Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nikonorov» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 марта 2021 г. 16:05

Здравствуйте.

Ну, во-первых, с праздником всех дам.

Во-вторых, накатал обзор на цикл "Тетрадь смерти".

«Death Note. Black Edition. Книга 1»
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 год, 20000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 392 стр.
ISBN: 978-5-389-13724-0
Серия: Графические романы. Death Note
омнибус

Комментарий: Первый и второй том цикла "Тетрадь смерти".
Иллюстрация на обложке Такэси Обата.


«Тетрадь смерти» — это первая манга, к которой я приобщился.

Что такое «тетрадь смерти»? Это такая хреновина из мира богов смерти, куда ты можешь писать имена нехороших (не обязательно) людей, время и причину смерти, и они, в общем-то, помрут, хе-хе. Существует много нюансов и правил, они расписаны равномерно по всем шести томам, и этими правилами герои будут пользоваться в угоду.

Помнится, первый том я расхваливал за неугасающую динамику и постоянные вау-эффекты. Что ж, по опыту сериалов можно сказать, что это самая проверенная схема — завлечь зрителя или читателя мощными поворотами сюжета и интригами, а когда он втюрится, можно немножечко подослабить поводок и потаскать субъект за собой, пока он ждет, когда всё возобновится и продолжит удивлять и впечатлять.

Сюжет ни для кого не нов, а пересказывать его смысла мало. Практически каждый знает, о чем этот цикл: ученик школы, Лайт, находит тетрадь смерти, начинает вершить правосудие, убивает толпами преступников, при этом оставаясь хладнокровным и невозмутимым. Пугающе рациональным и бесчувственным. В придачу к тетради смерти Лайт получает, так сказать, куратора в виде бога смерти, который привязан к этой самой тетрадке. Они дружат, общаются, обсуждают людей, их поступки и мотивы. А между тем, отец Лайта служит начальником в полиции. И его департамент ищет новообъявленного убийцу, который назвался Кирой и косит всех наповал. И вроде как хорошо — преступность снижается, но звоночек-то тревожный: нормальный чувак так упоительно вряд ли будет уничтожать народ. К делу привлекается крутейший детектив Эл, который и противостоит Кире: легенда, герой и гроза всех преступников

Вообще, история очень долго радовала и неустанно набирала обороты — Эл долгое время находился инкогнито, его и Лайта связывал интеллектуальный подход к решению задач, они просчитывают всё на 10 ходов вперед, между ними образуется связь. Эл поступает в тот же универ, что и Лайт. Противостояние между детективом и Кирой накаляется. Оба присматриваются друг к другу и в душе понимают, подозревают, что они — те, кем являются (Кирой и Элом соответственно). А Лайт нервничает из-за постоянного присутствия рядом Эла, поскольку тот ему мешает и пытается поймать и засадить в тюрьму.

Всё это приправляется еще и тем, что в один момент Эл привлекает к расследованию Лайта, поскольку оный обладает отличными интеллектуальными способностями. И теперь Лайт вынужден бок о бок работать с детективом, филигранно удерживая равновесие на тонкой черте между увиливанием и «обнажением». С этого момента начинается двойная игра Лайта и параллельно игра с Элом в интеллектуальные шахматы — как продолжать типа расследовать дело о поимке Киры, но вместе с тем как не попасться в лапы полиции и Эла. Еще и Эл добавляет перчинки и признаётся, что он — Эл. И получается интересная логическая вилка — либо детектив выживает и продолжает расследование, либо умирает, и тогда становится ясно, что Кира — это Лайт. Играют оба виртуозно в своём мысленном противостоянии, которое очень забавно маскируется под дружбу и сотрудничество на службе; мы видим противостояние двух мастодонтов, их доказательства, витающие поблизости на орбите, но они ничего не могут предъявить (за неимением этих самых доказательств). И мы снова наблюдаем за тонкой политической партией в шахматы.

В этом деле хладнокровный и расчетливый Лайт не останавливается ни перед чем — специально начинает встречаться с девушкой, которая оказывается Кирой-2, поскольку тоже стала обладательницей тетради смерти, обманывает ее, манипулирует ей, вводит в заблуждение, заставляет потерять половину жизни, чтобы видеть имена врагов, благодаря чему можно будет убивать на расстоянии. Ну и вскоре для Лайта наступает сложный этап — следить не только за собой, но и за этой девушкой, глуповатой и по уши влюбленной. Имитировать отношения, диктовать ей, как действовать, кого убивать, чтобы сохранить инкогнито, и прочие инструкции, призванные отвести взоры от себя.

Вообще, очень здорово передано всё НЕУДОБСТВО и даже БЕЗВЫХОДНОСТЬ, которые испытывает Лайт. Дров наломано много, обратной дороги нет, проблемы только копятся. Эмоциональна шкала скачет синусоидой. Копы у тебя под боком, и главное — красиво скользить по лезвию бритвы, балансируя между Кирой-преступником и следователем в полиции.

