fantlab ru

Все отзывы посетителя Alex_Zim

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Алексей Новиков-Прибой «По-тёмному»

Alex_Zim, 31 июля 2017 г. 16:12

Ещё не читая рассказ, исходя из авторского названия — «По-тёмному» — можно предполагать буквально — всё, что угодно.

А вот после прочтения...

Судьба ЛЮДЕЙ, которые бросают вызов власти, может складываться по-разному.

В этом произведении ОНИ бегут! Но, бегут весьма своеобразно. Что делать человеку, у которого, тривиально, нет денег? По следу которого идёт полиция!

А жить хочется!!!

Как покинуть страну и перебраться в другую? Естественно, тайно — пробравшись на борт транспортного средства. И попав изначально в такие условия, и ситуацию, которые за 78 лет до А.С. Новикова-Прибоя неплохо описал Эдгар Аллан По в рассказе «Преждевременное погребение» (1844 г.), герои данного рассказа находят свой выход, каждый свой!

Не надо думать, что Алексей Силыч заимствовал сюжет, нет, в его рассказе суть совсем в другом. Более того, не в обиду поклонникам американского классика (к коим я и себя причисляю), описательная часть отечественного «производства» более содержательна и увлекательна, сюжет и динамика событий вполне «на уровне». А вот то, что делает этот рассказ не просто динамичным «триллером» (хотя, я думаю автор не задумывался над такой составляющей в своём произведении, если вообще в СССР в 1922 г. было понимание значения «триллера» — как жанра в литературе и искусстве), а социальным творением — это взаимоотношения людей...

P.S. Если у Э. А. По в его рассказе герой (герои) болен физически, что ведёт к «темноте» и поиску выхода, то у А.С. Новикова-Прибоя «болезнь» социальная, но ведёт туда же... Хотя выход всегда есть или, по-крайней мере, так кажется...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Александр Лазаревич Полещук «Великое делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и его собаки Альмы»

Alex_Zim, 9 апреля 2017 г. 12:45

Книга гениальна и по содержанию, и по характеру изложения. Историко-приключенческий сюжет, где настоящее тесно переплетается с прошлым и приводит к интересным и увлекательным приключениям. Да, ориентирована она, прежде всего, на подростковую аудиторию. Однако читается увлекательно в любом возрасте. Перечитывал её несколько раз, в разные годы — в любое время воспринималась на «ура«! И всегда, при прочтении, вспоминались слова А. Стругацкого в письме брату: «...А ты бы поглядел, что выкручивает Полещук! Вот это настоящий талант. Он написал уже третий роман. Второй — блестящая полусказка «Повесть о Механикусе и Говорящей собаке» — это, брат, шедевр. Талантище! Она выйдет в «Мире приключений» вместе с нашим «Извне», вероятно...» (Неизвестные Стругацкие: Письма. Рабочие дневники. 1942-1962 гг.)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Василий Головачёв «Человеческий фактор»

Alex_Zim, 15 октября 2016 г. 12:32

Эх, Василь Василич!

Начало почти как из «Бриллиантовой руки» (эпохальная комедия Гайдая)!

Принципиально не пишу негативных отзывов. И этот не будет таким, хотя очень хочется.

Этот — как крик души, «губится один из последних стоящих авторских циклов», при чем губит его сам автор.

Удивительно, ведь этот человек написал, с моей точки зрения, несколько шедевральных произведений — Черный человек, Реликт, Особый контроль ...

«Посторонним вход воспрещен» и, особенно, «Нечеловеческий фактор» были теми отдушинами, в которых поклонники Головачёва (раннего Головачёва) находили то, чего не хватает подавляющему большинству других его книг в последнее время (года так с 1995). Да, и как чего-то может хватать в книгах, которые пишутся за 3-4 месяца, если раньше на это у этого же автора уходили ГОДЫ: Черный человек — 1986-1991; Реликт (первые шесть частей) — 1980-1995; Особый контроль — 1982-1989.

Приобретая практически все книги автора (без повторов), вышедшие за последние два десятилетия, я всё больше разочаровывался, не находя в них то, что было раньше (естественно, не сюжеты, а «руку мастера»), за редким исключением, это были произведения весьма среднего уровня, но тут вышел «Посторонним вход воспрещен» и ... появилась НАДЕЖДА!!!

