fantlab ru

Все отзывы посетителя Mario Puzo

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Братство Кольца»

Mario Puzo, 2 февраля 2022 г. 09:58

Начал читать трилогию «Властелин колец» в первый раз в 33 года, примерно как и предыдущий рецензент. Впечатление же абсолютно противоположное. Детского и наивного я особо не вижу. Вижу фэнтезийное приключение, от которого сложно оторваться — читал бы и читал! Я знал, что Толкин — профессор лингвист — великолепно прописал мир. Но не знал, насколько широка фантазия автора. Весь путь таит опасности, будь то лес или гора... А персонажам сопереживаешь, хоть и знаешь из фильма, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с ними ничего не случится
.

Другой рецензент ругал Толкина за плоских схематичных персонажей. Не согласен абсолютно. Все разные, все интересные, у всех своя мотивация, прописано классно. Хоббиты все время жрут и поют — не дословная цитата одного из критиков ниже. Ну да, хоббиты такие и есть, что тут такого? Такой они народец. Зато как преображается повествование, когда к хоббитам присоединяются Гендальв и компания. Тут Фродо отходит на второй план, перестаёт быть главным героем, уступая место Гендальву и Арагорну. Нравится мне это преображение, когда из маленького уютного Хоббитшира герои попадают в полный опасностей окружающий их огромный мир. А книга из сказки превращается в эпик.

Если сравнивать с современными авторами, то здесь нет воды. Нет постоянных сражений, которых в хорошей литературе должно быть по минимуму на мой взгляд. И главное достоинство Толкина в сравнении с современниками — его произведение полностью закончено в трёх томах.

Подытоживая, произведение великолепное, прошу простить за сумбурный отзыв — продолжаю читать:)

Ps взял перевод ВАМ.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Джо Аберкромби «Первый Закон»

Mario Puzo, 21 сентября 2021 г. 13:40

Дебютная трилогия простого Джо.

За что можно быть признательным простому Джо, так это за то, что, прочитав его дебютную трилогию «первый закон», любой знаток и любитель фэнтези может воскликнуть «Господи, а я ведь мог бы написать не хуже!». Здесь нет чего-то заумного, сложных интриг, двойного дна, глубокого смысла. Никто не утонет — здесь все плоско, все понятно. Просто, как пять копеек, зато читается легко; много крови, цинизма и грязи. Наверное потому людям и нравится?

Мир максимально прост. Есть север, центр, юг. И пустошь по краям, абсолютно, как показывает второй том, не интересная. Карты нет, Джо против карт. Он показывает мелких людишек, а они не могут знать, как выглядит целый мир — оправдывают фанаты простого Джо. Ну да, ну да. Король Союза, король Севера, лорд-маршал Союза среди ПОВов.

Представьте средневековый мир, в котором нет религии. Союз — крупнейшее государство — сплошь состоит из атеистов. При этом постоянно у персонажей в диалогах проскакивают такие словечки, как Бог, ад. Джо, они что, христиане у тебя? При этом на юге есть какие-то храмы, но чему именно поклоняются в Гуркхуле (страна на юге) — неизвестно.

Вы будете чувствовать все, что чувствуют персонажи! — говорит нам простой Джо. Поэтому в каждой главе про калеку Глокту, оный будет хрустеть шеей, будет бояться лестниц. Из раза в раз. Да я уже понял, что он хрустит, зачем повторять это регулярно? Добрый дядька-берсерк Логен, который в критические моменты превращается в Девять смертей (типа как Керри в «Я, снова я и Ирэн»), после каждой стычки будет думать «Жив. Все ещё жив».

Кстати, о стычках! Экшона в этой трилогии , как в каком-то young adult, только здесь много кровищи! Это ведь типа grim dark. Сражения в стиле тыщ пыщ бах трах утомляют.

При этом у старины простого Джо опыта ноль, он даже с мечом не бегал как толкиенист какой-то. Да что меч, он и лопату в руках не держал: «Она отшвырнула лопату, и та загремела среди камней, отскочив от одного из трупов.»(С). И это мэтр пишет!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да-да, фанаты именно так Джо и называют. Мэтр. Ладно бы ещё метр в кепке, если бы небольшого росточка он был, так нет, Джо вроде высокий. Ну да ладно.

