fantlab ru

Все отзывы посетителя Crashwall

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Crashwall, 7 декабря 2011 г. 21:59

Удивительная история рода Буэндия, в которой чудеса случаются на каждом шагу. История, которая тесно связана с городом Макондо. Оно и понятно, ведь именно Хосе Аркадио Буэндия когда-то положил начало этого длинного пути, когда решил искать море. И всё это рассказывается неторопливо, как будто автор лежит в гамаке в часы сиесты и скрашивает отдых этой историей. Из-за такого темпа до тебя далеко не сразу доходят нехитрые мысли, которые прячет автор за описанием семейных перипетий. И тогда сразу становится понятно, почему любовь здесь какая-то странная, почему полковник развязывает 32 гражданских войны и почему Урсула стремится сделать свой дом как можно гостеприимнее.

Одна из отличительных черт романа — это история Латинской Америки. Я ничего не знаю об этом, но политика она везде одинаковая и поэтому не составляет особого труда понять всю иронию и трагичность жизни народов Латинской Америки. Обман, много невинной крови и предательство бывших политических кумиров – такое, наверное, было в разные времена и в немного разных вариациях, везде.

В большей степени это почувствовал на себе полковник Аурелиано Буэндия. Многие годы он потратил, прячась от одиночества и стараясь принести своей стране мир и процветание. Но жизнь решила иначе, и эти годы были потрачены впустую. Полковник – мой любимый персонаж книги. Видно, что Маркес описывал его с особой тщательностью, с любовью. Его переживания, грусть и тоска легко передаются сквозь страницы, глубоко заседая внутри и заставляя переживать и верить в него до самого конца.

Однако и другие персонажи описаны не хуже. Точно так же можно понять чувства практические любого из семьи Буэндия, или из тех, кто был тесно связан с ними. Все они хотят простых вещей и тратят много сил на достижения этого, но далеко не каждый обретает счастье. Желания людей просты, а вот жизнь – нет. Каждый из Буэндия был одинок, но одиночество проявлялось по-разному. И справлялись с этим ним по-разному. Кто-то уходил в далёкие странствия, кто-то утопал в неистовой любви. Кто-то веселился на вечеринках, а кто-то вообще не пытался отделаться от этого чувства или просто принимал его как должное.

Всё действие романа разворачивается в поистине уникальном месте – городе Макондо. Он рос так же, как и семья Буэндия и, по сути, имел схожую судьбу. Это город, который видел много чудес, сделанных людьми и машинами. Здесь желания, которые кроются в глубинах нашей души, и о которых мы даже и не подозреваем, зачастую приобретают материальное воплощение. В этом месте можно встретить уникальные вещи и уникальных людей. А ещё он странно привлекателен, даже в худшие свои годы. Его никогда не существовало, по крайней мере, в том виде, в котором он представлен в романе, но почему-то кажется, что если хорошенько поискать, то можно будет найти его и пройтись по улице имени полковника Аурелиано Буэндия.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Джордж Оруэлл «1984»

Crashwall, 26 августа 2011 г. 12:32

Оказывается, чтобы сделать из антиутопии настоящий ужастик, да такой, чтобы потом по ночам снился, надо всего лишь хорошенько присмотреться к действительности и развернув её под другим углом показать читателю. И Оруэллу это удалось.

Удивительная скрупулезность в деталях, выверенная картина государства с абсолютной не свободой выглядит пугающе. Однако автору этого как будто мало, и он продолжает нас погружать нас в гнетущую атмосферу мира, который до странности похож на наш. Люди здесь постоянно находятся под наблюдением и малейшие отступление от правил может привести к ужасным последствиям. Так, по крайней мере, кажется на первый взгляд. Но большинство считают это нормой, необходимой частью жизни. Нет, это не пессимизм, это фанатизм. Показательно поведение соседа главного героя, который, даже находясь в лапах министерства любви из-за своих детей, гордится ими.

Здесь нельзя быть слишком умным. Да и стать таким вскоре не получится. У умных слишком хорошая память, а память хранит неверные сведения. Поразительно, как легко изменить истории и как легко люди верят в новую историю, даже если вчера было всё наоборот. Казалось бы, что такого не может быть, но стоит посмотреть на учебники истории разных стран или просто разных лет, как весь скептицизм испаряется. А если ты попытаешься говорить о том, что помнишь, о правде (хотя, что есть правда?), то у Большого Брата найдутся свои аргументы против этого.