Середина почти как «Новая надежда» (эпохальная фантастика Лукаса)!

Всё содержание книги пронизано динамикой идей и ЯЗЫКОМ того Головачёва, которого все помнили и ждали. Затем было не менее увлекательное приключение под названием «Нечеловеческий фактор». И вот теперь серединный итог (серединный, потому что, скорее всего, будет продолжение): «Человеческий фактор».

Сюжетно роман построен неплохо, события происходят, как на Земле, так и в Космосе, как в близком — недалеко от ядра Галактики, так и в очень далеком — на границе Вселенных. Враги, как обычно желают навредить, а герои им противостоят. Всё как всегда и везде (и это относится не только к Головачёву, а и ко всем остальным). Но пропал «язык», настоящий «язык Головачёва», достаточно косноязычные диалоги, шаблонные действующие лица и главное ... финал.

Фирменный «головачёвский» финал — это философская притча, позволяющая размышлять о произведении и после прочтения последней строчки (чего стоит, например, окончание «Черного человека» в молодогвардейском издании 1990 г.), а здесь, образно говоря, получилось:

- Ну, что поедем?

- А что, прямо «щас» и поедем!

Финал почти как в «Особенностях национальной рыбалки» (эпохальный фильм Рогожкина и многих ... «любителей»).

Но финал одной книги — это ещё не финал всего творчества, хочется выразить надежду («новую старую надежду»), что будет ещё перерыв (в смысле не три-семь месяцев на произведение) после которого мы все увидим новый шедевр АВТОРА

Оценка: 6
– [  7  ] +

Александр Шалимов «Охотники за динозаврами»

Alex_Zim, 22 ноября 2013 г. 17:25

Ни в коей мере не устаревшая повесть. Даже наоборот, как это интересно: открывать что-то новое, затем познавать это... Причем чужими руками, оплатив лишь жизнь и смерть этих чужих рук, стремится прибрать под себя всю славу. Стремится даже само это новое в науке назвать именем истеричной жены — жены богача с бандитскими наклонностями. Ничего не напоминает?! Какая уж тут старость повести...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Клавдий Дербенев «Тайна зуба мамонта»

Alex_Zim, 28 сентября 2013 г. 09:59

Рассказ созвучный нынешнему времени. Тема стяжательства и преступных деяний раскрыта просто, но и затейливо. Создается ощущение, что это не 60-е, а нынешние годы. Стремление бандитов получить богатства, причем любыми способами, описаны жёстко, без прикрас — это те, кто готов пойти на преступление ради куска металла, не смотреть на чувства и жизни (в целом) окружающих. Хорошо, что тогда нашлись люди способные их остановить, показать, что возможен и другой путь, правда, в нынешние времена такое практически ... Хотелось бы ошибиться, но вокруг всё «кричит», что это «ТРУДНО»...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Клавдий Дербенев «Недоступная тайна»

Alex_Zim, 20 сентября 2013 г. 12:55

Содержательное шпионско-приключенческое повествование о становлении и судьбе человека, и не одного по ходу действия. Автор детально, со знанием обстановки 50-х гг. 20 в., показывает каким образом происходила борьба с «пережитками недавнего прошлого» в виде приспособленцев и предателей, наводнивших в те годы нашу страну. Убедительно представлены образы главных героев, которые в поиске себя и своего места в жизни отстаивают интересы родины в борьбе с теми, кого нельзя рассматривать в качестве «людей».

С одной стороны, это, в определенной мере, идеологизированное произведение, где показаны устремления и помыслы героев того времени.

А с другой — это повесть о желаниях и действиях целого поколения, которое хотело видеть свою страну и населяющих ее людей светлыми, счастливыми и целеустремленными!!!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Виктор Лавринайтис «Падь Золотая»

Alex_Zim, 14 июля 2013 г. 13:15

В кои-то веки решил вспомнить детство и почитать что-нибудь соответствующее. «Падь Золотая» по всем описательным и выходным данным подходила под это желание.

И что же получилось?

