fantlab ru

Все отзывы посетителя Morfindel

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Станислав Лем «Эдем»

Morfindel, 9 декабря 2021 г. 01:05

Глупо, наверное, критиковать произведение конца 1950-х с точки зрения читателя в начале 2020-х. Но, тем не менее, есть много моментов в «Эдеме», которые не зашли бы в любую эпоху.

И прежде всего, это слишком большое количество незавершенных линий и неразгаданных загадок.

Так и не понятно, что и как произошло с давно заброшенным но при этом исправно работающим заводом, который так детально и долго описывает автор. Странноватая линия с сожжённым местным пилотом и его «собакой», которая, вроде как, нападала, но это не точно — так они проявляли агрессию и если да, то почему?

Есть и логические несостыковки, вроде того, что технологическая часть туземного населения в упор не видит упавшей ракеты (она и при аварийной посадке должна была бы на себя нормально так внимания обратить на половину неба), но зато примитивный одинокий двутел без проблем шел, нашел ее и даже залез.

Физиология этих двутелов — еще одна детально расписанная интрига, которая не завершается ничем.

И итог всей истории: земляне, которые так долго искали осмысленного контакта с эдемцами, наконец-то его находят, долго вникают и внезапно: о, по нам стреляют, ну мы полетели, а контактера и его невменяемого сородича, пожалуй, сожжем ракетой по их желанию. Очень странный финал с депрессивным оттенком, что «все было зря», лучше б не залетали сюда.

С другой стороны, очень современно в 2021 выглядит идея Лема с манипуляциями данных и «правительством, которое информационно маскируется и притворяется, что его не существует». Это, прям, описание современных гибридных войн с прокси-силами.

Еще понравился дух ядерной эпохи фантастики 1950-х, когда путешественники на другие планеты пренепременно ожидают встретить у тамошних цивилизаций именно ядерное оружие. Отпечаток времени.

В целом, должен признаться, что еле дочитал. И если бы прочитал «Эдем» раньше, то был бы гораздо худшего мнения о Станиславе Леме. Но на свою эпоху, конечно, вполне достойное произведения и для меня оно скорее будет предтечей более сильных романов Лема.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Варлам Шаламов «Колымские рассказы»

Morfindel, 19 июля 2021 г. 18:30

Взяться за «Колымские рассказы» решил после задержания Протасевича в Беларуси — не то, чтоб это было совсем одно и то же, но кто-то посоветовал почитать про то, куда может зайти система. И куда она не так давно заходила.

Текст очень сильный и, что больше всего поразило, — написано как для лагерной тематики очень легко. Такой себе блог про ГУЛАГ. Но реалии раскрывает более чем.

Особенно впечатляет установка не планировать жизнь дальше, чем на день-два, потому что этой жизни может и не быть.

А о искренней ненависти к блатарям и блатным законам неплохо бы почитать всем фанатам АУЕ и прочей зоновской романтики.

В общем, актуальные и сегодня рассказы без хеппиенда.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роберт М. Вегнер «Все мы меекханцы»

Morfindel, 15 августа 2020 г. 16:03

300 спартанцев против монголов Бату и Субэдэя — по-моему, отличный эксперимент. А то, что это монголы, выдает хотя бы деление кочевников на тумены.

В целом, вышло неплохо, арбалеты и средневековая артиллерия против маневренных всадников с композитными луками. Магии немного, она органично вошла в битву и не слишком сложная (как в некоторых других произведениях Венгера).

С пафосом местами явный перебор. Но, возможно, именно благодаря этому «Все мы меекханцы» получились именно такими, за что их полюбили.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ирина Скидневская, Юлия Мальт «Господин Хансен, который переплыл море, и его дети»

Morfindel, 27 февраля 2020 г. 23:02

После отличнейших «Снов в начале тумана», откровенно говоря, ожидал гораздо большего и какой-то изюминки. Возможно, как для «зомби»-рассказа, «Хансен» и выглядит немного необычно, но в целом не впечатлило.

Неплохое начало, но где-то с части про внезапную телепатию одного из персонажей все происходящее стало казаться совсем уж нелогичным.

А финал так вообще разочаровал — снова «внезапный» переход в жанр дневника, а вместо кульминации — окончание с претензией на эмоциональность.

