Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 сентября 2010 г. 19:57

Есть несколько произведений, которые можно так сказать “поставить во главу угла” литературы той или иной страны, из-за их национальной важности, общественно известных героев и знакомых с детства историй и легенд. И нет повести более известной в Англии, чем история о славном короле Артуре и его благородных рыцарях Круглого Стола. Книга Томаса Мэлори “Смерть Артура” стала одним из самых известных произведений не только в Англии , но и в мире. Эти истории разнеслись по свету и осели в умах миллионов людей. Это было прекрасное произведение, которое было самобытным и завершенным. Поэтому резонно, что когда впервые берешь книгу Джона Стейнбека “Легенды о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола” , возникает вопрос “А зачем вообще это надо было делать ?”. Книга Стейнбека не новая версия приключений, не изменение исходного сюжета и даже не фантастическая интерпретация известных событий, а по большому счету просто свой вариант перевода. Кому ? Для чего ?

Но на этот вопрос лучше всех отвечает сам автор. Суть в чем – первоначально идеей Стейнбека было переложить произведение Мэлори на более простой язык, который будет понятен новому поколению, воспитанному по его словам “ на телевидении и комиксах”. В чем это заключается ? Стейнбек вводит в словесный оборот более современные слова и выражения, убирая старомодность и высокопарность стиля Мэлори.

Но потом автор увлекся настолько, что начал слегка редактировать какие-то мелкие детали, а затем и вообще начал отходить от перевода, и дописывать историю по-своему.

Поэтому ответы на еще два важных вопроса “Не убило ли упрощение языка атмосферу книги Мэлори ?” и “Стоит ли вообще читать такую измененную версию ?” будут таковы:

“Нет, атмосферу это не убило, но изменило. Здесь есть частичка Мэлори, но в какой-то момент атмосфера изменяется.” И “Да, это стоит прочитать, потому что хоть атмосфера и изменилась, но эта ее новая версия по-своему хороша и притягательна, а хорошо знакомые герои начинают раскрываться по-новому”. И это весьма интересно.

Однако я отмечу очень важную деталь – я , если и читал Мэлори, то давно и воспоминания остались смутные, поэтому я могу судить об объёме измененного материала лишь по словам самого автора и его коллег. Так что в этом я призываю читателя опираться на свои знания, ибо в этом вопросе толку от меня немного.

Еще из мелких деталей – Стейнбек, по его собственным словам значительно укоротил описания сражений и подредактировал кое-какие незначительные промахи в версии Мэлори. (Вроде того, что один рыцарь надевает чужие доспехи, а в следующей зарисовке он остается в своих старых латах ) Этот факт довольно спорный, как впрочем и само наличие такой книги в принципе. Честно говоря я не фанат долгого описания сражения, поэтому мне такое изменение пришлось по душе, но порой Стейнбека заносит и рыцари начинают крошить друг друга с одного-двух ударов по голове. Правда нечасто, надо отдать должное.

За 7 рассказов, которые есть в книге, Стейнбек проходит сразу несколько важнейших этапов истории рыцарства.

Сначала это борьба за право существования самой эпохи, потом это развитие этой эпохи, далее идет застой рыцарства и наконец финальные страницы символизируют начало упадка приключений славных рыцарей и их короля. И если первые рассказы очень похожи по духу на рассказы Мэлори, то ближе ко второй половине книги автора начинает клонить в другую сторону. У Мэлори было последовательное описание начала и конца эпохи Артура и рыцарства, тогда же как у Стейнбека больше разных намеков на мрачное будущее, он местами почти напрямую показывать “грязь” второй половины этой эпохи. Конечно здесь не будет Мартина с его жестоким реализмом, но Стейнбек благодаря таким коротким зарисовкам как-то оживляет картину легенды, приближает ее к реальному варианту.

Судя по приложению и послесловию Паолини, больше всего автор наиболее отошел от исходного текста в последних двух рассказах – самых объемных и самых удачных. Как ни странно, именно то, что автор выбрал свой стиль истории и повествования идет на пользу рассказам. Но обо всем по порядку.

