FantLab ru

Все отзывы посетителя Sandman

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Сара Ланган «Хранитель»

Sandman, 24 мая 2020 г. 16:12

Видя в продаже очередной томик серии «Холод страха» я частенько задавался вопросом: «Какую по счету книгу Лорел Гамильтон, Джима Батчера или их нескончаемых подражателей, а порой и откровенных клонов издательство ещё сможет явить?». Вопрос это конечно риторический, но бесконечное литературное обилие прекрасных охотниц на вампиров, самих не менее прекрасных вампиров, сыщиков по сверхъестественным делам и других схожих типажей при практически ПОЛНОМ отсутствии 100% литературы ужасов в серии меня порядком раздражало. Однако, порой, пусть и к сожалению крайне редко и в этой заштампованной серии встречались удачные находки, а иногда и маленькие шедевры «черной литературы». Среди них всех мне больше всего запомнился именно «Хранитель».

Эту книгу стоит читать уже из-за того что автор не стала пользоваться готовыми рецептами ряда других писательниц творящих в специфическом поджанре «женский хоррор», который в значительной степени представляет собой либо (в лучшем случае) темное городское фэнтези, но большей частью любовный роман с долей мистики. Наоборот Сара Ланган представляет то, что действительно является ужасами, причем ужасами с упором на мрачную, больную атмосферу. В «Хранителе» вы не увидите романтичных вампиров, оборотней, ведьм и прочих любимцев женщин-писательниц. Здесь есть лишь несчастная девушка, вынужденная впитывать себя все то Зло, что годами творилось в городе и уже не в силах сдерживать его натиск, желание вырваться на волю и поглотить все вокруг…Есть обычные люди, которым предстоит столкнуться лицом к лицу с материализацией своих самых безумных страхов…Есть призраки, долгое время жаждавшие крови и слез живых и наконец получившие что хотели…Но главным плюсом книги являются даже не эти безусловно важные компоненты, а как мастерски подает их писательница: с упором на психологию, без глупого юмора, предельно серьезно и реалистично.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ф. Дж. Коттэм «Дом потерянных душ»

Sandman, 24 мая 2020 г. 15:47

Роман «Дом потерянных душ» английского писателя Ф. Дж. Коттэма оказался одним из самых спорных и неоднозначных произведений, в жанре мистики что были мной прочитаны за всё время. Это творение хочется, и хвалить, и ругать одновременно, настолько разную реакцию оно подчас вызывает.

Формально, если исходить из описания, то книга Коттэма является миксом «истории о привидениях» и мистического триллера. Но вся проблема заключается в том, что РЕАЛЬНО «ДПД» ВОВСЕ не хоррор/ триллер, а скорее мистическая драма, с КРАЙНЕ низким уровнем действия и мизерным объемом событий. Автор, произведения которого сравнивают с творениями Джеймса Герберта и Питера Страуба гораздо ближе не к этим двум писателям, чьи основные вещи никак не могут похвастаться СТОЛЬ ЯВНЫМ отсутствием динамизма, а скорее к Джеймсу Монтегю Родсу, одному из классиков английской мистической литературы. Главное в «ДПД» -- это не насыщенность действием, а очень грамотно созданная для мистического произведения атмосфера. Здесь на нее работает буквально все: и диалоги героев, и их воспоминания и описания города, домов, природы, людей… Сверхъестественные явления и привидения здесь тоже есть, но они появляются мельком, исподволь, примерно, так как это могло бы происходить в реальной жизни.

С моей точки зрения, создание такой атмосферы является безусловной авторской удачей.

Удачными оказались и главные герои-бывший журналист Пол Ситон и военный Ник Мейсон , люди непохожие, но оба в силу разных причин вступившие в конфликт с силами которые могут поглотить не только жизнь, но и душу человека.

Однако, здесь есть не только безусловные плюсы, но и плохо скрытые минусы, которые сильно портят общее впечатление о книге. Например, тут много авторских «заимствований»- разговоры о вере и Боге очень похожи на аналогичные из цикла Уильяма Питера Блэти «Экзорцист», события в конце книги мне здорово напомнили «Сияние» Стивена Кинга, а общая сюжетная фабула о группе сатанистов пытающихся с помощью черной магии и жертвоприношений вызвать извечное Зло отдает «Ребенком Розмари». Причем все эти «заимствования» сделаны так сильно топорно, что это не может не раздражать.

