литературной традицией, прежде всего, с Гофманом и даже немного Кафкой.

Возможно, достоинства романа, как, например, мощная концентрация событий, связаны с его недостатками, к числу которых я отнес бы схематичность в изображении героев. Кроме неоднозначного парня по имени Кристофер, я видел в описаниях не живых людей, а какие-то удобные автору конструкты, которые да, действуют на страницах «Погребенных», но таких персонажей совершенно не получается представить в нашем с вами мире.

Хотя, с другой стороны, «Погребенные» с их реальным эликсиром бессмертия, картонными злодействами, театральными страданиями и необдуманными действиями вряд ли вписываются в схемы классического романа. Это немецкий постмодерн, эклектичный, дерганый, рассудочный и романтичный.

Таким его и принимайте...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Грегори Киз «Тени Бога»

Stan8, 13 ноября 2010 г. 22:09

Ну, наконец-то долгожданный финал: все линии героев сошлись на юге США (а где же еще:eek:), чтобы решить судьбу мира.

Автор наконец убивает великих монархов прошлого (сохраняя к ним огромное, как для американца, почтение), чтобы провозгласить новое время — время «Декларации Независимости».

Всем сестрам достается по серьге: индейцы и негры, гордые американские женщины и благородные католические аристократы, — никто не остается без доброго слова. Кстати, упомяну, что русские вписались в общий контекст достойно и красиво. Никакого предвзятого отношения к ним автор не испытывает, в отличие от многих своих англо-саксонских собратьев. Зло, воплощенное в чем-то, изначально чужеродном и непонятном, уничтожено... Мир, дружба, жвачка...

И однако, я выставляю высокую оценку, потому что задача перед автором стояла действительно сложная и со множеством переменных величин. Профессионализм и мастерство, с которыми Киз эти уравнения разрешил, заслуживают 8 баллов.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Сергей Шведов «Меченые»

Stan8, 19 декабря 2010 г. 03:21

Замечательный фэнтезийный боевик, наполненный мрачной атмосферой. Где-то очень близок «дарк фэнтези», в частности, циклу Вагнера о Кэйне.

К числу недостатков я бы отнес непрописанность мира, где происходит действие. Ассоциация со Скандинавией не работает, поскольку народ, живущий в Лэнде, хоть и зовет своих детей норвежскими именами, но не знаком с другими крупными королевствами, да и с морем совсем не дружит. Еще как-то некстати упоминается христианство — притом, что не показана ни одна церковь, нет ни единого образа священника:confused: Кому тогда молятся «христиане», где и как?

Но ставлю высокую оценку за интригу, динамичность сюжета и отважных, но разных по характерам героев. Рекомендую к чтению любителям суровой мужской прозы.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Грегори Киз «Век безумия»

Stan8, 13 ноября 2010 г. 22:26

Я уже писал в отзыве на «Пушку Ньютона», что романы Киза не могут считаться альтернативной историей, ибо отклонение от нашей истории в них полностью нереально, основано на псевдонаучном, фантазийном допущении, и не дает читателю никаких альтернатив. Следовательно, имена великих ученых, мыслителей и государей введены в мошеннических целях — чтобы заинтриговать читателя и повысить ценность своего литературного товара.

И все же моя оценка будет высокой, поскольку я восхищаюсь мастерством автора, управившегося с множеством сюжетных линий, разрешившего немало уравнений, чтобы привести читателя к священному американскому финалу: торжеству «Декларации Независимости».

«Век безумия» — великолепно выстроенный образец литературного мастерства, хотя и не следует искать в нем ничего, кроме приятного развлечения.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Грегори Киз «Исчисление ангелов»

Stan8, 13 ноября 2010 г. 21:45

Продолжение «Пушки Ньютона» окончательно превратилось в веселый приключенческий роман, готовый прямо в таком виде для экранизации. Здесь даже индеец (куда ж без индейцев-то) появляется и спасает отважную белую девушку — будущую жену ГГ. Сам ГГ в этой части превращается из талантливого подростка в блистательного ловеласа и ловкача.

Пожалуй, приближение «Исчисления ангелов» к традиционному плутовскому роману меня порадовало.

За это выставлю оценку даже выше, чем «Пушке Ньютона».

Приятное развлекательное чтиво:smile:

Оценка: 8
– [  1  ] +

Олег Дивов «Ночной смотрящий»

Stan8, 11 августа 2010 г. 19:37

Отличный роман, где намешаны хоррор, трэш, почвенная русская линия, а также — для «экшна» — линия спецслужб.

На выходе имеем весьма симпатичный коктейль, который даже не отнесешь однозначно к определенному жанру.

Пожалуй, в этом кроется и определенный недостаток: автор швыряет нас от деревник городу, от оборотня к вампирам, от одной проблемной личности к другой.

Любому было бы трудно вместить всю эту эклектику в архитектуру одного романа, и Дивов, похоже, сам с трудом собирает воедино в конце свой сложный и... пахучий материал.

