FantLab ru

Все отзывы посетителя Demincev

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Стефани Майер «Сумеречная сага»

Demincev, 25 октября 2012 г. 00:10

Мне всегда было интересно, почему главной методикой при оценке книги выступает дихотомия нравится/не нравится. Книга что, торт? Тут без сливок — поэтому ужасно. Здесь слишком много орехов — противно. Там — недостаточно пропитаны слои и потому не советую. Несерьезно. Книга — это экспликация сознания. Причем необязательно индивидуального. А потому можно лишь понимать или не понимать текст, воспринимать или не воспринимать тот четко артикулированный багаж коннотаций, которым автор пользуется при создании своего произведения, осознанно или неосознанно.

Поэтому позвольте абстрагироваться от личностного восприятия и попробовать разложить это замечательное во всех отношениях творение на плюсы и минусы.

Неоригинальность жанровой и стилистической конструкций — минус. Мы не в первый раз встречаем вампирское фэнтези, любовный роман и мистический боевик в одном флаконе. Не новинка и повествование в форме «потока сознания». Это так. Но филигранную выверенность текста, огромный словарный запас, выразительную и живую лексику отменить мы не в состоянии. Это тем более очевидно, если вы читали оригинал. Поскольку с русским переводом «Сумеркам» откровенно не повезло. И это никак не вина Майер. Вот вам и плюс.

«Типичная подростковая влюбленность» и довольно предсказуемый сюжет. Да, минус. Но с другой стороны, где вы видели абсолютно непредсказуемые сюжеты? Даже произведения авангардистов и литературных абстракционистов при должном опыте легко просчитываются. Правильнее было бы, как мне кажется, записать этот шаблонный формат в преимущество, поскольку он демонстрирует «набитую и уверенную руку» автора, следование определенным литературным канонам (а значит, адекватное понимание их), плюс — не удивляйтесь — уважение к читателю: при всей любви к необычно выстроенной композиции куда приятнее читать грамотно выстроенный в плане логичности и последовательности сюжет, который не заставляет тебя чувствовать читающим шараду, а не роман.

Глубокий смысл. Одни его не нашли и поставили циклу жирный минус. Другие посчитали, что любовь и прочие первоценности прозвучали, а значит глубокий смысл все-таки есть. На мой взгляд, глубокий смысл есть в любом художественном произведений. И наша задача лишь найти его. Да, он может быть заложен в канву повествования очень и очень коряво, хотя это не тот случай. Майер с пропедевтикой справилась на все пять. И винить автора в том, что он не изрек каких-то новых общечеловеческих истин просто смешно.

Идеализированность, в первую очередь главного вампира-вегетерианца. Минус. Хотя, надо признать, разного возраста и пола читатели считают неодинаково. Но что, если взглянуть с другой стороны? Что, если эти «идеальные» персонажи и их отношения не более чем модель, максимально — насколько это возможно в художественной прозе — упрощенная и приближенная к психологическим типам людей и моделям социокультурных взаимодействий. Что, если это просто попытка проверить человеческую цивилизацию — в лице Беллы прежде всего — на прочность? Ведь Эдвард и Ко не люди, они представители мифической, чуждой нам, но все же фертильной природы. Что, если это интеллектуальный эксперимент, пусть внешне и выглядящий как девичий сентиментный вуайеризм?

И вот тут мы подошли к самому главному. Как я считаю, книги Майер не что иное, как цивилизационная модель. Умственный эксперимент. Множественное уравнение с такими странными на первый взгляд переменными, как вампиры и оборотни. Но если оглянуться назад, в литературное прошлое, понимаешь, что автор наследует таким титанам европейской мысли, как Гомер с его Одиссеем, Джонатан Свифт с его Гулливером и Франсуа Рабле с его Гаргантюа и Пантагрюэлем.

Вот что объясняет такую популярность и неоднозначность взглядов. А потому решительно рекомендую прочесть.

P.S. Мне все книги понравились. И с теоретической и с практической стороны.

P.P.S. Вампиры-«вегетерианцы», столь у многих вызвавшие недоумение и ярое неудовольство, связанное с разрывом паттерна в изображении вампиров как злобной, демонической, устрашающей, вредоносной для человека и обязательно кровососущей сущности, есть качественно измеряемый цивилизационный скачок. Наша культура настолько возросла, что антропоцентрическая ретроспекция, обращенная к материалу мифов и преданий, породила «цивилизованных вампиров».

