Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «jelounov» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 сентября 2021 г. 15:12

Режиссер Стэнли Кубрик, 1999

Какую роль в последнем шедевре Кубрика играют наркотики и алкоголь? Почему фильм открывается сценой передозировки наркотиками — и заканчивается тем, что "бывшая королева красоты умирает в отеле от передозировки"?

Выкуренный косячок в постели, а в бокалах — шампанское, пиво, водка с тоником и 25-летний скотч. Казалось бы — это лишь малозначительные эпизоды. Но суть в том, что мы смотрим сон человека, борющегося с зависимостью.

(Седьмая часть обзора. Ссылка на первую часть в описании видео на Ютубе).


Статья написана 26 сентября 2021 г. 11:02

В пасмурном осеннем Нью-Йорке встречаются два одиночества.

Элизабет — разведенная работница арт-галереи, Джон — игрок на бирже. Между ними вспыхивает страсть, и поначалу все прекрасно — на затем начинаются странности.

Джон ведет себя жестко, он манипулирует партнершей и постоянно заигрывается, причиняя ей боль.

В конце концов, Элизабет не выдерживает и уходит.

Почему герои сошлись — и почему расстались? Ведь они любили друг друга. Что с ними не так?

Создатели фильма дали ответ на этот вопрос, нужно лишь присмотреться.


Статья написана 8 сентября 2021 г. 18:59

После некоторого перерыва выкладываю продолжение видео-анализа фильма Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами".

Эта часть, шестая, посвящается символическому значению образов и различным отсылкам.

"Говорящие" имена, надписи и названия, необычные маски, пароль Fidelio, магический круг и смысл псевдорелигиозного обряда перед оргией.

Предыдущие 5 частей доступны на ютуб-канале.


Статья написана 24 августа 2021 г. 16:38

События истории происходят в СССР в 1984 году. Шестеро сорокалетних мужчин оторваны от обычной жизни призывом на военные сборы резервистов, последним в их жизни. Они представляют срез социума СССР того времени: учёный-астроном, мясник из магазина, рабочий завода, грузчик, архитектор, водитель троллейбуса (избранный народным депутатом).

Некоторые из них знакомы по предыдущим «партизанским» сборам и дружат между собой, но, по собственному признанию, в гражданской жизни встречаются очень редко, чему виной рутинная работа, поглощающий свободное время быт и, в общем-то, разные жизненные интересы и ценности. Во время войсковых учений их артиллерийская батарея, успешно выполнив задачу, оказалась «уничтожена» противником, и герои по приказу командования как бы умирают.

Таким образом, до конца сборов у них остаётся в запасе ещё несколько дней. Пропустив на станции поезд до города, герои, став «духами с того света», решают всё-таки доиграть «в войнушку», добраться до деревни Гуськово — их конечного пункта войсковых учений — и провести время на природе, вдали от цивилизации.

Дальше начинаются события довольно странные — и как я убедился, читая многие отзывы, широкой аудитории непонятные. В своем видео я их объясняю.


Статья написана 20 июля 2021 г. 20:37

(внимание: дальше сплошные спойлеры)

В отпуске внезапно появилось время для чтения и я ознакомился с романом — первым местом Нацбеста. Полистал отзывы и удивился количеству негатива, роман-то в целом неплох. Предположу, что критики — люди избалованные, им подавай литературные деликатесы, а тут набор стандартных приемов: «поход в Зону» (наверное, самый «заезженный» поджанр российской фантастики), проживание коллективной нашей травмы Великой Отечественной войны, немного попаданчество, немного политической нагрузки. На мой же скромный взгляд как раз комплекс популярных приемов в качественном исполнении и стал залогом успешности истории. Самобытность в современных условиях — скорее залог неуспеха.

Что отметил для себя:

Во-первых, тотальная пассивность героя. Он долго ничего не делает сам. Его функция поначалу представляется как «наблюдатель». Очнулся где-то после беспамятства, тут же его погнали под дулом ружья куда-то, затем погнали дальше, затем взяли в плен, затем укололи «угольком» и так далее. Важное действие (удар ножом в грудь милиционеру до начала сюжета) находится в темной зоне, герой о нем не помнит. Первое его самостоятельное действие происходит где-то после трети истории, и оно зеркалит действие антагониста: тот вколол ему «уголек», и герой ответил ему тем же. Любопытно, что после этого антагонист начинает зеркалить поведение протагониста: начинает исследовать (да еще вместе с ним) Зону — на предмет как спастись от действия «черной материи». До самого конца героя водят по сюжету и подводят к его по сути единственному действию, которое нужно совершить в кульминации; подводят как прямо, так и через запутанную интригу. Не припомню ни одной книги где герой был бы настолько несамостоятелен.

