Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «vovun» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 февраля 2017 г. 13:50

На окраине Москвы, в Чертаново, герои картины ожидают падения метеоритного дождя. Вместе с тем, внезапно в этом районе терпит крушение инопланетный корабль, повреждённый в результате непродуманных действий российской военной авиации, что приводит к многочисленным жертвам и разрушениям. Чего хотят инопланетяне? Какая угроза от них исходит?

Вопреки ожиданиям, это не фантастический блокбастер в духе Голливуда, где отчаянные патриотичные парни с Чертаново стенка на стенку сошлись в схватке с инопланетными захватчиками. Отнюдь нет!

Это фильм в духе традиций легендарного российского кино, где за крутыми поворотами сюжета всегда проглядывается нечто большее, где помимо спецэффектов, сделанных по голливудским лекалам, есть этакое душевное, злободневное "что делать и кто виноват"?

Что касается сюжета, то он, конечно, не нов. Сценаристы – профи игрового кино – не гуру в области научной фантастики, и в основу фильма, скорее всего, осознанно положен давнишний рассказ Гарри Бэйтса

По нему ещё в Голливуде был снят в 1951 году фильм «День, когда остановилась Земля». А также в 2008 вышел одноимённый триллер Скотта Дерриксона всё по тому же рассказу.

Однако наши авторы далеко ушли от того сюжета, и это похвально. Главная мысль, которую они заложили вместе с Бондарчуком: посмотрите, какие мы ещё очень не совершенные и, главное, жестокие по своей сути! Впрочем, мысль, конечно, не нова, но она и не одна. Можно найти целый пласт подтекстов! Есть, например, много намёков на последние события в мире, скажем, на тот же Майдан. Кто посмотрит, всё поймёт.

Вместе с тем, авторам фильма не удалось избежать бросающихся в глаза убийственных ляпов, характерных для такого рода научно-фантастических картин. Во-первых, очень много вопросов вызывает весьма и весьма сомнительная сцена в больнице, когда героиня чудесным образом пробирается без какого-либо присмотра со стороны персонала в операционный кабинет на пару с инопланетным другом.

А там она старинным способом переливает свою кровь инопланетянину, которая чудесным образом совпала по группе (вероятность чего с учётом совпадения организмов измеряется триллионными величинами, если не бесконечностью!). Да-да, инопланетяне оказались тоже людьми! Просто далёкие собратья.

Это лишь один, наиболее существенный недостаток сюжета, который портит в целом очень реалистичный фильм, постоянно вызывающий мысль: «Наверно, так бы оно и было!» Есть и другие ляпы и странности. К примеру, мне непонятно, почему инопланетные люди не умеют улыбаться? Ведь обладание чувством юмора как раз делает человека человеком. К тому же так и не прояснилось по ходу сюжета, нужно ли им питаться или они умеют "впитывать" энергию солнца?

Также много вопросов вызывает поведение отдельных героев. На мой взгляд, слишком быстро и как-то фатально съехала крыша у главного героя, зачинщика беспорядков (актёр Петров), хотя логика в его поведении есть. А также слишком быстро героиня (Ирина Старшенбаум) поменяла объект любви без видимых на то предпосылок.

С другой стороны, отлично проявляет себя во всех событиях руководящий на передовой полковник Лебедев, которого играет Олег Меньшиков. Он, впрочем, как и все актёры фильма, безупречен в своей роли. Все вопросы остаются лишь к сценаристам и режиссёру.

Отдельное спасибо, тем не менее, надо сказать авторам за иллюстрацию того, как легко в нашем обществе извращают истинные причины событий посредством интернета и массмедиа, и как элементарно просто кто-то поднимает толпы неразумных на акты бессмысленной жестокости!

Ну и хотя спецэффектов в фильме не так уж и много, (порой кажется, что нет даже смысла надевать 3Д-очки), всё же очень зрелищно снято падение инопланетного корабля, плюс его же взлёт в финале. Последний может слезу прошибить.

Вообще говоря, несмотря на указанные недочёты, в фильме есть много хорошего. Взять это падение корабля — картинка очень реалистичная, особенно то, как он цепляет верхушки высотных жилых домов. В формате 3Д, опять же, дух захватывает! Да и сам корабль выглядит необычно, он не похож на образцы из других фильмов. Кусочек инопланетного мира, показанный в картине Бондарчука, тоже великолепен.

К тому же, повторюсь, все актёры постарались на славу, даже Гармаш в эпизодической роли! Я уж не говорю про душку Риналя в его неземном образе! На него стоит посмотреть, таких инопланетян в кинематографе, пожалуй, никогда не было! Ну а главное, фильм всё-таки, как ни крути, заставляет задуматься над нами самими. Пусть мы живём не в Чертаново (а ведь это просто срез России!), но неужели мы такие же? Как бы мы поступали в данных ситуациях?! За всё это жирный плюс кинофильму!

Итог. Общее впечатление: добротный российский фильм в жанре научной фантастики, поднимающий актуальные вопросы современности, да и существования всего человечества. Несмотря на некоторые недостатки, без сомнения, значимое событие в Российском кино! Посмотреть стоит.

Режиссёр: Фёдор Бондарчук.

Сценарий: Олег Маловичко, Андрей Золотарёв.

В ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Сергей Гармаш и другие.


Статья написана 5 октября 2016 г. 22:24

Лично мне этот роман впервые попал в руки именно в издании 2016 года. Предварительно я начитался чужих аннотаций и наивно решил, что помимо основной реальности Ф. Дика, где победила фашистская Германия, в этом романе затронута вторая реальность Ф. Дика, так славящегося разрушением или сплетением реальностей.

И вот эта-то вторая реальность, как подумалось мне по наивности перед прочтением, дескать, один в один повторяет нашу реальность, где победил СССР. И она будто бы выписана в книге, как бы находящейся внутри романа. Некий писатель Эбендсен, второстепенный герой, создал произведение «И наестся саранча».

Когда же я начал читать, стало понятно, что всё не так просто. Оказалось, что вторая реальность, часто пересказываемая героями, прочитавшими Эбендсена, отнюдь не та реальность, которая известна нашим дедам, при которой жил сам Ф. Дик.

Ф. Дик умудрился вторую реальность видоизменить, несмотря на то, что в ней фашистов разгромили. Дело в том, что (увы и ах!) СССР участие в этом разгроме принял мизерное. О чём, собственно, и рассказывает одна героиня ещё в первой трети книги Дика.

цитата

«…победив Роммеля, англичане могли двинуться через Турцию на соединение с остатками русских армий. В книге они останавливают рвущихся в глубь России немцев у одного города на Волге. Этот город никому не известен, но он существует…

– Как он называется?

– Сталинград. Там британцы добились перелома в войне…»

Вот так Ф. Дик распорядился со вторичной реальностью, которая якобы наша. И мне думается, что причина очевидна, но об этом позже.

Пока же вернёмся к основной реальности романа Ф. Дика. Фашисты победили, на дворе 1962 год, немецкие космические аппараты бороздят просторы ближнего космоса, запущена программа исследования Марса, у власти Борман (Гитлер тяжело болен сифилисом мозга), но по ходу повествования власть меняется.

При прочтении романа не покидает ощущение, что Ф. Дик то возвышает определенные качества нацистов образца 1962 г., то принижает их. Иными словами, фашисты ему то нравятся, то не нравятся (это опять же в устах героев). Чаще всё-таки первое. Мол, немцы молодцы – «настоящего фашиста никогда не поймаешь на болтовне. Он говорит только по делу».

Нацисты осушили Средиземное море и преобразовали его в плодородные поля (это вообще полный бред, данный факт, на мой взгляд, Дик вставил для уместной гиперболизации фашистского послевоенного образа).

Хотя, если не обращать внимания на Марс и фокус с морем, то система получилась вполне себе стройная и реалистичная. Во-первых, изначально она строилась от точки расхождения – убийства Рузвельта.

Во-вторых, США не поддержали союзников и пали в 1947 году (а СССР ещё в 1941 г.!), при этом восточные штаты отошли Германии, а западные – Японии, южные стали марионеточными, лишь Штаты Скалистых Гор и часть Среднего Запада сохранили мнимую независимость. Сама же Германия походит на шатающуюся махину, а в отношениях с Японией сквозит явное недоверие. Похоже, так бы оно и было.

Не будем вдаваться в подробности сюжетных линий и душевных преобразований героев – об этом сказано уже очень много. Хотелось бы затронуть лишь тему национального. Итак, Ф. Дик частично восхваляет нацистов, возможно, что кое-какие их качества ему нравятся. Это раз.

Второе. Американцы, в основном, главные герои книги, явно вызывают сочувствие, похоже, именно они больше всего импонируют автору. Представители побеждённой нации на самом деле люди тонкой натуры, остро переживающие перипетии своей жизни.

Третье. Японцы – люди сложной культуры. Отношение автора к ним такое же сложное. Но он, несомненно, отдаёт дань их духовной культуре. Кроме того, по замыслу автора, японцы не разделяют наклонностей немцев к геноциду.

Ну, наконец, русские. Вот лишь две цитаты.

цитата

«Меньше всех читать, говорить и слушать разрешалось русским, полякам…»

цитата

«Автор книги, мистер Эбендсен, самым тщательным образом рассмотрел вопрос о беспрепятственной экспансии Советской России и пришёл к выводу: даже будучи на стороне победителей, отсталая… Россия неизбежно потерпела бы провал... Это же не страна, а просто посмешище…»

То есть, даже автор романа внутри романа не допускал победы СССР. Думается, что в таком подходе кроется отношение Ф. Дика к русским, как типичное отношение коренного американца к так называемой Империи зла.

Не хочется делать такой вывод, но он напрашивается. У американцев просто в крови предвзятое отношение к России. И Ф. Дик не стал исключением. Так стоит ли сегодня удивляться нынешнему положению вещей? Имеется в виду политическая обстановка, отношения США – Россия. Просто всё вытекает из прошлого.

Но, конечно, данный факт лишь маленькая деталь прекрасной книги. В целом, роман впечатляет финальным переплетением реальностей. И даже начинает казаться, будто реальность из романа внутри романа где-то существует помимо основной реальности основного действия.

Ну вот, кажется, и я запутался. Да здравствуют реальности Филипа Дика!





  Подписка

Количество подписчиков: 4

⇑ Наверх