Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «nik_sana» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 января 2011 г. 16:09

Самый парадоксальный и безответный вопрос: откуда берутся идеи? Само собой, ответа нет и адреса, куда посылать за вдохновением с ведерком, а тем более – цистерночкой.

Но все же, хотя бы один раз я точно и полно запомнила, как все началось и как оно закрепилось якорем в душе – то ли вдохновение, то ли еще что, ну один Бог ведает.

По работе за день накапливалось много поездок, и когда было на душе хреново, а маршрут позволял, я старалась попасть в один и тот же торговый центр, в один и тот же фудкорт и там взять шашлык. Так сказать, награду за труды и стимул к их продолжению. Именно в этом заведении в комплексном обеде имелся шикарнейший, просто настоящий, шашлык и по вменяемой для Москвы цене стандартного ланча, примерно 200 рэ с чаем и салатом.

В общем – повадилась. Ездила. И обычно в паршивейшем настроении пребывала, пока не получала порцию двухсотрублевого счастья с запахом обжаренного на углях мяса, свежего лука, киндзы. С томатным соусом в крапинках перца на поверхности, с пресной лепешкой и нарезкой капуста-морковка. Вкусно, сытно, настроениеподнимательно...

С голодухи я, урча животом и сглатывая, игнорируя все прочее, ждала крика от кассы: «шьашьлы-ик»! Сами понимаете: ребята работали в заведении по контракту, узбеки, и работали на совесть, с радушием и охотно. Кстати, шашлык делали сразу для порции, а не разогревали холодный – что редко бывает в формате ланча.

В общем, в тот день сидела я, как волк в засаде, и караулила своего барашка. Когда мимо кто-то прошмыгнул и что-то оставил на столе, сперва не заметила даже. Потом глянула – а чего оно на моем столе, в моей засаде, пристроилось без спроса? Это была черепаха. Глиняная, в глазури. Грубо сделанная, как-то она мне не глянулась... К тому же за день меня достали и по работе, и эти – на перекрестках. В Москве бывает: они вроде зеленой волны, с утра попадаются и уж добавляют злости. Молодые здоровые ребята, разносящие на перекрестках бумажки с типовой надписью – прошением о помощи. Почему я должна кормить этих восемнадцатилетних амбалов и чем они больны, кроме лени в сочетании с первой-второй стадией криминализации, не знаю. Они не колясочники, не безрукие, в приличных куртках и без видимых патологий...

Под черепахой лежало воззвание, напечатанное на восьмушке стандартного листа, и смотрелось оно тоже – стандартно. И «100 рублей» в самом низу текста я сразу рассмотрела. И озверела. Ну блин, ну почему я уродилась такой, что меня норовят развести на пирожки каждый раз, как последнюю Красную шапочку? Ну что у меня на лбу такое написано, почему они все прутся к моей машине, моему столику и моему месту в метро?

Я эту черепаху демонстративно переставила на пустой стол, я туда же шваркнула бумажку и гордо отвернулась. Злая – ужас-ужас до какой степени...

— Шьашьи-ик! Заказ! – сообщили мне.

И я рванула с места прыжком брать своего барана, тепленького. Сказала спасибо, принюхалась, расплылась в улыбке – и совсем другим человеком, в облаке шашлычного духа, поплыла к столику, предвкушая пиршество. Бездомную и неугодную мне черепаху в это время как раз забирали с соседнего столика. Её хозяйкой оказалась тощая девушка в старой куртке с линялым енотом на воротнике. Выражение лица у неё было какое-то обиженно-виноватое. У глухонемых вообще лица чуть иначе показывают эмоции. Черепаху она забрала бережно, как живую – посадила в ладошку и опустила в рюкзак. И ушла.

А я села со своим потрясным ланчем и почувствовала себя окончательно плохо, хоть вой. Ну что в моей жизни меняли 100 рублей? Ну почему я решила, что могу судить, не глядя, заглазно? И как вообще в нашем «добром»городе живется глухонемым... По крайней мере в тот день мне казалось, что я, я одна, кому-то отравила человека, плюнула в душу и вообще гадюка я... Необъективно, как любые эмоции. Понимаю. Умом. И съела я свой шашлык, у меня не испортился аппетит. И делами занялась. Но эта черепаха засела где-то в памяти.

Потом из-за той встречи появилось много дополнительных мыслей и вздохов. А подавать или не подавать? А кому я делаю больно и плохо, отказывая? А есть ли смысл кормить лентяев, ведь большая часть попрошаек все же не нуждающиеся, а именно лентяи, и сортировать одних от других – непосильно... И не думать, и не сомневаться, и не судить – тоже не получится никак.

