Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sk-joker» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 июня 2011 г. 15:37

Интересно. Есть ли такое понятие как "кризис читателя среднего возраста" :-))). Уже с несколько месяцев не могу ничего читать. Из одних книг, как кажется, уже вырос, до других не дорос, а третьи не интересны вообще. А потому принялся за мазохистский проект — читаю на басурманском Ханну Райяниеми "The Quantum Thief". Пока считаю, что усилия того стоят. Это вообще первая книга на английском, которую я осилил уже на треть и не бросил. Видимо просто читать и наслаждаться мне уже не интересно.... трудности перевода подавай. Но книга стоящая, без обиняков


Статья написана 6 апреля 2011 г. 09:04

Представляю вашему вниманию прекрасную детективную историю, действие которой разворачивается в Новой Англии в 1699 году от Рождества Христова. Если вы надеетесь, что это книга о индейцах в стиле Купера или же романтическая история про пиратов Стивенсона или Сабатини, — смело бросайте читать эти строки и ставьте в вашем списке на прочтение жирный крест напротив романа Маккаммона. Хоть в нем есть индейцы и упоминаются пираты — книга вовсе не о них. Я бы охарактеризовал роман как исторический детектив с легким привкусом мистики.

Итак. Новая Англия, конец XVII века. Привезенный колонистами в Новую Англию религиозный фольклор, нашел здесь благодатную почву и благодарную аудиторию. Предания, поверья и легенды о колдунах и ведьмах, о душах, проданных дьяволу и погибших, обреченных на вечные муки, переживали второй рассвет. Стоит ли удивляться, что вскоре началась охота на ведьм с точкой апогея в виде процесса в Салеме, в результате которого, по обвинению в колдовстве, были публично казнены несколько десятков человек и еще около двух сотен арестованы. В общем, колонистам того времени были присущи, по нашим меркам, такие черты как шовинизм, суеверие, нетерпимость, беспощадность к инакомыслящим. Зародившаяся своеобразная культура Новой Англии была лишена широты, внешнего лоска и изящества, но она была по-своему убедительной и почти пугающе мощной. На фоне этих социальных настроений и происходит действие романа Роберта Маккаммона “Голос ночной птицы”.

Автор предлагает нам посетить маленький, затерянный в колониальной глуши, городок. В нем происходят убийства, жителей посещают кошмарные сны, чахнут плодовые деревья, пропадают посевы. Конечно же, по мнению местных жителей, виновны темные силы и тут же находят козла отпущения — красивую молодую женщину с примесью португальской крови, незамедлительно объявленную ведьмой и брошенной в тюрьму. Однако же, чтобы соблюсти диктуемые законом правила, они вызвали судью из соседнего города, дабы судить виновницу их бед. Несмотря на все улики и свидетельства очевидцев, юный помощник судьи уверен в ее невиновности. На свой страх и риск он начинает собственное расследование. Что руководит им? Жажда справедливости или любознательность и желание найти правильный ответ? А может он стал орудием в руках дьявола?

Вот чем сразу подкупает роман, так это своей основательностью, вниманием к деталям. Автор демонстрирует прекрасную осведомленность о той эпохе, что, несомненно, помогает читателю глубже погрузиться в описываемые события. Текст изобилует подробностями быта и описанием окружающих предметов, немало внимания уделено воссозданию юридических и медицинских процедур. Но он несколько подпорчен не слишком удачным переводом. Особенно режут слух некоторые, явно неуместные, неологизмы.

Удушающая и пугающая атмосфера городка, умирающего с каждым погибшим или уехавшим жителем, укутывает читателя, словно пеленой страха. С самой первой строки и до самой развязки невозможно понять, а замешаны ли в происходящем потусторонние силы, или все это — деяния изощренного человеческого интеллекта. Детективная интрига закручена умело и изящно. Хоть и приходится читателю раз за разом строить новые догадки, поскольку старые теории, рожденные пытливым умом главного героя, обращаются в прах в свете новых находок и обстоятельств. Читатель, словно слепец в лабиринте тайн, ударяется о стену в тупике, трет ушибленный лоб и снова бредет далее. От обилия интриг и тайн в этом захолустном городке голова идет кругом, словно от кружки старого рома. Практически у каждого жителя есть свои секреты, но не волнуйтесь, — все скелеты из шкафов будут вытянуты на свет божий и тщательно протерты от пыли. Смесь из детектива, исторического романа и капли мистики делают книгу очень даже интересной и не скучной. Несмотря на немалые размеры, история ничуть не кажется затянутой.

