FantLab ru

Все отзывы посетителя Claviceps P.

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Тим Каррэн «The Underdwelling»

Claviceps P., 30 сентября 2013 г. 18:11

Прочиталось влет. Оригинал я не видел, но читается гладко. Понравилось. Автор не новичок, и совсем не прост — новелла содержит разнообразные отголоски, имеет отсылки, ну или по крайней мере напоминает много чего конечно, т.к. основная идея и сюжетная канва сами по себе довольно заезженные — герой в экстремальных обстоятельствах вынужден лицом к лицу столкнуться с «неизвестным и ужасным». По мере прочтения вспоминаются конечно же и «Спуски», и «Нечто», и «Чужие» даже, и «В палатке Амундсена» Джона Мартина Лихи — неизвестный у нас пока что рассказ из субжанра арктического хоррора (предтеча лавкрафтовских Хребтов и кэмпбелловского рассказа, который лег в основу тех самых двух экранизаций), и Лавкрафт собственно тоже, и многочисленные истории о затерянных расах (например в духе радио-постановки 1949 года «Behind the Locked Door», там двое археологов в пещере, в кромешной темноте, встречают деградировавших потомков пропавшего когда-то каравана). При этом произведение целостное, крепкое, самодостаточное, и сама манера повествования, атмосфера и образность — определенно хороши.

Единственное — открытая концовка создает несколько не тот эффект как мне показалось — она и предугадывается, и нет некой нужной ноты...

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ширли Джексон «Мы живём в замке»

Claviceps P., 12 января 2012 г. 03:47

Американская писательница Ширли Джексон, считающаяся одним из классиков тонкого психологического хоррора, weird и uncanny-литературы, у нас в России известна не очень хорошо, и круг ее почитателей очень мал. Несмотря на несколько книжных изданий и полторы дюжины рассказов, раскиданных по антологиям, периодике и сети — чуть больше она может быть известна разве что как автор хрестоматийного рассказа «Лотерея», написанного в лучших традициях раннего «чернушного» Брэдбери, да еще с некоторых пор как автор романа «Призрак дома на холме» («The Haunting Of Hill House», 1959), положенного в основу довольно посредственного фильма Яна де Бонта (1999). В прошлом году эта классика из топ-100 хоррора XX века наконец-то была переведена и на русский.

Но в отличии от «Призрака дома на холме», данное произведение, также относимое к числу лучших в творчестве писательницы, не готический роман, не история с привидениями, и в общем-то даже не хоррор, а скорее — напряженный психологический триллер, только несколько необычный и странноватый. Но это лишь на первый взгляд. Повествование ведется от лица восемнадцатилетней Мари Клариссы, большинство родных которой, шесть лет назад, погибли при загадочных обстоятельствах. Детективная интрига, обращенная в прошлое, соперничает с разгорающимися (и в переносном, и в прямом смысле) страстями вокруг остатков семейства Блеквудов в настоящем времени. Но в итоге все сплетается там в тугой узел… От готики в наличии и антураж с условным «замком», и атмосфера напряженного ожидания, и тайна лежащая в прошлом… Да и тот накал человеческих взаимоотношений, то странное «электричество», ощущение чего-то надвигающегося, стихийного — все это, что удалось отобразить Ширли Джексон на бумаге, порождает нечто очень близкое к паранойе и потустороннему миру. Ведь недаром и «Грозовой перевал» Эмили Бронте, в чем-то схожий по ощущениям и стоящий на границах реального, тоже иногда причисляют к готическому жанру. Но в то же время, еще с первых страниц, автор все же подводит нас и к почти что сартровской мысли, что самое страшное для людей – это не какие-то потусторонние монстры, а все те же люди. Другие, или они же сами.

Ширли Джексон была мастером психологических нюансов, тщательно, но без излишней многословности, выписанных деталей в повествовании. И этот ее небольшой, может быть и не шедевр, но очень интересный роман написан так же хорошо, у героев весьма своеобразная манера общаться, и, открыв первую страницу, вы уже вряд ли откажитесь быть втянутым в расставленные ловушки… Готовы?

«Меня зовут Мари Кларисса Блеквуд. Мне восемнадцать лет, и живу я с сестрой Констанцией. Будь я чуть поудачливей, вполне могла бы родиться оборотнем – у меня как у них, средний и безымянный пальцы на руках одинаковой длины, — ну да ладно, какая уж есть. Я не люблю умываться, а еще собак и шума. Люблю сестру Констанцию, а еще Ричарда Плантагенета и гриб Amanita phalloides – бледную поганку… Других родственников у меня нет – все умерли…»

Отзыв переписан из микро-рецензии для сайта Экскалибур (2004).

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Клайв Баркер «Абарат»

Claviceps P., 5 сентября 2011 г. 22:04

В оригинале рецензия была написана для сайта Экскалибур в 2004 году.

Честно говоря, поначалу я несколько скептически отнесся к прочитанной в аннотации фразе, о том, что эту книгу по праву сравнивают с “Алисой в стране чудес” Льюиса Кэрролла. Но как оказалось, напрасно. При отсутствии каких либо конкретных параллелей (а уж тем более не идет речи о подражании), и даже если не брать в расчет что героиня-девочка из нашего мира попадает в мир необычный и встречает там массу диковинных персонажей – общее с бессмертным шедевром английского математика все же имеется. Хотя и не построенное на языковых играх и шарадах как у него, но все же… Читая эту книгу, я вдруг почувствовал, что будто бы вернулся в то чудное время, когда впервые взял в руки сказки Волкова, Крапивина или ту же “Алису…”. И это неожиданное ощущение дорогого стоит. Ибо вернулся я туда не на те несколько часов, что провел за чтением — “Абарат” из тех произведений, что оставляют приятный осадок надолго…

После череды хороших и интересных, но все же не сравнимых с его ранними произведениями книг (“Таинство”, “Галили”, “Каньон холодных сердец”), Клайв Баркер, похоже, снова находится в лучшей форме. У него масса идей и планов. И в новом его творении фантазии хоть отбавляй. Интригующее повествование, и в наличии фирменный фантасмагорический стиль автора, забавные уродцы и создания, жуткие и притягивающие одновременно. “Абарат” не первый опыт писателя в жанре литературы для детей и юношества, таковым был роман “The Thief Of Always” (1992), замечательный, но на русском прошедший, однако, скорее незамеченным. Так что выход перевода “Абарата” – это не только выход новой книги Баркера, но и еще один повод для знакомства русского читателя с еще одним лицом этого писателя. С Баркером-сплаттерпанком и с Баркером-писателем, работающим на стыке хоррора, дарк фэнтези и магического реализма мы уже ознакомились – частично еще в середине 90-х, когда в издательстве «Кэдмэн» вышли его первые книги, а впоследствии благодаря стараниям ЭКСМО. Ну а с Баркером-режиссером и сценаристом мы имели возможность ознакомиться еще раньше – на рубеже 80-х-90-х.

