Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Petro Gulak» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 марта 2013 г. 00:12

Первое появление Супермена на страницах комиксов, 1938 год.


Статья написана 22 марта 2013 г. 03:30
НОМИНАЦИОННЫЙ СПИСОК ПРЕМИИ «ПОРТАЛ-2012» (шорт-лист)


Номинационная комиссия: Татьяна Кохановская, Владимир Ларионов, Николай Романецкий, Сергей Шикарев, Михаил Назаренко (председатель).

КРУПНАЯ ФОРМА
Евгений ВОДОЛАЗКИН. Лавр. Неисторический роман. – М.: Астрель.
Наиль ИЗМАЙЛОВ. Убыр. – СПб.: Азбука-Аттикус.
Ольга ОНОЙКО. Море Имён. – М.: Эксмо.
Роман ШМАРАКОВ. Овидий в изгнании. – Луганск: Шико.

СРЕДНЯЯ ФОРМА
Владимир БЕРЕЗИН. Последний мамонт. – М.: Paulsen.
Мария ГАЛИНА. Куриный бог // Если. – № 5.
Евгений ЛУКИН. Педагогическая поэма второго порядка // Если. – № 7.
Виталий МАЦАРСКИЙ. Высоких зрелищ зритель // Полдень, XXI век. – №№ 10-11.
Роман ШМАРАКОВ. Каллиопа, дерево, Кориск. – Луганск: Шико.

МАЛАЯ ФОРМА
Владимир АРЕНЕВ. В ожидании К. // НФ-52. – Липецк: Крот.
Мария ГАЛИНА. Ригель // Волга. – №3-4.
Майк ГЕЛПРИН. Смерть на шестерых // Чайка. – № 3-4; РБЖ-Азимут. – № 18; Полдень, XXI век. – № 11.
Ина ГОЛДИН. Дело об ураденной буве // Мастер своего дела. – М.: Фантаверсум.
Ина ГОЛДИН, Александра ДАВЫДОВА. Алые крылья // Темпориум. – М.: Снежный Ком М.
Святослав ЛОГИНОВ. Где слышен колокола звон // Если. – № 5.
Иван НАУМОВ. Кресла Тани Т. // Авторский сборник «Мальчик с саблей». – М.: Астрель.

КРИТИКА, ЭССЕ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Марк АМУСИН. Мерцающий мир. О прозе Дмитрия Быкова // Дружба народов. – № 6.
Сергей БЕРЕЖНОЙ. Каталог закатов галактик. Блеск и нищета звездных империй // Мир фантастики. – № 4.
Сергей БЕРЕЖНОЙ. Киберпанк как культура отключения от Сети // Мир фантастики. – № 3.
Нина ДЕМУРОВА. Льюис Кэрролл. – М: Молодая гвардия, 2013 (по факту 2012).
Мария РЕМИЗОВА. Времени нет // Октябрь. – № 4.
Вячеслав РЫБАКОВ. Кудесники не ко двору // Полдень, XXI век. – № 9.
Вячеслав РЫБАКОВ. Попытка к Полдню // Полдень, XXI век. – № 5.
Сергей СОБОЛЕВ. Путеводитель по фантастике Барона Велобоса. – Иваново: Фаворит.

Жюри также определит лауреата в номинации «Открытие себя (им. В. И. Савченко)».
Произведения членов оргкомитета и жюри не номинируются.

ПЕРЕВОДНАЯ КНИГА
Паоло БАЧИГАЛУПИ. Заводная. – М.: Астрель (Hugo, Nebula, Locus, John W. Campbell Memorial Award).
Дэни КОЛЛИН, Эйтан КОЛЛИН. Вне корпорации. – М.: Центрполиграф (Prometheus).
Джордж Р. Р. МАРТИН. Танец с драконами. – М.: Астрель, 2012-2013 (по факту 2012; Locus).
Джордж Р. Р. МАРТИН, Гарднер ДОЗУА. Воины. – М.: Эксмо (Locus).
Чайна МЬЕВИЛЬ. Кракен. – М.: Эксмо; СПб.: Домино (Locus).
Патрик НЕСС. Голос монстра. – М.: РИПОЛ-классик (Kitschies).
Чери ПРИСТ. Костотряс. – СПб.: Фантастика (Locus).
Патрик РОТФУСС. Страхи мудреца. – М.: Эксмо, 2013 (по факту 2012; David Gemmel Legend Award).
Дэн СИММОНС. Молитвы разбитому камню. – М.: Эксмо; СПб.: Домино (Bram Stoker Award).
Шон ТАН. Прибытие. – СПб.: Комильфо, 2013 (по факту 2012; Locus, Aurealis).
Марк ХОДДЕР. Загадочное дело Джека-Попрыгунчика. – М.: Бертельсманн Медиа Москау (Philip K. Dick Award).
Дэл ХОВИСОН, Джефф ГЕЛБ (сост.). Вкус ужаса. Книга 1 // Вкус ужаса. Коллекция страха / Сост. Дэл Ховисон, Джефф Гелб. – Харьков, Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга» (Bram Stoker Award).

