Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 декабря 2023 г. 17:38

Иностранная литература № 5 1961

Р. Орлова. Правда невероятного (рецензия) // Иностранная литература № 5 1961, стр. 264

------------------------------------------------------ ------------------------------------

Teresa Noce. Le avventure di Laika, cagnetta spaziale. Milano, Gastaldi, I960.

-

Лайка не погибла. Эта самая прославленная в мире собака, первый астронавт, пролетев на советском звездном корабле миллионы километров в космическом пространстве, достигла другой планеты, Горы, доселе неведомой обитателям Земли. Там она нашла не только живых существ, но и несравненно более высокую, чем земная, цивилизацию. Необычайно умная и образованная собака, приобщившаяся ко многим достижениям культуры благодаря своему другу советскому мальчику Нико, смогла многое сообщить горянам о людях и записать при помощи изготовленной специально для нее пишущей машинки все, что она увидела и узнала, побывав на Горе. Счастье, изведанное Лайкой на гостеприимной планете, не заставило ее забыть о родной Земле и горячо любимом Нико. Она мечтает вернуться на родину и тем самым послужить благородному делу общения жителей двух миров. Горяне сооружают космический корабль, и Лайка в сопровождении шестиногой собаки Ниора и робота Джео отправляется в новое космическое плавание, захватив с собой свои мемуары, размноженные в виде микрофильмов. Что сталось с этим кораблем и самой Лайкой, пока неизвестно, но ее мемуары, предназначенные для людей и главным образом для детей, каким-то путем попали на Землю. Прочтя их, каждый может узнать подробности о небывалом путешествии славной «космической собаки».

Таково в самых общих чертах содержание книги прогрессивной итальянской писательницы Терезы Ноче «Приключения Лайки», удостоенной Национальной премии Гастальди.

Нет надобности доказывать, что книга эта не выдерживает научной критики, но к ней и не следует подходить как к научно-фантастической повести. «Приключения Лайки», конечно, сказка, современная сказка в самом точном смысле слова. И дело здесь не только и даже не столько в том, что в приключениях Лайки нет ничего сверхъестественного, что им дается пусть наивное, но вполне реалистическое истолкование и обоснование, что здесь нет места ни колдунам, ни волшебной палочке, что отправным пунктом приключений служит вполне реальное, всемирно-историческое событие. По самому духу своему сказка эта отвечает нашему времени, когда совершаются стремительное обновление общества и взлет к невиданному еще могуществу человека над силами природы, когда реальность во многих ее аспектах даже нам самим представляется поистине сказочной, а вчерашняя сказка на наших глазах обертывается реальностью.

При всей фантастичности похождений Лайки, это сказка реалистическая, ибо в самом существенном она не отрывается от действительности, а в полете фантазии продолжает ее в будущее. Так, в Джео и других роботах нетрудно увидеть приукрашенных фантазией потомков нынешних «мыслящих» электронных машин, а в «кристальплазме», которая в зависимости от того, что нужно человеку, то бишь горянину, становится твердой как сталь или мягкой как пух, «просвечивают» наши синтетические материалы. Сказка Ноче проникнута пафосом дерзаний и свершений, горячей верой в безграничные возможности человеческого разума, и в этом одно из ее главных достоинств.

Другое, не менее важное достоинство книги Ноче состоит в том, что прогресс науки и техники рисуется в неразрывной связи с социальным прогрессом, что расцвет материальной культуры мыслится автором как предпосылка и вместе с тем следствие возникновения и упрочения высшей формы общественных отношений, построения бесклассового, коммунистического общества. И в этом плане цивилизация горян, навсегда покончивших с войнами и не знающих оружия, освободившихся от нищеты и угнетения и социального неравенства, забывших о существовании денег, превративших труд из тяжелого бремени в жизненную потребность и наслаждение и т. д. и т. д., — прообраз будущей цивилизации «землян» и вместе с тем отражение великих социальных завоеваний нашей эпохи, исторических побед советского народа и всего социалистического лагеря.

Книгу Терезы Ноче, вдохновленной высокими гуманистическими идеалами, можно назвать сказкой о будущем, поистине светлой сказкой о светлом будущем. А в такой сказке как нельзя более нуждается «большая литература для маленьких».


