fantlab ru

Все отзывы посетителя Мух

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  32  ] +

Александр Бушков «Вертикальная вода»

Мух, 12 апреля 2016 г. 19:21

Это не просто самая неудачная книга цикла. Это книга откровенно с подлятинкой. Книга откровенно скверная.

Дело тут не в предсказуемости сюжетных ходов, не в том, что Сварог и его команда бронзовеют стремительно и неотвратимо, шествуя в светлое (?) будущее — и столь же стремительно и неотвратимо теряя все те человеческие черточки-слабости, памятные по первым книгам. Дело, черт возьми, даже не в геноциде как таковом — ну угроза-то, в конце концов, над Таларом нависла не то что реальная, смертельная...

Дело — в самом финале. Тут Бушков уже становится на скользкую дорожку... да что там дорожку — шоссе, протоптанное МТА (имя им — легион). Итак, благородный дон Сварог в означенном финале порядку для, предается, вроде как, неким моральным терзаниям: мол, мало того, что любимым женщинам изменил, так еще и тьму народа угробил, считай, собственноручно, да и вообще нехорошо получилось... Малоубедительно потерзавшись пару страниц, отправляется искать утешения — и таки находит его, не отходя от кассы. Выслушав от священника некие невнятные сентенции — в том смысле, что, дескать, у них, убиенных, и души-то вовсе не было, а потому не считово, парень — и дербалызнув затем коньячку, благородный дон утешается совершенно и готов к новым великим свершениям во имя и на благо...

А ведь простые, казалось бы, истины: поскольку победителей не судят, им самим положено себя судить. А Великая Цель, возможно, и оправдывает средства... но никогда — никогда! — не оправдывает исполнителей.

Оценка: 1
– [  31  ] +

Степан Мазур «Слёзы солнца»

Мух, 29 марта 2011 г. 18:38

Вот не хотел писать, но выставленный кол объяснения заслуживает.

По идейной составляющей лучше промолчу — а то модераторы не поймут. Этакая претенциозная смесь туповатого юберменшества и очередного выступления на тему «Русь — Гиперборея — родина слонов» с комиксом из серии «герои-подростки спасают галактику»... Подается высоким штилем и с убойной серьезностью.

По исполнению... Мордобоя — много. Причем девять десятых явно к сюжету никак не привязаны и вставлены «для оживляжа» — ну, вот такие у автора представления о живости текста. В морду там кому, или просто замочить — они ж все все равно гады... «Гадов» в тексте хватает, и уж таких — куда клеймо ставить! Да еще при этом неимоверно тупых гадов, каких сам бог велел на той же странице убить, закопать и даже надпись не писать. Характеры? Да вы смеетесь! Зачем? И так все ясно: вот у нас герой, он носитель идеи (сомнению не подлежащей) — он хороший. 12 годков, а злодеев всяких уж пачками валит, не сильно задумываясь. Вот друзья (?) героя — они тоже хорошие, но поплоше. А вот — все остальные... по большей части плохие. Что касаемо матчасти... Дело происходит, типа, в наше мире — но офицеры «Альфы» (?) собираясь арестовывать наркобарыг (?!) этак с легкостью подписывают на участие в операции героев. Гражданских. Несовершеннолетних гражданских (!!!)... Если кто собирает ляпсусы — читайте, такого добра там много.

Итог: неопрятная и нечитабельная мешанина из комиксов, комплексов и претенциозных идей.

Оценка: 1
– [  28  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Барраярский цикл»

Мух, 16 января 2011 г. 12:16

Счастливое исключение среди больших автоских циклов: от романа к роману качество текста, качество сюжета растет (чаще, увы, приходится наблюдать обратное). Достаточно схематичный Барраяр «Осколков чести» (или «Ученика воина») сменяется сложным, продуманным, тонко выписанным миром в «Памяти» или «Гражданской кампании». Сюжет все больше отходит от непосредственно экшна в сторону «битвы разумов» и психологической динамики персонажей — и как по мне, это есть хорошо весьма. В той же «Памяти» — на мой взгляд, вершина цикла — основной сюжет разрешается вообще без единого выстрела — и не становится от этого менее напряженным.

Социальная фантастика? Безусловно! Лично меня очень порадовало сосуществование в цикле самых разнообразных политических и общественных систем. Тут и демократичнейшая, политкорректнейшая Колония Бета (отношение ЛМБ к ней — странное сочетание уважения и довольно едкой иронии). И полуфеодальный, жестко централизованный (но куда более человечный) Барраяр. И всевластие мафиозных кланов Архипелага Джексона, обходящихся без такой дорогостоящей формальности, как государство (зато прочие планеты-государства в тайных политико-экономических играх без баронов Архипелага обойтись не могут!). И странное, ни на что нам известное не похожее общество Цетаганды, выстроенное вокруг генетического суперпроекта по выведению homo super...

Психологическая фантастика? Разумеется! По большей части в центре внимания один герой, Майлз — и он развивается, меняется, взрослеет, мудреет, выбирает... Но «неглавные» персонажи от этого не становятся менее убедительными. Даже отрицательные: здесь не встречается картонных «злодей злодеичев», у каждого, даже у злодея — некая своя правда, хотя бы только «для внутреннего употребления». А император Грегор, обрисованный достаточно скупыми штрихами — одна из выразительнейших фигур в цикле.

В целом по циклу мы отслеживаем динамику личности — причем не только Майлза, но и тех, кто его окружает: Айвена, Грегора, Марка. Мы остеживаем динамику Системы: форское общество «Барраяра» кардинально отличается от того, что мы наблюдаем, например, в «Гражданской кампании». Да, не весь цикл «ровненький и гладенький» — но как по мне, этого и не надо. ИМХО, барраярский цикл лучшее из того, что написано американскими фантастами за последние 20 лет. В потенции — классика жанра.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Мух, 21 января 2011 г. 14:17

Традиционно эту книгу определяют как антиутопию, но сейчас у меня вряд ли повернется язык ее так назвать. Слишком многое из описанного Брэдбери более полувека назад прочно вошло в нашу реальность. Книги, сжигаемые из соображений «политкорректности». Бесконечные и бессюжетные интерактивные сериалы. Самоубийства «от скуки». Информационные подтасовки, организованные по принципу телешоу (вспомним хотя бы завершение «охоты» на Монтэга!). Война на уничтожение — закономерный итог для мира, где ценность жизни, даже собственной, равна нулю. Гибель миллионов в таком мире — всего лишь сумма нулей...

Лично для меня наиболее яркий персонаж книги — не мятущийся, перерождающийся Монтэг, не Кларисса, «девушка-сон». Это скорее циничный интеллектуал Битти, самозабвенно борющийся с культурой, носителем которой он сам является — этакий культуртрегер навыворот. Персонаж, как по мне, актуальный на все времена — а сейчас в особенности. Как показала практика, «дебилизацией» общества занимаются не самые глупые люди...

В основе романа — довольно простая, по сути, мысль: культура не погибнет, пока мы несем ее в себе. А пока она в нас — мы имеем горькое. сомнительное счастье оставаться людьми... Впрочем, как известно, именно подобные простые истины мы чаще всего и склонны забывать.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»

Мух, 27 марта 2011 г. 01:53

Фантастика?..

Помилуй бог. Самая что ни на есть реальность — разве что происходит дело в некой обобщенной стране. Да еще — психология насилия в самом что ни на есть чистом, концентрированном виде. Насилия, как следствия «лжи, возведенной в принцип» — Алекс отвратителен в первую очередь не жестокостью даже, а именно доведенным до автоматизма лицемерием. И красота не спасет мир: подонок, обожающий Бетховена, останется подонком.

Даже и в «перевоспитание» Алекса какого бы то ни было фантдопущения не заложено: его не перевоспитывают, его дрессируют. По профессору Павлову. И привитый ему таким образом «пацифизм» выглядит нарочито грязной пародией, он напрямую сопряжен с эмоциональной глухотой. Алекс-палач и Алекс-жертва стоят друг друга. И тот, и другой — не более, чем пешки в циничной игре взрослых респектабельных дяденек.

Сатира? Безусловно. Предельно горькая и жестокая, почти безысходная. Почти — потому что, в отличие от откровенно беспросветного финала фильма Кубрика, герою все же оставлена лазейка. По сути — то самое «игольное ушко»... Он просто... взрослеет. Надежда исчезающе мала, но кто сказал, что ее не должно быть?

Оценка: 10
– [  19  ] +

Екатерина Насута «Невеста»

Мух, 16 февраля 2014 г. 06:06

На первый взгляд перед нами обычный любовный роман. Ну в самом деле, в центре повествования — любовная история. И даже не одна, а целых две, и повествование выстроено главным образом вокруг весьма непростых взаимоотношений героев... Но все же хорошая love story — это всегда чуточку больше, чем «он + она», и уж чем-чем, а «чисто девочковым» чтением лично я бы назвал «Невесту» в последнюю очередь.

