Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 апреля 2021 г. 04:08

Положительные люди действуют на нервы, плохие – на воображение

Алексей ПЕХОВ, Елена БЫЧКОВА, Наталья ТУРЧАНИНОВА.

Колдун из клана Смерти.

М.: «Издательство АЛЬФА-Книга», 2010. 448 стр.

Серия «Вкус вампира»

Это второй роман из цикла «Киндрэт», рассказывающего об изнанке нашего мира, а может быть о параллельном мире, где живут и властвуют вампиры:

— Раньше Великого Карфагена, раньше Эллады и цивилизации Древней Индии на земле существовало тринадцать великих кланов киндрэт, которых позже люди стали называть вампирами. Они сражались друг с другом за власть над миром и людьми, за богатства как отражение этой власти, за тайные знания… Эта война длилась веками, и до сих пор идет тихая скрытая борьба. Среди нас стало мало воинов, но появилось много дипломатов.

Мир людей для них – только источник пищи или возможность найти учеников, которых можно обратить. Большей частью действие происходит в Москве, являющейся мировой столицей вампиров. Они пользуются сотовыми телефонами и компьютерами, летают на вертолетах, слушают плееры. И одновременно живут в мире магии. Так что есть здесь что-то от лукьяненковского «Ночного дозора» и от американского цикла фильмов «Другой мир».

Тем, кто не читал первую книгу «Киндрэт. Кровные братья», получившую, кстати, в 2006 году литературную премию «Странник» как лучший роман в жанре городского фэнтези, достаточно трудно войти в этот мир из-за труднопроизносимых названий этих 13 кланов и имен многочисленных действующих лиц, в которых первую половину книги несколько путаешься. Тем более что каждая следующая глава ведется от имени иного персонажа. Все они интригуют, и каждый ведет свою линию.

Детективной пружиной действия становится ряд убийств глав кланов или попытки их совершить с помощью исчезнувших много веков назад магических артефактов. Кто стоит за этими покушениями? Кланы подозревают друг друга, и атмосфера накаляется. Их мир находится накануне перемен. Роман явно менее удачен, чем написанные Алексеем ПЕХОВЫМ без соавторов, разве что в плюс можно отметить остроумные и афористичные эпиграфы к главам из произведений Оскара УАЛЬДА.


Статья написана 4 апреля 2021 г. 14:23

Это на них — ход рычагов, на них — вращенье колес

Герои на все времена.

М.: Эксмо, 2010 год. — 864 стр.

Произведения сборника «Герои на все времена» — итог уже второго концептуального конкурса «Наше дело правое». Как заявляет неназванный автор в предисловия к сборнику: «Как же поспешно порой зачисляем мы вслед за школьными учебниками «лишних людей» в положительные герои, снисходительно жалея максим максимычей и осуждая корыстных штольцев. То ли дело разгневанный Чацкий, не дрогнувший перед старухой Раскольников или осенние чеховские интеллигенты!».

Организаторы конкурса предложили написать не о тех, кто выламывается из ряда и противостоит, а о тех кто «держит небо на каменных руках», как держал сто, двести, тысячу лет назад. Не требуя поклонения, не размениваясь на склоки, не считая свою победу или обиду поводом бросить это самое небо к чертям собачьим и отправиться мстить или страдать».

Судя по фразе «Мой дед, А.Е.АЛЕКСЕЕВ, начинавший чертежником на проектировании орудийных башен для первых русских линкоров еще до Первой мировой и закончивший жизнь членом-корреспондентом АН СССР, выдающимся электротехником, не бывшим ни единого дня в партии или около нее», автор предисловия – известный писатель-фантаст Ник ПЕРУМОВ, проживающий в США.

По его словам, герои сборника – это киплинговские дети Марфы:

— Двигая камни, врубаясь в лес, чтоб сделать путь прямей и ровней,

Ты видишь кровь — это значит: здесь прошел один из ее Детей.

Он не принял мук ради Веры святой, не строил лестницу в небеса,

Он просто исполнил свей долг простой, в общее дело свой вклад внеся.

С учетом того, что это сборник фэнтези, незаметными героями оказались маги, оборотни, домовые, драконы, кентавры и т.д. Впрочем, для российской фантастики это дело привычное, девиз трудяг-магов из НИИЧАВО: «Понедельник начинается в субботу».

Что же касается качества исполнения, есть вопросы. Понятно, что вынесенные в анонс на обложку опытные Ник ПЕРУМОВ, Вера КАМША и Элеонора РАТКЕВИЧ – гарантия стабильного качества текстов. Своих, понятно, а не соседних. Цикл «Стурнийские мозаики» КАМШИ — о противостоянии и взаимопроникновении людей, титанов, кентавров и фавнов имеет вторым планом историю России от Гражданской войны до сегодняшнего дня. В «Здравствуйте, я ваша теща» РАТКЕВИЧ любопытна идея механизма действия любовного зелья. В «Сорока оттенках черного» МАЛАХОВА неплох детективный сюжет.


Статья написана 28 марта 2021 г. 10:12

Куда катится мир, если приличный человек не может сжечь трупы, не вызвав подозрений?

Джо АБЕРКРОМБИ.

Полкороля.

М.: Эксмо, 2018 год

352 стр.

Почитатели таланта Джо АБЕРКРОМБИ похожи на хоккейных болельщиков: стоит любимой команде начать проигрывать, тут же раздаются свистки, крики «Сапожник!» и улюкание. И все это от чистого сердца. Когда захлебываешься от восторга, дорвавшись, наконец, до книги с живыми яркими характерами, блестящими диалогами, полными юмора, где злодеи не играют в поддавки с положительными героями, да и назвать кого-то однозначно положительным будет существенным преувеличением, – и после всего этого громокипящего фейерверка настоящего ямайского рома вам дают кружку только что надоенного молока и краюху свежеиспеченного хлеба – тут поневоле скажешь: тьфу!

Фанаты называют «Полкороля» – пол-АБЕРКРОМБИ или АБЕРКРОМБИ-лайт. Но дело в том, что любимая команда просто играет в другую игру. Это – подростковый роман, и именно в этой номинации получивший премию «Локус» в 2015 году.

Это роман воспитания без привычных уже нам секса, жестокости, мата (впрочем, в русских переводах АБЕРКРОМБИ последний отсутствует). Без острых приправ. Главный герой – принц Ярви – родился с искалеченной рукой в мире, где «Мужчина сечет косой и рубит секирой, говорил отец. Мужчина налегает на весла и вяжет тугие узлы. А главное – мужчина носит щит. Мужчина держит строй. Мужчина встает бок о бок со своим соплечником. Разве мужчина тот, кто ни на что из этого не способен?».

Люди, обычаи и даже здешняя природа – очень похожи на мир викингов. Ну а сам ГГ — угрызениями по поводу своей ущербности и ловкостью по выпутыванию из проблем – на Майлза Форкосигана из «Ученика война». К тому же «Полкороля» является в какой-то мере калькой с романа «Лучше подавать холодным», начиная с предательства соратников, падения с башни, и далее – разношерстная команда и месть.

Ярви готовили на пост советника: он читал книги, изучал языки, религию, обычаи других стран. Но оказались убиты его отец и старший брат, а значит, он обязан занять трон. И занял его. На несколько дней, после которых пережил предательство, покушение, рабство и бегство, оказавшееся не столь сладостным как ожидалось:

— Свобода! – проревел Ральф, раскидывая руки в стороны, чтобы обхватить весь бесконечный простор белого безлюдья. – Свобода где любо, там и закоченеть! Свобода где в радость, там и сдохнуть от голода! Свобода идти куда хошь, покуда не свалишься!

Но этот долгий путь домой сделал из него мужчину и дал друзей, хотя в итоге он и не вернул себе трон. Даже после того, как отомстил за смерть родных:

— В конце концов, мы становимся теми, кто мы и есть.

Теперь вопрос: а кто, собственно, есть этот Ярви? Ведь он и не мог стать королем. Он стал слишком подл для этого. При том, что и отец, и дядя – не рыцари без страха и упрека: оба коварно убили братьев-законных королей, а дядя – даже двух. Не случись чуда, Ярви вернулся бы на королевство, дал бы врагу вассальную клятву, а уже потом бы его обманул. И даже не думает пока как, но обманул бы обязательно. Отныне он знает главное: цель оправдывает средства. И врага надо нейтрализовать немедленно и любым способом, подлым ли приемом, обещанием ли сдать свою столицу, ножом ли в спину, во время ли его сражения один на один с кем-то другим – все это неважно:

– Нет, – прорычала она. Попыталась поднять меч, но тот был слишком тяжелым. – Не так. Не здесь. – Ее окровавленные губы скривились, когда она взглянула на него. – Не ты.

– Здесь, – сказал Ярви. – Я. Что ты там говорила? Чтобы драться, нужны две руки, но чтобы ударить в спину, хватит и одной.

АБЕРКРОМБИ по-прежнему не прост. Это и в самом деле роман воспитания. Но в процессе этого воспитания выковался не король, а нечто иное:

— Из тебя получится отличный министр, Отец Ярви.

В другом замке другой племянник, отомстив всем виновникам гибели его отца-короля, погиб и сам. А все потому, что продолжал совершать главную ошибку своей жизни: сомневался.


Статья написана 24 марта 2021 г. 14:20

Он умер, а тексты его продолжают жить

Геннадий ПРАШКЕВИЧ.