Но попытка все равно зачетная — 8 баллов как минимум.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Брендон Сандерсон «Рождённый туманом»

Stan8, 23 апреля 2018 г. 17:22

Так и не смог проникнуться ни миром, ни героями, ни историей. Но при этом не могу сказать, что цикл совсем плох или слаб. Как бы наличествуют все составляющие для мощного и глубокого эпика... но все вместе как-то не работает. Начну с магической системы, которой тут многие восторгаются. Я понимаю, что Сандерсон действительно продумал, разработал оригинальную магию, детально все расписал... И что? Я вот не уверен, что человек, прочитавший всю эту громоздкую эпопею, может представить, что такое «зажечь внутри себя олово». Бред же какой-то, не? Невозможно представить себя туманщиком, тем более, рожденным туманом, поэтому нет и должного понимания героев, сочувствия к ним.

Но еще больше меня коробило от социальной составляющей романов цикла. Понятно, что автор является носителем левых идей, без которых тяжело получить доступ к изданиям и экранизациям. Но вот эти вот «подпольщики», которые доверяют сотням и тысячам покорных скаа, и ни один из скаа на протяжении месяцев и лет не перебежал и не предал? Звучит настолько глуповато, столь наивно и по-американски, что хотелось много раз отбросить книгу, и перечитать хотя бы роман М.Горького «Мать», где вся эта предреволюционная возня описана действительно компетентно и живо.

А чего стоит мажорный аристократик, приходящий на балы с книгами в карманах, и читающий всякие научные трактаты, в то время, как остальная молодежь развлекается? У него нет другого времени для чтения? Нет своего кабинета в огромном замке?

В общем, предсказуемые герои-борцуны за социальную справедливость потратили весь первый роман, чтобы обнаружить: их злейшие и таинственные вороги на деле отключаются, как куклы, простым нажатием рычажка на спине. Невообразимый сюрприз!

Ну, если после вышесказаного, вам еще не расхотелось погружаться в мир Скадриала, описанный, кстати, серо и уныло (не в пример великолепному Рошару!), тогда отправляйтесь в путь, и это... берегитесь тумана и пепельных хлопьев, которые будут все так же покрывать изможденную землю и несчастных людей на ней.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Сергей Малицкий «Арбан Саеш»

Stan8, 28 сентября 2012 г. 05:46

Занятно, что ни один из предыдущих отзывов не занимает более абзаца. С чего бы так?

Постараюсь немного развернуть свои впечатления: первое из них — это отчетливый след великого Толкиена, в кильватере которого следует вся эпопея Малицкого. Российский читатель порой возмущается, что отечественные авторы не могут придумать оригинальных народов и рас, пользуясь расхожими в мире «эльфами» и «гномами». Маскируя свое эпигонство, Малицкий выдал нам целую кучу новых названий и создал собственную этнографию. Это вроде бы неплохо, да только не хватило автору оригинальности — его банги очень близки к гномам, ари — к эльфам, а «зеленокожие нари» ну вообще ничем не отличаются от людей. Так до конца и не понятно, по чьему образу и подобию созданы боги в Ожерелье Миров, да и вся онтология представлена не столько величественной и развернутой картиной, как следовало бы, а концентрируется вокруг единственного эпизода убийства одного из богов непонятно кем.

Такое чувство, что автор и сам не до конца понимает, как же работает вся его космогония и теология, хотя отдельные эпизоды написаны красиво и поэтично, в духе «Сильмариллиона».

Собственно, мое бескрайнее почтение к Профессору отразилось на оценке «Арбана Саеша», который, как вторичный продукт, наверное, не заслуживал бы высокого балла.

Квест героев позволяет вновь не раз и не два вспомнить о Средиземье, а Леганд списан с Гэндальфа едва ли не один к одному, причем Малицкий не стесняется подчеркнуть, что Леганд тоже никого не убивает, хоть столь характерная черта делает его роман близким к плагиату. Однако, талант автора поднимает его творение над большинством МТА, желающим продолжить дело Толкиена. Хоть я и говорю «близким к плагиату», но плагиатом эпопею не назову, и даже, пожалуй, одобрю эпическую поэзию, которую сохранил Сергей Вацлавович на своих страницах.

К этому в числе плюсов цикла отмечу детективную линию, которая постепенно раскрывается, завершаясь вполне достойным финалом.

А самой большой неудачей назову образ ГГ. Это крайне прискорбно, вместо маленьких самобытных хоббитов, следить за развитием российского солдатика, рожденного в деревне, и время от времени давить раздражение, когда герой овладевает магией и фехтованием, становясь круче Гарри Поттера и Арагорна вместе взятых. Ну, не люблю я «попаданцев», да еще и плохо выписанных, шаблонных, неживых... Вдумайтесь: 19-летний парень и его друзья за все время цикла ни разу не мечтают о плотской любви, о женщинах и наслаждениях. В романах Малицкого эротика вообще отсутствует как класс.

