fantlab ru

Все отзывы посетителя sergey fomichov

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Дэвид Вебер «Война и честь»

sergey fomichov, 9 апреля 06:47

Война Хонор. Пересказывать сюжет не буду. Тут только критика.

На мой взгляд начиная с этой книги цикл покатился по наклонной. И причин тому несколько:

1. Статус главной героини вырос настолько, что гибкость её ума, харизма и прочие прелести перестали иметь значение. Оказалось достаточно просто спустить на врага всю имеющуюся мощь и потом лишь переживать о потерях.

2. Мощь королевства выросла настолько, что тактические и стратегические решения перестали иметь значение. Достаточно просто закидать противника шапками и начать переживать о потерях.

3 (и главное). Вселенная резко расширилась (как в старые добрые времена инфляции), появилась франшиза и соавторы, на подходе два подцикла, которые привнесли в общую картину новые сущности. Как то: генетическое рабство, программирующих разум наноботов и подобные им. А также галактическую теорию заговора.

Всё это, возможно, было бы интересно, появись оно с первых книг, изначально вписываясь в контекст. Но когда вдруг персонажи вспоминают: «Ах, кстати, у нас тут ещё процветает генетическая работорговля и мы все время с ней боремся» — это выглядит слишком рояльно и перетряхивает привычную вселенную.

Есть и еще один момент. Если в предыдущих книгах автор всего лишь подтасовывал тактическую ситуацию в пользу протагонистов, то здесь выставил антагонистов полными кретинами, нарушающими основы стратегии. В том смысле, что каждый военачальник стремится к концентрации собственных сил и разделению сил противника, чтобы разделаться с ними по очереди. Здесь же вражеские стратеги решили распылить свои силы, отправив значительную их часть на другой край галактики.

И ладно бы, с кем не бывает, некоторые любят на два фронта и потом крысиный яд, но именно этих персонажей автор описывает, как талантливых полководцев, не чета предшественникам, а их замыслом восхищается.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Чарльз Стросс «Empire Games»

sergey fomichov, 29 сентября 2021 г. 06:57

(До прочтения Invisible Sun, которая только что вышла)

Цикл «Принцы торговли» начинался как фэнтези, продолжался как НФ, затем как технотриллер и вот к последней трилогии Empire Games докатился до какого-то шпионского романа в антураже мультиреальности. Ладно бы только это. От автора «Фестиваля дураков» я ожидал более интересных и проработанных социальных конструкций, чем конспирологический цифровой тоталитаризм в одной реальности и государственный капитализм с человеческим лицом (на основе иранской исламской конституции!) в другой. Притом самое интересное — выживание группы беглецов, построение и развитие под их влиянием технократического общества, автор оставил за кадром, пропустив развитие событий предыдущей дилогии. Ко всему прочему добавилась вытащенная из нафталина гэдээровская Штази с малоубедительной многолетней операцией. Да и вообще все секретные операции, описанные в трилогии отдают наивностью.

Из-за множества второстепенных деталей (или необъясняемых подводок), а также трансляции левацких банальностей читать было скучно. Хотя под конец второй книги дело оживилось во всех сюжетных линиях, два тома в качестве пролога к кульминациям — это слишком. Оставьте такое Мартину.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Дэвид Вебер «Dark Fall»

sergey fomichov, 19 июля 2021 г. 09:27

Как и другое подобное произведение («Я построю свой дом из стали»), это скорее исторический экскурс в вымышленной вселенной, нежели полноценный художественный текст. Он не входит напрямую ни в какой из циклов, но связан с основной линией некоторыми персонажами. Эти и другие персонажи мелькают в потоке времени, ведут диалоги, но они лишь инструмент рассказывания этой долгой истории. А история объединяет в себе судьбу ранней земной экспедиции на корабле поколений и происхождение секретной технологической базы Республики Хевен.

Интерес представляет исключительно для фанатов.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Глен Кук «Портал Теней»

sergey fomichov, 29 июля 2020 г. 09:50

В свое время автор слишком быстро закончил с наиболее удачными «Книгами Севера» и теперь добирает упущенное.