О несколько необычной предыстории создания романа писалось и говорилось неоднократно, но все же она стоит того, чтобы напомнить ее еще раз. Сначала Баркер нарисовал несколько сотен иллюстраций разного калибра, потом показал их издателям, попутно продав права на экранизацию будущего произведения за восемь миллионов долларов, а уж потом только принялся писать сам роман. Иллюстрации, конечно, просто потрясающие (вы можете себе их представить, если видели фильм “Ночной народ”, ну или хотя бы “Восставшего из ада”), настолько, что некоторые мамы юных читателей могут сделать круглые глаза. Но лет с десяти такое уже, пожалуй, не страшно, а более младшим детям вряд ли имеет смысл покупать эту книгу. Не секрет, что многие книги для детей и юношества пишутся с той или иной степенью определенной лексической простоты, если не сказать точнее – некоторого сюсюканья. Клайв Баркер же пишет свою книгу так как пишет. Как свои взрослые романы, но только без интимных и пикантных подробностей. Максимум, который писатель может себе разрешить в “Абарате” это мимоходом упомянуть как от страха описался осьминожка, сидящий на голове героини, или позволить злодейскому ругательству “какого Нефернау?” влететь в одно ухо и вылететь в другое…

Начинается все как классический образец эскапистской литературы. Цыптаун – скучнейший городок не только в Миннесоте, но и возможно во всем мире. Вся жизнь там вертится только вокруг цыплят. Птицефабрикой ограничено сознание подавляющего большинства местных жителей. И юная героиня Кэнди Квокенбуш до поры до времени и не помышляет о другой судьбе. Пока, в один прекрасный день, не начинается цепная реакция из случайных, казалось бы, событий… И вот уже оказывается, что Цыптаун не всегда был таким. И не так уж он и скучен, ибо лежит у самых врат в другой мир. И не пустыри на его окраине, а гавань. И море по имени Изабелла. Море, которое нужно только уметь позвать… И вот уже перед нами удивительный мир – Абарат, архипелаг из 25 островов. И Кэнди втянута в круговорот абаратского бытия, сопровождаемая презабавными персонажами – прославленным вором Джоном Хватом, на голове которого рога, на которых еще 7 голов; морскими прыгунами, любящими поиграть в азартные игры; Джимоти Тарри и его стаей рыжих кошек; Шалопуто, которого девочка выручила из долгого рабства… Мир Абарата не архаичен, а напротив, вполне современен – есть там и телевизоры, и телефоны, и бизнес набирает обороты. Но все это выглядит так, что составляет такой контраст к скучной цыплячьей реальности! Впрочем, где он теперь – Цыптаун? Темная сторона предстает перед нами также тщательно выписанной – злодеи полнокровно живут, чувствуют, страдают, любят и ненавидят. А у главного врага Кэнди – Кристофера Тлена даже есть бабушка! Ну, скажите мне, где еще у воплощения вселенского зла есть бабушка?! Ай да Баркер! Ай да Абарат!

По иллюстрациям, я думаю, вообще можно здорово судить об этой книге, пролистав ее – если картинки понравились, то, скорее всего, понравится и текст. Даже если кто-то и обнаружит в “Абарате” какую-то вторичность, то она сполна окупится Фантазией, Вдохновением и Стилем автора. Ну и пара моментов напоследок – при всей незабываемости впечатлений от первой книги задуманного Баркером цикла, мне кажется, что сумей писатель вместить все свои замыслы в одну книгу, сумей он их предельно сгустить и сконцентрировать, то, может быть, и вышла бы одна из величайших книг современной детско-взрослой литературы. А так… боюсь, что приключений в итоге окажется излишне много, что-то растянется, что-то потускнеет...

Но мы будем надеяться... :smile:

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Дэвид Зинделл «Камень света»

Claviceps P., 5 сентября 2011 г. 20:14

Впервые отзыв появился на форуме сайта Экскалибур осенью 2003 года.

Американский писатель-фантаст Дэвид Зинделл – один из первых, кто в конце 80-х годов предвосхитил бум так называемой ‘новой барочной космической оперы’, разразившийся по обе стороны Атлантики на рубеже нового десятилетия. Первый успех пришел к нему практически в самом начале карьеры с публикацией в 1985 году рассказа “Шанидар”, который явился стартовой площадкой для вселенной, показанной в его следующих романах в течении десяти лет – нашумевших “Neverness” и трилогии “Реквием по Хомо Сапиенс”. Грандиозная во всех смыслах, не столько ‘космическая’, сколько ‘космологическая опера’ о далеком будущем, написанная в весьма своеобразной, поэтичной, но несколько тяжеловесной манере предстала в этих произведениях, которые удостоились похвалы Джина Вулфа, Роберта Силверберга, Майкла Бишопа, Орсона Скотта Карда, и получили восторженный отклик многих читателей. Последний роман был закончен в 1998 году, и после трехлетнего перерыва Зинделл преподнес читателям еще один сюрприз, сменив свой стиль в новой книге на эпическую фэнтези… Однако, роман “The Lightstone”, первая книга предполагаемой тетралогии под названием “Эя”, вызвал куда более контрастные отзывы читателей и критиков, чем его предыдущий цикл.

Ортодоксально настроенные фэны, конечно, приветствовали книгу. Их мнения в основном звучали так: “Наиболее чудесная фэнтези, из тех, что я читал... Даже Толкиен не делал такого!”, “Величие в уровне, стиле и теме; прекрасно написано и движется к феноменальному финалу...” или “Впечатляющее начало интересного цикла”. Но критики были большими скептиками, называя “Камень Света” “не очень грациозным прыжком Зинделла от hard-core science fiction к high fantasy” и обвиняя в ненужной вторичности по отношению к миру Невернеса. Или просто, без обиняков, заявляя: “Приятное, относительно легкое чтиво, намекающее на великие приключения в следующих трех книгах. Мир массивен и отмечен богатым воображением автора, но это и плюс и минус. Путешественники играют в игру “Собери все волшебные кусочки и увидишь месторасположение...”, что само по себе должно выглядеть ужасным клише. Только стилистика автора, да еще поэзия спасают книгу, которая в противном случае должна была бы быть одной из наихудших в фэнтези. Характеры разнятся от глубоких до картонных. Мир чрезмерно сложен и все прилизано в поверхностном стиле... Кажется, что следующие книги должны быть лучше. Первая же просто показывает нам мир, место действия. Я верю, что Зинделл искупит свою вину, но пока что, будучи одной книгой – “Камень Света” ужасно разочаровывает”.

Сам автор же, пытаясь защитить себя и свое творение, говорил о попытке соединять разные вещи, находя в них общие черты: “Чарльз Перси Сноу дискутировал о двух культурах – культуре научной и культуре литературной, но я на самом деле никогда не видел в этом вопросе дихотомии. Писатель-фантаст по настоящему должен разбираться в обеих культурах. Смысл моих писаний состоит в том, чтобы если и не излечить полностью, то хотя бы свести краями эту фальшивую дихотомию (или какую либо другую) воедино. Одной из других больших задач для меня является противостояние материализма и духовности. Часть людей видят реальный раскол между этими двумя мирами. Я же пытаюсь докопаться до глубин обоих этих вещей и показать, что они происходят из одного источника...”

Да, без всяких тонких намеков и далеко не в первый раз, перед нами – Граалевый Квест. И через мифологические структуры поисков Грааля автор пытается вести и свой собственный поиск. В итоге это неимоверно раздувается и сильно отдает сценариями RPG-игр. В интервью Зинделл прямо называет источники вдохновения в новом цикле: прежде всего Толкиен, отчасти «Смерть Артура» Томаса Мэлори, плюс «на заднем плане» — восточные инфлюэнции — эпосы Махабхарата/Рамаяна, Гильгамеш, некоторые индуистские и буддистские мифы. Но как верно отметили те же критики — еще Neverness можно было рассматривать как разновидность «Смерти Артура» в космосе: Невернес — Камелот, Пилоты Ордена — рыцари, Старшая Эдда — Святой Грааль, плюс конкретные параллели с героями. Тогда как сам Зинделл отмечал влияние «Игры в бисер» Германа Гессе и работ Тимоти Лири.