Также мне не понравилось то, что автор зачем-то включил в книгу и одновременно собрал в одном времени и месте реальных исторических персонажей — таких как Герман Геринг, Алистер Кроули и даже писателя — мистика (чьи книги кстати издавались в России ) Денниса Уитли. При этом Уитли, герои книг которого боролись с сатанизмом и черной магией, здесь сам объявлен сатанистом и соратником Кроули, хотя я не нашел информации о том, что они знали друг друга. Этот казалось-бы малозначительный аспект здорово бьет по книжной достоверности.

Ну и наконец, нельзя не отметить, что далеко не всем понравится, авторский стиль написания- очень он нетороплив и спокоен, для кого-то это плюс, для кого-то минус.

«Дом потерянных душ» трудно рекомендовать к прочтению, здесь есть и удачи и откровенные провалы (причем и то и другое в примерно равном количестве). Рискну посоветовать его «всеядным» любителям мистики, без четких любимых направлений и особенностей.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Джо Шрайбер «Без окон, без дверей»

Sandman, 24 мая 2020 г. 11:40

«Восходящая звезда жанра Horror», «книга которую надо читать, включив свет во всем доме» -- все это и не только щедро сообщает нам книжная обложка романа «Без окон, без дверей». Его автором является американский писатель Джо Шрайбер знаменитый главным образом своим произведением «Death Troopers» действие, которого происходит во вселенной «Star Wars» и которое как ни странно является по своей сути зомби-хоррором. Также на его счету есть книга по мотивам сериала «Сверхъестественное», еще несколько романов в сеттинге «Звездных войн», пара самостоятельных циклов и три отдельных хоррор-произведения. Об одном из них и пойдет сегодня речь.

Я не являюсь поклонником «SW» (коих в России хватает), поэтому не был знаком с «Death Troopers» и не берусь судить о литературных качествах этого творения. Но если говорить непосредственно о книге «Без окон, без дверей» то с моей точки зрения репутация «восходящей звезды жанра Horror» присвоена Шрайберу совершенно не заслуженно.

Начну с того, что данное произведение не является ужасами вообще. Его скорее можно отнести к жанру мистического триллера с совершенно банальной основной сюжетной линией о человеке, который после долгих лет отсутствия вернулся в свой родной город и случайно столкнулся там с «темной» изнанкой жизни своего старого рода, отголоски которой до сих пор «бьют» по нему, его родственникам и знакомым. Найдется и проклятие, и переселение душ, и злобная потусторонняя сила, и разумеется, странный, зловещий дом. А вот чего не найдется, так это столь необходимого для таких произведений психологизма, по-настоящему мрачной атмосферы, хорошо проработанных, интересных персонажей. Две трети книги вообще читаются через силу, так как похожи скорее на дешевую семейную драму/мелодраму чем пусть и на простенькую, но все же мистику. К концу правда действие оживляется, но в силу того, что автор не смог придумать не одного по настоящему страшного или даже просто захватывающего момента общее впечатление это не спасает.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ф. Дж. Коттэм «Тёмное эхо»

Sandman, 24 мая 2020 г. 11:17

Вторая (и пока последняя) из переведенных на русский язык книг английского писателя Ф. Дж. Коттэма по сути своей является развитием идей заложенных в его предыдущим труде -- «Доме потерянных душ»… Автор не мудрствуя лукаво создал очень похожую историю, с другим разумеется сюжетом, героями, но все равно похожую как по жанру, так и по смыслу рассказанной истории…

И так на смену зловещему дому пришла не менее зловещая яхта, носящая странное название «Темное эхо». Вокруг нее, как и вокруг ее самого первого владельца Гарри Сполдинга и сконцентрирована вся сюжетная линия романа, в которой автор смешал тайное общество, бесценную реликвию, добрых и злых призраков и т.д… Видимо он хотел сделать книгу максимально насыщенной, но по причине того, что упор здесь сделан опять таки на «атмосферу сверхъестественного», а не на действие (его крайне мало) это не вполне удалось, а книга выглядит скорее перегруженной лишними деталями, формально присутствующими, но не работающими в полной мере…