Кажется, автор уже не верит в этот мир. Роман видится как предостережение. Воспоминание о революции в Испании, Вторая Мировая Война и связанная с ней пропаганда, как фашистов, так и победителей. И действительно, сейчас у правды всегда несколько толкований и несколько сторон. А после прочтения ненароком задумаешься – а действительно ли дважды два – четыре?

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дэн Симмонс «Террор»

Crashwall, 26 сентября 2010 г. 12:54

Книга настоящий шедевр. В ней хороши все составляющие. Симмонс настолько хорошо прописал всех персонажей, что складывается ощущение, что он лично следил за каждым из них месяцы напролёт. Терзания Крозье, оптимизм Блэнки, мотивы Хикки. Персонажи меняются, но каждого ты понимаешь и почти каждому сопереживаешь. Казалось бы, всего несколько строк, но ты уже знаешь чуть ли не всю подноготную каждого члена экипажа.

Не менее проработана атмосфера. Никогда не был на корабле и, тем более, не служил, но всем, прочитав всего несколько страниц из жизни корабля, моментально проникаешься обстановкой. И чем дальше, тем сильнее погружаешься в быт матросов и офицеров, находящихся на корабле застрявшим посреди арктических льдов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет держит в напряжении до самого конца. Вначале это делается благодаря элементам мистики. Ближе к концу – судьбой людей, всеми силами пытающихся спастись. И хотя сама концовка немного не вписывается в первоначальную картину, всё совершенно логично.

Единственным нареканием может служить перевод и его редактура. И хотя оригинала я не читал, ошибки в окончаниях моментально бросаются в глаза. Таких ошибок слишком много, да местами они резко выделяются вместе с корявыми оборотами речи.

В остальном – великолепная книга, великолепного мастера.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Джо Хилл «Рога»

Crashwall, 22 июня 2013 г. 18:57

Год назад убили девушку Ига Перриша, Меррин, и все считают, что именно Иг это сделал. С того времени его жизнь пошла под откос. За несколько дней до годовщины смерти Меррин, Иг оказывается на месте преступления и напивается до беспамятства, а на следующее утро просыпается с рогами. Самыми настоящими дьявольскими рогами, которые заставляют людей говорит то, что они думают на самом деле. И тогда жизнь Ига становится настоящим адом.

Чаще всего человек не говорит всей правды, не рассказывает, что действительно у него на уме. Мало того, почти все люди не хотят слышать всей правды. Правда страшна, она слишком сильна. До того, как у Ига появились рога, он и не подозревал об этом. Джо Хилл безошибочно давит на слабые места любого человека — все мы боимся узнать, что на самом деле думают о нас близкие люди, и какие они на самом деле. Мы боимся узнать, что наша девушка или друг детства на самом деле совершенно другие люди. Мы боимся, что любовь родителей на самом деле лишь притворство. Но мало давить на слабые места, надо делать это умело. И у автора это отлично получается.

По сути дела весь роман разворачивается вокруг четырёх персонажей: Ига, Меррин, их лучшего друга Ли Турно и, в меньшей степени, Терри, брата Ига. Автор рассказывает о них всё, до мельчайших подробностей. Как они встретились, как жили вместе больше десяти лет, как росли вместе и менялись. Ты как будто был там, вместе с ними, прожил жизнь каждого из них. И от этого тебе становится так же больно, как и Игу, когда узнаёшь, как изменились эти люди за годы. Все, кроме Ига. Он жил в своём мире, где всё было хорошо, а перспективы были ещё радужнее. Но всего за несколько часов этот мир был разрушен, а сам Иг опустился на дно, откуда был только один выход — отправиться в ад. И он туда отправился.

Иг очень быстро привык к рогам. Это выглядит несколько странно, но довольно быстро забывается, так как наблюдать за тем, как он привыкает к рогам, безумно интересно. Каждый человек, который попадается у него на пути, каждая история, которую Иг узнает, все они меняют отношение к рогам, как у читателя, так и у главного героя. И если сначала они казались проклятием, то в конце всё уже не так очевидно. Трансформация главного героя имеет ярко выраженный религиозный подтекст. Автор не стремится кого-то обидеть или задеть. Он просто хочет разобраться, что же есть дьявол и почему он такой, как его представляют большинство. Может быть дьявол другой? Может быть его мотивы совершенно другие и если да, то какие? Такие вопросы задаёт себе Иг. И постепенно находит ответы.

