FantLab ru

Все отзывы посетителя bvelvet

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

У. Т. Квик «Заложник вчерашнего дня»

bvelvet, позавчера в 22:49

Исключительно увлекательный и нелепый роман, в котором смешаны теории Стивена Хокинга, хронопарадоксы, финансовые коллизии и конфликты разных рас в космосе, а также артефакты и семейные тайны. События сменяют друг друга очень быстро, предсказать, куда заведет автора прихотливое течение его фантазии, довольно сложно, но смысла во всем этом искать не стоит. Главный герой, 17-летний юноша, хлопая глазами и ушами, попадает в самый центр очень сложной космической игры, на кону, естественно, судьба человечества, а враждующие стороны и их цели почти до самого конца остаются для читателей совершенно загадочными. Романтический интерес, естественно, появится, но ближе к концу сочинения, а научные выкладки поражают каким-то утрированным идиотизмом (думаю, дело не только в переводе). Вместе с тем оторваться от этого безумия нет никакой возможности — но если б автор сочинил продолжение, я бы, наверное, не выдержал и книжку вышвырнул в окно.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Уильям Гринлиф «Инцидент на Тартаре»

bvelvet, позавчера в 20:29

Занятный роман, как будто склеенный из двух неравнозначных частей. В одной фининспекторы, попавшие в переделку, пытаются выбраться с Тартара — и это увлекательный, хотя и глуповатый боевик. Во второй речь идет о бюрократической волоките в космическом будущем — и это читается как затянутая и несмешная сатира. Поскольку главы о затерянной планете и бюрократах чередуются, впечатление складывается странное. Читать вроде и любопытно, но ничего особенно интересного Гринлиф предложить читателям не может. Итог — среднее развлекательное произведение

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Генри Райдер Хаггард «Рыцарь пустыни, или Путь духа»

bvelvet, 20 апреля 13:03

Мне книжка показалась немыслимо скучной; хуже, наверное, только «Беатрис» — я домучил роман с трудом, перелистывая страницы. Как резонно заметил предшествующий рецензент, легко догадаться, чем все закончится, а нюансы развития событий не увлекают нисколько. Через неделю уже трудно вспомнить подробности, пришлось в книжку заглянуть

Несомненно, это роман, связанный с определенной эпохой и представлениями данной эпохи — по крайней мере, суждения о любви и браке отличаются нарочитым викторианством. Тема «затерянного города» в этой книжке оказывается приплетенной ни к селу ни к городу, а характеры главных героев... Таких, извините за выражение, зануд Хаггард, кажется, никогда не описывал. Они действительно скучные, скучные, скучные — и рассуждения вымученные, и речи банальные (даже прекрасный перевод не помогает). Экзотические сцены описаны нарочито невнятно, даже ночной обряд кажется бледной копией соответствующих страниц «восточных» романов Хаггарда. Оставил себе книжку исключительно ради полноты собрания (и еще повесть с прекрасными иллюстрациями в том же томе), перечитывать точно не буду

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Генри Райдер Хаггард «Осколки вечности»

bvelvet, 20 апреля 12:58

Книжка выделяется в лучшую сторону на фоне таких «нравоучительных» писаний о вечной любви, как «Джесс» или «Стелла Фрегелиус». Хаггард попытался развернуть оккультную тему, продемонстрировав неплохое знание психометрии и месмеризма, а также выразив свое неоднозначное отношение к Теософскому обществу и его основательнице, Е. П. Блаватской. Книга прекрасно переведена и легко читается, невзирая на обилие отвлеченных рассуждений. Да и сами рассуждения куда уместнее, нежели в вышеупомянутых романах. Конечно, Хаггард в очередной раз рассуждает о собственной несчастной любви, о роли злонамеренных отцов и о неизбежной встрече возлюбленных в грядущей жизни. Но развернут этот сюжет куда оригинальнее обычного, да и характеры героев продуманы очень тщательно; и пастор, и мистер Найт, и Изобел, и мадам Риенн — запоминаются, это действительно яркие образы, и читать об этих людях интересно. Да, перед нами викторианский роман, отражающий страх перед неизбежным крушением Империи и неизбежным крахом недостижимых устремлений. Но книга — не только исторический документ, это блестящее описание жизни и любви; Первая мировая стала для Хаггарда настоящей трагедией, и так откровенно о войне он вроде бы нигде не писал. Очень любопытная, наводящая на размышления книга.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Жан Рэй «Сладкоголосый вампир»

bvelvet, 7 апреля 21:20

Да, как говаривал незабвенный Михалыч, «жить захочешь — еще не так раскорячишься...»

Небогатый молодой писатель Жан Рей (своего имени он под этими текстами, кажется, не ставил) в короткой повести обрушивает на головы читателя всю машинерию бульварной литературы: замки, подземные ходы, роковые женщины, кровавые, кровавые, нет, даже КРОВАВЫЕ убийства — в превеликом множестве. Естественно, цель всего этого — привлечь внимание непритязательной публики. Сделано все с умом, но без души, с талантом, но без энергии, с выдумкой, но без подлинной фантазии. Характеры, детали, психология? О чем вы говорите... Бульварная же проза... Это не значит, что читать нельзя — читается хорошо, легко, но и только... Многим, впрочем, нравится — для отдыха самое то. Мне вот такой отдых не по нраву, но я и читать про Диксона больше не стану.

Разгадка тайны Сладкоголосого Вампира меня изрядно повеселила, многочисленных жертв совершенно не жалко, никаких следов дедукции Диксон не демонстрирует и рядом с Холмсом близко не стоял. В общем, хорошо переведенная и легко написанная ерунда. Если хочется лютого трэша в духе бульварной детективной литературы — лучше Жюля де Грандена почитать, там хотя бы весело...

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Фрэнсис Брет Гарт «Тайна гасиенды»

bvelvet, 7 апреля 20:42

Рассказы о привидениях — это все-таки особый жанр. Брет Гарт попытался освоить его, но не преуспел — получилась предсказуемо дамская история; и призраков в ней, на мой взгляд, многовато, ни ужаса, ни волнения они не вызывают, а традиционные для писателя мотивы отступают на второй план. Читается легко, но не более. Зато повесть короткая. Два других текста из сборника «Тайна гасиенды» куда лучше.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Фрэнсис Брет Гарт «В снегах на Орлином дворе»

bvelvet, 7 апреля 20:40

Очень приятная романтическая история про благородных разбойников и честных джентльменов, прекрасных дам и гнусных дельцов, бродячих медведей и снегопады в горах... Начинается все с ограбления дилижанса, но дальше, казалось бы, простая история приобретает неожиданный оборот. Стереотипы журнальной словесности поданы у Брет Гарта оригинально и убедительно. Да, это не великая литература и не лучший текст Брет Гарта, но и средние тексты замечательного писателя куда лучше коммерческой жвачки, которой нас потчевали и потчуют... Приятно было окунуться в атмосферу диких американских гор на пару часов.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Конни Уиллис «Не считая собаки»

bvelvet, 30 марта 21:12

И еще одно викторианское путешествие по Темзе — на сей раз не только с собакой, но и с кошкой.

Сотрудник хронолаборатории, страдающий от глухоты, тупости и чрезмерной эмоциональности, заброшен в 1888 год, чтобы сделать неведомо что... Нет, потом он, конечно, все вспомнит — и ликвидация хронопарадокса выйдет уморительно смешной, увлекательной и неглупой, тем более в обстановке любимой мною викторианской Англии...

