FantLab ru

Все отзывы посетителя Nalia

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Тэмсин Мьюир «Гидеон из Девятого дома»

Nalia, 22 апреля 20:15

Есть у нас космоопера с космической магией, то есть некромантией, бессмертным богом-императором (к счастью, без золотого трона и вполне ходячего). Есть благородные дома некромантов, каждый специализируется на своей области некромантии, у каждого своя обязанность перед Императором. Девятый Дом — мрачные монахи, охраняющие таинственную Гробницу. Гидеон Нав — младенец, найденный в капсуле на теле мёртвой женщины, которая упала на территорию Дома, и выросла в этих пыльных и безрадостных стенах. Дом она ненавидит, а пуще всех — его хозяйку, свою сверстницу, некромантку Харроу. Та отвечает ей взаимностью. Но двум заклятым подруго-врагам придётся объединиться: грядёт испытание во славу Императора, где каждый Дом высылает некроманта в сопровождении верного рыцаря. Прошедший все испытания ума и искусства станет Ликтором — бессмертным слугой Императора. Увы, настоящий рыцарь Девятого Дома бежал, и Харроу убеждает Гидеон взять на себя эту роль, обещая дать в награду свободу, которую девушка так жаждет.

А дальше будет многоуровневый замок на другой планете, оборванные контакты с внешним миром, смертоносные загадки... И десяток некромантов с рыцарями, запертый в этом месте. Естественно, происходящее начнёт напоминать «Десять негритят» не просто скоро, а очень скоро.

Начала я читать книгу ради некромантов. И лесбиянок. Да ещё и в космосе! Мимо такого ядрёного сочетания трудно пройти.

И не то что бы разочаровалась — но звучит идея в разы красивее, чем воплощена. Правильно сказал мэтр Толкиен: «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным». И весь «Гидеон» — это просто созвездие зелёных солнышек.

Первым солнышком стал космос и космоопера. Зачем они нужны — я так и не поняла. Герои только один раз летят на звездолёте — на планету, где будет проходить испытание, и ничего важного во время этого полёта не происходит. Если бы действие происходило в фентези-мире с техническим прогрессом, не изменилось бы ничего.

Вторым, хоть и менее разочаровывающим, стала некромантия. Она в сеттинг более-менее вписана: есть и скелеты-слуги, и штурмовики, которые во время войн прибывают на поле боя первыми, чтобы обеспечить всплеск танергии (энергии смерти, которую используют некроманты). Тем не менее, все вкусные подробности сеттинга вроде устройства общества, тактики ведения войн, экономики — только представьте, какая безработица может возникнуть из-за рабочих-нежити! — не показаны. Нам даже не говорят, какой властью обладают Дома, есть ли у них соперники за эту власть... Не говоря уже о количестве колонизированных планет — впрочем, эта претензия проходит по предыдущему пункту. Однако некромантию из сюжета без ущерба для него не выкинешь — и на том спасибо.

И в итоге единственное, что не разочаровывает — это лесбиянки. У Гидеон и Харроу действительно сложные отношения, и то, как они раскрываются — в том числе и причины, почему они такие сложные — самое интересное в в книге. Прекрасно прописаны характеры обеих: привыкшая прятаться за маской чопорности и высокомерия Харроу, которой пришлось повзрослеть слишком быстро, и язвительная, бойкая Гидеон с сердцем настоящего рыцаря.

Детективная линия — скорее плюс, чем минус. Она неплоха, но тем не менее её легко укладывают на лопатки не то что классические детективы, а даже «Гарри Поттер» (вторая, третья и четвёртая книги точно). Совет: сделайте закладку на секции с перечислением действующих лиц, а не запутаетесь в куче вываленных на вас героев.

При всём при том книга оставила приятное впечатление и желание прочитать вторую. В основном из желания узнать

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Выжила Гидеон или нет?! Учитывая, что в детстве она перенесла действие биологического оружия и даже не чихнула, дыру в грудной клетке тоже может регенерировать!

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Nalia, 19 ноября 2020 г. 17:37

Начало сюжета завлекательно: Джейн, похищенная феями человеческая девочка, трудится день и ночь на фабрике, где собирают драконов. Как и все дети, она мечтает сбежать. И однажды один из драконов зовёт её. Здравствуй, свобода...

...Прощай, фентези. Через некоторое время ты понимаешь, что читаешь не фентези, а гротескную социальную сатиру на американскую действительность 60-х годов. Думаете, Джейн ищет приключения? Сражается с кем-то на обретённом драконе? Нет, она ходит в фейскую школу. Уберите «фентези»-элементы — получите банальную повесть о взрослении неблагополучной малолетки, которая ворует, пьёт, нюхает наркоту, которую домогаются и пытаются изнасиловать, которая одновременно беззащитная, одинокая и потерянная. «Фентези» взято в кавычки, потому что мир вокруг — выписанный безумно атмосферно и живо — не производит впечатление реальности: это тягучий, тяжёлый сон. Автор щедро рассыпает мерзкие детали: мокрые от пота подмышки домогающегося учителя, воняющая падалью преподавательница, перчатки из девичей кожи в магазине... Много секса. Сцены оного редко описываются подробно, чаще вскользь, но секс самого неприятного качества. Тут и издевательства, и домогательства, и изнасилования, и просто тупая незамысловатая похоть — героиня (и не только она) с лёгкостью использует своё тело, чтобы добиться желаемого. Любви здесь почти нет, и она всегда с привкусом трагедии.

