FantLab ru

Все отзывы посетителя Antifriz

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Стивен Кинг «Стрелок»

Antifriz, 2 апреля 2010 г. 23:28

Одиночество и жестокость. И, пожалуй, еще беспросветная обреченность. Сразу незаметные, но постепенно все четче всплывающие из страниц книги. Вызывающие далеко не самые приятные ощущения. Мрачные картины следуют одна за другой и временные проникновения света и надежды еще более усугубляют и без того не веселую картину. Таков ли наш мир в будущем? Или это зеркальное отображение настоящего?

“Стрелок” – это история, которую нам мог бы рассказать путник у костра. В этой истории есть место и говорящим воронам, и классическим зомби, и религиозным фанатикам, и необычным духам. Здесь воспоминания детства переплетаются с беспощадным истреблением населения небольшого городишки. Абсурдность существования не скрашивается наличием смутной цели. Путник неспешно повествует про все это, вызывая в слушателях то отвращение, то раздражение. Многим еще долго будут сниться кошмары. Но сумеет ли кто-то покинуть путника, не дождавшись следующего ночлега? То ли с надеждой на лучшее, то ли с присущим многим наслаждением от созерцания чужих судеб.

Погружение в тягучую и безнадежную атмосферу книги не может принести истинного удовольствия. Да автор нам этого и не обещает. В конце концов, читаем же мы почему-то произведения Достоевского, которые ничуть не светлее и не веселее “Стрелка”? Но, тот, кто начал путь вместе с Роландом обязан пройти его до конца. И неважно, каким этот конец будет.

P.S.Сравнительно низкая оценка произведению обусловлена его сложностью для прочтения и некоторыми особенностями, изложенными выше.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Стивен Кинг «The Gunslinger and the Man in Black»

Antifriz, 5 марта 2010 г. 16:08

Как то странно выглядит то, что Роланд после стольких лет погони просто пошел за Волтером, как покорная овца. Раздражает ощущение какой-то предначертанности и предрешенности. Кроме того, пророк из мага никакой – он просто повторил слова оракула.

Раздел переполнен метафизикой вперемешку с философией. Появляется намек на своеобразного Темного Властелина. Наконец мы убеждаемся, что Волтер и есть тем самым Мартеном. В результате практически ничего нового наш герой не узнал. Да еще и потерял десять лет жизни. Далеко не самая лучшая, на мой взгляд, концовка.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Стивен Кинг «The Slow Mutants»

Antifriz, 4 марта 2010 г. 11:00

В этом разделе (рассказе) очень хорошо прослеживается типичное для всего цикла сочетание мрачного ужастика, вестерна и фэнтези. Роланд все больше привязывается к Джейку и понимает размеры того коварства, с каким человек в чёрном толкает его к сложному выбору. И все же стрелок уверен и непоколебим в своем решении.

На фоне событий в тоннеле всплывают отрывки прошлого Роланда. Мы узнаем историю обряда взросления молодого Дискейна. Этот экскурс в стиле Кинга многое объясняет и извлекает еще столько же новых загадок.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Стивен Кинг «The Oracle and the Mountains»

Antifriz, 3 марта 2010 г. 14:49

Роланда продолжают мучить призраки прошлого. Но теперь его сильнее тревожит настоящее. Возможно, впервые он задумывается над тем, сколько потерь он потерпел на пути к Башне. Новое испытание подготавливает ему враг. Кто он, человек в черном? Мартен ли это?

Вместе с этим волею случая (или не случайно?) стрелку открывается смутное будущее. И это будущее не сулит ничего хорошего.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Стивен Кинг «The Way Station»

Antifriz, 24 февраля 2010 г. 15:58

Роланд продолжает свой путь к Башне. Он встречает мальчика, которому суждено стать очередным жертвоприношением на этом пути. А тем временем автор возвращает нас в те времена, когда молодым Дэскейном была принесена первая жертва Башне. Жестокий и циничный мир Роланда обречен на разрушение. Жестокость порождает жестокость. Будут ли все эти жертвы ненапрасными? Наверное, ответ придется ждать до конца цикла.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Стивен Кинг «The Gunslinger»

Antifriz, 21 февраля 2010 г. 00:42

Этот мир совершенно не похож на другие. Мир, где среди пустыни раскинулись одинокие поселения, а главным элементом растительности является бес-трава. Мир, где отношение к чужеземцам иллюстрирует реплика ворона Золтана “Чтоб ты сдох вместе с лошадью, на которой приехал”. Деградирующие жители с ненавистью смотрят на более-менее “нормальных” и здоровых пришельцев, а те, в свою очередь, реагируют на все с параноидальной опаской. Здесь живут девушки-нимфоманки, а инцестуальные связи считаются в порядке вещей. Только здесь ты можешь отстраненно пообедать беконом с пивом в пустом городе рядом с 58 только что тобою же убитыми трупами.

