Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «FixedGrin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 октября 2013 г. 20:30

Испытав несколько вариантов, я остановился на scriptogr.am, не самой гиковской, но достаточно удобной. Дизайн блога может претерпеть изменения.

Существующая реализация платформы Dropbox-Scriptogram не позволяла прикрутить к блогу комментарии, но я сделал это вручную, немного повозившись в CMS-редакторе.

То же относится к видеороликам.

Колонка теперь расположена по адресу http://scriptogr.am/loadeddice

Добавлена RSS http://scriptogr.am/loadeddice/feed

Здесь можно высказывать некоторые пожелания по части обустройства комментариев нового блога.

Преимущества площадки scriptogr.am перед Фантлабом и Флибустой должны быть довольно очевидны.

На вопрос, почему статьи в новой колонке носят английские названия, могу ответить сразу: потому что кириллические, как я выяснил в ходе эксперимента, обваливают кнопки социальных сетей. Да и нет в этом ничего плохого (ср. пример Томи Ахонена).


Статья написана 1 октября 2013 г. 02:38

Для постоянных читателей колонки сообщаю, что в скором времени этот блог переедет на другую платформу. Поскольку эта платформа является международной, я рассмотрю возможность дублирования статей на русском и английском.

Как и прежде, сокращенные версии (русскоязычных) статей будут появляться в отзывах на книжки.

Пост будет обновляться.

Update. Работы по наладке нового блога в основном завершены.


Статья написана 28 сентября 2013 г. 23:26

Ларри Нивен, Мэтью Джозеф Харрингтон, Камень Голиафа (The Goliath Stone, 2013)

*чешет в затылке* На чем это мы остановились в протесте против модерации? А, ладно, хрен с ним, я повидал поистине чудесные примеры ее бессилия... Посылаю луч поноса Библиотеке в Конце Времен. Две бочки таблеток клоназепама помогут вам проложить еще более стремительный домкратный курс навстречу пользователю.

Когда мне говорят, что Нивен уже не торт, я всегда советую не ограничиваться в изучении его творчества напетыми по спутниковому телефону Рабиновича баснями Колесникова. В отзыве на Чашу небес (доступен русский перевод романа) я уже отмечал, чем силен дедушка Ларри, и от смены соавтора синергия не тухнет. Тем более Мэтью Джозеф Харрингтон — кто-то вроде Вохи Васильева, бывший фанат межавторского цикла о кзинах, ныне удостоенный чести вытряхивать за мэтром клавиатуру от сигаретного пепла. Поэтому Камень Голиафа — почти чистый Нивен постмошкитского периода. Характерные особенности см. в отзыве на Детей Кольца.

Если Чаша небес — это Ringworld Revisited, то Камень Голиафа — Lucifer's Hammer Remastered. Помните классический, совместный с Пурнеллом, роман-катастрофу, выходивший на русском с изумительно забавными иллюстрациями? Ну так вот, возьмите Молот Люцифера, покройте его мономолекулярным слоем нанокомпозита, посыпьте щепоткой порошка из сушеной карпентеровской мухи, полейте медицинскими анализами Айн Рэнд (если серьезно, то болезни, от которых исцеляет страждущих своими нанитами Тобиас Глайер, описаны смачно и натуралистично, так что если вам есть о чем вспомнить при слове "колоноскопия", лучше пролистывайте эти страницы) и запустите в космос.

А потом обратно на Землю 2051 года.

Почему эту книгу (как и, по другим причинам, Чашу небес), стоит прочесть даже тем, кто, как я, плюется от сухого повествовательного стиля, ловит сатори от игр с языком и режется в подкидного дурака с недостоверным рассказчиком? Это прежде всего ядрёная политическая сатира, по сути — беллетризованная версия блога Джерри Пурнелла Chaos Manor, густо замешанная на радикальном технолибертарианстве и эволюционной синергетике.

Астероид Бриарей Нивена-Харрингтона угрожает плюхнуться в обширный, затянутый ряской пруд, где наперебой надрываются самые разные лягушки. Колин Пауэлл и Сара Пэйлин, Арнольд Шварценеггер и Джон Керри, Майкл Манн и Барак Обама, лауреат Нобелевской премии мира как первый афросапиенс в белом-белом доме (о, добрые старые деньки, когда американские индейцы еще не задумали взять реванш у WASPов, накурившись трубок мира с наноботами).