Но дьявол не может не противостоять церкви. В роли церкви выступает лучший друг Ига, Ли Турно. Ли помощник местного конгрессмена, и он отвечает за религиозную часть предвыборной компании. Но если ты веришь в бога и всячески стараешься это показать, это не значит, что ты живёшь по заветам библии. Не всякий верующий праведный, и даже далеко не всегда добр и вежлив. И, в конце концов, дьявол и церковь встретятся друг с другом и это будет не самая приятная встреча. Однако не стоит думать, что автор банально поменял местами добро и зло. Тут вообще нет добра и зла как такого, всё намного сложнее. У каждого есть хорошие и злые поступки, но каждый из них имел какую-то причину. Не бывает простых и однозначных путей, так же как не бывает чистого добра или чистого зла.

И всё же рассказывать про четырёх человек в течении почти пятисот страниц это слишком долго. Самое странное, что нельзя сказать, что текст искусственно растянут, или что он плох. Нет, всё на своих местах, всё интересно и хорошо написано, но всё в какой то момент понимаешь, что устал читать, и что книга должна была завершиться раньше. Не могу сказать, почему так, и может быть ощущение, которое было только у меня. Так что не могу назвать это объективным недостатком. Так же, как не могу прицепиться к отсутствию детективной линии, хотя я ожидал, что она будет. Эта книга просто совершенно о другом и расследования были бы тут неуместны.

Итого: прекрасная книга, которую и фантастикой то назвать язык не повернётся. Рога здесь всего лишь инструмент, с помощью которого автор показывает всю картину произошедшей драмы, длинной в несколько лет. А под определённое настроение, близкое к меланхоличному, книга покажется просто гениальной.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Crashwall, 30 июня 2012 г. 19:31

Перед нами, в который уже раз, идеальный мир. Люди здесь счастливы, воин нет и мало кого волнуют мелочи, которые присущи нашей жизни. Но для каждого автора идеальный мир выглядит по-своему, и Хаксли не исключение. Методов достижения идеала много и автор выбрал один из самых очевидных – всеобщая стандартизация и следование идеям Фрейда.

Общество всегда разбито на классы, хотим мы это признавать или нет. Так почему бы не сделать это разбиение по ГОСТу? Создадим несколько групп, различающихся уровнем интеллекта, внешностью, уровнем индивидуальности и будущей свободой, установим количественные нормы в этих группах (больше рабочей силы, меньше очень умных людей) и поставим в соответствие каждой группе букву греческого алфавита. Разумно, не правда ли? Вот и автор так подумал. Сказано – сделано. Общество построило Эмбрионарий, где и происходит разделение ещё не родившихся граждан по группам. Делается это с помощью выработки рефлексов, добавления определённых материалов в бутыли с эмбрионами и прочими процедурами, которые нам могут показаться странными и антинаучными, но 80 лет назад вполне могли сойти за науку.

Здесь же формируется одна из главных отличительных особенностей любого человека – индивидуальность. Низшие группы являются близнецами, количество которых увеличивают по специальной технологии. В итоге мы имеем несколько десятков одинаковых на лицо людей, которые занимаются нудной, однообразной работой и практически не имеют своего мнения. Они всё делают практически одинаково. Когда Дикарь видит их впервые, его мутит, тошнит и это можно понять. Сотни, тысячи одинаковых лиц проходит мимо тебя с одним и тем же выражением.

Кстати о Дикаре. Он – сын двух людей из этого идеального общества. Но он никогда не был в Эмбрионарии. Его воспитывали индейцы из резервации. У него совершенно другие идеалы, другие представления о жизни. И когда его вырывают из привычного окружения и помещают в стерильный, до тошноты однообразный мир, он сначала проявляет любопытство, но потом, видя суть этого общества, ужасается. Это простой, но мощный шаг автора – противопоставить идеальный мир миру Дикаря. По сути, нашему с вами миру. И тогда ты начинаешь понимать, что мир Форда на самом деле далеко не идеален.