Дело даже не в том, что герои ничуть не похожи ни на брутальных мачо, ни на стервозных Мэри, ни на конфеточных «прЫнцев и прЫнцесс», объемны, непросты, каждый со своим нервом. Если сравнивать «Невесту» с чем-то известным, мне первым делом приходит на ум «Ритуал» М. и С. Дяченко. Но если у Дяченок мир, в котором существуют герои — не более чем любовно выписанный задник для их похождений, то у Деминой он — активный участник. Мир, в котором причудливо и органично переплелись незнакомое и обыденно-страшноватое: древняя магия и концлагеря, темные крестьянские обряды и этнические чистки, инициации стихийной силой и политические игры с их неизбежной грязью... Мир этот — смертельно опасен, и чтобы сохранить себя в нем, героям приходится не только и не столько противостоять обстоятельствам, сколько идти поперек неких с детства заложенных императивов.

Темп романа скорее неспешен (хотя экшн в достаточной степени присутствует), никто не рвет страсти в клочья и рубахи на груди. Интрига, близкая, пожалуй, к политическому триллеру, закручена мощно, без нестыковок и прорех, и держит в напряжении до самого финала. На несколько сумрачную псевдовикторианскую атмосферу работает и внимание автора к деталям, к тем штрихам и мазкам, что и создают общий колорит. Если говорить о стилистике, то «Невеста», пожалуй, ближе всего к «школе Олди» — но, что особенно радует, подражательства мы там не найдем. В итоге имеем на выходе красивый и сильный роман, имеющий с «сугубо женским чтением» разве что внешнее сходство.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Пауло Коэльо «Алхимик»

Мух, 4 августа 2010 г. 22:36

Господа, Маркес для бедных!

Оценка: 4
– [  18  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Адмирал Джоул и Красная королева»

Мух, 27 июля 2016 г. 18:14

Книга — наглядное подтверждение избитой истины: уходить (ставить точку) надо вовремя.

Это, по большому счету, не роман. Это не раздувшаяся повесть и даже не новелла. Так, зарисовочка на тему борьбы хорошего с наилучшим. С самого начала на безвинного читателя вываливают «шокирующую правду» о взаимоотношениях Джоула и Эйрела Форкосигана — вот только правда не шокирует, да и в сюжете особой роли не играет. Видимо, она призвана продемонстрировать широту и терпимость взглядов автора (а то мы не знаем!). Дальше — Корделия и Джоул по пути, усыпанному лепестками роз, шествуют к ожидаемому хэппи-энду, играючи преодолевая бутафорские препятствия. Мило. Предсказуемо. Бесконфликтно. Очень скучно.

Нет, уход саги в сторону семейного романа — сам по себе не беда (подобное мы уже частично наблюдали в «Памяти» и «Гражданской кампании»). Но тут имеем на выходе какой-то персик без косточки: полное отсутствие сюжета, отсутствие вообще какого-либо НЕРВА, полная предсказуемость главных героев (это яркой-то Корделии!), безоблачная и беззубая атмосфера... Даже Майлз на этом фоне как-то тускнеет. Ружья по стенам декоративные и не стреляют: детективный, вроде бы, зачин с пластбетоном разрешается пшиком, зловещая тайна цетагандийского бункера из «Союза...» обыгрывается в единственном коротком диалоге. Возможно, со стороны ЛМБ это такая себе попытка воздать Корделии по трудам ее — но при чем здесь несчастный читатель?

Короче говоря, книга — «о том, как славно живется хорошему человеку, занятому любимым делом». Особенно — если ему подыгрывает автор.

Оценка: 5
– [  18  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Мух, 22 февраля 2012 г. 05:12

Для меня эта книга началась лет в 12-13 с новенького (то есть, пока еще не зачитанного до дыр) детлитовского издания. И после первого десятка страниц окружающий мир перестал существовать... Для меня-тогдашнего «Хранители» в урезанном кистямуровском переводе оказались не открытием даже — откровением. С возрастом, понятно, восторги поубавились, сменившись неторопливым, вдумчивым анализом, своего рода «диалогом с автором» — и, как ни странно, книга ничегошеньки от этого не потеряла, скорее наоборот. «Властелин Колец» — как друг детства, с которым нет нужды притворяться и можно просто молчать.

На мой взгляд, упрекать Толкиена в «затянутости» и «картонности» — все равно что ругать трагика за то, что он не смешон. Нет, конечно, можно сосредоточиться на фабульной стороне, на битвах и собственно «квесте» — на внешней «занимательности», — но это упрощает и обедняет восприятие. Уберите из книги «воздух» — описания Мира, поэзию, «незримо присутствующую» мифологию, которой пропитан текст — и она сдуется до обычной приключенческой фэнтези... Вот только «воздух» (сиречь, атмосфера), к счастью, не убирается. И вроде бы идеализированный до предела мир становится ощутим почти физически.

Не уверен, что многие со мной согласятся, но лично для себя я определяю мир Средиземья как своеобразное «этическое пространство». Мир добрых и злых побуждений в каждой отдельно взятой душе — и каждое из них так или иначе влечет за собой последствия. Мир, где почти каждый из персонажей поверяется самым страшным искушением — Властью, призрачной возможностью «сотворить добро из зла». И неспроста противостоять такому оказываются способны не сильные и мудрые (они-то как раз и уязвимы), а забавные шерстолапые существа, изначально приземленные, живущие прежде всего здравым смыслом и столь простыми (и в то же время непостижимыми) ценностями, как верность и милосердие.

Да, это, пользуясь словами автора, «рассказ прежде всего о хоббитах» — о становлении в каждой личности чего-то непреходящего, настоящего. Или — это в процессе испытаний отсеивается все лишнее, все наносное?.. И, цитируя на сей раз В. Муравьева, переводчика эпопеи: «Средиземье — в начальном и конечном счете наш мир». Точнее, какая-то его грань, которую мы обычно видим в лучшем случае боковым зрением, уголком глаза.

Слегка завидую тем, кто не читал эту вещь: у них еще все впереди!

Оценка: нет
– [  18  ] +

Александр Прозоров «Князь»

Мух, 19 января 2011 г. 23:01

Вот не люблю я книги, где автор с первых страниц размахивает «идеей», как тем флагом! Особенно когда и идейка-то — псевдопатриотическое дрянцо... Лично меня хватило на три книги — и то через силу. На редкость прямолинейный сюжет... хотя сюжетом это назвать сложно. Так, фабула. Действие на уровне: «пошел, прыгнул, врезал» — поборол, значит, очередных врагов земли Русской. Просчитывается на двадцать ходов вперед с самой первой страницы.

Сквозной интриги нет не то что в цикле — ни в одном из прочитанных романов. Попытки ГГ вернуться домой вызывают зевоту и аллергическую сыпь своим однообразием. Сам ГГ... Автор, видно, успел прочно забыть, каким он был в четырнадцать лет — или это он свои тогдашние комплексы изживает? Это ж у него не подросток, это ж Терминатор какой-то! Если у кого хватит терпения эту ахинею до конца дочитать, не откажите сообщить, когда ГГ в походной кузне откует себе пулемет «Вулкан».

Впрочем, не все так мрачно. Отдадим автору должное: по крайней мере, матчасть он учил крепко и с фольклорными источниками поработал явно на совесть. Вот только на одном этом внятный сюжет никак не слепишь...

Итог: чтиво для метро.

Оценка: 4
– [  17  ] +

Алексей Иванов «Комьюнити»

Мух, 2 мая 2015 г. 16:01

Представьте себе сюрреалистическую картинку: Стивен Кинг решил стать Пелевиным. Представили? Вот это и будет примерно «Комьюнити» Иванова.

Нет, конечно, сама книга глубже и интереснее механического смешения жанров. Тема «моделирования (модерирования?) реальности по своему вкусу» вполне себе актуальна. Того, о чем мы не знаем, в этой реальности как бы и не существует, а то, о чем мы знаем, становится вещественным и осязаемым, и в замкнутом пространстве виртуального сообщества возникает новый Символ веры — Ее Величество Чума... Вроде бы, неплохо и остроумно, но...

Но в первую очередь у меня лично осталось стойкое ощущение, что Иванов — на мой взгляд, из лучших современных авторов! — в данном случае играет в чужую игру не на своем поле. Все эти хипстерские фичи, которые у того же Пелевина работают как некие статусные символы, здесь явно вставлены «щоб було», и их обилие попросту раздражает. Для Иванова они столь же чужеродны, как вся та копипаста, которой обильно разбавлен текст романа. Вроде, и не украдено — но в то же время и не свое. Сумбур в финале трудно списать на эмоциональное состояние и крах жизненных установок ГГ — он просто сумбур. В результате основной месседж книги выглядит довольно-таки наивным обличением общества «информационного потребления».

Тем не менее, читается вполне себе напряженно — и, надо сказать, не без удовольствия. Этакая попытка автора «быть в тренде». Но перечитывать эту вещь лично я вряд ли стану.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Мух, 6 марта 2011 г. 16:16

Постапокалипсис — без брутальности, жутких монстров и кровожаждущих маньяков? Без бурного экшна со стрельбой на каждой странице? Да! Это как раз «Мальвиль». И смею заметить, отсутствие вышеупомянутого «штатного набора» постапокалиптики не делает повествование менее напряженным и увлекательным. Книга сразу задает свой ритм — внешне очень неспешный, размеренный, как и крестьянское бытие героев. И совершенно не случайно книга начинается с детских воспоминаний Эмманюэля Конта, главного героя. Воспоминаний о жизни ДО. До катастрофы. До Дня Происшествия, уничтожившего прежний мир.