Успешно предсказана (Камень Голиафа сдан издателю еще до скандала с PRISM) охота за Эдвардом Сноуденом. И сделано это так, чтобы ни один комар иска не подточил о защите чести и достоинства трехбуквенного агентства, которого нет.

Как изменится тональность вашего кваканья, дорогие, когда вострубят ангельские нанотрубы? Что скажете вы на Судном дне человечества?

... А что техногикам за печаль ваши ответы? Они полетели спасать мир. Это ведь так прикольно!

Технические заметки.

Для более корректного восприятия романа его лучше читать параллельно с Защитником, главный герой которого Джек Бреннан одолжил Майкрофту Холмсу Тобиасу Глайеру немало супергеройских костюмов из бутика у корней древа жизни. Вообще Камень Голиафа, как в свое время Поступь[/url], основательно упакован пасхалками, любезными сердцам фэндома: достаточно упомянуть звездолет Альянса Дружественных Индейских Племен Огненная птица.

цитата
Сэм Квинн просигналил кораблю АДИП, как только стало ясно, что судно это уже возможно захватить.

— Внимание, неопознанный корабль. Говорит звездолет НАСА Дипломат. Вы, как нам кажется, следуете прямым курсом на территорию, находящуюся в собственности США. Остановитесь и ожидайте инструкций. Конец передачи.

Ответил женский голос.

— Доброе утро, Дипломат. Как вам превосходно известно, это корабль Альянса Дружественных Индейских Племен Огненная птица, и да, мы приближаемся к частной собственности. Однако США подписали несколько международных соглашений, регулирующих, среди прочего, непродолжение их сферы влияния за пределы атмосферы. Отсюда следует, что в данный момент мы находимся на ничейной международной территории. Любые попытки вмешаться в наш полет будут расценены как пиратство, причем не только АДИП. Так получилось, что ваш звездолет спроектировала я. Вы хоть когда-нибудь его по-человечески научитесь пилотировать. Огненная птица, конец связи.

Сиквел не обязателен, но желателен. Камень Голиафа отсутствует в базе Фантлаба.

Бывшим активистам загнивших Либрусека и Флибусты, владеющим английским, будет любопытно описание Специальной Олимпиады в Эквадоре.


Статья написана 3 сентября 2013 г. 05:31

Здесь будет висеть небольшая коллекция ссылок на Великий гендерный скандал в Американской ассоциации писателей-фантастов (SFWA), в котором столкнулись позиции заслуженных мужчин и умеренно заслуженных женщин.


Вброс Резника и Молзберга:







Ответ Мэри Робинетт Коваль: http://www.maryrobinettekowal.com/journal...

Ответ Кэмерон Херли: http://www.kameronhurley.com/dear-sfwa-wr...

Ответ Э. Кэтрин Тоблер: http://ecatherine.com/dear-sfwa/

Покаяние Скальци: http://whatever.scalzi.com/2013/05/31/in-...

Еще раз покаяние Скальци от имени всей Ассоциации: http://whatever.scalzi.com/2013/06/02/pre...

Гендерный срач: http://www.annaguirre.com/archives/2013/0...

Отставка редактора бюллетеня SFWA: http://www.sfwa.org/2013/06/editor-of-sfw...

Гневная речь Джемисин: http://nkjemisin.com/2013/06/continuum-go...

Провокационный ретвит речи Джемисин и крысиные бега: http://amalelmohtar.com/2013/06/13/callin...

Очередная отписка Скальци: http://www.sfwa.org/2013/06/letter-to-mem...

SFWA вводит цензуру твиттера: http://www.sfwa.org/2013/06/sfwa-twitter-...

Выволочка Резнику и Молзбергу с предложением изгнать Резника из SFWA: http://webnews.sff.net/read?cmd=read&grou...

Викиликс-утечка с закрытого форума, солирует Джерри Пурнелл: http://specfriction.tumblr.com/ В тот же день Скальци сложил с себя обязанности президента SFWA.

Мэри Робинетт Коваль просит старперов пройти в пешее эротическое: http://www.maryrobinettekowal.com/journal...

Претендент на пост президента SFWA Теодор Биль, антисемит и женоненавистник, исключен из организации. http://www.locusmag.com/News/2013/08/beal...

Дисклеймер: не поддерживаю Скальци и Коваль, тем более что они пишут не очень хорошую фантастику, и до Резника им далеко, но считаю, что Резник и Молзберг выбрали неподходящую трибуну для своих грез об advanced youth.

