Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 января 2013 г. 17:56

Если пройтись по ключевым словам: стимпанк, пестрое многообразие рас и лиц, воздушные корабли, то первым, что вспомнится из отечественной литературы, будут "Ловцы удачи" Алексея Пехова. Чуть подумав, можно вспомнить красочный "Властелин знаков" Павла Марушкина. Немного покривив совестью, можно включить сюда и "Пересмешник" Пехова, хотя там действие происходит исключительно на земле. Теперь этот список пополнился романом Андрея Уланова, о котором и пойдет речь.

Его название — "Никакой магии" — недвусмысленно предупреждает, что никакого волшебства в книге нет. Все устройства, агрегаты и явления имеют строго научное, материалистическое объяснение и никак иначе. Так, полеты воздушных, больше похожих на морские кораблей, не имеющих ничего общего с дирижаблями и самолетами, сделало возможным некое вещество — кейворит(тут же вспоминается и "Last Exile"), позволившее преодолеть земное притяжение. Прочие же предметы, как то паровые големы, эльфийские искусственно выведенные животные и растения, гномские локомобили и пневматические пистолеты, в специальном представлении явно не нуждаются.

Как и положено в классическом стимпанке, действие происходит в стране, приближенной к старой доброй викторианской Британии. Впрочем, доброта ее весьма относительна, что вполне достоверно отражено в романе. Помимо этого Уланов щедро разбросал аллюзии и отсылки к определенным событиям. Пестрая ящерица, отчего-то так похожая на "Пеструю ленту". Ироничное подшучивание над бесконечными спорами о Шекспире. Забавная пародия на известного сыщика, которого тоже частенько называли шарлатаном. Отсылки к истории Англии, старинной балладе о вересковом меде. Наверняка я уловил далеко не все, но это только лишний повод вернуться к роману.

Главное героиней книги становится Фейри Грин, молодая эльфийка, инспектор полиции. Именно от ее лица мы будем следить за расследованием, распутывать загадочные преступления, участвовать в секретных операциях и многом другом. Конечно, не к лицу приличной вэнде заниматься подобными делами, но что поделаешь, когда на карту поставлена не только безопасность Арании, но также Лесного Союза и других сопредельных стран. Когда новый удар может быть нанесен в любой момент и предугадать его почти невозможно. Вот и приходится полковнику Карду распылять силы, хватаясь за любую соломинку.

Помимо Фейри Грин и Карда есть и другие подчиненные. Весьма колоритные, яркие, интересные персонажи. И хотя Уланов дал каждому возможность проявить себя, хотелось бы побольше действия с их непосредственным участием. Тем более, что зачастую определенная невзрачность и легкомысленность главной героини неприятно контрастируют с общим фоном книги.

Стоит отметить, что начало повествования не вызывает особого восторга. Загадки слишком туманны, основной упор делается на декорации и антураж, а гротескность сравнений недвусмысленно напоминает о юмористическом каноне написания книг, впрочем, особого юмора в романе нет, разве что сдержанная ирония и сарказм. Но потом, в определенный момент, на первый план выходит сложная внутренняя жизнь королевства и его соседей, хрупкий механизм сдержек и противовесов, разлад которого неминуемо приводит к жертвам и разрушениям. Открывающаяся картина настолько впечатляет, что оторваться уже просто невозможно. Остается, затаив дыхание, следить за отчаянной борьбой слуг Ее Величества с коварным злоумышленником.

Итог: детективный стимпанк в колоритном викторианском антураже.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 28 января 2013 г. 12:07

При всех своих достоинствах современное цивилизованное общество не лишено определенных недостатков. Например, хитрые, умные преступники без особого труда могут избегнуть наказания, пользуясь лазейками в законах, запуганностью обывателей и жертв, медлительностью полицейских. И тогда время от времени находятся люди, которые берут на себя ответственность по очищению общества от злодеев. Так, огонь, очищающий и карающий, становится уникальным оружием Дзюнко, одной из главных героинь "Перекрестного огня", для того и данным ей от природы. По крайней мере, так считает она, самостоятельно творя правосудие и безжалостно преследуя убийц. А найдя — уничтожая их.