Статья написана 21 декабря 2023 г. 17:09

Иностранная литература № 7 1961

=======================================================

Г. Рабинович. Рассказы Станислава Лема (рецензия) // Иностранная литература № 7 1961, с. 261-262

---

С. 261-262

Рассказы Станислава Лема.

-

Станислав Лем. Вторжение с Альдебарана. Научно-фантастические рассказы. Перевод с польского. Москва, Издательство иностранной литературы, 1960. 235 стр.

-

Вслед за романами «Астронавты» и «Магелланово облако» в русском переводе появился сборник рассказов Станислава Лема. Советский читатель теперь получит более полное представление о творчестве этого интересного польского писателя.

Лем — мастер научно-фантастического жанра. Увлекая читателя описанием чудес техники будущего, покоряя его смелой и неистощимой «звездной» фантазией, ведя его сквозь многочисленные захватывающие приключения, он ни технику, ни фантазию, ни приключения никогда не делает самоцелью. Главное для Лема — человек, его торжествующий разум; ко всему, что враждебно разуму, Лем беспощаден.

Разуму уже давно противоречит капиталистическая собственность — и Лем предает ее осмеянию в открывающем сборник рассказе «Существуете ли вы, мистер Джонс?», выбирая для этого парадоксальную «научно-фантастическую» ситуацию. Некая американская электронная компания по суду требует признать за ней право собственности на... автомобильного гонщика Джонса: дело в том, что компания постепенно заменила кибернетическими протезами все органы мистера Джонса, потерявшего их во время многочисленных автомобильных катастроф. Но гонщик не рассчитался с компанией — и она хотела бы в возмещение убытков «разобрать» его на части... Научно-фантастический рассказ приобретает черты острого политического памфлета.

Совсем иные, героические, ноты звучат в рассказах «Испытание» и «Альбатрос». В первом из них молодой астронавт Пиркс, чудаковатый и нескладный, столкнувшись со смертельной опасностью, ведет себя как герой, а его самоуверенный и самодовольный товарищ не выдерживает испытания. Традиционная тема несоответствия внешнего облика и внутреннего содержания человека очень своеобразно выглядит на «космическом» фоне, особенно в сочетании с совершенно неожиданной концовкой.

Во втором рассказе экипаж космического корабля, потерпевшего серьезную аварию, гибнет, до конца выполняя долг, не уронив человеческого достоинства.

Вера в Человека, гордость за него — вот что составляет главную силу этих двух превосходных рассказов.

Особо следует выделить рассказы «Вторжение с Альдебарана», «Друг», «Вторжение». В них Лем, иронически осмысливая ультрапессимизм буржуазной научно-фантастической литературы, пародирует произведения тех американских писателей, которые одинаково мрачно расценивают возможности «мирного сосуществования» жителей разных планет или человека и созданных им «мыслящих» машин, не верят в познаваемость Вселенной.

В последнем рассказе сборника, «Exodus», звучит ненависть Лема к поджигателям новой войны, писатель вместе со своими героями отказывается считать их людьми. Они — лишь извращенное подобие людей, злая и подлая выдумка притаившихся где-то в космосе врагов человечества, мечтающих вызвать на Земле междоусобную войну, чтобы потом захватить нашу планету. И если можно спорить с лемовской концепцией «межпланетных отношений», то его благородного беспокойства за судьбы «землян» оспорить нельзя.

Лем — писатель, много и напряженно думающий, ищущий, непрестанно стремящийся вперед. У нас есть все основания ждать от него не только новых произведений, но и новых ярких мыслей о путях и судьбах людей сегодняшнего и завтрашнего дня.

------------------------------------------------------ ----------------------------------------

На всех языках // Иностранная литература № 7 1961, с. 268

[Большой интерес итальянских читателей…]

С. 268.

Большой интерес итальянских читателей, как сообщает римская печать, привлекает сборник советских научно-фантастических рассказов, выпущенный издательством Фельтринелли. В сборник вошли 14 рассказов разных авторов, отобранные Жаком Бержье для издания, вышедшего ранее во Франции. В рецензии на сборник, помещенной в литературном приложении к газете «Паэзе сера», критик Берто Дель Бьянко отмечает отличие советской научно-фантастической литературы (самым большим достижением которой он считает «Туманность Андромеды» Ефремова) от американской.

