fantlab ru

Все отзывы посетителя armitura

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  8  ] +

Марисса Мейер «Золушка»

armitura, 21 июля 2021 г. 21:04

На эту книгу начали скапливаться негативные отзывы здесь, на FL, и мне хотелось бы чуть разбавить их некоторыми добрыми словами, которые, как известно, и кошке приятны.

Несмотря на свой киберпанковый антураж и несколько натужную янг-эдалтовую драму (куда уж янг-эдалту без наивной, поверхностной, лобовой драмы? Никуда!), «Золушка» все равно остается сказкой. Той самой, где Принц влюбляется в Золушку просто потому, что так должно быть, где героиня является исключительной просто по факту того, что она — героиня. То, что в любой другой книге может быть заклеймено мэри-сьюшностью и подкустовными роялями, здесь вполне оправдано авторским замыслом своеобразного литературного мэш-апа.

Зато здесь забавно обыгрываются детали сказочной «Золушки», хорошо решен эпизод с потерявшейся на лестнице туфелькой, остроумно отыграна тыква, превращающаяся в карету, например. А то, что сказочный Принц инкогнито гуляет по базару, где видит и немедленно влюбляется в героиню, ну на то и сказка, мы же не предъявляем «Аладдину» претензий на этот счет.

В целом «Золушка» Мариссы Мейер похожа на какое-то задорное, простенькое, но динамичное аниме. Это книга, которую лично мне не стыдно положить на полку с различным «гилти» и с удовольствием рекомендовать тем, кто, как я думаю, может оценить полет фантазии автора.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Алексей Иванов «Общага-на-Крови»

armitura, 27 октября 2020 г. 09:24

Это довольно странный роман. Он очень неплохо написан, но состоит, по сути, из сплошных пьянок и блуда, перемежаемых кухонными философскими рассуждениями за жизнь. Кухонная философия — это еще норм, это мы любим, хотя в этом контексте смотрится странно. Но читать бесконечную чернуху «Общаги-на-Крови» довольно сложно. Написанный немногим позже роман Иванова про Географа как-то тоньше, умнее, словно писатель провел большую работу над ошибками дебютного романа и выкатил, наконец, то, как он и должен выглядеть.

Почти все действие сосредоточено в некой общаге, расположенной неизвестно где, и во всем сквозит эдакая притчевость. Так и тянет экстраполировать действие, развернуть общагу на всю страну, представить, что это лишь срез, что по этим же законам, с точно такими же людьми, проблемами, взаимоотношениями живут все вокруг. Работает на притчевость также тот факт, что в какой-то момент некоторые герои осознают (или играются в то, что осознают), что являются героями романа, что местный дебошир и алкоголик Ванька в какой-то момент поет песню Башлачева «Время колокольчиков», представляя себя ее автором. Главному герою в момент наибольшего распутья является серафим (точнее, Серафима), словно пушкинскому «Пророку», и это тем более показательно, что в разрезе книги именно он неоднократно называется демиургом, создающим этот роман про жителей общаги. Этот, разрушающий стены между персонажами и читателем, слегка постмодернистский аспект «Общаги», пожалуй, наиболее интересное, что здесь есть.

А концовка все равно пошлая и банальная, не понравилась.

В целом роман неоднозначен, мне сложно назвать его однозначно плохим или хорошим. В нем есть своя изюминка, которую позже Иванов научится дорабатывать в полноценную крутоту. И это хорошо.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Виталий Грудцов «Запрещёнка»

armitura, 26 октября 2020 г. 09:55

Библиофильский киберпанк — это ок.

Написано бодро и ярко, сюжет хорош в динамике. Есть много интересных деталей, работающих на придуманный автором мир, это всегда радует.

В концовке слегонца повеяло фильмом «Люси» со Скарлой Йоханссон, она тоже, помнится, окружающий мир разбирала на тянущиеся ниточки и деконструировала, соответственно, как хотела. Это не в минус, впрочем, мне понравилось.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Жди меня»

armitura, 26 октября 2020 г. 09:50

Очень трогательный рассказ, в котором пробелы с логикой (на которые неоднократно уже указывали в отзывах) с лихвой компенсируются живой эмоцией, которую все это вызывает у читателя.

Да, самая-самая концовка не вполне удалась, на мой взгляд, финальный аккорд оформлен так, как в самых типичных шаблонах оформляется финальный аккорд, но это в целом не слишком портит впечатление.

Письма с Земли трогают больше, чем письма колонистов. Впрочем, так, скорее всего, и должно быть.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Елена Сандрова «Взболтать, но не смешивать»

armitura, 26 октября 2020 г. 09:46

Очевидный фантастический анекдот, но свою функцию исполняет исправно: во всяком случае, в конце действительно становится смешно и хочется поаплодировать остроумию автора.

Сама по себе идея не шибко свежа, что-то подобное (экспресс-обучение с последующим зависанием) мне точно где-то встречалось, но выход из ситуации изящный. Ну и легкая шпилька в сторону религии — за это никогда не жаль добавить виртуальных баллов.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Василий Егоров «Большой лут»

armitura, 26 октября 2020 г. 09:40

Очень разболтанный какой-то рассказ. Начало словно затащили из другого произведения, сама идея мира победившего Лас-Вегаса вроде и забавна, но реализована как-то неряшливо, концовка смазанная.

В итоге даже становится немного обидно: вроде, здесь есть все для того, чтобы это был топовый рассказ — оригинальность идеи, некоторое количество азарта. Но все вместе не очень играет, словно мы имеем какой-то не особо слаженный оркестр, в котором очевидный талант первой скрипки разбивается о несыгранность остального коллектива.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Игорь Кром «Оставайтесь на связи»

armitura, 22 октября 2020 г. 10:55

Перевертыш и в самом деле крутой, и это, пожалуй, лучший рассказ ССК-2015.

Я, читая книги, не стремлюсь никогда предвосхитить ход событий и угадать, что же было дальше. Поэтому регулярно бываю приятно порадован сюжетными твистами, которые другие, оказывается, разгадывают еще в процессе. Ну да что ж, мне же лучше.

Тут да, крючочки висят, рассказ отлично раскручивается, саспенс на месте, интересно и необычно. Да и в целом деревенский антураж люблю, хоть эта антология и состоит из него чуть более, чем полностью.

Оценка была бы на балл выше, если бы не внезапный заход в религию в финале, сделанный очень в лоб.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Николай Леонидович Иванов «Тишина в дождевой капле»

armitura, 15 октября 2020 г. 12:50

Достойный рассказ. Понравился практически сразу: от самого образа мальчишек, выступающих против зла с небольшим игрушечным пистолетиком. Далее, через фабулу кинговского «Оно» (возвращение спустя много лет и новое столкновение с детскими страхами), с хорошими точными деталями (про крышку стала, которая, спустя годы, стала слишком низкой для того, чтобы свободно закидывать ногу на ногу — это прямо огненный образ возвращения в родительский дом спустя годы, так просто и так изящно) и с выходом на жуткий, постепенно набирающий обороты финал с небольшой ложной концовкой. Очень умелая вещь.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Александр Подольский «Забытые чёртом»

armitura, 14 октября 2020 г. 09:43

Добротный зомбятник. Больше всего понравилось, как стандартная история про живых мертвецов вписана в исторический контекст, в строительство БАМЛАГа. Так-то я знал, чьими руками все строилось и чьими телами трамбовалась стройка, Солженицына читал. Но вписано все равно здорово. Ну и, в лучших традициях Ромеро, зомби тут не только ради поедания мозга, но и с ощутимым социальным высказыванием.

Написано гладко и читается легко. Мрачно и безысходно. Пугает не очень, воспринимается, скорее, как экшен, но это не минус, совсем не минус. Годное чтиво.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Теодора Госс «Странная история дочери алхимика»

armitura, 11 июля 2020 г. 08:17

Достаточно забавный роман, не лишенный недостатков, но обладающий и рядом достоинств.