Мерлин – это первый из семи рассказов, повествующий о временах отца Артура , Утера Пендрагона , о первом появлении волшебника Мерлина , так же о неком “Мече в камне”, который вопреки некоторым теориям НЕ являлся Эскалибуром. Далее рассказ повествует о становлении Артура как короля, и о проблемах , связанных с этим, в частности о войне с пятью мятежными баронами. Так же затрагивается самое начало истории о Мордреде.

В общем и целом первый рассказ является такой своеобразной “интерлюдией” к грядущим историям. Он довольно короткий, а потому немного сумбурный. В частности действия Мерлина с его шуточками практически не поддаются никакой логике. Да и собственно истории Мерлина здесь фактически нет. Нам он представляется сразу в образе мудрого советчика и старика. Маловато диалогов. Поэтому рассказ получился довольно средним – неплохое описание войны и не очень выразительные персонажи. – 7 баллов.

Рыцарь-о-двух-мечах представляется более интересной историей. Рассказ повествует нам о судьбе Балина и Балана – двух братьев, на одного из которых пало проклятье. Рассказ тоже не большой, но за этот отрезок времени автору отлично удалось раскрыть суть проклятия, павшего на одного из братьев и показать неотвратимость судьбы. В рассказе присутствуют Артур и Мерлин, правда мельком. Мерлин в этот раз тоже действует не очень логически, что особенно видно в сцене, где он встречается с Балином. Ко всему прочему все происходит, пожалуй, чересчур быстро. Однако появилось больше диалогов ,герои предаются внутренним размышлениям, чаще общаются. В целом рассказ получился не без минусов, однако лучше первого – 8 баллов.

Женитьба Короля Артура. История повествует нам не столько о женитьбе Артура и Гвиневры, сколько о приключениях рыцарей, оказавшихся на этой свадьбе. Однако здесь присутствует такое важнейшие событие, как образование Круглого Стола.

В сюжете рассказа, помимо Артура и Гвиневры фигурируют трое героев – Гавейн, Тор и король Пелинор. Лучшая история – это приключения Пелинора. Первые две приличные, но не идеальные. Собственно третья тоже не лучшая, но вполне достойная. В целом рассказ неплох местами, но в целом получился не особо впечатляющим , в основном из за большого количества смены событий и героев на малый размер текста. – 7,5 Баллов

Смерть Мерлина. Автору категорически не везет с Мерлином. Величайших чародей в его интерпретации частенько похрамывает на логику и работает в лучших традициях Черного плаща – появляясь из ниоткуда и исчезая в никуда. Рассказ страдает теми же факторами. На мой взгляд автор был даже рад разобраться с Мерлином, так как рассказ самый короткий из всех. Хотя “Смерть” вообще-то нельзя назвать смертью в подлинном смысле, но это уже спойлеры….. Рассказу – 6,5 баллов

Фея Моргана. Это история о появлении второго важнейшего врага в жизни Артура (после Мордреда) – феи Морганы, его сводной сестры. В этом рассказе Артур практически фигурирует как главный герой, хотя действие порой переключается с него на Моргану. В целом рассказ получился цельным и неплохим. В основном благодаря трагическим элементам, частично связанным судьбой сэра Акколона. Что плохо – Моргана плохая априори. Без объяснений вообще, плохая — и все тут. Плюс опять же продолжительность рассказа не помогает. Однако в остальном все неплохо, поэтому оценка – 8 баллов

Гавейн, Ивейн и Мархальт. Один из лучших рассказов сборника. Эта история о трех рыцарях, которые отправились на поиски приключений, но встретившись с некими девушками, разделились, и каждый пошел своей дорогой, договорившись встретиться через год. А их истории уже не кажутся обычными историями рыцаря. Именно в этом рассказе все начинает изменяться. В истории сэра Гавейна практически серьезно впервые, появляется тема предательства среди рыцарей, тема гордыни. В приключениях сэра Мархальта великолепно показана невозможность рыцаря жить довольной сытой жизнью. И наконец, история сэра Ивейна показывает ,насколько тяжелым может быть становление настоящего рыцаря вообще. Так же логичен и одновременно забавен выбор девушек для каждого из рыцарей.

