Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 февраля 2009 г. 01:09

Если кому-то интересно: здесь всякое-такое старенькое.


Статья написана 4 февраля 2009 г. 00:16

Андрей Ефимович Зарин — (1869-1929) прозаик, журналист.

Из литературной семьи: его отец (Ефим Зарин), мать (Екатерина Зарина) и брат Фёдор — тоже были писателями. Родился и жил в Петербурге.

Работал в разных жанрах, чаще всего — в области "массовой" литературы: писал исторические и "уголовные" романы, мелодрамы, повести о жизни городских низов... Был редактором нескольких газет и журналов. За причастность к "бунтовщическим деяниям" отсидел год в "Крестах". Впрочем, революционные взгляды не помешали ему опубликовать к 300-летию дома Романовых 13 книг, посвящённых жизни русских царей. Продолжал заниматься литературным трудом и после Октябрьской революции. Сейчас — почти забыт.

Автор мистической, гротескной повести Дар Сатаны.

Мои отзывы на произведения Зарина из антологии Русская готическая повесть XIX века

Чёрная дама.

цитата
Очень и очень неплохая «загадочная» повесть (если уж быть щепетильным, то и не повесть вовсе, а рассказик) почти забытого русского писателя конца позапрошлого века. Интересна тревожная атмосфера петербургских белых ночей, обычно белая ночь — это романтика, это праздник, Зарин же пишет о белых ночах, как о мучительном и опасном времени. Ощущение тревожной тайны и нереальности происходящего не покидает читателя до последних строк этого произведения.

Дар Сатаны

цитата
Имя Андрея Зарина стало для меня главным открытием антологии «Русская готическая повесть XIX века». Отзыв на маленькую, но очень симпатичную повесть «Чёрная дама» я уже написал, теперь очередь поговорить о втором произведения Зарина из этой антологии. Повесть «Дар Сатаны» затрагивает одну из излюбленных тем русской классической литературы: крушение романтических идеалов при столкновении с «прозой жизни», мелочность и двуличность царящих в обществе отношений. Всё это подаётся в форме фантастического гротеска: чувствуется влияние Гоголя, Гофмана, лермонтовского «Штосса». С циничным юмором и без пощады автор обличает пороки человеческой природы. Хотя главной целью писателя являются именно социальные, философско-этические вопросы,но мистические события, к моей радости, занимают в повести немалое место. Произведение отличается хорошим языком, «живыми персонажами», помимо всего прочего современный читатель может узнать из повести множество интересных бытовых подробностей из российской городской жизни конца 19-го- начала 20-го веков: например, как тогда решали проблемы с тараканами. «Кощунственным» для современного читателя покажется и описание «крошечной» двухкомнатной квартирки главного героя: квартирки, где только в одной комнате помещались три стола, три кресла, этажерка, книжный шкап, диван, печка, корзины с растениями и колонна с фигурой Наполеона.


Статья написана 2 февраля 2009 г. 21:07

Начинаю цикл статей о русской фантастике 19 века. На Фантлабе сейчас довольно много споров о самом определении "фантастика" и временных рамках, в пределах которых произведение получает право называться фантастическим. Судить и углубляться в область терминологии — не моё дело. Моё дело — читать интересные мне тексты и изучать их. Возможно, фантастики в 19 веке на Руси не было... но всё-таки она есть.

Итак, начнём с порядком забытых имён.