Но войти в одну реку дважды невозможно даже в фентези.

Книга оставила двойственное впечатление. С одной стороны — есть еще порох в пороховницах. Роман по стилю и сюжету не уступает первым книгам канона.

С другой стороны, это всё же апокриф. Хорошо, что авторы фентези имеют возможность почистить память героев, а то бы вышло как со стрелком Шарпом, которого без слёз читать в порядке внутренней хронологии невозможно.

В этом романе много упоминаний третьестепенных членов отряда, что придает ему социальную глубину (В «Белой Розе», к примеру, упоминаются только основные герои). Но имена эти в основном новые, а куда делись старые добрые товарищи не понять. Куда денутся новые, не понять тоже.

Сюжет динамичный, местами неожиданный. Эсхатология на уровне. Правда иногда возникает ощущение, что автор потерял тут и там один-два абзаца. Приходится додумывать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Получается ГГ за весь цикл нафлиртовал с тремя сестрами из четырех? Хотя тут есть варианты.

В общем, рекомендуется к прочтению, но отдельно от канона, не в порядке внутренней хронологии.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Грегори Макдональд «Флетч»

sergey fomichov, 23 декабря 2019 г. 22:33

Из всех Макдональдов работающих в детективном жанре (а их там пруд пруди) Грегори мне понравился больше всех. А из его книг на первом месте конечно же стоит цикл романов о Флетче. Это вообще один из лучших детективных циклов постнуара. Его отличает закрученный сюжет, увлекательное расследование и превосходный американский юмор во всем спектре — от чёрного до жизнерадостного (юмор, конечно, дело вкуса, но для меня этот близок к эталону).

Герой — журналист, ведущий криминальные расследования, иногда вопреки воле властей или собственной редакции. Он слегка инфантилен, анархичен, но при этом имеет определенные принципы, этику. Он добр, его цинизм воздушен и улыбчив. Он энергичен, не боится совершать ошибки, рисковать. Если угодно, его аналогом в фантастике можно назвать Стальную Крысу — Джима Ди Гриза — образ созданный Гарри Гаррисоном. Второстепенные персонажи часто «играют короля». Например, их юмор (если таковой вообще есть), того же разбора что и у Флетча. Но они не картонные, хотя порой бывают стереотипны.

В книгах не так много экшена, почти нет стрельбы, погонь или драк, хотя много комичных ситуаций. Большая часть информации подаётся через диалоги (тут следует отметить наличие огрехов автора или переводчиков, а может быть и верстальщиков, потому что не всегда сразу понимаешь когда закончился один и начался другой разговор, и даже, какого пола собеседник главного героя, не говоря уже о прочих мелочах.).

Сюжеты обычно имеют социальную подоплёку, вскрывают те или иные язвы общества, но не навязчиво (без лишней политики и нравоучений) и без нуарной обречённости. Хотя иной раз образы выглядят карикатурно. Автор хорошо разбирается в профессии журналиста, причем тех времен, когда эта профессия означала добычу, анализ и подачу информации, а не пересказ того, кто и что написал в твитере. Автор разбирается и в политике, и во многих иных аспектах американской жизни.

Все романы цикла интересны, но особенно хороши — «Флетч» (Который был экранизирован, хоть и не бездарно, но и не гениально. Книга лучше.), «Жребий Флетча». А из приквелов можно отметить «Первое дело Флетча».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дэвид Вебер «Я построю свой дом из стали»

sergey fomichov, 24 мая 2018 г. 11:22

Книга состоит из двух частей: собственно повести «Я построю мой дом из стали» и огромной справочной части, созданной как самим Вебером так и его обширной командой. Часть эта включает в себя статьи по истории, политической и военной организации Мантикоры и Грейсона. И если справочная часть, как и множество иллюстраций, может быть интересна фанатам и просто читателям Вселенной Хонор Харрингтон, то повесть откровенно провальная, как в литературном плане, так и в смысле ценности для Хонорверсума.