Казалось бы, все прекрасно и замечательно. Добропорядочные люди могут спать спокойно, не опасаясь за себя и близких, но возникает одно но. Где пролегает призрачная грань между возмездием и преступлением, и существует ли она вообще? И что делать, когда под огонь, во всех смыслах этого слова, попадают случайные люди? Вправе ли человек, обладающий некоей силой, решать за других, кто умрет и за что? Вправе ли он поступать так, как велит ему совесть и долг, который он взвалил на себя? Безусловно эти вопросы уже неоднократно поднимались, начиная, наверное, еще с "Преступления и наказания" Достоевского. Но философские вопросы далеко не единственное, что есть в книге.

Поэтому особенно радует удачное сочетание в романе элементов разных жанров. От детектива и социальной фантастики, до боевика и мелодрамы, хотя основной упор сделан все же на триллер. Градус напряженности то повышается, заставляя читателя пристально следить за героиней, то плавно опускается, давая немного отдохнуть. Такой сплав позволяет нарисовать полноценную картину мира и одновременно затронуть самые разные проблемы. Впрочем, у этого подхода есть и плюсы и минусы. С одной стороны, желая охватить как можно больше моментов, Миябэ была вынуждена жертвовать глубиной. Так, некоторые многообещающие моменты, вроде влияния дара на носителя, остаются лишь намеками, которые автор не стала раскрывать до конца, оставив на усмотрение читателей.

С другой стороны, Миябэ достаточно ярко и полноценно передала реалии повседневной жизни японцев, при этом не перегружая повествование избыточной, отвлекающей от сюжета информацией. Отчасти, это стало возможным благодаря тому, что персонажи сильно отличаются друг от друга, как по возрасту и положению в обществе, что играет немаловажную роль, так и по мировоззрению. В начале японские имена звучали непривычно, но постепенно в ним привыкаешь, переставая обращать внимание на их чуждость.

Поднимая весьма неоднозначные философские вопросы о разнице между самосудом и правосудием, автор рисковала или скатиться в нудные нравоучения и морализаторство, или же в восхваление самовольных расправ. К счастью, ни того ни другого не произошло, хотя в самом конце писательница позволила себе самую малость назидательности. Не могу сказать, что это пошло роману во вред, учитывая красноречивый эпилог, и тем не менее факт остается фактом, назидательность в нем присутствует.

Итог: драматичный роман о мести, возмездии, законе и их роли в жизни людей.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 24 января 2013 г. 08:43

Зима наконец-то полноправно вступила в свои права, потеснив осень с ее моросящими дождями и сыростью. В течение последних месяцев мне в руки попадались весьма и весьма интересные книги, гораздо чаще обычного. Вот почему обзор на этот раз будет несколько больше обычного...

Белая тетрадь
Белая тетрадь
Ржавые цветы
Ржавые цветы
Луд-Туманный
Луд-Туманный
Впервые с творчеством Софьи Ролдугиной я познакомился полтора года назад, когда наткнулся на ее "Ключ от всех дверей". Роман произвел на меня сильное впечатление, поэтому я рискнул прочесть новую книгу Софьи, несмотря на ее близость к любовному роману. Увы, "Белая тетрадь" оказалась намного слабее, что неудивительно, учитывая, что она была написана намного раньше. Вместо красивых притч и стихов — неясные, слабенькие легенды. Вместо сочных образов — затертые клише, хотя Софья явно старалась вдохнуть в них новую жизнь. Тем не менее, мотив переживаний и чувств почти задушил логику. Остается надеяться, что в следующих книгах положение изменится.

Хотя "Звездный огонь" Натальи Осояну, продолжение полюбившейся читателям "Невесты ветра", так и не вышел на бумаге, я все же изменил свои принципам, не желая ждать, когда же оно появится на бумаге. В этот раз море играет чуть меньшую роль, чем прежде, поскольку основные события разворачиваются на берегу, во дворцах, но все оно равно остается одним из героев. Первая треть также раскрывает очередного персонажа, а затем автор отказывается от этого принципа, начиная смешивать линии сразу нескольких героев. Середина мне показалась чуть провисшей, но конец с лихвой оправдал все недочеты. Прекрасное продолжение цикла, написанное не хуже первой части.

В каждом обзоре я непременно уделяю внимание какой-нибудь дебютной книге, нередко получившей премию, и на этот раз это "Ржавые цветы" Анастасии Титаренко. Яркая, многозначительная метафора в названии сразу привлекает внимание, но на поверку оказывается, что главное достоинство книги — реалистичные, подробно и живо выписанные декорации агонизирующего, наполовину занесенного песком города, в котором до сих пор живут люди. Точнее выживают. Увы, ни персонажи, большей часть слишком простые и картонные, ни слог, нуждающийся в редактуре, высокой оценки не заслужили. Что гибельно для книги при трагической и мрачной, почти сюрреалистичной концовке.