В итоге самогрызанья написался рассказ «Две стороны монеты». Если верить его оценке читавшими, грызла я себя сильно и с толком...

В общем и целом я считаю, что мне зачлось самоедство. Где-то, не знаю, где и не замораживаюсь. Но зачлось, потому что второй раз я встретила черепаху (не ту же, это было бы слишком!) в другом торговом центре, тоже во время ланча. Расставлял глазуревые поделки по столам парнишка, совсем молодой, чем-то похожий на ту обиженную мною девушку. Тощий, в старой куртке секонд-хендовского происхождения и с этой безмятежностью на лице, свойственной лишенным слуха, отстраненным от нашего мира суеты и болтовни.

Черепаха была классная. Абалденная она была. Очень аккуратно сделанная, с шикарной проработкой деталек. Я прочла очередное стандартное воззвание, прижатое к столу неглазированным глиняным брюшком. Все те же «100 р.» значились в финале и были выданы создателю черепахи с благодарностью. Слышать он не слышал, но по выражению лица все понял. И порадовался – это было заметно и мне очень приятно...

Черепаха уже вечером поселилась у меня в комнате, на столе. Некоторое время просто стояла, без дела. Потом я придумала ей имя — Ами. Она была правда – настоящая, теплая, толковая, к тому же все написанное выше – оно где-то фоном присутствовало в отношении. Имя Ами выбиралось долго, мне хотелось, чтобы оно было коротким, простым и перекликалось в звучании отдаленно со словом «мир», переделанным. И с понятием «друг».

Вот такая история. Точнее, предыстория. Потому что без Ами на столе я точно не стала бы писать последнюю историю из цикла книг о мире Саймиль. Она идеально подошла туда в качестве корабля. Большого, живого, разумного, вмещающего целый мир и несущего на спине два модуля планетарной разведки.

Кстати, покупка черепах не стала манией, не надо обо мне так думать. Проще отдать 100 рэ, чем копить неправильных черепах. Позже я встречала ребят, продающих похожие фигурки, еще несколько раз. Купила только одну, отвезла Нате Серовой, моему обожаемом художнику. Но моя Ами все равно лучшая...


Статья написана 22 января 2011 г. 17:59

Более гадкого ощущения от чтения не получала уже не помню, как давно. Потому и пишу. Боже мой, я не думала, что одной книгой можно всколыхнуть в моей весьма спокойной и далекой от национализма душе целую бурю злобного агрессивного антивеллеризма — не буду распространять это на нацию, она не при чем)))

Собственно, в трэш книга отправится по одной конкретной причине. Аффтор в двух предложениях описал всю деятельность партизан Беларуси. И тут меня прорвало.

Оказывается, они (согласно Веллеру) делали следующее: грабили склады; отрезали яйца немцам и пихали в рот, обливали немцев водой и ставили замерзшие статуи указателями на дорогах; иногда пускали под откос поезда. Прочла в оригинале три раза весь абзац, надеясь на ошибку. Но — все точно. Образ мародеров и дикарей создан, и ничего иного я не наблюдаю. Кроме вопроса: а зачем??? Если исключить вариант обычной банальной бравады антисоветчика, привыкшего упрощать и строить из искаженной реальности гнилые пугалки для наивных, то — зачем??? Бога ради, объясните мне, что в этом смешного? Если книга в жанре и сатиры, то что здесь-то смешного? Я видела Хатынь. Я видела Брестскую крепость. Я достаточно хорошо знаю историю партизан Беларуси и Тарасюка в частности. "Мальчики любят играть в войну" — это не о нем и не об оккупации Беларуси, это совсем гнидское заявление.

В целом впечатление осталось жуткое. Эдакий постсоветский взгляд назад с претензией на усмешку. Может быть, меня он так больно ударил, потому что много было друзей у отца в Питере, и я еще ребенком помню тот город. И детская любовь к Питеру осталась навсегда неистербима и как-то даже священна.

Помню коммуналки наших знакомых, нелепые ломтики комнат, где высота потолка больше, чем ширина помещения и все время хочется поставить комнату на бок — так правильнее для жизни. Так — не давит достоевщина из блеклых белоночных окон... А жить пускают радушно и тесянтся, и с соседями знакомят, и совсем незнакомые вчера люди берутся помогать смотреть город с этим их странным и чуть забавным покровительственно-небрежительным отношением к москвичам. Но мы-то уже "свои москвичи", перекованные.