Она охватывает десятки лет и композиционно состоит из длинной череды документов, рефлексий принца (затем короля) Роджера, его бесед и споров, посвященных строительству космического флота. Затем все эти заботы переходят по наследству к Елизавете. Затянуто, нудно, бессмысленно. Экшн практически отсутствует. Событий как таковых вообще немного. В информационном же плане повесть мало что добавляет к истории Мантикоры, и вполне можно было заменить её короткими экскурсами в книгах основного цикла или статьёй в справочной части. В общем, читатель нисколько не потеряет, если не ознакомится с этим текстом.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Дэвид Вебер «Manticore Ascendant»

sergey fomichov, 23 мая 2018 г. 23:48

Довольно приятный для чтения спин-офф основного цикла про Хонор Харрингтон (который погряз в словоблудии, нестыковках, провисших сюжетных линиях, нагромождении новых сущностей, третьестепенных персонажей и театров действия).

Здесь же читатель возвращается в «тёплую ламповую» Вселенную, характерную для первых романов основного цикла, или, скажем, другого спин-оффа «Тень Саганами». Это ещё в меньшей степени космоопера и в большей космический технотриллер. Здесь нет битв эпического масштаба, зато сражения и стычки приближены к персонажам, требуют от них изобретательности и героизма. Здесь вновь можно проследить за ростом главного героя, Тревиса Урии Лонга, карьерным и мировоззренческим. Интересен и общий фон, где начинаются формироваться мантикорские институты — монархия, аристократия, парламент. А так же Королевский Флот и его разведывательная служба. Мантикора пока не богата, не обладает передовыми технологиями, серьёзным торговым флотом и тоннельной сетью, а потому вынуждена бороться за место под солнцем. Отсюда и главный недостаток — отсутствие знаменитой атмосферы британского флота эпохи наполеоновских войн, сделавшей Вселенную Хонор Харрингтон такой популярной.

К другим недостаткам можно отнести отсутствие своеобразной «текстуры» основного цикла, с продуманными социальными и культурными противоречиями уроженцев разных планет и конфликтами на этой почве. Кроме того, здесь практически нет древесных котов, украшающих независимым и сибаритским нравом произведения основного цикла.

После прочтения третьей книги возникает ощущение, что цикл излишне затягивается и может повторить сюжетное банкротство основного цикла, а это не лучшим образом скажется на перспективах перевода книг на русский язык.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Макс Мах «Квест империя»

sergey fomichov, 29 апреля 2016 г. 12:57

Вот автор, которого не переиздают и не награждают премиями фэндома.

Между тем, цикл «Квест Империя» является (на мой взгляд) одним из лучших произведений на русском языке в жанре космической оперы.

Разумеется космоопера здесь реализована не в чистом виде, а с примесью альтернативной истории, фэнтези и научной фантастики, но всё же она доминирует и определяет антураж и сюжет.

Автору в отличие от многих других удалось создать достоверную атмосферу звёздной империи достаточно объёмную и целостную. Империя эта похожа отчасти на Рим, отчасти на Срединную, но не является калькой ни той, ни другой. При этом империя всё же звёздная, с соответствующими технологиями во всех сферах, кроме социальной, в которой как раз воцарился аристократический и местами рабовладельческий строй. Но оба феномена непротиворечиво увязаны.

Автору прекрасно удалось проэксплуатировать многие архетипы, отработать психологические трюки и прочие манипулятивные наработки мировой литературы.

Альтернативно-истоическая линия, вполне стандартная и даже однообразная для других произведений автора, в данном цикле вписывается отлично и не разрушает доминирующую атмосферу. (Тут к эстетике имперской умело подвёрстывается эстетика советсткая, рволюционная, а позже ещё и эстетика израильского милитаризма). Трансляция некоторых исторических мифов почти не мешает восприятию, тем более, что большинство читателей их и мифами не считает.