Выжившие — идут разными путями. Иные объединяются в банды, чтобы выжить. Или создают замкнутое тоталитарное общество (Фюльбер в Ла-Роке) — от того, что в общине чуть более двух десятков человек, менее тоталитарной она не становится... Или — даже в таких условиях пытаются сохранить остатки человеческих ценностей, жить по законам гуманизма, как община Мальвиля, строй которой герой Мерля не без иронии определяет как «первобытно-аграрный коммунизм».

Конечно, «гуманизм» Эмманюэля весьма выборочен, он проявляется главным образом по отношению к своей общине, состоящей в основном из друзей детства, и отчасти — к ларокезцам, попавшим под власть Фюльбера. Ни на банду Вильмена, ни на банду — точнее, стаю — истощенных людей, опустошающих его поле он не распространяется, более того, он диктуется прежде всего целями выживания. Катастрофа вынуждает переоценивать ценности, заставляет вчерашних «цивилизованных» людей выглядеть такими, как они есть. Впрочем, и тут существуют свои «актеры и роли» — лжесвященник Фюльбер убедительно прикрывается традиционными христианскими идеалами для достижения целей вполне своекорыстных. Причем, как ни парадоксально, остается искренне верующим человеком — с его, фюльберовой, точки зрения, помянутые идеалы он никоим образом не предает... Да и сам Эмманюэль не чужд актерства и — по выражению одного из героев романа — определенного «макиавеллизма».

«Мальвиль» — не из тех книг, что проглатываются за сутки. Это — чтение не одного дня, внимательное, вдумчивое, неторопливое. И надо сказать, очень затягивающее. Однозначно — рекомендую к прочтению.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Алексей Иванов «Сердце пармы»

Мух, 14 сентября 2010 г. 21:36

Высшим баллом не разбрасываюсь, но здесь — без вопросов. Степень попадания в авторский мир такова, что после пары абзацев — ты уже ТАМ. И дело тут даже не в шаманах на боевых лосях, а в мироощущении героев, для которых Христос, вогульские и пермяцкие боги, прочие неназванные в парме — данность. Элемент жизни, который опасно игнорировать. В первом прочтении, несмотря на весь нарочитый натурализм, читается как эпос. Битва богов, но от людей зависит — сделать выбор. Каждому для себя.

ЗЫ Бывал в описанных Ивановым местах. Там все по прежнему, только боги ушли.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Пер Валё «Гибель 31-го отдела»

Мух, 27 августа 2011 г. 02:39

Опасное это дело — сочинять антиутопии! У них, к сожалению, есть одно паршивое свойство: воплощаться в реальность...

Слишком родной, слишком узнаваемой стала описанная в романе ситуация. Мир выхолощенного глянца журналов, мир, где лучших из лучших просто перекупают — и не обязательно деньгами, мир, где слова «мысль» и «журналистика» никак не соотносятся между собой. Печатная продукция существует лишь для того, чтобы гладить читателя по головке и повествовать о жизни различных «звезд»...

Перечитав эту книгу, стоит оглянуться вокруг. И может быть, задуматься...

Оценка: 9
– [  16  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

Мух, 27 марта 2011 г. 01:03

Ну вот как, скажите, ставить оценку классике жанра, на которой вырос, авторам, чьим учеником себя числишь? Тут и десятку выставить рука не поднимется. Не по чину мне им оценки ставить. Да и с отзывом — проблематично. Либо развернутое эссе — либо стой-молчи...

Так что заместо отзыва такая вот иллюстрация: третий день (и второй десяток страниц) на Фантлабе бурная дискуссия — по поводу тех вещей, что в повести остались «за кадром». И экономический уклад Арканара, и тайная политика Святого Ордена, и роль в событиях соанских банкиров, и борьба фракций у «серых», и еще много чего... Все! Мир произведения зажил собственной жизнью, независимой уже от авторов. Как по мне, это само за себя говорит.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Фрэнк Герберт «Дюна»

Мух, 6 августа 2010 г. 21:49

Это — действительно классика... Какого жанра? Однозначного ответа не предполагается, ибо от «классической» НФ до «Дюны» — дистанция не меньше, чем от Пола Атридеса до Муаддиба. Мистика?.. Социальная фантастика?.. Впрочем, при чтении меньше всего ломаешь голову над точным определением жанра.

Icipher в предыдущем отзыве совершенно точно сделал акцент на том, что простота сюжета — мнимая. И точно такая же авторская уловка — разделение на «хороших» Атридесов и «плохих» Харконненов, открытие Пола «Мы — Харконнены» не случайность и не авторская прихоть. «Победа добра» в финале несет Вселенной джихад, оплодотворение Мира кровью и смертью...

Излишне, пожалуй, говорить о многоплановой интриге, о диалоге с несколькими уровнями подтекста, о детальной проработке авторской Вселенной... Просто каждый раз, читая «Дюну» заново, обнаруживаешь некие новые уровни, что-то совершенно по-новому для себя близкое — возможно, в каком-то «малозначительном» персонаже, эпизоде, в разговоре, вроде бы не относящемся к действию напрямую. Для меня лично — это вещь, к которой возвращаешься постоянно, проверяя себя.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Мух, 11 августа 2012 г. 01:15

Прежде всего: «крепкий средний уровень» — не ругательство, а комплимент. И на мой взгляд, цикл Мартина под это определение вполне подходит. Почему? Постараюсь пояснить.

Достоинство первое и неоспоримое: читается легко, несмотря на обилие героев и сюжетных линий. Отлично проработанный мир, атмосфера «мягкого дарка», даже некоторая тяжеловесность персонажей — все это работает в плюс, по крайней мере, поначалу. Псевдоисторичность и сведение собственно «фэнтезийеого» элемента к необходимому минимуму также отношу к достоинствам цикла — по крайней мере, выглядят они довольно убедительно и органично. Мрачноватые перипетии борьбы за трон (и место у трона) затягивают всерьез. Но до шедевра, по-моему, цикл не дотягивает.

Во-первых, настораживает какая-то прямо-таки демонстративная бесконечность цикла: «Зима близко», и мир рушится вот уже на протяжении пяти книг. Рушится, рушится, да никак не рухнет — и в результате уже к «Пиру» та сумрачная атмосфера, что зачаровывала в первых трех книгах, воспринимается как бы уже и не всерьез. Сюжетные линии опять-таки далеко не равноценны: на фоне безумно красивых линий Тириона, Джейме и, пожалуй, Арьи та же, скажем, Серсея выглядит бледной молью. Живые и яркие, пусть эпизодические, персонажи, вроде Скорбного Эда, соседствуют с кое-как обточенными деревяшками, карикатурами вроде Слита. Гиперреализм выливается в почти комическое нагнетание атмосферы: «А-а, страшно, страшно, а будет еще страшнее!». Девять героев из десятка — несомненные клиенты психиатра.

Хотя, в общем, если воспринимать цикл как некую условность, как реализацию обывательского представления о Средневековье в рамках «черной легенды», то перечисленные недостатки недостатками-то, по сути, не являются. Просто говорить о «реализме» Мартина — по-моему, не очень корректно. Если сравнивать Средневековье Мартина со Средневековьем, к примеру, Сапковского, то пан Анджей (при всем обилии магии в той же «Саге») куда более реалистичен. Его герои могут говорить о божественном рядом с кучей дерьма (и это не выглядит карикатурой), а потом из этой кучи еще и цветок вырастет... У Мартина мы такой многогранности, чередования темного и светлого, не найдем. Что поделаешь — условность...

Но в целом, повторюсь, вещь атмосферная, захватывающая, достаточно глубокая и читается отлично. Время, потраченное на чтение, я бы не назвал потерянным впустую. Что бы там ни говорили, но «крепкий средний уровень» не делает ПЛиО чем-то меньшим, чем она есть. Цикл может нравиться, может не нравиться, но он уже ЯВЛЕНИЕ, и от этого никуда не денешься.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Герман Романов «Попаданец» на троне. «Бунтовщиков на фонарь!»

Мух, 31 января 2012 г. 23:11

Уцененная (ОЧЕНЬ уцененная) версия бушковского «Сварога» в альтисторических декорациях. Безнадежно предсказуемый сюжет — вплоть до примирения ГГ с милейшей Катаринхен. Характеры — прямо какой-то нарочитый картон, ни малейших попыток описать живых людей, сплошь болванки-типажи. За всеми «победами и одолениями» — никаких поползновений понять описываемую эпоху, просто пересказ «исторической мифологии» в стиле дичайшей смеси из Бушкова и Пикуля. Язык — такое ощущение, словно он искусственно упрощен и обеднен. Короче говоря, триумфальное шествие очередного десантника-попадунчика (каковое попадание, к слову, также замотивировано на редкость убого: «шел, упал, очнулся — гипс... то бишь, простите, государь-анператор).