Роман — одна большая метафора, объёмная и ёмкая. Девушка, которую избирают королевой на год, она живёт в роскоши и может не считать денег — но потом её принесут в жертву; чем не метафора для шоу- и модельного бизнеса, ломающего жизни молоденьких искательниц красивой жизни? Праздник, во время которого не действуют законы, и бушующая толпа ради забавы грабит и убивает — чем не метафора немирных демонстраций? И над этим — безжалостная и безнаказная элита.

Метафорой чего служит дракон и что значит конец романа, остаётся только догадываться.

В итоге получается сильная книга — но плохое фентези с бесцветными героями и рваным сюжетом. Гротескная, но мерзкая метафора.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Джанет Уинтерсон «Не только апельсины»

Nalia, 2 августа 2020 г. 12:53

Нет отзывов? Надо это поправить.

Книга короткая, написанная очень интересным стилем. Фантастики там совсем мало, и то она представлена как галлюцинации-видения героини. Книга хороша своим психологизмом: Дженет прям-таки погружает в свой мир, мир девочки, воспитанной очень религиозной матерью, мир, какой он её глазами. При этом в книге нет ни чернухи, ни ненависти в сторону христианства, просто грусть человека, чья семья отказалась от него. Здесь нет злодеев — есть просто жизнь и попытка найти своё место в ней. Интересен характер Дженет: можно было бы ожидать, что это бессловесная забитая овечка — но нет, это очень боевая девушка. Пытаясь воспитать в дочери религиозное рвение, её мать воспитала в ней дух и решимость настоящего бойца, который в итоге нашёл силы сказать «нет» обществу, в котором вырос, и пойти искать своё место в мире.

Рекомендую любителям психологизма с толикой психоделики.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Ловцы удачи»

Nalia, 18 января 2019 г. 18:03

Прочитала я этот роман, когда настроение было сумрачным -- и расчёт оказался верным: вокруг сразу стало как-то светлее. Итак, книга рассказывает об эльфе по имени Лас, который из нежелания участвовать в политических интригах был заклеймён как политический преступник и вынужден был бежать от старой жизни... Хотя нет, стоп: главный герой-- это не Лас, а сам мир -- технофентези с летающими кораблями, мушкетами, стреляющими огнепчёлами, и множеством рас. Летательные аппараты, от двухместных аналогов самолётов -- «стреколёты» -- до огромных фрегатов-- центральный элемент повествования: они летают благодаря заточённому в них демону, и служат основным средством перевозок на большие расстояния, сделав морские суда почти ненужными (и, скорее всего, развитие сухопутного транспорта-- тоже). Итак, эльф по имени Лас, военный пилот стреколёта и воздушный ас, бежит от старой жизни в местные Карибы (правда, не золотого века пиратства, а более поздние): на Павлинью Гряду, а именно -- на Черепаший Остров, административный центр этой Гряды. Поскольку, как и положено асу, он без полётов жить не может, то начинает искать работу, связанную с полётами -- и с головой окунается в приключения, потому что жизнь в краю пиратов и контрабандистов скучной не бывает.

Правда, сюжет нельзя назвать безусловным плюсом произведения. Он есть, в начале автор добросовестно развешивает ружья, каждое из которых позже стреляет, и действие начинает лететь стрелой-- но этому предшествует долгая преамбула, в которой раскрываются мир и персонажи. Больше всего роман похож на цикл из двух-трёх длинных рассказов.

Персонажей тоже нельзя назвать безусловным плюсом. Они милы и незамысловаты. Надо заметить, что в рассказе «Особый почтовый», действие которого происходит после окончания действия Ловцов Удачи, но который был написан автором до романа, характеры Ласа и Ога, его напарника-орка, показались мне интереснее. В романе эти представители враждующих народов стали друзьями после первого же совместного полёта, и до конца романа их отношения остались тёплыми и ровными; Ог из рассказа, вечно ворчащий на эльфа за излишнее, как он считает, лихачество, но всё равно стоит за Ласа горой, куда веселее. Второстепенные очерчены двумя-тремя штрихами, при этом особо противоречивых личностей там не найти: злодеи -- злы, предатели -- подлы, хорошие люди (в основном нелюди) -- няшки.