Объём произведению (в геометрическом смысле, хотя и в смысле авторских листов тоже), придают три культорологически насыщенных персонажа — Федя, Йёю и Меш. Каждый из которых отрабатывает свой социо-культурный слой, свою реальность и даже можно сказать — свой жанр. Советский (чекистский), имперский и архаичный феодальный соответственно. К сожалению в третьем романе автор переводит двух персонажей в разряд эпизодических, а третьего сильно изменяет психологически. И хотя в действие вводятся иные персонажи со своими сюжетными линиями, потеря этих трёх сильно вредит эпичности и объёмности

К другим неудачным моментам можно отнести рваную композицию. Перемешанное время и персонажи, от имени которых ведётся повествование (и даже внезапная смена некоторых имён), позволяет разобраться в сюжете полностью только после двух прочтений, что в нынешнее торопливое время вряд ли способствует коммерческому успеху.

Но главным недостатком является вмешательство автора (начиная с финала второго романа) в современные читателю политические реалии. Имперская эстетика, которая прекрасно работает в абстрактной среде, в привязке к «здесь и сейчас» становится делом вкуса, политических предпочтений, а на вкус и цвет, как известно...

На мой взгляд это во многом и завело автора в сюжетный тупик и привело (наряду, видимо, с политикой издательства) к прекращению работы над завершающей книгой. Что, конечно, не может не вызывать сожаления.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Глен Кук «Хроники Чёрного Отряда»

sergey fomichov, 29 апреля 2016 г. 12:14

Отряд профессиональных наёмников с более чем трёхсотлетней историей подвизается то там, то здесь, пока судьба не забрасывает его на службу могущественной Империи и не вовлекает в кровавую мясорубку гражданской войны. Летописец отряда, он же полевой врач, по прозвищу Костоправ, склонен к рефлексии и фантазиям и не очень деятелен, но в силу своей должности часто оказывается в центре событий. От его лица и идёт повествование в первых четырёх книгах.

В романах Кука о чёрном отряде читатель не отыщет философских или жизненных откровений. Комбинация Добра и Зла не предполагает большое число вариаций и автор в этом смысле не стремится к новациям. Нет здесь свойственной жанру красоты войны, или героев, получающих удовольствие от сражений. Почти не найти и глубокого психологизма. Однако авантюрный сюжет, лёгкий авторский стиль, пересыпанный метафорами, чёрным юмором и любимой американскими писателями игрой со штампами, что называется, найдёт своего читателя.

Идея организации, имеющей преемственность и долгую историю, но не имеющей Миссии (подобно, например, орденам) довольно любопытна и позволила автору создать своеобразный и даже самобытный суррогат эпоса. Геополитика не важна. Стороны конфликтов довольствуются вторым планом. В центре сюжета, в центре мировоззрения героев — Чёрный отряд, эдакий коллективный индивидуалист, и его Анналы – своеобразный геном сообщества.

Хроники отряда нечто большее, чем исторический документ или путевые записки. Отвергнутые социумом наёмники, видят в отряде семью, а в его анналах — своего рода бессмертие. Мифическая прародина отряда — Хатовар, для солдат имеет большее значение, чем родные города или режимы, которым они служат. Этим мотивом пронизан весь сериал.

Впрочем, автор не возводит в абсолют корпоративность и солдатскую солидарность, пафос весьма умерен, а декларированный цинизм наёмников щедро разбавлен их же гуманными поступками.

Оставляя главного героя по большей части лишь наблюдателем, автор выводит на первый план иных ярких персонажей. Это Госпожа, владычица Империи. Для врагов и подданных – воплощение зла. Для Костоправа ещё и особа, овеянная романтическим ореолом. Это Ворон — примкнувший к отряду бывший аристократ. Индивидуалист, ведущий собственную войну с врагами и с самим собой. Это Каштан Шед – герой второй книги цикла. Типичный «маленький человек», преодолевающий собственную трусость и логику обывателя. Вообще персонажи второго плана часто получаются у автора более живыми, нежели главные действующие лица.