Во-первых, тут не любят людей с отклонениями. Бернард, который и привёз Дикаря, по сути своей изгой и только привезя игрушку, нечто новое для этого общества, он стал популярен, с ним стали нормально разговаривать и перестали подшучивать. Наверное, поэтому Дикарь с ним и сблизился – ведь его самого индейцы не принимали, так как он дитя другого мира. Бернард же, номинально, принадлежал верхушке общества, но из-за ошибки на ленте Эмбрионария («поговаривают, что ему в бутыль плеснули слишком много спирта») он выглядит как гаммовик – мал ростом и некрасив. Тут же проявляется и второй недостаток: жажда внимания и власти. Власть здесь, конечно, не такая, как в нашем мире, но это не отменяет факта схожести идеального мира с нашего. Как мы стремимся к власти и популярности, так и Бернард и другие хотят тоже самого. Даже цели те же. Отличие только в уровне власти.

Но главное, конечно, это само общество – общество потребления. Главноуправители забрали у людей литературу, одиночество, любовь (в эмоциональном понимании), религию. А взамен дали запаховый синтезатор, кино с совершенно новым уровнем ощущений (в прямом смысле), и сому – наркотик, который погружает людей в красочный и невероятный мир. Они отобрали всё духовное и дали лишь наслаждения физическое. А чтобы получить его, надо работать. И не каких альтернатив. Высшую точку этого общества мы видим в финале, когда тысячи людей слетаются, чтобы посмотреть, как Дикарь занимается самобичеванием. Они кричат, скандируют, требуют повторения, и Дикарь даёт им это. Толпа погружается в экстаз, она блаженствует. Ровно до того момента, когда кнут не начинает бить человека из их общества. Очень сильная сцена, особенно учитывая, что у нас происходит то же самое, только куда в больших масштабах.

В качестве предостережения, что нужно остановиться и оглядеться, выступает Дикарь. Он вырос с верой в Христа, языческих богов и Шекспира. Именно пьесы великого английского драматурга учат жизни мальчика, когда он впервые прочитывает сборник, который дала ему мать. Именно к его пьесам обращается уже повзрослевший Дикарь, когда попадает в мир Форда и видит его изъяны и проблемы. Именно Шекспира читает он Гельмгольцу, когда думает, что нашёл родственную душу. Но Гельмгольц лишь смеётся над эмоциями у героев пьесы, и Дикарь уходит в себя. Он не выдерживает порочности мира, порочности своей любви к Линайне. И выход для него очевиден.

Но некоторые изъяны у романа есть. Прежде всего, это язык: читать произведение очень сложно. Одна-две главы и всё, ты уже насытился и дальше читать совсем не тянет. Да и само повествование несколько тормозит прочтение. Кроме того, устройство этого мира слишком туманно. На протяжении всего повествования нам рассказывают про одни и те же особенности мира, но почти не объясняют причин появления такого устройства. Так есть и так было, и никаких объяснений не надо, ведь они очевидны. Но очевидны они только для жителей того мира, а не для читателей. Конечно, концовка всё расставит по местам, но она портит ритм. То есть вначале ничего не было, а в конце целая волна размышлений, философии и умозаключений. Ну и главный недостаток, на мой взгляд, это момент искоренения инакомыслия. С этой проблемой тут борются неправильным способом – всего лишь высылают, изолируют. То есть не исправляют причину. А значит, рано или поздно, это может вылиться в революцию. А может и не вылиться. Но шанс всё равно остаётся.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дуглас Коупленд «Поколение A»

Crashwall, 26 мая 2011 г. 22:02

Пять разных людей, пять разных судеб. Одно событие объединяет их, собирает в одном месте. Укус пчёл, которые исчезли или просто спрятались, пару лет назад. И теперь учённым предстоит узнать, что же в этих людях такого особенного и почему пчёлы укусили именно их. Вот только для чего будет использовано это знание?

Автор постепенно рассказывает свою историю через воспоминания тех самых пяти укушенных, или избранных, кто как считает. Все они представители нового поколения, но не типичные, как может показаться с самого начала. Но более всего выделяется на их фоне Ардж, который очень хочет попасть в Америку, понять их культуру, нравы. Он узнаёт всю информацию о далёкой стране (сам он живёт на острове Шри-Ланка) из интернета и в итоге оказывается едва ли не лучшим знатоком американцев, нежели сами американцы. Именно он в итоге оказался самым проницательным.