Так что же можно назвать безусловным плюсом? Мир и атмосферу. Множество небольших деталей, которые делают место, где разворачивается действие, по-настоящему живым и нелогичным: мушкеты с огнепчёлами, а не пулями, лантимеры -- специально выдрессированные животные, которые исполняют функции сирены, работающие посадочными огоньками фейри, лилипут, для которого стопка рома-- это огромная порция... Здешним стреколётам не нужно горючее-- но заточённый в их сердце демон через некоторое время устаёт, а управляют им с помощью кабалистической доски -- вот вам и магическая замена пульта управления и монитора заодно. В конце романа приведён подробный глоссарий по расам и реалиями мира.

Более того, некоторая схематичность героев, и общая незамысловатость сюжета с определённой точки зрения тоже плюс. Пехов намеренно идёт на это, чтобы приблизить роман к классической приключенческой литературе для юношества вроде Жюля Верна. Эта светлая и в чём-то наивная книга, лишённая серьёзности и тяжести, не затрагивающая болезненные темы и не лезущая в душу -- чудесная таблетка от плохо настроения. То, что доктор прописал читать в случаях, когда на душе скребут кошки, и хочется расслабить мозг и душу, а не напрягать их.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Надежда Попова «Ловец человеков»

Nalia, 10 января 2019 г. 13:48

Книга оставила двоякое впечатление.

Из несомненных плюсов стоит отметить саму концепцию: альтернативная Европа, где инквизиция обрела вполне человеческое лицо — хотя кровавое и тёмное прошлое таки портит ей репутацию, сейчас она пользуется передовыми (читай, почти современными) методами расследования и даже зачитывает права арестованным. Плюс мистика: злые маги и разная нечисть тут более чем реальны, хоть и не особо распространены. Историко-фентезийный детектив про инквизитора? Дайте два!

Увы, на деле это вышло менее интересно, чем кажется. Я не назову книгу плохой — но и особенно хорошей тоже: крепкое «выше среднего».

И вот почему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первый недостаток — сама детективная интрига. Начинается всё интересно, якобы разгадка — соседский барон хочет отобрать владения, выдав сумасшедшего сына владельца этих земель за стрига, то бишь вампира! -- тоже хороша, но... Всё портит финал. Внезапно, соседский барон тут ни при чём, а при чём — тёмный маг, умеющий контролировать разум! Причём его изначально цель — опорочить инквизитора и всю инквизиции! Эпично, но как-то некстати вспоминается, что доносы насчёт убийств якобы стрига не затерялись в общей куче только благодаря сверхъестесственной интуиции героя, и к разгадке, оказавшейся обманкой, герой тоже пришёл случайно. То есть хитрый план главного злодея удался только благодаря чуду, настолько он был хитрым. Главный злодей, кстати, абсолютно безлик и маньячен, но с этим ещё худо-бедно можно смириться.

Второй недостаток — это речь главных героев. Периодически они, особенно герой, начинают говорить длинными и иностранными монологами, как по бумажке читают. От того, что эти монологи не перемежаются хоть каким-то описанием эмоций или манеры речи героя, создаётся ощущение, что он действительно встаёт в театральную поза и их читает. От этого Курт, доблестный следователь, перевоспитанный Инквизицией преступник, кажется не особо живым, что не слишком хорошо для главного героя.

Вердикт: книге — твёрдая семёрка, но не больше.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Надежда Попова «Стезя смерти»

Nalia, 10 января 2019 г. 13:48

Интересно, что после первой книги вторая прочиталась на одном дыхании, и... оказалась куда более тяжёлой психологически. Увы, те недостатки, что были в первой части, никуда не делись: герой всё так же толкает монологи, а детективная интрига из спорной превратилась в никакущую. Зато главный злодей, внезапно, раз в сто интереснее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маргарет. Честно — в конце книги мне было её очень жалко, а от Курта — жутковато. Спать с женщиной, вести с ней разговоры на тему религии... зная, что всё это игра, хитрый план, чтобы отправить её на костёр с убедительными доказательствами?! Да, здесь следователь, как ни странно, по жестокости намного превосходит убийцу — причём Маргарет его любит искренне. Именно она вышла самым живым персонажем во всей книге, при том, что она действительно злодейка, причём искренне уверенная, что она лишь жертва жестокого мира. Хоть она и оправдывает убийства тем, что бывшие любовники угрожали её жизни — ведь не прекратила заводить их ни после первого помешательства, ни после второго, а последнего так убила собственными руками, и вспоминает об этом с явным удовольствием. Не окажись на её пути Курта, кончила бы тем же, скорее всего, только жертв на её счету было б больше.

Увы: на фоне такой злодейки — сложной, психологически достоверной, вызывающей сочувствие — главный герой окончательно превращается в бледную тень.

