fantlab ru

Все отзывы посетителя mif1959

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Джерард Мэнли Хопкинс «Падаль»

mif1959, 5 марта 2023 г. 14:39

Во всех последних российских изданиях название романа Дэна СИММОНСА «Carrion Comfort» переводится как «Темная игра смерти». Не буду спорить, хотя заголовок автором взят из стихотворения английского поэта Джерарда Мэнли ХОПКИНСА, которое так и называется «Carrion Comfort» . Первая его строфа взята в качестве эпиграфа к роману:

О нет, утеха падали, не буду,

Отчаиваться или упиваться

Тобой — не буду

Распускать на пряди

Последние, хоть слабенькие, жилы,

На чем держусь я — человек,

Не крикну

В последней устали

«я больше не могу...”

Чей перевод – не указано, так что, скорее всего, — переводчика романа – Александра КИРИЧЕНКО.

Проблема в том, что этот перевод кардинально искажает смысл. К кому здесь обращается «лирический герой» (назовем его так, вспомнив школьную программу)? Кто это или что это — «Утеха падали»?

Бог его знает!

Но адресат сразу становится понятен, если мы возьмем оригинал, или другие переводы:

- Not, I'll not, carrion comfort, Despair, not feast on thee;

Not untwist — slack they may be — these last strands of man

In me ór, most weary, cry I can no more. I can;

Can something, hope, wish day come, not choose not to be.

— Нет, падали оплот, Отчаянье, не дам

Тебе торжествовать, когда терпеть невмочь,

Не возоплю, и гнет смогу я превозмочь,

И узы жизни сей не разрублю я сам.

(перевод Яна ПРОБШТЕЙНА)

- Я не буду, отчаянье, падаль, кормиться тобой,

Ни расшатывать — сам — скреп своих, ни уныло тянуть

И стонать: Все, сдаюсь, не могу. Как-нибудь

Да смогу; жизнь моя родилась не рабой.

(перевод Григория КРУЖКОВА)

Это обращение к Отчаянию, а потом, будучи поверженным им, и преодоление его.

Так что Александр КИРИЧЕНКО здесь очень не прав. Тем более, что в первой же главе, она же – рассказ «Утеха падали», он как переводчик дает внутренний монолог Мелани:

- Я в отчаянии от разгула насилия в нынешние времена. Иногда я целиком отдаюсь этому отчаянию, падаю в глубокую пропасть без какого-либо будущего, пропасть отчаяния, названного ХОПКИНСОМ утехой падали.

А может просто: стихи – это не его сфера. Ведь сам роман переведен вполне качественно.

P.S. Эта же первая строфа стихотворения ХОПКИНСА идет эпиграфом к 3-й главе романа Кассандры КЛЭР «Механическая принцесса» (в российском издании указан перевод Яна ПРОБШТЕЙНА).

Оценка: 8
– [  1  ] +

Светлана Прокопчик, Олег Дивов «Война миров»

mif1959, 25 июля 2021 г. 05:12

Рыба гниет с головы

Это непосредственное продолжение романа «Новый мир». Причем добрая часть книги – воспоминания Деллы Берг о разведочной работе в юности на испаноговорящей планете Эльдорадо. И это – лучшая часть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Юная, только что окончившая академию Делла работает под легендой провинциалки-таксистки, недавно перебравшейся в столицу. И не сразу понимает, что начальство использует ее как расходный материал для прикрытия другой, более замаскированной сети. То есть микроскопом забивают гвозди. При том что она – как с ней случалось и во все последующие годы – неожиданно оказалась среди тех, кто контролирует планету. Сюжет держит за горло, интрига – за сердце, за персонажами следишь с возрастающим по ходу действия интересом вплоть до вынужденного побега Деллы после провала.

А потом роман возвращается к основной сюжетной линии на планету Земля, где творится что-то несусветное: убийства, пожары, похищения – то, чего здесь не видели лет двести. А в центре всего этого стоит некая полурелигиозная женская организация «Орден Евы», но «игрокам кажется, будто они управляют процессом, только есть подозрение, что сами они – внутри процесса, которым рулит кто-то извне».

Количество персонажей, как и в предыдущем романе цикла, начинает зашкаливать, и читатель опять путается, кто есть кто. Тем более что чуть ли не каждый последующий из многочисленных руководителей среднего звена «Ордена Евы» начинает каяться, раскрывать свое сердце Делле, рассказывая, как запутались в трудных жизненных ситуациях.

Спецслужбы Земли, активно регулирующие отношения на сопредельных планетах, и сами запутались в тенетах коррупции и стремления к власти:

-Внешняя политика Федерации обернулась той самой тыльной стороной, которая меня, мягко говоря, озадачивала. В основном делают эту политику случайные люди и мимоходом. У них вообще другие интересы. Они деньги зарабатывают, делят зоны влияния, перенаправляют транспортные потоки… Воруют, короче говоря. Или, что еще страшнее, уверенной рукой ведут народы к свободе и радости. Другой рукой приворовывая.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Светлана Прокопчик, Олег Дивов «Великий дракон»

mif1959, 21 июля 2021 г. 18:17

Вот моя книга-раздвига. В этой книге есть много чего, хотя не видно ничего.

Экспозиция очередного романа из цикла «Профессия: инквизитор» насыщена множеством имен и ссылками на события из романов предыдущих. Их столько, что читатель уже с трудом припоминает: ху есть ху? Причем добрая половина упомянутых даже не появляется в ходе сюжета или проходит по его краю.

В итоге начало несколько затягивается, что, замечу справедливости ради, позволяет автору засунуть туда зацепки для дальнейших событий не только текущего романа, но и будущего. Плюс – странности и несообразности, в которые тыкается помощница инквизитора Делла Берг, пытаясь понять, а что, собственно, происходит, что эта за интрига, в которую ее пытаются усиленно запихать. А самая большая странность – поведение самого инквизитора Августа Маккинби, великого и ужасного, вопреки собственному характеру объявившего чуть ли не о помолвке с явной хищницей-блондинкой с подозрительным прошлым Анной Лерой: неужели он не видит, с кем имеет дело?