Герои рассказа получились живыми, интересными и главное — не однобокими персонажами. За них начинаешь переживать, сочувствовать им. Ко всему прочему здесь нет понятия “счастливый финал”. Финал каждой истории скорее жизненный, а не счастливый – в этом его прелесть. Рассказ не идеален, есть кое-какие мелкие огрехи, но все же очень хорош – 9 баллов

Замечательная повесть о сэре Ланселоте Озерном. Однозначно лучший рассказ книги. Ланселот получился самым интересным, полным и живым персонажем из всех.

Он весьма отличается от знакомого нам рыцаря без страха и упрека. Да, он не ведает ни того ни другого, он лучший рыцарь королевства, но вот парадокс – он одинок. Он добрался до вершин славы…и все. Ему не с кем сражаться, так как все убегают от него в ужасной спешке ,девицы наперебой просят помощи, и хоть он помогает им, но не остается ни с одной. И кроме того – насколько он хорошо разбирается в воинском искусстве, настолько же он плохо разбирается в сложных хитросплетениях жизни. Он часто говорит напрямую то что думает, не взирая на последствия – как в случае с Королевами. Очень сильный персонаж.

Другой факт — именно в этом рассказе показан “застой” эпохи рыцарства. Мир оказался страшнее войны, так как некуда направить свою рыцарскую удаль. За Круглым Столом остается все меньше справедливых и настоящих рыцарей, ветераны уходят на покой, а молодые не интересуются ничем, кроме светской жизни. В этом свете Стейнбек поступает достаточно логично – он сталкивает два поколения. Молодое в лице Лионеля, и старое в лице Ланселота. И по всем законам жанра Лионель со временем проникается сутью рыцарства и начинает изменяться. Но вот в чем подвох – это история о начале конца, и поэтому хоть Лионель и исправляется, но Ланселот все глубже уходит во тьму. Финальные строки рассказа — это и есть тот старт, то самое “начало конца”. И в этот момент происходит невозможное – заканчивается история , а вместе с ней и книга.

Автор словно бы остановился на краю пропасти, протянул руку с шаром света над ней, перевернул ладонь…и все. Дальше словно кто-то резко натягивает черную пелену на всю эту картину. Стейнбек завершает книгу в самый переломный момент и это великолепно. – 10 баллов

Как вы могли заметить это не столько книга о короле Артуре, сколько о его рыцарях и их деяниях. Мордред , к примеру, вообще всплывет только 2 раза за все рассказы, да и то мельком. Мерлин же честно говоря вообще не удался. Но еще один парадокс книги заключается в том, что рассказы про рыцарей намного интереснее историй об их короле.

У Стейнбека отлично получаются описания приключений и драматически-трагические моменты. Упрощенный язык действительно помогает. Отдельно стоит упомянуть Приложения – письма Стейнбека его редактору и издателю. Здесь в полной мере раскрываются причины, по которым автор затеял это дело, его размышления о жизни, о Артуре, о Мэлоре (кстати можно заметить его глубокое уважение к автору первоисточника, это важно) и обо всем остальном. Еще по мелочам – присутствует послесловие Кристофера Паолини, которое хорошо отражает мое отношение к книге. Кстати непонятно, почему в образе Артура на обложке Клайв Оуэн из фильма (ну явно же его лицо), но обложка сама красивая.

Очень жаль что автор не стал продолжать книгу. Потому что именно последние два рассказа удались лучше всего, потому что его версия “Смерти Артура” могла получиться оригинально потрясающей. Автор справился с непосильной задачей, и ближе к финалу, он смог рассказать известные истории по-другому. По-другому, но не плохо, а хорошо.

И уже по крайней мере за это его можно уважать.