Как и предыдущая книга- твёрдая семёрка... Но В основном за «главного гада».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Генри Лайон Олди «Чёрное сердце»

Nalia, 5 мая 2018 г. 13:25

Если первая книга вводит в мир трёхмирья (пардон за тавтологию), то вторая погружает в него с головой... И так же внезапно завершает дилогию. Собственно, это главный её недостаток: сумбурность. В неё напихано очень много всего-- и якутская мифология, и семейная тема, и научная фантастика, и проблема «стоит ли сверхчеловеческая сила того, чтобы платить за ней человечностью»-- так что некоторые идеи, до которых читатель вроде бы должен дойти своим умом, тут проговаривают открытым текстом. «Тут у нас семейная сага!» -- декларирует один из героев. Подобные моменты не добавляют естественности действию. За семейной сагой маячит невнятная нфшная теория о времени, которое сгорает в звёздах (концепция Козырева, как любезно поясняют сноски), которая скорее путает, чем помогает понять, что происходит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Был мир трёхмирья глубоким прошлым, планетой той же Ойкумены или параллельной реальностью, созданной в разуме мальчика-аутиста, нам так и не расскажут. Не объяснят, почему Юрюн ничего не помнит о жизни в реальном мире, в отличие от своих родителей и сестры. Ну ОК.

Это, в принципе, не так важно, как...

...«Мысль семейная». Перед нами, по сути, разворачивается история трёх семей: «божественной» семьи главного героя-- Юрюна, семьи предпочитающего жить на земле Сарыча, и семьи «демонов» из нижнего мира-- Уота и ко. У каждой свои проблемы, у каждой свои болячки, причём тот факт, что они обладают сверхчеловеческими силами, только всё усложняет. Все они хотят семейного счастья, все пытаются его достигнуть, кто во что горазд. Надо ли говорить, что путь к нему очень тернист, и не из-за каких-то внешних врагов, а этих самых болячек? И первородный грех, превративший всех участников действа то ли в богов, то ли в чудовищ-- отданный для научного эксперимента ребёнок-аутист. Преданный теми, кого любил, и лишь младший брат готов за него бороться до конца. Нет, он никого не винит, но разве мир, возникший из-за предательства, может быть счастливым?

Нет, не может. И тема мессии, который принесёт себя в жертву ради спасения всех, встаёт в полный рост в конце книги. Богатырская (и магическая) сила, прославлявшаяся в фольклоре, здесь развенчивается, деконструируется, становится нечтом деструктивным, превращающим людей в чудовищ. Или, скорее, вытаскивающим спящее в душе чудовище наружу. Увы, это происходит рано, слишком рано. Хочется ещё пожить в трёхмирье, послушать препирательства двух юных стервочек, Жаворонка да Айталын, почитать о мироздании, о приключениях «слабака» (а всё из-за добродушного нрава и желания решать проблемы миром, а не силой!) Юрюна... Но действие катится к эпилогу. Вроде и благополучному, но вместе с тем пронзительному до чёртиков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотите всем добра? Хотите, чтобы никто не умер, у всех всё было хорошо? Принесите себя в жертву. И не ждите награды. Нюргун возвращает героев в реальность-- но сам исчезает из неё. Юрюн, добряк-Юрюн, всю книгу пытавшийся всех спасти и всем помочь, -- тем, кого ему в итоге удалось спасти, можно пересчитать по пальцам. И платит за возвращение в реальность он здоровьем и разумом, становясь десятилетним ребёнком с памятью старика, который не в силах забыть свою жизнь в трёхмирье и приспособиться к жизни в реальности. Вот такая грустная мораль выходит: за человечность и доброту нужно дорого платить-- самим собой. Куда проще стать чудовищем и не «усыхать»...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ксения Медведевич «Ястреб халифа»

Nalia, 22 ноября 2015 г. 13:02

Странная книга.

С одной стороны, весьма красочный и нетипичный для фентези мир, блестяще прописанная мистика, один из главных героев- нелюдь в самом прямом смысле этого слова, с нечеловеческой логикой.

С другой- крайний, вычурный физиологизм происходящего. Пытки и насилие, в том числе и сексуальное, выписаны подробно и со смаком, и занимают едва ли не большую часть книги. Чтобы в оценили масштаб, у Джорджа Мартина (!) подобного добра раз эдак в десять меньше. Похоже, автор не просто пытается показать фентезийный ближний восток без романтического флёра, а ещё щедро добавляет от себя крови, боли, грязи и прочего шок-контента, включая зверские убийства женщин и детей (последние описаны особенно подробно и художественно). К сожалению, сюжет прочно увязает в этом кровавом болоте, немного оживляясь лишь к концу. В итоге получается очень-очень тёмное фентези с тягучей душной атмосферой «Великолепного века». Тем, кто любит неприглядый реализм и шок-контент, скорее всего, понравится. Остальные не оценят.

Я же оценила лишь на 5/10. Не люблю дешёвые способы шокировать читателя, а чего-то более глубокого за кровью-кишками не увидела.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Вадим Панов «Последний адмирал Заграты»

Nalia, 9 марта 2015 г. 13:47

Прочитала, ибо стипманк. Панова никогда прежде не читала. И поняла, что не зря. Может, другие цикли получше, но...