Постельные сцены — ну, это особь статья: полное впечатление, что писал не взрослый человек, а сексуально озабоченный подросток. Оказывается, все бабы, девы и дамы империи Расейской страдают... как бы помягче сказать... от недостатка мужского внимания, и удовлетворить их способен только Солнцеподобный Попаданец. Право, писать так плоско, такими затертыми словами о сексе лучше где-нибудь на заборе.

Ну и, понятно, полный набор «попаданческих» штампов: ГГ осчастливливает Расею-матушку техническими наработками ХХ века, имеет, пардон, все что движется, врагов-злодеев кладет штабелями, ну а остальные персонажи по сравнению с ним так, мышки серенькие, тупые отсталые людишки, коих еще учить и учить...

Все бы это еще полбеды — ну, проходнячок-серячок, мало ли нынче этакого добра?.. Настоящая беда — в том, что автор своего героя ОПРАВДЫВАЕТ ВО ВСЕМ. Ради своего спасения пролить кровь сотен людей (а Великая Цель возникает где-то на горизонте только впоследствии, да и то скорее опять-таки в качестве оправдания)? Запросто! Картечью по толпе, наполовину состоящей из безоружных гражданских? Но это же ради победы! Брат предает брата? Но это в интересах, опять же, победы, стало быть — герой! Тайную канцелярию возродить? Ну как же, политический сыск — это святое...

Нет, герой же, типа, не зверь, ему же, типа, тоже против шерсти когда русские русских убивают. Случается ему даже над терриконами трупов своих и чужих убиенных скупую слезу пустить (как по мне, скорее не мужскую, а крокодилову). Только это слезопускание за километр отдает фальшью. Пустил, понимаешь, слезу — и айда дальше кровушку лить...

Боюсь, что эта книжка навсегда отбила мне интерес к любым попаданцам в АИ.

Оценка: 1
– [  14  ] +

Анджей Сапковский «Крупица истины»

Мух, 27 марта 2011 г. 17:42

Собственно, Сапковский для меня начался с этого рассказа еще в 90-е — и «продолжается» до сих пор. Что сказать? Захватывает с первых строк, от коротких, нарочито отрывмистых фраз — тревога до мороза по коже. Атмосфера Средневековья — вне «золотой» или напротив «черной» легенды, реального, жестокого, непростого. И Геральт — не «светлый воин», а просто меньшее зло, и Нивеллен вынужден пройти через кошмарное испытание, убивая свою любовь, и истинные, природные чудовища, как выясняется, тоже способны любить по-настоящему... Удивительно красивый и емкий рассказ.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Кирилл Еськов «Евангелие от Афрания»

Мух, 15 августа 2010 г. 18:41

Лично мне эта вещь показалась глубже и интересней «Последнего кольценосца». Оставим пока в стороне полемику автора с Дж. Макдауэллом — вполне интересную и содержательную — и обратимся к части повестовоательной. Осовременненость римской Иудеи нарочитая, как бы не слишком — то есть, от жанра «исторический роман» Еськов свое творение отсекает с первых строк решительно и бесповоротно. Книга не о «них», кто жил тогда, книга о нас.

Я бы выделил как минимум два уровня в повести. Первый на виду — назовем его «детективно-исторический». Атмосфера оккупированной территории, местная администрация, профильтрованная агентурой римских и парфянских спецслужб, а так же зилотами-партизанами, на этом фоне головоломная и блистательная операция тайной службы... Описано вкусно и до чертиков правдоподобно. А вот второй уровень, собственно тема Иисуса, присутствует на глубине, ненавязчиво, и требуется определенное усилие, чтобы элементарно разглядеть его. Обесценивается ли миф и этические принципы, им декларируемые, если мы знаем «грязную» изнанку его возникновения? И те самые спецслужбы, что «создавали» этот миф — так ли они уверены, что сами не были орудием... чьим-то, скажем так? В целом — красиво и нестандартно написанная вещь.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Джо Аберкромби «Первый Закон»

Мух, 4 ноября 2014 г. 18:33

Честно сказать, так мне расхваливали эту трилогию, что я и браться за нее боялся — а ну, как разочарует? Но таки взялся — и вот ни капельки не жаль затраченного на чтение времени. Умная, ироничная, жесткая (если не жестокая) фэнтези напрочь лишенная какого-либо романтического флера — но при этом «чернухой» я бы «Первый закон» не назвал.

Как-то традиционно уже Аберкромби сравнивают с Дж. Мартином — со знаменитой ПЛиО, понятно. Как по мне, сравнение выходит не в пользу последнего — признаться, м-р Мартин в результате вусмерть задолбал меня «эпичностью», и «Танец с драконами» я допиливал уже через силу. Что до героев — то малосимпатичные, но удивительно живые персы Аберкромби вызывают куда большее сочувствие, нежели персонажи Мартина, явно смывшиеся из ближайшей дурки. Лично я за одного Логена Девятипалого отдам всех Старков чохом и Серсею в придачу... Единственное, в чем Мартин перещеголял Аберкромби — это постоянство, с которым он мочит и увечит своих героев (что характерно, никого не жалко).

В мире Аберкромби романтикам места нет. Они попросту не выживают. Добродетель не вознаграждается. По заслугам не получает никто. Если ты прикоснулся к закулисным интригам — будь готов к тому, что тебя предадут ближайшие соратники. Попытки улучшить этот мир либо проваливаются («закольцованная» история Логена), либо оборачиваются очередной кровавой диктатурой. Самозваные спасители мира преследуют собственные (конечно же, великие!) цели, и до судеб единиц им дела нет. В итоге спасать то, что еще можно спасти (не мир — людей!) выпадает личностям, казалось бы, вовсе для этого не подходящим — изначально пустенькому Джезалю, одержимому убийце Логену, искалеченному палачу Глокте... И жертвовать для этого приходится не жизнью — это как раз проще всего, — а посденними крохами достоинства, уважения к себе.

Юмор Аберкромби откровенно черен. Чего стоят хотя бы взаимоотношения Джезаля и Байяза — своеобразная инверсия толкиеновской связки Арагорн-Гэндальф. «Спасающий мир» Первый маг на поверку оказывается жестоким деспотом, откровенным лжецом, походя преступающим те законы, за сохранение которых он, казалось бы, ратует, ради своих целей (великих, конечно!) хладнокровно жертвует тысячами жизней — да кто они, в конце концов? «Листьям древесным подобны».. Но и он не всесилен — именно за счет пренебрежания единицами и мелочами.

В общем, такого кайфа от фэнтези не ловил уже лет эдак тыщу.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Мух, 29 июля 2011 г. 08:45

Пьеса, которую можно читать очень по-разному — впрочем, на то Вильям наш и Шекспир, чтобы всякий раз поражать многоплановостью.

Если подробно рассматривать хотя бы треть — да что там, десятую часть! — заложенных (или «вчитанных» нами в ткань пьесы) смыслов, то дело пахнет уже не фантлабовским отзывом, а солидной монографией. Поскольку «нельзя объять необъятное», попробую остановиться на одном аспекте.

Это — прежде всего очень ВОЗРОЖДЕНЧЕСКАЯ пьеса, насквозь пропитанная мироощущением людей, всерьез раздвинувших границы этого самого мира. И речь здесь отнюдь не о географических открытиях: благочестивый францисканец (и одновременно пантеист) Лоренцо, собирая травы или наставляя юного Ромео, озвучивает философские идеи, за которые во времена не столь уж и далекие ему грозил как минимум костер. Легкий, остроуиный забияка Меркуцио без всякого напряжения сочетает университетскую ученость и «низкий жанр» народного предания (рассказ о королеве Маб), а традицию кровной мести не ставит и в грош... И на этом фоне особенно мрачно-трагической фигурой становится Тибальт, ревностный хранитель традиций вражды, своего рода «последний романтик» ушедшего навсегда Средневековья.

Думаю, не ошибусь, сказав, что именно за счет колорита, характеров пьеса куда более «возрожденческая», нежели «исходник» (Мазуччо, «Новеллино», новелла 36). Несмотря на классический трагедийный («все умерли») финал, «Ромео и Джульетту» вряд ли кто рискнет назвать мрачной и беспросветной пьесой: герои уходят, но свет остается.

Кстати, здорово посмеялся над самой идеей ставить Шекспиру оценки...

Оценка: нет
– [  13  ] +

Елена Хаецкая «Меч и Радуга»

Мух, 10 июня 2011 г. 01:29

Еще в 90-е — проглотил и облизнулся до ушей, а недавно с удовольствием перечитал. И ненавязчивый, мягкий юмор книги, и сосуществование детально прописанного средневековья с какими-то отсылками к нашим реалиям, и отлично выверенный язык — все работает на атмосферу книги. И «веселая Англия», и лес Аррой с непростыми отношениями его обитателей прописаны удивительно вкусно и достоверно.

