Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ergostasio» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 сентября 2011 г. 22:18

После некоторого перерыва — попытаюсь кинуть еще одно обсуждение в формате S.O.D. (сиречь, если кто не — "Шостак, Орбитовский, Дукай") — на этот раз шановнэ панство говорит о литературе ужасов и о "Дьюма-Ки" Стивена нашего Кинга непосредственно. Как по мне — очень небезынтересно говорит.

"КОЛ В СЕРДЦЕ ЛИТЕРАТУРЫ УЖАСОВ

Первоисточник: (http://www.esensja.pl/ksiazka/publicystyk...)

1. КАК ПУГАЕТ, ЕСЛИ НЕ ПУГАЕТ?

ЛУКАШ ОРБИТОВСКИЙ: Поговорим о хорроре. О страхе, испуге, беспокойстве. О возможностях, которые литература предоставляет в этой сфере.

P.S.: на очереди, ебж, те же — об "Аде" Набокова, как я и обещал уже ранее :)




Статья написана 24 апреля 2011 г. 17:57

Есть у меня впечатление, что в Польше дело с критическими осмыслениями фантастики (как и с внятными читательскими суждениями, кстати) дело обстоит куда как лучше, чем в наших палестинах. Сами поляки, конечно, могут сколь угодно скептически обрисовывать перспективы (да хоть бы в той же статье Дукая, что мелькала в моей колонке), однако ж все познается в сравнении.

(Вот, скажем, буквально на днях, пойдя по следу ссылки о готовящемся осенью выходе в Польше «Питера» Шимуна Врочека, забрел я на польский сайт, посвященный «Метро 2033» — отрывки, форум, все дела. Привычные фигуры фанов, «что мне понравилось в романе» — ну, блин, думаю, и у них, получается, та же бодяга с сериальностью, однако ж интереса ради пролистал. Ан там вполне развернутые рассуждения о человеческой экзистенции, о добре и зле – в общем, контраст, все же, чувствуется. Ну да ладно, я ведь даже не о том).

Об одном ресурсе, где появляется более чем достаточное число более чем внятных публикаций о фантастике читатели ФантЛаба уже знают: та самая «Эссенция» (http://www.esensja.pl/ksiazka/), на которой уважаемый пан Павел Лауданьский размещает свой «Ветер с Востока». И вот там, на «Эссенции», есть и еще один интересный проект: "S.O.D.", этакие беседы-по-поводу, которые ведут три писателя: Яцек Дукай, Лукаш Орбитовский и Вил Шостак – каждый со своими интересами и предубеждениями, но тем полезней читать. Тематика разговоров там – самая разнообразная: от обсуждения «Ады» В.Набокова до разговоров о польской «альтернативке».

И вот одну беседу, касающуюся «Ложной слепоты», я попытался перевести – разговор там получился весьма небезынтересным.

Ну и, прежде чем, — несколько слов о собеседниках.

Яцек Дукай, полагаю, в дополнительных рекомендациях не нуждается :)

Лукаш Орбитовский: 1977 г.р., выпускник философского факультета Ягеллонского университета, писатель, работающий в жанре «литературы ужасов»; автор десяти опубликованных книжек (как романов, так и сборников), номиновался на премию Я.Зайделя.

Вит Шостак: p.h.d., выпускник Папской Теологической Академии, писатель и знаток народной музыки; автор четырех книг; номинант и лауреат премии Я.Зайделя.

Ну и, собственно, текст:

S.O.D.: Ложная слепота

(http://www.esensja.pl/ksiazka/publicystyk...)

1. Первый контакт[/i]




Статья написана 8 апреля 2011 г. 01:27

В далеком 1988 году я подписался на польский журнал "Fantastyka" (не зная польского, угу, но пройти мимо такой возможности было совершенно нереально) — и полтора года, с 1989, по хорошему охреневал, поскольку для мальчика из шахтерского городка это было нечто непредставимое. Вулф, Леман, Ким Стенли Робинсон со "Слепым геометром", Мартин с "Летящими в ночи", "Заводной апельсин" Берджесса, "Тень палача" того же Вулфа, "Зерно правды" Сапковского, "Буря" Паровского (из какового рассказца через десять лет вырос одноименный роман — о котором тоже стоило б сказать в свое время), совсем молодой Пекара, первый рассказ Дукая, Внук-Липинский, Орамус... В общем, мы с моей крышей на некоторое время оказались в разных местах.

Но два рассказа отчего-то запомнились больше остальных: "Тор встречает Капитана Америку" Брина (и о нем — как-нибудь в другой раз) и "Я — Драгон" Збигнева Ястжембского. И если Брин взял меня за кадык темой, то Ястжембский — формой. Читать его — тогда — было мучительно, не читать — не получалось. Было в рассказе странное притяжение.