Но сама атмосфера по-прежнему хороша, иногда создается впечатление, что читаешь документальный труд про загадочные явления…

С героями у автора двойственная ситуация, одни выглядят достаточно реалистично (Мартин и Магнус Станнарды), другие нет, а именно сам Сполдинг- уж слишком карикатурным злодеем он вышел, не смотря на все старания писателя сделать его вызывающим страх и отвращение и Сузанна со своей невероятной храбростью и «везучестью»…

Также сохранились «авторские заимствованья», например разговор между Мартином и его отцом на тему спиритизма, практически один к одному взят из произведения Джеймса Герберта «Тьма»…

Подводя итоги, хочется заметить что по «гамбургскому счету» перед нами фактически «повторение пройденного материала» со всеми плюсами и минусами…Если вам понравился «Дом потерянных душ», то понравится и «Темное эхо»… Два более схожих произведения даже одного автора трудно найти…

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Адам Нэвилл «Номер 16»

Sandman, 7 сентября 2011 г. 00:30

Из-за отсутствия большой любви наших издательств, к жанру «хоррор» (если не брать в расчет «мегазвезд» вроде Кинга, Кунца, Баркера) фактически любая выпущенная книга, этого направления, становится достаточно значимым событием, для тех, кого подобная стилистика интересует хоть в малейшей степени. Именно поэтому, выхода «Номера 16» британца Адама Нэвилла я ждал с нетерпением, так как этот писатель пусть и не входит в «первую лигу», но звания «крепкого профессионала от жанра» достоин уж точно. На данный момент на его счету три романа, рассказы в тематических сборниках, и несколько обзоров книг и фильмов ужасов. В России ранее уже был представлен один из его рассказов, а именно «Куда приходят ангелы» вышедший в антологии «Ужасы», серии «Лучшее»…

Cам Нэвилл свое творчество называет «сверхъестественными ужасами», а вдохновителем классика мистики, и также англичанина Монтегю Родса Джеймса. Да, сходсто несомненно есть, хотя стиль Нэвилла более живой, современный, а потусторонние силы много страшнее. Все это и отражается, в его второй по счету книге “Номер 16». Писатель использует традиционную завязку « о месте, где обитает Зло», но делает это несколько нестандартно, для работ подобного рода.

Например, здесь есть весьма четкое (с моей точки зрения) разделение между собственно хоррором (сюжетная линия Сета) и мистическим триллером (сюжетная линия Эйприл). И если линия Эйприл весьма стандартна и канонична (но отнюдь не плоха), то линия Сета куда как интереснее. Автор подробно и в деталях, подает нам картину человека, ставшего марионеткой злых и порочных сил, их рабом и слугой.

Также автор создал свою «мини-мифологию» о потустороннем мире, и его обитателях, придав им особые, специфические черты. И пусть полностью оригинальной ее не назовешь, но своей гротескностью и сюрреалистичностью, она с лихвой компенсирует данный недостаток.

Ну и наконец, не могу не отметить местный финал — ибо он куда реалистичнее и интереснее многих других концовок, да и еще с намеком на продолжение…

Недостаток тут только один — вторичность самой литературной концепции, благо книг со схожими основами достаточно много. Но могу также сказать, что из всех прочитанных за последние год- полтора книг на русском языке книг в аналогичной стилистике (например «Без окон, без дверей» Шрайбера, «Темное эхо» и «Дом потерянных душ» Коттэма) «Номер 16» без сомнения самая лучшая, как и по сюжету, так и по языку и доступности.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Джон Коннолли «Книга потерянных вещей»

Sandman, 15 июля 2011 г. 03:40

«Книга потерянных вещей», является первым произведением Джона Конноли прочтенным мной, хотя список работ этого автора, представленных ранее на русском языке не самый маленький, да и по-жанру его цикл криминальных триллеров, с толикой мистики, о Чарли Паркере должен быть мне ближе, чем формально “сказочная притча для детей». Но я считаю, что мне очень повезло, начать знакомство с данным автором, именно с этой книги.