При этом великая Шанхайская империя приглашает к себе делегацию, из которой Маккинби всячески пытается исключить Деллу, а китайская сторона, наоборот, всячески туда ее залучить. Во все это задействованы разведки и контрразведки, сектанты, мафия, диктаторы, тайна гипергалактического двигателя – он же потенциальная угроза для всего человечества, сестра китайского императора, не знающая о своем происхождении, собаки-киборги – и прочее, прочее, прочее. Вплоть до андроидов, тайное массовое производство которых налажено в Сайгоне для захвата власти (на всякий случай напомню, что Шанхай и Сайгон – не на Земле, а за много световых лет от нее). Ну и на закуску фирменное мочилово – бои людей с андроидами, противостоять которым возможно только с помощью собак.

В роман, как в чемодан, понапихано множество всякой всячины, нужной и ненужной. ДИВОВ-псевдоним намеренно эксплуатирует штампы массовой культуры: так и видишь его, язвительно стучащего по клавишам: «Вы хочите песен? — Их есть у меня! Я переору любого соловья, Я старый металлист, тусовщик и стиляга, А щас будет злая и матерая «соляга». А жаль – начало цикла была не в пример изящней и ироничней.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Светлана Прокопчик, Олег Дивов «Настоящие индейцы»

mif1959, 18 июля 2021 г. 13:05

Андроиды и электроовцы

«Настоящие индейцы» – четвертый роман из цикла «Профессия: инквизитор». Смесь космической оперы и женского детектива. Даже скорее женского авантюрного боевика, так как на сей раз много экшена. Очень много. А также крови, насилия, убийств, мордобоев и инопланетных шпионов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все это происходит на планете Саттанг, где обитают наши «братья по разуму» – индейцы, отставшие от человечества в развитии на пару тысяч лет. Сзади они своей шерстистостью напоминают медведя, спереди – человека, разве что у мужчин борода растет не на щеках, а на шее. Их царь учился в одном из земных университетов, мечтает о реформах, но ограничен властью старейшин, опирающихся, понятно, на традиции старины. Правда, к концу романа выясняется, что глава этих старейшин работает на противостоящее земной конфедерации государство Эльдорадо.

Повествование большей частью ведется от имени Офелии ван ден Берг, покинувшей своего босса-инквизитора и вернувшейся в армейскую разведку в чине капитана. А разыскивает она своего бывшего мужа, поднявшего бунт на военном корабле, бежавшего на Саттанг и погибшего. Об этом, во всяком случае, гласили итоги официального расследования.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Напомню, что в предыдущем романе «Дама с собачкой» официально погибшим считался брат Офелии (впрочем, она предпочитает имя Делла). После ряда опасных приключений, связанных с коррумпированной военной верхушкой, брата нашли живым и очень богатым. Понятно, что экс-муж Макс – звездный принц, светский лев, любимец женщин – тоже оказался жив.

Для их спасения, правда, на Саттанг пришлось прилететь самому «великому» инквизитору Августу Маккинби, с официальной делегацией – все как один в шотландских килтах – и выдержать ряд испытаний, включавших необъезженную лошадь и бой насмерть холодным оружием. И так далее, включая индейскую свадьбу, беременность Деллы, пульт управления навигационной системой некой давней космической цивилизации и прочее, прочее, прочее.

Что касается качества книги, это смотря с чем сравнивать. Если с бесконечным потоком отечественной халтуры, то – очень даже ничего. Если с самостоятельными работами ДИВОВА – так себе…

Читать как отдельное самодостаточное произведение нет ни малейшего смысла: только после прочтения первых трех романов. Да и то необязательно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Светлана Прокопчик, Олег Дивов «Дама с собачкой»

mif1959, 14 июля 2021 г. 07:14

Третий том из цикла «Профессия: инквизитор». Смесь космической оперы и женского детектива. Много переживаний по поводу кто кого любит или не любит, как у нас могло бы быть, если бы... ее непонимания его психологических установок и, соответственно, его непонимания оснований ее поступков. То, что называется «розовыми соплями».

Она – это Делла ван ден Берг, помощница инквизитора Августа Маккинби, он – этот самый инквизитор. Слава богу, помимо «чуйств» в книге хватает и экшена. Идет расследование, связанное с масштабными хищениями, коррупцией, работорговлей в армейской верхушке. Найденные инквизиторами (что-то вроде независимых следователей) следы преступления планомерно отсекаются, чуть ли не каждый свидетель спустя короткое время оказывался мертвым по какой-то на первый взгляд нелепой случайности, а чаще всего – просто кончал с собой. А дом расследователей, как выяснилось к концу повествования, оказался напичкан подслушивающими киборгами-мышами. На которых у Деллы оказалось свое противоядие в виде гигантской сибирской овчарки, и тоже киборга, очень любящей разгрызать металлические предметы и терпеть не могущей всякого рода роботов. Это и есть та самая собачка Василиса, о коей говорится в заголовке, – одна из главных героев книги со своим непростым нравом и повадками. Подарили ее Делле на планете «Сибирь» в романе «Жизнь за царя», который должен был выйти до «Дамы с собачкой», и на события которого периодически ссылаются в тексте. Но этот роман так и не появился.

Как это всегда бывает у ДИВОВА, текст насыщен культурными реминисценциями нашего времени от мультфильма про капитана Врунгеля («как лодку назовешь, так она и поплывет») до солдат в противогазах, прозванных «слониками», упомянутых в связи с обсуждением происхождения девичьей фамилии Деллы – Слоник. Впрочем, по семейной легенде она произошла от фамилии снайпера Александра Солоника, работавшего на мафию.

Очень много гречневой каши и собаки Василисы. Последнее косвенным образом указывает, что патологический собаколюб Олег ДИВОВ приложил куда большую руку к этой книге, чем признал, когда позже снял свою фамилию, указав автором одну лишь Светлану ПРОКОПЧИК.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Олег Дивов, Светлана Прокопчик «Леди не движется - 2»

mif1959, 11 июля 2021 г. 19:44

В отличие от затянутой экспозиции части 1, часть вторая прыгает сплошным действием, как в американском боевике, скрещенном с женским романом: кровь и любовь.