Теперь, через столько-то лет, снова вытащив на поверхность подписку журнала, я попробовал найти еще текстов того Ястжембского. И — вдруг обнаружил, что у него всего три опубликованных рассказа, по одному за год — в 1988-1990-х, во все той же "Fantastyk'е". Собственно, тот самый "Я — Драгон", и еще два: предыдущего года "Песнь Шиванга" ("Pieśń Szywanga", входившая потом в сборник лучших рассказов десятилетия пост-ребрендигового периода "F", когда она сделалась с добавкой "Nowa F") и следующего года — "Tugen Axalla". Ну и обещание, что, де, у автора есть еще роман "Время Железа", для которого автор ищет (тогда, в 89-м) издателя. И все. И больше ничего. Хотя рассказ — как казалось мне тогда, и как продолжает казаться и сейчас — весьма и весьма необычен (впрочем, как и прочие оба-два). По крайней мере — необычен. При том — суровейший неформат даже на милейшие 80-90-е. Хотя, конечно, может показаться и отвратительным и нечитаемым — как по форме, так и по содержанию. Впрочем, судите сами :-)))

ЯСТЖЕМБСКИЙ ЗБИГНЕВ

Я – ДРАГОН

Возможно ли описать реальность однозначно и при том окончательно? Можно лишь пытаться приблизиться к той точке, из которой мир станет казаться все проще, но и она, эта точка, будет лишь случайностью среди тысяч прочих.




Статья написана 28 января 2011 г. 00:08

Соответственно, вторая статья Я. Дукая — т.ск., "Пять лет спустя". Не столько взгляд на авторов и жанры — сколько и вообще "досмотр на месте". Полагаю, постсоветскому русскоязычному — тоже найдется немало моментов для осмысления: и в формате "как похоже", и в формате "а у нас — по другому совсем".

Исходник: http://dukaj.pl/czytelnia/publicystyka/Kr...

Дукай Я.

Пейзаж после победы, или польская фантастика AD 2006

(„Nowa Fantastyka” nr 292 (2007-1).)

Я не планировал писать этот текст. Он возник в изрядной мере как компиляция и развитие ряда е-мейловых дискуссий (а также – публичных сообщений) о ситуации в польской фантастике, в рамках которых мне все яснее становилось, что наступили глубокие изменения: фантастика уже не та фантастика, о которой я продолжаю по инерции говорить и к которой прикладываю старые критерии. Необходимо подвергнуть подсознательные принципы ревизии и взглянуть без предубеждений.

Первым же условием разумной дискуссии остается явственный осмотр фактов. Но вторым – последовательная оценка.




Статья написана 26 января 2011 г. 01:08

Уважаемый bin_laudan в теме о современной польской фантастике (http://www.fantlab.ru/forum/forum14page1/...) дал пару-тройку ссылок на взгляд на тамошние пределы, так сказать, изнутри. Взгляд тем более небезынтересный, поскольку — взгляд Я.Дукая (ага, того самого, чью художественную прозу так хочется увидеть на русском — про украинский не говорю, поскольку оно фантастика вдвойне :-)))). Поскольку же Дукай говорит весьма интересные вещи (даже в смысле сопоставления со сходными процессами на постсоветском пространстве), то я взял на себя смелость предложить попытку перевода Дукая-публициста на русский (ага, для разнообразия — на русский :-)))).

Исходник статьи — вот здесь: http://www.polonica.ru/node/314 Ну и — ошибки, конечно, могут встречаться.

И — еще раз спасибо пану Павлу за наводку :)


Дукай Я.

Польская фантастика после Лема

(Dekada Literacka nr 183/184 (1-2 2002))

Обычному читателю при словах «польская фантастика» вспоминается Станислав Лем, а кроме – Анджей Сапковский и, возможно, Януш А. Зайдель. Читатель более ориентирующийся вспомнит, наверняка, фамилии Рафала Земкевича или Марека Орамуса; но это и все. Тогда возникает вопрос: а как, собственно, эта польская фантастика выглядит? И здесь начинаются проблемы, поскольку мы имеем дело с образованием настолько аморфным и неоднородным, что все обобщения будут неверными, и ни одна фамилия не репрезентативной.

Завтра-послезавтра попробую выложить и перевод второй статьи — она, пожалуй, даже поинтересней будет (по крайней мере, там есть и про тиражи-издательства, и про польских фэнов-сетевиков и про многое другое) ;-)







  Подписка

Количество подписчиков: 158

⇑ Наверх