Да, детективная линия не достойна участия в книге самого Шерлока Холмса. И сам Холмс, словно понимая это, тут достаточно бледный и невыразительный Шерлок на побегушках. Да, юмору ощутимо не хватает юмора. Но это все можно пережить, ведь атмосфера викторианского Лондона здесь прописана очень приятно, персонажи симпатичные (прежде всего женские персонажи, конечно), а литературная игра ненавязчива и иногда даже вполне обаятельна.

В целом все это напоминает какой-нибудь сериал от CW, где картонные злодеи злодействуют, картонные герои геройствуют, плетутся интриги, и в целом даже получаешь от происходящего определенный фан, совершенно не напрягая при этом мозг.

Рассчитано прежде всего на подростковую аудиторию, но сделано достаточно качественно, читается быстро, развлекая в процессе, но не оставляя никакого особенного послевкусие.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Наоми Новик «Зимнее серебро»

armitura, 7 июля 2020 г. 18:31

Дивной красоты роман, который Наоми Новик, словно искусный ювелир, создала из того самого, вынесенного в название зимнего серебра. Мифопоэтика как она есть. Много заимствований из славянской (что неудивительного для дочери поляков) мифологии, много тонких образов, изящная конструкция, возведенная на пересечении реального и сказочного миров.

Самый крутой момент книги — вот этот самый перекресток миров, на котором так часто оказываются герои. Сюжетообразующий элемент романа — хижина на границе между миром смертных и ледяным королевством Зимояров. И она же в полной мере стала для меня символом «Зимнего серебра». Сначала Зимояры упоминаются вскользь, как Те Кого Нельзя Называть, и лишь их ледяная дорога, появляющаяся то тут, то там, намекает на хрупкость границы и постоянную возможность встречи с чужеродным, пугающим. Но чем больше карт автор выкладывает в сюжетный пасьянс, тем красивее и масштабнее выглядит история. Это, все более настойчивое взаимопроникновение изящно, как ледяная статуя. Искрится на солнце, завораживает игрой света.

Множество POVов рассказывают не самую, в общем, замысловатую историю о том, как они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Хотя не все из рассказчиков — герои этой сказки, многие лишь свидетели. Сюжет, по сути, держится на двоих — еврейской девочке Мирьем и дочери герцога Ирине. Мирьем — предприимчивая дочь неудачливого ростовщика, которая умеет долговые расписки обращать в серебро, а серебро — в золото, работая по принципу американских миллионеров: купить яблоко за доллар, помыть и продать за два. Ирина — дочь герцога, будущая жена короля, у которого в шкафу (а точнее, в камине) припрятаны свои скелеты. Этот сюжет сложно пересказать интересно, тут многое спрятано в нюансах. В том, как Мирьем вытаскивает свою семью из нищеты, как ловко она манипулирует словами, в ее хитрости и деловитости. В том, как Ирина усмиряет демонов и скользит между измерениями. В том, как обе они выживают, пытаясь спасти два таких разных мира.

В этой книге нет значимости и величия, она довольно камерная (несмотря на масштаб событий) и уютная. Как если, плутая снежной ночью в лесу, удалось бы наткнуться на хижину, в которой кто-то растопил для тебя печь и заварить чайку.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Максим Маскаль «Старик Чельбиген»

armitura, 30 января 2020 г. 13:18

Оценка у рассказа тут на сайте невысокая, но мне понравилось. Видимо, люблю всякие деревенские истории с соответствующей мифологией. Ужас, гнездящийся в маленьких городках, для меня работает лучше. Девочка-неформал не раздражала, сюжет интересен. Да, Чельбиген сам по себе не особо пугающий, но кто сказал, что реально страшные персонажи не могут выступать под личиной нелепого старичка с ножницами и золотыми монетами в кармане.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Игорь Кременцов «10 фунтов»

armitura, 30 января 2020 г. 13:12

Отличный викторианский хоррор с небольшим приветом Стивену Кингу в финале. Очень атмосферно, добротно написано. Живой главный герой, хорошая интрига с нищенкой и таинственным целителем, раскрытие событий постепенное и грамотное. Грань между мистикой и безумием тонкая и вычерчена хорошо. Пожалуй, в тройке лучших рассказов сборника для меня.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич «Никта»

armitura, 29 января 2020 г. 12:10

Санкт-Петербург, исторический антураж, противостояние староверства и католицизма — это все безусловно в плюс. Боялся, как бы в конце схватка священников не переросла в поединок Гэндальфа с Саруманом, но обошлось. Иногда немного спотыкался о стилизацию, но не критично. Но по внутреннему ощущению рассказу чего-то не хватило, обычный середняк в антологии, явно не из тех, что входят в топы прочитанного, даже в рамках одной книги.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Олег Кожин «...где живёт Кракен»

armitura, 29 января 2020 г. 11:05

Хоррор про детей — это сразу +5 к карме. Особенно сейчас, когда тебе уже за 30, на экранах идут «Очень странные дела», а Стивен Кинг написал все свои замечательные романы. Герои у автора получились очень объемными и живыми, по сюжету в наличии стандартный монстр, без особых подводных камней, ну Кракен себе и Кракен. Но это удивительным образом не мешает восприятию, хотя монстрами этими уже объелись все. Интересно, живо, ностальгично. То, что нужно в подобной антологии.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Владимир Кузнецов «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...»

armitura, 29 января 2020 г. 10:48

Я обычно не очень люблю, когда русскоязычные авторы начинают писать про всяких условных Бенов и Майклов, потому что с этим неплохо справляются авторы англоязычные. Но здесь все сошлось очень неплохо. Первая мировая война, тяжелая, черновая работа достаточно малоизвестных персонажей — шахтеров, которые прорывают туннели под позициями противника. Опасность, подстерегающая сразу с двух сторон: обыденные, понятные, но от этого не менее опасные немцы и жуткая, невыносимая темнота, которую стоит даже писать с большой буквы, Темнота, так как здесь это не просто потаенный человеческий страх, а вполне себе враг, забирающий жизни. Враг, которого нельзя убить пулей или вмазать по роже кулаком. Очень атмосферная и добротная штука, в общем.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Михаил Павлов «Фарш»

armitura, 23 января 2020 г. 15:52

В комментариях все больше ругают чернушную бытовуху, а мне как раз это и понравилось. Приземляет заведомо фантастический хоррор-сюжет, встраивает его в реальность наиболее удачным способом. Сплав детектива и ужаса тоже достойный плюс «убийца» очень нестандартный, я такого и не припомню даже. Ну и сплатеррпанк мне в целом очень заходит, так что все понравилось.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Дмитрий Тихонов «Сквозь занавес»

armitura, 23 января 2020 г. 15:37

Очень понравились персонажи и атмосфера. Но, к сожалению, как только в этом рассказе начинает происходить что-то интересное, он тут же заканчивается. Ощущение, что слишком много недосказанного, обрывочного. Хороший потенциал, который практически не раскрывается в тексте. Центральный образ театра марионеток очень крутой, но времени насладиться им почти нет. Хотелось бы побольше деталей, побольше той самой жутковатой кукольной постановки. А так — занятный атмосферный набросок получился, не больше. Но и не меньше.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Александр Бушков «Неизвестная война. Тайная история США»

armitura, 8 января 2020 г. 11:43

Есть мнение, что если бы независимый Юг в Гражданской войне победил, то Бушков получил бы там гражданство только по факту написания этой книги. Искренняя, неприкрытая симпатия автора к Конфедерации видна в каждой строчке. И все бы неплохо, но из-за этого американский Север практически поголовно рисуется черными красками, генералы сплошь бездари, солдаты — мародеры и насильники, магнаты хрустят банкнотами в кармане, управляют сенатом, президентом, и разве что рога не проглядывают, и то, возможно, потому, что под цилиндром не видно. Объективность уровня журнала Крокодил какая-то. Война — штука неоднозначная, гражданская война — вдвойне. Но только не для Бушкова, который обильно насыпает собственную тайну подоплеку событий, из различных домыслов придумывая истину.