К недостаткам книги можно отнести отсутствие оригинальных идей, множество клише/стереотипов фэнтези и сходство со своим же предыдущим нф-циклом; мир продуман, вроде бы интересен, но полного вживания не происходит; герои действительно плосковаты, как будто безразличны автору, просто ужасен Мэрэм — когда он в очередной (какой по счету??) раз хрипел (!): «О Боже! Боже!» я просто диву давался... да и многие другие тоже хороши...; битвы/схватки неплохи, но не слишком выразительны и достоверны; все в руках провидения, которое само ведет малоинициативных героев к артефактам — они думают, что это Камень Света, а это в очередной раз джелстеи рангом пониже...; нет намеков на то, что, по крайней мере, в следующей книге что-то кардинально поменяется, рассказчик останется тот же, судя по названию в основе будет дальнейшее противостояние с Морйином, а Звездный Народ еще не объявится...

К достоинствам... действительно книгу отчасти спасают лишь поэтическая стилистика автора, описательные моменты, но наверное не сама поэзия (не знаю как в оригинале, но в переводе все же довольно простоватая и опять же клишированная даже по меркам жанра); плюс приключенческий сюжет, стоящий на первом месте, путешествие разношерстной компании, сведенной вместе волей судьбы, и приключения здесь все-таки вполне неплохие порой; то, что мир продуман и еще полон загадок, как бы обещает, что в дальнейшем нас ждет и что-то поинтереснее... Однако это уже будет достоинством следующих книг цикла. А к «Камню Света» что еще добавить... Ну, если только то, что перевод вполне неплох (и две небольших опечатки всего лишь). Да и дочитал я его все ж таки. Это я тоже считаю неким достоинством книги, ибо каждый раз, когда мне становилось скучновато, и я подумывал отложить это дело в сторону — к концу страницы мне вновь становилось интересно, и я читал дальше... Значит, все-таки, там что-то есть. Или я страдаю особой разновидностью мазохизма…

“Хранитель времени” и трилогия “Реквием…” по своей глубинной сути были фэнтези, и написать фэнтези, маскирующуюся под НФ у Дэвида Зинделла получилось очень неплохо, а вот с обратной задачей он справился с куда менее завидным результатом. Впрочем, как там обстоит дело дальше, и стали ли следующие тома новой саги писателя самостоятельнее и интереснее русскоязычному читателю не читающему на английском узнать, похоже, уже не суждено — остальные части цикла у нас так и не были изданы. Но не думаю, что это слишком большая потеря.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Рэмси Кэмпбелл «Победитель»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 23:16

Наряду с рассказом Моррелла — вторая вещь, которую Стивен Джонс отобрал в этот выпуск из антологии «Таверны мертвецов».

Сложно сказать понравился ли мне этот рассказ больше первого кэмпбелловского, открывающего BNH 17. Наверно все же немного получше он, хотя тоже восьмерку намеревался сначала ставить...

В целом — достойное завершение антологии, на мрачной ноте. В пучине и гибели. Поэтичненько... :gigi:

Интересный, пугающий в меру — не липким и призрачным каким-то ужасом, а вполне осязаемым скорее — повторюсь, меня это действительно пугает — пребывание в странном месте среди странных незнакомцев, возможность угодить в лапы случая, в переделку, в мышеловку, увязнуть в смоле меняющихся обстоятельств. Слово за слово попасться в сеть подстроенного разговора. Вероятность оказаться под чужой властью, быть задавленным чужим желанием и волей, стать игрушкой в игре, где конец предрешен и выхода нет... :silly:

По каким-то моментам-нюансам, намекам-зыбкостям, прорываниям потустороннего — очень хорошие впечатления, ощущения колючести мгновения, мурашек, нехорошего холодка, подкашивающихся ног, уходящего пола...

Может все же 9 баллов? Пожалуй да, перечитав и прочувствовав снова.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Рэмси Кэмпбелл «Рождественские декорации»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 23:15

Да, что-то есть в Рождестве (и некоторых праздниках вообще :confused:)… некий червь… :frown: Как в противопоставлении внуков и их дедушек и бабушек всегда есть что-то такое… Молодость и старость… Новый год не наступит без ухода старого. Дети не будут расти если взрослые не будут стареть и умирать... Такие вот логические парадоксы... Вот и таится гнильца… Витает старческий дух… Как и в некоторых семьях это все есть, свое… в родовых болезнях, пятнах, проклятиях… И достается в наследство иногда не самое лучшее… Безумие… Шок…

Написано неплохо, читается бодро, но есть у автора куда помощнее и позначимее вещи. Сам рассказ не так уж что бы впечатлил или напугал особо… А вот послевкусие остается все же хорошее, подталкивает к размышлениям…

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Адам Нэвилл «Куда приходят ангелы»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 23:02

Да, есть некоторая безыдейность, которую отметил Pickman. Хотя с другой стороны автор на какие-то сверхидеи вроде и не претендует – это именно рассказ-впечатление, байка, история – ну вот случилось так, и все… :shuffle:

Детское мировосприятие местами передано живо вполне и узнаваемо, но к сожалению автор легко с этой интонации сбивается и потом уже не стремится исправиться. Атмосферность тоже есть, неплохая, но скорее уже поздних влияний, киношных, а не тех старых — готических и пре-палповых. Так показалось.

Ну, а за сам факт пастиша классической вещи М.Р. Джеймса балл тоже повышать не рискну, и так попытка с оговорками лишь засчитана.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Гэхан Уилсон «На окраине»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 22:47

Автор культовый на Западе, потенциально клевый для нас. Сильный вроде, Кингом был расхвален в «Пляске смерти». Тема тоже интересна.

Но на мой взгляд — немножко недотянуто. Анекдотичность концовки не претендует на нечто сверх. По своему хорошо и не портит. Но могло бы быть и иначе. Смысл вложенный – ну, он тоже не нов, как уже отметили в предыдущих отзывах верно.

А вот то как начиналось, как автор ведет повествование, как акцентирует какие-то моменты, оттенки – это как раз неплохо или даже хорошо, понравилось.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Роберта Лэннес «Другая семья»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 22:31

Пожалуй не очень характерная, или даже необычная, для этой писательницы вещь, часто тяготеющей к более жесткому, извращенному и «взрослому» хоррору. Данная история Лэннес, с темой доппельгангеров в другом времени или измерении скорее (плюс истории о подменышах по ходу сюжета тоже вспоминаются), по большей части лежит в русле готической традиции, всяческих ghost-spooky-uncanny рассказов конца 19-го века — первых десятилетий 20-го. Она более спокойная и стилизованная, хотя это и не сразу бросается в глаза. Исключительно «английская», как отмечает сама Лэннес, но на мой взгляд это не очень сильно чувствуется.

Несмотря на нежный возраст героев и толику архаики — что-то по-настоящему зловещее и пугающее в ней все же есть несомненно. И еще грусть, странная...

Есть и шероховатости некие — не скажу, что рассказ звучит безупречно гармонично или атмосферой пробирает до глубины души. Условный хэппи-энд тоже двояко своеобразен. Но главное — обрести своих, а в каком мире — это уже дело второе... Ставлю 8 баллов, хотя могло быть и выше — казалось бы важная по личным причинам и страхам вещь для меня. Потеряться я боялся, как сейчас помню. И что семья другой будет вдруг... :shuffle:

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Брайан Ходж «Если бы я проснулась перед смертью»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 22:14

Ходж безусловно талантливый писатель, и данный рассказ, написанный им для антологии «Аутсайдеры» – очередное тому доказательство.