Но, черт побери, почему же мне было так скучно? Джером и Вудхауз тоже однообразны, юмор тривиален и традиционен, ограниченность сюжетов очевидна... Но их читаешь с огромным удовольствием. А в случае Уиллис я сдерживал зевоту и благонравно подхихикивал в некоторых местах, чтобы не задремать.

Проблемы в книге есть — и почему-то никто из рецензентов о них не пишет.

Во-первых, очень трудно сразу погрузиться в тему, оценив все особенности деятельности лаборатории. Я не читал «Книгу Судного Дня», и роман «Не считая собаки» поначалу казался мне ребусом, для понимания которого требовались огромные усилия, явно не соответствующие «сложности» сюжета.

Но с этим я худо-бедно управился.

Вторая проблема — скорее эмоциональная. Это исключительно женская книга, образ эпохи выстроен на основе чувствований и переживаний (пусть обманчивых и нелепых). Я помню блестящее переосмысление Джерома в романе Дж. Блейлока — там перевернутая логика настолько увлекает читателя, что самые тривиальные приключения приобретают совершенно новое измерение. В книге Уиллис количество не переходит в качество.

В-третьих, писательнице не удаются характеры (это я заметил в повестях и рассказах Уиллис) — она ограничивается парой-тройкой «убедительных» свойств и не создает необходимых для большого романа сложных сочетаний психологических и эмоциональных характеристик. Нед Генри состоит исключительно из странностей, возникших в результате многократных перебросок. С животными получилось гораздо лучше (бульдог почти не уступает незабвенному Монморанси), но люди-то, люди...

И четвертый недостаток многим показался достоинством: религиозный пафос, которым проникнута книга Уиллис, был бы уместен в стилизации под викторианскую прозу. Но здесь-то речь идет о «взгляде из будущего», и фантастическая книга становится удивительно архаичной.

Да, эта книга хорошо написана, со знанием дела, умом и талантом. Но дочитать ее я так и не смог — вернулся к Джерому, Вудхаузу и Блейлоку.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Владимир Ветов «Красивая Меча»

bvelvet, 23 марта 11:39

Не очень смешная история, основанная на перепеве мотивов тургеневских «Записок охотника». Такое мог бы сочинить один из персонажей Зощенко... Газетный, репортерский стиль, в котором это написано, очень напоминает сочинения журналистов из незабвенного романа Ильфа и Петрова -залихватский, «ядреный», бессмысленный и беспощадный.

Литературные аналогии приходят на ум неспроста — в контексте и заключена основная ценность рассказа; он дает представление о литературном движении конкретной эпохи, и историку будет очень интересен. Но я в данном случае выступаю с позиций читателя. И как читатель не могу оценить рассказ высоко. Да, с учетом иллюстраций средняя оценка будет гораздо выше, так как иллюстрации к циклу действительно великолепны. Но в то, что кто-то может читать эти рассказы ради эстетического удовольствия (да просто чтобы посмеяться) — извините, поверить не могу. Впрочем, наверняка у произведений Ветова есть поклонники, которые мне смогут возразить.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Чарльз Г. Финней «Конец радуги»

bvelvet, 23 марта 11:33

Замечательная история о поисках сокровищ, чем-то напоминающая старый мультфильм «Ограбление по...» Финней пишет о родных местах, выводя в гротескном виде своих знакомых, близких и не очень близких. Из множества совпадений и удивительных рассказов сплетается какое-то сюрреалистическое полотно в духе позднего Шекли. Конечно, из других книг Финнея больше всего похоже на «Нечестивый город», но все же сходство не полное. Рекомендую — как и все прочие книжки Финнея, эту прочел не отрываясь, смеясь и удивляясь фантазии автора

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Сэм К. Мэрвин «Белая вдова»

bvelvet, 10 марта 10:56

Потрясающая дичь в духе Чарльза Форта, но в форме романа и гораздо хуже. Мужик изобрел способ лечения гемофилии — и теперь он сталкивается с кошмарным заговором, нити которого оплели весь мир... Кто и что вдохновляет заговорщиков, узнайте сами, если тема заинтересовала. Вообще, получился бред параноика, начитавшегося книжек про войну полов... Я до середины осилил, дальше плюнул, хотя, заглянув в конец, понял, что какой-то потенциал у автора был, просто распорядился он им неудачно

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Эдвин Чарльз Табб «Смерть — это сон»

bvelvet, 10 марта 10:53

В книге все свалено, как во многих коммерческих романах середины века, в одну большую кучу: ядерная катастрофа, оживление мертвых, реинкарнации, пересадка органов, изменение социальной структуры, финансовые отношения, наемные убийства и высокая мода...

Читается с интересом: трое оживленных оказываются в новом мире после катастрофы и сталкиваются с его опасностями и возможностями. Но характеры не раскрыты, некоторые сюжетные линии оборваны, а самые интересные персонажи, так называемые «ретро», толком не прописаны. Впрочем, можно додумывать самостоятельно — роман не длинный и переведен прилично

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Маргарет Дэвис «Космический десант»

bvelvet, 7 марта 21:57

Очень романтичная история про отважных космолетчиков, незаметных героев космических трасс, которые подобрали в кабаке совершенно безнадежного героя и сделали своим вторым пилотом. В сюжете есть инопланетяне, немного психологии, пара выкладок из области гуманитарных наук, но в целом это предсказуемо дамская книга, финал которой можно предсказать страницы с пятой. Нет, книга неплохая, она написана внятно и легко, даже увлекательно местами. Но избыток чувствований как-то меня смутил, а Майклсоны так хороши, что даже оторопь берет. ДУмаю, если бы вместо корабля был готический замок, а вместо пришельцев — какие-нибудь шотландцы, ничего бы не изменилось. Продолжение читать не буду

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Дж. Г. Баллард «Привет, Америка!»

bvelvet, 7 февраля 20:20

Отличный пародийный роман о путешествии в сердце тьмы. Вместо Африки — Соединенные Штаты 21 века, вместо торговцев — ученые, вместо безумного полковника — президент-самозванец. Англичанин сводит счеты с Новым светом? Джозеф Конрад для нового века? Да, но не совсем.

Конечно, сюжетная основа романа — энергетический кризис и его последствия. Но Баллард уходит очень далеко от рассуждений о нефтяной игле, на которой сидит наша цивилизация (эти рассуждения есть, но они ненавязчивы и места занимают не очень много). На страницах книги оживают герои поп-культуры, Микки Маус протягивает руку Фрэнку Синатре, а Джон Уэйн целится в Джона Кеннеди (не совсем так, но в метафорическом смысле нечто подобное и происходит). Не следует забывать, что призрачному Уэйну соответствует и «реальный» — главный герой, однофамилец великого актера и предполагаемый сын великого ученого...

В книге очень много смешных эпизодов, несмотря на отдельные пугающие моменты, она совсем не производит мрачного впечатления, в финале Баллард добавляет балагана и, по-моему, лихо пародирует романы Ф.К. Дика о симулякрах (хотя, может, это я и придумал — но параллели напрашиваются).