Если отвлечься от этого, то читать легко и приятно. Текст раскованный и свободный, шутеечки и различные исторические анекдоты присутствуют. Много околовоенных событий, что также интересно. Так что для тех, кто искренне симпатизирует Югу в этом конфликте, удовольствие от прочтения будет максимальным.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Донато Карризи «Потерянные девушки Рима»

armitura, 1 декабря 2018 г. 14:52

Некий серийный похититель умыкнул девушку из запертой изнутри комнаты. Чуть позже скорая приезжает на дом по тревожному вызову и обнаруживает похитителя в критическом состоянии. На груди у него татуировка «Убей меня». В это же времяв Рим приезжает полицейская из Милана, расследующая дело об убийстве собственного мужа. В это же время некто с ножницами в руках нападает на женщин, калечит и убивает их. В это же время трансформист-социопат убивает людей и перевоплощается в них. В это же время, но год назад некий Охотник по всему миру ведет охоту на Жертву. И все это — один единственный роман «Потерянные девушки Рима».

Достаточно неоднозначная штука. Карризи интересно рассуждает о категориях Добра и Зла, ставит непростые морально-этические вопросы, но весь этот объективно крутой бэкграун положен на тяжеловесный, переусложненный сюжет, который в процессе повествования обрастает множеством лишних ответвлений. «Потерянные девушки Рима» — объединяет то ли три, то ли четыре линии, развивающиеся параллельно. Они объединены общими персонажами, однако разобщены сами по себе, и даже финалы этих линий разбросаны по тексту. Атмосфера Рима практически не передана, Вечный Город плохо просматривается по тексту (особенно если сравнивать, например, с Барселоной у Сафона), сама идея эдакого спецназа священников, творящего правосудие, основываясь на исповедях грешников кажется диковатой, пусть автор и говорит в послесловии, что это самый что ни есть тру стори. Даже в финале Карризи не удержался, и сделал аж двойной сюжетный твист там, где хватило бы и одного. По тексту есть, где задуматся, и есть, что переварить. Но все же лично мне не хватило ясности и стройности текста, по которому явно неплохо бы пройтись бритвой Оккама.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Франк Тилье «Лента Мёбиуса»

armitura, 21 ноября 2018 г. 14:29

Французы в большинстве своём те ещё садисты и психопаты, я в этом убеждаюсь с каждым новым их триллером. Очередной поставщик моих ночных кошмаров — Франк Тилье, приличный на вид человек, инженер-компьютерщик, написавший роман о некоем маньяке, который потрошит людей, так или иначе увлечённых уродствами. Ну знаете, типа тех ребят, которые возбуждаются при виде ампутантов. Основная фишка «Ленты Мёбиуса», впрочем, не в этом, а в структуре романа. Один из героев наделён даром: в своих снах он видит события, которые произойдут через несколько дней. Он пытается противостоять року, но противодействие судьбы очень велико, течение всё равно уносит героя за собой. Спустя какое-то время он проходит контрольную точку и понимает, что уже в реальности проживает события, которые видел во сне. И пытается как-то передать весточку себе прошлому и всё же избежать кровавого кошмара.

Роман динамичен и интересен, Тилье по стилю очень похож на Жана-Кристофа Гранже, а это гарантирует несколько очень нескучных часов. Кровавые подробности и разнообразные уродства описаны со вкусом и смаком. Концепция судьбы, противостоящей изменениям, уже была, например, у Кинга в «11.22.63», но и здесь она подана весьма увлекательно. Главманьяк интересен и необычен, только вот эпилог на мой вкус слегка странный. Но это полторы страницы текста, можно и простить.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Карлос Руис Сафон «Тень ветра»

armitura, 14 ноября 2018 г. 15:38

Карлос Руис Сафон — это такое прямо бульварное чтиво, мимими просто. СТРАШНЫЕ тайны, ЗАГАДОЧНЫЕ персонажи, РОКОВАЯ любовь, ТАИНСТВЕННАЯ Барселона. Всё именно так, с заглавных букв, и это так наивно и мило.

Так получилось, что первый роман из цикла «Кладбище забытых книг» я прочитал вторым. Ранее была «Игра ангела», и сюжет «Тени ветра» отчасти схож — некий молодой человек попадает на кладбище забытых книг (это некое тайное книгохранилище), где ему по традиции предлагают выбрать одну книгу. После этого вокруг молодого человека начинает происходить всякая, извините, чертовщина, так или иначе завязанная на его выбор. Роман идеален для таких книжных фетишистов как я. Даже в аудиоформате чувствуешь запах страниц, ощущаешь под пальцами типографский шрифт. Хочется все бросить и круглосуточно читать романы, причем желательно всякую букинистику, а не бездушные современные тома, которым место не на кладбище забытых книг, а в крематории нафиг никому не нужных изданий.

Словом, приятное библиофильское чтиво, Сафон явно из тех, кто рифмует кровь и любовь, но делает это достаточно увлекательно и с немалой долей обаяния.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Нейтан Хилл «Нёкк»

armitura, 31 октября 2018 г. 14:33

Я сначала почему-то думал, что этот роман будет что-то типа Лоуренса Норфолка: умное, но тяжеловесное чтиво, которое читаешь будето кирпичи разгружаешь, и не понятно, от чего удовольствия больше — от книги или от того, что закончилась. «Нёкк» Нейтана Хилла (книжная премия Лос-Анджелес Таймс в номинации Дебют) на самом деле оказался совсем другим. Достаточно легким и увлекательным. Я бы даже назвал его «Безгрешностью» (Франзена) здорового человека. Романы в целом похожи — плотное переплетение настоящего и прошлого (обязательно двухъярусного, как уровни сна в «Начале»), одержимость героев прошлым родителей, плотная привязка к конкретным историческим событиям (падение Берлинской стены у Франзена и хипповские протесты 1968 года в Чикаго у Хилла). Только если в «Безгрешности» острая нехватка адекватных персонажей, то в «Нёкке» с этим всё хорошо. Есть, конечно, парочка извращенцев, куда ж без этого в современной книге, но вообще гером живые и интересные, а семейная драма на фоне важных и значимых исторических событий цепляет.

Книга рассказывает о некоем Сэмюэле, которого бросила мама, когда он был подростком. Спустя 20 лет его мать оказывается втянута в общенациональный скандал, и Сэм соглашается написать очерняющую ее книгу, дабы подзаработать. Однако, копаясь в ее прошлом, он погружается в кровавые события августа 68 года, после чего его журналистское расследование превращается в одиссею к давно потерянной матери.

Достойное чтиво, мне очень зашло. Нейтан Хилл, пожалуйста, продолжай.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Сергей Снегов «Диктатор»

armitura, 6 сентября 2018 г. 09:49

Роман, сотканный из парадоксов. Созданный, как парадокс. С помощью парадоксов легко управлять персонажами — ненормальность выписываемых сиутаций делает возможной любую реакцию. С помощью парадоксов легко управлять читателем — никогда не знаешь, что случится дальше, роман приятно бодрит и не перестает удивлять.