Но и четверо других помогают ему, и нам тоже, распутать клубок событий, который и не сразу то замечаешь. Неторопливо развивающийся сюжет с неохотой открывает вам новые факты. Именно из-за этой неспешности интрига сохранятся почти до самого конца, хотя смутные подозрения о концовке появляются уже в середине книги. Но при этом некоторые маленькие, но очень важные для атмосферы детали, остаются неизвестными до самого конца. Автор умело играет намёками, обрывает их на самом интересном месте и лишь под конец связывает их воедино.

Единственный недостаток, на мой взгляд, это концовка. После прочтения ты не можешь составить целостного мнения, не можешь сосредоточиться хоть на одной мысли, затронутой в книге. Такое ощущение, что весь смысл выкипел и теперь постепенно оседает в голове. Может кому-то это даже понравится.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Яцек Пекара «Слуга Божий»

Crashwall, 22 апреля 2012 г. 21:17

Итак, Мордимер Маддердин – лицензированный (не сразу, но всё же) инквизитор. Он искореняет ересь и через страдания помогает заблудшим душам обрести прощение на небесах. Собственно этим и можно закончить описание сюжета, ведь на протяжении всех новелл инквизитор лишь занимается своей работой. Меняются лишь предлоги и вознаграждение.

Мордимер главный герой романа и его личность одна из главных отличительных черт книги. Как и полагается, он добросовестно выполняет свою работу: спасает простой люд от напастей (хотя народ далеко не всегда этому рад) и уменьшает количество ереси в мире. Но читатель вряд ли полюбит инквизитора. Мордимер любит деньги и женщин. Вместе с ним путешествуют три человека, которых никак нельзя назвать праведными. Наоборот – они хладнокровные и беспощадные убийцы и Маддердина это устраивает. Часто мотивы, по которым Мордимер берётся за ту или иную работу туманны и мелочны. Вообщем персонаж отталкивающий, как ни посмотри. Другое дело, что в реалиях этого мира, подобное поведение считается нормальным. Можно даже сказать, что Маддердин – это один из самых положительных персонажей в книге.

А дело всё в его окружении. Пекара сделал окружающий мир максимально мрачным и населил его столь же мрачными людьми. Во всей книги не встретишь ни одного положительного персонажа. В лучшем случае серого (вроде Мордимера), да и то, они быстро умирают. Ибо таковы реалии этого мира. На первый взгляд кажется, что такая мрачность и жёсткость ничем не оправдана, но постепенно понимаешь причины, по которым мир стал таким. Правда, на мой вкус всё равно слишком много насилия, секса и жестокости. Даже в рамках тёмного фэнтези надо быть умеренным, и автор в этом аспекте немного переборщил.

Однако вернёмся к персонажам. Стоит признать, что, несмотря на их отталкивающие поступки среди них можно найти интересные личности. А точнее интересно то, как их представляет автор. Яркий тому пример – ангел-хранитель Мордимера. Нам про него неизвестно ничего, кроме того что он существует. Появился пару раз, сказал несколько фраз и исчез. Но, удивительно дело, даже этих фраз хватило, чтобы составить достаточно объёмный образ. Фантазия услужливо дорисовала некоторые детали, и в итоге получился неплохой персонаж. И так со многими. Например, с Курносом, близнецами, купцом из новеллы «Овцы и волки».

Надо отдать должное автору: он не стал заигрывать с религией и верующими ради эпатажа. Пекара ставит некоторые важные вопросы ребром и старается найти ответ на них. Делает он это жёстко и вызывающе, но таким образом автор втягивает в дискуссию больше людей, а значит, и прийти к правильному выводу можно быстрее. Если вообще можно. Не похоже, чтобы автор заставлял Иисуса убивать своих обидчиков из-за собственного неверия. Этим событием можно, отчасти, объяснить жестокость мира «Слуги Божьего»: если Иисус убивает, то почему это не может делать обычный человек? Да и ангел-хранитель Мордимера в конце книги говорит о вещах, которые проливают свет на окружающую мрачность.

Единственная моя претензия, за исключением излишней жестокости и натурализма, это разбиение книги на новеллы. Во-первых, они не связаны сюжетно. Для меня это минус, так как хотелось бы больше интриги. Кроме того, такое разбиение чревато тем, что книга получается не равномерной по уровню. Например, «Сеятели ужаса» получились слабыми. Нагнетается атмосфера и интрига, однако развязка получается банальной и предсказуемой. А вот «Волки и Овцы» получились наоборот, лучше остальных. Как по сюжету, так и по персонажам.