Сначала о плюсах. Несомненно, это мир. Он показан отлично. Стимпанк, где дирижабли летают от мира к миру по гиперспространству. Красочные описания, жаргон и суеверия цепарей-- то бишь тех, кто водит дирижабли сквозь полную опасностей пустоту. Загадочность самой пустоты, мутанты с экстрасенсорными способностями-- более чем благодатная почва для произрастания сюжета...

Увы. Сюжет слабоват. Вкратце: зловещая торговая компания хочет нефть небольшого мира Заграты, и устраивает там революцию, пользуясь тем, что царь-- высокомерный лопух, впрочем, нежно любящий семейство. На обрисовку революционеров чёрной краски не пожалели: картонные продажные злодеи, которым противостоят благородные эльфы... ой, то есть потомственные аристократы адигени. Какой-то протворечивостью от обоих сторон конфликта и не пахнет, разве что адигени автор мягко пожурил за высокомерие. Такое серьёзное и сложное явление, как революция, до предела упрощено, превращено в лубочную агитку монархизма. Явные намёки на октябрьскую революцию и на злых любителей нефти США весьма прозрачны.

Второстепенные герои, впрочем, получились неплохо. Особенно запомнился алхимик с раздвоением личности. Однако им уделено мало внимания, а в основном блистает Помпилио, высокомерный аристократ и благородный супермен. Авторский замысел вроде понятен: нарисовать аристократа, высокомерного, но вместе с тем харизматичного, с честью и совестью. Первая часть замысла вышла удачно, а вторая свелась к тому, что герой начал демонстрировать охрененную крутость, спасать принцев и принцесс, а все окружающие начали им дружно восхищаться. Сложной и живой личности не получилось, получился непогрешимый марти сью. А его много, слишком много, и к концу он надоедает хуже горькой редьки. Лично у меня он отбил интерес ко всем будущим книгам цикла: даже интересный мир не способен перевесить скучного, вылизанного и глянцевого героя.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Мартин Миллар «Фракс»

Nalia, 9 марта 2015 г. 13:13

Нежно люблю этот цикл. За закрученные сюжеты, за персонажей, и за, конечно же, юмор. Одни из немногих книг, которые могут не слишком понравится при первом прочтении, но стоит их открыть второй раз-- понимаешь, что ты влюбился.

О юморе цикла стоит сказать отдельно. Он легкомысленный, он граничит с буффонадой, он чёрный, он циничный. И удивительно жизненный. Многие узнают в прогнившем городе-государстве Турае, который пережил страшную войну, но оказывается не в силах пережить благополучный и богатый мир, свою многострадальную страну (причём не только русские). Мир, который катится в пропасть, и ничего с этим не поделать. Хотя стоп, можно: честно делать свою работу и смеяться, смеяться побольше. Под буффонадой прячется жёсткая социальная сатира, и предчувствие будущего ужаса, и воспевание честности, дружбы и взаимовыручки. Живущие в прогнившем насквозь городе, герои остаются людьми-- не идеальными и не святыми, со своими недостатками и пороками, но всё же людьми, и не в первую очередь благодаря своим мечтам и принципам, за которые держатся потому, что ни за что другое держаться им не остаётся.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Генри Лайон Олди «Изгнанница Ойкумены»

Nalia, 22 сентября 2013 г. 18:15

Первые две книги состояли из новелл, связанных главной героиней и её взрослением. «Изгнанница» же-- цельная история, и с весьма закрученным НФ-шным сюжетом, который заслуживает отдельного поклона. Напряжённое повествование, сюжетные повороты, и кисло-сладкий финал, от которого хочется и плакать, и счастливо смеяться-- Олди верны сами себе. Ещё один поклон за оригинальность: это ж надо создать такую конструкцию, где первые две части трилогии-- это лишь развёрнутая предыстория главной героини третей! И ведь без этой предыстории третья бы читалась, звучала совсем по-другому. Потому что мы видели путь Регины, от детства до юности, от юности до зрелого возраста, её взлёты и падения. Мы видели, что сделало героиню такой, как она есть; а «Изгнанница» кульминация все её жизни.

Если в «Ойкумене» главную тему-проблему и прочее вычленить трудно из-за насыщенности повествования, то с «Городом и миром» всё более-менее ясно. В центре-- формирование личности человека (казалось бы, совсем не космическая тема). То, что не убивает нас, делает нас сильнее; без ограничений не было бы счастья; без несчастья не было бы развития. Жизнь поворачивается самым удивительным образом, и мы получаем не то, что желали, или получаем его совсем не под тем соусом, под которым ожидали. Возможно, сложись обстоятельства по-другому, Регина была бы счастливее-- но это была бы не она, и она это не понимает.

Не оставлен в стороне, конечно, конфликт цивилизации технической и цивилизации энергетической (так и хочется завать её магической); но в итоге и то, и то-- одинаково бессильны перед непознаваемым и тайнами вселенной.