Да, тут все 860 страниц книги служат проводником философской и социальной концепции автора, которую можно разделять или не разделять (и это сильно влияет на восприятие). Да, прибитый гвоздями параллельный земной мир выглядит по меньшей мере странно. Тем не менее, «Диктатор» все равно любопытная штука. Как раз этим своим нетривиальным построением. Концепцией (псевдо)философского эссе, построенного в форме военного романа. Костюмчик сшит на специально подготовленный автором манекен и подойдет не каждому. Снегов идеалист, но помечтать тоже иногда хочется, чего уж там.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Лиана Мориарти «Большая маленькая ложь»

armitura, 5 сентября 2018 г. 13:11

В целом это, по сути, обычный роман для скучающих домохозяек. Пожалуй, уровнем чуть выше среднего по больнице, все же ситуация неплохо нагнетается, да и образы персонажей прописаны хорошо. К сожалению, тщательно воссоздаваемая интрига на выходе схлопывается, гора рожает мышь. Сама схема построения сюжета хорошая: в самом начале происходит убийство, но мы не знаем имени жертвы. Потом сюжет откатывается назад и мы начинаем идти по дороге, неумолимо ведущей к преступлению. Тот факт, что мы не знаем ни имени убийцы, ни имени жертвы, ни толком обстоятельств смерти, позволяет хорошо нагнетать напряжение. Есть ощущение, правда, что развязка не соответствует этому нагнетанию, но не исключаю, что это может быть субъективным. Зато прекрасно отображен тот факт, что за каждым преступлением стоит чья-то драма, какая-то история. Это не абстрактное убийство в вакууме, как у большинства детективщиков, это медленно раскачивающийся маятник неотвратимой трагедии.

Словом, вполне сойдет скоротать вечерок-другой, хотя от первоосновы сериала с шикарным кастом (Николь Кидман, Риз Уизерспун, Шейлин Вудли, Александр Скарсгаард) хотелось бы большего.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ли Бардуго «Шестёрка воронов»

armitura, 31 августа 2018 г. 10:04

Нормальное подростковое фэнтези. Слишком наивное и непродуманное для тех, кто уже привык считать нормой Мартина и Аберкромби, но как альтернатива какому-нибудь Дэвиду Линчу — почему бы и нет.

Персонажи приятные, авантюрности через край, конфликты наличествуют. Красивые женщины, ловкие воры, хитроумные преступные планы, которые постоянно балансируют на грани провала. Эдакий фэнтезийный Джеймс Хэдли Чейз. Обязательный задел на цикл из любого числа книг есть. Нормальный развлекательный продукт для своей аудитории, к сожалению, малоинтересный тем, кто хочет немного большего, чем пустоватое развлечение на пару-тройку вечеров.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Дина Рубина «Белая голубка Кордовы»

armitura, 24 апреля 2018 г. 11:12

Дину Рубину можно читать хотя бы из-за ее любопытного стиля. С одной стороны, в нем как-то все «слишком»: слишком пространно, слишком многословно, слишком детально. Автору и тут, и там хочется завернуть по-особому, в своем стиле. Не используя простых слов и оборотов. В больших количествах это немного утомляет, но все же есть своеобразное удовольствие читать эту словесную вязь, обильно украшенную фирменной иронией еврейского народа. И, в общем, не особо важно, о чем она пишет — о картинах, о послевоенных годах, о портретах городов, о мужчинах, о женщинах — все у нее как-то так получается, что хочется читать. По-рубински.

Единственное, под финал «Белой голубки» Дина ушла в излишний мелодраматизм, слегка смазав действительно неглупую книгу о похождениях хитрющего шарлатана Захария Кордовина. В остальном — колоритно, сочно, живо, полнокровно. И с действительно хорошим послевкусием.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Бром «Потерянные боги»

armitura, 23 апреля 2018 г. 14:02

Самое смешное, что по сути своей «Потерянные боги» — вполне типичный попаданческий роман, где ГГ из нашего мира попадает в параллельный, там офигительно прокачивается и спасает всех, кого можно и кого нельзя. Впрочем, роман спасает отличная динамика, бескомпромисная кровавость и крайне интересно прописанный мир Чистилища. Параллели с «Американскими богами» Геймана, безусловно, бросаются в глаза, но в целом особо не раздражают.

Главный герой получился вполне себе картонным — типичный попаданец. Однако галерея второстепенных персонажей богата и хороша: колючий троллинг Ивабог, неоднозначность Гэвина, самоуверенная непрошибаемость Велеса, пакостливая злость двух демонят и даже мимолетная отстраненность Алой леди получились очень здорово.

В целом, роман увлекателен и вполне читабелен, хотя и не более того.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

armitura, 18 апреля 2018 г. 10:46

Это такая милая книга. Даже вторжение инопланетян в ней какое-то уютное и забавное. Отстутствие богатого НФ-бэкграунда в Китае приводит к тому, что в «Задаче трех тел» явственно ощущается дыхание золотого века жанра. Это не нагруженные физической терминологией томины Стивенсона и Уоттса, а, скорее, гуманитарная фантастика Азимова, Карда, Хайнлайна — увлекательная, немного наивная книга, в которой даже эксперименты над протонами выливаются в забавную и абсолютно не раздражающую околонаучную ахинею.

Действие романа разворачивается сразу в трех плоскостях: прошлое (китайская культурная революция и все, что с этим связано — кстати, наиболее удачная и интересная часть книги), настоящии и — нет, не будущее! — инопланетное. Конечно, обидно, что та самая задача трёх тел, вынесенная в название, задаёт направление сюжету, но не получает никакого решения. Во всяком случае, в этой книге. Действующих героев не так много, и это хорошо, так как неподготовленному глазу потеряться во всех этих Ванах, Вэньцзе и прочих Ли раз плюнуть. Но тут герои не смешиваются в кашу, книга читается легко, и её можно даже рассматривать как условно законченную. Хотя желание прочитать продолжения наличествует, а значит, роман у Цысиня вполне удался.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Нил Стивенсон «Семиевие»

armitura, 13 апреля 2018 г. 10:43

Для начала традиционный референс сюжету: таинственный Агент раскалывает Луну, в результате чего Земле грозит неиллюзорный кабыздох путем метеоритного дождя. Отведенные пару лет человечество тратит с удивительной рациональностью, снаряжая космический ковчег, да делая пару закладок цивилизации в недрах земли. Впрочем, даже самый продуманный план может полететь ко всем чертям, когда к опасностям, таящимся в Космосе, примешивается человеческий фактор. Благо, человек жив не только планами, но еще и смекалочкой да импровизацией.

«Семиевие» — это по сути три романа под одной обложкой. Самый вменяемый из них — второй, который про борьбу человека с Космосом и друг другом. Самый неоднозначный — третий. Взгляды Стивенсона на генетику все же очень странные и не всегда правдоподобные. Впрочем, как и на социологию. Следуя традициам хард-НФ 21 века, роман требует нехилого порога вхождения и приличных базовых знаний по физике, изобилует терминами, теориями и многостраничными пояснялками. Если выкинуть из текста детальные подробности перехода между орбитами и принципы работы всяческих космических кнутов, получится достаточно средних объемов приключенческий роман (у Стивенсона все романы приключенческие, несмотря на общее богатство его текста). Впрочем, именно мощная наукообразная база как раз и добавляет ему монументальности, а что касается объема — давненько уже у Нила не было настолько тощих книжек, как бы это ни звучило по отношению к томине на 700 с гаком страниц.

Герои интересные, но, к сожалению, не особо объемные. Подозреваю, это специально, ибо так нужно для третьей части и того генетического безумия, которое там творится. В целом, пожалуй, самый спорный роман Стивенсона за всю карьеру. Там немало отличных находок, всяких монументальных и загадочных космических штук, за которые мы и любим хард-НФ, но уж больно спотыкаешься за последнюю часть, ну и для того, чтобы изначальная задумка сыграла, автору приходится сильно утрировать человечество в первой трети текста, представляя картину Армагеддона какой-то уж совсем недостоверной.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Жан-Кристоф Гранже «Конго Реквием»

armitura, 5 апреля 2018 г. 10:04

«Казалось бы, зачем убийце убивать убийцу убийцы, но Донцову уже было не остановить», — о нет, я, конечно, далёк от того, чтобы сравнивать королеву мопсов Донцову и признанного мастера спорта по триллерам Жана-Кристофа Гранже. Но кое что общее у них есть — катастрофическая неспособность остановиться. И там, где Дарья множит книги, Гранже множит тайны. Он вкладывает одну сюжетную коробочку внутрь другой, ту в третью — и так до тех пор, пока читатель не взвоет: да когда ж это уже закончится? Из-за обилия ложных ходов, ложных подозреваемых, внезапных совпадений, нарочитых клиффхангеров и притянутых мотиваций сюжетная конструкция становится ломкой и шаткой, того и гляди, завалится. Поэтому лучшая часть книги — бесхитростное сафари по Черной Африке, под пулеметные очереди, нищету, проливные дожди и одуряющее солнце. Если в первой части дилогии африканский колорит вторгался в мирную жизнь парижан, то здесь уже привыкшие к благам цивилизации французы пытаются выжить в безжалостном мире Конго.