«Советская научная фантастика, — пишет критик, — более считается с наукой и техникой, более реалистична; даже самые смелые догадки и предположения находятся в соответствии с общими законами Вселенной, чему очень часто — и преднамеренно — не следуют американские писатели».

Приветствуя выход сборника, Дель Бьянко вместе с тем критикует принцип отбора Бержье, включившего в сборник некоторые рассказы, не носящие характер научной фантастики, и не представившего в сборнике другие, более характерные произведения советской научно-фантастической литературы.

------------------------------------------------------ ----------------------------------------

Против комиксов (заметка) // Иностранная литература № 7 1961, с. 280-281

Пакистан.

Против комиксов.

«Отрадно отметить, — пишет журнал «Иллюстрейтид уикли оф Пакистан», — что не только наши писатели, но даже большинство здравомыслящих издателей теперь понимают, что если они не будут выпускать для юных читателей высоконравственные и увлекательные книги, то наполненные ужасами заокеанские комиксы и надуманные рассказы о космических приключениях, не имеющие ничего общего с реальной действительностью, окончательно наводнят наши рынки, оказывая плохое влияние на юных читателей».

Ввиду усилившегося влияния низкопробной американской литературы на молодое поколение многие известные писатели Пакистана приступили к созданию книг для детей.

Среди первых удачных произведений журнал называет повесть «Бай забан дост» Анвара Инайатуллаха — молодого литератора, ранее писавшего для взрослых. Он показал «умение глубоко проникать в тайны детской души» и создал ряд интересных образов, полных жизни и энергии.

------------------------------------------------------ ----------------------------------------

С. 286.

Krysztof Gruszyński. "Wielki Bobby"


Тэги: СМИ, Лем, 1961
Статья написана 30 ноября 2023 г. 16:51

Джеймс Олдридж. Наш город Солнца (статья, перевод Н. Стрельцовой) // Будущее в настоящем, с. 154-173.

----------------------------------------------

Дж. Олдридж. Наш Город Солнца.

----------------------------------------------

Свою мечту о лучшем обществе Томмазо Кампанелла выразил в «Городе Солнца», книге, которую он писал в тюрьме, отбывая двадцатисемилетнее заключение за организацию заговора против правления испанских инквизиторов в Неаполитанском королевстве. «Город Солнца» являет собой поистине поразительный замысел, если принять во внимание времена, в которые он был создан. Кампанелла исходил из возможности благополучия и единения всего человечества, его утопические идеи отрицали почти все то, что считалось приемлемым или дозволенным в современном ему обществе. Кампанелла был доминиканским монахом, но в основе его видения будущего лежали два принципа: он хотел, чтобы власть принадлежала мудрым и действительно уважаемым всеми людям, и предлагал строить общество на основе разума и соблюдения познаваемых законов природы. Невелика была надежда на то, что когда-нибудь будет построен «город Солнца», идеал Кампанеллы, и все же его мечта основывалась на глубоком понимании общества, в котором он жил. Он взял из истории и политики все лучшее, все то, что не будет помехой на пути прогресса.

Вот почему всякий раз, когда я пытаюсь фантазировать о будущем, я ловлю себя на том, что вспоминаю Кампанеллу как образец провидца, а не ищу вдохновения в произведениях современных предсказателей — писателей-фантастов. Фантасты — умные люди. Они переносят нас в мир будущего с потрясающей изобретательностью и искусством. Однако в целом они не могут удовлетворить меня, поскольку многие из них (хотя и не все) обнаруживают прискорбное незнание того, откуда в действительности придет это будущее. Известно, что XXI век станет веком такого развития науки и техники, в которое сегодня трудно поверить и которое практически невозможно оценить. Уже теперь развитие науки и техники грозит подчинить себе человека. Именно это привлекает фантастов. На самом же деле источник проблем XXI века следует искать не столько в области технических достижений, сколько в сфере устройства самого общества. Если мы действительно хотим узнать, что будет происходить в следующем тысячелетии, нам необходимо начать с изучения современного мира, чтобы понять, куда ведут нас развитие общества и техники.