Пмню смешного ГАИшника, остановившего нас за проезд на мигающий зеленый из-за московских номеров. Господин Веллер! Евреем в Питере быть не сложнее, чем москвичем, таки — да...

Я помню город, вымытый поливалками, по которому мы ходили ночью и не боялись ничего и никого. Разводные мосты, создающие странное одиночество в душе, словно нитки твоих нервов рвутся — и утекает вода реальности, мешаясь с мистикой и возвращаясь туманом...

Еще помню питерских старушек, любая из них при первом же обращении улыбалась и любая готова была рассказать: и как проехать, и где искать, и заодно добавить пару историй о прошлом. Это радушие Питера было не показным и оно так странно отапливало и наполняло солнечным светом серый камень его домов и серое небо его дождей...

Я не пытаюсь идеализировать, но все же город — он не может быть описан "легендами" из жизни барыг, шлюх и стукачей, если ничего более нет на другой чаше.

Я не знаю, зачем обгаживать город, назвав его в послесловии любимым. Впрочем, слово "любовь" в этой книге однозначно синоним перетраха. Если он так любит Питер — ну, тогда все вполне и даже более чем внятно.

"легенды невского" — единственная и последняя кнга автора, прочтенная мною.


Статья написана 21 января 2011 г. 18:46
Поскольку мне уже сообщили из "Альфы", что книга пришла, ничего не перепутано и все штатно, могу праздновать)))
Из серии Саймиль вторая была (как уже отметили вполне точно) транзитной. Хотелось попробовать работать с большим числом сюжетных линий и оценить их оптимальное для себя число. "Трешка" — "Убить эльфа" в этом плане построена жестче, 2 героини — две основные линии. Исходно хотелось сделать более четким контраст между темным бытом одной ГГ и праздником жизни другой, но избыток контраста лишает маневра, так что несколько смягчила.
Самая случайная глава в книге — последняя перед эпилогом. Я все подозревала, что её ампутируют при редактуре. Вполне бы было можно. Эпилог написан как раз под "ампутацию".

Как и прежде, хвастаюсь наличием любимого иллюстратора. Все же это немалый кайф: знать довольно точно внешность тех, о ком пишешь — и вдруг увидеть их точно такими и даже лучше. Сюда выложу то, что именно лучше.


Кира. По сути дара — едва ли не идеальный целитель. Существо в остальном милое, взбалмошное, доброе и ужас до чего беззащитное — не умеет за себя постоять, от людского хамства чахнет, от больной природы загибается... Впрочем, у неё есть личный жбрых, с ним не пропадет. Очень жаль: жбрыха не нарисовали ни в издательстве, ни еще хоть где.



Крыса Руни, или в переводе — денежная крыса. Шедевр рисования. Если закрыть прическу, лицо меняется к лучшему. Но с такоим прилизом на башке — особо фальшив. По жизни подобен органайзеру. Анализирует все и себя в том числе. Очень, очень полезный человек, но его время стоит чудовищно дорого и он часто подчеркивает сей факт. Практичен, имеет такие связи — мачеха Золушки позавидовала бы.



Тим. Образование существенно ниже среднего. Боевая подготовка заметно выше ожидаемого. К курсантам навыки боя применяет с осторожностью — "хлипкие они пошли, и как эльфов ловят? Меня б не споймали...". Ценим до потери самовлюбленности котом по кличке Ревун как главный поставщик куриной печени.


Статья написана 19 января 2011 г. 20:03

У меня есть мечта жизни. Имею я на это право? Вроде — да...

Я мечтаю написать настоящую детскую книгу. И каждая доработка напильником убогого паровоза текста до формы современного истребителя (кто не знает эту шутку о военной сборке? вроде, бородатая она) — так вот, каждая доработка приводит к приступу отвращения к себе. Я с осени бьюсь над словами и тоном. И оно вроде движется, но всякий раз до срыва и бросания дела и снова начинания с ничего и самоуничижения. Я не знаю, почему это так жрет нервы и даже почти больно. Но жрет, факт.

ну и ладно.

Вот вам кусок, который ничего не проясняет, но позволяет судить о тоне и стиле. Кажется, именно он пока не вызывает у меня приступов самоедства.