Во-вторых, тут конфликт по характерной для советский и постсоветской литературы линии противостояния «интеллигент — силовик». Егор Летов в прологе истории очень в тему. Журналист vs милиционер, писатель vs полковник/майор/капитан и т.д. Дальше происходит необычное: интеллигент и силовик выпивают водки и танцуют вальс под послевоенный победный «Майский вальс». Интеллигент осознает, что он сам — продолжение силовика (погибшего солдата ВОВ), и потом до конца его сотрудничество с силовиком-антагонистом развивается. В какой-то момент его собственное «Я» в его восприятии вовсе смешивается с образами полковника и других героев («Я Харон, Я полковник с червями на лице... Я Старик, Я «Прорыв», Я Капитан»).

В кульминации аж три силовика, похожих друг на друга — везут интеллигента в место, где он совершает свое важнейшее действие, спасает себя и страну. Как я уже сказал, действие полностью подготовлено другими, действует протагонист не сам. Всевластие силовиков заставляет предположить, что в их образах воплощена некая начальственно-родительская фигура. Влекомый их волей протагонист — ребенок, и неважно каков его физический возраст.

В третьих, роман, конечно же, о преодолении страха смерти. Его образ это ослепляющая тьма, исходящая из Объекта-1, это «уголек», темное вещество, превращающее людей в чудовищ (ширликов). Есть тут еще и «чужой» из фильма Ридли Скотта, и еще какая-то хтонь, и герой убивает чудовищ, избавляясь таким образом от страха смерти. Убить чудовищ, перестать бояться, и заодно неким мистически образом спасти своего альтер-эго из прошлого, переписать историю к лучшему. Убивает он всегда защищаясь, его действие это противодействие.

Интересно, что темное вещество герою впрыскивает антагонист-силовик, то есть начальственно-родительская фигура. В счастливом финале нарисовано трогательное единство: отец-сын-внук. Ассоциация родителя со смертью разорвана, и происходит это на фоне разрушенного в прошлом и восстановленного в настоящем Покровского храма. Кому что, а мне вспомнилось «Сияние» Кинга, в котором автор проживает свое собственное отношение к отцу — который был для ребенка угрозой, но весь его негатив был перенесен на внешний объект, отель «Оверлук». Так и тут есть Объект-1, в котором сосредоточенно зло — а не в силовике, пытающем героя удушением, запирающем в подвале и затем вгоняющем ему в вену черный страх смерти.

В четвертых, важнейшее действие героя — это убийство. Убивает он сразу и немецкого солдата и майора российской милиции. То есть опять же силовика. Ударом финки в сердце. Испытывая к нему невероятное омерзение. С этого события начинается история, и им заканчивается. Собственно, это и есть кульминация и суть истории. Плохой силовик умирает, а хороший оживает.

В пятых, Институт — это воплощение бессильного интеллекта, который пытается что-то сделать с непонятной проблемой — и терпит поражение. Какое-то время он руководит Покровом-17, но затем власть закономерно перехватывает всесильная начальственно-родительская фигура.

Не совсем понятными остались для меня образы мертвых святых с алыми нимбами. Они то появятся, то исчезнут. Не действуют, лишь пугают. Философия «Россия — земля теней», на мой взгляд, к ним привязывается с трудом. Этот образ, скорее всего, до конца понятен лишь самому автору. Возможно, тут его детский страх перед мертвецами.

Также не совсем понятен образ художника Харона — наполовину человека, наполовину мутанта. Он пытается убить протагониста, но тот убивает его, защищаясь. Некая переходная сущность между миром страха и миром свободы от страха. Возможно, подсознание автора так расправляется с принципом пассивности, «компромисса» между конфликтующими реальностями, образом уютной жизни в мире Черного Покрова. Но действие тут снова «зеркало»: герой убивает, защищаясь от попытки убийства. К действию его принуждает противник. Убей или умри.

Интересная деталь: кличка одного из силовиков — Старик, вождь организации, созданной для вооруженного прорыва из Зоны. Это партийная кличка Ленина.

И еще оговорка: фильм «Ширли-мырли», откуда один из героев заимствовал фразу про Химки и деревянные члены вышел в 1995, а действие происходит в 1993. Тут у автора накладка.





  Подписка

Количество подписчиков: 38

⇑ Наверх