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Дмитрий Емец «Мефодий Буслаев»

Demincev, 24 октября 2012 г. 22:18

Дмитрий Емец — удивительный автор и не менее удивительный человек. Получив прекрасное образование и став в очень молодые годы членом Союза писателей, он уже написал множество книг — от исторической прозы до чернушной фэнтези. Будучи стандартным взращенцем города-столицы переехал в провинцию, принял православную веру. Имеет большую и дружную семью. Вы думаете: «Зачем он нам это рассказывает?». А я отвечу — потому что без этих простейших знаний об авторе адекватно понять его серию про влюбленную парочку мальчишки и стража света не представляется возможным. Только проводя параллели с жизнью автора вы сможете почувствовать ту живую нить, что связала в единое и прекрасное полотно все эти книги, всех этих персонажей, все эти сюжетные ходы.

Все то хорошее, за что «Таня Гроттер» — другой его сериал — так любима и читаема, автор бережно перенес на новую почву. Сменились лишь декорации и метафизические подоплеки сюжета. Главное осталось — живая душа, стоящая за каждым из лелеемых автором персонажем.

При всей объективности не могу припомнить ни одного впустую потраченного на эту серию часа.

P.S. Решительно рекомендую читать всем, кто это делать умеет.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Дмитрий Емец «Таня Гроттер»

Demincev, 24 октября 2012 г. 21:35

Очень не хотелось бы начинать отзыв именно с этого, но придется.

Плагиат — это присваивание чужого труда; когда книга написана одним человеком, а авторство отдано другому — это плагиат. Учите матчасть!

А теперь о главном. Сериал о малютке Гроттер заполнил на отечественном рынке ту нишу, каковую на англоязычном заняла мадам Роулинг. Сходство на этом закончилось. Потому что история о девочке-сироте из «школы трудновоспитуемых волшебников Тибидохс» кардинально иная, ее даже сравнивать с мальчиком-у-которого-есть-шрам невозможно. И это при том, что я очень уважаю и люблю все семь книг про Гарри Поттера! «Танька» теплая, живая, оптимистичная, жизнерадостная, очень веселая и неунывающая. Этакая «русская баба» в подростковом возрасте, квинтэссенция русского бравого духа. В этих книгах — помимо увлекательного и захватывающего сюжета — вы встретите множество добрых и одновременно острых, на злобу дня, шуток; огромное количество завуалированных отсылок к неисчислимому арсеналу художественной и фольклорной литературы, освоенной автором; прекрасный современный язык с безупречной (с точки зрения подростковой литературы) стилистикой; более чем достаточное количество нравственных ориентиров для подрастающих и уже выросших читателей.

Да, серия претерпела сильные изменения по сравнению с первыми книгами, но это нормально. Нет, это необходимо. Кому нужно собрание историй, где главные действующие лица — деревянные, неизменные персонажи? И потом, когда это успели запретить меняться автору? Он живой человек, его мировоззрение — отраженное и отражающееся в книгах — подвижно и изменчиво. То, что серия изменилась — очередное доказательство того, что созданная вселенная живая, и она не умерла.

P.S. Никогда нельзя что-либо требовать от автора. Художественное произведение возможно и должно оценивать только в рамках самого этого произведения, в пределах выдуманной системы координат.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Василий Головачёв «Катарсис»

Demincev, 24 октября 2012 г. 20:22

Патриотизм. Вот то слов, что взрастило и выпестовало грандиозное по охвату времени и пространства произведение. Здесь есть русофильская философия и западное суперменство, древнерусскоязычная стилистика и детективный экшн, пропедевтика и декларирование собственных жизненных позиций... Можно как-угодно относиться как к автору, так и к конкретному произведению, но игнорировать феномен Головачева и его «духовные летописи» решительно невозможно.

Потому выскажу лишь надежду на дальнейшую плодотворную работу автора.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Андрей Белянин «Моя жена — ведьма»

Demincev, 24 октября 2012 г. 20:12

Почему-то повелась на Руси дурная привычка черно критиковать и считать недостойной юмористическую литературу опереточного типа. Эх, древнегреческие комедианты, как же вам повезло, что вы не дожили до сегодняшнего дня! А то ловить бы вашим лицам спелые томаты от разочарованных слушателей.

Но хватит лирики. Мне эта дилогия очень понравилась — и в первое прочтение, и в последующее. Тепло, жизнеутверждающе, задорно и юморно. Я сопутствовал героям на протяжении всех их приключений. Спасибо, мсье Белянин! Как будто съездил в экстрим-поездку не покидая уютного кресла.