Героиню пытаются убить, и не раз, но у нее есть персональный ангел-хранитель, которому тоже заказали ее смерть, но у него есть собственные воззрения на этот счет: «У дилетантов всегда больше шансов убить профессионала. Профи знает замашки профи. А дилетант способен отмочить такую глупость, что удивишься уже на том свете». Кстати, что-то подобное говорил Макс фон ЗЮДОВ в фильме «Три дня Кондора».

Интересно, что в ходе чтения выясняется: мир «Леди» — тот же самый, что и в знаменитой повести ДИВОВА «У Билли есть хреновина», только действие проистекает пять веков спустя, а чуть ли не все главные герои романа – потомки героев «Билли…». Похоже, в дальнейших книгах из подземного бункера на глубине 740 метров будет вытащена законсервированная на века красная машина «тэ-пятая Эво» из «Билли…» и сыграет свою таинственную роль.

Ну а пока – дикие орки из поместья, фальшивые чипы, незарегистрированные космические корабли, трупы, мошенники, коррупция, полиция, и в центре всего этого – несравненная Делла ван ден Берг: «Золушек не бывает. Не верь, когда тебе говорят про случайности и везение. За успехом каждой Золушки вроде меня стоит адов труд. Каторжный. Но никто не хочет об этом знать, потому что не желает трудиться». Правда, сказала это не она.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Олег Дивов, Светлана Прокопчик «Леди не движется»

mif1959, 9 июля 2021 г. 15:00

Действие происходит в далеком будущем на ряде планет, на которых обитают четыре гуманоидные расы с преобладанием и лидерством человеческой. Это что-то среднее между космической оперой, женским романом и детективом. Идет расследование серии убийств, на первый взгляд, не связанных друг с другом.

Взаимоотношения Деллы и Августа напоминают взаимоотношения Арчи Гудвина и Ниро Вульфа. Более того, орхидеи Вульфа Августу заменяет его коллекция моделей автомобилей, с которой он возится так же, как Ниро со своими цветами. Даже полицейский инспектор Крюгер похож на стаутовского Кремера с его отношением к частным конкурентам.

А еще более эти двое героев ДИВОВА похожи на Алекса Бенедикта и его активную помощницу Чейз Колпат, которых неизменно кто-то пытается убить, из цикла про авантюрные археологические расследования меж звезд Джека МАКДЕВИТА, опиравшегося на СТАУТА. От лица этой Чейз – бывшей сотрудницы разведки, правда, планетарной, — и идет повествование в цикле, начиная со второй книги — «Искатель». На русский книга переведена в 2014-м, но у себя на родине вышла почти на 10 лет раньше.

В обозреваемом цикле предполагается несколько романов, и первый, точнее, половина первого (вторая часть вышла позже) – это всего лишь экспозиция. Возможно, поэтому в нем недостает фирменной дивовской блистательности и брутальности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Несколько раздражает, когда Делла, окончившая факультет разведки военной академии, занимающаяся сложными расследованиями, чуть ли не треть книги тупит при встрече с братом убитого близнеца, не делая выводов из несоответствий в его поведении, в то время как читатель, знающий «Тайну двух океанов» и иже с ними, уже все понял.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Светлана Прокопчик, Олег Дивов «Новый мир»

mif1959, 9 июля 2021 г. 10:18

Как и первый роман из цикла «Профессия: Инквизитор» — «Леди не движется», данное произведение – всего лишь половинка целого, рассеченного издательством на две самостоятельные книжки для извлечения большей прибыли. Поэтому-то завершается роман фразой «Ничего так и не произошло». Так оно и есть, если не считать около сотни трупов, начиненных взрывчаткой собак, сожженной психиатрической клиники, многочисленных покушений на жизнь главной героини и людей, окружающих ее, интриг, коррупции и т.д. и т.п.

Ну, а если подробнее, вот примерный сюжет книги:

«Мэйсон просит Питера Флинта выведать у Августы Локридж, где хранятся бумаги на землю. Видя, что Питер колеблется Мэйсон с помощью шантажа добивается своего. Питер спрашивает Августу Локридж о бумагах и та не подозревая ни о чем, рассказывает ему. Питер рассказывает Мэйсону о бумагах на земли. Мэйсон с помощью ордера на обыск дома Локриджей, узнаёт, что с бумагами на земли не все в порядке, оформлены они не правильно и принадлежат предыдущему владельцу».

На самом деле, это был пересказ маленького кусочка первого сезона сериала «Санта-Барбара». Но поверьте – практически ничем не отличается. Другие имена, другие события. Но суть – та же.

В романе действует одна лишь помощница инквизитора Делла Берг – впервые без самого Августа Маккинби, который пару раз только звонил ей откуда-то издалека. Впрочем, дела инквизиторские практически не имеют отношения к сюжету. Все эти смертоубийства происходят шотландском городе Эдинбурге, в период, когда планета Земля лет двести уж не испытывала такого рода преступлений, переместившихся на окраины обжитой людьми Вселенной.

Как и в «Леди не движется» первый труп, застреленный роботом-убийцей из снайперской винтовки, случился сразу же после начала повествования. А еще через несколько страниц Делле неожиданно присваивают очередное воинское звание майора разведки:

- Плохи мои дела. Не знаю, есть ли еще одна профессия, кроме разведчика, где внезапное повышение по службе означает, что у тебя проблемы. Точнее, у кого-то проблемы, и этот кто-то решил: самое оно свалить их на тебя и умыть руки.

И далее на протяжении почти четырехсот страниц Делла только успевает реагировать на очередной ход так называемого Ордена Евы – религиозной организации, жестко и массово вербующей себе сторонников, в том числе и методами, далекими от закона.