Подходить ко всей серии из десяти книг с одной меркой нелепо. Первые романы цикла имеют самостоятельную ценность и сюжетную завершённость. Их можно читать по отдельности без риска потерять ориентацию. В то время как «хвост» из шести книг являет собой развитие коммерчески успешного проекта и фактически имеет сквозной сюжет.

Первый роман, давший название серии, не оставляет особых впечатлений. Автор не утруждает себя подробной проработкой мира. Города Империи и люди живущие в них похожи и мелькают слишком быстро, чтобы приобрести индивидуальность. Но на сером однообразном фоне яркое пятно чёрного отряда смотрится особенно хорошо.

На мой взгляд, наиболее удачен второй роман цикла — «Тени сгущаются».

В городе Арча царит атмосфера упадка и предчувствие катастрофы. Знать укрылась от проблем за стенами крепости, толстосумы — в особняках верхнего города. Предоставленный сам себе народ борется за выживание в трущобах Котурна, где власть захватили ростовщики и криминальные группировки. В Котурне пропадают трупы и по слухам их кто-то скупает, а за городом тихой сапой вызревает загадочный чёрный замок.

Авангард отряда тайно перебрасывается в город, чтобы предотвратить неведомую угрозу, но сталкивается с тенью собственного прошлого.

Отличная интрига, которая сохраняется до последних страниц книги. Неплохо проработанная эсхатология (и в тоже время она не является калькой с эсхатологии христианской, так активно эксплуатируемой жанром.) Персонажи харАктерны, антураж достоверен. Всё это даёт основания причислить книгу к классике фэнтези.

К недостаткам первых романов я бы отнёс неудачную топонимику. Может это и оригинально называть города Тамбур, Бирка, Ад, Шмяк, Амбары, Ржа… но иногда создается впечатление, что автор просто схалтурил. К недостаткам переводов – отсутствие синхронизации, словно переводчики нарочно соревновались в интерпретациях имён главных действующих лиц.

Хвост сериала значительно слабее и рассчитан в первую очередь на тех, кого зацепили первые книги, кого интересует дальнейшая судьба героев. Правда, автор подложил почитателям свинью. Почти все яркие персонажи быстро гибнут. Ротация отряда происходит настолько быстро, что ставит под сомнение идею преемственности. Да и летописцы (а вместе с ними и стиль) меняются часто.

Движущей силой отряда на протяжении последних книг является поиск его мифической прародины. Вернее это навязчивая идея Костоправа, который возглавил отряд после разгрома в финале третьей книги.

В поисках истоков отряд забирается на крайний Юг (а потом и дальше), где сталкивается с новыми и старыми врагами, а также странным всеобщим заговором молчания. Буквально всё население тамошних мест что-то знает о прошлом отряда, о Хатоваре, но никто не обмолвился ни словом.

Перелистнув последнюю страницу последней книги, читатель понимает, что и с Хатоваром автор его надул. Разгадка так и осталась за кадром.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Виктор Суворов «Святое дело»

sergey fomichov, 28 апреля 2016 г. 10:18

Книга не понравилась. Автор топчется на тех же пастбищах, посвящая целые главы ответам на не самые острые выпады оппонентов. Из новых поднятых пластов – оценка гражданской войны в Испании. Странная такая оценка. Вроде тезиса, что республиканцы выиграть не могли, имея союзниками анархистов. Вроде как хотели, но не смогли. Роль агентуры НКВД в расколе антифашистов не раскрыта, так как в концепцию не вписывается (А между тем там есть что предположить и в рамках именно концепции Суворова). А вот версия убийства Троцкого интересна.

В целом ощущение, что Суворов выдыхается. И стиль уже не тот и вдохновение.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Майкл Крайтон «Государство страха»

sergey fomichov, 28 апреля 2016 г. 10:07

Основная идея книги, отражённая в названии, появляется только где-то на пятисотой странице из уст возникшего внезапно сумасшедшего учёного, который, отбарабанив пламенную речь, тут же и покидает сюжет. Заключается идея в том, что государства Запада намеренно поддерживают своих граждан в состоянии страха. Так легче управлять обществом и подтверждать необходимость собственного существования. И когда рухнула Берлинская стена, страх перед Советским Союзом пришлось заменить на новые ужасы вроде глобального потепления или международного терроризма.