P.S. Не смея морализировать, скажу, что внимательный и прозорливый читатель увидит достаточно смысла как в Кантовой «Критике чистого разума», так и в сказке про Колобка.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Наталья Щерба «Часодеи»

Demincev, 24 октября 2012 г. 19:51

Must read!

Истинная жемчужина современной отечественной детской фантастической литературы! Борюсь с собой, чтобы не перейти на восхваляющие глоссолалии. Чудно, интересно, красиво! Идея гениальна! Осуществление же, к величайшему сожалению, оставляет желать лучшего — лучшей вычитки, лучшей редактуры, лучшей проработки сюжета. И не смотря на то, что первая книга была откровенно корявой и в каком-то роде застрельной, последующие получились очень даже ничего! Что неизменно заставляет меня грезить в предвкушении выхода следующей книги. Поверьте, удовольствие от прочтения получат не только ваши дети, но и вы сами. Потому что это не история о приключениях кого-то там и где-то там, а книжный воображариум. И у вас есть пригласительный билет.

P.S. Экранизируйте, пожалуйста! Возродите детское кино!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Вероника Рот «Дивергент»

Demincev, 24 октября 2012 г. 19:40

Вполне себе удачная очередная N-логия в нише подросткового фантастического саспенса. Ругать не стану: ни за аллюзии на Коллинз (стилистика, сюжет), ни за нелогичность действий героев, ни за жанровые и запланированные клише. Лучше скажу, что хорошего:

-остро

-захватывающе

-эмпатично

-энергично

-ярко

-интересно

-модно.

К тому же радует, что постапокалиптическое и антиутопистское русла художественного мышления все еще существуют и способны интересовать умы подрастающего поколения.

P.S. Ждем-с экранизации.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Майкл Муркок «Хроники Корума»

Demincev, 24 октября 2012 г. 19:28

«Ах если бы, ах если бы...»

Восхищаюсь! восхищаюсь! восхищаюсь я теми фантастами, что из обрывков мифов и легенд, народных эпосов и поверий умудряются создать цельное, многоплановое, интересное и самодостаточное произведение! Таков Муркок. Мастодонт старой англоязычной школы фантастики. По уровню эрудиции в области фантастического фольклора заткнет за пояс любого современника — как своего, так и нашего. По стилистике — средневековый бард, закончивший Оксфорд. Честно говоря, только одно имя всплывает в памяти в попытке сравнить его талант в умении декорировать и перерабатывать фольклорные мотивы — и это имя Анна Гурова (советую по случаю).

P.S. Ах если бы экранизировать!

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Павел Марушкин «Каюкер и Ухайдакер»

Demincev, 24 октября 2012 г. 19:14

«Хулиганское фэнтези» — это ось, вокруг которой вращается вся выдуманная Павлом Марушкиным вселенная. Герои — хулиганские, сюжет — хулиганский, диалоги — хулиганские, внутренняя этика — хулиганская. Даже самоназвания хулиганские. Ну разве это не прелесть? На мой взгляд, прекрасный пример эстетически выдержанной фэнтези-литературы без купюр для аудитории молодого и очень молодого по духу возраста.

Жаль, что нет продолжения.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ками Гарсия, Маргарет Штоль «Лена Дачанис»

Demincev, 24 октября 2012 г. 19:06

Что ни говори, а плодотворное и успешное сотрудничество среди авторов фантастики и фэнтези редкость. Ну индивидуалисты они, эти писатели-фантасты! А тут такое единение: гос-жи Гарсиа и Штоль словно смотрят на мир сквозь одну и ту же оптику. И как смотрят?! Словно им по пятнадцать лет каждой, а ведь давно уже не девочки. Восхитительно! Правда. Пусть даже на оригинальность не претендуют ни сюжет, ни линии героев, ни даже эстетская и метафизическая основы текста. Но — за диалоги я дал бы этой книге «Эмми» не раздумывая. Как будто разговаривают не книжные персонажи, а твои соседи/друзья/близкие знакомые. Все очень по-теплому и уютно несмотря на общую мрачноватость и мистическую тревожность.

P.S. В предвкушении экранизации первой книги и переводов на русский.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Илона Волынская, Кирилл Кащеев «Ирка Хортица - суперведьма!»