В нем автор вместе с героиней балансирует на грани между отчаянием и верой. Жесткая, натуралистичная, галлюцинаторная (несмотря на по сути почти полный реализм, если принять допущение как данность) вещь, в форме дневника, письменного послания беременной женщины своему будущему ребенку, в мире, в котором все изменилось с недавних пор – когда в результате распространяющейся пандемии все беременности стали вдруг заканчиваться выкидышами. Мелоди, героиня рассказа, уже потеряла одного ребенка, поэтому теперь ей так важно сохранить второго. Она ходит в группы поддержки, и старается жить… Ради чуда…

Может быть и есть некоторая толика нудноватости, о которой сказал Вертер, но психологизм все равно весьма хорош. Все искупается мыслями о музыке и снах, об одиночестве, о связях матери и не родившегося еще дитя, и — да — почти ни на секунду не отступающим тревожным чувством.

Кстати, чтобы увидеть свет в этом рассказе, как мне показалось, для этого нужно быть большим оптимистом… :shuffle:

В предисловии автор приводит случай с зацепившимися воздушными шариками – это замечательно, когда рассказ выплетается из таких вот зацепок, намеков случайных или неслучайных, а не создается надуманно, становясь как бы необязательным.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Холли Филлипс «Голодная»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 22:10

Скорее странная фантазия такая, не столько хоррор...

Безусловно своей атмосферой и вложенным в него и переданным чувством одиночества, что отмечает автор — он цепляет. Видениями некими, контрастностью между серостью обычного и этими необычными встречами героини.

Мне эта вещь отчего-то напомнила некоторые вещи Чарльза Де Линта... Урбан стритс, отщепенцы, осенняя грустинка, странности дымка опять же...

На мой взгляд рассказу не хватает некоего внутреннего стержня. Странность есть, а стройности нет. Слишком аморфным он каким-то вышел что ли, слишком много невнятностей. Поэтому — за все хорошее — 8, но не выше.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Марк Сэмюэлс «Глипотех»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 21:47

Завлекательные семинары, нлп-тренинги, финансовые пирамиды, секты самого разного толка, всеобщая и персональная промывка мозгов... И дальше — тайные глобальные заговоры, всемогущественные организации... Или какой-нибудь очередной Источник Жизни с сумасбродными проповедниками вроде Михаила Котова, говорящего толпе — «скажи-аминь-на!». Кто знает где все это кончается или берет начало? :frown:

Все это чрезвычайно важные темы, и более чем тревожные.

Нет, конечно же проходимцы, шарлатаны, гипнотизеры-обманщики, новоявленные мессии — все это было во все времена. Но все же...

Сэмюэлс весьма правдоподобно показывает не только паранойю перед всем этим, но и нарастающую паранойю саму по себе, то как человек сходит с ума — и картина передана очень наглядно. Так что мурашки бегут и пот прошибает...

Пусть концовка и излишне броская, и некоторой большей толики художественности (как погружения в историю) и драматичности (как эмоциональной сцепки с персонажами) может быть мне не хватило. Но за поднятое и показанное — околодесяточные ощущения безусловно. Сэмюэлс вообще похоже большой мастер (и тяготеющий к ретро-антуражу и стилю часто, так что эта вещь и не слишком показательна для него может) — хотелось бы читать его почаще :glasses:

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Элизабет Мэсси «Пинки»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 21:03

Некоторая гротескность, или отмечанная в предыдущих отзывах сюрреалистичность, в принципе хороши. Как и общая стилистика, гладкое повествование, колоритное в нюансах, своеобразный юмор. А вот то, что в итоге все свелось к банальной фрейдистско-психоаналитической подоплеке — это для меня уже минус, т.к. довольно спорно само по себе, и подано вдобавок не слишком убедительно. Так мне показалось.

Скорее одноразовая вещь, когда концовка уже известна — будет ли на второй раз впечатление таким же?

Но в целом, в том числе и из-за персонажа (я в достаточной степени свинофобен) — эффект произвело. Достойно прочтения и хорошей отметки.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Тим Пратт «Чайки»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 20:45

И здесь мое мнение идет вразрез с высказывшимися и многими оценившими. Удивлен... Cредний, простой, разочаровывающий? Ээ, нет... :shuffle:

Превосходный хоррор-шокер, «трули хоррифик» — как отмечает эту вещь Марио Гусланди в обзоре антологии BNH-17 на SFSite. В каком-то смысле возрождающий дух классических антологий такого типа — «Pan Book of Horror» 60-х — 70-х годов прошлого века — и в этом плане абсолютно завершенный и самодостаточный рассказ. Тут я согласен с западными отзывами один в один практически...

Да — короткий, простой, предельно ясный по сути, баечно-пугающий, хичкоковский (в смысле сборников под его именем, а не фильмов конечно же). Надвигающийся конец предчувствуется — но это ведь и не всегда плохо (как верно замечают в обзоре антологии Джонса на форуме Vault of Evil), иногда эта близость развязки будоражит ничуть не хуже...

Да, не шедевральный (по этим же причинам отчасти, на серьезность и глубину не претендующий) рассказ, но как вещь в своем жанре — 9 безусловная, кул стори.

Отлично выписана героиня — упустившая молодость уже, полная комплексов кошатница и любительница дамских романов, в чужих детях ищущая себе заботы. Да и остальное все смотрится довольно живо и наглядно — близость моря, частный пляжик, чайки собственно, и мальчишка мельтешащий и — эх, невезучий... Не слишком хитро, даже скорее поддавками откровенными переданы намеки, быстро нарастающее чувство неправильности некой. И вот — финал, кушать подано... :bigeyes2:

Неудивительно —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мысль стать обедом — она тоже пугает. Не знаешь когда и куда забредешь, к каким милым людям угодишь. На барбекю...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Питер Эткинс «Поверенный Кубиста»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 19:53

Из категории странных историй с привкусом шизофрении и сюра, на зыбкой почве, когда остаешься в недоумении... но довольным… :smile:

Концовка может быть несколько спорна, чересчур лаконична и абстрактна, но в этом и суть, и след… Ирония есть, умело написано вроде, да и держит сама история о том как герой, случайно оказавшийся вынужденным огласить завещание старого художника, попал в такой переплет…

Данный рассказ снова был поводом, хотя я вообще частенько возвращаюсь к мысли, что возможно самые гениальных художников, писателей, музыкантов, творцов, оккультистов, плутов — человеческое общество (как единое целое) и не знало, история не сохранила нам их имен, или, что иногда точнее — тщательно прятала… :spy:

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Лиз Уильямс «Сплошная рыба и Дракула»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 19:42

В целом — относительно неплохой рассказ сам по себе, даже где-то не лишенный интересных моментов и ноток — и только поэтому 7.

Но вообще — довольно посредственный — как для антологии, в которую его включил Стивен Джонс — один из двух самых слабых на мой вкус; так и для всего творчества Лиз Уильмс, автора несомненно талантливого и интересного — как в крупной, так и в малой форме. Просто неплохая, но и далеко не лучшая ее вещь.

Не сказал бы что его портит эпизодичность показанной истории, случайно выхваченной пары дней с готского фестиваля, вырванность из контекста, обрубленность истории со всех сторон — наоборот — такие вещи, с недосказанностями и пространством для воображения — они иногда получаются даже более интересными чем внятно рассказанная и полностью завершенная история... Мало что ли всяких историй случившихся на уикэнде — полно. Вопрос в истории и рассказчике.

Вот как раз глубина, оттенки, подача — не дотягивают. Словно фрагмент из модного молодежного ужастика скорее — не больше... Готы-шмоты... :shuffle:

Концовка — она двояка, не в самом лучшем смысле здесь, поэтому тоже снижает ценность несколько...