Повелительница драконов
Повелительница драконов
Охотники за диковинками
Охотники за диковинками
Перекрестный огонь
Перекрестный огонь
"Луд-Туманный" — очень странная и необычная книга, где перемешаны черты историй о фейри, классического романа и детектива. Действие то обволакивает читателя знойным, душноватым маревом, где размывается грань между волшебством и повседневностью, то расступается, вытягиваясь в четкую, туго натянутую струну. Думаю, у Хоуп Миррлиз получилось создать поистине выдающуюся книгу, повторить которую попросту невозможно.

Поскольку я интересуюсь японской литературой, то не мог пройти мимо "Перекрестного огня" Миюки Миябэ. Книга представляет собой удачный сплав детектива, триллера и философских вопросов и кроме того затрагивает острые социальные проблемы. Слишком часто преступники свободно гуляют на свободе, пользуясь запуганностью обывателей и дырами в законах. Эта история о девушке, обладающей даром пирокинеза, которая пытается обрести свое место в мире и сделать выбор между справедливым возмездием и жутким преступлением.

Очередной опыт с новым для меня автором завершился не особо удачно. "Охотники за диковинками" Натальи Бульбы явили собой типичный образец женского фэнтези, где героиня непременно сверхпривлекательна и неотразима, хитра, умна и сильна, хотя и любит изображать себя слабой. Запутанная паутина интриг слабо компенсировала недостатки слога, тем более что прием с тайными семейными связями далеко не нов. Попытка представить события с разных точек зрения, конечно, расширила восприятие, но, увы, все до единого персонажи думают и мыслят крайне схоже, так что сходу их и не отличишь.

Сперва "Повелительница драконов" Хольбайна показалась мне стандартной фэнтезийной историей о взрослении и мести, но вскоре под ней проступила интересная концепция, скорее относящаяся к научной фантастике. Сначала темп повествования довольно не спешен и порой излишне подробен, но постепенно он нарастает и к концу уже несется на полном ходу. Это история, которая родилась на пепелище города, сожженого беспощадным огнем драконов. В поисках виновных героиня проходит через весь мир, открывая перед нами его тайны.

Драконы
Драконы
Ксенотанское зерно
Ксенотанское зерно
Весьма качественной оказалась антология "Драконы", тематика которой следует из названия. Во-первых, удачный баланс между новыми и старыми, знаменитыми и малоизвестными рассказами. Во-вторых, широкий спектр жанров, включающий не только фэнтези, но и фантастику, и реализм, и сюр, и нуар. Особо я бы отметил "Изгнание дракона Хорсбрета" и "Драконовы врата" — две холодные истории, умело использующие вполне традиционные приемы, или "Гвидион и дракон" и "Драконы из летнего ущелья", где драконы играют не столь значительную роль.

Несмотря на то, что уровень книг юмористической серии Альфы зачастую печально низок, порой встречаются исключения, и "Ксенотанское зерно" — одно из немногих. Умело прикрываясь сказочными правилами и законами, Костинов написал добротную политическую сатиру, применимую и к французской революции, и к современным событиям. Затронул проблему отношений между дворянами и крестьянами, уделив ей немало внимания. От души высмеял расхожие типажи попаданок, их манеры и привычки. Создал действительно интересный мир с необычными правилами и персонажами. И, как и в любой уважающей себя сказке, у этой книги счастливый конец.

Пилот на войне
Пилот на войне
Далила-WEB
Далила-WEB
Новая книга Зоричей, "Пилот на войне", четвертая часть подцикла о пилоте Румянцеве, одновременно подводит промежуточный итог истории о нем, дополняет описание решающих сражений с Конкордией у Восемьсот Первого парсека и планеты Паркида. И при всем этом роман закладывает более прочный фундамент под линию романов "На корабле", рассказывающих о стычках с чоругами и ягну. На мой взгляд, описания боев получились куда лучше и полнее, чем во "Время — московское", тем более что в фокусе истории оказались сразу все силы Великорасы. Тем не менее промежуточность финала несколько подпортила впечатления.