Честно говоря, я не особенный поклонник детективов. Но Маккаммон проявил истинно кроссжанровое мастерство, написав интересную историю о приключениях детектива-самоучки конца XVII века. Если вы любите строить догадки, разгадывать тайны или вообще любите детективы, как таковые, — этот роман, несомненно, для вас. Также можно его рекомендовать тем, кто интересуется вышеупомянутой эпохой и историями о ведьмах.

8/10


Статья написана 1 апреля 2011 г. 12:19

До прочтения я слышал множество лестных отзывов о романе «Тень ветра». Прочитав книгу, я согласился с ними. Единственное, что настораживало, так это сравнение критиками произведения с творениями Дэна Брауна и Умберто Эко. Как по мне, не самый лучший ход — ставить с ними в один ряд Карлоса Сафона. Почитатели Дэна Брауна врядли заинтересуются произведением в духе Умберто Эко, и наоборот.

Название романа само по себе красивое, поэтичное. Столь же красив и легок стиль писателя. Автор, понимает, что массового читателя не стоит сильно напрягать. Поэтому балансирует на тонкой грани между бульварным детективом и мистическим произведением с привкусом готики. А если брать по большому счету, – это роман о любви, судьбе, жизненных трагедиях и о Барселоне первой половины XX века. Перед читателем город предстает во всей своей красе, со своим неповторимым обаянием и характером.

Начало романа имеет размеренный ритм, но в дальнейшем события все больше захватывают читателя; сюжетное напряжение все растет и растет, к финалу приводя к мощной кульминации. Захватывающий темп событий, великолепно выписанные персонажи, хитросплетение сюжетных линий... Ну что же, Сафон – сильный рассказчик. Повествование добротное, с подтекстом, но, в то же время, немного наивное, видимо автор так и не «вырос» из своих подростковых романов.

Достоинств у романа немало. И одно из них — сюжет, о котором скажу несколько слов. Отец приводит своего десятилетнего сына в тайное книгохранилище — "Кладбище забытых книг", где тот выбирает из тысяч книг одну, чтобы взять над ней опеку. Приглянувшийся мальчику роман принадлежит перу загадочного автора. Содержание книги потрясло его настолько, что он начинает расследование в надежде узнать об этом авторе как можно больше. Выяснилось, что тот написал несколько романов, но они не пользовались спросом и большинство из них так и не были проданы. Кроме того, появился загадочный незнакомец, который сжигает книги писателя. Так главный герой впутывается в коспирологическую интригу. И читателю вместе с ним предстоит найти ответы на многие загадки, идти по следу загадочного писателя, изучать старые письма, рассматривать потускневшие фотоснимки, расспрашивать очевидцев. За все эти старания читателя ждет обычный, но от этого не менее желанный, приз – ответы на все вопросы.

Достойны отдельного внимания персонажи романа. Образы яркие, детальные. Перед читателем предстают не просто красочные персонажи, а люди: со своими характерами, переживаниями, страхами. Особенно автору удался образ бездомного проныры. Наблюдать за ними интересно, ведь они вызывают четкую эмоциональную реакцию.

Что еще бы хотелось отметить отдельно, так это некую старомодность книги. Если бы не встречались в тексте слова: «автомобиль», «трамвай» и прочие, то роман воспринимается как написанный на век-два раньше.

На суд читателю выносится добротное произведение, вобравшее в себя множество жанров, изобилующее цитатами. Произведение, населенное множеством интересных и ярких персонажей. Его сюжет интригует и увлекает читателя в водоворот событий и загадок, в нем показано как может тесно переплетаться прошлое, настоящее и будущее.

