Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ismagil» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 июля 2014 г. 15:27

Павел Калмыков

Пурга, пришедшая с океана, накрыла обожаемый автором и героями город Петропавловск-Камчатский. Сугробы по второй этаж, дубак, да еще авария на подстанции – чем не повод считать каникулы испорченными? Да ничем. Герои повести, преимущественно школьники при посильном участии (вернее, помешивании) взрослых, закручивают изощренную интригу с осадами снежных крепостей, гонками на сноубордах, многофункциональным использованием свечей, метанием ножей, вызыванием духов, цитированием Дюма-пэра в оригинале и хроник Крымской войны на старославянском, любовями, изменами, черепами, лирическими пылесосами и, главное, поисками клада адмирала Прайса, который полтора века назад хотел взять Петропавловск, а вместо этого сам многое здесь оставил – и себя в том числе.

http://ic.pics.livejournal.com/zurkeshe/9...">

Я не устану повторять, что Калмыков – лучший российский сказочник, причем не только в современном зачете. «Клад» — его четвертая повесть, четвертая роскошная и первая несказочная – по формальным признакам. Приключенческий сюжет подчеркнуто реалистичен, герои – реальные такие пацаны, девчонки и тети-дяди: как всегда у Калмыкова, горластые, рукастые, дерзкие и преимущественно добрые, даже если враги. Но не с последним обстоятельством связан откровенно сказочный все-таки строй «Клада», и не с тем, что действие повести происходит не совсем в наши дни: «Китайский язык в школе ещё не был обязательным. К мобильным гаджетам народ уже охладел, а телепатическая сеть ещё не появилась. Две Корейские республики уже решили объединиться, а Россия с Украиной ещё нет. ВИА «Краш-синдром» переживал свой ренессанс, а «Сахар крови три и девять» ещё только набирал популярность. Фиджинсы в школу носить не разрешали (потом-то разрешили, когда мода уже прошла). Вот такие неоднозначные времена, если это вообще имеет значение.»

Не имеет, конечно – все равно получилось «здесь и сейчас», очень свое и очень наше. Это, как ни странно, касается и исторического пласта, который играет в повести ключевую роль и представлен очень обстоятельно, при этом легко и остроумно – хотя, казалось, рассказать о жестокой осаде Петропавловска англо-французской эскадрой таким тоном, не срываясь в постыдную легковесность либо заскорузлую батальщину, невозможно. Калмыков смог. Потому что, с одной стороны, гений, с другой – уже вполне квалифицированный спец по Тихоокеанской кампании 1854 года: Калмыков копал материалы для ретроспективной линии «Клада» лет пять и копает до сих пор (см, например, его http://callmycow.livejournal.com"> блог и отдельные http://www.kamlib.ru/resourses/kalmykov_2..."> публикации в научных сборниках). История осады вписывается в приключения «здесь и сейчас» идеально. И, кстати, давно я не видел так классно иллюстрированной книги, спасибо Анне Староверовой и Денису Лопатину (хотя http://callmycow.livejournal.com/186730.h..."> исходный вариант обложки был бы куда более уместным).

В свое время я http://www.gazeta.ru/culture/2009/01/16/a..."> писал (под невероятным псевдонимом) про огромное достоинство «Ветерана Куликовской битвы» как хулиганского, но очень точного документа времени и места действия (поздняя перестройка, Ирбит Свердловской области). «Клад» является таким же обаятельно разудалым документом нашего нынешнего места и времени, в котором хочется жить – и в котором живут сегодня пацаны-девчонки, а также их родители, тыдытырыты, фью, — счастливо и трудно, с драками и обнимашками, вопреки всему и с малой помощью друзей, — нормально, в общем, правильно, весело и долго. И будут жить. И клад найдут.

Огромная ценность по нашим временам, между прочим.


Статья написана 7 июля 2014 г. 15:20

Читательское пуританство набирает агрессивность и размах. Пока проплаченные активисты атаковали Пелевина с Сорокиным, это было забавно. Потом бесноватые толпы принялись нападать на подростковые и преимущественно переводные книжки, авторы которых пытались подсунуть невинному российскому ребенку то выпад против национального величия, то сцену с наркоманами, то еще какие секас с насилием и матными словами. Это было уже невесело. Теперь читательская общественность все увереннее находит слова, несовместимые с глазами нашего российского ребенка, в добрейших, умнейших и остроумнейших книжках.