Demincev, 24 октября 2012 г. 18:52

В том безумном болоте фэнтези и вакууме детской литературы, что характеризуют современный книжный рынок, я с трудом мог наткнуться на действительно стоящее чтиво для подрастающей аудитории. Но мне повезло. Знакомство с Илоной Волынской и Кириллом Кащеевым подарило надежду, нет — уверенность, что не все потеряно. Что кроме Гарри Поттера и порожденных им вариаций существует еще что-то, откуда подрастающее поколение смогло бы почерпнуть нравственные добродетели и моральные истины, социальные подсказки и чувство слова, при этом получая огромное удовольствие от чтения. Спасибо Вам!

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Андрей Белянин «Тайный сыск царя Гороха»

Demincev, 24 октября 2012 г. 18:24

Одно из главных достоинств этого цикла — это, конечно, жанровая спецификация. При всем разнообразии нынешней фэнтези-литературы крайне редко можно встретить полновесного представителя юмористического триллера. Да-да, триллера, вы не ослышались. Потому что, посмею себе напомнить, главное значение этого термина заключено в слове «волновать», а не «пугать». И именно это делает замечательная гепталогия Андрея Белянина: она волнует. Когда — положительно и смешно, а когда — отрицательно и разочаровывающе. Первые три книги просто блестящи. Честно. А дальше постепенная деградация всего: стиля, сюжета, персонажей. Жаль. Ведь заявка на успех была весьма серьезной: в ироничном авторском стиле обыгрывался, как мячики в руках жонглера, весь тот набор клише и штампов, что уже успел сложиться на время написания первых книг. Потому все нападки на «типичный сюжет» просто безосновательны. Здесь попаданство и прочее небогатое приданое фэнтези-стилистики не средство/форма/результат, а материал. Хотя про последние части серии этого не скажешь. Тем не менее, «Тайный сыск...» — очень удачная и стоящая внимания нас, читателей, попытка художественно и задорно отрефлексировать тот сюжетный кризис фэнтези-литературы, который, к моему горькому сожалению, до сих пор не преодолен.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Михаил Бабкин «Слимпериада»

Demincev, 24 октября 2012 г. 18:06

Если бы можно было литературу, как и кино, делить на «зрительскую» и «авторскую», то эта трилогия непременно оказалась бы в первой категории. Прекрасная легкость сюжета и логическая стройность, импонирующие и понятные персонажи, увлекательные приключения и живой язык. Огромные плюсы. Но необходимо учесть, что простота и «ниочемность» — лишь кажущиеся; они лишь форма, присущая данному жанру. Опытному и внимательному читателю есть чем поживиться как в вопросах стилистики и структурной композиции, так и в вопросах общечеловеческих — философско-экзистенциональных, социокультурных и антропологических.

Вывод: цикл более чем достоин внимания.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ольга Громыко «Послушай, как падают листья»

Demincev, 18 июля 2012 г. 14:52

«Потому что каждого человека должен кто-то ждать, беспокоиться, оберегать, а его, оберегающего всех — некому…»

За одну эту фразу автору можно простить все.

Удивительно уютная, нежная, согревающая и оберегающая атмосфера рассказа, несомненно, могла быть создана только Женщиной. Именно так, с большой буквы. Потому что который раз читаю Ольгу Громыко и понимаю, что она умудряется делать невозможное — облекать в слова те тончайшие настроения души, те незримые нити человеческих отношений, что так тревожат каждого из нас, что являются первоценностью.

Снимаю шляпу.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Василий Горъ «Инкуб»

Demincev, 18 июля 2012 г. 14:42

Несмотря на явное подражание фантастической прозе Запада удивительно легкое и непринужденное, кое-где даже захватывающее, повествование. Любовь и горе, деньги и власть, новые технологии и старые пороки... Здесь есть все, чтобы развеять Вашу скуку на недолгие несколько часов. Читайте!

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Виталий Зыков «Во имя потерянных душ»

Demincev, 16 июля 2012 г. 22:34

Давненько не встречал столь сочного фэнтези! Восхитительный стиль изложения, богатый язык, широкая палитра характеров, продуманный и плавно выстроенный сюжет. Нельзя сказать, что сильно оригинален, но вполне логичное продолжение предыдущих книг. Чувствуется «набитая рука». Прочитать настоятельно рекомендую!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Дмитрий Скирюк «Жуга»

Demincev, 11 января 2012 г. 23:19

Пожалуй, лучший пример отечественной фэнтези последних лет. Вчитываясь и вдумываясь, невольно проживаешь вместе с Жугой одну жизнь на двоих, ощущая свой мир по-новому, а мир героя — как уже не чужой. Восхитительная смесь из романтики и мистики, альтернативной истории и географии, живости и глубины, реалистичности и динамичности заставляет открывать эти книги в который уже раз...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Татьяна Леванова «Сквозняки»

