fantlab ru

Все отзывы посетителя casus

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Сергей Тармашев «Вычеркнутые из жизни»

casus, 1 марта 2013 г. 19:43

Прежде, чем вообще начинать писать отзыв, я бы хотел заметить, что сравнивать «Пикник на обочине» АБС и серию «Ареал» Тармашева не просто некорректно, а вообще нельзя. Это абсолютно разные романы. (это важно — это именно романы: «Пикник на обочине», кроме объема, демонстирует все свойства, присущие именно романам, а не повестям; в то же время, «Ареал», во всей совокупности книг, каждая из которых может считаться рассказом, не смотря на объем, суммарно представляет собой именно роман как форму). Причем роман «Ареал» еще не дописан, а «Пикник на обочине» уже давно издан и многократно осмыслен в российской культуре.

У этих романов совершенно разные смыслы и направления. Безусловно, в Ареале видно влияние если не самого «Пикника на обочине», то того культурного наследия, которое стоит за этим произведением. Но это именно влияние. Тармашев не пытается спорить с АБС или переосмысливать их роман. Он пишет свой роман, причем не только в другом жанре (фантастического боевика), но и в другом смысловом ключе. Тармашева, как и во всем его творчестве, занимают вопросы современной российской действительности, поэтому его романы пронизаны публицистическим пафосом значительно сильнее, чем тот же «Пикник на обочине».

Саму же 4 книгу цикла «Ареал» можно обозначить как уход вширь: автор описывает реалии мира и людей, в нем живущих. Здесь роман (т.е. весь цикл) значительно приобретает в литературном отношении. Конечно, герои Тармашева все еще довольно картонные, положительные образы похожи друг на друга — «рыцари» спецназа «без страха и упрека», патриоты страны, сильные личности с очень странным юмором. Вокруг центральных персонажей обязательно есть набор второстепенных, которых можно разделить на три типа: это либо высококлассные профессионалы с высокой нравственностью (это все, что можно о них сказать), либо Женщина (близкая к тому идеалу, каким его представляет Тармашев), либо склизкое существо, нужное в окружении главного героя для каких-то сюжетных ходов в будущем (в основном, предательства или какой-либо проблемы из-за малодушия и так далее). Отрицательные персонажи тоже в целом похожи друг на друга, но тут есть развитие, к примеру, клика руководителей РАО «Ареал» представляется Тармашевым значительно более отрицательными персонажами, чем тот же руководитель СБ «Ареала» Ферзь, потому что последний является человеком военным и ему не чужды хотя бы какие-то положительные черты, в отличие от вышеназванных политиков. Также от всех них отличается Меркулов, представляющий собой, по сути, образ того же высококлассного персонала, как второстепеные положительные герои, но с негативной окраской.

В этом отношении очень хорошо видно, что на качестве творчества отрицательно сказывается популистская составляющая. В местах, где градус публицистического пафоса снижается, произведения становятся заметно сильнее в части психологии и описания личностей.

Что касается непосредственно книги «Ареал. Вычеркнутые из жизни». Она сильно приобрела засчет того, что автор сделал главных героев временно недоступными. Мир стал более многогранным и целостным, чем в первых трех книгах. Развитие основной сюжетной линии приостановлено, поэтому сам сюжет здесь провисает, зато антураж, окружение — играют более глубокими красками.

Немного странной кажется форма, которую Тармашев выбрал для повествования. Он явно переусердствовал с ретроспективами и экскурсами. Напоминает последовательное погружение в прошлое, причем через описание всякий раз все менее и менее важных для развития повествования отрывочных событийных элементов.

Условно, это можно изобразить так: «Они жили в избе. Эта изба была построена из дерева. Дерево добывали в 10 километрах южнее ЗЭКи. Была история, когда, во время добычи дерева, эти ЗЭКи напали на наш отряд. Нужно понимать, что ЗЭКи появились тут еще при Сталине. Это связано с прошлым Сталина, когда он, еще будучи жителем Российской Империи, попал в царскую охранку. Молодой жандарм из царской охранки не зря неласково отнесся к пылкому революционеру, ведь он помнил, как 30 лет назад его деда убил террорист из народовольцев .....»

Разумеется, я несколько утрирую. Но все равно, такой режим повествования, с последовательным уходом от событий, которые были описаны 10 страниц назад, все дальше и дальше вглубь прошлого, с ответвлениями, с углублением в прошлое этих ответвлений — это все очень сильно сбивает динамику, в чем всегда были сильны произведения Тармашева.

С другой стороны, описания, которые даются засчет экскурсов, безусловно, расширяют горизонты представляемого нам мира и уточняют образы героев, преимущественно, второстепенных.

Так или иначе, 4-ю книгу серии «Ареал» можно считать вмеру удачной, не проигрывающей предыдущим в динамике боевых сцен, но проседающей в сюжетном отношении и общей динамике повествования. Приобретенная дополнительная глубина спасла бы положение, если бы шла не в ущерб все той же динамике повествования и простоте восприятия текста.

И здесь, подводя черту и выставляя оценку, как раз нужно вернутья к началу. Я не могу ставить оценку 4-й книге серии как самостоятельному произведению, как и любой другой книге серии. Она не является таковым и, разумеется, как и любой выдранный из контекста текст, не может быть целостной. Но в совокупности, 4 книги серии уже тянут хотя бы на что-то вроде «1 часть Романа». За их высокую динамику, за классные боевые сцены, за в достаточной степени закрученный сюжет можно поставить 4-й книге (и всей серии в целом) семь баллов.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Сергей Тармашев «Вторжение»

casus, 26 февраля 2013 г. 00:05

С удивлением для себя спустя больше года после прочтения первого трехтомника обнаружил, что, оказывается, Тармашев успел написать уже целых четыре книги.