Григорий Александрович Мачтет (1852-1901), русский писатель и революционер-народник украинского происхождения (его отец, между прочим, потомок англичанина, служившего в шведской армии и взятого в плен под Полтавой). Автор слов известной революционной песни "Замучен тяжёлой неволей". Пару лет прожил в США (причём там он не бездельничал, а работал поденщиком на фермах и простым чернорабочим), там же и начал свой литературный путь — публиковал стихи в газете русских эмигрантов. Вернувшись в Россию начал довольно активно печатать в периодике очерки из североамериканской жизни. Затем — арест за участие в организации побега политзаключённых, одиночка в Петропавловке, ссылка в Архангельской губернии, затем — в Сибири. После ссылки наваял аж на 12 томов собрания сочинений. В основном — реалистические, остросоциальные произведения. Нас же интересует фантастика. К таковой у Мачтета можно отнести несколько святочных историй и замечательную повесть "Заклятый казак", написанную в лучших традициях "малороссийской страшной повести". В советское время Мачтета издавали очень редко, несмотря на всё его революционное прошлое. Что же касается интересующей нас повести "Заклятый казак", то её можно прочитать в антологии "Русская готическая повесть 19 века", Москва, издательство "Три Квадрата", 2008 год. тираж 500 экз.

http://fantlab.ru/work125169

Мой отзыв на повесть.

цитата
Сейчас Григория Мачтета помнят в основном как автора слов песни «Замучен тяжёлой неволей», проза его полузабыта. Но в конце 19 века Мачтет был довольно известным писателем. Повесть «Заклятый казак» — интересное произведение, продолжающее лучшие традиции «малороссийской повести», заложенные ещё Гоголем и Сомовым: яркий украинский колорит, народные поверья, романтика «казацкой вольницы», ведьмы и колдуны (куда уж без них в украинских легендах), ироническое повествование. В повести легко угадываются общие черты с «Пропавшей грамотой» Гоголя, но произведение выглядит совершенно самобытным благодаря таланту (несомненному таланту!) автора, «сочному», живому языку и достоверности исторических деталей: действие повести происходит на фоне реальных событий 17 века — борьбы гетмана Правобережной Украины Дорошенко с Москвой, и среди героев произведения встречаются исторические личности — сам Дорошенко, крымский хан Селим-Гирей и другие.


Статья написана 29 января 2009 г. 23:55

На асфальте появилась трещина, поначалу небольшая, она быстро росла, разбрасывая вокруг свои паутинки-щупальца, и вскоре владела уже довольно обширной территорией. "Буржуйка! Латифундистка!", — ворчали трещинки поменьше. Люди стали трещину перешагивать и даже обходить, не то из суеверия, не то из-за скопившейся в трещине грязи. А она уже стала подумывать о будущем — О, эта трещина была фантазёрка: "Вот бы покрыть всю Землю асфальтом, вот бы зазмеиться-протянуться ломким лабиринтом до самого Парижа." Планы у трещины были наполеоновские.

Но тут приехали рабочие-гастарбайтеры и залили трещину солидной асфальтовой заплаткой.

(С) Вертер де Гёте. 2009


Статья написана 29 января 2009 г. 23:28

В список включены не только антологии вышедшие в 2008 году, но и вообще лучшие антологии из тех, что я прочитал в прошлом году! Антологий прочитал я довольно много, поэтому составил не десятку, а дюжину лучших.

1)"Вампиры" (2007 год)

2) "Волшебники"

3) "Русская готическая повесть ХIХ века"

4) "Ужасы"

5-6) "Полдень. XIX век"(2005)

5-6) "Полночь. XIX век"(2005)

7) "Жизнь коротка" (2005 год)

8) "Гея-2" (1990)

9) "Гея-1" (1989)"Гея"- старые советские антологии, читал их ещё в детстве, но почему-то не полностью. В этом году с удовольствием перечитал.

10-11)"Звезда по имени Галь: Земляничное окошко",(1999 год)

"Звезда по имени Галь: Заповедная зона"(1999),12)"Новые марсианские хроники"(2005),

Мои отзывы на эти антологии присутствуют на Фантлабе (каких нет — скоро появятся).

К разочарованиям (в той или иной степени) я бы , пожалуй, отнёс следующие антологии:

"Поваренная книга Мардгайла"

"Городские легенды" (Хаецкая, Витковский)

"Секретная история вампиров"





  Подписка

Количество подписчиков: 296

⇑ Наверх