Оценка — 9 баллов


Статья написана 24 августа 2010 г. 16:11

Первый раз за долгое время сижу в Москве. Что я сделал ? Достопримечательности ? Рестораны ?

Нет блин, Саша пошел на книжную ярмарку. И со второго раза обнаружил комиксы в виде "томов" с русским переводом. Итого приобрел 6 штук, завтра за седьмым. (В день когда я уезжаю вообще то)

В общем счастье. Сбылась мечта идиота. :-)


Статья написана 18 августа 2010 г. 17:44

Готовы ли вы пройти огонь, воду и медные трубы ? Всегда готовы ? Отлично, тогда трилогия Зотова "Ад и Рай" как раз подойдет для любителей испытаний, связанных с этими железо-огенно водными эффектами.

Каждую из книг я читал с весьма солидным перерывом, что вероятно пошло на пользу впечатлениям. Каждая книга нравилась, и всегда были мысли, которое хотелось бы высказать о них, но всегда вставал общеизвестный фактор "лень". Но в конце-концов все равно мысли переливают метафорическую чашку и выливаются на клавиатуру. Поэтому рычаг вперед -мы отправляемся.

Если говорить о книгах в стиле вопросов, то получится так: Интересно ? Да. Смешно ? Да. Стоит читать ? Дадададада.

После четвертой прочитанной книги автора, лично мне довольно сложно писать отзыв с "серьезным лицом". Зотов словно заражает этой сатирической манерой,хочется подшучивать и перестать сурово хмурить брови, и по чуть-чуть серьезная мина начинает таять аки мороженное.

В первую очередь хочется пробежаться по сюжетам. Серьезно так пробежаться, с "ветерком". Представления о загробной жизни в разные времена выглядели по-разному, менялись, появлялись снова, и так до бесконечности. Следуя своему стилю Зотов рисует читателям свое видение этих вещей.

Ад в представлении автора становится очень похож на обычную жизнь на Земле, Рай превращается в пустующую машину бюрократии, где даже чихнуть без разрешения опасно. Ершалаим предстает эдакой версией "Москвы" в древние времена. Сюжет каждый раз строится детективом, с обильными сатирическими зарисовками и историческими вставками "из жизни" некоторых персонажей. В целом схема сохраняется на протяжении трех книг, и лишь со второй книге детектив отходит слегка на второй план. Все книги написаны на одинаково хорошем уровне, но в первой книге можно увидеть самые основные идеи, которые начал реализовывать автор. Про иерархию Ада и Рая, про наказания исторических личностей, про отношения Шефа и Голоса. Вторая книга несколько уступает по темпу первой и третьей, но лишь потому, что Рай оказывается довольно пустынным местом, и пришлось как-то передвигать акцент больше на сюжет, раскручивая его. А вставок стало несколько меньше, что слегка подкосило цельность книги. Но уровень оставался по прежнему высок. Третья книга же помимо очередной смены места действия порадовала обилием очень известных исторических личностей и своеобразным взглядом Зотова на происходящие в Ершулаиме известные события.

В чем заключается один из самых главных плюсов историй — на протяжении сюжета мы встречаем известных личностей Земли, умерших и не только, которые есть и в Раю, и в Аду, и в Ершалаиме. Так вот, Зотов порой представляет их в таком свете, что диву даешься. С одной стороны они все проработаны, и кто знает -может что-то было в них такое. С другой стороны некоторые персонажи оказываются совсем не теми, кем можно было ожидать. Как Понтий Пилат например.

Детективная часть в каждой книге представлена просто отлично. Ведь помимо оригинального фона действие не должно провисать, а здесь догадаться о личности убийцы фактически невозможно, хотя автор может порой кинуть небольшую подсказку, для очень информированного читателя, оставив например загадочной личности только первую букву фамилии. Те кто не догадается сразу -все объяснят потом, а те кто догадается может сам погадать над остальными вопросами, ведь просто с убийцами не бывает никогда.