Впрочем вот еще некий плюс — зарубежные читатели хвалят этот рассказ в сравнении с парой других с готским сеттингом в Уитби (Лизы Дюмон и Шона Райта), выигрывает говорят, в том числе и концовкой... :insane:

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Чайна Мьевиль, Эмма Бирчем, Макс Шафер «Игровая комната»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 19:32

Вот с первым отзывом Грешника — согласен. Не то чтобы прямо вот посредственная халтурка, скорее просто не слишком удачный рассказ. Но лестным отзывам и высоким оценкам на него — удивлен... :shuffle:

Возможно, что повредило соавторство, так кажется на первый взгляд. Вроде как у семи нянек — дитя без глазу. Хотя скорее всего писал только Мьевиль, как и сказано в предисловии, а двое его друзей только высказали идею и основу сюжета. Двое, странное трио составивших с ним — его жена Бирчем, и друг Шафер, автор романа о гей-наци.

Идея в целом была достойной, хотя не сказать, что совсем уж новой и оригинальной. Но в ней есть зерно хорошее — некий крючок, мысль, которая если зацепит — не отпускает. То, что зарубежных читателей видимо заставляет ставить к этой истории эпитет «creepy». А вот исполнение же, на мой взгляд, сильно подвело по большей части. Поэтому с теми же рецками, в которых вещь называют серьезной и глубокой... хм, ну уж нет, не согласен. Мьевиль в одиночку и в лучшем настроении способен на гораздо, гораздо большее... И в хорроре полным-полно более пугающих и мрачных историй, близких, с детьми связанных...

Ни атмосферы достойной, кроме нескольких колких моментов и мыслей после, и ни языка (если только не считать удачной попытку показать нарратив охранника как такового), ни образов особых. С некоторой натяжкой или без — но только на 7 баллов. И то скорее — за общее чувство расстерянности героя, тень тьмы, мысль, что призраки могут быть всюду...

Для меня эта вещь стала худшей в 17-м выпуске «Лучших новых ужасов» (в целом очень сильном). Не то что бы совсем плоха, просто самая слабая.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Глен Хиршберг «Янки-простаки»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 18:57

В первых отзывах многое уже сказали, остается только согласиться... :glasses:

Попасть в руки незнакомцев, в другой стране, оказаться во власти чужой фантазии и воли — та еще фобия... Брр... Самокритичность — штука важная, пожалуй что для любой нации, главное не забывать об этом... Тех кто считает себя пупом Земли — в гостях могут запросто поставить на место, или кое-что похуже предпринять...

У Хиршберга для меня пока ценнее были его истории из первого сборника (второго на русском, увы, не было), в них побольше сверхъестественного пожалуй, и поколоритнее они что ли. Но он талант конечно же, и вот то как написана эта вещь, как автор играет с полутонами, намеками, недосказанностями, и просто хорошо и умело ведет нить (не сюжетную даже, а вот такого ощущения увязания в смоле, вляпывания в дерьмо), показывает не всю историю, а лишь предверие финала — странный случай в дороге, таящий пугающую неизвестность — вот это отлично, достойно похвалы без всяких сомнений.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Дэвид Моррелл «Было время»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 18:44

С одной стороны высказавшиеся ранее верно отметили, что прием использованный Морреллом в данном рассказе встречается в книгах и фильмах настолько часто, что вполне может набить оскомину... Но это ведь как и с почти любым другим приемом...

Для меня же он скорее является неким условным архетипичным ходом — во-первых, и оказывается довольно важным по личным причинам (персональных кошмаров) — во-вторых... Это на самом деле страшно — в один миг, из-за какой-то мелочи — потерять всю знакомую тебе жизнь. И пусть подмена реальности — тема скорее характерная для научной фантастики и Филипа Дика... Моррелл облекает ее в этом крепком и цепляющем рассказе, впервые опубликованном в интересной антологии «Таверны мертвецов», в пугающую форму экзистенциального хоррора... При этом сам сюжет скорее смахивает на баечно-склеповый или икс-файловский — что в принципе не есть плохо, т.к. кинематографичность вообще свойствена вещам писателя, и она ему удается.

Свернув не туда, оказавшись в призрачном городке, сделав глоток шипучки из сарсапарели... каждый из нас рискует... и это пугает... Когда очнувшись (очнувшись ли) все вокруг одновременно и знакомое, и чужое... Теряться и терять — страшно... :frown:

В целом атмосферный, но не идеальный может быть в плане описания рассказ, и с концовкой в итоге можно поспорить... Но за чувства, отклик и особо удачные моменты — все же 9.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Клайв Баркер «История Геккеля»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 17:43

Еще один безупречный и очень эффектный рассказ. Мое мнение — Баркер поздний все же не так уж и уступает Баркеру молодому и классическому...

Удачно обрамлено историей в истории — хоть и клишированный прием, а все равно прелестен, если подан мастерски. Сама же история — хоть и баечного типа, но стильно, атмосферно, сочно — по-баркеровски. Нет, это не «Книги Крови» конечно, иначе звучит, для кого-то проще, площе или пошлее — но я так не скажу... Этот рассказ скорее к подлинно-готическим отнести можно, старым настроениям плоть от плоти — и именно так и звучит. Эффектен, не затянут и хлесток, мрачен и слегка тошнотворен... Или даже не слегка, после того как перечитал его недавно — даже испытал пару минут панического страха, замогильного холодка...

В общем как было сказано в одной рецензии — «мощный гульский пир ужаса и секса» :gigi:

Оригинальность рассказа подтверждает выбор Стивена Джонса в антологию Лучшего из BNH за 20 лет :glasses:

Кто не в курсе — с несколько искаженным сюжетом «История Геккеля» была также экранизирована.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Брайан Ламли «Порча»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 17:07

Кажется самое длинное произведение в 17-м выпуске «Лучших новых ужасов» Стивена Джонса, отобранное им из своей же тематической «Weird Shadows Over Innsmouth», вышедшей годом ранее.

Неспешное повествование, атмосферное, крепко привязанное к канону поначалу, но и радующее развитием и отходом потом...

Несомненно, что одна из главных ключевых тем в хорроре (да что там — скорее в волшебной сказке и значительной части фантастики вообще) — тема метаморфозы, загадочного превращения. Она занимала многих, она занимала Лавкрафта, она занимает меня (в том смысле, что интересует и пугает одновременно). Мутация, вырождение, гибридность/химерность — как одна из ее частностей.

Финальное признание старика, расставляющее точки и завершающее историю на такой почти сентиментальной ноте — откровением не является конечно. Трудно не заподозрить практически с самого начала, что его интерес к теме и событиям — совсем не случаен. Ламли щедро потчует читателя намеками и не старается это особо скрыть. Но тем даже и гармоничнее все выходит. Морская атмосфера, безумие, отступы в прошлое, мучения несчастного Джефа, психологизм — все на уровне и читается с интересом. В итоге — не какой-то сверхшедевр жанра, но достойный и очень качественный вклад в ктулхиану, определенно выходящий за пределы сиюминутных поделок-шокеров, никакой цели перед собой не ставящих кроме эксплуатации глубоководных товарищей...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Кейтлин Кирнан «La Peau Verte»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 15:46

На мой вкус – это один из шедевров данного выпуска лучших ужасов Стивена Джонса. Помимо присужденной награды — номинировалось еще и на World Fantasy Award-2005, если не ошибаюсь.