В общем. Одна из лучших вещей, которые я читала.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Генри Лайон Олди «Ойкумена»

Nalia, 22 сентября 2013 г. 17:43

Вещь прочитала после «Городу и миру», понравилась меньше, но понравилась. Из достоинств: очень оригинальный и сочно выписанный мир, и персонажи ему под стать. Из недостатков: довольно-таки большая хаотичность сюжета, из которого трудно вычленить какую-то одну идею. Вселенную способен изменить случай? Все мы-- марионетки, даже если правим другими? Давайте жить дружно и помогать друг другу? Наверное, и то, и другое, и третье. Впрочем, это не баг, а скорее фича: сюжетные линии переплетаются самыми неожиданными образами, и из этих переплетений выходят другие, тоже весьма неожиданные. Эту книгу нужно читать-- как смотреть на большой полуабстрактный коллаж: сначала охватывая взглядом полную композицию, потом-- вглядываясь в детали...

И, да, конец отличный. Хеппи-энд. Все в итоге проявили лучшие качества своих натур и потому выжили и изменили вселенную.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Мартин Миллар «Фракс в осаде»

Nalia, 27 мая 2013 г. 18:03

Да, похоже, это финал. И он хорош. Я бы, при всей своей любви к Фраксу и серии, сказала бы, что другого окончания не надо. Потому что Мартин Скотт, в течение всей серии обрисовывавший реалии Турая, иногда с добродушной, а иногда с весьма злой иронией, вдруг выдал неожиданно закономерный для него финал. Для города, я имею в виду. В результате у серии, пропитанной духом буффонады, неожиданно появился драматичный, открытый и лиричный финал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фракс, уплывающий в закат. За спиной-- горящий Турай. С ним-- Лисутарида и Макри. Прошлое сожжено, будущее неизвестно... конец?

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Мартин Миллар «Фракс-ловкач»

Nalia, 27 мая 2013 г. 17:46

Первый раз прочитала-- пожала плечами и поставила на полку.

Второй раз прочитала-- поняла, что мне нравится.

Третий раз прочитала и поняла, что это одна из моих самых любимых книг.

Как ни странно, «Фракс»-- редкая вещь, которую чем больше перечитываешь, тем больше она нравится. Те, кто бросил книгу на середине или прочитали только один раз, потеряли многое. Премию книга получила абсолютно справедливо: в ней есть душа. Мир и персонажи, при всей своей гротекстности подчас-- живые. В серии про «Фракса» несколько слоёв: первый-- это юмористический детектив с не бог весь какой, но интригой, стёб над фентезийными стереотипами вроде эльфов или гильдии убийц. . Второй-- это жёсткая, подчас готескная сатира на церковь, власть, выборы. Ну а третий... В каждой хорошей сказке есть урок. Фракс-- не исключение. Серьёзные нотки начинают звучать уже в первой книге, а в последней набирают немалую силу. Но их не услышишь, если будешь настроен на чтение фентезийного детектива и ничего больше. И, да, для того, чтобы понять, в чём заключается урок, нужно читать всё от первой до последней книжки,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где автор выносит Тураю суровый приговор. И ты вдруг понимаешь, что всё было серьёзно. Что мы смеялись над описанными в Турае порядками-- повальным взяточничеством, наркоманией, преступностью и пр. -- видя в этом буффонаду, а оказалось, что всё таки было серьёзно. Очень серьёзно. И город этим предрешил свою судьбу.

Плюс главный герой. Фракс великолепен. Один из самых живых героев, а всё потому, что автор не пытался как-то оправдать его недостатки: он эгоистичен, вспыльчив, азартен и груб. Но при этом он, такое ощущение, один из немногих в Турае, чьи основные жизненные ценности-- это честность по отношению к клиенту и дружба. Да-да, а вовсе не кли, пиво и скачки. Хотя-- опять-- для того, чтобы понять это, нужно прочитать не только первую книгу. На поле боя Фракс-- совсем иной, нежели в таверне...

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая судьба»

Nalia, 23 мая 2013 г. 16:16

Отдельно «Гадкие лебеди» не читала, не могу их представить без линии Феликса Сорокина. По сути дела, это-- «Мастер и Маргарита» от Стругацких: несколько мощных параллелей. Линия Феликса, несмотря на забавные бытовые сценки, довольно-таки драматичная: человек на закате своего жизненного пути, потерявший любовь всей своей жизни-- причём что она таковой являлась, осознал только в старости, растерявший все идеалы и начавший задавать себе вопрос, зачем он жил и что такого в жизни сделал... Ответ на этот вопрос приходит к нему только в конце: ты жил, ты страдал, ты думал, ты творил-- и это сама по себе награда. Не «покой» за смертной чертой, не слава и известность, а «творческая мука» в этом свете будет тебе наградой.