В общем, добро пожаловать в мир, который сдвинулся с места.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Antifriz, 12 февраля 2010 г. 13:38

Чего мы ожидаем от исторического романа? Правдоподобности? Захватывающего сюжета? Хорошо “прорисованных” героев? Или мы хотим увидеть благородного рыцаря, который побеждает всех и вся на пути к своей возлюбленной? Как по мне, здесь показательны два романа классика исторического романа Вальтера Скотта – “Пуритане” и “Айвенго”. В первом случае имеем сложные взаимоотношения враждующих сторон. Во втором – пресловутого благородного рыцаря, от которого уж слишком потягивает “донкихотством”. На вопрос, что мне читать интересней, я выбираю второй вариант. Во всяком случае, с точки зрения взрослого человека, а не школьника.

Чего мы ждем от фэнтези? Я считаю, того самого захватывающего сюжета, героев, атмосферности и… правдоподобности? Стоп. Какая правдоподобность в фэнтези? Они несовместимы. Сапковский доказывает как раз обратное.

А чего мы ждем от исторического фэнтези?

Вот здесь я, не кривя душой, признаюсь, что теперь условия исторического фэнтези для меня диктует пан Анджей. И, в частности, его “гуситский цикл”. И если смотреть с точки зрения предыдущих абзацев, большинство высказанных недостатков романа сразу отпадает. И видим мы не безумно обаятельного борца за правое дело, а обычного парня, который запутался во всех этих политических интригах. Да, может кому-то непривычно то, что Рейневан не может определится, что ему важнее – “дама сердца” или желания отомстить за брата, смешанное с только что сформировавшимся патриотическо-философским мировоззрением. Вот и мечется наш герой.

А задумывались ли вы, каково полякам после эпосов Сенкевича читать про прогнившую шляхту вместе с не менее прогнившей религиозной верхушкой? Или может кто-нибудь сочувствует озверевшим гуситам (ах, как же напрашиваются параллели с нашей гражданской войной начала прошлого века!)?

История никогда не может однобоко трактоваться. В мире с начала времен не было однозначно правых и виноватых. Сапковский взглянул на события того времени с ДРУГОЙ стороны. Он бросил своего героя в гущу событий, где правильный выбор сделать очень непросто. После полукомедийной первой части вторая открывает все “прелести “ гуситских воен. Куда же приведет извилистая тропа войны Рейнмара?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Роджер Желязны «Пятикнижие Корвина»

Antifriz, 1 февраля 2010 г. 16:12

Каждый мир должен обладать своими законами. Это не аксиома. Это только мое личное мнение. У мира Желязны никаких законов не существует. Здесь нет понятия о времени и пространстве. Здесь все события происходят по щелчку автора, который даже не пытается объяснить происходящее (или очень слабо пытается). Хаос царит не только вокруг Амбера. Хаос царит и в самом королевстве. И это раздражает. А сам мир производит впечатление эфемерного облака, с которого автор лепит причудливые образы и фигуры, не заботясь о цельности и смысле их бытия.

Основой вселенной Желязны состоит то ли Путь, то ли Камень Судьбы. Стабильности ни в том, ни в другом нет. Нужно сохранить вселенную – лорд Корвин к вашим услугам. Сейчас стряпает новый путь. Нужно разрушить только что установленный порядок – лорд Брэнд уже бежит с Камнем. Разобраться во всем этом сложно. Да и не очень хочется.

Довольно интересные сюжетные нити на таком фоне выглядят единственным утешением. Но этого мало для действительно хорошего цикла.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Роджер Желязны «Владения Хаоса»

Antifriz, 1 февраля 2010 г. 14:18

Вот и подходит к концу история мятежного принца, который оказался не таким уж и мятежным. Все его представления о мире и порядке вещей перевернулись с ног на голову, перемешались и превратились в пресловутый хаос. Возвращение Оберона окончательно перетасовало карты. Мир оказался на грани уничтожения (так ли?), точнее поглощения Хаосом. Последняя надежда возложена на Корвина и выбора у него нет – спасать мир все-таки кому-то надо!

А способ спасения мира автор не раскрывает до самого конца цикла. Лично для меня он не раскрылся вообще. Нужно создать новый Путь, уничтожить старый, починить старый? Нет, скорее всего, нужно просто подождать, пока Единорог принесет принцу Рэндому Камень и немного помедитировать – вот и восстановилось все. А что тогда делать с созданным Корвином путем? И нужен ли он вообще?