В центре всех событий снова дуэт оригинальных героев — это детектив Калашников и его помощник Малинин. В первой книге они являются основным центром событий — расследование напрямую зависит от них, поэтому герои постоянно носятся из одного места в другое, выдвигая теории и опровержения. Калашников является, как метко сказано в аннотации "мозгом" группы, в основном его и посещают внезапные догадки и озарения, связанные с расследованием. Помимо сильного ума и природной выносливости он является довольно успешной личностью в аду, причем весьма исполнительной. Но у него есть и своя тайна,связанная с его женой Алевтиной. Малинин же в основном же является приятным дополнением, и одновременно он задает те вопросы, которые в уме задает читатель. Он эдакий "казак-простофиля", и отвечает еще отчасти и за комический аспект, его интересы весьма непритязательны — бабы и водка, но в то же время Малинин является неотъемлемой частью дуэта. Герой привязаны друг другу, и вместе совершат многое. Первая книга является своеобразным экскурсом в тему загробной жизни, объясняя принципы функционирования Рая и Ада (в основном, естественно — Ада). Книга дает представление о жизни в Аду, о ее участниках, об их наказаниях , проблемах и тп. Финал же, помимо мощной сюжетной раскрутки, еще явно имел линии, оставленные для продолжения, которое не заставило себя долго ждать.

Вторая книга посвящена событиям в Раю, и причастности главных героев к этим самым событиям. Калашников и Малинин снова берутся за странное и запутанное дело.

В "Минус Ангеле" уже начинает полностью раскрываться принцип существования Рая, работы его системы. И как выясняется Раю тоже причужды черты человеческой бюрократии. У Зотова , снова есть свой интересный взгляд на саму суть Рая, куда попадают по принципу "кто во что верил". На принцип работы Голоса, да в конце-концов на само оружие злодеев. И поэтому довольно неудивительным становится тот факт, что Рай оказывается не очень гостеприимным местом, с кучей запретов и проблем.

Сюжет второй книги уже не так сильно фокусируется на главных героях, но по-прежнему остается интересным и увлекательным. Но темп уже несколько потряхивает.

В книге найдут ответы на вопросы, которые остались неразрешенными после событий первой части, в частности вопрос женой Калашникова. Снова присутствуют сатирические и исторические зарисовки, известные личности предстают перед нами в необычном свете. Отдельного упоминания стоит теория Калашникова — что он и с Малининым персонажи книги, мимоходом затронутая Зотовом. Ход великолепный. Финал второй книги же, как раз особых загадок не оставит, но это дает широкую почву для развития.

И в первой и во второй книге так же присутствуют такие "послесловия послесловий". Помимо завершающих диалогов Шефа и Голоса есть небольшие зарисовки о некоторых участниках событий. И оба раза они никаким образом не упоминаются и не продолжаются. Поворот интересный, дает почву для фантазии.

Собственно финальная книга цикла, как уже многие поняли, рисует перед нами события, связанные с появлением Иисуса в Ершалаиме. И снова в событиях участвуют Калашников и Малинин, но в этот раз, их роль уже нельзя назвать главной. Сюжет, словно камера — переключается с одного персонажа на другого. Но темп переключения весьма бодрый — сюжет развивается хоть и сильно стремительно, но нигде не провисает и не дает сбоев.

В третьей книге потрясающе сатирически обыгрываются отношения людей в те времена, чудеса, которые творил Иисус, апостолы , прокураторы, да и вообще все личности так или иначе имеющие отношение к этому делу. Получает новое развитие теория о принадлежности Калашникова и Малинина к книжным персонажам, которая в этот раз может довести до хохота, благодаря высказываниям героев насчет автора и читателей.

Помимо появления очевидных персонажей, появляется и еще одна ключевая фигура — Смерть. У Зотова она представлена по-своему, но с общими знакомыми чертами. Персонаж хоть и не центральный, но цельный и интересный.