Читается книга легко, перевод М. Стрепетовой профессионален, хотя я бы предпочел, чтобы переводчица ориентировалась на стиль Д. Конрада и сделала принципиальные для Балларда аналогии еще прозрачнее.

После «Высотки», вызвавшей сильнейшее разочарование, этот роман — как глоток свежего воздуха. Настоящее удовольствие! Рекомендую...

ПС: И как обычно, в книге очень много птиц — мертвых, живых и механических...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Дж. Г. Баллард «Высотка»

bvelvet, 3 февраля 13:31

Прочитал очень быстро — Баллард написал книгу легко и доступно (ну, насколько эти определения применимы к Балларду — конечно, вопрос...)

Однако удовольствия не получил. Роман очень схематичен, финал предсказуем (собственно, в самом начале нам финальную сцену предъявят), а социальные комментарии не вызывают восторга и не очень убеждают.

Сейчас роман читается как черновик «Суперканн» — та же идея развернута глубже, сильнее, сюжет выстроен убедительнее, напряжение не покидает читателя еще долгое время). В конце концов, «Суперканны» просто ближе к нашему времени и понятнее человеку, уже привыкшему к высотным домам, но задумывающемуся над последствиями эволюции кондоминимумов. Можно было бы сказать, что роман устарел — но про «Автокатастрофу» или «Бетонный остров» этого никак не скажешь, книги по-прежнему скребут по мозгам, бередят фантазию и тревожат...

А «Высотка»...

Собак съели, птицы улетели (пожалуй, самый эффектный, но толком не развернутый образ — о летящих птицах Баллард напишет целый роман, один из лучших...), люди одичали... И что? И ничего. Закрыл книгу — пошел дальше.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Антология «Клыки: Истории о вампирах»

bvelvet, 30 января 18:53

Вампиры, конечно, тоже люди. Только с клыками...

Книжка, составленная для подрастающего поколения, должна была стать «кратким курсом по общению с немертвыми». В итоге широко представлена романтическая составляющая, много рассуждений о толерантности, но мало истории и мало оригинальных трактовок темы. Единственный рассказ, выбивающийся из общего ряда — «Малыш» Кейт Коджа. Конечно, заглавное существо — это не совсем вампир, но сделана история очень тонко, и только к концу ты понимаешь, насколько это важный рассказ — про людей. Видимо, поэтому он большинству читателей и не понравился; действительно, в «Клыках» ему места нет.

Конечно, «сумеречная» аура окутывает эту книжку — рассказы К. Барзака, К. Уоррен, М. Марр развивают тему «нежности немертвых». Они прилично написаны, хорошо выстроены — и забываются сразу после прочтения; три дня спустя мне пришлось заглядывать в книжку, чтобы вспомнить, о чем в рассказах шла речь. Пожалуй, даже рассказ Танит Ли принадлежит к этому разряду. Нет, написано просто превосходно, последние фразы даже слезу выжимают. Но складывается ощущение, что составители попросили нежный и трогательный подростковый рассказ — и Ли слишком уж буквально восприняла их пожелания (или настроение такое было...) Увы, не лучшая история великой писательницы.

Но больше всего меня выбесили истории про толерантность, особенно геи-иудеи-борцы с вампирами в рассказе С. Бермана (это, к сожалению, не смешно совсем, хотя звучит очень даже забавно). Поразительно бредовый текст от К. Валенте выдержан в том же ключе — такое ощущение, что авторы стараются придать вампирам наиболее «актуальные» с их точки зрения свойства... Выходит сплошное дурновкусие.

Неожиданным оказался рассказ Э. Кашнер — в упаковке романтической истории перед нами очень сложное рассуждение о прошлом: вампир живет очень долго. Что он запомнит из прошлого? И о чем сможет рассказать? вопрос не праздный: сейчас гораздо важнее в архетипическом образе не то, что вампир пьет кровь, а то, что он своим существованием подвергает сомнению границу между жизнью и смертью, между прошлым и настоящим. Рассказ не идеален, но заставляет задуматься — уже очень много.

Истории Бэллингруда и Форда ближе к канону и заставляют вспомнить и «Вия», и Стокера. Мне рассказы понравились, хотя ничего нового в них нет.

Зато есть немало нового в дивном рассказе Люциуса Шепарда. Казалось бы, перед нами история о девушке из маленького городка, которая повстречалась с вампирической сущностью... Но это только начало, и ближе к финалу история вывернется наизнанку, заставляя снова и снова «пере-думывать» сюжет, в котором находится место самым, казалось бы, случайным и мелким бытовым подробностям. Не все акценты Шепард расставил, но на общем фоне «Срез жизни» (скорее, наверное, «кусок») выглядит великолепно.

Так что прочитать — однозначно рекомендуется.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Антология «Книга ужасов»

bvelvet, 17 января 19:58

Одна из лучших жанровых антологий, прочитанных за последнее время. Стивен Джонс подтвердил свою репутацию, сделав почти невозможное — он составил книжку «традиционных ужасов», которая производит совершенно оригинальное впечатление. И хорошо, что книга не слишком большая — иначе эффект бы исчез, и повторение одних и тех же приемов могло утомить читателя.

В большинстве рассказов речь идет о вещах по-настоящему пугающих, но связанных исключительно с повседневным существованием: боль, болезнь, ревность, равнодушие, смерть... Твари из космоса и древние божества, конечно, могут появиться, но ключевой роли не сыграют... Конечно, необходима психологическая достоверность, детализация — поэтому многие тексты довольно велики по объему. Но увлекаться тоже нельзя — баланс нарушится, и выйдет, как в истории П. Краутера: вроде бы все сделано грамотно, зачин страшноватый, но к концу все приедается, и даже ведра с кровью ситуации не спасают.

Кстати, о крови... По-настоящему мерзостный рассказ только один — последний. Р.К. Матесон попытался представить читателям «эталонного» маньяка-убийцу. получилась убогая дрянь — к счастью, я рассказы читал не по порядку, творение Матесона прочел одним из первых и впечатления от антологии не испортил.

В большинстве случаев ужасы повседневности не требуют откровенных и жестоких сцен. Именно поэтому блестящий рассказ Этчисона — о смерти и страхе — многим не понравился. Он очень точно, почти музыкально выстроен — и требует определенных читательских усилий. Человеку свойственно обманывать себя — и спасаться от ужаса с помощью иллюзий; здесь читателю легко найти спасение: достаточно только решить, что перед нами сюрреалистические зарисовки на психологические темы, а не цельное повествование... Я два раза прочитал, чтобы проникнуться.

Блистательная повесть Реджи Оливера требует совсем других усилий: чтобы понять, о чем идет речь, следует внимательно рассмотреть акварель безумного художника Р. Дадда и прочитать хотя бы пару статей о ней, иначе многие символы покажутся загадочными, и вы не поймете, где автор повести нарушает искусствоведческие традиции и предлагает смелые, необоснованные, но занятные толкования. Текст получился великолепный.

Как и повесть Э. Хэнд, тоже оставляющая очень большой простор фантазии. Да, это эксплуатация древних легенд об отношениях людей и фэйри, но осложненная медитациями на тему исторической поэтики фэнтези, а также размышлениями о смерти и вечности.