В первую очередь, роман завораживает описанием природы. Настолько детально, сочным языком знающего человека, автор описывает красоты забайкальской тайги, такая любовь к флоре и фауне чувствуется в каждом слове, касающемся мест событий, что невольно начинаешь ощущать это даже через строчки. Природа становится не просто фоном, на котором разворачивается «действо», а важной частью без которой невозможно повествование, она выступает в роли своеобразного героя, без которого события точно не произошли бы.

Немаловажным аспектом, позволившим, как мне кажется, добиться такого «эффекта присутствия» в описании и растительного и животного мира является то, что автор сам лесник, долгие годы проживший в сибирской тайге, а, соответственно, прочувствовавший красоту окружения до такой степени, что по иному (при изрядном таланте) он написать уже не смог бы.

Во-вторых, тесно с натуралистическим подтекстом переплетается приключенческий. Все-таки изначальным посылом всех действий служит именно желание разгадки тайны. Причем тайны, прямо скажем, в «классическом варианте». Таинственное письмо, приводящее к не менее таинственной записке в бут..., нет не в бутылке, а во фляжке, но со стертыми временем, влагой и другими факторами, некоторыми буквами в тексте, что вызывает различия в толковании и, соответственно, дальнейшие загадки и приключения.

Однако, обвинять автора в отсутствии фантазии и использовании жюльверновского приема не стоит, потому что подтекст произведения абсолютно отличен от реализуемого французским классиком, на что писатель указывает сам.

И вот здесь мы подходим к тому, что во многом составляет основу всех действий — социально-психологическим взаимоотношениям внутри группы людей. Речь идет не только о становлении и развитии отношений подростков между собой, когда они постигая тайны, а главное красоту природы, становятся взрослее и целеустремленнее, но и о развитии отношений между поколениями, когда старшие (причем старшие не только по отношению к детям, но и находящиеся в разных возрастных категориях между собой) за счет выверенных действий и слов пробуждают стремление у молодежи к познанию, исследованию и формированию настоящих человеческих чувств к природе и другим людям, что, как мне кажется, выгладит достаточно фантастичным (на таком уровне и в таком виде) в нынешние времена...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Владимир Михайлов «Пилот экстра-класса»

Alex_Zim, 8 июня 2013 г. 16:00

Лейтмотивом рассказа может служить перефразировка «бессмертного» изречения «из А.С. Пушкина»:

«Бессмертие ... Как много в этом слове

Для сердца нашего слилось!

Как много в нем отозвалось!»

Вот так вот бывает: живет человек — живет — и не замечает, что разменял уже третий деся..., прошу прощения, третью сотню. А самое главное никому вокруг тоже неинтересно — почему это он так долго живет, каким «герболайфом» питается; почему не стареет; чёй-то у него жена уже умерла, прожив «всего-то» сто с лишним лет, а он жив.

И тут, ВДРУГ (после семидесятилетнего «безделья») захотелось ему поработать, причем поработать по специальности, а профессия у него не простая, а очень даже — пилот (космический) с приставкой супер. Прошел он комиссию, признали его годным, причем на ней сей «горец-маклауд» тоже ни у кого не вызвал удивления.

НО, вот попал он на прием к главному розыскнику долгожителей (своему работодателю) и оказалось, что даже сей ученых муж, специально бороздящий просторы космоса (с кучей помощников и со всеми полномочиями) и слухом не слыхивал, и видом не видывал, такое чудо: при продолжительности жизни в сотню лет, живет такой парень, которому уже двести семнадцать, причем он один из целой двадцатки знаменитых экстра-пилотов землян. Вот это фантастика!

А, если по существу, то главное в рассказе не это, а то насколько тонко Михайлов подметил — настоящий ЧЕЛОВЕК — сколько бы он не прожил — всегда будет поступать ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ в отношениях с другими людьми и с самим собой!!!

А бессмертие... оно от нас никуда не денется...

Оценка: 8
– [  15  ] +

Юрий Шпаков «Кратер Циолковский»

Alex_Zim, 5 апреля 2013 г. 18:06

Любителям советской фантастики читать рекомендуется!

В повести есть немного и в тоже время вполне достаточно:

- рассуждений о смысле бытия (куда же без этого);

- наставлений о взаимодействии (взаимовыручке, взаимопомощи), в т.ч. с инопланетянами;

- приключений (в самой разной форме — здесь вам и загадка, и поиск, и преодоление препятствий, и ряд иных моментов).