Снова будет детективная история, но в этот раз в финале она примет с одной стороны ожидаемый (с точки зрения, связанной с личностью Иисуса), но с другой стороны неожиданный поворот (с точки зрения читателя). Сам же финал оставит несколько загадок и вопросов, ответы на которые вряд ли уже будут даны. Эти загадки по сути являются таким же "послесловием послесловия", как в первой и второй книге, но значение у них более важное — так как это финал истории. И история заканчивается достойно.

Вся трилогия радует связанностью сюжета, сатирой, персонажами и событиями. Во всех трех книгах видна историческая подкованность автора, я уже как-то упоминал об этом — это очень хорошо, и некоторые исторические факты порой действительно продолжают вызывать удивление и неподдельный интерес.

Некоторым людям возможно будет неприятно читать сатирический взгляд на такие вещи как Загробная Жизнь, Библия, личность Христа. Но вся фишка в том что не надо так уж серьезно к этому относится — это точка зрения, и да, она может не совпадать с вашей.

В общем финальное заключение прозвучит пожалуй так : Зотов один из самых интересных писателей отечественной фантастики на данный момент — оригинальный взгляд на популярные вещи, хорошая сатира, достойный сюжет, мощная историческая привязка. Так что я советую попробовать и прочитать. Это не фига не аморально. Это очень интересно и увлекательно.


Статья написана 11 августа 2010 г. 23:54

Музыка... это слово объединяет в себе миллионы понятий и вещей. Это слово способно раскрывать сердца и душу. Музыка способна на все ,главное — чувствовать ее.

Я в первый раз видел, чтобы человек мог описать музыку словами, поместить это в сюжет, да еще и заставить проникнуться этим читателя. Это не просто слова о ритме. Это и есть сам ритм. Он несется к тебе со страниц книги — в самое сердце, и живет там. Живет там пока есть музыка, пока ее играют.

Есть книги которые остаются в памяти. А есть, которые остаются в сердце — и это, одна из таких книг. Казалось бы — музыка, что можно о ней такого сказать ? Ну играет и играет. Но Пратчетт ловко и незаметно открывает какую-то особую дверцу, и запускает в нее эту самую музыку. Да это отзыв, здесь будет и разбор сюжета, персонажи и прочие детали. Но наверно это тот редкий раз, когда лично для меня все это становится несущественно. Все это будет, но пока будут возникать эти строки, в сознании будет отбиваться ритм. И он будет действительно хорош.

Цикл о Смерти вообще выделяется из всех историй о Плоском Мире. Выделяется, но не сильно, так как все циклы по-своему оригинальны и хороши. В данном же случае, главным плюсом был и остается один единственный герой. Понятно, есть и множество других плюсов, этого нельзя отрицать, но мало у кого присутствует такая же харизма и исключительность, как у Смерти. И как в предыдущих случаях, приключения Смерти мало того что оригинальны, так в финале он извлекает из всего этого новый немаловажный урок.

Однако каждый раз принцип новых приключений мало отличается от предыдущего. В данном случае это пожалуй идет на пользу книге, нежели во вред. И каждый раз появляется некий новый герой, который отрабатывает за вышеупомянутого гражданина. Параллельно с этим всегда присутствует вторая линия, переплетения с которой будут очевидны лишь ближе к финалу. Просто ? Весьма. Стало ли от этого хуже ? Нет.

Правда в этот раз, причина по которой Смерть в очередной раз взял отгул получилась несколько не объясненной. Все дело в том, что сама причина есть, и событием, создавшим такую причину служит завязка романа. Но доподлинного ответа на этот вопрос нет. Впрочем это не так уж и важно.

Важнее другое — книга является фактическим продолжением первых историй. Нет, понятно что так или иначе все истории о Плоском Мире связаны между собой, но между одной и другой книгой могло произойти сколько угодно времени и событий. Здесь же, помимо конкретного срока, есть еще и мощнейшие отсылки в прошлое, местами объясняющие неразгаданные вопросы. Все это лишь увеличивает интерес читателя к происходящему.

Но что это будет за концерт, без представления главных звезд ? Софиты включены — поехали.