В итоге получается крепкое тёмное фэнтези с нестандартными персонажами и миром, хорошим смысловым наполнением и немного нестройным сюжетом. Говорят, дальше будет ещё интереснее. Что ж, буду ждать

Оценка: 8
– [  10  ] +

Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Crashwall, 23 февраля 2012 г. 13:24

Предупреждаю сразу: перед началом чтения надо запастись терпением. Привыкнуть к такому стилю очень сложно, и я в первые дни не мог прочитать больше 10-15 страниц. Немного старомодный стиль вместе с неторопливым описанием будней армии, которая не воюет. Есть, правда, такая особенность: когда идёт диалог, то читать действительно сложно; а когда дело доходит до описания, то тебя захватывает не на шутку. Казалось бы, про что тут вообще можно написать и для чего? Я тоже так думал примерно до последней трети романа и только тогда понял, что всё далеко не так просто.

Полевой врач из США стоит на службе итальянской армии. Первая Мировая война сотрясает мир, но наш герой её почти не видит. Наступление идёт неторопливо, сражений почти нет. Беспечная жизнь, дружеские подколки, бордель, выпивка. Лишь только шофёры говорят, что война – зло и они устали от неё. И хотя главный герой не говорит это открыто, становится ясно, что поначалу он не верит и не понимает их. Действительно, но как можно согласиться с утверждением, что для того чтобы война закончилась, надо чтобы одна из сторон просто перестала воевать? А как же честь, достоинство и ваши дома? Быть того не может, чтобы увидев опустившего руки врага, другая сторона тоже перестала воевать и бросила бы дело на полпути! Но итальянцы народ упёртый и их сложно переубедить.

Роман действительно антивоенный, хотя с первого взгляда и не скажешь. Вообще тут ни о чём нельзя судить с первого взгляда. Антивоенная тематика постепенно развёртывается на протяжении всего произведения и где-то ближе концу, на контрасте, ты начинаешь сводить доводы автора и видеть чёткую картину. Тоже самое происходит и с персонажами: ты начинаешь понимать тех персонажей, который вначале казались странными, непонятными и неприятными. Ты им не сопереживаешь, но понимаешь причины их поведения. И так дело обстоит со всеми персонажами, кроме совсем уж малозначительных, которые появляются буквально на мгновения и тут же исчезают. Что характерно, чаще всего это обычные люди, далёкие от войны и высшего общества. Особняком стоит разве что священник: на мой взгляд, автор не до конца проработал его, так как ближе к концу он стал совсем безликим.

Но сопереживать сложно и по другой причине. Повествование ведётся от лица главного героя, и он на протяжении всей книги удивительно безэмоционален. Он не даёт категорических оценок чьих-то действий. Он скорее констатирует факты и ничего более. Аналогично поступают и другие персонажи. Поэтому роман не вызывает каких-то эмоций и, скорее располагает к вдумчивому прочтению и дальнейшему рассуждению, чем к развлечению или получению знаний о той эпохе. Правда, совсем без вспышек не обошлось. Конец романа вышел очень эмоциональным и напряжение просто зашкаливало.

В итоге получился роман, который состоит из сплошных противопоставлений тех или иных героев, аспектов жизни и даже стран и городов.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Дж. К. Роулинг «Случайная вакансия»

Crashwall, 28 февраля 2013 г. 16:41

В небольшом английском городке Пэгфорд случилась беда – умер Барри Фэйрбразер. Его знал почти каждый житель города. Барри был членом местного совета, тренером гребной команды школы Уинтердаун, которую привёл к сенсационной победе, и просто хорошим человеком. И вот его не стало и в совете образовалась случайная вакансия. И борьба за это место обнажает огромное количество проблем в благополучных, на первый взгляд, семьях.

Не стоит рассчитывать, что «Случайная вакансия» — это политический триллер в декорациях небольшого городка. Политика в этом романе отходит на третий план. Смерть Барри и выборы – лишь толчок, который становится катализатором событий, описанных в книге. Да и триллером книгу сложно назвать, ведь сюжет развивается очень медленно и лишь на последних страницах книги появляется накал, напряжение, да и то, быстро спадает. Эта книга о людях. О самых разных людях.