Рассказ К. Кирнан тоже сделан в «мифопоэтическом» ключе, но из общей тональности антологии он выбивается, поэтому сильного впечатления не произвел. Можно было обойтись и без дурацкой истории А. Слэттер, но как же без меньшинств обойтись? осудят, скажут: злые, нетолерантные.. Вот и пришлось эту чепуху включить в сборник.С. Кинг и Р. Кэмпбелл продемонстрировали привычный «средний уровень»: рассказы совсем не оригинальны (сравните рассказ Кэмпбелла и «Нажми кнопку» старшего Матесона), но сбиты крепко и предсказуемое удовольствие доставляют.

В общем, безоговорочно рекомендую. может, после прочтения и не захочется под кровать лезть в поисках призраков, но немного холодной дрожи — гарантировано. Взять хотя бы образ «чего-то темного и печального» — пожалуй, лучшая характеристика тональности антологии С. Джонса

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кен Маклеод «Ночные проповеди»

bvelvet, 8 января 21:46

Как криминальная история (в духе «87-го полицейского участка») — вполне читабельно, убедительно и даже интересно. Фантастическая составляющая подана топорно и уныло: космические лифты много раз уже были, про религию роботов Саймак написал куда лучше, а веселые рассказы про сотрудников «Газпрома» с монтировками и антиамериканская риторика как-то совсем мимо цели... И главное — написано все достаточно невыразительно, характеры героев примитивно скроены — в итоге читать можно только при отсутствии альтернатив.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Линор Горалик, Сергей Кузнецов «Нет»

bvelvet, 10 декабря 2018 г. 21:58

Книгу мне давно рекомендовали весьма уважаемые люди.

Кстати вышло и новое, дополненное издание.

Купил. Прочел. Вердикт:

Редкостная мерзость.

Ощущение того, что роман писал какой-то один и сильно озабоченный субъект — притом озабоченный не сексуально (в конце концов у всех в головах свои тараканы), а, так сказать, толерантно. Получилась исключительно рукопожатная книжка, в которую можно в зависимости от политической конъюнктуры добавлять разные эпизоды (про украинцев, про правительство, про пенсии и т.д.). Сюжетная схема позволяет — не зря придумана...

И ведь очевидно, что авторов не очень заботит история порнографии и развитие информационного общества, это только фоновый прием, технически грамотно, но без души проработанный. В первом случае — очень похоже на блестящий и недооцененный фильм Бигелоу «Странные дни», в котором обошлись, помнится, без зоофилии, но получилось куда как интереснее и напряженнее... Что до информационного общества — роман Пелевина SNUFF написан позже, но мир, созданный там, убедительнее, глубже, насыщеннее — только нельзя однозначных выводов сделать, Пелевин сложнее и, простите, талантливее.

А достойным сочинителям книги пусть в награду достанутся волкусы, мышусы и прочие «зайчики». Право, тошниловка редкостная! Я выкинул в мусорное ведро — на бук-кроссинг не понес, совестно...

Оценка: 1
–  [  10  ]  +

Рэмси Кэмпбелл «Усмешка тьмы»

bvelvet, 30 ноября 2018 г. 17:04

Редкий случай, когда не могу поставить оценку книге.

Я сломался к 200-й странице — впервые читал крупную прозу Кэмпбелла, и роман банально не оправдал ожиданий. Прочитав аннотацию, я ожидал увидеть что-то вроде хоррор-версии «Мистера Вертиго» П. Остера: магия кино, тайны по ту сторону экрана, кошмар вечного смеха и т.д. В итоге я узнал кучу подробностей о неинтересном и, честно признаюсь, неприятном герое. В основном ужасы связаны с потерей работы, клеветой, недооценкой окружающих, отсутствием контактов с близкими людьми. На этом фоне история клоуна Теккерея — что-то вроде издевательской усмешки, но на ужасы никак не тянет. Конечно, хоррор-потенциал цирка достаточно значителен, в американской литературе Брэдбери и Финней прекрасно раскрыли эту тему. Кэмпбеллу здесь нечего предложить — сцена в цирке мне попалась только одна. И дело не в том, что она не страшная: автор добавил столько необязательных деталей и бытовых подробностей, что ужас напоминает не «дьявольский хохот с той стороны», а «вы сели на гвоздь, милостивый государь».

И вот ведь обидно: переведено хорошо, написано с изысками, продумано тщательно. Но ерунда получилась, на мой взгляд, совершенная. Уверен, у книги найдется немало поклонников — собственно, по рецензиям видно, что многие ее оценили. Мне же показалось, что для дискредитации хоррора — чтение самое подходящее. А любителям жанра — лучше поискать что-нибудь другое. Решив, что дочитывать явно не буду, заглянул в финал, обалдел от сознательной нелепости последних глав (я и сам гуманитарий, но такой ерунды постеснялся бы — а Кэмпбелл, скажем без спойлеров, ради пущего бытового эффекта не постеснялся актуализировать цирковую тему, перенеся ее в новую медиа-среду). Нет, рассказы у писателя неплохие, к романам его я больше подступаться не буду

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Рэй Брэдбери «Куда девался левый крайний?»

bvelvet, 26 ноября 2018 г. 22:40

Пожалуй, единственный раз мне было за Брэдбери совестно. История о крушении империи заслуживала другого отношения и другого, более драматичного (пусть даже более резкого и злого ) рассказа — и писатель, наверное, это понимал. И не стал переиздавать нелепую юмореску. Совершенно правильно.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Джон Лэнган «Рыбак»

bvelvet, 25 ноября 2018 г. 19:06

Тот прискорбный случай, когда писатель перестарался — и перехитрил сам себя. Работал он над романом много лет, пытаясь совместить разные темы и сюжетные линии, искал решение, придумывал... И видно, что старался человек, много ума и сил вложил — а получилась ерунда.

Все проблемы как раз связаны с композиционным решением. История Рыбака — вторая часть романа — мне очень понравилась; написано сжато, убедительно, эффектно... И хтонический ужас чувствуется. 8 из 10 , одним словом.

Так нет же! Надо события прошлого непременно увязать с настоящим и со страхами «обычных» читателей. Вот Лэнган и взялся за дело. Но терзания двух вдовцов нисколько не впечатляют. Вымученный подбор деталей, тщательная проработка эмоционального фона — все как по учебнику писательского дело; но — безжизненно, аморфно, примитивно. И в третьей части примитива становится еще больше; последние полсотни страниц я уже пролистывал, ожидая, когда ж оно там все закончится. Если бы эти заунывные главы чередовались с ретро-эпизодами или найден был какой-то примитивный, но действенный ход... Увы, вдохновения не хватило. За современную часть 3 из 10.

И, конечно, рыбак из Лэнгана препаршивый. Рекомендую почитать Аксакова, «Записки об ужении рыбы», или Сабанеева — вот там и триллер, и экшн, и драма... А это — рыбалка выходного дня, с гамбургерами и пивом...

И еще перевод: он прекрасен; единственная ошибка в истории Отто Шалкена, который видит не абстрактную женщину, как у Г. Шокина, а именно Джеральдину, героиню поэмы Кольриджа «Кристабель», которую художник иллюстрировал. Из-за этого все аллюзии, связанные с поэмой, теряются — их в романе много, но тут Лэнган сам виноват: можно было прописать и получше

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Антология «Зелёный рыцарь»

bvelvet, 17 ноября 2018 г. 14:57

Меня всегда смущали сборники, в основе которых примитивно понятая мифопоэтика. Достаточно прочитать статью Терри Виндлинг, чтобы понять, о чем идет речь. Верования разных примитивных народов, несомненно, сходны между собой. Можно перечислять эти сходства до бесконечности — но к метафоре Леса так и не приблизиться. Останется набор мифов, никак не осмысленных, плохо переваренных и нелепо разжеванных.

