Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 ноября 2015 г. 19:32

4-го ноября умер Владислав Женевский. Pickman, как называли его на Фантлабе.

"Оттого только, что живут на свете такие люди, жить легче; в них — опора", — так Александр Блок написал о своём друге Александре Павловиче Иванове, авторе сумеречного рассказа "Стереоскоп". Такие же слова я могу сказать и о Владе.

Мы познакомились в 2008 году на Первой Всероссийской встрече Фантлаба в Подмосковье. Впрочем, я уже немного знал Пикмана по форуму и знал, что он большой авторитет среди любителей мистики и хоррора. Первая фантлабовка прошла для гостя из Уфы не слишком удачно: он разбил по дороге очки, ничего не видел, к тому же приболел и плохо себя чувствовал, поэтому больше отмалчивался. Но в его остроумии мы смогли убедиться, именно тогда он придумал глагол "пратчетт".

Настоящее явление Пикмана фантлабовскому народу состоялось в Самаре, на III-ей Всероссийской встрече Фантлаба, когда все были покорены его обаянием.

на Встрече в Самаре
на Встрече в Самаре

В общении Влад был человеком в высшей степени интеллигентным, всегда готовым к диалогу, доброжелательным, уважающим собеседника, готовым прислушиваться к чужим словам, и вместе с тем — твердым в убеждениях, умеющим отстаивать свою правоту. Стоило ему о чём-либо негромко заговорить, как в наших шумных компаниях все замолкали и начинали прислушиваться — такова была сила харизмы. Он умел захватить внимание аудитории одной остроумной неожиданной фразой. Даже в обычном дружеском трёпе его речь была гармонична и красива, должно быть, сказывалось свойственное большим писателям внимание к деталям, к каждому слову. При этом Влад отличался замечательным чувством юмора, многие фразы Пикмана в кругу фантлабовцев стали крылатыми.

Он был интереснейшей личностью. Общение с таким человеком — величайший дар судьбы.

на Фантассамблее 2012
на Фантассамблее 2012

Он писал стихи и прозу, замечательные статьи и рецензии, занимался переводами, редакторской работой, организовывал интервью с зарубежными писателями, составлял библиографии на Фантлабе. И делал все одинаково талантливо и добросовестно. Казалось, что он настоящий волшебник, у которого три руки, как у шамана из песни его любимого "Пикника". Рецензии Влада на протяжении шести лет неизменно входили в тройку лучших рецензий года в престижном конкурсе Фанткритик. Пикман немало сделал для того, чтобы о русской фантастической прозе больше узнали англоязычные читатели: специально для сетевого проекта "Weird Fiction Review" знаменитого писателя и антологиста Джеффа Вандермеера Влад перевёл рассказ Леонида Андреева "Он". Вандермеер, кстати, рассказ оценил и сказал, что если бы узнал о произведении Андреева раньше, то обязательно включил бы в свою масштабную антологию "The Weird". В следующем году еще один фантастический рассказ русского автора начала прошлого века будет опубликован в новой антологии Вандермеера в переводе Влада.

Вообще, эрудиция Владислава, багаж его знаний — поражали. Он отлично разбирался не только в литературе, но и в кинематографе. К IV Всероссийской встрече Фантлаба в 2011 году мы с Владом подготовили показ фантастической и сюрреалистической анимации. Несколько месяцев выбирали наиболее интересные мультфильмы со всего света и были рады, что показ прошёл с большим успехом. Влад тогда очень помог в выборе и поиске редких анимационных работ и написал прекрасное вступительное слово к нашему мероприятию:

цитата

С тех пор, как первый человек увидел первый сон, началась битва за царство грез. Мы пытались перенести ночные видения на папирус, пергамент и бумагу; мы рассказывали о них друг другу, упрощая и обедняя увиденное. И все-таки сны оставались неуловимы: поделиться ими оказалось намного сложней, чем радостью или горем. Слова против них бессильны. Тени, обитающие в наших головах, не клюют на словесную наживку.

Но вот в начале прошлого столетия отыскались люди, говорящие с неведомым на его же языке. Они побывали в стране снов и вернулись с моментальными снимками – и мы впервые смогли увидеть ее чудеса, не закрывая глаз. Эти люди называли себя сюрреалистами.

С тех пор сообщение между реальностью и ее старшей сестрой ни на миг не прерывалось. Вслед за живописью и скульптурой под знамена этого союза встала анимация. И застывшие образы ожили.

Это высшая степень свободы, которая доступна сюрреалисту. Нет такой фантазии, которой умелые руки не смогли бы воплотить на экране. И мы расскажем вам о тех, кому это удалось лучше всего.

Сальвадор Дали, Рене Магритт и Макс Эрнст вам уже знакомы. Познакомьтесь же с теми, кто продолжал их дело на целлулоиде и в цифре – Владиславом Старевичем, Рене Лалу, Яном Шванкмайером и другими мастерами.

…И не забудьте отключить на время сеанса ваше сознание: тем, кто видит сны наяву, оно без надобности.

доклад о русском хорроре при свете свечи
доклад о русском хорроре при свете свечи

Пикман сделал очень много для сайта — подготовил библиографии многих авторов, в том числе Леонида Андреева, Мариам Петросян, Тома Холланда, Грэма Мастертона, Ширли Джексон, Робин Мак-Кинли, Келли Армстронг; для рекомендаций Фантлаба составил список наиболее значимых произведений, созданных в жанре мистики и хоррора. Первое время я, к стыду своему, испытывал что-то вроде ревности к его хоррор-проектам, хотелось чтобы такой человек больше времени уделял Фантлабу. Но потом, познакомившись с его коллегами по DARKERу, сам с ними подружился (замечательные люди!) и с удовольствием стал писать статьи для этого классного он-лайн издания.