Однако, самое главное — это атмосфера повествования — чувствуется скрытая мощь движения общечеловеческого развития в направлении познания и доброго сосуществования!

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ольга Ларионова «Леопард с вершины Килиманджаро»

Alex_Zim, 18 марта 2013 г. 11:22

В нашей жизни — мало получить информацию — надо ЗНАТЬ как ею распорядиться!

В истории человечества есть множество примеров того, в каком направлении пошло его (и/или отдельных его представителей) развитие после получения тех или иных (достоверных или гипотетических) знаний.

Вот и в данном случае, с одной стороны, добровольное получение даты смерти формирует свой, определенный, круг желающих это знать (замечательно, если бы в реальной жизни остались бы только сильные духом люди, как в этом романе), а с другой, вызывает целый набор терзаний моральных и даже физических (что показано на примере главного героя и находящихся с ним во взаимосвязи людей), поиска ответа на многие вопросы практически всегда стоящие перед нравственными героями: хочу — могу — должен!

Что выберет каждый — это его личное дело, но то, как это решено и показано у автора — вызывает восхищение!!!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дуглас Хилл «Военный диктатор Галактики»

Alex_Zim, 11 января 2013 г. 06:50

В издании 1992 г. — фирмы «ПОЗИСОФТ» (главным редактором которой был недавно ушедший — Борис Натанович Стругацкий) — в аннотации данного произведения указано: «... В данной книге представлены два добротных (остросюжетных, умных) боевика ...».

Добавить к этим словам что-то достаточно трудно, так как произведения действительно имеют строго выстроенную сюжетную линию, очень динамичны, с наличием множества загадок и путей их решений, при этом безграничные просторы космоса, пересекаемые вдоль и поперек, создают заманчивый фон.

Да, действительно, главный герой достаточно прямолинеен, у него нет глубоких чувственных переживаний, НО созданный Хиллом образ сразу же формируется в читательском представлении, а это уже указывает на творческую удачу автора, тем более что завершение романа вызывает желание прочесть продолжение...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

Alex_Zim, 3 декабря 2012 г. 10:07

Достаточно многогранное произведение!

Тут, и тайна знаменитого «тунгусского метеорита» (с соответствующими находками в тайге), и длительный межзвездный перелет (со «странными» взаимоотношениями членов экипажа, вплоть до «хотим убить, но не можем»), и история иного мира (его становление, развитие, войны, герои- и антигерои-одиночки), которая имела все шансы расширить свое, как положительное, так и негативное влияние, на нашу «старушку» Землю.

Творческой удачей стоит признать формирование образов и «технических характеристик» по сути своей киборгов — фарсанов (и это — по дате выхода — в 1966 г.), которые не просто стремятся к достижению запрограммированных целей, но и обладают достаточно своеобразной свободой поведения — «повторения».

Да, временами чувствуется, что автору есть над чем работать — иногда сюжету не хватает динамики повествования — но стоит взглянут на год написания повести и становится понятным, что такое может быть объяснено. И объяснено не только тем, что это первое творение писателя, но и глубоким интересом, присутствовавшим тогда у многих творителей (в последствии названных Мэтрами жанра) к человеческим мыслям и побуждениям, к объяснению истинных мотивов поведения, и не только людей...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Франсис Карсак «Этот мир — наш»

Alex_Zim, 3 ноября 2012 г. 05:17

«Красивое» произведение, подтверждающее, что продолжение может быть ничуть не хуже начала.

«Пришельцы ниоткуда» — держат в напряжении и вызывают интерес до самой последней строчки, казалось бы куда уж дальше.

Но, оказывается при наличии таланта (я думаю, никто не будет отрицать, что он у Ф.Карсака безусловен), можно захватывающе продолжать. Ведь, во втором романе, на фоне таких же интересных космических приключений, как в первом, просматривается нечто новое.

Карсак «спускает» нас из сферы «человеческих» взаимоотношений на межгалактическом уровне до проникновенного исследования взаимодействия различных человечеств «в замкнутом пространстве». Здесь мы уже видим не только великую борьбу с общим врагом, но и сложности общественных отношений, детальная характеристика которых позволяет оценить и каждую группу людей и гуманоидов в отдельности, и, более того, анализировать образ жизни и поступки (а также их побудительные мотивы) отдельных представителей «враждующих» сторон.