Антология этот «диагноз» подтверждает. В большинстве своем мифопоэтика сводится к переложений моральных истин уровня П. Коэльо и позднего Р. Баха. А еще очень много «наивного искусства» и детского сюсюканья («ты-не-такая-как-все-но-непременно-найдешь-себя--в-Лесу»). Убогие сказочки Ч. Де Линта и М. Снайдер написаны недурно — но, к сожалению, простого умения мало, нужно еще писать о чем-то; а тут авторы терпят фиаско). Попытки модернизации мифов милы, очаровательны, забавны...и все. Г. Магвайр, похоже, сказал в своей «Ведьме» все, что мог — и дальше ограничивался самоповторами. Сказка Д. Форда недурна — но если ее поставить рядом с «Эрцгерцогиней» Дюморье, то станет очевидно, насколько примитивен результат. Много красивостей по части слога и стиля — и абсолютная неспособность создать оригинальные построения на мифологической базе. Увы...

Легенды экзотических народов не произвели особого впечателения как раз в силу чуждости — сложно ассоциировать себя с героями и мирами, о которых имеешь настолько смутное представление.

И что остается? Трогательная история о пагодах, стихи Д. Йолен — и грустная-грустная сказка великой Танит Ли. Сказка о тщете всех желаний, о двойственной сущности Леса и о недостижимой гармонии... Да, это было прекрасно. Но, собственно, на этом всё...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Майк Резник «Доктор и стрелок»

bvelvet, 25 октября 2018 г. 21:53

Романы Резника почти всегда читаю с огромным удовольствием. Этот — не исключение. Все тексты писателя тяготеют к жанру «вестерн», в этой серии он окончательно перебрался на любимую территорию. Нельзя называть романы о Доке Холлидее и его «товарищах» стимпанком, ревизионизм здесь довольно условен. Да, Томас Эдисон изобретает механических женщин, а Нед Бантлайн — самоходные экипажи, индейские шаманы магическими средствами препятствуют бледнолицым захватить Запад. Но все равно решают дело добрые старые навыки владения оружием, отвага, хитрость и...немного доброты. Холлидея, несмотря на его чахотку и фатальное подчас невезение, не слишком жалеешь, зато все прочие персонажи вызывают обычные, человеческие чувства. Даже Билли Кид, который в этом романе занимает место Джонни Ринго в качестве «друга-врага». И, конечно, кинематографична книга донельзя, сцены из любимых вестернов приходят на ум постоянно.

«Ты станешь знаменитым у меня!» — как говаривал Билли Кид (точнее, Э. Эстевес в «Молодых стрелках»).

Жаль, что это переосмысление мифологии вестерна отклика у массовой аудитории не вызвало, и серию у нас прервали на втором томе. Я непременно прочту и два следующих.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Милан Кундера «Торжество незначительности»

bvelvet, 29 сентября 2018 г. 10:37

Кундера написал роман по той «музыкальной» схеме, которую разъяснил в предшествующих эссе. Поэтому, чтобы получить максимальное удовольствие от этой короткой книжки, лучше сначала прочитать «Искусство романа» и особенно «Занавес». В книге, состоящей из семи частей, речь идет о жизнях нескольких парижские обитателей — буржуа и актеров, официантов и бездельников. Но книга не только о «пустяках»; Кундера написал тонкую историю о том, что только «обещественную пользу приносят лишь частные дела», а в битве, которую ведет отдельный человек, он может и проиграть — но никому такая битва не навредит. В книге есть небольшой фантастический элемент — альтернативная история СССР и путешествия во времени присутствуют, но подана эта фантастика абсурдно и никаких «научных допущений» не предполагает. Очень рекомендую прочитать — книга короткая и удивительно светлая, учитывая, что речь идет о болезнях и смертях, это достаточно необычно...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Жан Рэй «Зелёный туман»

bvelvet, 23 сентября 2018 г. 15:05

Отличный приключенческий роман, насыщенной романтикой полярных морей и дальних странствий; здесь есть место и мистике, и суровой реальности. Главный герой — подросток Гюстав Леман, наделенный некоторыми необычными способностями. Когда он стал обладателем древней книги, некоторые заинтересованные лица получили ключ к разгадке тайны капитана Блоссевиля, пропавшего давным-давно, во время северной экспедиции. Судьба занесет отважных мореплавателей в Абердин, в Исландию, в Гренландию... И везде их ждут необычные испытания. Конечно, это не «Мальпертюи», здесь нет сложных мистических концепций. Но книга великолепно читается, сюжет продуман и выстроен очень тщательно, Рэй позволил себе несколько фирменных шуточек и приемов, не всегда уместных в приключенческой прозе.

ПС: Русский перевод, несмотря на заверения издательства о существовании «авторской» французской версии, выполнен с французского перевода Дюпе. Впрочем, на конечный результат и на оценку это не повлияло; Рэй-Фландерс пишет достаточно просто, без стилистических изысков

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Артуро Перес-Реверте «Терпеливый снайпер»

bvelvet, 22 сентября 2018 г. 21:14

Мне показалось, что феномен современного искусства не слишком сильно заинтересовал Переса-Реверте. Замечательный писатель не слишком напрягался, погружая читателей в мир граффити; несколько имен, немного необязательных рассуждений, пара сцен с «рискованными» авантюрами — и все. В общем, на исторические темы П.-Р. сочиняет куда интереснее. И еще — в данном случае повествование от лица женщины не получилось, в реальность героини не веришь, а «психологические» нюансы кажутся надуманными. Читается легко, увлекательно — это же Перес-Реверте, в конце концов. Но — и только....

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Жан Рэй «Сокровище подземелья»

bvelvet, 20 сентября 2018 г. 11:22

Теперь католические священники несут свет заблудшим индейцам, попутно спасая еще несколько душ... Приключения в подземелье, увы, занимают, всего пару страниц . Хороший роман можно было бы написать. В виде короткой повести — суховато, предсказуемо, примитивно. Но любители приключений эти недостатки должны простить. Увы, мое знакомство с Фландерсом, видимо, завершится сборником «Корабль палачей» — предпочитаю прозу Жана Рэя, в которой стилистическая простота сочетается со сложностью сюжета и замысла...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Жан Рэй «Зелёный призрак»

bvelvet, 20 сентября 2018 г. 11:19

Меня впечатлило то, как Фландерс выступает в защиту католической церкви. И в этой повести (из времен подавления ирландских восстаний, середина 19 века) католики оказываются носителями всех и всяческих добродетелей; хотя сцены с пьяным судьей мне понравились куда больше разговоров повстанцев. Финальный сюжетный сюрприз вряд ли удивит тех, кто читал бульварные романы и раньше. В целом развлечение удалось — но и только

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Жан Рэй «Чёрное болото»

bvelvet, 20 сентября 2018 г. 11:17

Повесть об опасном путешествии в австралийскую глушь написана телеграфным стилем — как будто роман Буссенара про 10 миллионов Рыжего Опоссума спрессовали до 30 страниц... Из-за этого удовольствие предсказуемо снижается — в героев не успеваешь поверить, да и сама история в куцей, спрессованной версии кажется нелепой. Однако развлечься вполне можно