Скучнейшие перемещения по Теням, которые порядком надоедали в предыдущих романах, здесь льются через край. К ним приплетаются еще и нелепые встречи с разными существами (ни дать, ни взять “Алиса в Стране Чудес”!) и философские дискуссии о смысле бытия. В результате получается адски скучная смесь, которую немного оживляет появление новых/старых героев конце и развязка сюжета.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Роджер Желязны «Рука Оберона»

Antifriz, 1 февраля 2010 г. 12:48

Случилось! Принц Корвин наконец додумался (за полтора(!)романа) наведаться таки к старику Дворкину и порасспрашивать, что же загнило в Амберском королевстве? А загнило то основательно! И расхлебывать все придется, конечно же Корвину.

Сюжетные линии “Руки Оберона” запутываются со временем все сильней, что никак не сравнить с первой частью. Прогресс налицо. Крутые сюжетные повороты довольно сильно увлекают. Вот еще бы автор объяснил некоторые нюансы. Например, каким образом Дара так легко сделала Ганелона в Авалоне (версия про умышленный обман как-то не клеится)? Или почему Брэнд так быстро нашел Камень Судьбы в Тенях? Желязны в своем стиле предоставляет читателю возможность домысливать самостоятельно. Не знаю, как всех, но меня это раздражает.

Роман спасает неожиданный оборот в самом конце. Поэтому и общее впечатление от его прочтения несколько лучшее.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Роджер Желязны «Знак Единорога»

Antifriz, 28 января 2010 г. 23:11

Итак, принц Корвин добился своего, заняв престол Амбера. Смерть главного конкурента расчистила путь к власти. Но, к счастью для читателя, проблемы принца и всего королевства на этом не закончились. Внешняя чума вместе с внутренними усобицами угрожает уничтожить Амбер.

Самое время сесть и обдумать ситуацию. Что и делает Корвин вместе с друзьями. Для этого автор возвращает нас в прошлое и открывает тайну предыстории. Затертый, но надежный прием. В результате роман оказался почти детективным. И, на мой взгляд, этот детектив у Желязны вышел удачней предыдущих экшенов.

И, все-таки, на виду те же недостатки. Возьмем хотя бы персонажей. Сколько их во всем цикле? Девять принцев, несколько сестер, Ганелон, Дара, Моэри, Джонин, Рейн Лоррен, несколько слуг и вассалов. Это все, что я припомнил. А где же вторичные герои, которые создают фон и атмосферу. Кажется, что Амбер – это один город с окрестностями, в котором половину населения составляет королевская семья.

И все же третья часть цикла выглядит позанимательней предыдущих.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Роджер Желязны «Ружья Авалона»

Antifriz, 23 января 2010 г. 22:37

Оказывается Желязны еще и умеет насыщать сюжет художественными подробностями. Штука, не играющая особо важную роль в фэнтези, но все же скрашивающая чтение. Наконец понял, чего самого главного не хватает “Хроникам” — эмоций. Даже нет – неадекватность отображения эмоций. Сравнить хотя бы бурную реакцию Бенедикта на смерть слуг и молчаливое созерцание братьями смерти Эрика или странное поведение Ганелона относительно Корвина. Истинно удивляет, как гонимый местью главный герой вдруг проникается сочувствием к погибающему брату на поле битвы. И снова финальная сцена, которая должна по замыслу стать самой яркой, мало того, что сжимается до размеров нескольких страниц, так еще и полностью лишена эмоционального напряжения.

Греет душу появление хоть какой-то интриги в сюжетных сплетениях. Мир Амбера начинает обретать какой-никакой смысл. Поэтому продолжаем путешествие.

Вторая часть значительно сильнее первой. Но не настолько, чтоб выставить ей “8”.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Анджей Сапковский «Ведьмак Геральт»

Antifriz, 20 декабря 2009 г. 14:23

Такой фэнтезийной саги до Сапковского мы еще не видели. Этот мир построен на смеси славяно-германских мифов и являющий собой альтернативное средневековье. Сложные политические интриги, отсутствие четко определенного “добра” и “зла”, харизматический главный герой, блестящий сюжет, неоднозначная концовка. И это далеко не все достоинства саги.

Мир Сапковского увлекает буквально с первой страницы (да!да!, та самая сцена!). Наша реальность, спроектированная на средневековое романтическое прошлое и щедро приправлена магией. Именно реальность, ведь ничего здесь не происходит просто так, по щелчку автора. И магия – всего лишь древняя, забытая сейчас сила.