Сьюзен — дочка небеизвестных персонажей предыдущий книг. Унаследовала лучшие черты от мамы с папой, плюс приправила это суровой логичностью и высшим образованием. Замечательный и цельный образ. Постоянные попытки Сьюзен приплести логику в этом сумасшедшем мире заметно разбавляют обстановку. Причем здесь дело не только в юморе, но и в самих ситуациях. Вообще Сьюзен уделено немного неравномерно пространства — в том плане что повествование то акцентируется на ней, то переключается на кого-то другого. Все дело в объёмности романа, и от этого проистекают все проблемы с неравномерность. Удовольствию от прочтения, впрочем, они не мешают .

Вторые участники концерта. Пааааапрашу любить и не жаловаться — Волшебники Незримого Университета, в лице всего преподавательского состава и небезизвестного преподавателя Думминга Тупса. Мало того что это сборище снова является одними из главных действующих лиц, так еще и большая часть шуток проистекает именно от них. Преподаватели снова сильнее всех отразят влияние некого явления на неокрепшие умы жителей. Кроме изменения стиля одежды и поведения, нам откроют еще принцип жизни некоторых студентов, раскроют позицию аркканцлера в области рок-музыки, и проведут по примеру общества, которое провозглашает рок-музыку своим кумиром.

И наконец узрите !!! Музыка !!!! Овации !!! Знаменитая "Рок-Группа" — великолепное трио разношерстых и разномастных (ладно, если так дело пошло — еще и разноростных) персонажей. Их типажи знакомы, но сами они снова оригинальны. Бард Дион (известен под именем "Бадди"), тролль Лава (известен под именем Клиффи), и наконец гном Золто (так же известен под именем "Золто"). Как впрочем повелось у Пратчетта, главную роль в данном трио играет именно Дион. Сам персонаж немного напоминает молодого Мора из первой книги цикла. Но в отличие от Мора, Дион не ищет ответов на вопросы, он полон надежд и жаждет зрительской славы. Ситуация с персонажем напоминает историю со Сьюзен — Диона то слишком много, то история вообще меняет направление. Но опять же — это не напрягает. Золто и Лава в основном отвечают за комическую сторону предприятия (в большей степени — Золто), и за оживление обстановки. И все в общем то неплохо справляются. Дион хоть и типичен, как персонаж, но на роль одного из главных героев вполне тянет.

Увидим мы и дикое множество старых знакомых — Патриций, члены Гильдии Убийц, Воры, Библиотекарь,Хризопаз, великолепный Смерть Крыс, Достабль и еще множество знакомых физиономий. Помимо эпизодических появлений, тут еще присутствуют и множественные упоминания о старых добрых персонажах. И это огроменный плюс. Не-фанату книг Пратчетта тяжело понять, почему при упоминании Капрала Моркоу ты растягиваешь губы в улыбке и думаешь — "А ведь я знаю этого парня". Почему при упоминании Детрита и известнейшей тактике сержанта Колона "об охране тяжелопереносимых зданий" ты думаешь — "О, а правильная ,черт возьми, позиция !"

Зато фанаты же оторвутся на полную катушку. И за это, огромнейшее фанатское "спасибо".

Сюжет движется как телега к обрыву — постепенно набирая скорость, чтобы в итоге нестись на всех парах к финалу. Несмотря на внушительный объём книги — действие не провисает и не надоедает . Прекрасно обстоят дела с юмором — "Роковая Музыка" стала одной из тех книг, которая заставила меня рассмеяться в полный голос. Количество качественных шуток приличное, и расположены эти шутки всегда к месту.

В целом книга получилась как минимум необычная. В основном потому, что как вы могли заметить, минусы у книги есть — но я, отметая все разумные доводы просто смотрел на них, и забывал в ту же секунду. Все это увлекает настолько, что на минусы просто на-пле-вать. Во-вторых в книге присутствует драйв, в третьих великое собрание знакомых лиц.