Весь остальной роман представляет собой антиэкологический боевик. В том смысле, что экологическое сообщество выступает в нём как «тёмная сторона», а некоторые продвинутые технократы как сторона светлая.

Соответственно по законам жанра тёмных красок автор не жалеет. Все экологи в романе выведены либо придурковатыми фанатиками, что разговаривают даже между собой не иначе как штампами из агитационных буклетов, либо циничными ублюдками, готовыми ради получения финансирования на всяческие преступления. Причём затраты на добычу гранта сопоставимы с ним самим.

Конспирологический сюжет крутится вокруг якобы мифа о якобы угрозе глобального потепления. Крайтон с присущей ему дотошностью вываливает на читателя множество материалов с реальными ссылками на научные и обобщающие доклады, графики и фотографии.

Содержательную часть критики концепции глобального потепления читать откровенно скучно. Информация подаётся в нелюбимой многими манере — через диалоги «научного профессора» и «простака». Возможно, это будет интересно тому, кто поверхностно знаком с проблемой.

«Научный профессор» впрочем, оказывается, по совместительству крутым парнем и в русле пресловутой концепции «сетевых войн» не менее пресловутой Рэнд-корпорации разделывается с плохишами – экологами. Заодно требует поставить всё экологическое сообщество и их финансовые потоки под жёсткий контроль государства (привет президенту Путину).

Природоохранный истэблишмент, сидящий на многомиллионных грантах, тусующийся в богеме и бомонде и по сути не желающий ничего менять, а значит и собственно решать задачи, выведен в книге хоть и утрировано, но довольно верно. Впрочем, это во многом касается развитых стран.

С другой стороны экологический терроризм, воплощённый автором в организации людей разочарованных умеренностью Greenpeace и Earth First! недостаточно убедителен в плане идеологии и моральных установок. То есть не следует смешивать пренебрежение к частной собственности, которое культивируется в радикальных экологических организациях и пренебрежение к, скажем, детским жизням.

Взамен развенчанных мифов о глобальном потеплении автор выставляет другие. Вроде душещипательной картины перерубленных окровавленных тушек птиц под беспощадными лопастями ветровых электростанций. Для создания видимости объективного рассмотрения вопроса, автор предоставляет слово экологам, озвучив некоторые их контраргументы. Но, во-первых, экологи уже дискредитированы сюжетом, а, во-вторых, эти самые контраргументы не из самых убойных.

Резюме: Автор не попал в струю. Опоздал. Видимо, «11 сентября» случилось уже во время работы над книгой. Акценты изменились, но переделывать сюжет было поздно. Пришлось ограничиться намёком в небольшой вставочке.

А жаль. Развенчание мифа о терроризме как глобальной угрозе выглядело бы свежо. Споры же о климате уже давно отошли на второй план. И свежесть получилась соответствующая.

Оценка: 8
– [  7  ] +

С. Эндрю Свонн «Акция возмездия»

sergey fomichov, 28 апреля 2016 г. 09:21

Из трилогии «Враждебное поглощение» на русский переведена и издана только первая книга Profiteer (1995) — по-русски вообще-то «Выжига», но вышла под коммерческим названием «Акция возмездия», что разрушает семантическую структуру трилогии (если так выражаются). Две другие книги: Partisan (1995) и Revolutionary (1996) не переведены. А прочесть их в оригинале мешает скудоумие да и не представился случай.

В единственной переведённой книге описан дивный тоталитарный мир, состоящий из союзов планет, на обочине которого под солнцем Кропоткин вращается себе планета Бакунин, а на ней защищённый от полярных ветров хребтом Дидро, стоит городок Голдман с космопортом Прудон.