Понятно, что все это мы проходили сто раз — от утаптывания "чуковщины" до разоблачения педераста Винни-Пуха с тунеядцем Чебурашкой. Но когда нас грабли пугали-то.

Дальше пусть великие говорят. Вот три цитаты.

1. "спасибо что выложили скан именно этой страницы

лично я считаю, что слово — хреново — не должно использоваться в художественной литературе для детей"

Отзыв пользователя Пенелопа на книгу Павла Калмыкова "Клад и другие полезные ископаемые" (сайт книжного магазина "Лабиринт")

2. "А вот, собственно, то, что меня (как маму троих детей и как педагога-филолога) огорчило:

— использование воровского жаргона в тексте — "стрелка", "на шухере", "шорох наведём";

— грубая лексика — "а ну, стоять! куда прёмся!", "девка", "халявщики", "обалдительно", "Довыделывалась перед молодёжью, балда старая!", "Ну найдись только, дрянь такая! пришибу на месте" (это говорит МАМА-медведица о потерявшейся дочке!!!);

А цитату со стр. 278 приведу развёрнутую:

Бурая девочка Настёна говорила медведице Ксюше:

— Мама, я на следующее лето еду на Цейлон. Меня Бхалу приглашает.

— Что?! — ужаснулась Ксюша. — Только через мой труп! Что у нас на Камчатке парней мало?

— Ты не понимаешь, мама, — снисходительным голосом сказала Настёна. — Он та-ак кла-ассно целуется! И будет заботливый отец.

(Ещё бы Бхалу не классно целовался — с его-то губищами!)

В скобках — это не мой комментарий, авторский.

Я была просто в шоке!!! Особенно учитывая, что книга рекомендована "Для детей младшего школьного возраста" и "Издана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)"" (это "культура" явно не МОЕЙ России!).

В аннотации сказано, что писатель обладатель литературной премии "Заветная мечта", а книга полна "безудержной фантазии и неиссякаемого чувства юмора". У меня просто нет слов! Я не знаю, как можно адресовать книгу с такими недоработками детям... Это очень печально.

Настоятельно рекомендую автору сделать работу над ошибками — уж простите за профессиональную самонадеянность."

Из отзыва пользователя Elen-777 на книгу Павла Калмыкова "Лето разноцветно-косолапое" (сайт Livelib)

3. "Правильно было когда-то сказано, что хорошо воспитанный человек может читать все. Осуждать то, что естественно, могут лишь люди духовно бесстыдные, изощренные похабники, которые, придерживаясь гнусной лжеморали, не смотрят на содержание, а с гневом набрасываются на отдельные слова."

Ярослав Гашек, из послесловия к первой части "Похождений бравого солдата Швейка"


Статья написана 10 июня 2014 г. 22:59

Сегодня в Елабужском институте Казанского федерального университета прошла защита дипломной работы Румии Хусаиновой «Проблема героя и этическая позиция автора (на материале произведений Наиля Измайлова)».

К этому времени две главы из работы уже были опубликованы — в московском "Сборнике докладов пятнадцатой международной научно-практической конференции «Современная филология: теория и практика»" ("Авторская позиция и авторская оценка в романе Н.Измайлова «Убыр»") и в екатеринбургском "Международном научно-исследовательском журнале" ("Формы воплощения авторской позиции в романе Н.Измайлова «Убыр»: субъектные и объектные").

Защита прошла на "отлично".


Статья написана 9 июня 2014 г. 12:49

"Есть загадочный и трагичный «Кареглазый громовик» Шамиля Идиатуллина", — указывает автор рецензии на сборник "Русские дети".

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2014/4/...

Спорить с этим почти невозможно.


Статья написана 22 мая 2014 г. 13:58

Крупнейшее издательство страны подобрало аргументы в пользу пиратства, с которыми и спорить почти невозможно.

Пошел строгать деревянную ногу.

http://eksmo.ru/news/publishers/1648136/





  Подписка

Количество подписчиков: 75

⇑ Наверх