КНИЖКА УКРАЇНСЬКОЮ МОВОЮ
Михайло БРИНИХ. Хліб із хрящами. – К.:Ярославів Вал.
Юрій ВИННИЧУК. Танґо смерті. — Х.: Фоліо.
Макс КІДРУК. Бот. – Книжковий клуб «Клуб Сімейного Дозвілля».
Дара КОРНІЙ. Зворотній бік світла. – Х.: Книжковий клуб «Клуб Сімейного Дозвілля».
Володимир ЛИС. Щоденники Ієрихар. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан.
Галина ПАГУТЯК. Уріж та його духи. – Л.: Піраміда.

Номинация «Книжка українською мовою» составлена оргкомитетом «Портала».


Статья написана 14 марта 2013 г. 14:28

В прошлом году я смотрел, как выглядит фантлабовский рейтинг постсоветских фантастических романов. Выглядел он ужасно. Теперь я решил глянуть, что получилось после изменения алгоритма подсчета.

1990 Вячеслав Рыбаков. Очаг на башне (8.41) [было: Андрей Лазарчук. Мост Ватерлоо]

1991 Юрий Брайдер, Николай Чадович. Евангелие от Тимофея (8.11)

1992 Сергей Лукьяненко. Рыцари Сорока Островов (8.32)

1993 Генри Лайон Олди. Сумерки мира (8.38) [было: Владислав Крапивин Кораблики, или Помоги мне в пути...]

1994 Ник Перумов. Гибель богов (8.41)

1995 Святослав Логинов. Многорукий бог далайна (8.56) [было: Мария Семенова. Валькирия]

1996 Генри Лайон Олди. Герой должен быть один (8.75)

1997 Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений (8.73)

1998 Генри Лайон Олди. Иди куда хочешь (8.81 )

1999 Олег Дивов. Выбраковка (8.40) [было: Павел Шумил. Стать Драконом]

2000 Роман Злотников. Восставший из пепла (8.55)

2001 Марина и Сергей Дяченко. Долина Совести (8.53) [было: Генри Лайон Олди. Одиссей, сын Лаэрта]

2002 Святослав Логинов. Свет в окошке (8.60) [было: Алексей Пехов. Джанга с тенями]

2003 Алексей Иванов. Сердце пармы (8.66) [было: Алексей Пехов. Вьюга теней]

2004 Генри Лайон Олди. Песни Петера Сьлядека (8.74) [было: Вадим Панов. Кафедра странников]

2005 Виталий Зыков. Наёмник Его Величества (8.77)

2006 Сергей Садов. Рыцарь двух миров (8.65) [было: Виталий Зыков. Под знаменем пророчества]

2007 Марина и Сергей Дяченко. Vita nostra (8.57)

2008 Алексей Пехов. Искра и ветер (8.63)

2009 Мариам Петросян. Дом, в котором… (8.96)

2010 Генри Лайон Олди. Королева Ойкумены (8.35) [было: Сурен Цормудян. Ад уже здесь]

2011 Генри Лайон Олди. Изгнанница Ойкумены (8.61)

2012 Алексей Пехов. Золотые костры (8.48)

Некоторые сдвиги показательны.


Статья написана 24 января 2013 г. 03:23

Полное название: "Не считая собаки, или Как мы в конце концов нашли епископский птичий пенек" (To Say Nothing of the Dog; or, How We Found the Bishop's Bird Stump at Last, 1998).

Вот как выглядит птичий пенек:

...но это одна из многих обманок романа, потому что герои ищут вовсе не такую вазу. И даже не фарфоровую собачку из числа тех, что так раздражали Джерома К. Джерома.