В общем, вся идея неплохая и даже саспенс нагнетался по ходу дела неплохо. Но ближе к концу — одно разочарование.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Борис Акунин «Не прощаюсь»

Morfindel, 12 января 2020 г. 22:06

Акунин-Чхартишвили задал такую высокую планку серии о Фандорине, что от последнего его похода ждали совсем уже чего-то идеального: суперприключений, мегаэмоций, сверхдетектива. Именно этим объясняю для себя такие довольно скептические оценки читателей, как для финала эпопеи.

А в итоге вышло все на том же высоком уровне, но, наверное, без ожидаемого знака восклицания (скажем, по эмоциям гораздо мощнее вышел «Парус одинокий», и именно он для меня будет эмоциональным прощанием с Эрастом Фандориным).

«Не прощаюсь...» же вышел добротным произведением, со множеством интересных ходов и переплетений линий протагонистов.

И, как всегда, исторически познавательно — дипдайв в тяжелую эпоху.

Был и неплохой эксперимент Акунина с главным героем, которого автор решил лишить физических суперспособностей и посмотреть, как он будет действовать в таких условиях. Отлично же.

Но было и несколько сюжетных моментов, которые очень раздражали. Например:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Очень надоело, как перед героями незнакомые, в общем-то, люди начинают рассказывать все свои тайны. Вот Арон Воля рассказывает Фандорину, которого знает пару минут, все про своих анархистов (потом это повторяется в зеленой коммуне), а вот Романову глава службы безопасности (!) заговорщиков тоже едва ли не сходу раскрывает все их секреты, и вот даже Моне в детском приюте наставница вываливает кучу деталей о взрыве. Уже ждал, что Махно то же самое будет делать в конце.

- Тот эксперимент с инвалидом-Фандориным закончился слишком уж резко и по-киношному. В духе: ок, поигрались и все, давайте по-старому.

- Мона. Насколько занятно ее ввели в рассказ, настолько нудно она переродилась в стереотипную «кису». Раз-два-три — Мона и Фандорин любят друг-друга. Причем он, как котик, внезапно позволяет ей манипулировать собой, хотя раньше всегда от такого сразу убегал.

И, пожалуй, все.

Роман вышел сильным, но да, не идеальным, как (подсознательно) ожидал. Я свои эмоции и удовольствие от него получил.

И хочется сказать спасибо автору за роман, как и за весь цикл в целом. Это было круто!

Прощаемся с Фандориным и «не прощаемся»...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Борис Акунин «Парус одинокий»

Morfindel, 22 ноября 2019 г. 20:48

Необычайно, просто удивительно атмосферное произведение Акунина. Особенно понравились диалоги с сельским священником и слепой Вевеей — третьестепенные, но очень сильные персонажи, передающие идею о том, какими могут быть по-настоящему верующие люди (сейчас с православием, почему-то совсем другое ассоциируется).

И вместе с тем «Парус одинокий» несет чрезвычайно депрессивный импульс в описании сонного деградирующего региона, болота, которое становится только хуже. Ловил себя на мысли, как было бы ужасно жить в подобном месте (а метафорически он, ведь оно выглядит не таким уж нереальным по своим характеристикам.

И, конечно, записки Февронии-Ангелины — эмоционально сильный ход. Признаюсь, читать было тяжело, но равнодушным этот эпизод точно не оставит.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Борис Акунин «Планета Вода»

Morfindel, 22 ноября 2019 г. 20:11

Одно из самых слабых произведений серии о Фандорине. Понятно, что это эксперимент и автор решил поиграть в Капитана Немо.

Но тяжело воспринимать у Акунина слабые сюжетные ходы и нестыковки в характерах героев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как, например, маленькая британская туберкулезная девочка может знать, что шкиперы носят бороды «чтоб, когда куришь трубку на ветру, не опалять усов».

Или, вот, Наполеон готов пожертвовать жизнью ради своего города, но в то же время на всякий случай создает кнопку, которой так просто его уничтожить.

В общем, было весело, но местами при чтении останавливалс с мыслями: «Серьезно, Борис Шалвович?»