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Жан Рэй «Корабль палачей»

bvelvet, 19 сентября 2018 г. 23:47

Приключенческая повесть (на роман не тянет ни по объему, ни по масштабу событий) написана со знанием дела, увлекательно...и примитивно. Невзыскательным читателям дешевых журналов, для которых работал Рей, этого могло хватить — мне, по правде сказать, хотелось бы большего. Персонажи — марионетки, лишенные характеров; сюжет о двух юнгах немногосложен и прерывается отступлениями... Собственно, именно эти отступления украшают текст и придают ему изящества. Образы двух священников, донны Марипозы, даже хозяйки харчевни — выписаны хорошо, с обилием точных деталей, с юмором. К сожалению, истории этих персонажей кажутся вставными новеллами, которые в пиратской истории не очень уместны. А сами пираты... Это не Стивенсон, не Визиак, не Сабатини... Неплохая история, чтобы скоротать вечерок. И все...

Русский перевод выполнен с французского перевода Поля и Рене Депо

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Жан Рэй «Истории Фульмара»

bvelvet, 19 сентября 2018 г. 00:24

Морские рассказы Фландерса отличаются краткостью и сжатостью сюжетов. Во многих случаях перед нами просто анекдоты, но анекдоты мастерски рассказанные и увлекательные. Иногда в рассказах присутствует сверхъестественный элемент, но он кажется необязательным — и многие фантастические детали можно списать на сюжетные совпадения или обман... Очень хорошая проза; конечно, никаких элементов сказа в ней нет, автор не ставит задачи передать устную речь героев-рассказчиков. Однако стиль выдержан, читается легко и приятно. В некоторых случаях («Капитан Крюгге» и «Драгомир») Рэй/Фландерс достигает великолепных результатов: не совсем притчи, не вполне фантазии, почти сказки...

Конечно, море в этих рассказах представлено совершенно иначе, чем в «Майнцском псалтире» — и поклонникам Жана Рэя произведения могут не понравиться. Но если интересна хорошая морская проза — да, это именно сюда

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Э.К. Джонстон «Сказки тысячи ночей»

bvelvet, 16 июля 2018 г. 18:45

В общем, перед нами очередная версия истории о красавице и чудовище. Ничего нового в сюжет автор не привносит. Практически в самом начале нам сообщают, что герой одержим злым демоном. В том, что героиня изгонит зло, сомнений у меня не возникло — даже обложка на самые благостные мысли наводит. Все очень мило — и песок, и звезды, и племенные обряды в наличии. Нет только ничего, что оправдало бы превращение этой истории (неплохое переложение классической сказки) из рассказа в роман. Зачем мне лили в уши воду? Девать ее, что ли, в пустыне некуда?

Да, это не «Плоская Земля» и не восточная сказка — как отметили другие рецензенты, мир, созданный Джонстон, стерилен и почти невинен, что вызывает недоумение — дикари, кочевники, жестокая природа... Что ж, написано неплохо, читается легко — и на том спасибо. Продолжение? — Нет, увольте...

Я лучше «Аленький цветочек» перечитаю — куда лучше.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Михаил Липскеров «Путешествие к центру Москвы»

bvelvet, 5 июля 2018 г. 23:04

Феерическая дрянь в стиле «старческое словоблудие» с непременным рассуждениями о политике и национальном вопросе на манер пикейных жилетов. Постоянные апелляции автора к своему «национальному коду» вызывают мысли, далекие от толерантности. Никакого смысла в этом бредовом тексте я не нашел, хотя тема и обещала и возвращение в молодость, и «сердце мира», и магический город... Все это как бы заявлено, но реализовано с идиотским подхихикиванием, которое вдобавок исключительно однообразно. Редчайший случай — книжку выкинул сразу в мусорное ведро

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Нил Гейман «Не паникуй! История создания книги «Автостопом по Галактике»

bvelvet, 5 июня 2018 г. 22:09

Книга Геймана написана, собственно, до того, как он стал ТЕМ САМЫМ Гейманом — автор комиксов еще не стал автором романов. И это видно невооруженным глазом. Книга — не про Адамса и даже не про его романы, а про Вселенную, в которой центральное место занимают «мультимедийные продукты» (от радиопьес до полотенец и роботов). Я не слушал радиопостановок и не видел комиксы, но я очень люблю романы Дугласа Адамса. И три сотни страниц о том, как он не хотел писать мои любимые романы — это чертовски много.

Я не скажу, что мне книга не понравилась. Она увлекательно написана, в ней много новой (хотя и не всегда нужной) информации, а те оценки , с которыми я не согласен (речь идет о полнометражном фильме, который мне очень нравится), поданы взвешенно и не раздражают. Но вот недооценка литературного мира в принципе — это очень огорчает. Ведь Гейман еще не писатель, ему можно. А я давно читатель, мне кажется — так нельзя.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Фрэнк Белнап Лонг «Коллекционный экземпляр»

bvelvet, 2 июня 2018 г. 12:20

По-моему, один из самых мощных рассказов Лонга. Сложно даже сказать, о чем эта история. Фантастическое изобретение? Атомная война? Временные парадоксы? последнее, пожалуй, ближе всего к истине. Но рассказ недаром назван «Коллекционный экземпляр». Любовью к редким джазовым записям проникнута эта странная история, как будто сложенная из разных, плохо подогнанных частей и распадающаяся на отдельные импровизации. Мне пришлось прочитать рассказ трижды, чтобы картинка сложилась. но оно того стоит — и пусть даже некоторые детали покажутся вам в итоге излишними, при повторном прочтении они займут свои места в общей схеме... Да, и еще одно — это не хоррор, хотя речь и заходит о Конце Всего. Больше никаких подсказок давать не хочу, просто рекомендую прочитать

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Жан Рэй «Святой Иуда-ночной»

bvelvet, 16 мая 2018 г. 23:00

Краткость этой книги может ввести в заблуждение — в русском издании «Святой Иуда...» именуется то повестью, то романом. С моей точки зрения, сомнений нет — если под романом понимать сложное повествование со множеством сюжетных линий, то это именно роман, и роман гениальный. Рэй ничего не объясняет своим читателям, которые должны сами составить из отдельных фрагментов целостную картину. В роман встроены блестящие описания контактов с потусторонним, а сам сюжет о договоре развернут так, что фаустианская схема трещит по швам и конструкция превращается в нечто иное. Характеры набросаны широкими мазками, но к концу книги понимаешь, кто есть кто и в чем необычность каждого персонажа. Вместе с тем «Святой Иуда...» роман с двойным, а то и тройным дном. Можно прочесть его как повествование об ужасном, как религиозную притчу и как философское повествование агностика. Нечто подобное Рэй совершил в «Мальпертюи» — и стал одним из любимых моих писателей. «Святой Иуда...» не уступает предшествующему роману, но мне не хватило сочных деталей, за которые можно уцепиться воображению. Поэтому не 10, а 9.

Но текст все одно великолепен.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Жан Рэй «Джек-полуночник»

bvelvet, 16 мая 2018 г. 22:53

Мучаю роман уже третий день — видимо, так и не справлюсь.