Характеры — песня отдельная. За одну вреднючую Санту, прабабку-призрака, или разочарованного демиурга Мэгана автору уже можно аплодировать стоя. А чего стоит хотя бы сбор Мэганом «эсхатологических рецептов«!.. Кстати, несмотря на то, что книга порой безумно смешная, я бы не стал относить ее к юмористической фантастикке. Тут все куда глубже. Да что далеко ходить — возьмем хоть проблематику взаимоотношения Творца и Творения...

Из минусов, пожалуй, отметил бы только излишне сумбурный, на мой взгляд, сюжет — но впечатления он не сбивает. Читается удивительно тепло, с удовольствием. В общем, завидую тем, кто еще не читал — все удовольствие впереди!

Оценка: 8
– [  12  ] +

Александр Бушков «Дикарка. Неизвестный маршрут»

Мух, 29 июня 2012 г. 12:16

Примитивная до зевоты бондиана на фоне не то чахленького постапа, не то дохленькой антиутопии — скука, в общем, смертная. Картонная героинька-суперагент либо крошит пачками еще более картонных (хотя вроде дальше уж некуда!) ворогов-злодеев, либо с кем-нибудь трахается. Все. Больше в книжке нет ничего — ни толкового сюжета, ни интриги, ни характеров. По прочтении из всех эмоций — разве что брезгливость остается. И еще — мучительно неудобно за отличного автора, который выдал на-гора ЭТО или хотя бы поставил под ЭТИМ свою подпись.

Общее впечатление: читать неприятно и незачем.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Александр Бушков «А.С. Секретная миссия»

Мух, 11 марта 2012 г. 14:40

Разочарование-с... Когда Бушков выводит на сцену Пушкина — поневоле ждешь чего-то эдакого. Фейерверка ждешь, каскада — фигура главгероя, как-никак, обязывает... И — ничего. Александр «Наше все» Сергеевич выглядит какой-то блеклой помесью Сварога с Фандориным. Сюжет — череда простеньких двухходовок, связанных чисто механически. Злодейские злодеи, геройские герои, трусливые трусы — полный, словом, набор штампованных персонажей, даже глазу зацепиться не за что. Не запоминаются герои...

Где-то к середине весь этот непрерывный экшн становится уже откровенно скучноватым. Идиллический Александр Сергеевич, геройски спасающий в финале царя-батюшку, выглядит настолько неубедительно и бледно, что никак — ну просто никак! — сам с собой не ассоциируется. Ну не мог этакий человечишко ни «Онегина», ни «Скупого рыцаря» написать... Серо, скучно. Повествование разе что ляпсусы оживляют, наподобие: «Великий князь Иван III, ОТЕЦ Ивана Грозного» — вот сидим мы тут и ничего не знаем, а Грозный-то Иван Иванычем был, оказывается.

Общее впечатление — сделано абы как, левой пяткой в режиме жесткого дедлайна. Словно и не Бушков писал — при всех своих недостатках автор крепкий, весьма неглупый и на язык злой — а какой-нибудь МТА старшего школьного возраста. Для себя лично отношу эту вещь к явным неудачам автора.

Оценка: 4
– [  12  ] +

Михаил Успенский «Там, где нас нет»

Мух, 15 марта 2011 г. 21:39

Удачная юмористическая фантастика — штука редкая, хотя туповатого стеба на прилавках хватает... И тут Успенский порадовал весьма и весьма — когда в первый раз читал, хохотал аж до слез. Сюжет? Да бог с вами, он тут в лучшем случае вторичен. Главное — на каждой странице отсылки к знакомым (и не очень) сюжетам литературным и мифологическим, их фарсовое переосмысление.

Не скажу, что для восприятия нужно филологическое образование — но некий «литбагаж» весьма желателен, хотя бы ради того, чтобы распознать гомеровский (или тургеневский) сюжет в очередной «устарелле». В целом — вещь чертовски обаятельная, написанная великолепным языком — и безумно смешная, если не ленитьтся читать внимательно.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Андрей Валентинов «Спартак»

Мух, 29 августа 2010 г. 17:30

Несмотря на ряд фактических ляпов, читается на ура. Уже и то радует, что Валентинов не пытается выглядеть истиной в последней инстанции, не преподносит свою версию как «единственно верную». Как по мне, в самой книге заложено: если ты не согласен с авторской трактовкой, то не поленишься сам перешерстить источники и создать СВОЮ версию, СВОЕГО Спартака. А реконструкция религиозно-этического уклада Рима просто великолепна (хотя, опять же, не во всем я с автором согласен). Но то и ценно, что здесь чуть не на каждой странице споришь с автором, подыскиваешь контраргументы, соглашаешься, опровергаешь... Кажется даже, что некоторые «занозы» (поминавшуюся уже оценку Помпея, к примеру) оставлены в тексте специально — спровоцировать нас на диалог с автором, на спор. И конечно, Валентинов не был бы Валентиновым, не введи он в текст фантастическую составляющую — чудесная и лаконичная тема «Других богов». Лично я снизил оценку до девяти баллов исключительно «за матчасть».

Оценка: 9
– [  12  ] +

Василий Звягинцев «Разведка боем»

Мух, 7 августа 2010 г. 01:27

Очередное похождение рыцарей без страха и упрека... Валентинов, помнится, всласть и по заслугам поиздевался над сим творением в «Филибере», описывая «великую Гамадрилу» в белом костюме. Такое ощущение, что автор учил историю гражданской войны по советским учебникам, а потом интерпретировал их с точностью «до наоборот». Чтобы написать такое, историю как науку надо попросту ненавидеть... и уж во всяком случае, не понимать. Герои, более-менее живые и симпатичные в первых книгах, превращаются в ходячий картон. В общем... Можно читать, но перечитывать явно не стоит.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Андрей Валентинов «Капитан Филибер»

Мух, 5 августа 2010 г. 02:31

Это — та самая вещь, где тебя тянет поспорить с автором. Не как-то в сети, а классически, ночь напролет на кухне. Впрочем, тут АВ нашел, что сказать — емко, до мороза по коже, порой беспощадно. На мой взгляд, это самая лучшая вещь у него, хотя бы на уровне психологической достоверности. «Шли дожди — мелкие, очень теплые» — звучит приговором герою с первых строк... И — побег в новую ответственность, в Мир, который не отпустит тебя, даже если ты считаешь его иллюзией. Не отпустит, даже несмотря на то, что ты чужак... И друзья в нем уходят нвсегда, так же, как в «реале». И в твоей власти только одно — сделать этот мир светлым. «Целься в грудь, маленький зуав!»...

Оценка: 9
– [  12  ] +

Анджей Сапковский «Башня шутов»

Мух, 4 августа 2010 г. 18:22

Скачал себе весь цикл — и разумная деятельность преркратилась на неделю.:biggrin: Хотя к «легкому чтению» эта вещь никак не относится, хотя бы из-за обилия отсылок к реальным историческим персонажам и обстоятельствам — постоянно тянет проверить свою память и «прогуглить» ту или иную персону. Сюжетные акценты перенесены из области «драк и погонь» на процесса становления героя, его взросления. Персонажи — куда более живые и колоритные, чем в том же «Ведьмаке». И не знаю, кому как, но лично меня юмор, построенный во многом на тех же исторических отсылках, радует весьма и весьма. «Фэнтезийный» мир — насколько понял, взятый не «из головы», а большей частью из фольклора — ненавязчиво присутствует где-то на втором-третьем плане... И, конечно, атмосфера позднего средневековья — тут , что называется, «полное погружение», даже наличие словечек, явно неизвестных в ту эпоху, не сбивает с толку. В общем, на мой взгляд, по сравнению с «Ведьмаком» — шаг вперед. Хотя, должен сказать, «Ведьмака» тоже читал с большим удовольствием...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Алексей Иванов «Псоглавцы»

Мух, 2 мая 2015 г. 18:38

Интеллектуальный хоррор где-то на уровне Кинга. Вполне себе достоверный психологизм, вполне себе достоверная обнищавшая деревня, живущая по своим законам, вполне себе голливудское нагнетание напряжения. Обманчиво глубокий экскурс в историю раскола — для автора «Золота бунта» он выглядит довольно поверхностным, исчерпываясь интернет-серфингом героя. Впрочем, сомнительно, что более углубленные штудии пошли бы на пользу повествованию.

Не вдаваясь в пересказ сюжета, пожалуй, самый выразительный, знаковый момент книги — то, что «зверотрансформации» подвержены как раз приезжие, «люди культуры» (какой-никакой, но все-таки). Местным трансформироваться нет нужды — они так живут. Объяснения собственно феномена, вбитые в финальную главу, как нога в испанский сапог, выглядят почти нарочито скомканными — и потому малоубедительными. Сам концепт «дэнжерологии» — явный задел на цикл, но почему-то в него не особо верится. Видимо, из-за той же скомканности.