Впрочем, если вы считаете, что нельзя спасать мир, думая о девушках, то «Арбан Саеш» — чтение как раз для вас.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Артуро Перес-Реверте «Капитан Алатристе»

Stan8, 25 января 2013 г. 21:28

У «Капитана Алатристе» есть несколько четких плюсов и таких же минусов. В принципе, о каждом из них уже написано в предыдущих отзывах, поэтому просто перечислю:

Плюсы

1. Любовно выписанная история Испании 16-17вв, в том числе, история культуры этой страны. Для поклонников Лопе де Веги, Веласкеса, де Кеведо чтение обязательно.

2. Атмосфера исторического романа «плаща и шпаги» сохранена и передана стилистически безупречно.

3. Уверенное мастерство в изображении героев, особенно положительных.

Минусы

1. Бедное действие, по динамике и напряженности уступающее тому же великому Дюма в разы.

2. Отсутствие интриги, очень слабая детективная линия, практически не оставляющая белых пятен с половины романа.

В общем, выводы ясны: если не любите литературные стилизации, равнодушны к истории 16-17вв, культуре Испании того времени, а также ищете яркое насыщенное действие, полное интриг, — чтение совершенно излишнее...

Оценка: 7
– [  9  ] +

Елена Хаецкая «Мракобес»

Stan8, 29 декабря 2010 г. 02:38

Ну, наверное, такое произведение тоже кому-нибудь нужно, судя по восторгам в отзывах.

Хотя никто из восторгающихся вряд ли толком объяснит, зачем собственно, создавался «Мракобес»? Да, есть «атмосферность», тяжкий гнет католического средневековья в Германии, с ее междуусобицами, охотой на ведьм... Ну и что?

ГГ, монах, далее — инквизитор, швыряет скупые, полуеретические реплики, от которых... разбегается нечисть. Правда, этот же ГГ множество народу, наверняка и безвинных, подвергает пыткам и костру. Если бы я за всем этим увидел хотя бы веру, средневековую веру в Господа, то, возможно, я бы понял, для чего написан «Мракобес».

Потому что понять Средневековье человеку неверующему практически нереально. А Елена Хаецкая не верит. Она просто балуется пикантной игрой смыслов, рисует нам картинки а-ля 14-й век, создает настроение... Как бы говорит:«Похвалите меня. Я ведь и вот так умею. И вот эдак». И готика вам, и барокко, и модерн!

Ну, если писательнице приятно станет, то и я похвалю. На 7 баллов. Потому что без внятного сюжета, потому что бессмыслица, хоть и занятная, и способная даже заворожить...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Хилари Мантел «Волчий зал»

Stan8, 13 апреля 2013 г. 05:16

Скрупулезная работа писательницы Мантел заслуживает уважения как популяризаторская работа историка. В плане художественных достоинств у длинного и тягомотного повествования больше минусов, чем плюсов: история Томаса Кромвеля рассказана таким образом, что ни к одному герою не проникаешься настоящей симпатией, они все будто бы говорят и действуют за толстым стеклом, которое не пропускает ни страсти, ни приключений, ни авантюр, ни сражений, — словом, всего того, что составляет прелесть исторических романов.

Читая «Волчий зал», я все время ловил себя на мысли, что, если бы вместо этого прочел биографии героев из английской вики, то при вдесятеро меньшей трате времени получил бы лучший результат. Лучший, потому что не какой-то там современной Хилари переосмысливать конфликт Кромвеля и великого Томаса Мора, создателя «Утопии», этого волшебного острова, ставшего нарицательным словом для всех мировых языков. Томас Мор головой поплатился за верность своим убеждениям, и, пускай даже я могу представить, что Томас Кромвель был неплохим человеком, но существовали другие способы художественного воплощения его образа — без пакостного искажения личности Мора, который уж серостью-то всяко не был, как бы ни пыталась убедить меня в этом букеровская лауреатка Мантел.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Данил Корецкий, Сергей Куликов «Перстень Иуды»

Stan8, 14 декабря 2015 г. 23:59

Роман состоит из двух неравных частей. Исторические приключения с элементами мистики неважно удаются нашему мэтру детектива.

Чего стоит только упоминание турецкого посланника, это в Древнем Риме-то, в эпоху раннего принципата. Неужели некому было подсказать соавторам, что тогда и о народе таком варварском в мире никто не знал, не слыхивал? Как и о каретах, которые появились лишь в конце XVI века, и которых не знала античность...

Удрученный такими историческими ляпами, я едва добрался до перенесения действия в Россию... и с облегчением выдохнул: оказавшись на родной почве, история засверкала, психология стала достоверной, даже стиль этой части вышел более отточенным, напитавшись атмосферой нашей классики XIX века.

В общем, кто хочет развлечься, читая о зловещем дьявольском артефакте и о его взаимодействии со случайными людьми, добро пожаловать. Учитывая ляп с турецким послом, ставлю 7, если бы посол был парфянский, поставил бы 8, или выше.

Оценка: 7
⇑ Наверх