Гранже привычно жесток к персонажам, что главным, что второстепенным. Такое впечатление, что каждый из них вынужден играть в русскую рулетку, только в барабане не одна пуля, а пять. Шанс на единственный пустой слот минимален, Жан-Кристоф с привычной французам жестокостью (а вы посмотрите их фильмы ужасов!) усеивает текст обезображенными трупами, все во славу кровавого бога триллеров. Автор крепко держит хватку, не теряет динамики, отлично прописывает героев, нагнетает напряжение — словом, создает хороший детектив по всем правилам жанра.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Жан-Кристоф Гранже «Лонтано»

armitura, 27 марта 2018 г. 13:35

В наличии стандартные достоинства и недостатки прозы Гранже, который, как ни крути, а все же один из ведущих мировых авторов триллеров.

Несмотря на приличный объем, Гранже соблюдает хорошую динамику. Расследование лихо закручено (у него вообще завязки почти всегда круче и эффектнее финалов), персонажи объемные и живые. Плюс Гранже очень вкусно смакует насилие. Его тут зверски много, описания крови, пыток, драк, жутких подробностей преступлений и жестоких ритуалов можно встретить буквально на каждой странице, свой рейтинг 18+ книга оправдывает с легкостью. Привязка к мрачной африканской экзотике только добавляет баллов — кровавые анимистические культы Черного континента в декорациях цивилизованной Франции, эдакий элемент хаоса в упорядоченной буржуазной жизни смотрится особенно эффектно.

К сожалению, Гранже в который раз недокручивает концовку, вставляя один сюжетный твист внутрь другого, и это выглядит вымученно и очень надуманно, к сожалению, Гранже в который раз добавляет псевдонауку там, где она совсем не нужна, но черт с ним, действие несется от закрытой военной базы с садистским посвящением новичков через африканские джунгли, бдсм-вечеринки и психбольницы, расследование в современности пересекается с рассладованием 40-летней давности, и все это чертовски увлекательно, как ни крути. Еще один любопытный момент: автор не просто живописует историю поимки серийного убийцы, он делает это сквозь призму взаимоотношений в отнюдь не рядовой семье. Основных героев тут четверо, и вот эта вот семейная история практически так же интересна, как и расследование убийств Человека-Гвоздя. К сожалению, некоторые сюжетные линии повисают в воздухе, ибо нельзя объять необъятное, но все же очень хорошая попытка, мсье Гранже, очень хорошая!

Оценка: 7
– [  6  ] +

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

armitura, 7 июля 2016 г. 16:42

Социалистический революционный пафос «Пепла и стали» на общефэнтезийном фоне смотрится даже достаточно свежо. Разрушить до основания, землю крестьянам, заводы — рабочим, раскулачивание и прочие радости бунта черни в наличии. Написано все это настолько лихо, что в какой-то момент даже забываешь, насколько белыми нитками шит сюжет, какие рояли выдвигаются из переулков и как дряхлый Бог смеется из своей машины.

Сандерсон написал достаточно бестолковую, но крайне обаятельную книгу, где на одной странице танцуют на балу и томно воздыхают, а ну другой — ломают стальных инквизиторов и прошивают врагов насквозь железом. Действие нигде не провисает, битвы захватывают дух, а лихие сюжетные повороты пусть и оставляют в недоумении (Марш, ты самый внезапный из всех внезапных персонажей, так и знай!), но все же заставляют листать страницы быстрее. И пусть всесильные инквизиторы в какой-то момент валятся, как болванчики, пусть план Кельсера... эээ... излишне наивен, а общая концентрация текста на Вин превращает революцию в череду балов и локальных стычек, что полностью вымывает масштаб. Главное, автору удалось дать проникнуться симпатией к персонажам, заинтересовать любопытной магической системой, заставить сопереживать, в конце концов. А значит, все далеко не так плохо.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Стивен Кинг «Возрождение»

armitura, 28 июля 2015 г. 17:52

Старина Стивен Кинг залазит в свои пороховницы и черпает оттуда порох двумя руками, выдавая по два романа в год, иные из которых все еще круты почти как те, что он писал в свои золотые годы.

«Возрождение» — это до миллиметра выверенный роман, в котором есть история взросления (кто-то говорит, что Кинг не умеет описывать детей, так вот — он врет), есть разгульная жизнь рок-звезды и есть аккуратно дозированный лавкрафтианский ужас. Кинг не сыпет хоррор полными ложками — мастеру его уровня не нужно пугать детишек сотнями монстров из-под кровати. Он добавляет ужас словно пикантные специи — чуть-чуть, по вкусу. «Возрождение» — это взрослая работа сформировавшегося автора, который еще не скатился в академизм.

Буря надвигается медленно, безоблачное небо на горизонте чернеет грозовыми тучами. Воздух электризуется, устанавливается давящая тишина, время от времени нарушаемая порывами холодного ветра. Тучи, которые еще минуту назад были где-то далеко, вдруг оказываются прямо над головой. Буря налетает стремительно, вспыхивающие молнии насыщают воздух озоном, гром вызывает желание забиться в самый дальний угол. И вдруг — тишина. Гроза обрывается всегда внезапно. По-моему, подобное описание как нельзя лучше передает ритм романа Кинга — от адажио до аллегро за 400 страниц. Браво, Маэстро. Бис!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Брюс Стерлинг, Льюис Шайнер «Моцарт в зеркальных очках»

armitura, 29 апреля 2014 г. 13:35

Восхитительно безбашенный рассказ, где Моцарт пилит рок, Мария-Антуанетта читает «Вог», а воины Чингизхана поливают автоматным огнем масонов. Авторы послали к черту эффект бабочки, надругались над здравым смыслом, сделав шикарный, безумный, анархический текст с блэкджеком и шлюхами.

При желании здесь можно выискивать аллюзии на современность, на желание супердержав идти на любые крайности ради нефти и прочих прибылей. Ну да не буду в очередной раз обсасывать прописные истины, благо, славен рассказ отнюдь не социальными аллюзиями, а очень даже настроением и внутренней своей какой-то лихостью.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Аутодафе»

armitura, 17 апреля 2014 г. 12:29

После вполне симпатичной первой части «Стража» за вторую я браться не спешил и, как оказалось, зря. «Аутодафе» — это такой сферический Пехов, добротное развлектальное чтиво, симпатичные приключения Стража, Пугала и Проповедника в мире темных душ. Хорошая динамика, большое количество толково прописанного экшена (не так давно читал «Хроники Сиалы» и подивился, насколько вырос Пехов в филологическом плане), яркие герои и прочая.

Пожалуй, не хватило некоторой изюминки. Почти все истории строго линейны — пришел, увидел, победил. Никакого второго дна, говоря шахматным языком, все задачки решаются в один ход, никакой более-менее сложной комбинации, никакой обманки для читателя, никакого сюрприза. Тем не менее, читается влет и с интересом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Сергей Сергеевич Лифанов, Инна Валерьевна Кублицкая «Август, когда туманы»

armitura, 8 апреля 2014 г. 17:33

Небольшая мистическая история, глава из романа, где неясной смутной тенью мелькнули таинственные и непознанные Синие Драконы. Они оставили больше вопросов, чем ответов, но кто говорит, что человеку вообще дано познать дракона.