Кстати, у простого Джо здесь много умных персонажей. Например, Байяз, первый из магов. Или батя Логена. Так вот, эти умные персонажи, само собой, частенько выдают умные фразочки. Типа, хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, относись хорошо к другим. Хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Джо, а это мудрено, а это не просто! Хотя кажется где-то я это уже слышал.

Магия просто великолепна у простого Джо! Байяз (маг) напрягается, краснеет, у противника Байяза лопается голова, а потом у Байяза отходняк. Ну и всё.

В целом трилогия не так уж и плоха, благодаря тому, что читается легко, есть некоторые интересные эпизоды и сюжетные повороты. Говорят, что следующая трилогия не связанных между собой сюжетно произведений написана лучше. Что ж, если так, то очень хорошо. Через какое-то время ознакомлюсь.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Кормак Маккарти «Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе»

Mario Puzo, 17 июня 2021 г. 12:30

Кровавый меридиан — это 96й меридиан, южная граница США, за которой после окончания войны с Мексикой в 1849 году оказалась «буферная зона». Практически бесконтрольная и незащищенная армией территория, чем воспользовались племена индейцев, небезосновательно считавших эти земли своими. Они вырезали целые деревни мексиканцев, убивая как детей, так и женщин. Власти Мексики, а именно губернатор штата Чиуауа, в ответ на действия индейцев назначает цену за каждый скальп индейца — сотня долларов, а за голову вождя — Гомеса — и вовсе тысячу. Фермер такие деньги мог не заработать и за целый год работы.

В такое непростое время и стартует наша история. Главный герой — Kid (малец) — четырнадцатилетний парень. Он сбегает из дома, от пьянствующего отца (мать умерла во время родов), и пытается найти себя в этом мире. В итоге попадает в отряд Глэнтона. Глэнтон — бывший военный — реальная историческая личность, после войны сколотил отряд охотников за скальпами. Именно их нанял губернатор Чиуауа, чтобы разыскать зверствующее племя апачей.

И если вы думаете, что отряд Глэнтона вместе с Мальцом займётся спасением бедных мексиканцев, а-ля герои классических вестернов, то нет. Эту банду интересует не помощь людям, а набивание собственных карманов золотом. Причём действуя совершенно безнаказанно, они выходят за все рамки. Убивают воинов-индейцев. Воинов нет? Убивают женщин индейцев, стариков. Нет индейцев? Убивают мексиканцев. Скальпы ведь не отличаются. Причём в отряде Глэнтона особо зверствуют несколько индейцев делаваров, убивая младенцев апачей. Есть в отряде и мексиканец, и чернокожий. Никаких расистских предрассудков. Они все бесславные ублюдки, они одинаковы. В этой книге нет хороших персонажей.

Стилистически книга исполнена великолепно. Придраться абсолютно не к чему. Интересно, что здесь нет напыщенных диалогов Фенимора Купера, эти ублюдки разговаривают просто, как им и положено. Описания природы — великолепны. Читатель будто бы оказывается среди банды Глэнтона. Описания зверств сухие, омерзительные своей подробностью. Вся книга сухая, как пустыня, по которой путешествует Малец и компания.

Очень много интересных вопросов поднимает Маккарти в книге. Без войны человечество не может. Даже боксёрский поединок — своего рода война, где на кону репутации спортсменов. Если в соревновании на кону ничего не стоит, то оно ничего и не стоит. Во время войны на кону стоит все — жизнь и смерть. Кроме того, во время военного конфликта не бывает хороших и плохих. Не бывает такого в реальной жизни, чтобы зло воевало с добром.

Книга начинается после окончания американо-мексиканской войны, заканчивается после гражданской. Показана молодёжь, как войны влияют на молодёжь.

Кроме того, книга о том, что нельзя стоять в стороне. Если ты видишь, что происходит ужасное, но ты ничего не делаешь против — ты соучастник. Ты это одобряешь.

Скажу честно, посыл Маккарти в этой книге я понял в лучшем случае процентов на десять. Но и этого достаточно, чтобы поднять в моей голове целый ряд вопросов.

Подытоживая, могу порекомендовать книгу людям, которые хотят думать над прочитанным. Это не развлекательное чтиво, это серьёзная книга, которую нужно читать неспешно и вдумчиво.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы»

Mario Puzo, 12 мая 2021 г. 08:34

Здоровая фантазия — это, конечно, хорошо, но от литературы я жду, в первую очередь, литературы. А не слабо связанный поток сознания. Книга представляет собой что-то вроде роуд-муви, калейдоскоп быстро сменяющихся мироустройств, причём декорации описаны крайне скудно. Сюжет ненавязчив, он иногда проглядывается. Персонажи плоские. Когда эти болванчики начинали признаваться в любви друг другу, я откровенно не понимал, за что они могли друг друга полюбить? Все они неинтересны.