“Ведьмак” – сложное, можно сказать, интеллектуальное фэнтези. Новое слово в этом жанре. В сравнении с ним даже легендарный “Властелин Колец” как-то меркнет.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Роберт Сальваторе «Незримый клинок»

Antifriz, 19 декабря 2009 г. 18:46

Очередное пополнение конвейера Forgotten Realms. Причем не самое лучшее. Откровенно натянутая душевная мука одного из главных героев – Вульфгара (что же такое увидел у демона?). Никакой интриги. Нудные монотонные приключения.

Отчасти спасает книгу имя вселенной и “фирменные” бои. Годится только на то, что скоротать время ожидания в транспорте или еще где-нибудь. И то не всегда.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Antifriz, 19 декабря 2009 г. 16:09

Наверное, нужно писать отзывы (а это действительно отзыв) сразу после прочтения книги. Когда бьют наружу все эмоции. Данной книги это не касается. Все впечатления свежи в памяти и через несколько лет. Одна из немногих книг которую можно перечитывать несколько раз.

Меня, школьника, когда-то (да не так уж и давно) она действительно заставила по иному взглянуть на мир. Бесспорно гениальная вещь. Вся философия предшественников бледнеет и угасает перед “Портретом”. Кто такой Генри Уоттон? Дьявол, гений, или безумец? Иногда не знаешь, ненавидеть его образ, или восхищаться им. Кто вообще способен растолковать полностью эту книгу? Уверен, автор писал ее далеко не в целях морализма.

С этим шедевром можно ставить в один ряд только такие произведения, как “Мастер и Маргарита” или “Фауст”.

И в это время где-то в глубине души таится ощущение, что стань передо мной выбор, я избрал бы путь Дориана.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

Antifriz, 18 декабря 2009 г. 23:45

Исток всея фэнтези как ни как. Целые народы придумывали эпосы веками. А один(!) лондонский профессор сочинил за десяток-другой лет. Имея, конечно, уже неплохую мифологическую базу.

Очень продуманная книга, но в некоторых местах продуманность ей и мешает – читать становится немного скучно. Потому ценность ее как самостоятельной книги несколько умаляется. Но как энциклопедия альтернативного мира – образец для подражания. Что и было использовано последователями.

Из недостатков – обилие имен, в которых невольно запутываешься и навязываемое автором ощущение предрешенности всех судеб и абсолютной праведности одной из противоборствующих сторон – ну прям таки Библия.

Если честно, особого удовольствия книга после прочтения у меня не вызвала из-за своей энциклопедичности и перечисленного выше. Поэтому только “8”. Но любителям фэнтези для прочтения обязательна.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»

Antifriz, 18 декабря 2009 г. 22:03

А разве есть кто-то, кто хотя бы не слышал об этой книге? Есть? Ну, тогда не поздно нагнать упущенное вместе со своими детьми. Замечательная сказка, которая увлекает с первой же страницы. Одно из самых ярких воспоминаний детства, связанное с книгами.

Поставил «9» только за присутствие плагиата. Хотя плагиат ли это? Последующие сказки Волкова доказывают обратное.

Не верю, что есть дети, которые, начав, не захотят прочесть до конца эту книгу. Да что там, даже самый заправский 10-летний сорванец испугается злой Бастинды и будет увлеченно переживать за Элли и ее друзей. Говорите, Ваш ребенок не любит читать? Дайте ему “Волшебника Изумрудного города”!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

Antifriz, 18 декабря 2009 г. 21:32

Когда прочел в детстве, эту книгу, понятия о жанре фэнтези у меня не было в принципе. Можно понять мое восхищение – это ведь была не обычная, знакомая мне, сказка. Кто такой Дж.Р.Р.Толкин, я не знал. Не знал также ничего о других его книгах – в библиотеке была только эта. Та самая, что первой стоит в списке изданий под аннотацией. Много позже посмотрел фильм Властелин Колец…

Если не ошибаюсь, “Хобит” – первая удавшаяся попытка возродить народную мифологию. Которая оформила задел целой эпохи. Книге присущи все атрибуты хорошей сказки: интересные герои, занимательное путешествие, победоносная битва в конце и гора сокровищ в награду. И вместе с этим между рядков проглядывает мрачность и взрослость, отличающая “Хобит” от обычной сказки.

Как сказка, “Туда и обратно” выше всяких похвал, хотя как полноценное фэнтези немного не дотягивает. Хороший выбор для ознакомления ребенка (или не совсем ребенка) с классикой фэнтези. Поверьте, его не нужно будет заставлять дочитывать книгу до конца!