Статья написана 19 ноября 2023 г. 16:46

Н. Д. Новоселов. Взвод писателей (очерк). О газете «За Советскую Родину» 1 Кировской дивизии Ленинградского народного ополчения // Литературное наследство. Том 78, книга первая. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны, с. 467-486

20-е числа 1941 года.

с. 467

Призывные, мобилизующие шапки. Заметки бойцов, командиров, политработников. И рядом с ними — статьи и корреспонденции, репортажи и литературные зарисовки, подписанные именами, знакомыми многим читателям еще по мирным, довоенным дням: Сергей Семенов, Геннадий Гор, Дмитрий Остров, Павел Журба, Александр Бартэн, Николай Жданов, Виктор Бакинский, Алексей Дорохов, Юрий Слонимский, Арсений Островский, Павел Кобзаревский, Александр Рыбасов, Евгений Люфанов, Георгий Кубанский, Василий Валов…

с. 484-485

[Город Пушкин].

Все эти поэты и писатели бывали здесь, многие из них подолгу жили в этом городе, писали о нем. Сохранилось здание бывшей классической гимназии, где директорствовал Иннокентий Анненский. В Пушкине живет и работает Вячеслав Шишков, и в нашей редакции все чаще поговаривают, что ему нужно помочь переехать в Ленинград. Живет здесь и тяжело больной Александр Беляев — автор многих широко известных научно-фантастических книг... Город муз, город искусства! Неужели на камни его улиц, на аллеи его парков ступит нога фашиста?..

С. 485

В казармах военного городка литераторы проводят многие часы, слушая и записывая рассказы воинов. Не забыли мы и о том, что когда-то собирались провести литературный вечер в артиллерийском полку. В казарму к артиллеристам пришли Д. Остров, Г. Алехин, П. Кобзаревский, Г. Гор, Г. Кубанский, П. Ойфа... Радостно было увидеть знакомые лица командиров орудий, наводчиков, заряжающих.

...

В военном городке в Пушкине остались сильно поредевший, понесший большие потери 1 стрелковый полк, часть артиллерийского полка и несколько мелких подразделений. Уменьшился и взвод писателей. В редакцию газеты «На защиту Ленинграда» перешел Н. Жданов. В распоряжение ТАСС направлены Г. Гор, Е. Люфанов, Л. Цырлин, И. Ямпольский. Отозван в Ленинград Ю. Слонимский...


Статья написана 10 ноября 2023 г. 16:58

События проекта «90 лет журналу «Техника – молодёжи».

------------------------------------------------------ ----------------

На 23-й странице журнала «Техника – молодёжи» № 10 2023 в рубрике «90! Нас поздравляют читатели» напечатано приветствие администраторов и посетителей сайта «Фантлаб»:

Администраторы и посетители сайта Фантлаб поздравляют с юбилеем всех тружеников, причастных к изданию «Техники — молодёжи»! Новых художественных открытий, новых технически выверенных статей о строении Вселенной, новых очерков о людях будущего! Благодарим за 90 лет дружной жизни с фантастикой. Здоровья «ТМ», хорошего настроения читателям и авторам!

Сайт «Лаборатория фантастики» г. Москва.

------------------------------------------------------ ----------------

С 25 августа по 25 сентября 2023 года проводился конкурс «ФантЛабораторная работа — 25,5 Блиц», организованный совместно с «ТМ».

Тема: Забытая технология будущего

Три лучших фантастических рассказа планируется опубликовать в № 11 или № 12 за 2023 год.

Победители:

Первое место: Дмитрий Лопухов. Вселенский аргонавт (рассказ)

Второе место: Михаил Мавликаев. Дипверс Гиперсекс (рассказ)

Третье место: Анна Самарина. Сюрприз (рассказ)

------------------------------------------------------ ----------------

  • Дмитрий Лопухов. Вселенский аргонавт (рассказ, иллюстрации нейросети) // Техника – молодёжи № 11 2023, стр. 58-61





  •   Подписка

    Количество подписчиков: 75

    ⇑ Наверх