***

Всегда считал, что есть три основных классических произведения в жанре киберпанк. Нейромант, Схизматрица, Вакуумные цветы. Как же я ошибался! Первые два романа великолепны, цветы же... не киберпанк вовсе. От киберпанка здесь, пожалуй, одна идея — возможность «устанавливать» личность. Не обязательно обучаться, например, боевым искусствам, достаточно установить на себя подходящий софт. В целом роман по большей части твёрдая фантастика с кучей идей, многие из которых вторичны.

***

Подытоживая. Вещь выглядит ученической. Проходной и не обязательной для ознакомления. У Суэнвика есть куда лучшие произведения. Как минимум — Путь прилива.

Оценка: 4
– [  12  ] +

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

Mario Puzo, 14 апреля 2021 г. 11:18

Вот есть за что разгромить эту книгу. Она легковесна, и это несмотря на серьёзный объём. Иногда попадаются целые главы великолепно написанные, которые хочется перечитывать. Но на мой взгляд, многие главы можно было бы и выкинуть. Особенно это касается середины романа. Ротфусс не чурается графомании. То, что иной автор описал бы парой строк, Ротфусс выписывает подробно. При этом, не стоит забывать, что данное повествование якобы идёт от лица самого Квоута. Вот и хочется спросить, неужели он так подробно помнит, как бегал за какой-то девчонкой? И так ли это важно, чтобы надиктовывать Хронисту, который пишет историю твоей жизни? Или, к примеру, Квоут великолепно помнит, как он покупал лошадь. Или сдал книгу в ломбард. А потом вернул. Зачем так много подробностей, которые не так и важны для сюжета? Книга буквально захламлена ненужными диалогами и описаниями. При этом, что касается второстепенных персонажей (все, кроме единственного главного героя), то они поверхностны. О лучших друзьях Квоута сказано очень мало. И они абсолютно серые. В диалогах можно было бы вместо имён подписывать ту или иную фразу «и первый мой друг сказал», «а второй друг ответил». Я утрировал сейчас , но действительно все важные второстепенные персонажи весьма шаблонные. Но! С другой стороны, попадаются хорошие эпизодические персонажи, которые встречаются всего раз за все повествование.

Немного о стилистике. Она, если можно так выразиться, осовремененна. У меня не было ощущения, что действие происходит в средние века. Современный университет и современные студенты.

Иногда автор просто не знает, о чем пишет. Герой ползёт в подземелье по вентиляционному лазу, Ротфусс описывает, какая здесь тишина и как воздух неподвижен. Я был в шахте, приходилось ползти, сквозняк настолько сильный, что шумит в ушах и срывает каску.

Главному герою мне все же удалось сопереживать. Несмотря на то, что он настоящий супермен. Все-то он знает да все умеет. Всему родители научили. Хоть он и стал сиротой в 12 лет.

Подытоживая, хочется отметить, что книга мне все же понравилась. И продолжение я все же прочту (только если кто-то допишет The Doors of Stone вместо того, чтоб рецензии на goodreads постить). Но, черт возьми, есть же за что разгромить эту книгу.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

Mario Puzo, 11 марта 2021 г. 13:58

Порог входимости у романа чрезвычайно высокий. Так что, первую четверть книги, чувак, ты вполне не будешь себе представлять, что вообще происходит. А потом вдруг чернокожая сильная женщина — она же главная героиня — подхватывает два цветочных горшка, а также своего любовника — Франкенштейна, и отправляется в путешествие к центру Галактики. У компашки на хвосте свихнувшийся ИскИн и ангелоподобные уничтожители человечества. И тебе станет интересно. До поры до времени.

Понимаешь, у нас тут два пласта повествования. Один космооперный, другой фэнтезийный. С одной стороны труп, растения и негритянка (космоопера), с другой — двое (судя по всему чернокожих, но это ведь не важно, верно?) детей и умные собачки (средневековое фэнтези). Умные собачки бегают стаями (как дворовые в реальной жизни), но у каждой стаи свой разум. Фэнтезийная часть проста и скучна до безобразия, космоопера в середке книги небезынтересна. В конце книги две линии сводятся, боевичок в стиле пиу-пиу паф-паф, хорошие побеждают, цветы в горшках откладывают яйца, все размножаются.