Оценка: 5
– [  9  ] +

Тим Каррэн «Мёртвое море»

Morfindel, 1 марта 2019 г. 01:37

На «Террор» Симмонса все-таки не очень похоже, а уж по стилю и проработанности сюжета — так вообще. Что не делает книгу априори хуже.

Сильная сторона — динамика, интрига, хоррор-нагнетание и примитивные, но эффективные приемы по схеме: вот там темно, там наверное что-то страшное — и хлоп, там действительно монстр.

Слабая — все-таки видно, что автора заносит в совсем уж Лавкрафтовские крайности при описании «древнего ужаса, чуждого всему человеческому». Иногда это выглядит бредово и смешно. А также приедается прием заканчивать фрагменты повествования фразами: «Но то, что они увидели, было гораздо худшим от всех их ожиданий». И, если уместно думать о минимальной реалистичности мира, то ее тут вообще нет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, как на всех тех кораблях столько лет выживали люди, толком без еды. С водой тоже непонятно. Также, как и герои вообще про еду и воду почти не думают

Зато очень понравился эпизод с переродившейся в паука женщиной и ее дневником.

В целом, неплохое развлекательное чтиво, которое смогло увлечь. Хотя в какой-то момент решил, что не буду дочитывать — так вся история бредово и примитивно начала выглядеть. Но нет — все равно вернулся к книге, так было интересно все-таки ее дочитать.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дэн Симмонс «Чёрные Холмы»

Morfindel, 8 декабря 2014 г. 20:33

Очень вязкое и депрессивное творение (как если бы весь «Террор» состоял из меланхолии Крозье).

Читалось тяжело, за два захода. Плюс явный переизбыток исторических деталей, вроде упоминание года начала производства мотоцикла, которое выглядит в тексте неестественно.

И странные попытки едва ли не оправдать истребление индейцев.

Но вот что интересно — «Черные холмы» заставляют как-то по-другому взглянуть на историю коренных американцев. Совсем другой подход, чем в вестернах или советских фильмах по Фенимору Куперу. Вот только ради этого и стоит осилить.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Кормак Маккарти «Дорога»

Morfindel, 25 февраля 2014 г. 19:28

Что и говорить — классическое для своего жанра произведение. Короткие, едва ли не оборванные на полуслове предложения. И вместе с тем, очень яркие сравнения (чего стоят хотя бы «невидящие белесые, словно паучьи яйца, глаза»), атмосферное описание умершего уже мира и его останков. Добавляет атмосферы и то, что автор не называет имена главных героев, обходясь только «мальчик» и «мужчина». Это еще больше вырывает их из старого мира до катастрофы, и переносит в новые обстоятельства, где имена им не нужны по причине отсутствия людей, с которыми можно было бы общаться. Дорога без четкой цели и надежды (тут вспоминаются последние кадры «Писем мертвого человека»).

В общем, очень сильный текст, который можно читать даже если фильм не понравился. Да и читать стоит до просмотра — я, вот, очень жалею, что уже знал финал. С другой стороны — Мортенсен очень удачно вписался в образ.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Борис Акунин «Чёрный город»

Morfindel, 2 ноября 2013 г. 23:34

Ух, ребята. Хотел написать очень критичный материал, но почитал комменты: «политика, износ героя, боевик вместо детектива». Конечно, Фандорин во многом предсказуем. Но не может быть герой, которого все мы читаем 15 лет, в новом романе абсолютно другим и с новыми приемами. Почему-то никого не впечатляет, что Бонд из фильма в фильм использует одни и те же приемы. Так вот, Фандорин стал своеобразным Бондом на пост-СССР. И именно ради его предсказуемых решений, спасений в последний момент и снятия покровов на последней странице мы все прочитали «Черный город». Признайтесь сами себе — такого контента мы и ждали. Кто-то ожидал чего-то другого? Книга для жанра 10 из 10. Один политический абзац только добавляет колорита (но больше не надо, надеюсь автор осознает).