Что касается Биля, то я полагаю — в любой тусовке может найтись место сумасшедшим, но если эти полоумные на полном серьезе пытаются пролезть в руководство, следует заподозрить, а не нуждается ли бордель в радикальной кадровой чистке кроватей.

В нынешнем виде SFWA изжила себя и мало что еще способна дать фантастике.


Статья написана 5 августа 2013 г. 00:56

Хотя для Йена М. Бэнкса было характерно скорей небрежно-шутливое отношение к технической и научной стороне вселенной Культуры, в его работах временами встречаются построения, за которыми куда больше непостижимой эффективности математики, чем можно подумать, опираясь на авторские свидетельства.

В качестве примера рассмотрим эпизод из романа Водородная соната.

цитата

The zero-point energy/brane edging component seemed be handling the 4D shielding well; much less blow-back than it had been led to expect from the simulations. The Mistake Not ... was growing more confident using the weapon. This time it cut twenty metres off the stern of the crippled airship and held the resulting hull section in a maniple field, lowering the conic section to the soaking, pooled floor of the tunnel, trying to avoid laying it on any of the bodies.

Finally.

It was past the shielding. It could see into the interior of the airship.

Здесь речь идет об использовании оружия, подобного жезлу нулевой точки (zero-point energy wand) из Half-Life. Оба устройства находят неожиданно реалистичную аналогию в теоретической физике. Именно, в геометрии кротовой норы (wormhole), порождаемой червоточинным инстантоном (wormhole instanton) на Z2-орбиобразии одиннадцатимерного решения уравнений Эйнштейна-Шварцшильда в М-теории суперструн.

Cуществование такого решения открывает канал распада ложного вакуума в ничто, буквально ничто, путем нуклеации кротовых нор. Вероятность возникновения такой норы, впрочем, достаточно мала: она порядка

где через L обозначен диаметр Вселенной, а через   — десятимерная эффективная гравитационная постоянная.

Эта экспонента равна половине действия евклидовой шварцшильдовой черной дыры в одиннадцатимерном пространстве-времени.

В ходе взаимной аннигиляции двух бран радиус восьмимерной сферы минимальной площади возрастает как функция от времени.

Cкорость расширения зародыша постепенно увеличивается до скорости света. Аннигиляция вызывается эффектом Казимира между восьмимерными бранами, представляющими "стены, где кончается мир". Аннигилируют не только сами браны, но и все пространство-время.

Эффект, разумеется, возникает для браностен с противоположными хиральностями.

Стоит заметить, что наблюдатель, находящийся на граничной поверхности кротовой норы, воспринимает свою Вселенную в состоянии постоянного расширения с ускорением. Что характерно, именно такой воспринимаем свою Вселенную и мы. Более того, наблюдатель зарегистрирует эффективное распределение вещества

где гравитационная постоянная и тензор Риччи R взяты для метрики граничной поверхности.

Таким образом, процесс космологического расширения Вселенной может оказаться кажущимся: на самом деле эволюционирует зародыш кротовой норы, вводя пространство-время высшего порядка в состояние катастрофического распада ложного вакуума.

Однако для достаточно больших L нуклеация кротовых нор экспоненциально подавлена, и ожидаемое время жизни Вселенной в состоянии ложного вакуума крайне высоко.

В контексте эпизода из Водородной сонаты кораблю Культуры достаточно индуцировать своим бранорезаком противоположные хиральности в граничных поверхностях четырехмерного гиперпространственного щита. Столкновение бран породит кротовую нору более низкоэнергетического вакуума, расталкивающую компоненты щита на скорости света. После того, как щит будет разрезан на нужную глубину, корабль Культуры может перевести резак в инверсный режим, и энергия зародыша вновь возникшего вакуума скачком уравняется с энергией нулевой точки следующего ближнего к первородной сингулярности уровня матрешки Мультиверсума. Процесс расширения будет остановлен.

Напомню, что во вселенной Культуры, как это следует из Водородной сонаты, справедлива хаотическая инфлатонная теория Андрея Линде. Поскольку основополагающие работы Линде относятся к 1986 г., то есть предшествуют выходу в свет романов цикла о Культуре, Бэнкс мог быть с ними знаком.

Рисунок взят из работы M. Fabinger, P. Hořava, Casimir Effect Between World-Branes in Heterotic M-Theory, 2000.





  Подписка

Количество подписчиков: 174

⇑ Наверх