Хотя я пробовал абсент всего пару раз — мне интересна культура и мифы, сложившиеся вокруг этого странного напитка. Но самое главное, что сам рассказ Кирнан называет в числе своих любимых и главных удач… И написан он под ним, или после вроде бы…

Подлинно богемная, как и подобает в связи с абсентом… Приправленная фрейдизмом… Совершенно галлюцинаторная и психоделическая история о столкновении двух сестер в детстве с иномирной расой, трагических последствиях и затянувшейся развязке. Закрученная, отлично — практически безупречно — выписанная. Окрашенная зловещим светом. Невыразимо странная, страшная и притягательная одновременно. Пьяняще-обвалакивающая, уводящая, обманчивая. Зелено-ядовитая мерцающая сюрреалистически абсентная… Удача-сон…

С легкими, не отсылками даже, а просто отголосками, параллелями, или намеками на запутанную историю с коттинглийскими феями (за вычетом фотографий и общественной шумихи конечно) и занятным сходством отдельных моментов с «Лабиринтом Фавна» Дель Торо. Или даже архаичной фэнтези-классики 80-х вроде «Лабиринта» и «Темного кристалла»? И да – снова из разряда «одного вопроса, преследующего всю жизнь». Когда все после произошедшего однажды в детстве подвержено теперь только этому, одержимо раз и навсегда…

«This is a modern-day fairy story that is also a very human story of art and magic at the edge of reality...» (из рецки на сборник в Green Man Review)

На Западе оценили по достоинству по большей части, хвалят как маленький шедевр, у нас же… хм… :frown: Что ж, буду почти одинок :shuffle:

Из таких же странных грез, по-настоящему околдовавших меня в последние годы – трип про пчелиную реку у Кидж Джонсон например…

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Дэвид Хертер «Чернь, Золото и Зелень»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 15:31

В немногочисленных рецензиях на Западе — «Чернь, Золото и Зелень» не особо отмечают, тоже некоторые называют скучной вещью скорее. Хотя сам по себе ее автор очень и очень интересный похоже. По мне так и вовсе — Хертер безусловный талант судя даже по одной этой вещи.

Я вот в очередной раз удивляюсь низким оценкам. На мой взгляд рассказ совершенно прекрасный. Эпистолярной формы, но не в виде переписки как это часто бывает, а просто текст как одно длинное письмо, с историей злоключений, с прошлым, спуску не дающим герою. Стилистически и интонационно четко выверенное и гладкое повествование, очень атмосферная — и из-за пражского колорита, и из-за тонкостей всяких. Размытый фокус в конце — это тоже плюс. И микс общий — культурологический, социально-политический, мифологический — Рудольф II, «Русалка» Дворжака... Все прелести и странности Праги описаны прекрасно, плотным текстом, буквально физически погружающим читателя в ее атмосферу...

И не насмехается автор совершенно — все исторические детали к месту. Город не мыслим без своей истории — даже для простого туриста, а тут еще и с учетом профессии героя и особенностей сюжета... Сцена странного дурного наваждения и чувственного помешательства в театре, блуждания по лабиринтам, наплыв одержимости к поиску, интрига и встреча, опухший и тукающий палец, кульминация в катакомбах и финальный зов — все играет как надо.

Говорите — блекло, уныло и серо? Хех, а мне кажется, что — пестро. Черно, золотисто и зелено... :smile:

Такое ощущение, что некоторым просто лень читать что ли и вслушиваться разучились... :frown:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Кэрол Эмшвиллер «Я живу с тобой, и ты не знаешь об этом»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 15:04

О каждом спеть песню? Aah, look at all the lonely people! Хм… :shuffle:

О, сколько их таких вот — невидимок, тихих серых мышек, ботаников, сухарей, хикки, при жизни похоронивших себя заживо…

Нарратив в настоящем времени от лица незваной гостьи, незаметно вторгшейся в жизнь такой вот скромной и незаметной неудачницы, и меняющей ее, меняющей ли впрочем… Как Амели Пулен вторгалась в соседские квартиры и хулиганила, путая все местами, или выстраивая чужие жизни на новый лад… А что, и впрямь похоже. Только тут интонации иные все же, и как бы загадочна очень персона вторгшаяся. И здесь автор в итоге дает понять, что никто не придет. Альтруистичных и обворожительно ловких Амели на всех не напасешься. Такое чувство, что персональных ангелов нет у многих, у очень многих… И все в руках только нас самих… Пусть и таким вот странным, изворотливо-вывернутым способом неизведанных глубин подсознания… Иначе что? Иначе зачем? Да, люди играют в игры с другими и сами с собой, так или иначе, открыто или таясь… Это не новость...

Рассказ действительно неплохой, можно даже сказать хороший. Но... согласен с Вертером де Гёте — Небьюла у него смотрится довольно странновато :wht:

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Джо Хилл «Лучшие новые ужасы»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 14:08

Знаковая вещь — на самом деле, без дураков. Если бы ее не было — ее следовало бы написать! :smile:

Рассказ удачно вписывается и смотрится — что в контексте авторского сборника Хилла, что в антологии Стивена Джонса, не попасть в которую, сами понимаете, с таким названием было сложно. Но суть не только в названии. Хилл, по его словам, отдал этим рассказом дань своей любви и увлечению жанром ужасов, высказал нечто потаенное — что манит, притягивает, беспокоит... Сделав двух основных героев некими архетипами, олицетворением — редактора-издателя и писателя — и поместив их в финале в столь узнаваемую (столько раз прочитанную и просмотренную) ситуацию липкого кошмара, захолустья с монстрами, противостояния злодея и жертвы, погони — Хилл словно создал гимн жанру — его творцам. И разумеется в соответствии с законами жанра — гимн этот звучит не величественно и искренне — а пугающе, причудливо, извращенно, странно... А некоторая несерьезность, сатирично-стебовый и трэшево-кичевый оттенок всего происходящего, пародирование штампов, открытый финал (при всей открытости — он смачный и сочный; последние фразы — ну не поспорить просто) — все это только добавляет кайфа...

При некоторой, уже упомянутой, символичности — образы двух героев вышли живыми и яркими — уставший редактор Эдди Кэрролл и загадочный писатель Питер Килру. Реалии мира книжной издательской индустрии переданы ненавязчиво, но очень правдиво и клево. Хотя и гротескно может чуть. Это еще одно определяющее слово для рассказа — гротеск на грани, но не переходящий в откровенный фарс тем не менее. Который читаешь с уважением и даже трепетом. Написана вещь очень цельно, мощно, на одном дыхании, без единого лишнего момента.

Ну и конечно отдельного упоминания достойно «творение» Килру — «Buttonboy», «Пуговичный мальчик» — не вставной рассказ в рассказе (увы, прочитать нам его не придется — как бы некоторым не хотелось), но его пересказ — 4 страницы текста вместо 25. Однако в таком виде он делает свое дело и работает скорее всего даже лучше. Как знать — попадались ли когда-нибудь такие вот откровения из запределья антологистам-мэтрам — Чарльзу Биркину, Августу Дерлету, Герберту Ван Талу, Питеру Хэйнингу или тому же Стивену Джонсу... В конечном итоге ведь — редактор — он суть тот же читатель-фэн; и мы — простые читатели — все так же в поисках «сладкой дрожи откровения», в поисках своего баттонбоя, того что вернет в детство или в юность, к памятным первым моментам или местам... Сколь прекрасными или страшными эти моменты не были — они важны, и неизменны даже если от них откреститься.

И несмотря на вышеупомянутые элементы сатиры, чернушного стеба на грани — Хилл на самом деле проводит в рассказе и очень серьезные мысли — упоминая бег времени, поглощение человека его работой, разлад в семье (воспоминания Кэрролла о его жене); или первые детские впечатления, первые взрослые удачи. Лиричный настрой Хилла, дымка сепии — столь заметные в некоторых других его рассказах — пробиваются даже здесь, в такой вещи. И это еще один плюс к тому чтобы подвести итог так — шедевр. Не по универсальным каким-то меркам может быть, но — безусловно «шедевр в своем роде».

Перевод в антологии «Ужасы» (BNH-17) кажется лучше — четче и чуть эффектнее, чем в авторском сборнике.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Терри Лэмсли «Добро пожаловать на больничную койку!»