Впрочем, по порядку:

"Оксфордский цикл" Конни Уиллис — один из самых титулованных в современной англоязычной фантастике: повесть и три романа завоевали четыре премии "Хьюго", три "Небьюлы" и три "Локуса". Почти о всех я писал раньше: это великолепная "Пожарная охрана" (Fire Watch, 1982), крайне неровные http://fantlab.ru/blogarticle18499">"Книга Страшного суда" (Doomsday Book, 1992) и двухтомник http://fantlab.ru/blogarticle19545">"Затемнение/Отбой тревоги" (Blackout/All Clear, 2010) — и "Собака", служащая комической интерлюдией между двумя драмами.

Оксфорд, 2057 год, и леди Шрапнель (американка, вышедшая замуж за английского лорда) вкладывает 50 миллионов в точную реконструкцию ковентрийского собора — правда, на территории Оксфорда. А для этого весь исторический факультет рыщет по прошлым столетиям, собирая необходимую информацию, в том числе — куда девался в ночь бомбежки пресловутый "епископский птичий пенек". А тут еще одна девушка пронесла из викторианской эпохи в XXI век нечто — хотя, теоретически, это вообще невозможно. Так или иначе, повествователь, молодой историк Нед Генри, должен доставить это назад, а заодно отдохнуть в 1888 году от бесконечных поручений леди Шрапнель. Беда в том, что от прыжков во времени Нед заработал time-lag, помутнение сознания (первые признаки — повышенная влюбчивость и склонность к сентиментальной риторике), так что он совершенно не представляет, что именно должен отвезти и куда.

И, конечно, из-за того, что нечто... ладно, ладно, проспойлерю: из-за того, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

кошка
пережила путешествие в будущее и обратно, из-за того, что историк оказался на оксфордском перроне, а "птичий пенек" исчез из собора, парадокс громоздится на парадокс, а в результате нацисты едва не победили в войне.

Или все наоборот?

Я вообще-то не поклонник юмора Конни Уиллис, но в этом романе она раскланивается перед Джеромом и Вудхаузом, заодно привлекая в игру Агату Кристи и Дороти Сейерс, — и получается очень смешно (чего стоят только поединок медиумов или описание "пенька"!), увлекательно и, по сути, вполне серьезно. Оксфордский студент, постоянно цитирующий Теннисона, профессор-историк, одержимый рыбной ловлей, девица, неимоверно похожая на Мадлен Бассет, бульдог Сирил, спиритка мадам Иритоцкая, дворецкий, читающий "Историю французской революции", и администратор из XXI века, нашедший свое призвание в веке XIX-м... (Не будучи знатоком викторианской Англии, я нашел только три ошибки, зато довольно грубые. Как можно было назвать Дживса дворецким!) В романе Джерома ироничная авторская речь то и дело прерывается поэтическими разглагольствованиями; в романе Уиллис тоже, но это потому, что бедный Нед никак не придет в себя. И не будем забывать, что "Не считая собаки" — еще и детектив. Большую часть авторских загадок внимательный читатель разгадает задолго до героев

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

(the butler did it),
но главную — почему так важен "пенек" — вряд ли. Я, по крайней мере, не догадался.

А еще — в "Собаке" Уиллис намекает на то, что почти прямо будет сказано в "Отбое тревоги": столь же прямо и столь же прикровенно, как у Толкина и Честертона. Жена настоятеля говорит, словно бы вскользь, что собор в Ковентри важен — но, в конце концов, это лишь символ чего-то большего. Как и пространственно-временной континуум, не допустивший победы нацизма; символ чего? Слово "Бог" Уиллис, слава богу, не произносит (кроме как в формуле-рефрене "Бог в деталях"), — но говорит именно о Нем. Grand Design, в котором предопределенность, случай и свобода воли нераздельны. Повторюсь: "Книга Страшного суда" была теодицией, "Отбой тревоги" — епифанией. "Не считая собаки" — история любви с первого взгляда, литературная игра, пародийный детектив и, подобно всем остальным частям "Оксфордского цикла", рассказ о спасении. На этот раз — не человеческой души, а "епископского птичьего пенька".

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

И одной кошки.
Но это, как мы понимаем в финале, равнозначно спасению мира.

Надеюсь, что цикл когда-нибудь будет издан по-русски (или по-украински) полностью. При всех его недостатках, это умная, человечная и талантливая история — целостная история, которую Уиллис пишет уже тридцать лет.


Статья написана 20 января 2013 г. 18:45

Знаменитый сюрреалистический комикс (1905-1914) — доступен и легален: http://archive.org/details/LittleNemo1905...

Кстати, Subterranean Press только что выпустил в свет сценарий Рэя Брэдбери "Немо!"





  Подписка

Количество подписчиков: 220

⇑ Наверх