Насчёт того, что вместо «Гадких лебедей» должен был быть «Град»... Не знаю. Я привыкла к «Лебедям», тем более что там главный герой-- тоже писатель. Сорокин в образе Банева пишет и о себе тоже, о пережитом, и о страхе перед будущим, доверяет синей папке самые сокровенные размышления. Мир, в котором живёт Банев, напоминает непрекращающийся дурной сон: пьянство, дождь, грязь, прежде всего моральная. Но при этом фантасмагоричность происходящего не переходит границы-- этот мир ощущается реальным. Это-- апофеоз антиутопии, одновременно её, антиутопию, рассматривающий с необычного раскурса-- как это часто случается у Стругацких. С раскурса, если можно так выразиться, очень человеческого: даже в до предела антиутопическом мире живут хорошие люди, и если этот мир будет разрушен, разрушена будет их жизнь. А сами борцы с системой, что они будут делать, повергнув её-- ведь они были частью этой системы, на них лежит её отпечаток? И одновременно сама «система» предстаёт перед нами как нечто тёмное, но очень эфимерное, едва осязаемое, персонифицируемое в облике отдельных сволочей и идиотов. Есть ли она, эта «система», вообще, или перед нами антиутопия в квадрате-- сама психология людей, а не «система», порождает то, что мы видим в городе? И надежда на светлое будущее. И страх перед ним. И невозможность жить в этом светлом будущем. Всеобъемлющая книга, прочитав которую, чувствуешь себя измученным, но обновлённым.

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Nalia, 23 мая 2013 г. 15:38

Чудесная вещь, причём во всех смыслах. Попытаешься разложить на компоненты, и задумаешься: что я в ней такого нашла-то? Ну, иронично (а иногда откровенно сатирично) показанные типажи учёных. Ну, магия и мифические существа, которых изучают в институте. Ну, три истории, весьма отличающие друг от друга по специфике сюжета, и, казалось бы, не очень сильно связанные между собой. Между делом обстебали НФ, выдвинули несколько забавных научных гипотез и спели гимн науке. Ну и что в этом такого?

А то, что всё вместе это сливается в неизъяснимую магию. Это остроумная современная сказка с примесью НФ и социальной сатиры, лоскутное одеяло из размышлений, забавных сценок, диалогов и персонажей, эпизоды из жизни учёного, не объединённые общим сюжетом... Но если задумываться над идеей, то невольно становишься в тупик. А есть она, это идея? Или перед нами просто остроумная развлекалочка?

Есть. Эта идея о том, что в жизни всегда есть место чуду, а занятия наукой, познание окружающего мира-- настоящее волшебство. Поэтому когда мне хочется отправиться в прекрасный и вместе с тем реалистичный параллельный мир, я открываю «Понедельник» и на некоторое время переселяюсь в НИИЧАВО.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Беспокойство»

Nalia, 23 мая 2013 г. 15:09

В «Улитку» так и не въехала-- сплошной постмодернизм; а «Беспокойство» очень понравилось. Тяжёлая, беспокойная атмосфера передана блестяще. О бессилии человека и человеческого разума перед Природой и Вселенной (да-да, именно с большой буквы), о том, с какой лёгкостью могут быть отброшены человеческая логика и моральные ценности. О том, что когда разум бессилен, остаётся думать лишь сердцем и полагаться на него.

Горбовский великолепен. Самый душевный, умный и добрый персонаж Стругацких.

Оценка: нет
–  [  20  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Хищные вещи века»

Nalia, 23 мая 2013 г. 14:17

В этой вещи Стругацкие обогнали и время, и самих себя. Они взяли утопический мир, где «с каждого по способностям, каждому по потребностям», который сами не раз описывали, и опустили его в реальность. И вышло, что потребности у большинства довольно примитивные-- хлеб и зрелища. Понятно, почему, когда Стругацкие выпустили её, на них так взъелись критики-- они ведь посягнули на тот примитивизированный идеал, который проповедовал коммунизм. Просто поразительно, насколько многие вещи они предсказали с опорой чисто на человеческую психологию. Конечно, нельзя сказать, что мы существует в «век изобилия»-- бесплатные книжки у нас грузовиками не развозят, кто-то едва протягивает от зарплаты до зарплаты и т.п. Но сам дух ХВВ уже живёт, пусть даже в основном у обладателей больших зарплат и роскошных квартир.

А потом Стругацкие сами взяли и сказали, что они не прочь жить в таком «мире изобилия». И это великолепно; это ещё раз показывает, что они написали то, что они, написав ХВВ, они превзошли самих себя-- что сами не поняли сразу, что сказали этой повестью. Потому как мир Полудня невозможен. Мир Хищных Вещей-- вот что нас ждёт, нам в нём жить, и мы должны знать о той неочевидной опасности, которую он в себе несёт. Причём в этой опасности изобилие как таковое не виновато, виноват человек, который, если дать ему всё, выберет дрожку и шмотки, а не книги. И, сам того не замечая, деградирует в унылое сами знаете что. Эту повесть непременно нужно давать читать в школе-- она отвечает на вопросы, очень и очень важные для каждого ребёнка/подростка/юноши, даже если они сами себе их не задавали.