Гребень так част, что даже в особняк Деллы, после того, как ей неожиданно для нее (но ожидаемо для тех, кто это устроил) стало плохо, немедленно прикатила фальшивая бригада врачей, намеревавшихся вколоть ей некое снадобье и увезти на психообработку. Но они ошиблись с объектом, приняв Деллу за очередную богатую дамочку. И не зная, что рядом с нею всегда боевой киборг в виде сибирской лайки. Такая вот шняга.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Олег Дивов «Чужая Земля»

mif1959, 27 апреля 2020 г. 18:06

Вот он, настоящий ДИВОВ. Именно тот, что полюбился читателям. Ироничный виртуоз пера, тонкий стилист, интеллектуал, любящий вставить в текст отсылку к нынешним событиям и культурным клише, нередко даже непонятую непосвященным. И это отрадно после тускневшего с каждым новым романом сериала об инквизиторе (как выяснилось, последние романы цикла были написаны в основном Светланой ПРОКОПЧИК). Ряд читателей возмущается русской имперскостью автора, его патриотичной государственностью: написал, дескать, чуть ли не по указке Администрации Президента. Да он всегда таким был: вспомните хотя бы «Симбионты» или «Объекты в зеркале заднего вида». Притом патриотичность ДИВОВА не уныло-серьезная, а очень даже веселая и эмоционально заразная. И не поймешь: всерьез это он или подсмеивается или даже – и всерьез, и подсмеиваясь одновременно.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Евгений Войскунский «Кронштадт»

mif1959, 26 апреля 2020 г. 05:09

«Кронштадт» — одно из лучших произведений 80-х годов о Великой Отечественной войне. ВОЙСКУНСКИЙ описал собственные фронтовые впечатления: отход конвоя с острова Ханко, мины, бомбардировки, матросский быт, блокадный голод в Кронштадте, война на Балтике. Он был тогда фронтовым корреспондентом в газете «Огневой щит». Герои романа получились живыми, полнокровными и разными. Военные будни – тяжелой работой с недосыпом и усталостью: «Полк лыжников там, на льду, был сильно измотан. В 9 часов полк поднялся в атаку и пошел к острову, но был остановлен плотным минометным и артогнем. Лыжники залегли. Не реагировали на приказы продвигаться. Засыпали под огнем». А победа в каждом локальном бою обеспечивалась в первую очередь не героизмом (хотя и его хватало), а наличием достаточного количества боеприпасов и исправностью судовых механизмов. И, конечно, детали: «Чайкам на заливе теперь вообще-то живется сытно. Много мин и бомб рвется в воде, и всплывает оглушенная рыба – легкая добыча для прожорливых птиц».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Роберт М. Вегнер «Небо цвета стали»

mif1959, 27 января 2020 г. 07:38

К сожалению, я сделал ошибку, начав читать цикл о Меекханской империи с третьей книги. Польский автор Роберт М. ВЕГНЕР прославился этим циклом как мастер темного фэнтези. Однако два предыдущих тома – это калейдоскопы рассказов, описывающих отдельные грани некоего мира, где идут войны, сталкиваются мало совместимые друг с другом цивилизации и существует частично запрещенная магия. Обозреваемая книга – первый роман цикла с тремя главными персонажами, о переплетающихся историях которых попеременно идет повествование. И штрихи надвигающейся угрозы от чужих непонятных существ, обладающих невиданной магической мощью (надо полагать, развертывание этой линии мы увидим в следующих томах).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Роман рассказывает о попытке многодесяткотысячного племени Фургонщиков перевалить через опасный горный хребет, чтобы вернуться в родные степи, откуда они были вытеснены воинственными кочевниками более десятка лет назад. Меекханская империя скрытно способствует им в этом походе, выделив в качестве проводников элитный отряд горной стражи – профессиональных воинов. У империи свои геополитические задачи: ей не нужно усиление мощи кочевников. Но если последним попадется кто-то из стражи, от этих якобы «самовольных» проводников их начальство тут же отречется, без сомнения принеся их в жертву.

Автор еще не до конца овладел большой формой. Лейтенант горной стражи Кеннет говорит Фургонщикам после нескольких дней пути, что слишком гладко они идут – и это плохо. Те его не понимают, и тут же следует горная трагедия с жертвами. Это несколько заданно. А история в конце романа, когда в пылу битвы выясняется, что самые жестокие воины кочевников – так называемы Призрачные Волки – они и Фургонщики ненавидят друг друга сильнее всего – оказываются детьми этих самых Фургонщиков, причем тех самых, которые именно сейчас с ними воюют, а их взаимная ненависть взращена ложью – это переломное для битвы озарение очень напоминает концовку некогда популярной чешской пародии «Лимонадный Джо», когда все главные антагонисты оказываются отцами, сыновьями и сестрами, узнающими друг друга по родимому пятну.

Роман не плох, написан профессионально, отдельные эпизоды отменны, но шедевром его – увы! – не назовешь.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Хорхе Луис Борхес «Валери как символ»

mif1959, 14 декабря 2019 г. 13:42

Забавно, что по прошествии лет — в беседе с Освальдо Феррари Борхес гораздо скептичнее отозвался о Поле Валери, которого он в этом эссе сравнивает с Уитменом: «Ставить Валери рядом с Уитменом — это едва ли не кощунство, поскольку Уитмен — не сравним ни с кем, а про Валери я не рискну этого сказать». И далее: «я не уверен в том, что Валери заслуживает славы поэта-интеллектуала, ведь в его стихах мыслей — до удивления немного... В нем видят поэта-интеллектуала; он, как сказал Биой Касарес, приглашает других к размышлению, но сам остерегается размышлять».

Оценка: нет
– [  2  ] +

Шимун Врочек «Танго железного сердца»

mif1959, 4 февраля 2018 г. 15:01

Читая рассказы из данного сборника ВРОЧЕКА, вспомнил раннего Михаила ВЕЛЛЕРА, хотя, казалось бы, абсолютно ничего общего. ВЕЛЛЕР писал изощренные выверенные логически и психологически рассказы, продуманные и отшлифованные до последней запятой. Рассказы от головы, а не от сердца и не от души. Новеллы ВРОЧЕКА тоже от головы, но они выверены не логикой, а атмосферой приближения к чему-то непонятному, жуткому, пограничному, абсурдному. «Страшную месть», скажем, мог бы написать и молодой ВЕЛЛЕР. Впрочем, он и написал – и будничнее и блистательнее — «А вот те шиш».