Образы живые и приятные, язык легкий и воздушный, но общая краткость (сестра) не дает проявить себя атмосферности. На выходе получается славная небольшая история с привкусом тайны, но, пожалуй, не больше.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ларри Нивен «Мир-Кольцо»

armitura, 27 января 2014 г. 11:27

О, это очарование фантастики начала времен. Времена, когда полет воображения автора ограничивался лишь этим самым воображением, золотой век. Сейчас уже никто не может писать такую наивную, и в то же время такую романтичную фантастику. Тяжкий груз постмодернизма и десятилетия творчества писателей НФ титанической мощью диктуют свои законы. «Мир-кольцо» — это безнадежное ретро, и в то же время это книга, не устаревшая ни на день.

Этот сюжет знаком многим — путешествие межвидового экипажа в удивительный искусственный мир, на гигантскую планету, кольцом окружающую свое солнце. Мужчина, женщина, кзин (воинственная раса гигантских человекоподобных кошек) и кукольник (могущественные и технически совершенные инопланетные трусишки), затерявшиеся на немыслимых просторах чужой планеты. Планеты, жители которой деградировали, шорода которой превратились в руины. Планеты, жизнь которой подчинена другим, нечеловеческим законам.

Ларри Нивен шикарно миксует научность твердой НФ с приключениями и крайне любопытными взаимоотношениями персонажей. Его фантазия работает в планетарном масштабе, поднимая эпичность происходящего фактически до оперирования судьбами рас и народов. И при этом он остается очень человеченым и боизким читателю. Остается лишь пожалеть, что путешественники увидели ничтожно малую часть Кольца — остается только гадать, сколько всего интересного осталось за кулисами. Гадать, ну или читать продолжения...

Оценка: 8
– [  16  ] +

Андрей Смирнов «Чернокнижник»

armitura, 20 сентября 2013 г. 11:00

Внезапно вполне себе такой приличный мрачный фэнтезийный романчик. Без попаданцев и попыток острить на пустом месте, но зато с кровищей, монстрами, демонами, параллельными реальностями, замками мертвых, интересно продуманной собственной системой магии и героем — циничным пофигистом, не озабоченным спасением мира.

Выхватив маленькую девушку из рук доморощенных инквизиторов, готовых казнить ее по обвинению в колдовстве (тоже не от доброты душевной выхватив, но это большой спойлер), Уилар потащил ее по земле и аду через свою личную вендетту в поисках своего личного могущества. Вокруг, как это водится в жанре, грязь, кровь и насилие, интриги, противостояние магов и церкви, демоны в чудовищных обличьях, несправедливость и прочая. Какой-нибудь приличный светлый герой увяз бы в этом мире, как муха в янтаре, но Уилар не особенно переборчив, беспринципен и вполне готов идти по трупам невинных. Сопереживать такому герою было бы непросто, но автор решил эту дилемму, сделав POV’ом ту самую девочку, которая юна, невинна, напугана и вполне себе чиста.

Почти две трети книги развиваются как Бог на душу положит, сквозной сюжет держится на соплях, герои просто куда-то идут, кого-то сражают, чего-то делают, это вроде бы и эффектно, но как-то бесцельно, почти как наша жизнь. Это потом уже внезапно возникают и цель, и смысл, и даже какая-то мотивация. В целом не так, чтобы ах, но крайне и крайне приятно, бодро и нескучно.

Книга подразумевает продолжение, в планах автора оно значится, следовательно, запасаемся терпением и ждем.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Надежда Попова «Природа зверя»

armitura, 27 июня 2013 г. 12:24

Отгремели заговоры, отплелись интриги, притихли революционеры, пятый том — своего рода передышка перед бурей, маленький герметичный триллер.

Дано: таверна в глуши, заметенная снегом, окруженная оборотнями. В таверне испуганные люди. Вот, собственно, и все. Небольшой твист в серединке припрятан, но он читается — это раз, и он не столь эпичен, как мы уже привыкли — это два. Так, небольшой поворот, острая приправа к блюду.

Герметичный триллер — непростая штука. Нужно создавать ярких и достоверных персонажей, нужно не допускать провисания — ограниченный масштаб действия приводит к многочисленным разговорам, а те в свою очередь (при недостаточно крутой работе автора) — к пустотам и скуке. Впрочем, это не про «Природу зверя». Разговоров тут на самом деле хватает, равно как хватает и размышлений на тему той самой природы зверя и человека, но все это уместно, а сравнительно небольшой объем позволяет не превращать остросюжетный роман в философский трактат. В нужные моменты действие набирает динамики, оборотни дают жару, а финальный махач так и вовсе хорош.

С персонажами тоже все слава Богу — о Курте уже можно не говорить, но есть еще охотник на нечисть (на черной лошади по кличке Импала, if you know what i mean), есть ряд других ярких героев, и прежде всего Максимилиан с матерью, о которых молчок, ибо спойлер.

Пятый том — своего рода передышка (но со своими опасностями — трупов будет немало) между сквозным сюжетом предыдущих книг и последующего романа. Своего рода маленькое замкнутое приключение, случай на дороге. История, которую завсегда интересно послушать, тем более, когда она рассказана действительно хорошим рассказчиком.

Оценка: 8
– [  28  ] +

Надежда Попова «Пастырь добрый»

armitura, 11 апреля 2013 г. 10:33

Третий роман из цикла Надежды Поповой про обновленную инквизицию в антураже средневековой Германии начинается как взаправдашний триллер про серийного убийцу. Жестоко изрезанные тела детей, нервы, нервы, липкая атмосфера густого страха и насилия над славным городом Кёльном. Мне это очень понравилось, и, думаю, реалистичный жесткий детективный триллер от автора я бы прочитал с большим удовольствием.

Где-то во второй четверти роман слегка провисает, но потом начинает раскручиваться история Гамельнского Крысолова на новый, еще более мрачный лад, и интерес моментально возвращается. Вообще книга ощутимо кренится чуть ли не в дарк фэнтези, и потому неудивительно, что один положительный герой гибнет от руки своего друга, а другой своей смертью приносит себя в жертву и становится мучеником. На Курта обрушивается очередное суровое испытание (приятно, что пока что удается разнообразить этот поток испытаний на голову молодого инквизитора, каждый раз ему приходится свернуть на еще нехоженную тропку), темные силы раскручивают такую некромантию, что Перумов бы позавидовал. В финале случается небольшой рояль, ибо внезапно и чудо, как сказали бы в Манчкине, божественное вмешательство. Но это не так страшно, прост я больше люблю, чтобы все делалось силами человека. Да и мученик тут введен вовремя и к месту.

Словом, отличный и очень мрачный роман, всё как я люблю. Пока что лучший в данном цикле. Единственное, что отмечу: каждый раз после фактического завершения расследования остаётся примерно 10% текста, которые для эпилога, пожалуй, слегка затянуты. Не то, чтобы это так уж напрягало, ибо читать по прежнему интересно, но всё же дополнительные тридцать пять-сорок страниц после того, как все уже по сути закончилось — это слегка перебор.

Оценка: 9
– [  30  ] +

Надежда Попова «Стезя смерти»

armitura, 11 апреля 2013 г. 10:32

Итак, изрядно потрепанный инквизитор Курт отправляется в Кельн, где достаточно быстро находит себе дело, расследуя смерть одного студентика. Все считают эту смерть естественной, но только не Курт, чья интуиция подсказывает: не все так просто. Интуиция не врет, и, раскручивая эту историю, молодой инквизитор попадает в тот еще переплет. Я специально говорю самыми общими фразами, ибо, как это водится в «Конгрегации», у всего здесь есть второе, а то и третье дно, и одно неосторожное слово вполне может похоронить половину интриги для читателя. Сначала «По делам их» читается скучновато, интрига раскачивается долго, все ходят вокруг да около, много разговаривают (причем частенькона латыни, коей значительно больше, чем в первой книге — если такими темпами пойдет и дальше, десятый роман будет на латыни полностью, ггг), а затем дело внезапно принимает нешуточный оборот, появляются первые подозреваемые, их начинают раскалывать... Вот эти игры между следователями и подозреваемые, психологические приемы для подавления арестованных — это все очень круто.