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Роджер Желязны «Девять принцев Амбера»

Antifriz, 18 декабря 2009 г. 19:10

После прочтения книги возникло искреннее удивление: чем обусловленная бешеная популярность цикла? Ответ так и не был мною получен. Хотя ожидания от Амбера были большие. Судя по отзывам, самое то что, мне требовалось. Но…

Первые страницы читались в ожидании. После сцены у Флоры стало скучновато. Прибытие в Амбер и атака на Эрика вообще повергла в уныние. Оставалась надежда на последующие тома. Которая, честно говоря, в некоторой мере оправдалась.

Итак, конкретно по фактам. В первую очередь огорчила неадекватность и непродуманность мира. Путешествия героев в Тенях, под водой и т.д. вызывали впечатление, что автору нужно просто переместить перса или всю компанию из точки А в точку Б.

Сюжет линейный и предсказуем. Атмосферность практически отсутствует. Мир Амбера выглядит так, словно все события и магия происходят по щелчку автора. Герои не проработаны и, как будто, неживые, картонные. Тот же Дворкин вместо ощущения загадочного волшебника вызывает ассоциации с полоумным деревенским шутом. И если автор под его психическим сдвигом хотел спрятать таинственность, то этого у него не вышло.

Атака Амбера вообще вне всякой критики. Это, впрочем, было уже подмечено. А признания Корвина в любви к Амберу выглядят детским лепетом.

Из преимуществ книги стоить отметить отсутствие штампов и оригинальность повествования от первого лица.

Может, после прочтения Сапковского я не могу воспринимать таких книг? Или прочитать Хроники стоило лет на 5 раньше? Не знаю. Могу сказать только, что второй и третий тома оказались куда интересней, тогда как первый был прочитан как дань классике. Тем, кто со скрипом осиливал первую часть, стоит продолжать читать дальше.

Оценка «6» поставил только из-за поправки на книгу, как одного из родоначальников жанра. В другом случае был бы еще более низкий бал.

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Анджей Сапковский «Башня шутов»

Antifriz, 18 декабря 2009 г. 15:49

А разве не обилие различных взглядов на книгу доказывает ее неоднозначность и мастерство автора? Книга то ведь нестандартная...

Но все по порядку.

Сразу кидается в глаза — это не «Ведьмак«! Ожидания «ведьмачества» от книги и привело к разочарованию многих. Ценность этой саги совсем в другом.

Главным достоинством книги, на мой взгляд, есть ее концепция. История становления человека. Начало долгого пути перемен и страданий. Сложным вышел сюжет. Это не классическое фэнтези с сюжетом образца «пришел-убил-идем дальше, к победе правого дела». Здесь герой периодически возникает в разных местах. Действие сюжета переносится из одной точки в другую. Из-за этого может возникать ощущение рваности, путаницы. Но ведь легкого чтения у Сапковского искать бесполезно. А наcчет дураковатости Рейневана, так главный герой не должен быть «героем» в буквальном смысле. Рейневан в первую очередь простой парень со всеми недостатками. В начале романа он еще полон иллюзий и заблуждений. Которые потом развенчиваются жизнью.

Немного о мастерстве автора. Начало книги — блестящий образец. И это касается не только стартовой фразы про конец света. Сцена в Бургундии просто шикарна. Поборникам нравственности в другую сторону. Средневековье этим не славилось. А чрезмерной эротизированостю (на грани с извращением) страдают хваленые книги Коэльо и Кутзее, но не эта. Здесь все к месту. Как и фирменный юмор автора. Прекрасная эрудированность Сапковского и стремление его натолкнуть читателя на самостоятельный поиск исторических и литературных сведений еще больше подносит книгу.

Одно из многих преимуществ книги — герои. Умело созданные, многогранные персонажи. Чего стоят только Шарлей с Самсоном. Они дополняют создают атмосферу книги. Образ Стенолаза вообще достойный высших похвал.

И немного о недостатках. Вечное спасение Рейневана перестает относится к таковым, если посмотреть на него как особенность любого остросюжетного произведения. Да толкиновский Фродо сотни раз мог погибнуть на пути в Морию. Но интересней ли от этого стала бы книга? Отсутствие четкого сюжета и цели главного героя — намеренное, потому и нужное. Отсутствие карты и детальных описаний как героев так и мест действия не умаляет ценности книги. Это стиль пана Анджея.

Итог — прекрасная, нестандартная книга, заставляющая серьезно задуматься. И улыбнуться в некоторых местах. До икоты. Атмосфера сродни кинговской и толкиновской. Да, многие не оценят после прочтения. Но это закономерно. Наперед ведь не знаешь, понравится или нет...

Мне понравилось.

Оценка: 10
⇑ Наверх