А вот парадоксальную «Мы – стена», выдумал и воплотил бы далеко не каждый. Человек и он же одновременно кит, и он же часть живой плотины, за которой что-то страшное. Шимун ВРОЧЕК – один из лидеров «цветной волны» российской фантастики. И в то же время пишущий проектную литературу — «Метро 2033: Питер» и «Рим. Последний легат» из цикла «Этногенез», что, казалось бы, вещь стыдная для писателя, считающего себя настоящим. Не читал его проектных работ, но рассказы его, при некоторой даже иногда сюжетной недоделанности, не проговаривающей все, а намекающей на нечто, на читателя действительно воздействуют своей атмосферой некоторой алогичной жути. Не все рассказы равноценны. Есть и слабые, есть и очень сильные. Там, где автор логичнее и понятнее, заметнее вторичность, а там, где отпускает логику с привязи здравого смысла, неожиданно получается хорошо: «Дорогие зайцы! Пишу вам неожиданно, сам не ожидал от себя такого. Пожалуйста, у меня к вам одна просьба. Скажите кроликам, чтобы не жрали мое елки. Иначе я им вырву уши с корнями. С наилучшими, Ваш Медведь». Отложив перо, он долгое время разглядывал кляксу, оставленную после подписи. Вот так всегда. Придется переписывать, а то эти зайцы подумают, что он совсем неграмотный. А это всего лишь большие лапы» («Утро в сосновом лесу»).

Оценка: нет
– [  2  ] +

Дэниел Уилсон «Роботы Апокалипсиса»

mif1959, 4 февраля 2018 г. 14:53

Что значит замануха. Обложка книги сопровождена заявлением Стивена КИНГА: «Читать эту книгу было для меня наслаждением!» и информацией, что «роман возглавлял десятку лучших книг «amazon.com» 2011 года. На обороте еще и сказано, что «права на экранизацию куплены за шестизначную сумму, а режиссером фильма, который выйдет в 2013 (?!)году, станет Стивен Спилберг». Но увы, сама книга – банальщина на банальщине и банальщиной погоняет. Все это много раз читано и смотрено. Хроника восстания машин, изначально, похоже, заточенная под возможную экранизацию. Каждая короткая глава повествует об очередном деянии одного из полудюжины главных героев со товарищи, некоторых из которых к середине книги начинаешь путать друг с другом, настолько они безлики и бесхарактерны. Интриги или сюжета как таковых не наблюдается: в романе несколько частей – единичные странности в поведении роботов, коими являются и автомобили, и заводские станки, и домашние механизмы, час ноль – восстание и массовые убийства людей, начало сопротивления, и война до победы. Нет, не скажу, что все написано литературно беспомощно – наоборот, вполне читабельно, но очень гладко, даже зацепиться нечему ни сердцу ни уму. Очень похоже на проектную литературу и вполне может вызвать интерес у подростков. Впрочем, на них и рассчитан. Даже в одноминутном трейлере книги (будущего фильма?), который можно найти на ютубе при ссылке на исходное англоязычное название романа «Robopocalypse», главными героями остались лишь четверо подростков. Да и ранее 34-летний инженер-робототехник Дэниел Уилсон писал в основном как раз для молодого читателя. Известен его юмористический цикл руководств «Как построить армию роботов: советы по защите планеты Земля» и «Как выжить после восстания роботов: советы по защите себя от грядущего восстания», «Братан-джитсу» (способы помучить своих братьев и сестер) или откровенно детская книга «Мальчик и его бот». Присущего автору юмора, кстати, в Робопокалипсисе очень не хватает.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Евгений Филенко «Чёрные Эхайны»

mif1959, 4 февраля 2018 г. 14:45

В одном из отзывов на эту трилогию на «Фантлабе» сказано так: «Полное разочарование. Минимум действия, максимум абсолютно пустопорожних глав. Это или разговоры, или самокопания персонажей, причем и персонажи, и их мысли и разговоры не несут абсолютно никакой смысловой нагрузки для развития или раскрытия сюжета. Вот просто скучный и абсолютно никчемный набор предложений. Спасибо, что не каждый из 200 заложников нам изложил свои ... непонятно что». Совершенно противоположный отзыв услышал недавно от товарища, начавшего читать «Вектор атаки»: боевик какой-то – сплошной сюжет.

С одной стороны все три романа – продолжение «Бумеранга на один бросок», с другой – главный герой «Бумеранга…» Северин Морозов непосредственно сам проходит по сюжету лишь несколькими эпизодами. Напомню, что действие проистекает в далеком будущем, напоминающим светлый «Мир Полдня» братьев Стругацких. Но черные эхайны – потомки неандертальцев, которых миллионы лет назад отселили с Земли на много световых лет, считают Федерацию человечества своим врагом и действуют соответственно:

«ВЬЮРГАХИХХ: Вам что-нибудь говорит понятие «гуманизма»?

ХЭНТАУТУ: Мы изучали историю философских учений в академии. Абстрактное и малоприменимое к реальности философское учение.

ВЬЮРГАХИХХ: Для Федерации это основа мировоззрения. Если угодно – форма религии. Они не станут превращать ваши штурм-крейсеры в неуправляемые железные коробки из опасений, что они сойдут с орбиты и по баллистической траектории грохнутся на Троктарк. Они попытаются сберечь ваши жизни точно так же, как и свои, может быть – даже более ревностно. Не пытайтесь понять их мотивацию».

Как может общество, где каждый – друг, товарищ и брат, противостоять тем, у кого война, убийства и смерть – дело повседневное? Те и другие владеют высокими технологиями и летают меж звезд.