Вообще, Пикман оказал серьезное влияние на развитие моего литературного вкуса, я всегда прислушивался к его советам "что почитать", благодаря ему открыл для себя многих авторов в "тёмной литературе". Жаль, что собственное творчество Влада пока не столь известно, а ведь он был очень самобытным, интересным писателем.

Пикман и даркеровцы
Пикман и даркеровцы

Беда пришла неожиданно — осенью 2012 у Влада обнаружили опухоль. Сделали операцию в Москве. Операция и реабилитационный период прошли вроде бы успешно. Когда силы вернулись, Влад быстро начал навёрствовать упущенное за время болезни — его рассказы стали публиковаться "в бумаге", он съездил на встречу со Стивеном Кингом в Мюнхен, продолжилось сотрудничество с Вандермеером. После операции мы дважды виделись в Москве, последний раз — в прошлом году. Я был рад и горд, что мой друг сумел победить страшную болезнь, победа Пикмана вдохновляла...

Но в этом году болезнь дала себе знать с новой силой. Еще одна операция прошла тяжело и после возращения домой Влада не стало.

А я-то, закрывшись на некоторое время от мира в своей собственной раковине, думал, что у него все хорошо, что он занимается своими многочисленными проектами и так и не сказал слов поддержки, когда они были нужны.

"Впереди новая жизнь", — так написал Влад, исполненный надежд, после первой операции. Увы, жизнь оказалась несправедливо коротка. Он прожил только 30 лет.

Скорбные заметки о смерти Влада опубликовали в фейсбуке Джефф Вандермеер и Лэрд Баррон.

Благодаря Фантлабу я познакомился со многими интересными, талантливыми людьми, но Пикман был одной из самых ярких звёзд в этом созвездии.


Статья написана 21 ноября 2014 г. 10:25

В ноябрьском "Даркере" мои новые статьи — Марек Пестрак, восточноевропейский Эд Вуд о неоднозначном польском кинорежиссёре, основоположнике польского кинохоррора, хорошо известном российскому зрителю по совместным польско-советским фильмам "Заклятие долины змей" ( вошедшего по одному опросу десятку худших польских фильмов всех времён) и "Дознание пилота Пиркса". И первая часть нашего совместного проекта с Дмитрием Квашниным (Кел-кор) Русская готика: век девятнадцатый. Золотые годы.


Статья написана 1 мая 2013 г. 16:08

В Москве прошёл очередной Декадентский салон "Бархатное подполье" с участием "Бостонского чаепития", Евгения Калачёва (экс-»Оберманекен»), Хелен Даймонд, Марии Смолиной, Christian Dee и других исполнителей.

с Пауком("Коррозия металла"), например
с Пауком("Коррозия металла"), например

с Хелен Даймонд
с Хелен Даймонд

Christian Dee
Christian Dee


Статья написана 24 марта 2013 г. 17:03

Определены номинанты премий Еврокона. http://esfs.info/nominations-2013.html От России это — Вадим Панов, художник Сергей Шикин, переводчик Кирилл Плешков, Александр Сидорович, издательство "Азбука", сайт Архив БВИ, Катерина Бачило (художник в категории "Дух верности") и

он-лайн журнал "Даркер" (в категории фэнзин).


Тэги: Еврокон
Статья написана 10 марта 2013 г. 10:35

В 2010 г. Международная ассоциация мультипликационного кино (ASIFA) в год своего 50-летия огласила список 50 наиболее выдающихся анимационных фильмов за период с 1960-2010 гг., составленный на основе голосования экспертов. Победителем стал фильм великого чеха Яна Шванкмайера "Возможности диалога". на втором месте "Сказка сказок" Юрия Норштейна, на третьем "Рука" Иржи Трнки, четвёртом — знаменитое "Танго" Збигнева Рыбчинского, лауреат "Оскара-1983", на пятом — "Улица Крокодилов" братьев Куэй, на шестом — "Гарпия" Рауля Серве (Золотая пальмовая ветвь Каннского МКФ 1979). Полностью со списком можно ознакомиться по ссылке на официальном сайте ASIFA. В список вошли и работы отечественных режиссёров. Два фильма Юрия Норштейна "Сказка сказок", 1979 г. — 2-е место и "Ёжик в тумане", 1975 г. — 18-е. На 22-ом месте очень интересная работа Игоря Ковалёва — "Его жена курица", 1989 г. Ещё один фильм Ковалёва — "Молоко" (2005) на 39-ом месте. Впрочем "Молоко" Ковалёв снимал уже в США, куда переехал в начале 90-х. "Корова" (1989) — дебютная работа лауреата "Оскара"Александра Петрова — на 27-ом. Фильм снят по рассказу Андрея Платонова и выполнен в технике «живопись по стеклу».

Фильм эстонского режиссёра Прийта Пярна "Завтрак на траве" (1987) занял 11-е место. В список вошёл ещё один фильм Пярна — Hotel E (36-е место), но он снят уже в 1992 году и формально не имеет отношения к отечественной анимации.





  Подписка

Количество подписчиков: 295

⇑ Наверх