Несмотря на имена из классического анархизма (который, в основном, близок социализму и коммунизму), на планете царит анархо-капитализм в наиболее жестокой его разновидности, но и в наиболее логичном развитии — а именно — корпоративный феодализм. Возникновению государства и власти препятствует абстрактная традиция и устойчивый баланс корпоративных сил. На улицах города царит анархия в вульгарном значении этого слова. Идёт война уличных банд и вообще всех против всех. Какие-то религиозные секты охотятся за грешниками, а сильные мира того укрыты за крепостями.

Вот этот вот не самый приятный мирок (большая часть планеты не пригодна для жизни) решили прибрать к рукам земляне, а именно землянский диктатор (генетический русский, между прочим). Но поскольку анархический мир завоевать не так просто — грубо говоря нет рейхстага на который можно воткнуть флаг, то захват начинается с одной из оружейных корпораций.

Сюжет чем то похож на классический криминально-авантюрный вроде «...друзей Оушена»

И хотя книгу я бы не отнёс к шедеврам, она не лишена интереса именно в плане социального конструирования.

На мой взгляд — это наиболее правдоподобная версия анархо-капитализма в фантастике. Так как «Луна — Суровая хозяйка» Хайнлайна, она конечно во многом утопична, а другие авторы не брались за чистый анархо-капитализм.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Виктор Суворов «Змееед»

sergey fomichov, 28 апреля 2016 г. 09:14

Блистательная проза Виктора Суворова как правило остаётся в тени его яркой публицистики. В публицистике же на первый план большинства обсуждений выходят концептуальные исторические спекуляции, технические характеристики танков и в особенности личность самого автора. Между тем Суворова можно назвать одним из лучших авторов современной русской литературы (пусть эмигрантского её сегмента).

Его стиль как в публицистике, так и в художественной литературе выделяется на общем фоне. Причём в публицистике этот стиль, как мне кажется, оказал влияние на многих и последователей, и оппонентов, да и на людей работающих в абсолютно другой тематике.

В художественной же литературе Суворов остался практически не отмечен критикой. У ангажированного «исторической правдой» читателя особенно у особенной породы сталинистов последнего времени просто не доходит черёд до оценки литературных качеств книг. Такой читатель не идёт дальше предисловия, а если идёт то как хищная рыбёшка на блесну реагирует на «закон о трёх колосках» и прочие фетиши эпохи и на том основании объявляет Суворова антисталинистом.

На самом деле Суворов конечно же сталинист, но он особенный антикоммунистический сталинист. В Сталине его привлекает сильная личность, умение разбираться в людях и это очень близко к современной концепции успешного менеджера. Но Суворов вообще относится с любовью не только к Сталину, но и ко всем своим персонажам, стараясь открыть в них так привлекающие автора звериные черты. От того добрых персонажей у Суворова в книжках почти не водится, а если и вдруг и заводятся, то живут они не долго.

Повесть «Змееед» является приквелом к двум романам «Контроль» и «Выбор», жанр которых можно обозначить и как исторический боевик или как криптоисторический шпионский роман. Там много фантастики, но почти вся она сводится к интерпретации истории. Сами же исторические факты остаются достоверными, не перешиваются в альтернативу. Персонажи по большей части также историчны, и только у одного из главных — Голованова — автор изменил фамилию, очень уж вольно он обращается с прототипом.

Поскольку главные персонажи Настя Стрелецкая и Александр Холованов узнали друг друга только в книге «Контроль», в приквеле они действуют независимо и лишь иногда их судьбы пересекаются втёмную. В целом повесть сильно слабее двух романов, имеет много повторов. Книгу можно читать лишь любителям творчества писателя, скучающим по этим ярким персонажам. И лучше бы уж Суворов написал продолжение. Там ещё есть, где развернуться сюжету.

P.S. А брутальный парень на обложке на Удальцова похож.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Татьяна Леванова «Сквозняки. Первая миссия»

sergey fomichov, 20 января 2014 г. 14:23

Взрослому человеку трудно оценивать детский роман. Поэтому выскажусь опосредованно. Когда я предложил дочери сочинить для неё какую-нибудь историю, она ответила: «Напиши что-нибудь вроде «Сквозняков».

Оценка: 8
⇑ Наверх