Около 20 лет назад эхайны захватили в заложники 200 человек. Многолетние попытки обнаружить место нахождения заложников были безрезультатны. Самовольная и удавшаяся попытка 17-летнего Северина, черного эхайна по происхождению, но воспитывавшегося на Земле, улететь на родину предков, дабы найти этих заложников, стала спусковым крючком для эскалации последующих событий.

В трилогии действительно около трех десятков персонажей имеют собственный не похожий на других голос, характер, мнение и свою интерпретацию событий. Практически каждый из них профессионал, который ведет свою игру или работает в группе или исполняет приказ. Пусть даже якобы придуриваясь при этом, как троица эхайнских подчиненных мичмана Нунгатау из категории «болтунов», скрывающих под этой маской свои истинные звания и подготовку. Да и сам мичман, казалось бы недалекий солдафон, неизменно оказывающийся в нужное время в нужном месте, начинает вызывать у высокопоставленных профи недоумение: а кто он, собственно, такой?

Евгений ФИЛЕНКО автор того же типа как и Джо АБЕРКРОМБИ, ворвавшийся в фантастику во второй половине 2000-х с трилогией «Первый закон» и вызвавший у ревнителей жанра ярое неприятие: «Да все, о чем он пишет, вторично – ни новых идей, ни оригинальности описываемого мира: сплошное клише». У АБЕРКРОМБИ оказалось главное, на чем держится настоящая литература, — живые полнокровные интересные герои, у каждого из которых есть своя правда и своя непротиворечивая логика действий. Герои ФИЛЕНКО столь же умны, живы и логичны. И если кто-то из них проигрывает, то не из-за подставы автора, а потому что в жесткой схватке двоих один неизменно должен будет проиграть. Пока это эхайны:

«Вы серьезно полагаете, что эхайны утихомирятся?!

– Рано или поздно такое происходит со всеми. Волны гасят ветер, мессир…

– Кто это сказал?

– Некто из мудрых. Гуманитарное наследие человечества, их вклад в житницы пангалактической культуры.

– Гм… но кто в нашем случае волны, а кто ветер?

– Это зависит от угла зрения, мессир, – уклончиво заметил адъютант Стьесс».

У Евгения ФИЛЕНКО немало аналогичных ссылок на братьев СТРУГАЦКИХ. В отличие большинства других авторов он органично существует в мире Полдня: это не эпигонство, это полноценный развивающийся мир, а не декорация на литстудии. Уверен, Евгений ФИЛЕНКО – единственный, кому было бы по силам действительно написать роман «Белый ферзь» в отличие от той халтуры, которая существует сейчас.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Андрей Левицкий «Петля Мёбиуса»

mif1959, 12 ноября 2016 г. 15:28

Илья НОВАК — псевдоним киевлянина Андрея ЛЕВИЦКОГО, автора романов из серии «S.T.A.L.K.E.R.» и ряда электронных игр и их новеллизаций. Впрочем данная книга – попытка вывалиться из круга ремесленичества в литературу пограничную. Несколько напоминает сборник «Черный сок» Марго ЛАНАГАН: сюр, мистика и в некоторой степени киберпанк. Но слабее. А еще напоминает сборник Шимуна ВРОЧЕКА «Танго железного сердца». Но тоже слабее.

Две повести — «Ризома» и «Никотин» — попытка показать будущее принципиально иным, чем у коллег-фантастов, не линейным продолжением настоящего, а чем-то уродливо, на первый взгляд, выросшим из достижений биологии и информатики: «У Стигматы начались проблемы, связанные с активным использованием церебрального софта, в психиатрии именуемые инсталляционной манией. Иногда она перерастала в инсталляционный психоз. Инстаман загружает в свой мозг все новые и новые программы, так или иначе облегчающие человеческую жизнь: бытовые подсказники, словари, универсальные технические руководства, наборы мгновенных советов на все случаи жизни, различные поведенческие библиотеки, экскурсоводы и прочее и прочее. Они перегружают нейропционарий, генерируя запутанные взаимосвязи, подкоманды и раздутые до предела базы данных. Емкость человеческого мозга велика, но не безгранична, и даже подключение к черепу биоприставок не спасает — дополнительные мозги создают дополнительное место для записи данных, но никак не помогают разросшемуся нейропционарию, то есть БОСу — Большой Операционной Системе, прошиваемой в мозг каждого индивидуума в возрасте 15 лет.». Саркастический калейдоскоп кардинально изменившегося мира с живыми звездолетами и компьютерами, клонами, корпоративными богами, виртуальными вселенными, модифицированными осьминогами, полицейскими гнездами из стай-семей ороговевших фемокопов концептуально называется «Ризома», отсылая к одному из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма о нелинейной, как переплетенные корни структуре с отсутствующим централизующим принципом.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Антология «Лучшее за год XXV: Научная фантастика. Космический боевик. Киберпанк»

mif1959, 25 сентября 2016 г. 11:32

Скажу лишь о первой половине оригинального двадцать пятого англоязычного выпуска ежегодной антологии «Лучшая научная фантастика за год» под редакцией Гарднера ДОЗУА, которая вышла на русском языке отдельной книгой.