Источники вдохновения Рэя указаны на первых же страницах — это книги Э. Уоллеса, триллеры, в которых важно не найти преступника, а изобразить максимально возможное количество приключений и злоключений героя; автор воздерживается от объяснений, увлекая недоумевающего читателя в лабиринты трущоб и светских салонов. Борьба с чудовищным «фантомасом» — Джеком-полуночником — кажется историей в духе Уоллеса. И полиция наличествует, и непонимающий герой имеется. И даже ирония...

Вот здесь главная для меня проблема. Уоллес в некоторых романах блистательно иронизирует над канонами жанра и над героями (особенно в цикле о «Преступниках-сыщиках»). Рэй тоже пытается иронизировать, но как-то сквозь зубы, с презрением к жанровой схеме. В итоге упрощенный сюжет становится неинтересным, а в бесконечной комедии ошибок разбираться уже никаких сил нет. Ни характеров, ни интересных деталей жанр не предполагает. Увы, писать просто не о чем — видимо, Рэй это понял и, провозившись с книгой несколько лет, засунул роман, в отрывках напечатанный в газете, на дальнюю полку. Где рукопись и была обнаружена старательными душеприказчиками... В общем-то зря.

PS: Все-таки справился — дочитал... Оценка не изменилась

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Жан Рэй «Странные истории Билока»

bvelvet, 16 мая 2018 г. 22:46

Очень хороший сборник, объединивший рассказы Жана Рэя, затерянные на страницах журнала «гуманистической медицины». Медицинские сюжеты и герои-медики присутствуют в нескольких историях, но в целом — перед нами узнаваемые авторские тексты, с иронией, метафизикой и фантастикой. Один нюанс — оценка сборника, разнообразного и яркого, выше оценок отдельных рассказов. Слишком много повторов и самоповторов, старых сюжетов и неоригинальных идей. Про дыру в иное измерение многие читали не только у Кэролла, но и у Лавкрафта, а великолепный рассказ «Тень в промежуточном порту» нисколько не удивит тех, кто прочитал гениальный «Пыльный дом» Герберта де Гамеля, «Дождливый день» не станет откровением для читавших рассказы Ричарда Миддлтона; впрочем, рассказов на подобные темы в сборнике много. Фантастические рассказы — начиная с «Цезаря» (оживающий робот) — особенно не поражают оригинальностью. И дело не только в том, что на эти темы многое написано, а и в том, что сам Рэй пишет здесь довольно схематично. Плохо он писать, думается, не умел, а всегда сочинять на уровне «Смерти людоеда», думается, невозможно. В книге есть восхитительные жемчужины, в которых сказочно-поэтическая стихия обретает совершенную форму. Это и «Каменный великан», и «История без названия», тоже посвященная теме очень известной, извините за выражение, избитой — а как написано!

К сожалению, два детективных рассказа в конце книги оказались явно лишними — без них сборник смотрелся бы куда лучше. Но в целом можно поблагодарить переводчика и издательство за прекрасную проделанную работу — и пожелать, чтобы в архиве Рэя нашлись тексты не хуже «Странных историй»

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Конни Уиллис «В отеле «Риальто»

bvelvet, 11 апреля 2018 г. 15:00

Очень хорошая идея (вторжение Голливуда в замкнутый мир исследователей квантовой физики), тщательно выписанный текст — но текст очень женский; и романтические детали, и сама трактовка квантовых постулатов выдержана в узнаваемом гендерном ключе. Это хорошо, наверное — но я при чтении постоянно думал о том, как хорошо вышло бы, если бы главным героем оказался мужчина, и место «женских штучек» заняли бы совсем другие приемы; даже при сохранении основных элементов сюжетной канвы получился бы другой текст — возможно, гениальный. А в таком виде — рассказ на одно прочтение. Да, и это, с моей точки зрения, лучший рассказ Уиллис

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Генри Райдер Хаггард «Колдун»

bvelvet, 19 марта 2018 г. 22:45

Одна из лучших книг Хаггарда (если вообще не лучшая). Блестящая религиозная аллегория почти житийного свойства — речь идет о проповеднике, который отправляется сеять семена Божественной премудрости в далекую Африку. Мог ли он представить, какие всходы дадут эти семена? Книга не отличается сложностью сюжета, а автобиографические элементы на первый план не выводятся, хотя в Томасе Оуэне различимы некоторые черты Генри Райдера Хаггарда. Конечно, немного модернизирована психология колдуна Хокосы и его жены Номы, но модернизация эта оправдана художественно, и о ней ближе к концу забываешь. Оторваться от чтения сложно — написано со знанием дела, с умом и талантом...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Конни Уиллис «Вихри Мраморной арки»

bvelvet, 18 марта 2018 г. 18:07

Очень приятный, романтический, лондонский рассказ. Вечно оставаться в одном времени невозможно — и попытки остановить мгновение обречены на неудачу. Но всегда есть шанс... В общем, занятно написано, эмоциональный тон выдержан превосходно. И вообще-то поставил бы 8. Но есть один нюанс — произведение ОЧЕНЬ затянуто. Эту историю можно было бы рассказать вдвое короче — и она ничего не потеряла бы, напротив, обрела бы новые смыслы. Но для этого потребна новая интонация, иная композиция, другая манера повествования. Конни Уиллис рассказала историю в своем стиле. Увы, это сильно повлияло на мою оценку.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Всеволод Бенигсен «Закон Шруделя»

bvelvet, 20 февраля 2018 г. 20:06

Лучшая книга про попаданцев, которую мне случилось прочесть (не поклонник жанра, большую часть случайно попавшихся книжек закрывал странице на 30-й). Идеальный выбор времени — 70-е это действительно эпоха Бенигсена, переживание «конца свободы» и «бесконечности ожиданий» обыграно виртуозно, как и неспособность интеллигентного человека, склонного к рефлексии, вообще что-то изменить... Книга короткая, написана легко и весело; рекомендую. Лучший афоризм: «Хочешь жопу лизать — сначала телефон заведи!»

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Тим Пауэрс «Три дня до небытия»

bvelvet, 9 февраля 2018 г. 19:51

Пожалуй, книга претендует на статус «Разочарование года».

Вроде бы есть все, за что я люблю Пауэрса: исторические экскурсы, игры со временем, литературные детали и изящные цитаты, потрясающее, динамичное действие...

Но увы — чтобы облечь историю в поэтическую форму, Пауэрсу нужна дистанция. А здесь речь идет о 20-м веке, о Чаплине и Эйнштейне; эти персонажи оказываются куда как актуальными и с ними ассоциируются столь же актуальные и нимало не поэтические темы: власть спецслужб, арабо-израильские войны, национальные конфликты — и так далее, вплоть до 11 сентября. И на первый план выходит не поэзия, а убогая конспирология, и цитаты ограничиваются хрестоматийными фразами из «Бури» Шекспира (не всегда уместными) и дурацкими шифровками агентов МОССАДа. Хронопарадоксы вроде бы интригуют, но в самой концепции столько дыр, что автору приходится «призывать на помощь» еврейских демонов или гностические верования (прочитав этот фрагмент, я просто не смог сдержать невеселого смеха). А экшн? — да, все на месте...