Claviceps P., 18 сентября 2010 г. 13:14

Ламсли автор очень интригующий, я писал ему биографию для нашей странички. Но более плотное знакомство с ним еще только предстоит.

По этой же вещи, возможно и не самой характерной, судить пока несколько сложно. Впрочем она все равно довольно хороша.

Британец, наследник психологической и утонченной ветви хоррора (как макабрического, потустороннего присутствия в реальности), в лице таких авторов как Эйкман и Де Ла Мар, выведенный в люди при участии Рэмси Кэмпбелла, британец в конце-концов — это говорит о многом уже...

Фобии близкие, и знакомы, я думаю, довольно многим... На чем автор и играет успешно... Параноидальный, наважденческий, безысходный... Очередное вляпывание в историю, с предрешенным концом... С «Хостелом» где-то сравнили, ну так понятно... Придешь вот так навестить знакомого как-нибудь...

Крысы... Хм. А почему бы и нет? А в вашей жизни, скажите вот, разве все всегда было понятным и имело логическое объяснение, если имело вообще? Ну, если да — повезло. Да только я сомневаюсь...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Отвергнутая принцесса»

Claviceps P., 20 декабря 2008 г. 00:49

Логайя — королевство, на первый взгляд, полное всяких странностей... Но это королевство со своей логикой, аристотелевской. Все здесь следует воспринимать буквально, без всяких двусмысленностей, экивоков и инсинуаций :smile:

Никаких полутеней и компромиссов — только да или нет. Человек либо трезв, либо уже пьян в стельку. Либо трус, либо храбрец. Из ребенка в подростка здесь превращаются за один день. Если нет названия для цвета — то значит и цвета такого нет. А если вы там ненароком обмолвитесь, что так голодны, что съели бы целую лошадь — то именно ее вам и приготовят... :biggrin: Мир прямолинейной аристотелевской логики...

Инженер из Нью-Йорка Роллин Хобарт чудесным образом оказывается в этом мире, посланник Гомон приводит его туда, найдя подходящего кандидата. Сначала Хобарту поручают спасти прекрасную принцессу Аргуменду от чудовища Андросфинкса. Спасти — не ловкостью, силой мускулов и мечом, а — логикой и абстрактным мышлением, т.к. путанные загадки чудовища местным жителям не по зубам оказываются...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он легко справляется с этой задачей — это и ни какой не страшный сфинкс оказался, а так, софист какой-то, мошенник-интеллектуал... Спас, ну а дальше, как говорится — честным пирком да за свадебку?! Хобарт было заотказывался и попытался сбежать, но тут как нарочно Аргуменду неожиданно похищают враги. И только после целого ряда приключений в соседних варварских землях герою, вместе с примкнувшим к нему говорящим львом Феаксом, удается благополучно вернуть принцессу домой...

В общем вот такой вот сказочный кавардак. Юмористический тон конечно же не дотягивает до уровня «Гарольда Ши» и романов о Новарии, но местами относительно забавно все равно. Хотя и довольно наивным и сильно устаревшим кажется уже, да и устаешь от такой логики довольно быстро. Не больше 6 баллов... :shuffle:

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Стрелы Геркулеса»

Claviceps P., 20 декабря 2008 г. 00:49

Зопирион — строитель и приверженец идей Пифагора, а также Сеговак, наемник из Галлии, помогают Коринне вернуть сына, похитив его у родного отца в Карфагене. Такова завязка. Тогда как основным фоном повествования являются времена правления Дионисия Сиракузского-старшего, и в частности история осаждения Сиракуз карфагенянами. А в числе персонажей мелькают например еще и Архит Тарентский, математик, астроном и полководец, изобретатель блока и винта, одним из первых установивший принципы механики; и даже его друг — философ Платон.

Да, это конечно не фэнтези основанное на древнегреческих мифах (как иногда проходит этот роман в некоторых списках), а скорее вольная фантазия на исторические темы... Но нужно сказать — довольно добротная. Чуть более изощренно и литературно написанная вещь в том АСТэшном сборнике, не так наивно читающаяся как другие две, и я даже когда-то порывался поставить ей 8 баллов. Может при повторном чтении и поставлю :smile:

Жаль, что другие подобные исторические романы Де Кампа у нас так до сих пор и не переведены, их еще четыре — «Слон для Аристотеля», «Бронзовый бог Родоса», «Дракон Врат Иштар» и «Золотой ветер». Почитал бы, думаю, не без удовольствия :shuffle:

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Кольцо тритона»

Claviceps P., 20 декабря 2008 г. 00:49

Вполне добротный образчик классической героической фэнтези, причем написанный скорее в духе и в рамках жанра «меча и колдовства», а не как пародия на него. Влияние доисторической героики двух предыдущих десятилетий ощущается здесь весьма явственно — прежде всего Роберт Говард, К.Л. Мур и отчасти Кларк Эштон Смит, в данном случае — его цикл о Посейдонисе, последнем острове затонувшей Атлантиды. У Де Кампа, впрочем, Пусад (чье название у греков превратилось потом в Посейдонис) по сути и является непосредственно самой Атлантидой.

Принц Вакар из Лорска, сын короля Забутира, отправляется на поиски вещи, которой опасаются боги, и не предупреждает пусадианцев о возможном вторжении горгон и прочих грядущих бедах — такова краткая завязка романа. Легендарные древние земли — Эрутея, Огуджия, Элюзион, Тартесс, Фаяксия, Тритония, Белем и Тартар — лежат на пути героя...

Необогащенное конечно же какой-либо философией повествование, но богатое на приключения во вполне колоритно выписанных пейзажах далеких стран.

Эта книжка, несмотря на всю простоту, вполне способна скрасить вечер любителю жанра, особенно тому, кто к его родоначальникам (уже упомянутые плюс Л. Картер и Ф. Лейбер) питает большую любовь, чем к современным продолжателям. Когда-то, прочитав ее в первый раз, я поставил бы возможно и большую оценку, но недавно пролистывал — и роман мне показался уже слишком простым и схематичным. Поэтому все же не больше 7 баллов :shuffle:

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Антология «Лучшее от McSweeney's, том 1»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 21:24

Ждал большего, как и чаще всего... Но в целом все равно оказалось неплохо... :shuffle:

Аналогов такой антологии на нашем рынке практически нет. Если по фантастике последние годы более-менее начали появляться хорошие вещи, то вот в полях мейнстрима и альтерантивы — увы, примеров почти нет... Так что радует уже сам факт появления.

Впечатления от антологии получились неоднозначные. Есть невнятные, «непоймичегошные» рассказы, без начала и без конца, фрагменты и кусочки жизни просто напросто... Или наоборот — лишенные жизни какие-то части... Несколько не понравились совсем :frown:

Но есть и предельно ясные, стилистически выверенные, цепляющие вещи, написанные явно не просто так. Большая часть интересна :smile:

Как и в случаях с жанровыми антологиями лучшего — YBSF и YBFH — есть иногда некоторая неудовлетворенность после части рассказов — вроде бы и неплохо, но чего-то им не хватает, куда-то не туда выруливает... Иногда детали гораздо лучше, чем то ради чего все затевалось...

Имена авторов по большей части мне не знакомы были. Джонатан Летем — это понятно, его давно знаем. Ну и Кевин Брокмейер, Дэн Хаон, Поль Лафарг, Джордж Сондерс попадали в поле моего зрения по трем выпускам YBFH. Ну и разве что еще Глен Дэвид Голд, Джим Шепард и Д.Ф. Уоллес на слуху. Остальные же совсем новыми были. Новые знакомства — это чаще всего интересно :glasses:

Часть рассказов вполне можно отнести и к фантастике, некоторые зыбкости явно из области магического реализма, в некоторых использованы фантастические элементы или приемы. Но большинство рассказов конечно же обычный реализм. Основными темами в антологии являются: жизнь, смерть, любовь, секс, семья, дом, измена, дети, болезни, груз прошлого, перемены, жестокость... Однако на ее страницах читатель сможет найти и слонов-убийц, гигантских слизняков, акулу-мегалодона, пчелок в голове, страусиные яйца, огромные диарамы, телескопы, направленные вовсе не в космос и т.д. и т.п.