Если говорить честно, прославленный ДОЗУА никогда не казался мне хорошим составителем. Взять хотя бы его предуведомления к рассказам указанного сборника: «в представленном ниже произведении, ярком и динамичном, автор переносит нас в мир дрейфующих в небе живых островов» («Финистерра» Дэвида МОУЛЗА с точки зрения сюжета как раз вяловата), «в ярком и захватывающем рассказе «Спасти Тиамат» автор (Гвинет ДЖОНС) доказывает, что стратегия «узнай врага» не всегда помогает достичь победы» (рассказ совсем не об этом, а, как раз наоборот, о том, что прежде надо узнать как следует «чужого», прежде чем принимать скоропалительные решения), «в захватывающей истории автор переносит нас на замерший спутник Сатурна Титан, где исследователи сталкиваются с загадочным инопланетным артефактом, который оказывается гораздо интереснее и намного опаснее, чем кто-нибудь из них мог себе представить» (артефакт в рассказе «По ту сторону стены» Джастин СТЭНЧФИЛЬД сразу же вызывает ассоциации с «Космической одиссеей...» Артура КЛАРКА). В оценке составителя ярким, динамичным или захватывающим оказывается чуть ли не каждое второе произведение сборника. Что – увы – совсем не так, даже несмотря на раскрученные имена авторов. Из обозреваемой части I действительно шедевром можно назвать лишь стилизованный под «Тысячу и одну ночь» рассказ о парадоксах времени «Торговец и врата алхимика» Теда ЧАНА, но он уже вышел в русскоязычном авторском сборнике ЧАНА в ином переводе. Хорош простенький, без затей, но мастерски написанный рассказ Роберта СИЛЬВЕРБЕРГА «Против течения» о постепенно проваливающемся в прошлое герое, едущем на машине по шоссе. Неплох «Океан – всего лишь снежинка за четыре миллиарда миль отсюда» Джона БАРНСА. Вот, пожалуй, и все достойное внимания.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Евгений Филенко «Шестой моряк»

mif1959, 6 июля 2013 г. 18:35

«Я подарю тебе туфли из самой лучшей кожи, какая только есть в Стране Льдов, — продолжал Бьярки. – И никто больше не назовет тебя Хейд Босоногой». «Лучше подари мне свое сердце», — сказала Арнора. «Оно уже твое», — ответил Бьярки. «Вот как?» — обрадовалась колдунья. С этими словами она выхватила острый нож, вспорола грудь бедного Бьярки и вырвала его горячее любящее сердце». А что? Сам виноват. Надо быть осторожнее в желаниях и словах. «Они все время просят не так и не то», — считает главный герой новой книги Евгения ФИЛЕНКО. Его вызывают из небытия в исключительных случаях. Одни называют его демоном, другие – богом Локи, вернувшимся в мир из Вальхаллы, третьи – терминальным эффектором. А может, он сам себя так называет в зависимости от мира, в который попадает по чужому велению. До появления людей здесь жили тукнругилухи, потом кулпатсантры, далее авакуапеулиа, и еще кто-то, и еще… Много их было. Почти каждому что-то было нужно от главного героя. «Они могли бы спросить у меня, как и для чего устроен этот мир. Могли бы спросить, кто был до них на этой земле. Я готов был открыть им сокровищницы горных королей и тайники лесных ведунов. Я еще помнил, где сокрыта величайшая библиотека магических свитков. Я мог привести их к заповедной машине, которая была построена алерсэйгарызами для управления мирозданием, однажды приведена в действие и упрятана там, где никто не найдет ее до конца времен, никто – кроме меня».

Три главы в новой книге пермского автора, молчавшего с 2006 года. Три пробуждения «каменного бога». Одна написана в формате фэнтези, другая — Science Fiction с некоторой отсылкой на проектную литературу, третья – центральная – слегка абсурдистское повествование на базе скандинавской мифологии (с точки зрения того, как это написано, — шедевр не хуже «Времени Бармаглота» Дмитрия КОЛОДАНА). О чем вся книга? О мире и тексте, о мире как тексте. «Ничего путного в этих книгах ты не найдешь, уж я-то знаю, — сказал Локки. – А жизнь на них потратишь». «Все едино, жизнь нужно на что-то тратить, — возразила Хейд. – Эти книги ничем не хуже любой иной цели».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Вера Крыжановская «Маги»

mif1959, 11 августа 2012 г. 07:09

Крыжановская описывает в 1902 году мир 1940 года и, в частности, Париж, где публичное отправление христианского культа воспрещено, и даже в Соборе Парижской богоматери божественная служба совершается только по воскресеньям и большим годовым праздникам за семью замками, в остальное время собор закрыт на замок во избежание кощунства или святотатства. При этом в Париже большое количесво сект, так как, по утверждению автора, «восточные народы крепче держатся своих религий, чем мы». Почти что «Мечеть парижской богоматери». Правда г-жа Крыжановская ошиблась с конкретной религией, сообщив, что в Париже к 1940 году насчитывается около двухсот синагог.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ричард Матесон «Вторжение»

mif1959, 10 апреля 2011 г. 12:45

Ту же тему развивает фильм «Жена астронавта». К сегодняшнему дню рассказ уже несколько устарел: написано множество произведений более сильных. А исходная идея переместилась в желтую прессу.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Роберт Шекли «Прогулка»

mif1959, 17 марта 2011 г. 12:27

На днях в собственных завалах раскопал старый номер журнала «Химия и жизнь» и перечитал «Прогулку», которую с 1985 года не открывал. Выяснил, что рассказ этот и сейчас, спустя 25 лет помню чуть ли не наизусть. А некоторые фразы из него и поныне иногда в разных обстоятельствах повторяю, забыв о первоисточнике. Сам даже теперь удивился: да это же из «Прогулки». На мой взгляд: это маленький шедевр в переводе Баканова. Впрочем, грешен: люблю как раз того Шекли, которого недолюбливает Вл.Гаков — несколько абсурдистского, сюрреалистического, Шекли образца второй половины 60-х — первой половины 70-х.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Юрий Нестеренко «Отчаяние»

mif1959, 3 января 2011 г. 17:38

Повесть очень напоминает фантастический фильм ужасов режиссёра Пола Андерсона «Сквозь горизонт». Я бы даже сказал, это похоже на переработанный пересказ этого фильма. Там экипаж спасателей попадает на одноименный с названием фильма космический корабль, который семь лет назад исчез и сейчас вернулся из измерения хаоса, истинного зла. Они смотрят на видеозапись того, что произошло на корабле во время прыжка в «ад» — пытки, каннибализм. А потом сами точно так же уничтожают себя и друг друга, потому что в корабль вселилось нечто из того ада, где он побывал.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Олег Дивов «Симбионты»

mif1959, 19 декабря 2010 г. 18:55

Присел малютка вертолет

Страну спасут дети. И спецслужбы

Симбио́з (от греческих «сим» — «совместно» и «биос» — «жизнь») — это тесное и продолжительное сосуществование представителей разных биологических видов. Симбионты, соответственно, и есть те самые представители. Один из главных героев нового романа Олега ДИВОВА 15-летний Леха ВАСИЛЬЕВ живет в партнерстве с микроботами. Не наноботами, как заявился в национальном проекте НПО «Нанотех» и его директор Михалборисыч, а микро – чуть покрупнее положенных 10 мн. Так что и через 10-15 лет – время действия книги – русские нанороботы – увы — по-прежнему будут самыми крупными в мире.