Тем не менее, читается отлично. Легко. Пожалуй, даже слишком легко. Годная кассовая книга, на голову повыше всевозможных «Этногенезов» — но к такому автору, как Иванов, неизбежно подходишь с завышенными требованиями и ждешь от него большего. В этом плане для поклонников «Сердца пармы» и «Золота бунта» книга будет скорее разочарованием, но тем не менее, прочесть ее стоит. Хотя бы ради того, чтобы знать — ТАКОЙ Иванов тоже возможен.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Владимир Журавлёв «Мы — светлые эльфы»

Мух, 2 июня 2012 г. 12:58

Написано, вроде бы, нарочито просто, какое бы то ни было «правдоподобие» не предусмотрено в принципе, а страшные опасности и ужасные приключения существуют в книге только затем, чтобы из них с честью выпутаться на следующей странице. Казалось бы, это должно раздражать — но нет, авторские правила игры принимаешь на удивление легко, и как-то вдруг обнаруживаешь, что казалось бы простенькое повествование на самом деле далеко не так просто.

Не вдаваясь в пересказ сюжета — Журавлев просто переосмысливает фэнтезийные штампы в совершенно неожиданном ключе, и выясняется, что «светлыми эльфами» могут быть и тролли и гоблины. Что это вопрос не формы (вроде лука и остроконечных ушей), а целей, вопрос того смысла, который ты сам придаешь своему существованию. Идея не навязывается, не декларируется — она просто существует на страницах книги, проглядывает сквозь «ужасные приключения» и обаятельный авторский юмор. Ну да, бардам будет трудно воспеть такие подвиги, абсолютно негероические... но надо ли оно вообще — воспевать?

В итоге имеем на выходе отличную книгу. С юмором, не переходящим в дешевый стеб, умную, ироничную, легко написанную. И неожиданно глубокую.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Уильям Шекспир «Гамлет»

Мух, 29 июля 2011 г. 09:50

Об этой пьесе написаны терриконы специальных исследований — причем людьми куда как более подкованными в вопросе, чем ваш покорный слуга. Потому, вероятно, стоит поговорить даже не столько о самой пьесе, сколько о многообразии ее трактовок.

Ух, сколько их было — Гамлетов! Начиная с Ричарда Бербеджа, на которого, собственно, и «кроилась» пьеса (вспомним слова Гертруды: «Он тучен и одышлив«!), и кончая... Впрочем, нет — конца пока не предвидится. «Гамлета» будут и читать, и ставить до тех пор, пока существует театр — и каждый раз находить в нем что-то новое.

Именно богатство трактовок, наличие «воздуха», пространства для режиссера и актера, существующего в пьесе, привлекало и будет привлекать к «Гамлету» все новые театральные поколения. Даже на нашей памяти вознкали режиссерские прочтения, которые иначе как эпохальными (уж простите за пафос) не назовешь. Мятущийся Смоктуновский у Козинцева. Яркий, энергичный, на голом нерве проживающий действие Высоцкий — у Любимова. «Гамлет» Ингмара Бергмана с рутинным пьянством, холуйством и скотством королевского двора, с нанятым актером-«призраком», с врывающимися в финале «десантниками» Фортинбраса, расстреливающими за сценой последнего живого очевидца — несчастного Горацио...

Или вспомним своеобразные «фанфики»: тонкая ирония Тома Стоппарда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), породившая, опять-таки, широчайший спектр трактовок, мрачный гротеск Януша Гловацкого («Фортинбрас спился») — эти вещи успели зажить своей (хотя и неотделимой от первоисточника) жизнью.

Если совсем коротко — эта старая пьеса чревата еще многими сюрпризами. И хотя бы отчасти этих сюрпризы непременно окажутся приятными — а как же иначе?

Оценка: нет
– [  11  ] +

Владимир Свержин «Война ротмистра Тоота»

Мух, 26 мая 2011 г. 11:37

При всей своей «классовой ненависти» к фанфикшну, не могу не признать: «вбоквел» на знаменитую, ставшую классикой вещь — это смертельный номер, безумно сложный по исполнению. Почему? Потоиу что, читая, неизбежно сравниваешь с «исходником» — и сравнение, как правило, далеко не в пользу фанфика. И книга Свержина, увы, исключением не стала — на мой взгляд, не дотягивает не только до уровня АБС, но даже до «Змеиного молока» М. Успенского.

Оставим в стороне нестыковки с самим «Островом» — в тексте их хватает, но каждый из нас так или иначе лепит свой Саракш даже при чтении. Несомненный плюс — четко, динамично отработанный сюжет. Очень порадовали почти фарсовые детали — вроде плакатов на городских улицах и «диверсанов, растущих на деревьях». Да и главгерой почти убедительный. Почти — потому что все-таки меряешь произведение «в масштабе Стругацких» — и видишь смазанную, плоскую проекцию цветного и объемного Саракша. Пропал смак из диалогов. Герои превратились в ходячие функции. Упрощение...

Повторюсь, все это лезет в глаза именно если мы беремся сравнивать. Если же нет — читается очень ничего себе. Но — не дотягивает, более чем всерьез не дотягивает. Оставляет ощущение, что писалось второпях, на коленке... Впрочем, читать, на мой взгляд, стоит — хотя бы из любопытства.

«Затея не удалась...

За попытку — спасибо»... (с).

Оценка: 5
– [  11  ] +

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Мух, 7 марта 2011 г. 03:28

Образчик добротного, качественного «мыла». Все черты мыльной оперы налицо: и «сиротская», в духе Оливера Твиста, завязка, и логические провалы в сюжете, и нарочито картонные злодеи. Персонажи четко поделены на «плохих» и «хороших». Ежели он «плохой» — так уж и клейма ставить некуда, и зло творит не по убеждению даже, а удовольствия для... С «хорошими» малость посложней. То, что они не идеальны и каждый со своими «тараканами» — ну, по крайности, в первых книгах — лично я записываю мистрис Роулинг в плюс без особого скрипа.

В целом, на мой взгляд, к пятой книге цикл окончательно сдулся, и в ход пошел уже откровенно неубедительный пафос вкупе со скачками на белых роялях. Оценки расставлены, финал известен — ну, во всяком случае, предсказуем... Остается заполнить небольшую (на три полновесных тома) паузу интр-ригой, кошмарными злодеяниями и геройством. Чем Дж. Р. с переменным успехом и занимается.

Но в целом, повторюсь, сработано добротно и, в общем, честно — в меру авторских способностей. Более каких бы то ни было открытий (или, упаси боже, продолжения ГП) от Роулинг ждать не приходится — и на том спасибо.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Кирилл Еськов «Последний кольценосец»

Мух, 15 августа 2010 г. 18:12

Классический вариант переосмысления «истории от победителей» — и мир Толкиена, по-моему, взят как наиболее общеизвестный пример. В конце концов, большинству читателей «Властелин Колец» знаком куда как лучше, нежели собственная история. «Шпионская» часть не особенно впечатляет: чересчур уж многое содрано с «Аквариума» — впрочем, сие выглядит вполне оправданно: спецслужба — она и при Арагорне спецслужба... А вот линия Фарамира получилась очень сильной, даже забивающей тему ГГ.

Главный минус — ГГ к финалу практически не из чего выбирать, «двух правд» не получилось. Симпатии автора целиком и полностью на стороне проигравших «темных сил», по Еськову на самом деле белых и пушистых... Впрочем, это впечатление скрадывается, когда мы узнаем, какими методами достигается «благая цель». В целом — вполне добротная «изнанка мифа», наложенная на наши реалии. Ведь писал же Муравьев в предисловии к «Властелину...» : «Средиземье — в начальном и конечном счете наш мир». Читать определенно стоит.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Чайна Мьевиль «Город и город»

Мух, 5 сентября 2019 г. 08:05

Черт-меня-со-всеми-потрохами-сожри! Чтобы Мьевиль — Мьевиль! — вдруг выдал на-гора нечто столь неудобьчитаемое, я и представить себе не мог. Если мне потребуется описать «Город и город» двумя словами, слова эти будут «затянутость» и «вторичность». Этакий несмешной вариант комедии «Закон есть закон», приправленный Кафкой и Эко. То есть, на протяжении кучи страниц герой со товарищи ищет то, чего нет... и в итоге его действительно нет! В цилиндре фокусника не оказывается не то что кролика, но даже завалящего мышонка.

Главная удача книги — действительно роскошный (Мьевиль все-таки!) ход с не-виденьем любого человека или предмета, принадлежащего хотя бы предположительно городу-соседу, городу-сопернику. Дальше — тишина... то есть, бесконечное хождение по кругу: вот мы видим Оркини, вот мы его не видим, снова видим, снова не видим... Полицейский оживляж положения не спасает. Мог представить себе какого угодно Мьевиля, но только не СКУЧНОГО. Но оказывается, и такое возможно.

В общем, от создателя Нью-Кробюзона и «Кракена» (пусть более позднего по времени) ожидал куда большего.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Александр Бушков «Стервятник»

Мух, 19 июня 2012 г. 13:06

Честно признаться, от «детективного» Бушкова такого не ожидал. Вещь как минимум уровня «Лапы в бутылке» Чейза или «Мальтийского сокола» Хэммета, хотя собственно криминальная составляющая ближе к финалу как бы отходит на второй план, превращаясь в привычную декорацию для стремительно перерождающегося героя.