Вы могли заметить, что отзыв у меня в этот раз получился, мягко говоря, необычный. А все это по одной причине. Главное что есть в книге — это атмосфера музыки. Не важно какой. Здесь это "рок", но смысл не в этом. Как нам пытается сказать Пратчетт : "Музыка , она везде". И ты веришь в это. Потому что у музыки нет границ, нет времени. Потому что по окончанию прочтения тебе хочется еще, а в душе играет ритм. Но этот ритм — это не просто ритм. Это ритм сердца.


P.S. Вы могли заметить, что по последним отзывам создается впечатление, будто я читаю одного Пратчетта. Это конечно не так, просто про остальных писателей что-то не хочется ничего рассказывать. Пока не хочется :-)


Статья написана 3 августа 2010 г. 16:49

Что может остановить Смерть ? Может ли Он поставить себя на место человека ? И главное — извлечет ли он что-нибудь из этого опыта ?

Такие вот непростые вопросы, задает нам Терри Пратчетт, в юмористической (казалось бы) истории. И ответы будут очень и очень интересны.

Становление персонажа — довольно популярная тема в любом жанре, поэтому что-то новое в этот прием привнести сложно. Здесь многое уже зависит от стиля автора и самого персонажа. И что может быть оригинальнее ,чем Смерть ? Здесь фигурирует даже не конкретно какое-то определнное становление, а скорее осознание Смертью ценности Жизни. Эдакий парадокс. И наблюдать за поведением нового Смерти очень и очень интересно. Ближе к финалу ответ на вопрос "осознал ли Смерть эту ценность" будет дан в полной мере.

И опять, линия о приключениях Смерти, или точнее Билла Двера, является наиболее доминирующей и интересной в книге. Второстепенная линия о в волшебниках и иже с ними, может порадовать в основном обилием знакомых персонажей, и взглядом на мир с точки зрения общества неживых персон. Сама же вторая сюжетная линия мне в целом не очень понравилась. Однако это уже дело вкуса, так как сама идея о "паразитах" придумана оригинально, но лично мне она осталась не до конца понятной, и от этого впечатление смазалось.

Смерть предстает перед нами в новой ипостаси — смертного человека Билла Двера, который пытается осознать "что такое жизнь". Наблюдать за его попытками весьма забавно и интересно.

Появление новых персонажей как всегда радует читателей своим появлением. Самой "обычной" получилась лишь Рената Флитворт. Но "обычная" в плане сюжетном. Как персонаж она получилась целостной и главное, реальной особой. У нее есть и своя история. Отчасти грустная, отчасти веселая. Как персонаж госпожа Флитворт не удивляет, но вот ее история получилась действительно проникновенной, и оттого ты словно привязываешься к персонажу в течении истории.

Очень обрадовало освещение деятельности Реджа Башмака и иже с ним. Волшебник Ветром Сдумс так же получился вполне-себе оригинальным персонажем. Довольно интересно наблюдать за тем, как он сам начинает критиковать те минусы волшебников, с которыми всегда жил сам.

Ну и конечно шедевральное появление Смерти Крыс, со своим коронным "ПИСК". Его существование как раз послужит для Смерти одним из определяющих факторов выбора в финале.

Сюжет в принципе так же можно предсказать, но желания перелестнуть дюжину страниц вперед не возникает совершенно. Читать интересно, несмотря на некоторую предсказуемость.

Это пока самая грустная книга, которую я прочел у Пратчетта. Юмор есть, но главное в этот раз другое. В основном благодаря финальным страницам и философским мыслям, книга оставляет особое послевкусие. Когда закрываешь книги Пратчетта, хочется продолжения. Здесь же хочется спокойно посидеть в кресле и задуматься о смысле жизни и смерти. Или улыбнуться. Грустно улыбнуться.

В конце-концов это снова экскурс в неизведанные места Плоского Мира, это знакомые нам персонажи, это самое тяжеловесное "ДА" в истории Плоского Мира, это снова отличный юмор и не менее интересные и глубокие мысли. Это снова Терри Пратчетт.





  Подписка

Количество подписчиков: 157

⇑ Наверх