Обилие героев поначалу немного раздражает. Чтобы представить каждого, Ролинг через каждые несколько страниц перескакивает с одного на другого. Это сбивает с ритма, и начало книги читает долго, а местами даже нудно. К тому же есть некоторые проблемы с языком — короткие, сухие описания городка, странные фразы. Но чем дальше читаешь, тем лучше кажется текст. То ли автор действительно стала писать лучше, то ли привыкаешь к такому стилю, но начиная с середины книги, уже не отвлекаешься ни на что другое, кроме как на наблюдение за персонажами.

Отказавшись от политического триллера, Ролинг решила описать жизнь разных слоёв населения. Жители трущоб, средний класс, врачи, власть имущие, богачи – всем нашлось место в книге (пускай богачам и досталось совсем немного страниц). У каждых из них есть свои тайны, свои желания, свои конфликты. И, удивительное дело, как они иногда могут связаться в один большой комок. Особенно, если город маленький, и почти каждый знает друг друга, или, по крайней мере, имеет общих знакомых. Сначала недоумеваешь: что может быть между столькими персонажами, столькими линиями? Как связаны между собой обычный рабочий Саймон Прайс, который дома терроризирует свою семью, глава совета Пэгфорда Говард Моллисон, доктор Парминдер Джаванда, близкий друг Барри и его соратник в совете, и семья Уоллов, с их проблемным сыном Стюартом «Пупсом» Уоллом? Но постепенно, страница за страницей, Ролинг начинает связывать эти линии вместе, и в конце они уже идут рука об руку. Конфликт одной семьи вмешивается в

конфликт другой семьи и так далее по цепочки, пока весь этот ком не приводит к страшной развязке.

Можно вспомнить, что рекламируя книгу, все делали акцент на том, что это взрослая книга. И книга действительно взрослая, хотя, опять же, поначалу и не скажешь. На самом деле сложилось впечатление, что первую часть книги просто забыли доделать, отредактировать. Она немного нудная, содержит странные обороты, да и к тому же та самая взрослость проявляется там неуместными упоминаниями половых органов и анатомических подробностей. В данном случае это выглядит глупо. Но вот дальше, взрослость стала проявляться в поднимаемых темах, в проблемах людей и, прежде всего, подростков.

Например, проблема низших слоёв, которая показывается на примере семьи Уидонов. Наркомания, беспорядочные связи, маленький ребёнок, за которым почти не присматривают. А сцена, когда Кей Боден, новый социальный работник, в первый раз приходит в дом Уидонов, является, пожалуй, самой эмоциональной, реальной, и от того жуткой сценой. И если Терри, мать Кристал и Робби, уже давно сдалась, то Кристал ещё нет. Она старалась выйти из порочного круга наркотиков и бандитов, но потерпела неудачу. Кроме того автор поднимает проблему насилия в семье, бунта подростков, переходного возраста, кризиса брака и много чего ещё. Большинство поднятых проблем непринято афишировать, и оттого, когда Призрак Барри Фэйрбразера оставляет сообщения на форуме местного совета и рассказывает всем тайны некоторых жителей Пэгфорда, многие приходят в ужас. А что если и их тайны станут достоянием общественности?

Из всех персонажей, и это ожидаемо, лучше всего получились подростки. Всего за пару страниц Ролинг так описала каждого из них, что сразу понимаешь, что такие люди существуют на самом деле и, быть может, автор с ними общалась. И дальше по книги они, подростки, единственные, кто заметно развивались. Они совершали грязные поступки, влюблялись, ошибались, злились, плакали и, наконец, изменились, стали более взрослыми. Они были живыми. К сожалению, такого нельзя сказать о взрослых персонажах. Почти все они остались такими же, как в начале книги. В своих проблемах они винили других, не допуская даже мысли, что сами что-то сделали не так. Никто не хотел учиться на чужих ошибках, да и на своих тоже. Они были бОльшими эгоистами, чем подростки. Лишь в конце они, вроде, извлекли какие-то уроки, но почти наверняка через пару месяцев эти уроки были бы забыты и всё вернулось бы на круги своя.

И всё же, есть большие претензии к сюжету. Его почти и нет. Увлёкшись персонажами, Ролинг совершенно забыла про сюжет. Политика отошла на самый задний план, нет почти никакого развития, и лишь локальные конфликты в семьях потихоньку развиваются. Да и то, это развитие заметно лишь в последней четверти книги. А всё остальное время практически ничего не происходит. К тому же те самые конфликты в семьях, что были основной частью книги, не были доведены до конца. Где-то они просто обрываются, где-то всего лишь доведены до кульминации. И лишь только две линии можно назвать завершёнными. Для романа, где эти конфликты являются главной составляющей, это существенный недостаток.