Далее там, конечно, любовь, причем я сразу просек, что с этой любовью не так, причем просек правильно. Но дальнейший поворот событий я вовсе никак не ожидал, и потому финал стал для меня впечатляющим ходом, раскрывающим, по сути, всю суть этого романа. Все по заветам дедушки Линча — совы не то, чем кажутся, ага.

Что еще понравилось: на первый взгляд кажется, что ничего особенного кроме финальных глав, не происходит. Разговоры-разговоры, обманчивое топтание на месте, поиски себя и прочая. А потом начинаешь прокручивать в голове книгу, и понимаешь, насколько там много событий, взаимосвязанных линий, и насколько сложна и хорошо выписана невзрачная на первый взгляд конструкция. Это действительно круто.

Другое дело, что в процессе чтения это замечаешь не всегда. Злишься, что любовь между инквизитором и графиней такая прямо Анжелика, что начало топчется на месте, что Курт временами кажется таким прямо безвольным, сил нет. Автор умело маскирует интригу. Причем настолько умело, что читатель временами не очень понимает, что эта интрига в принципе есть.

Впрочем, это я так. На самом деле мне понравилось. Книга очень отличается от первого, «деревенского» инквизиторского детектива, и я не скажу, лучше она или хуже. Просто другая.

Оценка: 8
– [  36  ] +

Надежда Попова «Ловец человеков»

armitura, 11 апреля 2013 г. 10:31

Автором заинтересовался после того, как оказалось, что в теме Надежды Поповой на ФантЛабе за полгода нащелкало более тридцати страниц обсуждения. Что ж за автор такой, которого так активно обсуждают, а я ни сном, ни ухом.

Как оказалось, следы ведут на СамИздат. Обычно, если так активно обсуждают СИ-шного автора на ФЛ, значит, там жуткая графомань, ересь и мракобесие, зато читая, можно отловить море лулзов, как это было в случае, скажем, с Анной Тьмой или Олегом Верещагиным.

Примерно с такими мыслями я закинул в читалку повесть «Ловец человеков», первую часть цикла «Конгрегация». Реальность же меня приятно удивила. Книга — вполне себе лихо закрученный инквизиторской детектив. Его можно было бы сравнить со «Слугой Божим» Яцека Пекары, однако делать этого я не буду. Пекара очень чернушен, причем намеренно, я бы даже сказал, наигранно чернушен. И с оглядкой на сходную тематику, приключенческий детектив Поповой мне понравился больше. А вот с кем действительно можно было бы сравнить — так это с первой книгой Маккамона из цикла о Мэтью Корбетте — «Голос ночной птицы». Там в героях молодой следователь, который в декорациях условного средневековья пытается защитить девушку, обвиняемую в ведьмовстве, от сурового народного суда суть линчевания.

Итак, «Ловец человеков» — история молодого следователя реформированной инквизиции Курта, который приехал в деревеньку, дабы расследовать подозрительное убийство, а попал в самый центр... Впрочем, не буду ничего писать более, вдруг кто заинтересуется, а сюжет раскрывать неохота. Ибо он полон ложных следов, а совы, как водится, не то, чем кажутся. Под финал наш герой, что твой Уиллис, избит, изранен, окровавлен и умучан до полусмерти, что опять же его роднит с тем же самым Мэтью Корбеттом. Из того, что понравилось: сюжет захватывает, обманные ходы расставлены ловко, подвешенные ружья стреляют в срок и точно в цель; персонажи яркие и запоминающиеся, а главный герой отнюдь не МартиСью, ибо тяжело даже сказать в финале, справился ли он со своим поручением, или просто был марионеткой, направляемой более умелыми руками; антураж загнивающей средневековой немецкой деревеньки выписан достойно и темпоритм повести выдержан отлично. Это особенно важно, молодые авторы часто начинают частить или наоборот, топтаться на месте. Здесь же соблюдена динамика и нет ощущения рваности текста.

Не буду говорить, что все идеально: местами прорываемый современный сленг кажется неуместным, но это легко убирается внимательной редактурой. Также есть ряд «голливудских» штампиков, которые не критичны (более того, учитывая кинематографичность повести, смотрятся таким себе обязательным элементом потенциального блокбастера), но глаз за них цепляется. Но в остальном все очень удачно, и я прочитал книгу с удовольствием.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Клиффорд Саймак «Пересадочная станция»

armitura, 9 марта 2013 г. 12:10

«Гуманизмом мальчики в детстве занимаются», — говорили персонажи замечательного фильма «День Радио», и были в чем-то неправы. Ибо есть такие люди как Клиффорд Саймак, которые этим самым гуманизмом занимаются всю жизнь, принося этим радость не только себе, но и окружающим.

Роман «Пересадочная станция» — одна из жемчужин его творчества. Прекрасная книга о том, как люди и нопланетяне вместе строят дивный новый мир, о моральных и нравственных выборах, стоящих перед человеков, о том, что болт войне, миру мир и счастье всем, даром и пусть никто не уйдет обиженным.

Благодаря мастерству Саймака это не смотрится приторной ванилью. Напротив, роман — прекрасная гуманитарная фантастика во всех смыслах этого слова. А еще предтеча киберпанка — как никак виртуальный шутер от первого лица в игровой комнате в наличии.

В общем, если охота читать хорошие добрые книги — берите Саймака, не прогадаете.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Айзек Марион «Тепло наших тел»

armitura, 1 февраля 2013 г. 12:51

Главное отличие романа Айзека Мариона «Тепло наших тел» от сумеречного цикла г-жи Майер состоит в том, что автор романа о любви девочки и зомби — не домохозяйка, сочиняющая ванильное мыло для пятнадцатилетних девчонок, а вполне себе сложившийся и популярный блоггер. Что подразумевает, как минимум, умение обращаться со словами, выстраивать их в хлесткие предложения, вворачивать шуточки... Словом, умение работать на широкую аудиторию, нравится ей. «Тепло наших тел» по сути простенькая сказочка о первом поцелуе, эдакая «Спящая красавица» наоборот. Волшебная сила любви, сметающая все преграды просто потому, что это — самая сильная магия на свете. В это веришь больше, чем в четыре тома рассусоливаний о том, что обычная девочка полюбила сверхчеловека — бессмертного, сильного, красивого, обладающего богатством и суперспособностями. Герой-любовник романа Мариона в противовес Эдварду Каллену бесконечно ущербен, ведом инстинктами и мерзок по определению. Эдакий мачо наоборот. Антигерой нелюбовник. Может, именно поэтому история его любви и отчаянных попыток изменить свою мертвую натуру цепляет куда сильнее.

Роман достаточно короток и при этом весьма динамичен. Перевернув последнюю страницу, думаешь: «и всё? так быстро?». Ты только устроился с книгой в кресле, заварил чай, а тут уже конец. От этого остается легкое чувство неудовлетворения. Вроде победы любимого боксера нокаутом в первом раунде. С одной стороны хорошо, что победил. С другой — что за неуважение к зрителю, который честно отсмотрел полчаса рекламы и шесть боев в андеркарте? Над же как-то растягивать удовольствие.

Главный герой Р получился замечательно. Даже несмотря на то, что история с очеловечивающимся зомби смотрится как чит. Ну да, волшебная сила любви, см. выше. Роман написан от первого лица, что поначалу вызывает некоторый диссонанс: стройные размышления, шуточки, эмоции в авторском тексте и невнятное мычание в диалогах. Но диссонанс проходит, размышления приобретают отчасти социальный оттенок, шуточки смешат, а эмоции цепляют. Даже несмотря на то, что главная героиня — Джули — абсолютно безлика и не интересна ничем, кроме того, что живая. В наличии также несколько экшен эпизодов, и общая кинематографичность текста очень высока: многие сцены так и просятся на экран, ибо эффектны и описаны так, что создают яркую картинку в голове читателя.