Карсак показывает нам тесную взаимосвязь желаний и возможностей не только «хороших» людских персонажей (что, в основном было в первой части), но и «плохих», указывая, что многие из них таковыми являются не в силу врожденных пороков, а в силу складывающихся обстоятельств, что именно общество во многом формирует человека, НО, одновременно, и он способен на него влиять и это влияние способно очень многое изменить.

Помимо таких глобальных аспектов показаны и простые человеческие взаимоотношения, описанные так, что возникает ощущение почти полного присутствия и в моменты дружеских (и не только) бесед, и в моменты динамичных захватывающих схваток, и (что немаловажно) в моменты романтических отношений (это, кстати, не так акцентировано и детально прописано в первой части).

Соответственно, в итоге получилось то, что привлечет очень многих — это и легкость чтения (язык автора и мастерство переводчика завораживают), динамичный и стройный сюжет, но также и исследование насущных (важных в т.ч. и для нынешнего нашего общества) жизненных вопросов, а ГЛАВНОЕ показ путей решения этих вопросов!!!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Борис Виан «Уничтожим всех уродов»

Alex_Zim, 20 октября 2012 г. 18:43

Произведение изначально не претендует на серьезное к себе отношение. С первых страниц на вас обрушивается волна юмора и действия, при минимуме отвлеченных рассуждений.

Тут, кстати, многое играет перевод, который в трактовке Григорьева выглядит более мастерским и привлекательным. Суть он, естественно, не меняет, но детали, детали... В книгах, где многое построено на юморе, значении эпизода — это очень многое дает. В подтверждении данной мысли даже такой нюанс: все переводы, в представленных выше книгах, кроме одной, сделаны Волчек. Так вот, в первой редакции перевода переводчик называет роман «Уничтожим всех уродов», а в последующей меняет его на «А потом всех уродов убрать». Вроде бы небольшое отклонение, но оно говорит о многом. Тем более, что название «И смерть уродам» более полно характеризует развитие сюжета в произведении.

О самом сюжете можно много и не говорить, он незамысловат: «гений-ученый» (с бандитскими и легкими садистскими наклонностями, может это правда одно и тоже, я точно не знаю) желает видеть вокруг себя одну человеческую красоту и старается добиться этого любым способом, в том числе и самым древним.

Однако, лейтмотив романа, все же не в этом. А в указании автора на то, что популярность красоты ограничена (тем более — относительна) и у некрасивых есть те же шансы на счастье (и удовольствие, куда же без этого) в жизни, главное найти нужное общество...

Оценка: 8
– [  13  ] +

Георгий Реймерс «Северная корона»

Alex_Zim, 23 сентября 2012 г. 05:23

Одно из малоизвестных, соответственно недооцененных, произведений в жанре «космической фантастики». А жаль...

Ведь тут присутствует буквально все, что способно вызвать и долго поддерживать читательский интерес:

- масштабы необъятного космоса;

- сверхцивилизации, вмешивающиеся в жизнь землян и друг друга;

- постоянный поиск разгадки тайны (и не одной, по ходу действия);

- продуманная сюжетная линия;

- «своеобразные» любовные отношения (не подумайте, ничего плохого).

И, главное, НЕОЖИДАННЫЙ финал.

Конечно, все это формирует в основном так называемое «легкое чтение», но разве зачастую не такие книги являются привлекательными и надолго остаются в памяти.

P.S. Георгий Реймерс написал не так много фантастических произведений, но практически каждое из них является ярким образцом (пускай и со своими слабостями) приключенческой фантастики

Оценка: 9
– [  3  ] +

Владимир Михайлов «Глубокий минус»

Alex_Zim, 17 сентября 2012 г. 10:59

«Странный» рассказ...

С одной стороны, абсолютно не проработанный механизм взаимодействия прошлого с настоящим и будущим. Нет никакой авторской «теории времени». Технологически все находится на уровне — «рест перегрелся, значит надо замедлять движение».

Но...