П.С. Удивлен, что кто-то верит в смерть Фандорина. Этот герой переживет 8й айфон )

Оценка: 8
– [  3  ] +

Уильям Гибсон «Страна призраков»

Morfindel, 23 декабря 2012 г. 00:11

Очень медленное, как для Гибсона, повествование. Ну очень долго он запрягает, некоторые ходы и описания очевидны, некоторые — бессмысленны с точки зрения интриги. В общем, к сожалению, разочарован.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Уильям Гибсон «Мона Лиза Овердрайв»

Morfindel, 23 декабря 2012 г. 00:04

Немного сумбурно, временами теряешься среди героев, их мотивов, терминов и гаджетов. Но с другой стороны — это ведь киберпанк, посмотрите на нынешний Интернет — тот же огромный массив информации двигающейся во все направления в бешеном темпе. А цикл, к слову, написан в 80-х.

В общем, весьма разгоняет, хоть и, как показалось, самый тяжелый для восприятия роман серии. Наверное, можно будет перечитать через год-другой.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Владимир Санин «Семьдесят два градуса ниже нуля»

Morfindel, 22 декабря 2012 г. 23:15

Порадовал уровень детализации обстоятельств похода в Антарктике. А также фактически отсутствие «советского налета». Конечно, приоритет коллектива, возвышенное отношение к труду, табуирование и бойкот — все есть. Но без излишеств, не бросалось в глаза и не казалось таким уж искусственно привнесенным.

Повесть о сильных людях в сильных обстоятельствах. После нее реально хочется на Север (или, скажем, крайний Юг), хочется работать над чем-то действительно важным и верить в человечество. Периодически надо такое читать.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ирина Скидневская «Сны в начале тумана»

Morfindel, 2 октября 2012 г. 16:57

На Рытхэу похоже, но очень отдаленно. С «Террором» тоже сравнивать тяжело, слишком уж разные объемы текста и герои. У моряков «Террора» логика европейская и, по крайней мере у большинства, христианская. У Скидневской же действуют язычники с присущей им безжалостной логикой растворения индивида в коллективе и т.п. Получилось очень атмосферно и впечатляюще.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дэн Симмонс «Террор»

Morfindel, 2 октября 2012 г. 16:18

Атмосферное, тягучее, мрачное повествование, особенно если вник в историю Экспедиции Франклина (а думаю, много кто из читателей сразу полез читать о ней, если раньше не слышал) и знаешь, что все герои должны погибнуть. Первая часть настолько хороша, что сделать такой же и вторую было очень тяжело. И автор, по моему мнению, справился с ней процентов на 70, что много. Указанный многими конфликт между описанными реальными фактами и фантастикой ожидаемо нарастал ближе к финалу, и иногда ну совсем уж не получалось «переключаться» между жанрами. Хотя после событий с шатром и пением медведя при помощи эскимоски постепенно настраиваешься на то, что читаешь все-таки хоррор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По итогу — рад что выжил Крозье, еще и жену нашел. Хикки как-то легко отделался, ненависть к нему нагнеталась так, что ожидалось, как минимум, отрывание головы и гениталий. Открытие загадок сюжета через сны главного героя — банально, но хорошо, хоть так, ведь мог бы быть и открытый финал.

И, наконец, последнее: как в случае с гуситскими войнами вспоминается Рейневан Сапковского, так и при виде карты Северной Канады, уверен, у многих читателей будут в сознании возникать имена Крозье, Фитцджеймса, Гудсера, Ирвинга и леди Безмолвной.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Анджей Сапковский «Свет вечный»

Morfindel, 24 сентября 2011 г. 15:14

Книга вышла из двух частей. Первая

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(до смерти Ютты и Самосна)
— более целостная и развернутая, вторая — немного скомканная и натянутая. Все-таки, желание описать гибель Гуситского движения привело к тому, что темп повествования очень изменился и не уверен, что это пошло на пользу. Еще среди минусов — откровенный перебор со спасениями Рейневана «в последний момент». Иной раз казалось, что сейчас его будет спасать едва ли не Геральт — потому как все остальные протагонисты уже приходили на помощь, и некоторые по несколько раз.

Но плюсов гораздо больше. Книга действительно впечатляет — и масштабом описанной картины, и сюжетом. Еще раз убедился, что лучше Сапковского описывать смерти литературных героев никто не может. Батальные сцены здесь были немного на втором плане, но все равно очень неплохие. В общем, достойное творение. Теперь всегда, когда буду читать о гуситских войнах, буду вспоминать о Рейневане и Ютте.

Оценка: 10
⇑ Наверх