Завораживает жутковатая инверсия «Преступления и наказания»: Раскатников-Раскольников не сомневается, «тварь ли он дрожащая» — он полностью убежден в том, что «право имеет», Соня превращается в Бонни — и вместо того, чтобы призывать к раскаянию, дает наводки на новых «клиентов», а «старушки-процентщицы» — то в облике жулика-ювелира, то — бизнесмена-фирмача — сами кого хочешь сожрут. Герой пьянеет от новообретенного «права», хотя оно, это право — всего лишь случайно найденный пистолет. Такая, в сущности, мелочь...

И конечно — замечательный по силе финал. Бушков сознательно оставляет нас в неведении: то ли Раскатников и в самом деле присвоил «право» на чужие жизни, то ли просто был (как почти любой человек) изначально на это способен? Погиб ли он, заплатив за это «право» всем, что у него было — или это ему только предстоит?.. Нет ответа. И не уверен, что тут нужен ответ.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Александр Бушков «Чёртова Мельница»

Мух, 24 февраля 2012 г. 01:32

Вроде бы зарекся после «внеталарских» похождений читать этот цикл, но тут встретил у приятеля книжку, и...

Что сказать. После провальной, на мой взгляд, «По ту сторону льда» «Мельница» смотрится в целом вполне недурно — почти на уровне первых двух книг. Конечно, порядком давит на нервы обилие «стартовых бонусов», накопленных Сварогом, раздражает и скомканная концовка, и то, что Бушков слишком явно «придерживает карту» для будущих книг...

Но — да, это уже новый Талар. И новый Сварог, всерьез растерявший ту бесшабашность, что отличала его в первых книгах. Лично мне показалось, что автор сам еще не привык ни к такому Талару, ни к такому Сварогу — и потихоньку, шаг за шагом пытается разобраться, что же перед ним такое, словно заново знакомится с человеком, которого не видел много лет. А такой подход для меня лично перевешивает многочисленные сюжетные огрехи.

В целом мне в «Чертовой мельнице» видится неплохой, крепко сработанный задел на будущее — именно за счет изменения взаимоотношений героя и автора.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Альфред Бестер, Роджер Желязны «Психолавка»

Мух, 21 марта 2011 г. 00:40

Всевозможных «фишек» — море: шуточки, отсылочки, аллюзии, словесная игра... Поначалу весьма мило, но через полсотни страниц утомляет уже неимоверно. За всеми этими «рюшечками и помпончиками» напрочь теряется сюжет как таковой — хотя тут он, пожалуй и не выносился на передний план изначально. Возможно, причина — в моей неспособности «отловить» все исходники, возможно, человек, лучше знакомый с англоязычной культурой (и читающий «Психолавку» в оригинале) способен поймать от этого кайф... Но лично я разглядел только виртуозную эквилибристику, беспорядочное нагромождение помянутых «фишек» — и «домучивал» сие творение уже через силу.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Александр Бушков «Сварог»

Мух, 20 марта 2011 г. 20:50

Думаю, не одинок во мнении, что после первых двух романов цикл сдулся буквально на счет «раз»... «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова» — ну, не шедевры, конечно, но качественная, любовно сделанная приключенческая фантастика без особых роялей. Характеры заявлены вполне любопытные, интрига собрана добротно в в явном расчете на продолжение... и вот его-то как раз не вышло.

«Нечаянный король» еще кое-как, с горем пополам, вытягивает на средний уровень — чувствуется, что охладел Бушков к этой затее... и, как у классиков, «принялся кудесить». Только вот кудеса вышли напрочь унылые: и сам Сварог выродился в очередного деревянненького «крутыша», и прочие персонажи скатились на уровень «типичных представителей»... Сюжет... гм-м... Ваш покорный слуга плакал, кололся, но честно дожевал сей кактус. Впечатление такое, что состряпано абы как, под каждым кустом припрятано по концертному роялю, о какой бы то ни было сюжетной логике и речи нет. «По ту сторону льда», к примеру, сильно смахивает на похождения Тома и Джерри, да и «Денерия» с «Короной» разят Диснейлендом (с кровиш-шей, для вящей завлекательности).

В итоге... В итоге, конечно, обидно. По количеству «подвешенных» (или завершенных нарочито неряшливо) сюжетных линий «Сварог» явно в числе рекордсменов — а в первых романах их заявлено несколько, и весьма любопытных. Общее чувство — будто обещали большую, красивую конфетку, а дали кусок... не скажу, чего. Если, паче чаяний, выйдет очередное продолжение — читать не буду. Уже ученый...

Оценка: 6
– [  9  ] +

Алексей Иванов «Золото бунта»

Мух, 18 января 2011 г. 03:30

Вещь, конечно, послабее «Сердца пармы», но все равно отличная. Свидетельствую: тема Урала после пугачевщины отработана с точностью почти документальной, вплоть до имен приказчиков, вплоть до знаменитых сплавщицких фамилий... Но «документальность» — всего лишь фон. «Воздух» книги — мистика: уходят навсегда вогулы вместе со своими богами, среди старообрядцев зарождается новый толк, тайный и страшный, «дух» Пугача все еще жив, все еще с ними (с нами?). И «богословские» споры читаются напряженней любых батальных сцен. Главный герой, Осташа на свой — активный, деятельный и даже жестокий — манер, в конечном счете, ищет Бога. Ищет себя. Ищет Бога в себе...

Не могу не упомянуть о том, что ТАКОГО описания Чусовой мне читать еще не доводилось. Мамин-Сибиряк нервно курит в сторонке... После этого знакомые, вроде бы, места видишь совершенно другими глазами. Видишь за ними — боковым зрением, уголком глаза — Ее Величество Тайну.

Прибавить к этому великолепно закрученный сюжет и виртуозный язык — в градации от нарочито грубого до филигранно выверенного — и вот оно!.. Пространство мифа, наложившееся на реальный мир, выразительные, потрясающе объемные персонажи — при чтении все это воспринимается как почти физически ощутимая реальность. Читать — обязательно!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Криоожог»

Мух, 15 января 2011 г. 19:27

После «Дипломатической неприкосновенности» вещь откровенно порадовала. И убедительно выстроенный мир Кибо-Дайни. И макроэкономика, практически целиком выстроенная на страхе смерти. И чеканные, на уровне афоризмов, сентенции: «маленький грязный секрет демократии: то, что у тебя есть голос, еще не означает, что у тебя есть выбор». И обаятельный, ненавязчивый юмор... Ну и конечно, Майлз в своем репертуаре — только до кондрашки доводит не начальников (а их и нет, кроме Грегора), а подчиненных. Этакая «беззаконная комета» в мирном барраярском консульстве...

Чертовски убедителен Роик в роли бессменного помощника м'лорда. И просто очень хорош Джин со своими зверюшками — решен не в ключе оливер-твистовой мелодрамы, нормальный двенадцатилетка, увлеченный любимым делом и куда более цельный, чем большинсво окружающих взрослых. Да, некоторое смещение акцентов произошло: теперь куда занимательнее не то, что происходит непосредственно с Майлзом, а то, что происходит ВОКРУГ него. Сам он — вполне устоявшаяся личность, хотя, если судить по его собственным словам: «Что если мои дети обнаружат, что никакой я не взрослый? Они будут страшно разочарованы» — вот уж действительно, в каждой шутке есть доля шутки! Так что закончив изменять себя, лорд Форкосиган (не специально! оно само так получилось!) принялся менять окружающих (по своему образу и подобию?).

Поставил 8, поскольку «эталонная» вещь в цикле (10 баллов) для меня лично — «Память». ИМХО, чувствуется в романе определенная авторская усталость... Впрочем, кто его знает? Мистрис Лоис Макмастер Буджолд вполне способна еще удивить. Ну, по крайней мере, я очень на это надеюсь.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Андрей Валентинов «Сфера»

Мух, 14 января 2013 г. 16:04

В «ноосферном» цикле (а пожалуй, и во всем валентиновском творчестве) эта книга стоит особняком. И по уровню стилистической игры, и по своему сюжетному строю — почти нарочитому отсутствию «действия».

«Действие» я закавычил не случайно: если понимать его как примитивный экшн, то каких-либо драк, погонь, сражений иы в «Сфере» точно не найдем. При этом уровень эмоционального напряжения (то есть действия уже без кавычек) просто зашкаливает, вся книга звучит на чистом, натянутом струной нерве. Воедино сплетены и отношения человека с собственным Я, собственной личностью и памятью, и проблематика взаимодействия Ученого с объектом познания, и клубок неразрешимых этических противоречий в паре Творец-Творение... Перечислять можно долго, важнее другое: все эти проблемы, вся связанная с ними боль вдруг просматриваются под какими-то совершенно неожиданными (и очень острыми!) углами, звенят, обжигают. Ту же тему ответственности Ученого Валентинов решает не по-дюрренматтовски, рассудочно и сухо, а именно через переплетение человеческих драм (уже не во сне), пронзительно и эмоционально.