И вот это — НО — сразу после прочтения приводит к пониманию, что здесь есть «настоящие михайловские» размышления о бытие, о философском понимании взаимоотношений поколений во времени, а также еще одно, что не вполне характерно для этого автора.

Если отбросить фантастический антураж, то рассказ получается, истинно российским, и никак по другому. Вначале (присущая, как считается, нам) полная безалаберность: защита на минимальном уровне, системы дублирования отсутствуют, что и приводит к проблемам, а затем (уже точно присущие нам) героические усилия по поиску и нахождению выхода из абсолютно бесперспективной ситуации.

Так что получается, Михайлов сквозь время, как и в рассказе, пронзает эпоху до настоящего (прошлого-будущего) и указывает — ищите выход в любой ситуации и все получится...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Николай Гоголь «Вий»

Alex_Zim, 12 сентября 2012 г. 12:48

Впервые с данным произведением Николая Васильевича я познакомился в начале 80-х гг., причем не на бумажном (как сейчас некоторые говорят) носителе (я тогда и читать-то с трудом умел), а на экране небольшого провинциального кинотеатра. Уж как и с кем я там оказался описывать не буду, а вот о своих ощущениях расскажу:

1. О таких жизненных страстях до того дня я и не подозревал.

2. Половину фильма я провел выглядывая из-за впереди стоящего кресла, с мыслью — когда же это закончится в момент начала «ужаса», и сразу же после него — когда же будет продолжение.

3. После просмотра я еще неделю только и мог говорить, что о событиях фильма.

4. Когда схлынули первые впечатления, пришло осмысление.

И, чем взрослее я становился (а в процессе этого я познакомился — и неоднократно — с первоисточником в бумажном виде), тем больше мыслей появлялось. Они были и о том, что Гоголь в сказочной форме выразил внутренние проблемные устремления, и о том, что силы человеческие не безграничны, и о том, что предела собственным возможностям многие не знают.

Но самое главное о том, что найдутся ли у всего народа и у каждого его отдельного представителя силы (и физические, и душевные) чтобы противостоять проблемам, в том числе самым ужасным, и, что после этого с нами со всеми будет.

Как это созвучно многому в современной жизни...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Владимир Михайлов «Скучный разговор на заре»

Alex_Zim, 10 сентября 2012 г. 07:50

Гуманизм — как одна из главных черт пантеона высших ценностей человечества — стрелой проходит через все содержание рассказа. Именно в нем заключена вся суть, именно человеколюбие ставится во главу угла всех событий. Разгадка гибели корабля только путь, но не решение, т.к. два героя, ведущих «скучный» разговор, одновременно ищут разгадку трагедии только для того, чтобы предотвратить возможные последующие негативные последствия для тех кто идет за ними. И они находят решение, выражая в нем надежду на понимание ...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»

Alex_Zim, 9 сентября 2012 г. 12:56

Братья Стругацкие не относятся к писателям, о которых я бы мог сказать «это мои писатели» (скорее даже наоборот).

Однако эту повесть нельзя не отметить.

Во-первых, это то, что стоит в начале их творческого пути, отражает их первоначальное видение «фантастического», а значит еще не имеет тех «шор», которые приобретаются всеми нами (думаю, без исключения) в процессе жизни.

Во-вторых, это произведение, хоть и является для Стругацких начальным, квинтестирует то, что было прекрасного в фантастике шестидесятых (то, чем богаты книги Ефремова, Мартынова, Владко и ряда других «реальных оптимистов»): коллективные устремления к лучшему, достагаемые через познание, через труд и взаимовыручку.

В тоже время, Стругацким удалось показать, «обыденный» для многих иных произведений, полет на Венеру настолько естественным и органичным, что он приобретает черты реального. Здесь не только победы отечественной науки и людей (которые, безусловно, были, есть и будут у нас, как бы этого кому-нибудь не хотелось), но и проблемы, в решении которых человек не всегда выходит победителем, что выводит эту повесть на новый качественный уровень

Оценка: 9
– [  19  ] +

Владимир Михайлов «Ручей на Япете»