Что не понравилось:

Персонажи — 2D картонки. Диалоги между ними .. ну как будто две картонки общаются.

+ очень слабая стилистика.

+ объём. Книга местами затянута.

Что понравилось:

Идея зон мысли.

Читал в переводе Фалькова, он неплох, но вот эти жаргонизмы, типа, чувак и так далее слегка не попадали в стиль, как мне показалось.

Подытоживая, рекомендую книгу любителям космоопер.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Карл Эдвард Вагнер «Паутина тьмы»

Mario Puzo, 3 декабря 2020 г. 09:29

Паутина тьмы — это первый прочитанный мною роман из цикла о Кейне, да и первое прочитанное произведение Вагнера в целом. На сайте Goodreads указано, что это седьмое по счету произведение цикла, но не дайте сбить себя с толку — именно с этого романа можно начинать знакомство с циклом и автором. Вагнер представит Кейна читателю весьма ярко — на мой взгляд вступление это одна из наиболее примечательных частей повествования.

Наслышан, что Кейн считается одним из классических циклов жанра Sword and Sorcery, потому ожидал, что здесь будет собственно Кейн и все остальные, кого наш герой самозабвенно рубит в капусту. По поводу капусты так оно в общем-то и оказалось, Кейн самый сильный боец , но все повествование крутится не только вокруг него. Есть друг главного героя, есть очевидный злодей и ещё несколько персонажей. Более-менее ясна логика поступков каждого из них. Само же действо изобилует крупными морскими баталиями, что более присуще эпическому фэнтези. Описано все действо — ну так себе, не сказать чтобы плохо, но и не хорошо. Впрочем сюжетная линия довольно насыщена, а объём небольшой — в процессе чтения я не заскучал. В наши дни эту историю современный автор мог бы рассказать на 700-800 страницах.

Другие рецензенты отмечали то, что положительных персонажей нет, вокруг все мрачное и все злодеи. Не могу согласиться с этим, на мой взгляд злодей здесь один. Сам же Кейн не совершает каких-то особо мерзких поступков (кроме одной постельной сцены, впрочем Вагнер ничего не описывает, лишь намекает). Или, к примеру, приятель Кейна Арбас. Он положительный персонаж, пусть и убийца. Всегда сражается плечом к плечу с Кейном, убивает врагов, невиновных не трогает.

Подытоживая, я не в восторге. Но в целом неплохо, особенно если сделать скидку на год написания. Классика жанра как-никак.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Филип Дик «В ожидании прошлого»

Mario Puzo, 28 марта 2020 г. 16:38

Роману не хватает глубины. Намешано здесь много всего, но все как-то поверхностно. Среди героев — главные лица Земли, но ведут они себя по-дурацки, будто свора подростков. Вообще я бы сказал, что роман написан подростком и для подростков — это если говорить об уровне текста. Но главная тема романа — неудачный брак и отношения главного героя с женой. Не совсем подростковая.

Стилистика нулевая. Вроде бы действие происходит по большей части в Тихуане, но читатель этого не чувствует. Нет мексиканского колорита. Одно лишь название.

В начале книги автор знакомит читателя с целым рядом персонажей, которые через пару глав полностью исчезают из повествования. Зачем они нужны были в начале?

Ну и наркотик, благодаря которому можно путешествовать во времени — это сама по себе бредовая идея. Его создали в качестве химического оружия? Зачем тогда эта фича с путешествиями во времени?

Честно говоря не знаю зачем я это читал, и другим не рекомендую. «Убик» и «Человек в высоком замке» на другом уровне.

Оценка: 3
– [  25  ] +

Айзек Азимов «Академия»

Mario Puzo, 27 сентября 2019 г. 09:38

Будем честны, высокие рейтинги ни о чем не говорят. Особенно когда речь идёт о произведениях, написанных много-много лет назад. Люди ставят высокие оценки основываясь на впечатлениях, полученных в подростковом возрасте, когда, знаете ли, все впечатляет, все нравится, первая любовь и все такое прочее. Потом взрослые дяди, по странной случайности пропустившие то или иное произведение, смотрят на высокие оценки и ожидают нечто великолепное. По факту получая что либо простое, наивное. Именно по этой причине я долгое время не брался за главное произведение Азимова, автора из большой тройки классических фантастов.