Книга — непроста. Она словно нарочно запутывает нас, ускользает от линейного понимания, отпугивает ленивого, праздного читателя нарочито сумбурной («сонной») стилистикой, сюжетом, построеном на сплетении этических и эмоциональных конфликтов. И приятным чтением вот уж никак не является. А вот чтением настоящим, насыщенным, напряженным — является безусловно.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роберт Асприн, Джоди Линн Най «МИФальянсы»

Мух, 14 октября 2012 г. 02:18

От сольных работ Асприна отличается, как земля от неба. Отличается буквально во всем: в построении сюжета, стилистике, отработке характеров... Если сам м-р Р. Л. всегда четок, точен в сюжете, то здесь наблюдаем вместо такового нечто аморфное и беспорядочное. Вроде бы, всего много, вроде бы, персонажи чего-то там бегают, постоянно в состоянии какой-то моторной активности... но читать скучно. Скучно — потому что грубовато обрисованных, но тем не менее ярких, узнаваемых с одной реплики асприновских героев тут просто нет. Есть какие-то ходячие картонки с теми же именами, функции, напрочь лишенные характера. Если у Асприна взаимоотношения Скива с окружающими его людьми и «демонами» — с каждым в отдельности! — едва ли не интересней собственно «опасностей и приключений», то в дуэте Асприн-Най эти взаимоотношения безнадежно похерены, как и тема взросления Скива. А самое главное — все это даже не смешно...

Поклонникам первых книг МИФа читать однозначно не рекомендуется.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Андрей Валентинов «Ория»

Мух, 24 марта 2011 г. 01:48

Как и многие валентиновские вещи, четкому жанровому определению «Ория» противится — что, на мой взгляд, есть хорошо весьма. «Историческая фэнтези»? «Альтернативка»? «Героика»? Как по мне, всего в меру — плюс доля чисто валентиновского авторского куража, обаятельного хулиганства. Плюс — жесткий реализм «военной» части книги: никаких тебе поединков в кружевах и перьях, никаких «благородных рыцарей». Грязь, кровь и пот. И не менее грязная политическая составляющая: политика во все времена остается политикой...

Как всегда, нет здесь «однозначности» характеров, нет хороших и плохих героев. Показательна в этом плане эволюция Навко: патриот-одержимый-двурушник и убийца, но ближе к финалу вполне себе ответственный и грамотный правитель... Пожалуй, единственный по-настоящему цельный герой (и похоже, самый автору симпатичный) — Войча, ухитрившийся выйти из боевых передряг и политических хитросплетений почти таким же наивным, каким и попал в эту кашу. И почему-то именно эта наивность кажется куда более мудрой, чем хитроумные политические расчеты его братьев или тонкая, рискованная игра Навко.

Вещь, динамичная не только в плане фабулы: чертовски радует то, что мы наблюдаем героев «в движении», в постоянном изменении, и сюжетная пружина закручена туго, «лишноих деталей» мы тут не найдем. В целом — читается отлично. И перечитывается тоже.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Стивен Кинг «Способный ученик»

Мух, 26 января 2011 г. 23:03

На мой взгляд, одна из лучших вещей у Кинга. Умненький и в целом вполне нормальный подросток превращается в Способного Ученика и с улыбочкой открывает огонь по прохожим... Превращение происходит не вдруг, перерождение совершается исподволь, почти незаметно. Что это — обаяниия Зла? Только ли в нем дело? Да, Тодд Боуден в начале «чистый лист», на котором можно «записать» что угодно — но «обучение» у Дюссандерв — это его ОСОЗНАННЫЙ выбор. Возможно, первый настоящий Выбор в его недолгой жизни.

Собственно, Кинг напоминает нам достаточно простую истину: душу растлевает не столько сама власть, сколько желание власти. Сладость ее вкуса без сознания ответственности. Но неизбежно возникает обратная связь — и вот уже старый наци и благополучный американский подросток повязаны общей Тайной и взаимным недоверием. Лицо «хорошего мальчика» превращается в личину, ложь становится для него образом жизни... И почти ожидаем трагический финал.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Память»

Мух, 13 августа 2010 г. 17:23

Лично мне из всех книг цикла интереснее те, в которых действие происходит на Барраяре — чертовски убедительны происходящие в обществе изменения (в сравнении с тем же «Барраяром»). А здесь — чуть ли не впервые Майлз предстает в «гражданском» статусе и вынужден заново оценивать свою личность в полном отрыве от «адмирала Нейсмита». В этом плане полет в Дендарийские горы едва ли не мощнейший эпизод книги. В «неслужебной» ипостаси мы видим Иллиана, Грегора...

Но, как ни пафосно звучит, плата за жизнь на Барраяре — неукоснительное следование Долгу, как форскому, так и человеческому. Причем тот и другой практически неразделимы, и совершенно не удивляешься, когда расследование Майлза, начатое в первую очередь из чувства долга перед Иллианом, перерастает в масштабное раскрытие заговора. И то, что Майлз отвергает «дендерийцев как взятку» — вполне закономерно. Перефразируя автора, единственное, через что ты не можешь переступить на пути к собственной личности — твоя личность.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Александр Прозоров «Золото мёртвых»

Мух, 12 августа 2010 г. 13:47

Дочитал до середины... и спекся. Если в первых двух книгах что-то еще происходит, окромя мочилова, то тут... Напоминаю: ГГ — четырнадцатилетний подросток с закаленной психикой битого спецназовца, с завидным постоянством и легкостью мочит всяких врагов земли Русской — от ляхов до зомби, перемежая это занятие попытками вернуться в свой мир (на удивление однообразными) и строительством идеального хозяйства. Плюс трогательные в своей тупости попытки прмирить язычество с православием. Оценку повысил только ради приведенных заговоров да точности в бытовых деталях, но история из них не лепится... Сюжет прям, как геометрическая линейка, и к тому же ситцевый в ромашку, хотя моторной активности предостаточно. Думаю, книге к пятой, когда зомби пополам с ляхами будут перебиты под корень, должны уже объявиться жидомасоны... В общем, очередной тупенький Круть Немеряный на просторах многострадальной истории. Жвачка.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

Мух, 11 сентября 2019 г. 02:33

Для того, чтобы написать отзыв, потребовалось приличное время — смести в кучку все впечатления от книги (действительно, богатой на них), попытаться собрать их воедино и выстроить из них что-то плюс-минус читаемое. Действительно, «Вокзал...» требует как минимум эссе, а отзыв — все же несколько иной формат. Но — попробуем.

Итак, имеем: адский микс чуть ли не из всех направлений фантастики, исключая разве что космооперу. Сумрачный псевдовикторианский фон, вызывающий в памяти стойкие ассоциации с лондонским Ист-Эндом, как фантастическим («Машина различий» Гибсона-Стерлингв, «Вокзал времени» Асприна), так и документальным («Люди бездны» Дж. Лондона). И еще... долго перечислять. И знаете, то, что иного автора похоронило бы под завалами собственной фантазии, здесь работает до донышка, до последней запятой.

Мрачный паропанк — магистральная, но не определяющая нота. И велик соблазн застрять на частностях: на тоталитарном обществе, на фрондирующей богеме (такой узнаваемой даже в вымышленном мире), на каких-то нетипичных для ФиФ расах (гарудах или, к примеру, кактах), на рабочем движении — опять же, раскрытом в весьма нетрадиционном для фантастики аспекте... Но не это главное, на мой взгляд — хотя без этих деталей книга вышла бы скучной и анемичной. Главное — все-таки некий нравственный выбор, который в конечном счете и превращает героев из авторских марионеток в живых личностей, думающих и страдающих.

Ну вот тот же Айзек — в сущности, вечный мальчишка, выпустил в мир Зло, которое обязан нейтрализовать — и перед лицом Выбора он неизбежно и трагически взрослеет. И уже финальный выбор делает осознанно — хотя и большой кровью ему это дается. Его подруга-хепри — понимает, чем чреват (поправка: чем явно кончится) заказ у крутого мафиози — но последствия отходят на второй план перед замыслом художника. Да чего уж там, средней руки мафиозный жучок-посредник убеждает себя и окружающих в том, что действует ради выгоды но погибает за... не знаю точно, за что, но уж к выгоде не имеющее никакого отношения.

Один из предыдущих рецензентов назвал Нью-Кробюзон миром гниения — и знаете, трудно не согласиться. Это царство упадка, декаданса — в политике, в культуре, в науке. В человеческих отношениях. Друг и коллега героя — вульгарный стукач, а сам он набредает на эпохальное открытие скорее случайно, зациклившись на решении практической проблемы. И — да, в этом мире хэппи-энд просто физически невозможен — а то, что его не будет (это не спойлер), ясно чуть ли не с первых страниц.

Итог: странная и жесткая фантастика (с четким определением направления таки затрудняюсь). Читать — однозначно. Извиняюсь за многабукф и определенный сумбур в отзыве (не мой формат в 3 абзаца), но и то я, коллеги, поскаредничал. Возможно, позже сумею родить что-то более упорядоченное — но уже не менее авторского листа и в АК.

Оценка: 9
⇑ Наверх