fantlab ru

Все отзывы посетителя malecula

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Джон Браннер «На волне шока»

malecula, 10 декабря 2023 г. 20:16

Читала у Джона Браннера «Всем стоять на Занзибаре» и была в восторге, потому планка была высока. «На волне шока» до высокой планки не дотянул.

Наступило вполне себе недалёкое будущее, годы 2020-е. Главной проблемой автор называет неприспособленность человеческой психики к скорости всепроникающего технологического прогресса. Люди не выносят круговорота и получают «перегруз», психологический срыв с опасными последствиями. Эта идея могла казаться правдоподобной в 1975 году написания романа, но наше время показало её несостоятельность. Прогресс принёс много хорошего и плохого, но человеческая психика прекрасно справляется с любой прогрессивной фигнёй. В крайнем случае, перегруз может случится у старшего поколения, но поколения сменяются, и новых людей уже ничего не смущает ни мобильные телефоны, ни дроны, ни чудовищные войны, ни пересадка органов, ни требуемый объём информации. Основная масса людей, пропускает недоступное пониманию мимо ушей и продолжает жить дальше.

В романе Браннера серфинг на волне прогресса доступен исключительно гениям. И государства (читай, спецслужбы) конкурируют в методах поиска, отбора и эксплуатации гениев в своих, как всегда мутных, интересах. Главный герой романа – один из таких гениев. Книга посвящена его побегу, выживанию, борьбе с системой и поиском союзников. Приключения динамичные. Электронная система учета граждан в будущем выглядит правдоподобно. Но социально-общественная часть звучит наивно. Практически, автор предлагает найти соратников среди толкованных, образованных и хороших людей, и выступить против системы. Звучит очень наивно: и представление о существующих где-то поселениях хороших людей, и предположение, что можно выстроить справедливую демократическую систему, к которой большинство с удовольствием примкнёт, и сюжетный ход с разоблачением грязных деяний власть имущих.

Мы уже дожили до этих дней. Никакое обнародование героически добытой информации не влияет ни на лидеров, ни на преступников . А жаль, было бы не плохо.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Адриан Чайковски «Shards of Earth»

malecula, 16 июня 2022 г. 20:50

В далёком-далёком будущем, нафантазированном Адрианом Чайковским, земляне освоили космические путешествия, познакомились с инопланетными цивилизациями и успели кое-чего колонизировать. Люди разделились по интересам (политическим, религиозным и генетическим) и по отвратительной, но освящённой веками традиции фракции норовят затеять взаимно-уничтожительную войну. Но тут к Земле прибывают Архитекторы. Нечто огромное, кристаллическое и неостановимое трансформирует обитаемые планеты в своеобразные скульптуры-цветочки, уничтожая разумных обитателей. Весь военно-технологический арсенал человечества и союзников не причиняет Архитекторам ощутимого вреда.

Действие книги начинается через тридцать лет после того, как люди победили в войне с Архитекторами не очень понятным им самим способом.

Автор населяет галактику инопланетянами разной степени милоты: крабы, увешанные рекламными щитами, черви с мордами-пулемётами, цивилизация-улей, выделяющая для выхода наружу временных особей, и слизняки-симбионты для бессмертия и карательной вивисекции. Последней увлекается мой любимчик – чокнутый гангстер Аклу Неописуемый, Бритва и Крюк.

Человечество тоже не дремлет и трудами гениального/безумного учёного (любимый приём Чайковского, если судить по «Детям времени»/«Детям руин») выделило из своих рядов расу амазонок, совершенных морально и генетически. Ещё люди настрогали себе мутантов с психическими сверхспособностями для навигации за пределами проторённых космических путей.

Декорации не новые, но живописные. Приключаться в них довелось команде из разномастных космических бродяг на корабле с названием «Бог-стервятник». Специализируются на грузоперевозках и делишках сомнительной законности. Убегают, догоняют, вляпываются в бандитские, политические и археологические разборки. Отовсюду торчат уши незабвенного «Светлячка», хотя капитан у них больше похож на выходца из Чарльза Диккенса.

Чайковский, видимо, пишет специально для меня, потому что собирает в своих книгах множество моих любимых сюжетных ходов и приёмов. За пределы моего одобрения выходят только ментальные сражения. Эта часть получилась мутноватой. В целом увлекательно, подожду продолжения.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Мари Бреннан «Тропик Змеев»

malecula, 20 ноября 2018 г. 21:15

Второй том мемуаров всё ещё молодой леди Трент порадовал курсом выживания в условиях непролазных мигрирующих болот, где местные жители встречают пришлых честным предупреждением: «Наш дом поглотит вас. Уходите».

Ещё в первой книге у меня возникло предположение, что эта история предназначена для женщин. Во второй серии это стало ещё больше заметно. Автор углубляется в темы, которые мужчины просто не способны по достоинству оценить. Например, размышления о том, позволительно ли матери оставить своего ребёнка, чтобы оправится в долгую и опасную экспедицию с целью естественно-научных изысканий и приключений. Также становится похоже, что нам не увидеть у леди Трент внезапного проявления или постепенной прокачки таких качеств как способность побеждать в физическом противостоянии или суровости, которую иногда нужно проявить к противникам, хотя бы ради выживания. Дипломатические приёмы Изабеллы – не сопротивляться, подстроиться и терпеливо дожидаться возможности обернуть ситуацию в свою сторону – тоже доступны не многим из мужчин.

Буду читать дальше, интересно же, останется ли леди Трент настоящей леди до конца серии :)

Оценка: 8
– [  6  ] +

Мари Бреннан «Естественная история драконов»

malecula, 10 марта 2018 г. 21:27

Подумала, что мне понравиться книга, когда увидела на обложке дракончика в разрезе, как в анатомических атласах. В этой картинке я увидела иллюстрацию к путешествиям тех романтических времён, когда фотографии ещё не было и в профессиональные требования учёного-натуралиста входило умение рисовать. Внутренние зарисовки выдержаны в том же стиле.

История приятно оказалась всем тем, что я ожидала. Путешествие юной леди из высшего общества в погоне за наблюдениями и научными открытиями. Главная героиня Изабелла, пока ещё не леди Трент – живое сочетание взбалмошной молодой женщины и стремления посвятить свою жизнь любимому делу. В фэнтези эту книгу превращает расположение в вымышленном мире, где водятся драконы. Но за картой, социальными и климатическими условиями, ступенью развития и национальным разнообразием легко просматривается Европа и викторианский период.

Выбранный автором приём — сделать рассказчицу пожилой леди, вспоминающей прошедшие дни, хорошо сочетается с некоторой отстранённостью и взвешенностью повествования. Приключения не происходят в реальном времени, персонажи уже своё отбегали и можно добавить в историю немного анализа, сожалений и приобретённой житейской мудрости. Мужчины трудности пути обычно описывают с сухостью и суровым преодолением. Версия юной Изабеллы оказалась примерно следующей: «ненавижу этот холод, снег и ветер, прямо хочется убивать! Но ныть не буду, а то больше в увлекательное путешествие не позовут». Легко поверить ))

Романтическая линия в книге тоже есть. Очень милая и великосветская, в отношении закупоривания эмоциональных порывов под маской невозмутимости, и очень современная в представлении отношений, базирующихся на взаимном уважении и общности интересов.

Мемуары получились увлекательными, даже лучше настоящих: в юности напоминает Джейн Остен, в путешествии — немного Джима Хокинса из Острова Сокровищ, а ближе к финалу – рассказывать не буду, спойлер же. Рекомендую тем, кто хочет познакомиться с путевыми заметками из фэнтезийного мира, настолько приближенного к нашему, что можно поверить, что лет 150 назад где-нибудь в Альпах водились драконы.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Матье Габелла «Единорог»

malecula, 2 января 2018 г. 20:27

Сначала я запала на мини-монстрика на обложке, а дальше повезло, и содержимое оказалось полностью соответствующим витрине.

По сюжету разнообразные учёные эпохи Возрождения барахтаются по уши в своих исследованиях и захватывающих приключениях. Не обходится без тайного заговора, коварных злодеев и демонстрации феерических результатов научного гения. Развитие и исследовательские процессы медицины того времени показаны делом грязным и кровавым. Монстры, порождённые фантазией авторов, очень органично с такой медициной сочетаются.

Комикс склоняется к коричнево-красным тонам: цвет дерева и кожаных обложек фолиантов, пламени и обнажённой мышечной ткани. Есть ещё голубоватые эпизоды в заснеженных горах. Монстры анатомически прекрасны, и на морду различаются гораздо лучше, чем человеческие персонажи. Обстановка тоже очень хорошо отрисована: архитектура детальна, пейзажи и улочки городов Европы подёрнуты кинематографичностью, а в тайную лабораторию «анонимного гения» хочется немедленно вселиться.

Приятно жуткая, интересная и красивая история. Хочу продолжение.

Оценка: 9
– [  26  ] +

Йен Макдональд «Новая Луна»

malecula, 26 июля 2017 г. 23:53

Давно меня книга так не разочаровывала. Мне ожидалось чего-то о технологиях, требующихся для выживания на Луне, и о корпоративных играх за право ресурсами колонии распоряжаться. Но технологии свелись к жизненным показателям, как у RPG-персонажей, и вечно свежим вещам из принтера, а соперничество корпораций оказалось примитивными бандитскими разборками.

Всю книгу не покидало ощущение, что я читаю «жёлтую» прессу о местных знаменитостях: кто в каком наряде сегодня вышел в клуб, с кем был замечен и как вызывающе и по богатому отрывается «золотая» молодёжь. Многочисленные вставки про дизайнерские шмотки я проскакивала без интереса, списывая на мою неосведомлённость в этом вопросе, и условную уместность на официальных приёмах и клубных тусовках. Но когда попалась сцена, где один скорбящий брат трогает другого скорбящего брата за рукав «пиджака от Бриони», стало понятно, что дизайнерские мульки разбросаны по тексту, без малейшего обдумывания, в тему она тут или нет.

Сцены 18+ выглядят приложением к описанию гламурной жизни. Молодая поросль обжимается по углам и занимается сексом много и отчаянно, а в качестве экзотики – три листа изощрённой мастурбации милой девушки и ну о-очень суровый русский лунный гей.

Переключение повествования между персонажами мне обычно очень нравится в книгах, но здесь каждый фрагмент часто занимает всего 2-3 листа, и получается не полифония, а рваное одеяло. История жизни матриарха, изложенная в виде исповеди, выглядит приёмом беспомощного автора, которого мама в детстве не научила органично вписывать флэшбеки.

Список действующих в лиц в начале книги подразумевает династическое разнообразие и переплетение, но смешно говорить о династиях, когда даже основатели ещё не умерли. А уж бессмысленность династических браков для бизнеса на данном этапе показана в книге поколение назад на практических примерах.

Во всём богатом наборе детей центральной семьи ни один не вызывает сопереживания, только недоумение. Сыновья пыжатся, рефлексируют и мнят о себе невесть что. А дочь, которой все гордятся за то, что она сделала шаг наружу из семейного бизнеса и стала адвокатом, показана выигрывающей процесс только потому, что её оппонент боится покоцать представительницу её семьи. И где тут профессионализм? И все они многократно пафосно декларируют «всё это ради семьи».

В итоге, Макдональд в жизни одного поколения быстро пробежал через старательский этап освоения Луны, а из жизни следующего поколения выбрал составляющую больше пригодную для глянцевого журнала, чем для фантастического романа. Читать было не интересно.

Оценка: 5
– [  18  ] +

Н.К. Джемисин «Пятое время года»

malecula, 5 апреля 2017 г. 17:46

История мира с замысловатыми геологическими процессами, которые превращают жизнь людей в чередующиеся периоды относительного благоденствия и «пятого сезона» (читай, армагеддон средней тяжести). Где-то на периферии болтаются развалины и артефакты загадочных цивилизаций прошлого.

Среди людей здесь встречаются те, кто обладает даром управлять геотермическими процессами вокруг себя. Официальный термин — Orogene. Вокруг них образовалась целая сопровождающая индустрия по отлову, обучению, контролю и выведению особо могущественных особей.

В книге три, рассказанные параллельно, сюжетные линии. Первая – девочка-orogene, история осознания враждебности мира и взросления. Вторая линия – молодая женщина, продвигающаяся по карьерной лестнице orogene, и её путешествие со своим «внеклассовым» наставником. Третья — женщина- orogene, совершившая попытку вырваться из системы, с целью пожить безмятежной человеческой жизнью.

Геологическое состояние мира мне показалось неправдоподобно нестабильным. Любая приличная планета давно развалилась бы до стадии полной необитаемости, а существование локальных участков спокойствия, в момент окружающего движения пластов, так и вообще трудно вообразить.

А сюжетные линии показались излишне «страдальческими». Автор, очевидно, рассказывает истории всяческого притеснения – расового, гендерного, социального, но мне трудно сопереживать персонажам, которые в поисках «простого человеческого счастья» творят что хотят, не задумываясь о последствиях.

В итоге, ничего особенно увлекательного, и следующий том притеснений читать не хочется, несмотря на завлекательный вопрос в последней главе.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Рик Янси «Монстролог»

malecula, 12 января 2017 г. 22:52

Не причисляю себя к поклонникам ужастиков, но зачем-то заглянула в «Монстролога».

Первая книга порадовала нетривиальными монстрами, сумасшедшим учёным, смышленым мальчишкой, приключениями, беготней, грызнёй и даже некоторым драматизмом на фоне семейной истории. А монстрология, как научная дисциплина, даже представилась мне достойным и интереснейшим занятием.

Дальше я решила было не читать – приключений больше не хотелось, а больше ничего от цикла не ожидалось. Но в названии второй книги оказалось слово Вендиго, и мне очень заманчиво представилось нечто тощее, скелетообразное и завывающее с ветром.

Первая половина оказалась рысканьем по лесным дебрям в духе Индианы Джонса с дополнительной дозой тьмы и безысходности. Тут я ещё сопереживала доктору Уортропу и восхищалась его преданностью другу – приятно знать, что кто-то готов спуститься за тобой хоть в ад. Но во второй половине непоколебимая, раздражающая, продержавшаяся всю книгу твердолобость монстролога показывает персонажа с другой, пугающей стороны. А для мальчика автор сформулировал абсолютно верную и несколько поэтичную жизненную позицию, типа: чего бы мне боятся монстров, если самый страшный из них — это мой наставник и опекун, и он уже, в принципе, давно меня сожрал.

К третьей книге я уже верила, что Рик Янси меня не разочарует, и эта охота оказалась самой интересной. Тем более, что перед полным погружением в кровавости «Кровавого острова» Уилл Генри получил глоток нормальной, цивилизованной жизни в тёплом семейном кругу. На минутку даже почудилось, что мальчик может соскочить с монстрологии. Потом случилось небольшое юмористическое отступление в дурдом, а дальше только кровь и смерть на пути к вершине мира за очередным чудовищем. Кто ищет монстра, всегда его найдёт, только не обязательно того, которого искал.

Проходящие через весь цикл небольшие отступления в современность и чтение рукописей позволяли надеяться, что Уильяму Джеймсу Генри хоть что-то хорошее светит в этой жизни. Но в четвертой книге автор быстро, ловко и до жути правдоподобно столкнул и мальчишку и его монстролога на самое дно мрачной бездны. Финал оказался настолько чудовищен, что даже прекрасен. И что-то заставляет меня возвращаться в мыслях к этой истории. Зачем? Ведь всё закончилось именно так, как только и могло закончиться.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роберт М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»

malecula, 27 июля 2016 г. 12:30

“Сказания” – это сборник новелл, где разные персонажи по очереди выходят на первый план и складывают, как мозаику, историю целого мира, в котором зарождаются, живут и уходят в небытие народы, религии и государства.

В Север и Юг поместилось много интересного:

суровые будни Горной Стражи в диких пограничных землях;

фрагмент кровавой войны – версия Фермопил от Вегнера, с разнообразными оборонительными трюками и зарядом отчаяния, который превращает солдат в нечеловечески выносливых демонов;

дипломатический этюд, который мне показался несколько примитивным;

а также история любви – пронзительная, трагичная и глупая, порождающая ненависть и разрушение.

Судя по всему, Меекхан довольно мрачное место, причём в избытке содержит обе составляющие мрачности: демонов, приходящих из иных пластов мира, и других, которых мы, люди, создаём собственноручно.

Топографические составляющие – ледник, перевалы, озеро, пустыня — описаны тщательно, почти до стадии наделения их собственными характерами. Они запоминаются даже лучше, чем персонажи-люди.

Магическая система имеет обоснование и структуру, хотя и не особо оригинальную. Зато демонстрация магических воздействий – богоявлений, боевых заклинаний или демонических трансформаций – довольно колоритная и навевающая жуть.

Из-под сиюминутной суеты в Меекханской империи проступают древние, сложные, миро образующих и разрушающих масштабов разборки. С удовольствием почитаю Восток и Запад.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Нил Стивенсон «Семиевие»

malecula, 11 октября 2015 г. 23:48

Началом для романа выбран апокалипсис – как пережить и что будет дальше. Идея, скажем прямо, не новая, но что нового под луною? Кстати, с Луны всё и началось.

Большая часть событий происходит в космосе на околоземных орбитах, описания манёвров детальны и приятно напоминают школьный курс физики и астрономии. Роман битком набит захватывающими инженерными задачами, их решениями и воплощениями: от роящихся микро-роботов до межорбитальных качелей. Многие технологии существуют или близки к существующим, так что книга может стать благодатным полем для любителей поспорить на тему «этого не может быть! всё работает не так!»

Существование людей в космосе также показано во многих проявлениях: от романтики опасной работы на МКС и в открытом космосе, через психологию человеческого сообщества в замкнутом пространстве, до разнообразных личных финалов. Нашлось место самоотверженности и вероломству, любви с первого и второго взгляда, точному расчету и его холодящим кровь последствиям.

Основные персонажи, привычно для Стивенсона, вызывают восхищение своими профессиональными качествами, но не слишком эффективны в социальных взаимодействиях. Автор рисует мир, в котором технари неожиданно стали ответственными за всех, и показывает, как мало они приспособлены к управленческим задачам. Отрицательные персонажи больше всего пугают тем, что их поведение логично, обосновано и базируется на вполне понятных общечеловеческих мотивах.

Далее Стивенсон берется за генную инженерию и предлагает любопытную схему сегрегации на расы, каждая со своими особенностями, предположительно оптимальными для выживания и развития (включая некоторые, за которые я бы душила в колыбели). Мне это деление показалось неправдоподобно легко удерживаемым в границах доминантных признаков и вообще гуманоидности. За такой длинный период любой уважающий себя фантаст легко отрастил бы нам щупальца или наделил способностью синтезировать гормоны усилием воли. А Стивенсон в этом деле консервативен и позволяет себе только слабые подвижки в сторону супергеройских способностей. Но это я придираюсь, а читать генетическую часть «эпика» интересно, чего не скажешь о части миростроения. Тут никаких новостей :(, всё правдоподобно и предсказуемо — те же конфликты, борьба за власть и прозрачные исторические аллюзии.

Финальная часть романа немного уронила планку, оказавшись структурно практически линейным квестом. Хотя отдельно веселит выбор имен для поздних персонажей. Да и в целом Нил Стивенсон оправдал мои надежды и оказался крут, вдохновенен и технологичен.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Бром «Крампус. Повелитель Йоля»

malecula, 21 апреля 2015 г. 05:30

Очередная интерпретация мифов, принесённая в современный мир. Мрачная и сочная.

Что мы действительно знаем о милых декоративных традициях, которые каждый Новый год впускаем в свой дом? Стоит только дать волю любопытству, повнимательнее присмотреться к рождественским эльфам, заглянуть в мешок Санта-Клауса и всё завертится: набегут красноглазые демоны, предложат правильную выпивку и расскажут, как на предательстве, крови и лжи можно построить благообразный и сытый мир.

История у Брома получилась увлекательная, динамичная и зловещая. Воображать персонажей не понадобится, потому что есть волшебные авторские иллюстрации. А вот выбрать, кто здесь негодяй, а кто герой, читателю предлагается самостоятельно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роберт Холдсток «Кодекс Мерлина»

malecula, 4 апреля 2015 г. 14:32

Холдсток, очевидно, большой любитель мифов. Или даже профессионал мифов.

Кодекс Мерлина напоминает предание, которое полагается пересказывать соплеменникам у костра долгими зимними вечерами. В трилогии есть сквозной сюжет, множество промежуточных финалов, ответвлений и заделов на будущее. Автор вплетает в миф исторические события, традиции древних народов и оперирует пространством-временем с восхитительной наглостью.

Мир людей у Холдстока ограничен со всех сторон, и один шаг за смутный барьер приводит нас в странные и опасные места: в страну призраков, в мир психологических этюдов могущественного и больного разума, на острова бесконечной и яростной борьбы дикой природы и технологии.

Главный герой — Мерлин — представлен древним странником, бесконечно идущим по Пути. Его магия детально обоснована — имеет источник, спецификации-личины и измеримую цену. В невообразимо удалённом пространстве и времени Мерлина ждут домой, но он не торопится. В своих скитаниях маг отвлекается на встречи, иногда длинною в жизнь, с персонажами, которые удовлетворяют профессиональным требованиям мифического героя. Такие люди с боем пробиваются сквозь жизнь, познают и изменяют мир.

Не менее знаменитый корабль Арго получился даже лучше людей: обрёл собственную волю, череду божественных покровителей и неистощимый поток храбрецов, всегда готовых сесть на вёсла.

Холдсток великолепен, но требует разделять его привязанность к мифам, воображения и некоторых размышлений. У меня он оставляет ощущение, что наш мир не знает безопасности, тьма вокруг только и ждёт, когда ты высунешь нос за границы пространства, освещённого очагом.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Антология «Ведьмачьи легенды»

malecula, 25 мая 2014 г. 20:10

Антологию я прочитала с целью перебить голодное ожидание «Сезона бурь». Помогло, но продолжаю ожидать :)

Первый рассказ «Баллада о драконе», пожалуй, самая достоверная стилизация под мир оригинала. В наличии: долгие пыльные дороги, спутники – загадочные и не очень, легенды о древних созданиях и город, привычно комбинирующий подлецов и неплохих людей, попавших в сложные обстоятельства. А драконы – они вообще прекрасны.

Связь рассказа «Цветы перемирия» с миром Сапковского мне совершенно непонятна. Я вижу здесь только суровые мужские развлечения, понты, разборки и братания. Главным героем мог быть любой авантюрист или тайный агент. Возможно, если бы я знала больше о дикой технике, которая, как упомянуто, играет роль монстров в этой вселенной, мне было бы понятнее.

Манера повествования Успенского походит на дружеские хвастливые байки в кабаке за жбаном пива. И для рассказа «Одноглазый Орфей» автор выбрал подходящую для себя составляющую из оригинальной вселенной. Получилось органично.

«Лютня и всё такое» — пронзительно печальная история. Даже то, что мы заранее знаем, чем всё закончится, не избавляет от тревоги и грусти. Было приятно встретиться с когда-то жестокой, а теперь просто колючей эльфкой. И с Пушкиным тоже.

«Мы всегда в ответе за тех, кого…» — анекдот на тему ведьмачьего быта в современной городской многоэтажке.

Автор повести «Веселый, простодушный, бессердечный» отправил своего ведьмака плавать по морям-океанам, сражаться с чудищами морскими и летающими. И, как положено, возникает вопрос: кто страшнее, монстры на границе мира или мы, человеки. Получилось интересно.

«Оккупанты» — история военная и мрачная. Здесь борются за власть, за территорию, за свой дом, а кто-то отстаивает и само право на жизнь.

«Игры всерьёз» — удачный гибрид с виртуальной реальностью. Переплетение миров выглядит очень настоящим, гораздо реальнее, чем некоторые «капсулы, шлемы или погружения», характерные для жанра. А в конце становится понятно, что и ведьмак – самый настоящий.

В целом – отличный трибьют. Разнообразно и в тему. Неплохо издано, симпатичная обложка, выпуклые и приятные на ощупь меч и медальон. Приятно встретить знакомых персонажей. Жаль только что Геральт и Лютик — фавориты антологии. Возмутительно, почему никто не пишет про моего любимого Дийкстру? ;)

Оценка: 8
– [  16  ] +

Яцек Дукай «Иные песни»

malecula, 8 апреля 2014 г. 01:22

Мир «Иных песен» базируется на метафизике Аристотеля. База богатая, есть, где развернуться. Можно сказать, я полкниги дожидалась, когда же «космические корабли» вырвутся за неподвижные звёзды и станут «бороздить» планетарные сферы.

Древнегреческая терминология и её производные сбили меня с ног и завертели восхитительным водоворотом. Большое спасибо издателю за примечания. Предполагаю, что расчет на тех читателей, кто знаком с истоками философии, или на тех, кто, как я, любит выстраивать мир книги в голове по кирпичику, пропуская через себя каждое новое понятие.

Сущность каждого человека (Форма) определяет его позицию в социуме, занятие, да и весь жизненный путь. Государства держатся на Форме и влиянии сил-создателей (Кратистосов). Какой Форме подчиняется весь мир и во что стремится превратиться – это один из вопросов книги.

Для людей в своей Форме есть варианты взаимодействия – подчиниться сильному, победить слабого или сосуществовать с равным. Но в мир пришел враг, который разрушает Форму, переваривает и вминает в себя и людей, и окружающий мир. Неясно, откуда и зачем пришла загадочная сила. Что это — разведка, нападение или дипломатический визит?

Разбираться предстоит главному герою. Иероним Бербелек, в прошлом великий стратегос, много в своей жизни побеждал, но проиграл ещё больше. И Бербелек, и многие другие персонажи выглядят чистыми, без примесей символами собственной Формы: стратегос в поисках верного решения оставит боль потерь и ненависть в стороне, нимрод никогда не сойдёт со следа добычи, дети богов упорно служат спасению мира.

Мир получился интересным и экзотичным. Общество аристократов позволяет сталкивать Формы сильнейших и определять их место в мире. Африканские джунгли веют жарой, опасностью и азартом охоты. Молодой лунный мир чистого пламени лишает Землю титула единственного центра космоса.

Разнообразные механизмы описаны до мелочей, некоторые – просто прекрасны, некоторые – даже сложно вообразить.

Но кое-чего мне не хватило. Чуждости и страха перед врагом. Я, конечно, вижу, как чужое сознание разрушает самую суть личности, расплывается материя – отрастают хвосты, речь становится забавно путанной и это, видимо, отражает смешение в мыслях. Изменения зайдут слишком далеко, и ты уже потерян для своего мира и не вернёшься. Но мне не страшно – чего-то не хватает для осознания миро разрушительного ужаса. Скорее очень любопытно.

Книга не заставила задуматься о том, как опасны чужие миры. Я скорее надеюсь, что они существуют, и мы когда-нибудь встретимся.

Оценка: 9
– [  25  ] +

Артур Конан Дойл «Шерлок Холмс»

malecula, 26 мая 2013 г. 19:19

Не могу отнести себя к поклонникам детективного жанра. Меня никогда не привлекала основная идея жанра — не знать, кто преступник до самой последней страницы. Но к Шерлоку Холмсу испытываю самые нежные чувства. В деятельности знаменитого сыщика я вижу не расследования преступлений, а гимнастику для ума или даже игру.

Конан Дойл создал для своего персонажа целую индустрию развлечений: собственный дедуктивный метод, фантастическое внимание к деталям и глубокие узкоспециализированные исследования – табак, парфюм, яды, следы велосипедных покрышек, а также то, что сейчас называют, наверное, криминалистикой и судебной медициной.

Некоторые преступления в рассказах выглядят примитивно для современного читателя, а мистические составляющие автор объясняет просто новыми изобретениями (как воздушное ружье) или заморскими составляющими (как неизвестные в Европе яды, экзотические звери или варварские обряды). Однако многие схемы просто великолепно коварны и остроумны. Иногда, в тех местах, когда Холмс, по обыкновению, рассказывает этапы своих рассуждений, хочется хлопать в ладоши от восторга. Впрочем, автор явно не хотел, чтобы мы забывали, что Холмс – тоже человек, поэтому время от времени подбрасывал соперников посерьезнее или показывал, что даже всезнающий сыщик может опоздать.

Сама личность сыщика вылеплена детально и очень привлекательна. Шерлок местами мизантроп, но иногда проявляет поразительное участие к своим клиентам или даже к тем, кого поймал на преступлении. Мне кажется, многие современные персонажи являются отражениями Холмса.

Отдельное спасибо Конан Дойлу за блестящий образец дружбы. Прямо завидно, как эти двое нашли друг друга. Ведь сложно провести всю жизнь, как доктор Ватсон, рядом с таким эксцентричным гением и не устать выказывать своё восхищение.

Нельзя также забыть, что приключения Холмса неразрывно связаны с Лондоном: мрачные трущобы, бары, набережная Темзы, доки и опиумокурильни, кэбмены, полицейские и посыльные, а также банки, мастерские, клубы и изящные коттеджи приличных районов. Автору удалась и провинция: пасторальные пейзажи и поместья, а также потрясающая по мрачности округа Баскервиль-холла.

Что и говорить, Шерлок Холмс и доктор Ватсон покорили сердца многих читателей по всему миру. Столько лет мы продолжаем смотреть экранизации и всевозможные интерпретации. Всегда приятно снова вспомнить и прикоснуться к их истории.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Нил Стивенсон, Купер Му, Грег Бир, Марк Теппо, Джозеф Брасси «The Mongoliad: Book One»

malecula, 31 июля 2012 г. 01:50

Необходимо понимать, что книга является чем-то вроде новеллизации изучения боевых искусств: махали мечами и попутно рассказывали историю. Мне роман представляется типичный квестом: герои собираются и куда-то идут. А те персонажи, которые не перемещаются географически, тоже ступенчато решают свои задачи — движутся к цели.

Нельзя сказать, что в книге много сюжетных линий, скорее одна, но сильно ветвистая. А вот полифония персонажей впечатляет. Команда рыцарей ордена с романтическим названием Ordo Militum Vindicis Intactae собиралась, как ассорти из народов Европы. Монгольский кластер персонажей: изрядное количество ханов и их приближенных. Ливонский орден и тевтонский орден описаны как «плохие парни», что греет мою славянскую душу — не зря мы из не любим :wink: Совсем уж смешит:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
the Egg of Koschei the Deathless

Затруднительно самому правильно понять транскрипцию некоторых имен и многочисленных монгольских слов. Сильно помогает энциклопедия онлайн-проекта. Сама бы я не догадалась читать Cnán, как khnahn.

Охваченная территория просто огромна, картой романа можно легко сделать всю Евразию и в Африку слегка заползти. Значимые битвы (и реальные, и выдуманные) часто упоминаются во флешбеках персонажей, но описаний массовых сражений вы здесь не найдёте. Зато описания разрухи и последствий нашествия многочисленны и мрачно красочны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Киев в руинах меня сильно впечатлил

Бои на мечах и всяческом другом холодном оружии детальны. В некоторых местах даже начинаю волноваться, как у героев хватает дыхалки на такую длинную драку. Но им (авторам) видней, судя по тому, как глубоко они увлеклись.

Получилось не слишком глубокомысленно, но нескучно: динамично, некоторая интрига присутствует, немного божественного вмешательства, артефактов, фольклора — и мне уже хочется узнать, как герои выберутся из финальной передряги.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Олдос Хаксли «Контрапункт»

malecula, 28 апреля 2012 г. 02:56

Пока читала, было не слишком скучно. Умеренно скучно. А сейчас понимаю, что не было сюжета, начала и конца.

Роман – просто срез реальности.

Герои живут. Демонстрируют всё то, что сейчас нам показывают в мыльных операх.

Общество проповедует христианские ценности, и люди через одного их переступают. Идёт обычная цивилизованная жизнь…

Некоторые живут, не задумываясь, другие — размышляют о цели каждый день. Пары – счастливые и несчастные, и плавно перетекают из одного состояния в другое. Кто-то сам ломает себе жизнь. Кто-то ломает чужую. В каждого из персонажей «копнули глубоко», каждого читатель может понять.

Язык академический и светский. Словно читаешь мемуары скучающей дамы из высшего света, которая получила хорошее образование.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Антология «Вампирские архивы»

malecula, 15 апреля 2012 г. 14:59

В антологии можно найти несколько превосходных рассказов. Значительная часть — довольно скучна для современного читателя. Однако все они вместе демонстрируют, как основательны и ветвисты корни вампирской темы в литературе. Собранные произведения позволяют составить представление о зарождение и эволюции «вампирского» жанра. Именно так, я думаю, должна быть собрана хорошая антология.

Вампирское племя представлено в своём разнообразии: хищники без души и разума; древние боги и демоны, могущественные и неуничтожимые; просто психи, вообразившие себя вампирами; обитатели старинных предметов; энергетические вампиры; те, кто питается эмоциями; совестливые вампиры, полные раскаяния; экзотическая вампирша-лягушка.

Некоторые вампиры поражают своей бестолковостью и занудством. Так же не переводятся люди, которые добровольно лезут в злачные места.

Не забыта и вампирская романтика: полюбил, укусил, жили долго и счастливо … – источник модных сейчас гламурных зверьков.

Героями показаны не только вампиры, но также их жертвы, охотники на вампиров, защитники вампиров, сверх вампиры, добрые соседи вампиров – оборотни.

Места действия тоже разнообразны: средневековые замки, склепы, курорты, концлагерь, безмятежный пригород и пятно мертвой земли в цветущем саду. Есть миры, где вампиры ведут скрытную жизнь среди людей; миры, где они уже победили и правят нами; миры-страшилки для вампиров, где эволюция привела к тому, что людей заменили разумные овощи.

С удивлением обнаружила, что прочла также все краткие сведения об авторах. Положительно влияет на восприятие текста.

Исполнение двухтомника от Эксмо/Домино достойное: и обложка, и компоновка, и шрифт – в тему. Из претензий, только: просвечивается текст через страницу.

Если соблюдать правило «читать в одиночестве и после наступления темноты», то обязательно встретишь «свой» рассказ, который заставит опасливо покоситься в темноту за окном.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Дэн Симмонс «Гиперион»

malecula, 27 января 2012 г. 22:58

Радует щедрость Симмонса, по сравнению с некоторыми авторами, которые растягивают свои опусы на многие тома и делают первый том одним большим введением. Симмонс в первом томе рассказал сразу несколько историй, каждая из которых легко могла бы стать отдельной книгой. Впечатляет и диапазон жанров: дневники миссионера и триллер от религии, эротический боевик, мелодрама, мемуары, детектив, дипломатические и шпионские игры. Каждый читатель найдет для себя историю или две, которые действительно интересно послушать, а остальные прочтёт для полноты картины.

Освоенная человечеством вселенная слабо отличается от нашего времени – мы всё те же люди, нами движут всё те же желания, общественное и политическое устройство не изменилось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поверить, что мы уничтожили Землю очень легко. И поверить, что человек сам придумал и создал Шрайка.

Строки английских поэтов, ещё больше связывают Гиперион с реальным миром и привносят романтики, поэтического драматизма.

Шрайк. Не читала продолжения, мне пока он больше нравится, чем пугает.

Пафос эпилога немного смутил.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Нил Гейман «Истина — пещера в Чёрных горах»

malecula, 27 января 2012 г. 21:50

Мастерски смешанный коктейль. Сказочные расы и приземленный быт горцев. Жадность в борьбе с трусостью.

Некоторые люди, демонстрируют подлость и низость, а нелюди – человечность и преданность. Кто-то считает, что вся жизнь: происхождение, воля, приключения, любовь, семья, потери, жажда мести — дорога к истине. А кто-то видит только золото, поживу, и старается запрятать истину в самый темный уголок своего мира и никогда не вспоминать.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Умберто Эко «Маятник Фуко»

malecula, 24 января 2012 г. 09:02

Для меня это произведение – чистой воды приключения. Захватывающие, как «Остров сокровищ» в детстве.

Мистические учения, религиозные ордена, теория заговора. Бесконечная ирония на каждую из этих тем. И некоторые мрачные страницы о них тоже.

Авантюристы – современные и исторические — умеющие запудрить мозги и вертеть людьми, как захотят.

Интеллектуальный клуб в кабаке. Специфичность дружеских отношений героев, построенных на общих интересах и взаимном уважении.Повеселило описание издательского бизнеса господина Гарамона, а так же классификация авторов, приносящих рукописи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В издательствах … сосредотачивается вся глупость мира

Музей техники вызывает желание всё это увидеть и потрогать руками.

Компьютер того времени прямо таки вызывает умиление (О! Абулафия)

И Маятник, как воплощение научного эксперимента. Если бы учёные были религиозны, им следовало бы поклоняться Маятнику Фуко.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Умберто Эко «Имя розы»

malecula, 21 января 2012 г. 14:54

Книга о тех, кто изучал наш мир и развивал естествознание. Их путь был сложен и тернист и в средние века (время событий книги), и во времена древнего мира (книги философов того времени можно считать такими же персонажами «Имени розы», как и людей). Роль церкви противоречива: способствует прогрессу, потому что сохраняет знания и даёт возможность получить образование, и, одновременно, пытается направить развитие в нужное себе русло – несогласных убивают, травят и сжигают.

Вильгельм Баскервильский – учёный и учитель: зарывается в знания так глубоко, как только позволяет ему библиотека, высказывает невероятно смелые для своего времени суждения, щедро делится знаниями и готов всё объяснить, даже когда пояснения пересекают доктрины церкви. Молодой монах Адсон Мелькский оказался отличным материалом для обучения: любознательным, с живым умом и способным на смелые поступки.

Монастырь – детальная, правдоподобная, атмосферная декорация. Монахи – мозаика характеров, слабостей и пороков. Детективная составляющая оживляет сюжет. Злодеи того времени вряд ли испугают современного человека. Но стоит подумать о том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пожар в библиотеке

имеет много общего с законопроектами PIPA и SOPA.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Нил Стивенсон «Вирус "Reamde"»

malecula, 15 января 2012 г. 20:24

Наверное, самое «боевиковое» произведение Стивенсона.

Напичкано актуальными для современного общества темами.

История on-line игры T’Rain. Созданием сюжета в игре заняты два соперничающих писателя. Противопоставляются их идеи, и даже образ жизни: средневековый и хайтековский. Потом уже дизайнеры, геологи, лингвисты и еще букет специалистов.

Интернет-технологии и социальные сервисы выступают кремом, которым вся книга пропитана, как торт.

Семья. Трогательная традиция семейных встреч с пальбой и занимательными историями. Семья Фортрест – основа романа, но описаны и другие семьи – китайская, венгерская, русская.

Белая ворона семьи Джейкоб Фортрест. Своим образом жизни выражает протест, против тотального наблюдения за перемещением и действиями граждан.

Терроризм. Подчеркивается, что это не безумные и бестолковые фанатики. Образованные лидеры, широкая сеть, четкая организация действий, финансирование, снабжение.

Описание организованной российской преступности делает русским честь: минимизация убийств и пенсионный фонд.

Персонажи:

Ричард Фортрест. Полжизни раздолбайничал и игрался, потом на него накатило, и он решил что-то создавать и богатеть. Показан человеком, способным делать деньги на чём угодно. Стоит только захотеть, поймать в воздухе идею, подумать над ней и — вуаля!

В начале романа я прямо немного испугалась, что главный герой будет всего один. Вдруг Стивенсон решил, что читатель расслабился и перестал получать удовольствие от полифонии. Но потом появились персонажи целой толпой. Каждый со своей историей.

Самыми толковыми и организованными показаны террористы. Спецслужбы действую на редкость вяло и расхлябано, позволяют своим агентам делать чёрт знает что. Русский боевик Соколов получает от меня приз за «изобретательность в безвыходных ситуациях». Компания: венгр и китаец хакеры и китайская девушка с ними – приз за сплоченность и целеустремленность. Агент МИ-6 Оливия – за то, что выбирала правильных мужчин. Американский боевик Симус Костелло зачем был нужен не совсем понятно. Зула Фортрест — приз за то, что не свихнулась от страха и нашла в себе силы на планы, на побеги, на стрельбу.

Движение сюжета:

Русская мафия, вирус Reamde, толпы сражающихся на полях T’Rain, нелегальное пересечение границ, немного IT, а дальше свистопляска – беготня, перестрелки, взрывы, предательство, убийства, террористы, спецслужбы. Отважные действия Зулы Фортрест, после которых на её сторону встало много людей.

Количество героев с благородными устремлениями превышает все разумные пределы. Зуле стремятся помочь практически все. Даже те, кто ещё с ней не знакомы. Даже главный террорист Абдулла Джонс и тот всё пытается оттянуть её убийство.

До самого конца книги вся эта компания гонялась друг за другом с фантастическим усердием и средствами.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

malecula, 22 октября 2011 г. 14:55

Понравилось :smile:

Герои – профессионализм, дерзость, целеустремленность. И способность оценить красоту, правда, каждый свою – разыгранную схему, загадку, архитектуру, время, жизнь в бою, ролевые игры.

Картина будущего тоже хороша, даже правдоподобна.

Соборность – пытается заполучить всю вселенную. Характерный для некоторых образований – империй или режимов – аппетит. И это не загадочный инопланетный монстр, а вполне себе люди, эволюционировавшие, в какую сторону им хотелось.

Марс и город. Жутковато, технологично и очень красиво.

Гевьюлоты и социальная модель, основанная на приватности. Жюль Верн и Гербер Уэльс рисовали наше будущее отталкиваясь от электричества, двигателей внутреннего сгорания, самолетов и подлодок. А Райяниеми отталкивается от интернета, электронных денег, гаджетов, которых у нас теперь полные карманы.

Детективная составляющая меня не очень впечатлила. Особенно расстроило раскрытие родственных связей — у меня ассоциируется с бразильскими сериалами.

Цикличный способ существования – то живой человек, то дух-в-машине – это любопытно, но вызывает оторопь. Трудно представить, как психика выдерживает такие обороты. Люди в одиночных камерах и на необитаемых островах с ума сходят.

В книгу вместилось много еще всего интересного: дилемма заключенного, gogol pirates, сокровищница зоку, нищие без времени, разумный корабль…

Было очень вкусно. Жду «The Fractal Prince».

Оценка: 9
⇑ Наверх