Demincev, 11 января 2012 г. 23:07

Великолепная серия, достойная книжных полок любой квартиры! Сохраняя старые традиции русских сказок, Леванова делает свои книги созвучными современности, интересными не только детям, но и взрослым. Здесь нет супергероев и нет магии, здесь всегда побеждает добро и наказуется зло. И все это так живо, реалистично, что оторваться бывает просто невозможно!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Анна Гурова «Мельница желаний»

Demincev, 11 января 2012 г. 23:00

Эх, если бы можно было вот ТАК оживить и славянскую мифологию... Ведь книги просто потрясающие — поверья угро-финских племен стали не просто сюжетной канвой, а самой реальностью! Все настолько продумано, настолько отлажено, что остается только крикнуть: браво! Лучше книг фэнтези, основанных на этнической мифологии, я не встречал.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

Demincev, 7 января 2012 г. 01:23

Феноменальная реалистичность в описаниях персонажей и их ощущений многое компенсирует в романе Дяченко, но, к сожалению, не все. Абсолютная нелогичность и нереальность событийного плана крайне уменьшают степень восхищения от прочтения, к тому же архетипы сюжетных линий далеко не новы. Неудобоваримые, просто выносящие мозг аллегории и метафоры затуманивают понимание текста почти полностью. Да и вообще, послевкусие подобно дуриману — хоть и экзотика, но гадость.

В целом, можно отметить новизну жанра — реализм а-ля фэнтези в стиле психо-философического очерка, но реализм уж какой-то слишком пробивной, просто ударный, потому читать виту ностру лучше, действительно, только взрослым: дети не так поймут.

P.S. Прочитать стоит, но с осторожностью — произведение меметически насыщенно.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ник Перумов «Техномагия»

Demincev, 5 января 2012 г. 20:00

Крайне удачный опыт в новом для автора жанре. Великолепная идея, яркие персонажи, закрученный сюжет, качественная проработка деталей...

Но, к великому сожалению, это касается только первой книги цикла, потому что вторая гораздо хуже, а третья и вовсе недописана.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ник Перумов «Семь Зверей Райлега»

Demincev, 5 января 2012 г. 19:50

Долго думал, что же написать: отзываться плохо не могу — не в моих привычках, хвалить — вроде бы не за что. В общем, понравились только Кройон и названия книг. Увы.

Объективно можно добавить ещё новое по отношению к предыдущим творениям построение сюжета, новую расстановку системы координат и персонажей в ней и новую идеологию.

P.S. Опыт был ценен, но только как опыт.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ник Перумов «Хранитель Мечей»

Demincev, 5 января 2012 г. 19:19

Если чем и стоящ Перумов, то только циклом «Хранитель Мечей». В этих книгах отразился весь талант и вся многогранность этого писателя.

P.S. Охарактеризовывать сюжет, персонажей и прочее не вижу смысла — либо читаешь и пропускаешь через себя, либо киваешь головой на все, что тебе ни скажут.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Дмитрий Емец «ШНыр»

Demincev, 5 января 2012 г. 19:01

Сериал «Шныр» — это новая веха в жизни Дмитрия Емца как писателя, поэтому проводить какие-либо параллели с предыдущими сериалами про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева просто бессмысленно. Эти книги рассказывают нам уже не о том, как из мира людского персонажи попадают в мир волшебный, а о том, как обычные подростки совершают (абсолютно) обычные вещи. Просто к нашей трехмерной реальности прибавляются новые плоскости, оси координат и некоторые переменные... В целом, «Шныр» представляет собой социальное фэнтези (если такой жанр вообще существует).

P.S. Говорить о фирменном «емцевском» стиле, конечно, не приходится, но ограничений в возрасте у этого сериала точно нет — каждый найдет в книгах что-нибудь свое. Причем, диалоги стоят нашего внимания прежде всего: в них вся соль.

P.P.S. К прочтению рекомендую!

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Тим Скоренко «Сад Иеронима Босха»

Demincev, 5 января 2012 г. 17:16

Ещё один грустный пример, когда аннотация может (и должна) заменить собой саму книгу.

Плюсы: актуальность, яркость и эрудированность.

Минусы: тенденциозность, хлёсткость, инсинуированная аллюзорность, антагонирующая роману метрика, нудность и растянутость.

В целом: неплохое для (начинающего) молодого писателя произведение, достойное пары-тройки часов вашего времени.

P.S. «Звёздный мост» меня удивил. Неприятно.

Оценка: 5
⇑ Наверх