Alex_Zim, 8 сентября 2012 г. 16:46

Как ни парадоксально звучит, но рассказ написанный в шестидесятые гг. прошлого века, имеющий полностью фантастический антураж (космические корабли и проч.), удивительно созвучен временам нынешним. Делает его таким не повод, по которому «герои» отправляются торжественно встретить возвращающуюся звездную экспедицию, а особенности их поведения. Их действия, мысли, слова вполне «по-современному» отражают, что делали бы такие же наши «специалисты» в подобной ситуации. Более того они и делают, на телеэкране у нас: минимум внимания человеку, максимум событию — и неважно, что внимание к человеку, для настоящих ЛЮДЕЙ, способно само по себе создать СОБЫТИЕ. А Михайлов мастерски показал, что такое возможно, только не всем дано «увидеть» РУЧЕЙ НА ЯПЕТЕ!!!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли»

Alex_Zim, 8 сентября 2012 г. 12:48

Трудно писать отзыв на произведения, одно из которых, пусть и недолгое время, считалось чуть ли не эталоном приключенческой фантастики (по крайней мере, для значительной молодежной аудитории), а появления его продолжения ждали с огромным нетерпением (я имею ввиду тех, кто познакомился со «Звездными королями» еще в ТОМ журнале). Доходило до анекдотических ситуаций: наша школьная учительница по литературе, женщина, обладавшая (по нашим тогдашним представлениям, хотя я даже сейчас думаю, что это так и есть) утонченным литературным вкусом, учительница, стремившаяся привлечь наше внимание высокими материями в виде прекрасных произведений Толстого (Л.Н.+А.Н.+А.К.), Лермонтова, Пушкина и других классиков, так вот, именно эта женщина, отозвав нескольких пятнадцатилетних пацанов из нашего класса, с видом заговорщика — так чтобы остальная часть класса ничего не слышала, спрашивала нет ли у них продолжения и не могут ли они его достать.

Однако, возвратясь к самим романам, хотелось бы охарактеризовать их словами Гамильтона, которые он вложил в уста психиатра Кеога при его обращении к Гордону «... Ваши галлюцинации совершенны...». Это в принципе то, что дает полное представление об этих произведениях. Галлюцинации, в хорошем смысле этого слова (если такое вообще возможно), когда они захватывают, приносят наслаждение (естественно, эстетическое, а в данном случае литературное), заставляют забывать окружающее и, при возвращении к реальности, сожалеть о подобном возвращении — это, именно, то что ищут многие в разных вещах. И замечательно, если находят в книгах, так как это не вредит здоровью — даже наоборот. При этом надо отметить, что совсем не обязательно, чтобы галлюцинации были похожи на реальную жизнь, нет в них могут быть и разные нестыковки и даже совсем несуразности. НО, это не делает их менее ценными, менее значимыми, если ты чувствуешь их завершенность.

Конечно, проходят годы и ты уже не способен полностью (с высоты, так скажем, прожитых лет) погрузиться в ту атмосферу, которая приносила ранее такие «галлюцинации», но все же привкус удовольствия сохраняется, а это главное. Именно это указывает — творение удалось автору — оно приносит поклонникам удовольствие (в том числе и память о нем).

А это значит только то, что Гамильтон создал прекрасную «ВЕЩЬ» !!!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Франсис Карсак «Пришельцы ниоткуда»

Alex_Zim, 7 сентября 2012 г. 16:25

В моей жизни это произведение встретилось в нужное время. Поэтому до сих пор, а прошло уже более 20 лет, оно вызывает трепетное отношение. Ведь в нем переплетается все то, что нужно от литературы в подростковом возрасте. На страницах ты встречаешь и загадку, и приключения, и, поражающий воображение размах — ведь многие из пацанов 80-х мечтали стать космонавтами (правда, летать мечтали не только как нынешние — вверх-вниз-да по орбите). А здесь не просто наша солнечная система, а галактика, да и не наша, а весьма далекая — настолько, что даже иссы в затруднении определить точное расстояние.

Естественно, по прошествии лет, читая роман, видишь то, что можно счесть недостатком — это и поверхностность образов, в том числе главных героев, и отсутствие детализиции технического воплощения чудес высокоразвитых цивилизаций, и ряд иных моментов.

НО, все это не делает ЭТО произведение хуже — идеальной книги, в т.ч. фантастической, еще не создали!

А может я ошибаюсь?!

Оценка: 10
⇑ Наверх