И, продолжим быть честными, тут есть все, чего я и опасался. Абсолютно плоские и схематичные персонажи. Порой наивные и глуповатые диалоги. Стилистика не просто хромает, она лежит и не подаёт признаков жизни.

Я, может, шокирую многих, но это правда (а я ведь здесь только для того, чтобы говорить честно и правдиво): Азимов плохо пишет. Сравните любой отрывок из его «Основания» с любым отрывком из романа, к примеру, Кена Кизи «Порою блажь великая». Или любого другого мастера пера. Сравнение будет не в пользу Айзека Азимова.

Азимов плохо пишет — факт. Но при этом, Азимов мыслит! Азимов очень умный писатель. В «Основании», в одном из самых знаменитых научно-фантастических романов всех времён, он простыми мазками и, пускай, схематично, излагает великолепные идеи. Его персонажи плоские, но они великие для мира книги. Интересно показано значение религии в нашем мире, на смену которой приходит научное господство. Показано разрушение и, затем, становление империй.

Будем честны, книга впечатляет. «Библия» научно-фантастической литературы? Пожалуй, да. Очень высокая рекомендация.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Януш Зайдель «Предел»

Mario Puzo, 28 ноября 2018 г. 18:05

Роман будто вышедший из 50х, настолько наивен и прост сюжет. Даже не верится, что в том же десятилетии написаны великолепные «Нейромант» и «Схизматрица».

Арголенд — город в котором происходят все события — напоминает огромное пространство наполненное безликими картонными коробками-зданиями, настолько плох Зайдель как стилист. Есть какое-то там озеро, название которого довольно быстро выветривается из головы.

Главный герой согласно сюжету должен быть гением из гениев! Но только при чтении этого не ощущается — обычный парень. Вообще в этой книге целая россыпь персонажей, которые должны быть гениями. Но все они играют не убедительно, выглядят простыми ребятами с соседнего двора. Вот у Диша в «Концлагере» гении вышли убедительно.

В первых главах заявляются несколько параллельных сюжетных линий, чьи герои по началу равноценны. Но позже Зайделю, видимо, надоедает жонглирование разными персонажами, и он оставляет лишь сюжетную линию Снеера, а остальные задвигает на задний план. Они вроде как и закончены, но так, знаете ли, на отвали.

Читается все это довольно скучно, а финальный твист иначе как бредовым и не назовёшь. Почитайте лучше «О дивный новый мир», честное слово. А если уже прочли, то возьмитесь за «Механическое пианино» Воннегута. Старина Курт за тридцать лет до Зайделя уже рассуждал на тему, «а что если автоматика полностью заменит труд человека?». У Воннегута вопрос раскрыт ярче, реалистичнее и интереснее.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Теодор Старджон «Больше, чем человек»

Mario Puzo, 18 июня 2018 г. 18:59

Теодор Старджон один из самых недооцененных и незаслуженно обделенных вниманием фантастов золотой эпохи 50х годов. Удача, что АСТ переиздали главный роман автора в своей серии Эксклюзивная классика. Но к переводу вопросы есть. Откровенно говоря, оба доступных перевода не являются идеальными. Соколов читается лучше и, кажется, написан более изысканным языком. Но Грузберг ближе к оригиналу, в нем меньше ошибок. На мой взгляд предпочтителен последний. Если есть такая возможность, рекомендуется читать в оригинале. Иначе красоты старджоновского языка вроде «Lone Lone alone.» (где Lone — имя одного из персонажей) пройдут мимо Вас. Слог автора на высочайшем уровне, без скидки на жанровую принадлежность. Поистине проза Старджона является частью Большой литературы.

В романе идет речь об эволюции Homo sapiens в новый вид, называемый в книге Homo Gestalt. Несколько детей, имеющих определенные сверхспособности, вроде телекинеза, телепатии, чувствуют себя чужими и инородными для мира в котором живут. Они не нужны даже собственным родителям. Чувствуя отторжение окружающего мира и одиночество, они находят друг друга, объединяются, образуя тем самым Homo Gestalt, единый организм. В книге показано рождение, взросление, становление Homo Gestalt. Обретя мораль и сопереживание, Homo Gestalt может быть принят обществом.

Книга для тех, кто любит вдумчивое чтение, кто любит поразмыслить над прочитанным. Покопаться и понять суть. Пища для ума.

Оценка: 8
⇑ Наверх