"Далила-WEB" стал очередным романом в стиле киберпанка, при чтении которого вновь вспоминаешь о предшественниках, отечественных, разумеется. Расширенный и дополненный лексикон людей будущего недвусмысленно напоминает новояз романа "2048". Впрочем, мир "Далилы" не настолько всеобъемлющ и не претендует на полноту прогноза будущего. Главный герой, молодой оболтус, получился более чем достоверным, также как и его знакомые. И пусть ни в идеях, ни в исполнении ничего кардинально нового нет, роман Георгиева понравится любителям киберпанка.


Статья написана 17 января 2013 г. 18:22

Широко раскинулся великий Мидгард, грозный и непоколебимый. А бесчисленные острова его, образующие славный Архипелаг, населяет множество народов: сванды, гальты, чжаны, бхаты и многие другие. Сильны гордые сыны Мидгарда, несущие власть бога солнца другим континентам на могучих турсах и эйхенриях — громадных человекообразных машинах, валькириях — грозных крылатых аппаратах. Но, чтобы стать пилотом боевой машины, сначала нужно закончить военную академию. Так что же предстоит испытать и преодолеть подросткам, прежде чем они сядут в заветные кресла?

В "Птенцах Виндерхейма" — представлены два главных героя, два разных взгляда на жизнь. Один — изворотливый и хитроумный, расчетливый и предусмотрительный. Для него нет непреодолимых препятствий, ведь там, где бессильна доблесть и честь, прекрасно справляются подлость и коварство. Если же бессильны и они, значит нужно немного подождать, пока не представится удачный момент. Второй герой, точнее героиня, — прямая и упрямая, проницательная и гордая. Ненавидящая подлость и притворство. Кроме этих двух еще есть больше ста ребят, отобранных со всего Мидгарда, знатных и родовитых, бедных и богатых. Авторы наделили всех разными привычками и характерами, порой весьма узнаваемыми, а порой крайне необычными.

Кроме того, авторы весьма правдоподобно показали сложную систему отбора и воспитания, которая требует от каждого полной выкладки, умения работать в любой команде и при этом немалой сообразительности. Их будут учить, как боевым искусствам, включая рукопашный бой и фехтование, так и истории с метафизикой. А потом придет время и долгожданного управления турсами. Нетрудно догадаться, что несмотря на трудность учебы, с первого же дня ученики спешно начинают искать товарищей и союзников, строить козни кровным врагам и соперникам. Перед нами предстает весьма реалистичный мир запутанных взаимоотношений сотни подростков, десятков кланов и групп, родов и национальностей, всевозможных менталитетов и верований.

Но несмотря на все их ухищрения, спесь и самомнение, в глубине души ученики остаются детьми, пусть и возомнившими себя взрослыми. Пусть они нередко жестоки, в меру воспитания и возраста, но под этой грубой скорлупой прячутся искренность и доверчивость. Вот только сломать эту скорлупу очень трудно и к тому же опасно. Но без этого о работе в паре можно забыть, а без нее не стать пилотом. Вдобавок к этому, вокруг Академии сплетаются все новые и новые петли странных интриг. Зашевелилось Братство Истины, суетятся великие Дома и ордена, даже далекая Ойкумена отчасти вовлечена в происходящее. Каждая сторона пытается что-то урвать, выгрызть кусок некоей добычи, и в этой-то смертельно опасной паутине героям предстоит жить и учиться.

Повествование ведется попеременно от лица обоих главных героев с небольшими интермедиями, которые еще больше подогревают аппетит и желание раскрыть секреты академии. В целом стиль вполне неплох, хотя в отдельных эпизодах чувствуется сыроватость, возможно связанная с большим объемом романа. Вероятно, такой объем потребовался из-за своеобразности слога, прекрасно отражающего внутреннее состояние героев, их рассуждения и мысли, но при этом весьма и весьма неспешного и неторопливого. По этой причине книга больше подойдет тем, кому важнее психология, размышления, а не стремительный темп. Сюда же стоит добавить гигантские, подробно прописанные декорации Мидгарда, включая его история и летопись. Говоря об антураже, стоит отметить, что авторы собрали мозаику из самых разных культур и верований, в основном древних языческих, сделав основной акцент на скандинавской.

Итог: психологически подробное описание становления и взросления юных героев.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 31 декабря 2012 г. 15:28

Дорогие лаборанты, подписчики колонки и просто заглянувшие на огонек, поздравляю всех с Новым Годом!!! Желаю здоровья Вам и Вашим близким, счастья и удачи, новых побед и успехов! И пусть ваши заветные мечты станут на шаг ближе!





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх