fantlab ru

Все отзывы посетителя Blam

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Анна Смит Спарк «The Court of Broken Knives»

Blam, 4 октября 2023 г. 21:30

В английской аннотации книгу почему-то сравнивают с Князем пустоты Бэккера, вот я и повелся. Сравнивать тут конечно нечего. Да, темное фэнтези, политика, герой непритный Мэри Сью. Но качество ниже на порядки.

В книге вообще две слабо пересекающиеся сюжетные ветви — политическая с Орханом, и приключенческая с местным Мэри Сью. Политическая написана даже неплохо, хоть и довольно бедно. Но, по крайней мере, отторжения не вызывает.

А вот приключенческая просто ужасна. Герой — мерзкий и тупой дэд-инсайд выживает на каждом своём шагу только благодаря божественному вмешательству. Подчиняет драконов и людей, завоевывает женщин, бесконечно жалеет себя. Но всё только потому что он красивый, богатый и за ним присматривает божество. У Бэккера мы могли не любить Келхуса, но смотреть за ним было интересно, да и за персонажами вокруг него. Следить за местной чередой роялей из кустов скорее схоже с плохой комедией. Персонажи вокруг основного просто шаблоны, на фоне которых читатель подталкиевается к сочувствию основному дегенерату.

В общем, большей частью, выглядит не как профессинальный дебют, а скорее как первый в жизни фанфик, обязательно с оверпаверед селф-инсертом. Любителям Бэккера уж точно не рекомендую.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Дэниэл Суарез «Поток»

Blam, 29 мая 2022 г. 18:37

Очень понравилось начало книги — много физики, много мрачняка, борьба за свободу против «мы лучше знаем как всем лучше». И я уж было подумал что прочту такой клёвый микс из Грега Игана и Айн Ренд. Но вторая половина книги, к сожалению, разбила эти мечты. Потому что дальше хорошего становится всё меньше, а глупых клише всё больше. Стало больше похоже на какую-то бондиану, только с максимально плоскими персонажами и предсказуемым сюжетом. В итоге, мой вам совет, если всё же решились почитать, понимая что это лауреат премии Прометея и надеясь на идеи свободы, хотя бы не питайте к этой книге несбыточных надежд. Проходной боевичок с интересной завязкой — это да, но не более.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Брендон Сандерсон «Давший клятву»

Blam, 11 января 2022 г. 11:51

Развитие сюжета цикла: где-то банально, в целом интересно — особенно дальнейшее раскрытие лора и механики мира. Но персонажи и повествование всё еще очень на любителя, особенно вечноноющий Каладин. Порой повествование превращается в «испанский стыд», что напоминает какую-то аниме-стилистику. Поэтому, наверное, легче всего читать этот цикл представляя в голове картинку из сёнен джамп — синдзи-каладин, цундере-шалан, вот это вот всё. Если сможете такое выдержать, то лор и механика мира дадут хоть какое-то вознаграждение от чтения. Мне было сложно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Адам Сильвера «В конце они оба умрут»

Blam, 7 июля 2021 г. 22:57

Добротный young adult, пусть и позорно промаркированный в России как «18+«, хотя ничего там такого нет. Фантастическая посылка здесь служит для раскрытия личной истории и практически не раскрывается. Зато хорошо раскрываются персонажи, позволяя соотнести себя с ними целевой аудитории книги — молодым парням лет до 25. Читать в целом приятно, перевод хороший.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Blam, 10 апреля 2021 г. 09:02

Великолепная книга, которая уже в наше время не столько научная фантастика, сколько современная драма и этический трактат. Читается при этом легко и «взапой», стоит, по крайней мере, только одолеть первые пару глав с ошибками и осознать всю ситуацию.

Автор ставит множество этических вопросов, и в этом направлении книга очень глубока. Этика медицины, этика научного эксперимента, этика отношения к инвалидам, этика воспитания детей… И глубже: правосубъектность недееспособных и практически недееспособных людей, постепенная потеря дееспособности при старении или болезни.

Эта книга — отличная пища для размышлений о картине нашего общества. Глазами одного героя, книга позволяет поставить себя сразу на место нескольких персонажей, словно лекарство от эгоцентризма. Можно порекомендовать в первую очередь молодым людям, для смягчения определенных граней юношеского максимализма. Но в целом, это классическое произведение, я считаю, стоит прочесть всем.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Яцек Дукай «Иные песни»

Blam, 10 апреля 2021 г. 08:45

Автор взялся подробно описать мир, в котором воля человека напрямую влияет на материю. Причём мир практически наш: античность плюс-минус та же, но происходящие в нём средние века уже скорее напоминают фэнтези.

По ходу повествования автор раскрывает многие интересные для такого мира концепции: как в нём выглядят быт, торговля, политика, война, наука, и в конце концов встреча с неземным разумом.

Читать это довольно интересно, хотя местами действие проседает, неизбежно уходя в описание этого чудного мира, однако основной сюжет всё же никогда до конца не отступает и порой радует своими повортами.

Отпугнуть может обилие местных терминов, в которых, впрочем, не так уж и сложно разобраться, ну и концовка показалась мне несколько оборванной.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Брендон Сандерсон «Путь королей»

Blam, 8 декабря 2020 г. 22:25

«Путь королей» — роман, открывающий еще одну подсерию Сандерсона в мире Космер. Героическое фэнтези с намеком на дарк (но на самом деле нет).

Как всегда, главной сильной стороной автора является мир и система магии. Слабая сторона, опять же, — простоватые персонажи и диалоги. Предыдущие прочитанные мной книги Сандерсона — «Пепел и сталь» и «Стальное сердце» я оценил невысоко. Низкокачественные диалоги и персонажи там затмили для меня интересный мир и продолжить читать те две серии я не смог.

«Путь королей» в этом отношении гораздо лучше. Да, персонажи простоваты, но хотя бы не откровенные «мэри сью» (по крайней мере пока что). Да, диалоги (и монологи) не блещут красотой иных авторов, но постыдных, неестественных диалогов, от которых хотелось бросить чтение, тут не больше десятка. В ранее прочитанных книгах таким был почти каждый диалог, так что, согласитесь, достижение для автора. Остальные диалоги вполне себе приемлемые.

Книга довольно длинная и не сильно наполнена действием. Но происходит в ней главное: раскрывается мир и лор через действия множества персонажей. И мир этот интригует. Напоминает экзотические миры вроде игры Morrowind. Думаю, что такое постепенное раскрытие деталей культуры, биологии, экологии, религии и истории вполне оправдано. Персонажи, как я уже говорил, простоваты, и скорее являются драйверами для такового раскрытия. Но хотя бы, наконец-то, не мешают погружению в этот чудный мир.

В общем, если вы хотите почитать фэнтези Сандерсона — начните лучше с этой книги, она, пожалуй, наименее стыдная: авторские недостатки наконец-то не мешают наслаждаться авторскими достоинствами. И тогда получается очень даже интересно.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

Blam, 25 ноября 2020 г. 10:35

При всей известности автора, книга мне совершенно не зашла и читать её продолжение не хочется.

Явные плюсы: построение мира, система магии, попытка встроить атмосферу революции в сюжет.

Минусы: плоские персонажи, деревянные диалоги, много странной сюжетной логики, явные «мэри сью».

В итоге выглядит как отличная задумка с плохим воплощением. Картины в воображении может вызывать сочные, но повествование вызывало у меня порой лишь испанский стыд. Ну не верю я в этих персонажей, ну не разговаривают люди так, ну неинтересно следить за персонажами, которые могут всё, а последствия для окружающих толком и не показываются.

Видя восторги в других отзывах, думаю, что возможно просто «не мой» автор.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ричард Морган «Тёмные ущелья»

Blam, 24 ноября 2020 г. 07:42

Третья книга цикла несколько отличается от первых двух. Она подлиннее, и автор будто бы уже не смог удержать единый стиль на всём её протяжении. Минус тут в некоторой сбивчивости, а плюс — в более свежем взгляде на продолжение истории.

Могу выделить три части произведения, несколько разнящиеся по стилю: героические приключения, не совсем героические приключения (эта часть явно провисает) и тёмный эпик (как в прошлых книгах). Провисающая часть сюжета в целом небольшая, но то что на каком-то моменте становится скучновато — всё же минус автору. Если не удалось выдержать саспенс, то можно было бы и подсократить повествование.

Героика порой смотрится странновато: в какой-то момент каждая глава начинает заканчиваться клиффхэнгером. Как в сериалах категории Б, где перед рекламой показывают крупный план и драматическую музыку, а после рекламы — общий план и ситуация разрешается вполне рядовым путём. Тут местами получилось особенно странно: когда сначала нам в начале главы описывают героя, обретающего чуть ли не всемогущество, а в конце главы ему случайно проламывает голову кирпич.

Тёмный эпик в целом хорош, хотя с таким размахом иногда не хватает приземлённых горестей прошлых книг. Зато пикировки с местными божествами весьма хороши.

Концовка немного открыта, хотя вряд ли намекает на продолжение. Максимум — на другую серию в том же мире. И может быть бы и стоило — учитывая, что не все его секреты нам в итоге раскрыли. Впрочем, почти всё получило хотя бы намёк.

В итоге, книга серию завершает неплохо, хотя лично я ожидал от неё чуть большего. В целом — всё также можно рекомендовать всем любителям тёмного фэнтези, которых не смущают геи.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ричард Морган «Хладные легионы»

Blam, 5 октября 2020 г. 16:03

Достойное продолжение интригующей серии.

В целом видно, что автор проделал хотя бы какую-то работу над ошибками и вторая часть получилась несколько техничней первой. Сюжет стал более внятным, действиям персонажей дано больше логики, контекст не сваливается на голову читателя внезапно большими кусками. С другой стороны, ответы на самые интригующие вопросы о мире тут не даны и надо ждать третью часть.

В общем же — всё тот же отличный дарк с нетрадицонными персонажами, лично я прочел с удовольствием.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ричард Морган «Сталь остаётся»

Blam, 7 сентября 2020 г. 20:28

Книга – яркий представитель жанра темного фэнтези. По уровню жестокости сравнима с Майлом Флетчером и Скоттом Бэккером. Мне нравятся такие образцы темного фэнтези, потому что они реалистичны: темные времена, темные нравы. И в наше-то время есть факты пыток, фэнтези-средневековые войны без них явно не обходились, чему в книге посвящено достаточно времени.

Сюжет начинается «после». После победы людей в мировой фэнтези-войне, после ухода местных «эльфов», казалось бы, в моменты расцвета человеческой цивилизации.

Главные действующие лица — ветераны отгремевшей войны, после неё большей частью забытые и потерянные в своих душевных ранах, среди тех, кто на этой самой войне не воевал, а умудрился подзаработать. И да, двое из трёх — нетрадиционной сексуальной ориентации, включая подробные описания однополых сексуальных актов. Впрочем, если не гомофобствовать, то выглядит это одновременно и реалистично (не все ветераны натуралы) и оригинально (сколько можно штамповать шаблонистых героев-ловеласов). Да и мир вокруг вовсе не сошел с агитки толерастов — бранными словами, а то и тумаками, за нетрадиционную сексуальную ориентацию тут награждают чуть ли не чаще чем в жизни.

Кроме оригинальной политической обстановки (после войны), также интересны системы «магии», если ее так можно назвать. Потому что магия здесь явно имеет научную подоплеку: Кириаты — раса инженеров-технократов, Олдрейны — раса существующая в вероятностях мультивселенной Эверетта, различные монстры — мутанты с объяснимым генезисом. Впрочем, другие разумные расы большей частью покинули этот мир. Поэтому у нас есть человечество и его классическая фэнтезийная тоска по «магическому» прошлому.

Сюжет несколько линеен и явно рассчитан на раскрытие в продолжениях. Гораздо интереснее было узнать о загадках (и разгадках) представленного мира и его обитателей.

В целом, рекомендую книгу всем любителям темного фэнтези (особенно если нравится когда с научной основой вроде классики Вэнса), если вас конечно не корёжит от гомосексуальных сцен.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Майкл Флетчер «Без надежды на искупление»

Blam, 31 августа 2020 г. 07:33

Настоящий гримдарк, без всякой там героики. Потемнее Стивенсона, Аберкромби, Моргана, где-то наравне с Бэккером. По своей идее чем-то напомнило «Мстителей» Сандерсона, но без подросткового уклона, а наоборот.

Автор развивает конкретную тему – мира где реальность определяет вера. А самая сильная вера во что-то нереальное – у безумцев. Они и становятся местными магами. Система магии получается достаточно интересной, проработанной и оригнальной.

При этом в первую очередь автор концентрируется на персонажах и их психологическом состоянии. Мир за пределами непосредственного восприятия персонажей выписан очень абстрактными мазками – без какого-то детального лора. Зато в мотивацию этих персонажей действительно верится.

Героев и святых тут нет – это то что я люблю в гримдарке. Людьми правит реализм похотей и пороков, лишь иногда парадоксально порождая что-то похожее на заботу о высшем благе или резкие всплески совести.

В целом могу рекомендовать роман всем любителям темной фэнтези и надеюсь на перевод продолжения.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Питер Гамильтон «Звёздная дорога»

Blam, 12 августа 2019 г. 12:16

Завязка интригует научно-фантастическим детективом. Но хотя детективная линия проходит через все повествование, самой важно оказывается не она. Персонажей и линий повествования несколько, и остальные скорее приключенческие и социальные.

Больше всего мне понравилось описание мира будущего – нюансы политической, экономической и социальной жизни общества. Довольно разнообразный мир получился.

Персонажи – интересные, но основные – с оттенком мерисьюшности: всё могут, всё умеют, прям неинтересно местами.

Ну и развязка какая-то уж слишком плюшевая, с каким-то авторским морализаторством в контексте. Хотя впечатление не сильно испортила, но будь концовка более жесткой и идеологически нейтральной, оценка была бы еще выше.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Грег Иган «Лестница Шильда»

Blam, 15 сентября 2018 г. 10:57

«Лестница Шильда» – наверное самая твердая НФ Игана (да и вообще). Если обычно для твердой НФ в конце идут библиографические справочники, то тут в конце книги целая дипломная работа по физике с формулами и графиками. Чем больше понимаешь в физике – тем интереснее читать. Иначе, наверное, будет слишком много непонятных слов. Да и сюжет не сказать, что прям интересный без лежащей под ним физики. Именно правдоподобие совсем иной вселенной делает эту книгу интересной. Но, пожалуй, не начинайте читать Грега Игана с нее. Возьмите лучше «Город перестановок».

Зато при прочтении мне понравилась такая идея:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет на Той Стороне очень интересно обдумать наизнанку. Представьте наш мир, в котором вдруг появляется вот такой пришелец из другой вселенной, с другой физикой. Вещает из какого-то артефакта, пророчит апокалипсис. Прям фэнтези или мистику уже напоминает. И очень интересно посмотреть на это со стороны этой самой расы пришельцев (вспомните, например «Нечтожества» Уоттса), только здесь пришельцы – это мы в будущем. Я себе все время представлял – а что, если бы какой-то странный метеорит заговорил в нашей вселенной. Было бы хорошей находкой – написать зеркальное произведение, разве что для понимания придется-таки поменять местами вендековую физику и нашу.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Р. Скотт Бэккер «Око Судии»

Blam, 4 сентября 2018 г. 08:05

Первая книга второго цикла действительно получилась более попсовой. Может, чтобы завлечь новых читателей. Может, чтобы дать старым вспомнить особенности мира. Большей частью — классическое прям приключение в подземелье.

Но, даже если не читать предыдущие и последующие книги, Бэккер все равно хорош. Это и великолепный, детально прописанный мир со своей поэтичной жестокостью и реалистичной инаковостью. И тщательно продуманные персонажи. И идеи, большинство которых, впрочем, раскрываются в полном цикле.

Возможно, идеи автора воспринимаются лучше при наличии какого-то багажа знаний. Христианская философия, классическая немецкая, современная философия науки. Для меня было очень интересно наблюдать переплетения твердой научной фантастики с религиозными метафизическими мотивами — в отличие от «сказочного» фэнтези, такое, историкоподобное, приобретает какую-то жесткость реалистичности. Так же как низкомагичный реализм Мартина со множеством смертей, но в ином ключе. Скорее как если бы религиозные мифы средневековья были правдой.

В общем, любителям темного фэнтези — читать обязательно. Но лучше с самого начала. На мой вкус — лучшая фэнтезийная сага.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Blam, 29 августа 2018 г. 20:09

Очень хорошо написано. История — такая помесь Мартина и Толкиена с элементами книг о Конане и Мерлине. Но, всё-таки, в своем стиле.

Хороший язык и неплохой перевод, читать легко и приятно. Интересные персонажи, диалоги, отличное описание боевых сцен. Проглядывают мистические загадки миростроительства.

Но, все же, первая книга показалась мне каким-то прологом, не законченной историей, а первой серией в сериале. Немного не хватило какой-то изюминки. Желание продолжить читать серию — есть. Вполне возможно, что оценка пойдет лишь вверх с дальнейшим прочтением. По крайней мере потенциал такой у серии я предчувствую.

P.S. Кстати сильно уж «тёмным» мне это фэнтези не показалось после Мартина и Бэккера, по крайней мере первая книга. Реалистичное, относительно низкомагическое, но все же скорее героическое фэнтези. Может, опять же, дальше будет жестче.

Оценка: 8
– [  32  ] +

Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Blam, 21 августа 2018 г. 19:40

Первое что надо понимать об этой книге: это фанфик. Возможно, у меня изначально предвзятое отношение к фанфикам – я считаю их проходной фазой обучения, когда у писателя нет желания придумывать свой мир и персонажей, а тренироваться писать надо. Но по крайней мере этот фанфик мои предрассудки лишь подтвердил – написано несерьезно. В рваном ритме переходя от крайне сомнительных шуток (ни разу не улыбнулся) к чернухе, а затем к цитатам из книг по логике. Повествование не блещет качеством, зато изобилует крайне сомнительными моментами, разрушая любую атмосферу, какую бы автор ни хотел построить, если вообще пытался. Персонажи достаточно примитивные, причем не плоские, а скорее инструментальные: автор доносит до читателя свои идеи максимально прямо, поэтому целостность и реалистичность персонажей и их диалогов его не заботят.

Идея сюжета изначально интересна: заменить классического Гарри Поттера на профессора логики, противопоставить фэнтезийной магии реальную науку. Однако, получившее больше походит на классическую проблему неопытных писателей фанфиков – «Мэри Сью персонажа». Для тех, кто не в курсе, определение из вики: персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включения» самого себя в произведение и осуществление собственных желаний за его счёт. Собственно, именно из этого и получается Поттер Юдковского: «а вот я бы на месте Гарри Поттера, ух…». Персонажам-любимчикам автор вкладывает в уста собственные фразы, нелюбимые персонажи просто назначаются сумасшедшими идиотами. Большинство высказываемых откровений, при этом, имеют явно назидательный тон, будучи в основном преподносимыми как истина в последней инстанции. Которую 11-летний вундеркинд высказывает напрямую, а не постигает в жизненных трудностях. Возможно, конечно, кроме явной неестественности персонажа, дополнительную сложность для сопереживания ему является его возраст, и более юным читателям книга понравится больше.

Оригинальные книги Роулинг о Гарри Поттере я не читал, разве что фильмы смотрел. Но ярым поклонником ее творчества не являюсь. По идее, вполне себе хорошая, атмосферная сказка. А вот Юдковский всю атмосферу, конечно, портит. Но это что касается художественной части. Изначально мне советовали эту книгу как имеющую отличный научный посыл, и популяризаторскую функцию, поскольку я являюсь кандидатом технических наук и много занимаюсь философией науки. Поэтому проблемы познания и истины мне профессионально близки. В изложении Юдковского они большей частью действительно соответствуют современным научным теориям и исследованиям. Но, как известно из тех же теорий, факты могут менять свои значения в контексте разных исходных парадигм. Поэтому непреклонность и назидательность изложения идей в виде вселенской истины, меня лично настораживает. Какой бы благонамеренной ни была у автора пропаганда своих взглядов, в такой форме она прямо кричит о своей сомнительности. Наука характеризуется разными школами мысли и точками зрения. На тот же радикальный консеквенциализм можно найти много томов справедливой критики. Хотя по отдельности, идеям сциентизма Юдковского мне иногда хочется лишь аплодировать, такое их нагромождение в одной детской, по своей сути, книге – это уже перебор.

Сущность повествования при этом остается в той же детской, черно-белой канве, борьбы добра и зла. Автор лишь подключает свои идеи о том, что такое добро, не очень-то принимая моральные полутона. Это лишь обостряет ощущение пропаганды, даже когда те самые идеи-то вы, в основном, разделяете. Насколько я могу судить (не прочитав оригинал), даже на жизнь Поттера Роулинг выпало больше реалистичных моральных полутонов внутренней борьбы, чем на Поттера Юдковского.

При всем при том, есть замечательная полноценная серия книг. Тёмная фентези для взрослых. С комплексными, неоднозначными персонажами. С отличными, продуманными миром и системой магии. С глубокими философскими мыслями из лучших монографий, без всякой назидательности к читателю. Заставляющая задуматься над этими мыслями, исходя из повествования, а не из их прямого изложения. И с все той же начальной идеей постижения человеком науки внезапного для него мира магии. Это серия «Второй Апокалипсис» Р. Скотта Бэккера. Из-за похожих сюжетных идей я просто не мог не сравнивать, и книга Юдковского тут явно в проигрыше.

Таким образом, я не могу порекомендовать вам эту книгу Элиезера Юдковского. Она может понравится тем, кто не знаком с философией науки, но уже имеет такой жизненный опыт, который просит облечь его в подобную словесную форму. Но лучше почитайте научно-популярную литературу, я бы рекомендовал книги Дэвида Дойча. Она может понравится любителям фанфиков – но я читал фанфики и лучше. Она может понравится любителям Гарри Поттера – но только если они не обеспокоены каноничностью и не слишком требовательны к качеству повествования. Наверное, это книга для людей на пересечении этих социальных подмножеств. И в определенном поколении, как я понимаю, достаточно много людей подходят под эти условия. Для меня эта книга… ну, местами была неплоха. Но в целом – не оправдала ожиданий.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Питер Уоттс «Ничтожества»

Blam, 13 августа 2018 г. 12:18

Рассказик маленький, но хороший. Взгляд со стороны роевой сущности (сильно ослабленной), которых Уоттс много напридумывал в Эхопроаксии. Еще один выпад автора против человеческого мозга и индивидуального сознания.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Р. Скотт Бэккер «Зовите меня Апостол»

Blam, 10 августа 2018 г. 12:04

Вторая, после Нейропата, попытка Бэккера писать в более доступном жанре. Теперь это детектив с элементами триллера и еще более легкой фантастики. Сам детектив, пожалуй, максимально шаблонный, со всеми этими женщинами, пошлыми шуточками и матом. И шаблонный же главный персонаж – алкоголик, наркоман и частный сыщик с бесконечной жалостью к самому себе. Разве что со сверхпамятью.

Что в этой книге мне больше всего запомнилось – концепция секты «Система отсчёта». То ли это хорошая идея для секты, то ли хорошая идея концепции скрытой реальности произведения. Но для для шаблонного в остальном повествования очень яркая и качественная деталь. То ли из фантастики, то ли из мистического реализма.

В общем, поклонникам творчества Бэккера читать стоит. По объему вещь небольшая. Еще и перевод на русский язык здесь неплохой, в отличие от того же Нейропата.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Брендон Сандерсон «Стальное Сердце»

Blam, 27 июля 2018 г. 21:41

Роман в стиле комиксов про супергероев с интересными поворотами сюжета. По мне так стиль Сандерсона всегда был этакий «детско-юношеский», и его фэнтези это на руку не играло. Но вот к супергероям подошло как раз хорошо, так что из всех его книг могу порекомендовать в первую очередь именно эту. Особенно если вам нравятся супергерои, комиксы, или хотя бы фильмы по DC или Marvel. Вполне себе уровень хорошего комикса, и атмосфера замечательная. Проработка мира у Сандерсона всегда хороша. Персонажи и диалоги – в подростково-непосредственном стиле, опять же, как всегда. Но комиксу это идет.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Обделённые»

Blam, 27 июля 2018 г. 21:33

Социально-политическая фантастика, в которой сравниваются два политических строя: анархо-коммунизм и госкапитализм, существующие на соседних планетах. Автор старалась показать как плюсы, так и минусы и того, и другого. И все же, условия там явно неравные (пустынная планета против плодородной), да и определенные симпатии автора в тексте просматриваются. В политической тематике сложно удержаться от проповеди собственных взглядов.

Но текст очень приятный, читается хорошо. Как фантастика пойдет. Социальный конфликт скорее крупными мазками, но быт героев описан достаточно интересно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Р. Скотт Бэккер «Нейропат»

Blam, 27 июля 2017 г. 09:48

«Нейропат» — это психологический триллер в практически современном антураже. Время действия — ближайшее будущее, буквально несколько лет вперед от условного сегодняшнего дня. Это околополицейская история об охоте за маньяком, попутно сдобренная рассуждениями о человеческой психике и основах человечности вообще. Главный герой — Томас Байбл — профессор психологии, разведен, двое детей. Более-менее обычный, современный нам человек, разве что с интересными работами по психологии. И тут в его жизнь входит маньяк.

В философском плане, книга является изложением нескольких идей, уже озвученных в цикле «Второй Апокалипсис» Бэккера — о свободе воли и сущности человеческого сознания. Если там они терялись в общей куче, то здесь выведены на первый и, по сути, единственный план. Основные действующие лица могут быть порой несколько скучны и шаблонны (например, очередные проблемы моногамии-измены навевают тоску), однако, это может быть авторским ходом — для максимальной доступности повествования широким массам. И действительно, в отличие от фэнтези-эпика, в таких декорациях практически те же проблемы воспринимались мной куда ближе к сердцу. Весь world-buiding (построение мира) и character-building (создание персонажей) сведен к минимуму нашей реальности, как в каких-нибудь ширпотребных романах жанра мистического реализма. В каких-то моментах это выглядит сильно, в каких-то — излишне простовато для искушенного читателя.

Так же как и другие книги автора, это очень жесткая книга. И творимые в ней зверства действительно выводят читателя из равновесия. Но в этом вся красота Бэккеровских книг — все те переживания, лишенные розовых очков, что они дают. Не каждому подойдет настолько мрачное повествование, но тем кто устал от детскости популярной фантастики очень рекомендую. Тут нет насилия ради сцен насилия и секса ради сцен секса — все логично и по-взрослому неприятно.

Однако, после «Второго Апокалипсиса» Бэккера или «Ложной слепоты» Уоттса, эта книга кажется простоватой, сконцентрированной на единственной идее в шаблонных декорациях. Мне показалось, что Нейропат был для Бэккера больше попыткой расширить свою читательскую аудиторию, чем написать что-то новое. С Уоттсом их явно сближает знакомство с трудами Томаса Метцингера — кстати, интересное совпадение с именем главного героя. Но уровень научной проработки все же не тот — никакого тебе списка использованной научной литературы в конце. Сама рассматриваемая идея вполне логична, но доведена до экстремума, в пессимистичном ключе. Читая, мне приходили в голову свои контр-аргументы, которые автор не рассматривал. Конечно, это может быть даже плюс этой книги — стимулирование к подбору своих Аргументов к проблеме. И все же, кажется что воззрение на нее подано в излишне однобоком ключе, исключительно от лица главного персонажа.

Художественный стиль Бэккера как всегда хорош, по крайней мере мне по нраву. Однако русское издание напрочь испорчено переводом. Владимир Симонов и «Эксмо» не справились и выдали откровенную халтуру. Позор. Пришлось переключиться на англоязычную версию. Все претензии к непонятным диалогам, действиям или описаниям в русскоязычной версии — исключительно к переводчикам. Ошибки вроде мелкие, но вызывают искажение смысла. Не давайте ни копейки ни Эксмо, ни Симонову, это просто тупая разводка. Возьмите эту книгу у друга или в библиотеке. А если есть возможность — купите оригинальную англоязычную версию.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Р. Скотт Бэккер «Нечестивый Консульт»

Blam, 15 июля 2017 г. 23:09

Эта книга — хорошее продолжение великолепной серии. Но не завершение. Наверное, главная претензия к этой книге — ощущение клиффхэнгера в ее конце. Все же, конец первой трилогии у Бэккера был более органичным. После более чем десяти лет, мы все еще ждем, и будем ждать, продолжения этой саги. С другой стороны, как со всеми великими произведениями, было бы грустно навсегда простится с этой историей. Так что пусть уж автор пишет, пока может.

Для меня главное в художественной литературе — это захватывающие идеи и живые персонажи (кто-то скажет «мерзкие», а я скажу — не плоские). И этого у Бэккера в избытке. При таком количестве идей, Бэккер справляется великолепно, что делает этот цикл для меня лучшим в жанре фэнтези. Для меня Бэккер в фэнтези находится на тех же высотах, что Питер Уоттс и Грег Иган в научной фантастике. Впрочем, фэнтези тут, правда, не чистокровное, но это нормально, когда действительно значимые произведения не могут удержаться в узком жанре.

Стиль повествования все так же великолепен — широкий словарный запас, стилизация, легкая миграция от эпической битвы до неторопливого внутреннего монолога и обратно. Каждое название, каждое имя несет за собой историю, загадку. А их тут сотни.

Но эта книга, наконец-то начала разматывать эти загадки. Чего стоит только новый энциклопедический глоссарий в конце. Не поленитесь прочесть и его — в его сводках содержатся дополнительные ключи к пониманию, отсутствующие в основном тексте! Но, может быть, поэтому она показалось мне, все же, не настолько монументальной и поражающей воображение, сколько предыдущая — «Великая Ордалия». Часть загадок приобрела довольно приземленные разгадки, другая часть — странные, третья часть вообще открыта не была и повисла в воздухе. Все же, «Ордалия» была кульминацией, лучшей книгой всей серии для меня, в то время как «Консульт» — лишь неоконченная развязка.

Большую часть книги занимает сражение у Голготтерат. Все арки сводятся туда, и повествование уже скачет по персонажам в пределах каждой главы, ведь место действия — одно на всех. Надо сказать, что не все арки получили достойное завершение. Некоторые вообще были забыты и явно оставлены на продолжение. Другие разрешились как-то уж слишком обыденно и невзрачно. Часть персонажей явно была нужна автору, чтобы вести повествование от их, «человечного», лица, скрывая в тени мысли сверхчеловечных личностей. Может даже показаться что автор тут «недожал», но скорее это тоже была задача: показать приземленную судьбу тех, кто и не стремился стать чем-то по-настоящему большим. «Life is strength. <...> She lived a good life but she had no power. She was a slave to death.» (Irenicus)

Сюжет полон интересных поворотов, логичных но не предсказуемых. А красота построенного Бэккером мира все больше открывается перед читателем. Этот мир грязен и отвратителен, и в этом — прекрасен, выдавая аллюзия за аллюзией на реальные верования и воззрения и их последствия. Количество отвратительных сцен здесь превышает все остальные книги, но остается в рамках допустимого для такого жанра.

При всех особенностях этой книги, я просто не могу поставить Бэккеру меньше максимального балла. Мне нравятся Мартин, Эриксон, Кук, но еще никто, для меня, не смог сравниться с мастерством Скотта Бэккера. Читать его для меня — само по себе наслаждение. Это замечательная серия, которая, надеюсь, получит еще замечательных продолжений.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Грег Иган «Город перестановок»

Blam, 13 марта 2017 г. 10:41

Эта книга в жанре твердой научной фантастики затрагивает множество интересных вопросов: виртуальная реальность, искусственный интеллект, пришельцы, бессмертие, проблема Творца. Грег Иган вообще — один из самых талантливых писателей в жанре твердой научной фантастики относительной современности наравне с Питером Уоттсом. Произведения Игана все же менее насыщены реальными теориями, зато более художественны и близки более широкому читателю, при том что не менее интересны в плане близости фантастических допущений к реальной науке.

Книга вообще замечательная — читается легко, идеи очаровывают. Надо сказать что книга вышла еще в 1994ом, но на русском языке появилось только в 2016ом. Поэтому некоторые отсылки к «десятым годам» сейчас воспринимается не как будущее, а как прошлое, но теории пока что не устарели, так что это нормально. Перевод вроде как хороший, с оригиналом не сравнивал, но читалось легко, без затыков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Виртуальная реальность показана очень интересно, в первой части книги — весьма реалистично, во второй — скорее фантастично, но тем не менее исходя из интересных посылок. В первой части книги виртуальная реальность делится на два вида. Первая — эмуляция эмпирических физических законов, без симуляции всей атомной структуры пространства. Личности здесь строятся по принципу «лоскутов» — составленных из неких эмпирических закономерностей. Вторая — упрощенная атомная модель из 32х неделимых атомов без квантовых эффектов, которая может эволюционировать в полноценную вселенную при наличии достаточной вычислительной мощи. Одно из интересных допущений здесь в том, что ни для сознания, ни для возникновения жизни в процессе эволюции квантовая теория не является необходимой.

Однако, автор идет намного дальше. В первый тип виртуальной реальности он запускает копии сознания живых людей, сделанные с разрешением достаточным, чтобы иметь сознание. После этого он проводит над ними тесты — разгоняет и замедляет их реальность, дробит ее на части, которые рассылает по разным компьютерам и исполняет в случайном порядке. Но субъективная реальность виртуальной копии остается гладкой. Таким образом, он делает вывод, виртуальная реальность уже где-то существует, а компьютеры лишь осуществляют просчет ее фрагмента. Вся вселенная, по сути, — компьютер для множества параллельных реальностей, в чем-то схоже с многомировой интерпретацией квантовой механики. И сделать окно в параллельную вселенную проще всего (а может и единственно возможно) — создав ее эмуляцию в виртуальной реальности. Но мало того что можно создать окно. Можно создать целую реальность (а точнее подобрать конкретную из бесконечного множества возможных) и переместить туда копию своего сознания. Можно создать реальность, которая (в теории) будет бесконечна, так же как и существующие там сознания. Причем в отличие от виртуальной реальности, для этой реальности уже не будет нужен исполняющий ее компьютер, кроме самой вселенной.

Так мы подходим к проблеме бессмертия. Автор исследует проблематику многотысячелетнего существования человеческого сознания в такой реальности, обдумывая нюансы памяти и интереса к жизни. Ведь если существование бесконечно, когда-то мы перепробуем любое занятие и любой интерес. Таким образом, можно просто случайно менять интересы раз в несколько лет, не ограничивая их список.

При этом, «искусственный» интеллект ничем не отличается от естественного, если он достаточно совершенен. Варианта правда у автора всего два: «лоскутные» копии человеческого сознания в первом типе виртуальной реальности, либо эволюционировавшие с нуля разумные существа во втором типе виртуальной реальности. Компьютеров, развивших сознание в книге нет.

Собственно и «пришельцы» здесь — пришельцы вовсе не их космоса, а из параллельной виртуальной вселенной, с другой физикой.

При этом интересна проблема «Творца». Если люди сотворили виртуальный мир, в котором развилась новая форма сознания, это не значит что они ее Творцы — они лишь открыли окно в этот мир. Пусть даже они могут проследить свое участие до создания первичных атомов этого мира и промотать модель этого мира в любом порядке. Здесь сознание определяет реальность того или иного мира. Чем-то похоже на «квантовое» бессмертие, но без его квантовой части.

Другой «околобиблейский» сюжет — ад. Что если копия человеческого сознания в виртуальном мире, где она всемогуща, уверена что попала в свое посмертие и достойна лишь ада за свои «грехи» в реальной жизни. В бессмертной жизни чувство вины может со временем настолько поглотить человека, что он устроит ад сам себе (который со временем станет реальным). В то время, как человек счастливый, гармоничный и довольный собой может устроить себе настоящий рай.

В общем, книга великолепна — один из лучших представителей современной твердой научной фантастики. Рекомендую всех кого хоть немного интересует этот жанр.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Джеймс Лусено «Дарт Плэгас»

Blam, 22 февраля 2017 г. 08:49

Хотя сейчас эта книга относится к «легендам» — то есть не основному канону — она уж очень к нему близка. История основывается на цитате Палпатина из третьего эпизода лукасовских «Звездных Войн» о его учителе — Дарте Плэгасе Мудром. В основном все происходящее максимально близко к первым трем эпизодам саги, даже атмосфера очень похожа. Но есть и отсылки к другим произведениям расширенной вселенной, правда не критичные для повествования и сопровождаемые примечаниями, так что их знание для прочтения не требуется. Все что нужно для комфортного прочтения — это лишь шесть лукасовских фильмов. По сути — это приквел. Хотя у Лусено есть и более конкретный приквел первого эпизода — «Под покровом лжи» — «Дарт Плэгас», рассказывающий предысторию ситхов, наверное, интереснее.

Основные задачи книги, с которыми она, на мой взгляд, отлично справилась, наверное, таковы: показать становление Палпатина и раскрыть его цитату; раскрыть личность его учителя Плэгаса и связь Палпатина с историей ситхов; открыть происхождение Дарта Мола; показать политические процессы, приведшие Республику к краху; исследовать некоторые аспекты Силы и рождение Анакина Скайуокера. В этом плане книга больше похожа на первые три эпизода, чем на оригинальные 4-6. Здесь больше политики и исследований, чем героики и приключений. Впрочем, это и логично, ведь основные персонажи тут — ситхи. Джейм Лусено показывает весьма интересно и реалистично — прописывает им четкие цели и мотивы, качества психики и персонализированное отношение к ордену ситхов, что делает их куда большими чем картонные злодеи. Впрочем, черно-белая картина Звездных Войн у него на месте, что, для меня, пару раз выглядело не естественным: говорить о своих вполне логичных целях, а потом называть себя злом. Но это скорее дань традициям канона, широкий читатель не очень принимает более интересные картины, вроде той что была у Криса Авеллона в КОТОР2.

В общем, книга мне очень понравилась — при чтении я прямо погрузился в мир Звездных Войн. Отличный вид на ситхов того времени, на Палпатина, на политику в Республике. Все это позволяет лучше понять происходящее в первых трех эпизодах Лукаса и проникнуться этой вселенной. Кроме того, книга, как мне кажется, служит отличным мостиком от канона к расширенной вселенной, по крайней мере — «легендам» прошлого. После нее можно, скажем, прочесть Дарта Бэйна, потом Дарта Ревана — и насладиться той огромной детальной вселенной, которую много лет разрабатывали тысячи людей. И которая, на мой взгляд, явно лучше диснеевского новодела.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Р. Скотт Бэккер «Великая Ордалия»

Blam, 19 августа 2016 г. 22:58

Великолепное продолжение великолепной серии. Жаль что нормального русского перевода мы если и дождемся, то через много лет (в 2021ом таки дождались). Но я даже в чем-то рад что начал читать на английском — после того как привыкнешь к миру и персонажам, живой язык автора становится очень даже в тему.

Надо сказать, что я вообще предпочитаю научную фантастику. Но вот такое умное темное фентези, с крайне интересными персонажами (а живой человек всегда будет в чем-то неприятен), продуманным миром, околонаучными социальными идеями (как минимум — вирамсата Инвиши из меметики Докинза) — это то, за что я считаю, для себя, эту серию, лучшим фэнтези из того что я читал. С нетерпением жду следующей книги!

Оценка: 10
⇑ Наверх