Лучшими рассказами назову 4 следующих — «Потолок» Брокмейера, «Слезы Скуонка» Г.Д. Голда, «Наблюдатели» Поля Лафарга и «Извращенец» Гейба Хадсона.

2-й том, уже самостоятельно составленный издательством Гаятри из присланных из «МакСвини» рассказов, думаю куплю обязательно.

И прочитаю с удовольствием :smile: А из минусов этого издания отмечу лишь оригинальный, но не очень удобный увеличенный формат.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Сара Мангузо «Помню»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 20:33

Совсем крошечная виньетка, напечатанная прямо на корешке книги.

Маленькое воспоминание из детства всего лишь... У нас у всех есть такие... Даже трудно как-то его оценить... :shuffle:

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Джим Шепард «Тедфорд и мегалодон»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 20:31

Интересная история, порадовавшая меня как биологическими аспектами, так и отвлеченными размышлениями...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Александр Хемон «Случай Каудерса»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 20:30

Скучно. Ничего из рассказа не запомнилось, кроме того, что он о проблемах бывшей Югославии...

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ребекка Кертис «Домогательство»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 20:28

Что-то такое молодежно-альтернативно-тусовочно-наркоманское с вектором в сторону Ирвина Уэлша. Зарисовка о ярлыках, типажах и сленге.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Келли Фини «Дни, проведённые здесь»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 20:27

Очередной скучный рассказ. Ничем фактически эти серые куски из жизни в отеле не цепляют меня...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Джонатан Летем «К - значит подделка»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 20:19

Непростой рассказ, в который трудно въехать и осилить его сразу...

Кафка, Холокост, клоунада, бродяжки, Орсон Уэллс — все мешается здесь в странном танце вокруг киноленты Джерри Льюиса «The Day the Clown Cried», одного из самых загадочных неизвестных фильмов XX века.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Рик Муди «Два нуля»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:52

Забавный и хорошо написанный рассказ о попытке разведения страусов, плюсах и минусах этого дела...

Колорит и юморок — хороши :smile:

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Джордж Сондерс «4 монолога на служебные темы»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:51

Около-постмодернистские финтифлюшки, псевдонаучная заумь и прочая, прочая...

Скучно и читается только с кислой миной :frown:

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Энн Камминс «Вагончик гипнотизера»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:39

Странноватый рассказ, бредово-фантасмагорический.

История женщины и ее похода к гипнотизеру, «ментальному массажисту», в целях избавления от курения и алкоголизма...

Пожалуй 8, но с некоторой натяжкой.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Зэди Смит «Девчонка с чёлкой»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:37

Еще одна история из ниоткуда и в никуда, просто немного дней из жизни...

Но вот именно такие, странноватые истории любви/секса и одержимости — мне нравятся...

Несмотря на то, что интерес у главной героини сугубо лесбийский — многие мысли близки и понятны. Отчасти — потому что они просто универсальны, отчасти — потому что я просто понимаю таких людей. Ибо все разные, и у каждого своя боль... :shuffle:

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Гейб Хадсон «Извращенец»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:32

Весьма оригинальный и запоминающийся рассказ, один из лучших в антологии «Лучшее от McSweeney's».

Отчет помещенного (по обвинению в трансвестизме) в психушку капитана ВВС, после плена и бегства в Ираке. С сюрпризами! :super:

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Пол Коллинз «Сумасбродство Банварда»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:26

Хороший рассказ. Опять же — люблю истории такого типа, типа байопики. Причем еще неизвестно — основанные на реальных фактах, искаженных, или на полностью выдуманных! :smile:

Хорошо, но все же не хватает здесь по мне некой изломанности, надрыва что ли, трагических ноток, странностей... Т.к. просто подобных историй триумфа и нищеты было уже довольно много... :shuffle:

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Лидия Дэвис «Нежный слон»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:22

Виньетка на половину странички, полностью построенная на аллитерации. По сути — то что называется prose poem, только еще плюс с потоком сознания :smile:

Так, безделушка. Раньше я тоже так мог, и даже лучше :biggrin: Тем более, что в переводе здесь не просто многое терятся, а еще и переиначивается. В оригинале там даже не нежные слоны, а скошенные лужайки... :wht:

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Джуди Будниц «Слив»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:18

Выкидыши, метастазы, рак, блинчики, причуды, отношения, разговоры... Типа жизнь.

Ниочемность и фрагментарность — но не того типа, что мне нравятся. По мне пустовато... :frown:

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Шон Уилси «Республика Марфа»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:13

В целом неплохое, но какое-то долгое и нудноватое повествование о фермерской общине на западе Техаса.

Просто как-то скучно, несмотря на множество отсылок, аллюзий и взаимосвязей. Почему-то не смог толком вчитаться... :frown:

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Дэвид Фостер Уоллес «Еще один пример скважистости некоторых почв (VIII)»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:09

В принципе довольно забавно и неплохо написано к тому же.

Про неудачные пластические операции, защиту прав потребителей, укус черной вдовы, людские причуды и хичкоковский «Психоз»... Мысли обо всем этом интересно переплетаются, перескакивая с одного на другое, и в то же время — не порождая ничего сверх... :shuffle:

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Уильям Т. Воллманн «Тройная медитация о смерти»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 19:06

Мысли верные и знакомые. Особенно поначалу, где ощущение от посещения парижских катакомб передано очень хорошо.

А потом, к сожалению, для меня все как-то поскучнело... В следующих частях уже больше статистики, социологии и физиологии, а не философии... :shuffle:

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Дэн Хаон «Пчёлы»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 18:58

При перечитывании в антологии «Лучшее от McSweeney's» я даже подумывал поднять оценку этому рассказу... :shuffle:

Хорошая вещь. С толикой классических ходов, знакомых и по книгам и по кино-хоррору, но все качественно и эмоционально взвешенно. Зыбкая, и в то же время очень связная история, с признаками надвигающейся беды, прошлым, как и положено, не дающим спуску... Все передано весьма достоверно.

Хотя по-настоящему оригинальным рассказ назвать пожалуй все же сложно...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Артур Брэдфорд «Моллюски»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 18:52

Забавный рассказ о том, как странная троица в поисках лишнего заработка потрошит машины на свалке...

И о том, как несостоявшийся любовный треугольник становится на время квадратом. И все кончается хорошо :smile:

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Поль Лафарг «Наблюдатели»

Claviceps P., 19 декабря 2008 г. 18:42

Отлично. Второй шедевральный рассказ в этой антологии. Абсолютно по мне вещица, понятная и близкая :shuffle:

Эпиграф из Поля Пуасселя — «Наблюдая — разрушаешь» — спорный, но отчасти вполне себе верный... :frown:

Снова история о чудиках, о потерянных, неприкаянных и одиноких... Прекрасно написанная история с тревожно-минорно-спокойными настроениями, про странную одержимость, про неудавшуюся любовь и про трусость... Мотивы отцовства/сыновства, дети мерещущиеся герою к концу... Дымка грусти...

Мне это близко, потому что я и сам наверное такой, неприкаянный и одинокий :blush:

Стоит отметить кинематографичность (у многих рассказов из антологии она кстати присутствует в той или иной степени).

Оценка: 10
⇑ Наверх