Что до детективно-шпионской интриги, то она хороша своей ироничностью. В самом деле, каждый раз, когда Жилин пытается себя вести как Джеймс Бонд, он эпично садится в лужу, а единственный антагонист

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказывается его же напарником.

В общем, хорошо так обстебали классический шпионский детектив, где все проблемы можно решить взрывом главного штаба злодеев. Отличный ход, что всё показывается глазами Жилина, который сам не понимает (или понимает не до конца) реалии жизни в городе; его воспоминания, каким этот город был во время войны; его встреча

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с Пеком Зенаем, или, точнее, с тем, в кого он превратился

А уж сцена, когда он

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
валяется в фонтане, побитый и кашляющий, смотрит на летящий в небесах спутник и понимает весь идиотизм ситуации
...

Одним словом, книгу нужно читать. Обязательно. Одна из тех книг, которые заставляют смотреть на мир иначе.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»

Nalia, 23 мая 2013 г. 13:31

Начала знакомиться с этой повестью лет в семь, когда мама читала мне на ночь смешные места из неё. Потом прочитала целиком и поняла, что эта повесть-- отнюдь не сборник шуток. Но она осталась моим любимым произведением, быть может, потому, что это совершенно гениальная, точная, лаконичная, но вместе с тем совсем не злая сатира на нас на всех. Возможно, потому что Стругацкие спустились в ней с небес на землю и посмотрели на мир глазами обычного обывателя, человека невеликого ума или героизма, но честного трудяги, со своими бытовыми проблемами. И как такой человек будет воспринимать вторжение в его жизнь чего-то невероятного.

Надо сказать, я никогда не считала «Нашествие» антиутопией, а Аполлона-- антигероев, быдлом, мещанином и прочее. Наоборот, он вызывал у меня симпатию. Обычный человек, причём человек неплохой-- не склочный, интеллигентный, иногда смешной, но иногда его понимаешь. Честный трудяга: детей учить-- это вам не в офисе бумажки перекладывать, работа ответственная, и, не побоюсь этого слова, благородная. Тем более такой предмет, как астрономия: в жизни он не пригодится, но расскажет о том, как чудесно устроен мир, научит понимать необъятное и мечтать о недостижимом. А это очень важно, знаете ли.

В «ХВВ» Стругацкие крепко припечатали массы, показав, что никакое изобилие не компенсирует бездуховность. Но таковы ли герои «Нашествия», как слегачи их «ХВВ»? Нет. Последние-- охреневшие от комфортной жизни люди, уже и не знающие, куда пристроить свой скучающий ум, в погоне за удовольствиями эгоистичные и замкнутые, забывшие о том, что такое нормальные человеческие отношения. Герои же «Нашествия» ничем таким не отличаются: да, их мысли редко выходят за пределы бытовухи, но они любят, дружат и растят детей-- в них нет той пустоты и надломленности, которая есть в жителях города «ХВВ».

Это обычные люди, не герои, но и не опустившиеся дегенераты. И я не могу заклеймить их «мещанами»-- ведь это значит, что я навешу этот же ярлык на очень многих людей, дорогих мне ИРЛ. Кто прав, Харон или Аполлон-- каждый решает для себя: не даром Стругацкие оставили этот вопрос открытым. Это повесть-- не ответ, как полагают многие; эта повесть-- вопрос без ответа.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов»

Nalia, 21 января 2012 г. 17:49

Завязка и идея интересные, анатураж тоже, но действие довольно затянуто и однообразно. Погони и драки, секунда передышки, погони и драки. Особый «хмык» вызывает то, что героем постоянно избивают и травят, травят и снова избивают, но они, с синяками во всех местах и изредка харкая кровью, продолжают идти вперёд-- хотя учитывая состояние их здоровья, им следует ползти и медленно.

Одним словом, в книге много атмосферы, экшна и в разы меньше здравого смысла. По ней вышел бы отличный приключенческий фильм или комикс, а как книга она немного бредова.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Глен Кук «Чёрный Отряд»

Nalia, 21 января 2012 г. 17:25

Честно-- не очень понравилось, хоть и неплохо. Мартин Дождрдж куда «темнее» и атмосфернее. Не хватает какой-то интриги. Эпичности пресловутой. Военный дневник, да, суровый военный быт-- напились, перебили пленных, поиграли в карты, подрались, поиграли в карты, подрались-- но собственно «фентези» я там не почуяла. Если «зло» в лице госпожи и её приближённых кое-как расписано, то повтснацы-- это просто кучка картонных солдатиков, которые дохнут как мухи. Что за «добро» они несут, так и осталось непонятным, равно как и почему у них столько народу.

Шестёрку книге я ставлю в основно за Костоправа-- лекаря, летописца и лучника. Интересный, симпатичный и жизненный характер.

Оценка: 6
⇑ Наверх