ДИВОВ неожиданно написал классический советский научно-фантастический роман о подростках и для подростков. Очень похожий на фильм «Девочка из будущего». Светлый, без чернухи, хотя и с влиятельным отрицательным героем со значимым для современной России именем Михаил Борисович, стремящимся — ни больше — ни меньше – к посту президента страны. Но персонаж этот по-большому счету не страшен, чуть утрирован и даже с великой мечтой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«На дворе эпоха такой конкуренции и таких рисков, в которую не смысла вступать с вялым и безынициативным «человеческим материалом». Нефть и газ теряют актуальность, главным ресурсом становятся люди. И сверхдержава завтрашнего дня – не та, что понаделала много танков и напечатала много долларов, а та, в которой самый живой, самый быстрый умом, самый непоседливый и увлекающийся народ… Но вот беда, у русских есть все для выигрыша, кроме одного: мотивации. Им по-фигу. Они устали. Они элементарно не умеют быть счастливыми. Они себя не любят и в страну не верят. Им не свойственно просыпаться с радостной мыслью: чего бы такого сегодня построить». Изменить россиян директор НПО собирается с помощью нацпроекта всеобщей вакцинации медицинскими нано, прошу прощения, микроботами, которые попав в человеческий организм, проведут его полный диагноз и даже вылечат кое-какие болезни, а потом выведутся, прекратив функционировать. Правда, Михалборисыч прибавил к ним маленькую способность делать людей счастливыми. Пусть химическим путем, пусть на неделю, но принести наконец усталому народу радость.
Понятно, что герои-подростки Леха, Принц, Маша и Даша не дадут свершиться злу, а помогут им в этом мудрые российские спецслужбы, которые отнюдь не дремали, а бдили за каждым шагом увлекшегося политикой главы Нанотеха.

Книга ДИВОВА заставляет вспомнить не только фильм по БУЛЫЧЕВУ, повести Владислава КРАПИВИНА, но и трилогию «Черный свет» Виталия МЕЛЕНТЬЕВА и «Электроника» Евгения ВЕЛТИСТОВА. С другой стороны тренд обиды за Россию, неприятие прагматичной позиции Запада по отношению к нашей стране, ожидание или, скорее, желание вернуть ее величие, значимость в мире, и пусть даже ту же мотивацию сближает «Симбионты» с исканиями Вячеслава РЫБАКОВА, в частности с его циклом «Наши звезды».

Что же касается научной составляющей, как и было положено в советской фантастике, она целиком вплоть до «серой слизи» взята из научно-популярных статей, пересказывающих книгу Эрика ДРЕКСЛЕРА «Машины созидания» (1986 год). Более того, в известной статье Роберта ФРЕЙТАСА (2000 год, есть сокращенный русский перевод) с длинным оригинальным названием ««Некоторые пределы глобальной экофагии…» , уже описываются некие «злоботы» («badbots») и противостоящие им «доброботы» («goodbots») – пресловутые вертолетики из романа ДИВОВА.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Генри Лайон Олди «Скороход его величества»

mif1959, 12 августа 2010 г. 18:37

Опасно быть магом (бизнесменом, политиком). Чем ты сильнее, тем более мощный враг тебе противостоит. Или ты его, или он тебя. Третьего не дано. Ученики чародеев, мечтая о колдовском будущем, видят только малую часть темного мира. Не сознавая вынужденной жесткости и жестокости своего учителя. Это взрослый мир. И неожиданно нарвавшись на его изнанку неокрепшей душой, можно сломаться. Не всем шагать по нему играючи, как Скиву.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Сергей Крускоп «Подземка»

mif1959, 8 августа 2010 г. 21:59

Мне не очень понятно: зачем читать подражание Пратчетту, когда существует оригинал? Каждая из книг сэра Терри, которые я прочитал (а я начинал читать его с предубеждением, ожидая одного только хохмачества, стеба), оказывалась глубже, чем я предполагал изначально и не сводилась исключительно к сюжету. В «Подземке» я такого не обнаружил. Как и не нашел какого-то нового поворота, видения, парадокса, играющего на эхе оригинала. Да и отсылка по поводу «моей прелести» и волшебного кольца не выходит за рамки стеба.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Алексей Гридин «Лягушка преткновения»

mif1959, 8 августа 2010 г. 21:21

Не скажу, что рассказ понравился. Понятно, что написан он ради последней фразы, переворачивающей традиционный сюжет о царевне-лягушке. Но что-то в нем есть. Может, в рассуждениях призрака отца-короля, что жизнь это не выбор между хорошим и очень хорошим, или плохим и очень плохим, а выбор между «этим и тем»: «не сделав выбор, ты не можешь знать, к чему он приведет — к хорошему ли, к плохому»? Или в словах младшего сына, не терпящего свою жену-лягушку, но отказывающемуся отдать ее на сожжение; «Когда к моим дверям приходят сумасшедшие люди и говорят: делай то, что мы велим тебе, или умри — я задумаюсь и, может быть, предпочту умереть. Потому что не хочу жить в мире, где сумасшедшие правят»? Так что, возможно, рассказ умнее, чем переиначка известного сюжета.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Юрий Нестеренко «Герой, дракон и принцесса»

mif1959, 8 августа 2010 г. 20:50

Мило, но не оригинально. На эту тему очень много чего написано. Даже снято. Можно хотя бы вспомнить фильм ужасов «Исполнитель желаний» с тремя продолжениями.

Оценка: 5
⇑ Наверх