[b]Итого:[/b] если вы ждали триллера, то его тут почти нет. Как и чёткого сюжета. Зато есть отличные подростковые персонажи, куча внутрисемейных конфликтов, за которыми интересно следить, но которые не имеют развязки, и почти документальное описание нескольких месяцев жизни маленького английского города. Приятный роман, который способен завлечь на несколько вечеров.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Джозеф Майкл Стражински «Супермен: Земля-1. Книга 1»

Crashwall, 12 июня 2013 г. 21:17

Кларк Кент закончил колледж в Смолвиле и приехал в Метрополис чтобы найти своё место в жизни. Кларк умеет всё: он невероятно силён и потому успешен в спорте. Он умён и исследовательские компании готовы платить ему огромные деньги за то, чтобы он работал у них. А кроме того Кларк имеет опыт работы в журналистике и туда ему путь тоже открыт. Казалось бы выбирай что угодно и живи себе счастливо. Вот только проблема в том, что Кларк не человек. Он пришелец с далёкой планеты, последний представитель своего вида и именно это мешает ему выбрать своё предназначение.

С самого начала становится понятно, что автор собирается делать упор на внутренний мир будущего Супермена. Собственно эта серии и задумывалась с целью показать становление знаменитых героев. Но, к сожалению, нельзя сказать, что Стражински прекрасно справился со своей задачей (да и «хорошо» можно сказать с натяжкой). По началу ничего странного нет: да, Кларка показывают нам как обычного человека, который пытается найти своё место в жизни. И то, что он чувствует себя одиноким и отличным от других тоже понятно — это, в конце концов правда, а если люди чувствуют инаковость человека, то стараются изолировать его, держаться от него подальше. Проблема в том, что 80 процентов книги состоит из такой рефлексии. Местами доходит до того, что Кларк откровенно напоминает тряпку. И это ему не так, и то. Он повторяет одни и те же слова, думает об одном и том же в течении всей истории. И тем более странно становится его неожиданная трансформация в Супермена. Она слишком резкая и оттого совершенно неправдоподобна. Всего пять минут назад Кларк горевал о потерянной семье, но как только на Землю напали инопланетяне у него появилась решимость и силы для сопротивления.

Но если отвлечься от, собственно, становления героя, то можно отметить периодические флешбеки, в которых рассказывают, как Кларк оказался на Земле, как его растили. Это, пожалуй, лучшая часть комикса. В них проще всего поверить, они более проработаны и там нет передёргивании. Всего пара страниц и становится понятно, как родители повлияли на Кларка. Почему нельзя было сделать так же и в других аспектах сюжета, мне не понятно.

Главные антагонисты в книге выглядят как часть, которую надо добавить в любом случае и потому сделаны спустя рукава. Они не запоминаются, их мотивация проста, а кто стоит за этим всем совершенно непонятно (хотя, я надеюсь, это расскажут дальше). Кроме того, Супермен их очень легко и просто победил. Если выкинуть все флешбеки, то останется буквально 10-15 страниц действия. А учитывая, что всю остальную книгу занимает не самая интересная рефлексия, то становится грустно.

Однако при этом не могу сказать, что комикс откровенно плох. Здесь есть несколько интересных персонажей, таких как фотограф или редактор газеты. Метрополис выглядит интересно, хотя его тут почти не показывают. Да и сам Кларк в конце книге становится более менее интересен, когда, наконец, принимает решение о своём будущем. Всё это, вместе с отсылками в прошлое, не заставляют сожалеть меня о покупке. Однако хотелось бы, чтобы в следующих книгах было меньше пафоса и были лучше сбалансированы составляющие сюжета.

Если говорить о графической составляющей, то я бы назвал её средней. Ничего выдающего в рисунке нет, примерно такой же в перезапуске Лиги Справедливости и Suicade Squad. Мало того, Лоис Лейн здесь точная копия Дженнифер Карпентер, которая играет Дебру Морган в сериале Dexter.

Итого: местами пафосная, часто переполненная рефлексией главного героя, но всё же интересная история о том, как Кларк Кент стал Суперменом. Ничего выдающегося, но и плохим комикс назвать нельзя.

Оценка: 7
⇑ Наверх