В целом, конечно, не шедевр. Но добротная развлекательная сказочка, где любовь рифмуется с кровью, и в достатке как первого, так и второго.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Янн Мартел «Жизнь Пи»

armitura, 19 января 2013 г. 13:26

Насколько тонка грань, отделяющая человека от животного. Насколько легким может быть толчок, побуждающий сбросить маску приличия, воспитания, культуры, превратиться в хищника, который ради своего выживания готов пойти на что угодно.

Роман Яна Мартелла «Жизнь Пи» очень кинематографичен, но приключенческая робинзонада индийского подростка и бенгальского тигра, вынужденных делить одну шлюпку, затерянную в Тихом океане, на самом деле таит в себе множество смыслов, аллюзий, подтекстов и интерпретаций. Словом, всего того, что неизбежно теряется при переносе на целлулоид. Не самая толстая книжка разбита автором на сотню глав, иные из которых составляют один абзац, а иные — и вовсе одно лишь слово. Добро пожаловать в голову Писина Молидора Пателя, мальчика, адепта трех религий — индуизма, христианства и ислама, некогда вегетарианца, мальчика, потерявшего всю семью и вынужденного более двухсот дней дрейфовать по океану, собирая дождевую воду, питаясь сырой рыбой и пытаясь напиться черепашьей кровью. Роман наполнен жесткими и даже жестокими физиологическими подробностями, роман предполагает множество трактовок и каждое неосторожное слово в отзыве будет приравнено к жестокому спойлеру. Каковым, впрочем, является и фильм Энга Ли: практически полностью выхолостив религиозную составляющую, режиссер привел финальный твист к банальному вау-эффекту, каковым он, в общем-то и не должен являться. Роман-размышление в приключенческой оболочке превратился в недопритчу, и засим, пожалуй, не будем более о фильме.

Удивительно то, насколько легко написана эта, очень непростая по содержанию книга. Ненавязчивый юмор, яркие сравнения, хорошая динамика текста. Образы яркие и сильные. Та самая пресловутая читабельность просто на сто процентов, но при этом роман ни на секунду не скатывается в бездумную развлекаловку, оставаясь умной и непростой книгой. О чем она? О поисках Бога? О грани, разделяющей человека и животного? О том, как найти в себе силы пережить немыслимое и не сойти с ума? О том, как выжить, если судьба свела вас с голодным тигром на нескольких квадратных метрах пространства? О том, на что может пойти человек ради своего спасения? Да, обо всем этом и не только о нём. Как там у классика: совы не то, чем кажутся. И я уверен, что для каждого читателя книга может открыться совсем с другой стороны.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»

armitura, 18 января 2013 г. 19:21

Последний человек, оставшийся в живых на планете, наводненной толпами живых мертвецов, мог бы воскликнуть «Я — легенда!», но этот человек — всего лишь скромная учительница из маленького городка. Учительница, которая настолько любит свою работу, что не перестает пытаться передать знания детишкам — пускай те успели умереть и восстать из мертвых пародией на живого человека.

Поначалу кажется, что это — крайне извращенный рассказ о человеке, давно сошедшем с ума. И только под конец понимаешь, что это очень человечный рассказ. Как там было — повесть о настоящем человеке? Мисс Гейсс, похоже, как раз из таких. Ее зомби-класс, ученики, прикованные к своим партам, дабы не пытались разорвать на части свою учительницу в слепой жажде свежего мяса...

Дэн Симмонс — большой мастер, который великолепно выстраивает свой текст, успевая за короткий срок идеально выписать композицию и героев (да-да, героев, не только мисс Гейсс, но и ее мертвецов), заставив читателя сформировать, а затем и изменить мнение о учительнице.

Пожалуй, это не шедевр, но это очень классный рассказ, который с интересом читается, заставляет задуматься и попутно неслабо так развлекает. Особенно тех, кто не особо брезглив, ибо в описаниях зомби Дэн не скупится на весьма смачные подробности.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Джек Лондон «Кусок мяса»

armitura, 8 января 2013 г. 19:21

Рассказ о том, как Молодость с ее силой и Старость с ее опытом сошлись друг против друга в боксерском поединке.

Как всегда у Лондона, очень реалистичное описание, чувствуешь себя в гуще событий, в этом самом бою, где каждый удар отдается помутнением в глазах и звоном в голове. Сюжет прост и достаточно неказист, события развиваются предсказуемо, а завязвка вкупе с заголовком позволяют безошибочно угадать финал. Но смак, конечно, не в том, победил ли Кинг своего соперника, а в том, что «ах, если бы молодость знала, если бы старость могла». И если сила без знаний на боксерском ринге еще чего-то стоит, то мудрость и опыт, поделенные на физическую немощь, конечно, не в силах противостоять напору.

Грустный, но реалистичный и красочный рассказ, на которые Лондон был большой мастер.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Клиффорд Саймак «Зловещий кратер Тихо»

armitura, 24 декабря 2012 г. 15:31

Первый и основной плюс рассказа – это атмосфера. Жизнь лунных колонистов описана настолько мощно и достоверно, что тяжело не проникнуться их буднями, их чувством долга и товарищества, их взаимоподдержкой и теми рисками, с которыми ежедневно сопряжена их жизнь. Один неверный шаг, один шальной метеорит, одна яма, скрытая под бесконечной лунной пылью – и всё. Жил человек, и нету его. Путешествие в таинственный кратер Тихо, из которого почти никому еще не удавалось выйти живым, описана со всем присущим Саймаку мастерством.

Словом, удалось практически всё, кроме, пожалуй, раскрытия тайны лунных аборигенов. Возможно, некоторые тайны никогда не должны быть разгаданы, и от этого теряется их очарование. Возможно, тот путь, по которому пошел Саймак, слегка выбивается из стиля твердой научно-фантастической сурвайвал-драмы. Я не говорю, что это однозначно плохо, но лично меня финал слегка подразочаровал.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Михаил Елизаров «Госпиталь»

armitura, 19 декабря 2012 г. 12:08

Собственно, это не первое знакомство с автором для меня — еще в славные годы студенческие мне попал в руки его сборник «Ногти», из которого я на всю жизнь запомнил одну единственную фразу: «Шесть дней дед Макар медитировал, а на седьмой откусил свой МПХ» (только вместо МПХ было то самое слово из трех букв). Сейчас я тот сборник помню уже только обрывочно, но впечатления от него остались самые радужные. Читал я еще роман «Мультики», но мультики получились мутноваты, и я не очень впечатлился.

Итак, «Госпиталь» — рассказ из одноименного сборника, повествующий о том, как в одном армейском госпитале лежат солдатики, которые то ли ранены, то ли язву лечат, то ли контузию. Этакая суровая армейская чернуха как она есть. Обильно пересыпанная матом речь, дедовщина, издевательства, словом, все как в части. Так мрачно, что армия представляется филиалом ада на земле. Оно понятно, что служивые вряд ли общаются между собой как члены литературного кружка, но все же главная беда этой чернухи, впрочем, как и любой другой — чрезмерное утрирование и отсечение чего-бы то ни было положительного во имя общего сгущения туч. Я, честно говоря, не фанат такого подхода. Хотя нельзя не отметить, что написано достаточно сильно, обильно унавоженная матами прямая речь вполне органична, а к своей кульминации события подводятся грамотно. Да и сама эта кульминация впечатляюща.

Ничему доброму и светлому «Госпиталь» не учит, да и вообще понятия «доброе» и «светлое» рядом с этим рассказом смотрятся довольно странно. Любителям беспросветной армейской бытухи, выписанной в самых черных красках однозначно должно понравиться.

Оценка: 7
⇑ Наверх