Скажу честно, трилогию «Древний» прочитал совершенно случайно. Неплохая боевая фантастика для современного российского книжного рынка. Уровень проработки батальных сцен довольно высок, описание технологий сделано на достаточном уровне для того, чтобы понимать, что это такое вообще, но, вместе с тем, автор легко обходил стороной сложные объяснения «а ля Твердая НФ», таким образом, как ни странно, не теряя, а — наоборот — приобретая, увеличивая скорость повествования и стягивая довольно простой сюжет в плотную последовательность событий.

В целом, с учетом того, что эта серия явно не относится к книгам, которые откровенно претендуют на «культовость», а, скорее, к книгам, где автор четко и ясно знает, что он пишет и для какого круга читателей, я оцениваю первую трилогию «Древнего» в 7 баллов. Крепкая боевая фантастика, в которой есть много довольно интересных, пусть и предсказуемых, поворотов сюжета, позволяющих одновременно не терять нить повествования и сохранять заинтересованность.

В связи с этим, от продолжения я ожидал примерно такого же уровня и стиля. Но оказалось, что автор решил разбавить жанр другими направлениями, а также добавить в мир актуальности, своих размышлений и поднять общий градус интеллектуальной сложности книги, в частности, транслируя свои идеи и воззрения.

Я не берусь судить то, какие концепты Тармашев вложил в эту книгу, это будет понятно любому, кто прочитает книгу, а спойлерить — это не очень приятно.

Другое дело, какая художественная форма была дана этим воззрениям в романе.

Во-первых, книгу никак нельзя назвать самостоятельной. Как и первая трилогия, все продолжение (4 книги), по сути, являются одним романом, сохраняющем единство героев и событийной линии. То же самое можно сказать про другие циклы Тармашева, но вряд ли это можно оценивать с чисто литературной точки зрения, т.к. это преимущественно маркетинговый ход. Единственный минус для читателя — неполноценность, незавершенность каждой книги в цикле. Поэтому я настоятельно рекомендую читать все книги цикла подряд, не разбивая их между собой.

Во-вторых, и это, с моей точки зрения, самый большой минус второй части цикла (4-7 книг) — очень слабо прикрытый популизм и следующая из него картонность многих героев, а также предсказуемость сюжетных ходов и описаний. Если над боевой составляющей всех романов (в этом отношении, кстати, 4-я книга — самая слабая) автор произвел очень неплохую работу («неубиваемость» главного героя — это вполне логичная составляющая большей части боевой фантастики, так что вряд ли может быть объектом для критики), то психологический, мотивационный и другие более тонкие аспекты автору удались посредственно. Описание большинства рас плоские, в особенности — расы Вузэй. Персонажи, на которых смещается фокус автора, чтобы через призму их восприятия показать происходящие в галактике процессы, продуманы очень слабо, что понятно — ведь они появляются и исчезают в романе в огромных количествах и нужны лишь как инструмент для демонстрации масштабности происходящего.

Тармашев замахнулся на огромный, эпической сложности труд — не только описать действительность с разных точек зрения, но и показать, почему она воспринимается так или иначе каждым из персонажей, которых мы видим в книге. К сожалению, именно в этом — самый большой провал цикла. Огромное количество параллелей с реальным миром, картонные персонажи и целые цивилизации, скопированные с не менее картонного представления о них в современном мире, и все это приправлено популистическим соусом, слишком заметным из-за того, что «боевой» градус в книге значительно ниже, чем в остальной серии.

Повторюсь, не имеет значения, как я или кто-то еще относится к транслируемой автором идеологии. Разумеется, в ней присутствует огромное количество намеренных упрощений, иначе это был бы слишком сильный скачок от одного жанра к совершенно другому, кроме того, многие из прочитавших цикл вполне могут согласится если не полностью, то хотя бы в некоторых местах с представлениями автора о

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неправильном пути развития человечества — скатыванием в паразитическое существование большей чего части (т.е., с учетом кальки с реальности, речь не столько о человечестве мира «Древнего», сколько о современном «обществе потребления» во всех его проявлениях и также роли России в этом)

в частности, я во многом разделаю эту точку зрения, хоть и не в таких тональностях и не так безаппеляционно, как Тармашев. Однако это сильно снижает художественную ценность книги.

Что касается оценки, то, повторюсь, правильным было бы выносить оценку как минимум 4 последним книгам, а не каждой из них в отдельности. Не смотря на указанные выше недостатки (и множество других мелочей, вроде периодического разливания воды, слабого понимания технической и научной базы и некоторых приедающихся шуток), суммарно эти книги можно считать очень хорошим образчиком именно боевой современной российской фантастики, вполне выходящей на уровень выше среднего. Среди положительных качеств также: масштабность всего действа, интересные тактические и стратегические схемы сражений и не 100%-я (а лишь 99%) неубиваемость главных героев, отличные описания боевых столкновений, особенно — столкновений живой силы.

За это все, а также за бесконечный оптимизм и любознательность Чебурашки, можно смело поставить автору семь баллов = )

Оценка: 7
⇑ Наверх