9/10


Статья написана 10 января 2011 г. 15:13

Осторожно рассматриваю обложку с именем неизвестного мне автора. С опаской открываю книгу, словно ящик Пандоры. Ибо сколько раз зарекался читать книги, входящие в некий цикл, пока он весь не написан или не переведен, но все так же продолжаю это делать. Я неисправим. Видимо, открыв для себя жанр фэнтези, я уже не могу оторваться от него совсем, ищу что-то новое, открываю для себя все новых и новых авторов. И хоть я постоянно сам себе твержу о несерьезности таких книг, но именно они позволяют мне отдохнуть от повседневности. Это окна в другие миры, куда можно отправиться не слезая с дивана. Пусть это не самый лучший способ путешествия, но когда погода за окном в мир реальный не радует, — это то, что надо.
Ну вот и оно, — окно в Последнюю империю. За ним мрачный серый пейзаж. Земля укрыта пеплом, падающим с неба, изредка виднеются чахлые бурые растения. Вдалеке вижу поля, на которых трудятся изможденные люди, подгоняемые надсмотрщиками. Не желая быть замеченным, жду вечера. Когда наконец скроется за горизонтом зловещее красное солнце. Осторожно протискиваюсь в окно. Люди в спешке попрятались по лачугам, словно опасаясь чего-то. Я осторожно подкрадываюсь к одной из лачуг. Напрягаю слух, пытаясь разобрать робкий шепот внутри, одновременно подавляю желание чихнуть — пепел щекочет в носу. Разбираю отдельные фразы. Что-то о зловещем тумане, забирающем душу. Я оглянулся и увидел его дымчатые щупальца, тянувшиеся ко мне...
"С чего начинается родина? С картинки в твоем букваре". А фэнтези начинается с карты. Я, собственно, не фанат изучения карт вымышленных миров, но беглое знакомство с ней не помешает. В "Пепел и сталь" она присутствует, претензий нет. А в конце книги небольшой глоссарий — вообще замечательно. Мелочи, но приятно.
А вот к проработке мира претензий множество. Нет ощущения его реальности. Так... одноплоскостные декорации, за которыми пустота. Ну обязана тысячелетняя империя выглядеть реалистичнее. Столь же нелепо и абстрактно выглядит и ее правитель. Некогда герой, спасший мир от неизвестного зла, а ныне очередной темный властелин (тут страшно хочется зевнуть).
За многие века человечество, точнее его большая часть — скаа, низшее сословие, привыкло к гнету и не особо ропщет на судьбу. Лишь их редкие бунты, быстро подавляемые солдатами империи и локальные войны знати, случающиеся раз в несколько сотен лет с молчаливого согласия правителя — вот и все, что нарушало покой империи. Но тут появляется на сцене бывший вор, беглый каторжник, чудом выживший в загадочных Ямах Хатсина. Он организовует революционное движение в самом сердце империи. Но движение какое-то нелепое. Хотя мятежники ведут себя крайне неосторожно, даже бесшабашно, слуги правителя отстают от не на шаг или два, а вообще еле видны на горизонте. И все кажется, что так все и получится у мятежников: без сучка и задоринки. Но, к счастью, многие затеи оканчиваются вполне логичным фиаско.
Но хватит о плохом. Не все так уж и плохо. Есть и положительные моменты. Например, герои. Они обладают своими яркими индивидуальными характерами. Тут и яркий харизматичный лидер, и безвестная воровка с улицы, обладающая завидным магическим потенциалом (снова зевок), верный слуга и многие другие колоритные персонажи. Вот только их роль на фоне сумбурного вышеописанного действа выглядит малоубедительно. "Станиславский сказал бы: не верю!"
Также к "плюсам" отнесу магию, присутствующую в произведении. Очень даже нетипична для жанра, убедительна и неплохо проработана настолько, что почти возведена в ранг научной дисциплины.
Ну и, пожалуй, главный положительный момент в книге — секреты. Читатель постепенно, вместе с героями книги раскрывает их, но открыв один, находишь другой. "Всегда есть еще один секрет". Принцип домино, идущий по спирали Ферма, все ускоряясь к финалу, пока не упадет последний "камень", а последний ли?
Ну вот, отряхивая пепел с одежды, я вернулся обратно. Путешествие по Последней империи заняло у меня два дня. Читай я роман вдумчивей и не так быстро, нашел бы, наверняка, куда больше недостатков, а может и достоинств. Достойное произведение, без претензий не только на шедевр, но и на новизну в жанре. Стиль автора вполне солиден, но скучноват. Это не Ротфусс с "Имя ветра" из той же серии, — здесь слова не звучат как песня. Все бесхитростно и незатейливо.
7/10


Статья написана 30 августа 2010 г. 09:56

Очень неоднозначное впечатление произвел на меня этот роман. Вначале я разделял мнение большинства: мол великолепная книга, "роман десятилетия". Даже не вспомню, читал ли я когда-то что-то подобное. Читатель настолько глубоко погружается в мистический мир романа, что даже становится не по себе. Это первый "плюс". Второй — тут нет спекуляции на чувствах читателя, автор не играет на жалости к детям.

Пожалуй, это одно из немногих произведений, которое я так и не дочитал до конца. Почему? Просто за всей этой атмосферой я так и не увидел хорошего сюжета. Читать весь этот "мыльный роман" ради очередного погружения в мистический реализм ничуть не хочется. Все эти "бури в песочнице" рано или поздно начинают раздражать. Любителям сериалов вполне может понравиться, но я таковым не являюсь.

6/10





  Подписка

Количество подписчиков: 24

⇑ Наверх