"На закате можно горстями черпать из моря золото, и его не убудет ничуть. В это время бухта Счастливой монеты всего красивее. Особенно в безветренную погоду. Темная полоска мокрого песка узкая, волны на тихой воде едва заметны, погода такая – лучше и не бывает. Для чего? Для сказки! На закате при хорошей погоде в бухту приплывает сам капитан Эгра. Конечно, если корабль старого путешественника стоит на якоре в большом столичном порту. А ведь известно: он в последние годы редко ступает на сушу, если однажды уже посещал её. Так чаще всего делают первооткрыватели. Откроют остров или целый материк, дадут ему имя, рассмотрят наспех прибрежные красоты – и снова поднимают паруса, и снова спешат к неизведанным берегам… Но бухта столицы – место особое. В этом городе капитан, и это всем известно, жил давным-давно, когда еще не был ни первооткрывателем, ни даже капитаном. Он вырос тут. И потому на этот берег возвращается раз за разом, и всегда на закате приплывает в бухту Счастливой монеты.

И всегда его ждут дети. Потому что никто во всем большой городе не умеет лучше капитана Эгры рассказывать сказки. Дети его так и зовут – Сказочник. Сидят на берегу, набирают полные горсти жидкого золота вечерней морской воды, шелестят влажными ракушками и цветными камешками. И ждут.

Капитан всплывает у дальних скал, булькая и фыркая. Его панцирь кажется в закатной воде тоже – золотым, драгоценным. Эгра быстро плывет к берегу, и усы волн тянутся за ним, словно уговаривают не покидать море..."


Статья написана 17 января 2011 г. 12:47

Для меня всегда были загадкой неразрешимой два постулата "нормальной книги". В ковычках потому, что это не мое мнение, но весьма частое и устоявшееся.

1 — в книге должны быть злобные злодеи, силой равные / превосходящие героев. И главная фишка "хорошей" книги — это финальное мочилово. Где хорошие (условно) и плохие (тоже условно) полягут. В разных пропорциях, прострадав в интригах весь сюжет...

А если я считаю, что все самое интересное происходит не снаружи, а внутри? Ну убьют героя, ну и что? Ну выживет он... Ну владет он жуткомогучей силой и пилюет проклятия налево-напрво, и в него пилюют. А если мне сам факт его участия в великих битвах не интересен? Если я не полагаю брутальное оттачивание техники боя — развитием? Если мне гораздо более сложным и важным кажется то, что он научится видеть мир хоть самую малость по новому? Преодолеет какой-то свой внутренний ступор, лишится нелепого предрассудка?

Если я верю, что куда интереснее избежать самого факта войны, чем составить "достоверное" соотношение трупов х/п?

Для меня сила героя — его умение оставаться вменяемым и нормальным, не впадать в манию величия и не кичиться своей мега-магией (предположим), не заболевать комплексом "американского доброго дяди", знающие лучше всех, что такое добро и несущего это добро на кончике боеголовки...

Значит, я нихрена не понимаю в хороших книгах.

2 — сила героя ограничена его... силой. И если у вас 20 мегатонн магии, вы круче тех, у кого 10 мегатонн. И они говно жидкое, а вы — обладатель малиновых штанов, тройное ку обязательно. Ну, то же самое с коварством. Все взрослые герои должны быть коварны. Они же взрослые. Это логично.

Я все в том же ступоре. А если я не пишу про наш мир и не вижу ни малейшего смысла моделировать то, что уже есть и уже завело нас туда, куда завело? если я не понимаю, почему всякий нелюдь должен или стать отражением порока (гномы — пьяницы или корыстные жадобы) и иметь в душе те же мотивы поступков, что и средний людской король / граф / горожанин, смотря по статусу? Но если так — на кой хрен его делать эльфом-то?

В общем, нихрена я не понимаю и в силе.

Потому что убеждена: ну или станут "ТВ" типовыми, или научатся составлять для себя иной список внутренних ограничений по применению силы, чем мы, люди. А иной — так мне казалось — это в первую очередь система обоснования рамок вмешательства и невмешательства.

____

В целом видимо день такой сегодня... Почему-то вдруг стало до брезгливости противно. Неужели вообще бесполезно писать не о войне и не о гнидах "неоднозначных"? И неужели кроме культа силы, все прочее относится автоматом в разжел "розовые сопли"? Тогда по идее надо просить модератора снять все, что я пишу, с этого сайта. Потому что я сознательно пишу именно сказки. Не потому, что живу в идеальном мире и дурой уродилась и ничего не вижу. А потому, что грязи и так много, а света — мало... И потому, что жить в мире и не применять силу на мой взгляд куда сложнее, чем воевать и громить.





  Подписка

Количество подписчиков: 31

⇑ Наверх