Только получился не Пауэрс, а Дин Кунц какой-то — мужчина и девочка спасаются от спецслужб, попутно раскрывая мега-крутую тайну... Нет, на фоне Кунца выглядит отменно и читается превосходно. Но я-то хотел прочитать Пауэрса. А с этим, видимо, к другим книгам...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Всеволод Бенигсен «ВИТЧ»

bvelvet, 5 февраля 2018 г. 18:07

Подобный роман написать просто:

берёте «Концлагерь» Диша и переносите на знакомую российскую почву. Представили — что будет? А будет рассуждение про интеллигенцию в духе незабвенного В.И. Ульянова-Ленина («мозг нации» и все такое прочее).

Или берёте «Кино про Алексеева» (знаю-знаю, фильм вышел позже) — меняете бардов на писателей. Представили?

Или берёте «Библиотекаря» Елизарова — и меняете книги на их отсутствие, плюс, так сказать, на минус... Представили?

Но Бенигсен превосходно обыграл тему деградации творческого человека, вернее, девальвации творчества. И у него получилась великолепная книга, замысел которой теряется подчас за хлесткими фразами и резкими суждениями. Перечитав, я понял, насколько значим для этой книги образ Блюменцвейга — персонажа как будто эпизодического. Мы узнаем о нем очень мало — отдельные штрихи, детали, эпизоды биографии. И все же, все же, все же... Именно Блюменцвейг — главный и, пожалуй, положительный герой (ну, примерно как Чичиков у Гоголя, хотя аналогия неточная...)

Читается книга на одном дыхании; поэтому не буду портить удовольствие и пересказывать сюжет (да, в романе есть фантастический элемент, но с сюжетной точки зрения он не важен, скорее к фантастике имеет отношение сама концепция ВИТЧа).

В отличие от предшествующих романов Бенигсена, не возникает мыслей о русофобии автора. Но вот что занятно: романы «про Россию и русских» удостоились самых разных премий, а эта книга многими критиками была освистана — с каким-то даже остервенением. Хотя непонятно: если про одну национальность можно писать так, почему нельзя и про другие? Бенигсен не изменил себе — здесь много шуток, много мата и много рассуждений. Но книга получилась удивительно человечная и откровенная. Сто грамм после прочтения я выпил — иначе не отпускало. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Вадим Картушов «АНЕГЕН»

bvelvet, 23 января 2018 г. 19:43

По-моему, В. Картушов подтвердил своим творением нехитрую мудрость: Сколько ни повторяй слово «жопа» — постмодернистом не станешь.

Может, зрителям Дома-2 этот шедевр сетевой словесности понравится...

Оценка: 1
–  [  5  ]  +

Келли Линк «Вляпалась!»

bvelvet, 19 января 2018 г. 22:02

Келли Линк — автор не для меня.

Не знаю, кому адресованы эти тексты. Судя по всему, аудитория у них имеется — но я не хотел бы обсуждать свойства этой потенциальной аудитории. Читатели могут счесть подобное обсуждение признаком крайнего сексизма, анти-толерантности и вообще грубости. А рассказы К. Линк — очень нежные и трепетные — в определенном смысле.

Они построены на чувствах и полутонах, а сюжеты растворены во множестве необязательных и ненужных подробностей. Написано хорошо, автор владеет литературной техникой, но абсолютно не способен создать связное повествование. Читателю приходится разыскивать какие-то обрывки информации, которые все равно не сложатся в единую картинку. И какой смысл в этом заполнении бумаги разными значками?

Только рассказ про «тайную личность» выбивается из общего ряда. Думается, дело в том, что он отчасти автобиографичен. И есть в нем что-то человеческое, живое, настоящее, чего днем с огнем не найти в остальных рассказах сборника. Даже фантастический элемент (по правде сказать, притянутый за уши) не раздражает и создает необходимый эмоциональный фон. Мне стало очень жалко героиню — и автора...

Но одного рассказа и красивой обложки как-то маловато, не находите? А остальные упражнения так и остались бессмысленными («Летних людей» я принимался читать трижды, и до конца так и не добрался). С книжкой расстался без сожаления

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Алексей Слаповский «Победительница»

bvelvet, 16 января 2018 г. 16:37

Роман демонстрирует полнейшую неспособность автора, связанного тесными узами с советским прошлым, выстроить фантастическую книгу. Читается с тягостным недоумением... Апокалиптические картины, к счастью, остались практически за кадром, речь идет о постепенном распаде миропорядка. Повествовательница — идеальная женщина (90-60-90, ум, ирония, все прочее в ассортименте), которая испытывает физиологическое отвращение к окружающим. В общем, тошнота товарища Сартра, помноженная на мрачность товарища Кафки с дополнениями политической риторики и пустопорожних рассуждений. За их фасадом — история печальной любви в декорациях, сильно напоминающих 90-е, увиденные обычным советским интеллигентом.

К сожалению, неумение выстраивать интересный, не банальный сюжет бросается в глаза. По части языка — все в порядке; некоторые языковые игры (когда героиня забывает слова «из прошлого» и занимается мнемоническими фокусами) сделаны с изяществом. Но читать это... Дешевый, убогий, примитивный роман какого-нибудь условного Килгора Траута — был бы куда лучше, поскольку и эмоции ясны, и динамика сюжетная есть. А эта ерунда — для «Большой книги». Не дочитал — возможно, потому, что убежден: идеальная женщина — это совсем не размеры тела....

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Г. К. Честертон «Бэзил Хоу»

bvelvet, 15 января 2018 г. 19:33

Не надо ползать по чердакам, роясь в бумагах великих людей...

Да, нашли «Бэзила Хоу» на дне сундука — но лучше бы роман там и оставался. И я бы верил, что Честертон сразу пришел к своей простой вере, написав «Наполеона Ноттингхилльского», что он легко относился к бедности и ограничениям жизни, что он легко писал и повторял свои обманчиво простые прописные истины. Увы, в 20 лет он думал совсем иначе — и написал вполне викторианский роман, в котором герой, напоминающий вудхаузовского Псмита, сомневается в себе и своих силах и мечтает только о том, чтобы перестать повторять те самые «прописные истины»...

Конечно, мы узнаем, откуда взялась рыжеволосая красавица в цветущем саду, узнаем, как начался путь Честертона к церкви, как он относился к рыцарству и «буржуазной морали» в молодые годы. Но об этом, в конце концов, следовало бы рассказывать биографам. А мне, читателю — лучше бы остаться с Инносентом Смитом и Четвергом, не думая о бледном и голодном молодом человеке, который оставил любимую девушку, потому что знал, что ему нечем прокормить семью...

В общем, грустно

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Луи Буссенар «Кругосветное путешествие юного парижанина»

bvelvet, 6 января 2018 г. 13:28

Серия про юного парижанина мне никогда не нравилась — очень много жестокости для детской книги, огромное количество смертоубийств разной степени нелепости и при этом словесное недержание главного героя, который постоянно пытается шутить — но очень тупо. Как ни странно, единственное, что в этой книге понравилось — познавательные фрагменты. Описания, пусть устаревшие, читаются легко и с интересом; к сожалению, именно в этой книге их мало (в «Приключениях парижанина в Океании» побольше будет). В общем, любители кровожадных дикарей и бестолковых перемещений в пространстве будут довольны. У Буссенара есть книги куда лучше.

Оценка: 4
⇑ Наверх