Герберт УЭЛЛС.

(Серия «Великие Исторические персоны»)

М.: Вече, 2010 -

400 стр.

— Вы, господин УЭЛЛС, — сказал Сталин, — исходите, как видно, из предпосылки, что все люди добры. А я не забываю, что имеется много злых людей.

Герберт УЭЛЛС всегда был не только писателем, но и публицистом, мыслителем. В 1903-м он вступил в Фабианское общество с докладом «Проблемы научного администрирования округов в отношении к муниципальным предприятиям», а в конце жизни за эссе «Иллюзорность некоторых представлений о продолжительности жизни многоклеточных организмов, в частности вида Homo Sapiens» получил докторскую степень по биологии.

Казалось бы, писать об УЭЛЛСЕ просто: есть написанный в 1934 году «Опыт автобиографии: открытия и размышления весьма ординарного мозга», и есть даже «Влюбленный Уэллс", где английский писатель повествует о своих женах и любовницах, – книга эта по воле автора была издана только после смерти последней из упомянутых в ней героинь. Однако Геннадий ПРАШКЕВИЧ, сам известный российский писатель-фантаст, пытается показать своего героя прежде всего через призму написанных им произведений. И выясняется, что практически все они – даже фантастические – очень автобиографичны. Классик вполне мог бы, как Гюстав Флобер, заявить: «Человек-невидимка – это я». Первым романом, прославившим его, стала «Машина времени». Изначальный вариант этого произведения назывался «Аргонавты Хроноса».

— Если бы какой-нибудь молодой человек принес бы мне сегодня это произведение и попросил бы совета, что ему делать дальше, — не без иронии писал позже УЭЛЛС, —я бы сказал ему, что писать ему, скорее всего, не следует.

Одна из особенностей обозреваемой книги: повествование перемежается с мнениями об УЭЛЛСЕ разных писателей. Цитируется, в частности, Евгений ШВАРЦ:

— Он в тихие девяностые годы ХIХ века описал эвакуацию Лондона так, как могли это вообразить себе только нынешние очевидцы. Он описал мосты, забитые беженцами, задерживающими продвижение войск. Он описал бандитов, которые на ходу грабят бегущих. Читая это, я со страхом предчувствовал, что так и будет, что я увижу это.


Статья написана 19 марта 2021 г. 08:17

«Да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи»

Кевин УИЛСОН

Туннель к центру Земли

М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат. 2011 год. — 319 стр.

«Я начал писать рассказы, потому что был одинок», — утверждает автор. На родине в США его называют «южным Реем БРЭДБЕРИ эпохи Стивена КИНГА». Очень может быть. Книга вышла в серии «Сны разума», где издавались лауреаты и номинанты премий по фантастике – Питер УОТТС, Тед ЧАН, Майкл ФЛИНН и другие, но назвать его рассказы фантастическими трудно. Они, скорее, странные. А рисунок на обложке с динозавром и человеком в скафандре с бластером в руке не имеет ни малейшего отношения к содержанию сборника.

Действительно, что фантастического в смотрительнице «Музея обыденных редкостей» (так называется рассказ), где выставляются коллекции этикеток от консервированных абрикосов, вилок, букв, вырезанных из журналов, книг и газет? Она одинока, ей 31 год, и за ней пытается приударить доктор в возрасте ее мамы.

Или в 16-летней Пенни, переехавшей с мамой в другой город, но слишком замкнутой и робкой, чтобы найти друзей. И ее первой любовью оказывается не сверстник, желания которого плоски и определенны, а соседний 12-летний мальчишка, который еще не дорос до таких желаний, но в силу возраста просто романтичен и влюбчив. Их не соответствующее возрастам влечение, естественно, кажется окружающим странным.

Практически все герои Кевина УИЛСОНА, как пресловутый мистер Мак-Кинли, страшатся большого человеческого мира с его пошлостью и обыденностью и пытаются каким-то образом от него укрыться. Поэтому-то только что окончившие колледж подростки в растерянности перед будущей взрослой жизнью в буквальном смысле ушли под землю, роя туннели под своим городком («Туннель к центру Земли»). Знаменательно, что подборку завершает новелла «Наихудший прогноз» о лысеющем молодом человеке, работающем в одноименной с названием рассказа фирме:

— Я – доверенное лицо вероятности. Я прихожу в парк аттракционов, вбиваю цифры в компьютер и выдаю статистику: сколько человек погибнет, если при эксплуатации аттракциона произойдет то, что мы называем наихудшим сценарием несчастного случая… Я ухожу, оставляя их хмурыми и озабоченными, но искать способы противодействия надвигающимся угрозам – не моя задача. Этим пусть занимаются другие.





  Подписка

Количество подписчиков: 50

⇑ Наверх