И так перед нами номинально детская книжка, о маленьком мальчике, попавшем в сказочный мир, из мира реального. Звучит знакомо? Не то слово, данный прием использовался, и вероятно будет использоваться еще много-много раз. Но только здесь все, мягко говоря, мрачнее, взрослее и идейнее, чем в других книгах, с аналогичным сюжетом. При этом это касается, как и сцен описанных здесь, так и общей моральной составляющей.

Уже в самом начале книги, когда мы читаем описание медленного и болезненного угасания мамы Дэвида и крушения его надежд (описания на уровне весьма серьезной психологической драмы, пусть и с героем — ребенком), то становится ясно, что легенькой детской сказочки не получится.

Дальше — больше. Последующая часть событий, со всеми видениями, шепчущими книгами, жизнью в новом чужом доме, тайной бесследного исчезновения кое-кого из прежних его жельцов, может претендовать на лавры не самой плохой мистики, очень атмосферной и волнующей, заставляющей вздрагивать. Словом, все снова не совсем по-детски.

А потом у нас уже идет перемещение в ВОЛШЕБНЫЙ МИР, и знакомство с его обитателями. И снова автор ошеломляет… Друзья, читая описания местных ликантропов, мне хотелось ПЛАКАТЬ ОТ ВОСТОРГА. Они словно сошли со страниц романа ужасов или мрачнейшего «темного фэнтези»… Контраст между ними, и «современными оборотнями» из всяких там «Сумерек» просто поразителен. Или взять такого персонажа как Охотница- описания ее быта и тех «зверушек», что служат ей добычей, может напугать почище иного «взрослого» хоррора… И это далеко еще не все подобные персонажи и существа… Забавными получились только местные Белоснежка и Семь Гномов, да и то пожалуй “условно-забавными».

Впрочем, есть здесь и полностью добрые герои, но их (не считая самого главного героя) всего двое: Лесник (один из двух книжных ярко-выраженных аллегорических персонажей) и Роланд. Они последовательно выступают в роли компаньонов и советников Дэвида, на пути к местному королю, у которого якобы есть волшебная книга, способная вернуть его домой. К сожалению, автор не уделил им особого внимания, мы знаем только их общую мотивацию и цель, но не более того…

Главным злодеем и вторым ярко-выраженным аллегорическим персонажем является Скрюченный Человек. Именно благодаря нему Дэвид оказался здесь, и именно он является здешним «источником разложения и Зла». При этом автор поступил консервативно, и изобразил Зло в чистом виде, которое стремится самыми разными способами разрушить и подчинить себе человека…

Сам главный герой, бесспорно, удался, но с поправкой на то, что сильной душевной борьбы у него нет, он ОЧЕНЬ ЛЕГКО ОТВЕРГАЕТ ЗЛО, и это, пожалуй, один из моментов, что дают знать о том, что книга все-таки писалась для детей, с их “изначальной невинностью»…

Книжный язык очень хорош, он одновременно прост в изложении, но подробен в необходимых деталях местных чудес, героев и событий. Читается все быстро, скучно или неинтересно мне не было ни разу.

И еще: не смотря на всех монстров — персонажей, на ряд жестких или даже жестоких сцен, это УДИВИТЕЛЬНО ДОБРАЯ книга. Но ДОБРО в ней не «приторно- слащавое», а жизненное, то самое добро, что мы можем и должны творить своими действиями, помогая и защищая тех, кто нам дорог и тех, кто нуждается в помощи. То ДОБРО, что порой может изменить целый мир…

Ну и наконец, нельзя не отметить местный финал. Как по мне, так это «книга в книге», авторский жизненный меморандум, посыл к окружающим. Очень грустный, но и очень светлый одновременно.

Строчка из аннотации о произведении «на грани всего» не соврала- это действительно многослойная вещь, на стыке жанров, очень необычная и небанальная, с правильным посылом к окружающим. Рекомендую абсолютно всем.

Оценка: 10
⇑ Наверх