Демонстрация типа отношений через максимальную фиктивность как бы дополнительно намекает, что герой сего цикла не такой уж и лапочка и рыцарь в начищенных доспехах. А если надо, то и будет раздумывать, как бы разменять родню, лишь бы пребывать в тени, ага.

И тут хочется сказать, что всё вплоть до середины 4-го омнибуса из шести было сперва офигенно, а потом хорошо — настоящее противостояние двух интеллектуалов, одному из которых (Лайту) приходится как бы раздвоиться и не только убивать преступников, но и параллельно сотрудничать с полицией и искать самого себя. Но когда случилось то, что случилось, а именно

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

убийство Эла
, всё как-то изменилось. Градус истории пошел на убыль, а градус абсурда, нелогичности, невозможности и потворства сюжету возрос до неимоверных высот! Добавилась локация в виде Америки, какие-то новые тетради, мафиози, новые боги смерти, абсолютно картонные, а вместо

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

одного взрослого Эла стало два поменьше — каждый со своей буквой: M и L. Такие же чудаковатые, такие же сладкоежки, такие же сверхгениальные.

Кстати, про мир: его нет. Есть Япония и Америка. И всё. Как остальные страны реагировали на Киру, что думали, как развивались политические отношения — конечно же, этого нам не показали. Смоделировать это тяжело, точнее, невозможно, и автор деликатно обошел сей вопрос. Потому что и смоделировать эту ситуацию тяжело, да и история получилась бы гораздо масштабнее и, возможно, скучнее. Понимание этого факта возможно и вызвало приток лояльности, но не лишило ощущения пустышки в декорациях.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Смерть Эла
стала для цикла огромной потерей. Как

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

смерть Кельсера
в первом томе «Туманной трилогии» Сандерсона — узнаваемый крутой чувак, харизматичный протагонист, влюбляющий в себя как персонаж,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

и тут бац — прощай, пошел нафиг
. Странный ход. Потому что последующие оппоненты

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Эла не заменили, а были лишь его вторичными отблесками
. С тех пор цикл пошел на спад, а история хоть и пыталась казаться масштабной за счет ввода глав государств, привлечения телевидения, манипулирования через программы, созданием культа последователей Киры, но убедить и расшириться как эпическое творение история не сумела.

Понятно, что история в первую очередь о нравах, характерах и нелегком выборе (и судьбе в принципе, морали, поступках, трансформации личности), а всё это подано через игры разума, но сюжет слишком затянулся и повторялся, чтобы удерживать в напряжении и подпитывать интересом.

К первой половине у меня претензий нет, но с появлением Ниа и Мэлло стало грустно — они не смогли предоставить чего-то нового в плане приемов борьбы с Кирой, ничем не удивили, а всё противостояние скатывалось к тому, что он знал, что они знали, что он знал, что они поступят так, ведь тот поступил так, потому что знал, что те поступят так.

Концовка, спору нет, все-таки удивляет, и понятно, что там могло быть либо а, либо б, но исход при всей своей закономерности способен немного встряхнуть.

По итогу: перспективно, находчиво, но затянуто. Эффект выдохшейся газировки. Зато классная рисовка и подарены приятные впечатления от некоторых поворотов сюжета. Подписывайтесь на наш канал, здесь говорят правду.

8 из 10.

Видео с изданием, фоточками и мимикой тут:


Статья написана 7 марта 2021 г. 17:27

Привет.

Я тут про "Дальгрен".

«Дальгрен»
Сэмюел Дилэни
Дальгрен
Издательство: М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2020 год, 5000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 896 стр.
ISBN: 978-5-389-14010-3
Серия: Большой роман

Комментарий: Внецикловый роман.


Этот обзор — скорее, не обзор, ну, как минимум, не полноценный обзор, а мысли о. До полного обзора ему не хватило 500 с лишним страниц.

Я ждал выпуск этого романа, потому что и говорили о нем много на просторах интернета: это магнум опус автора, это мастрид, это невероятно крутая книга и всё такое. И ознакомительный отрывок мне понравился живостью языка, какой-то извращенной детализацией и в принципе экспериментальной ломанностью. Как например:

«Она отшатнулась, когда он потянулся к ней, – и застыла кособоко. Рука ее, ветвистая и ветвившаяся в десяти футах над ним, заволокла траву паутиной тени.

– Ты!.. – Вот что он попытался произнести; но изо рта вырвалось лишь дыхание.

Он посмотрел вверх, меж веточек ее ушей. С ее бровей посыпалась листва. Губы ее – толстая корявая культя, точно сук в фут толщиной отсекло молнией. Глаза ее – он раскрыл рот, запрокидывая голову, вглядываясь, – исчезли в вышине, сначала один, высоко-высоко, потом другой; короста век плотно сомкнулась.

Он попятился по жесткой траве.

Листик обгорелым мотыльком врезался ему в висок».

Я понял, что мне предлагают что-то необычное, с крутым языком, с некой тайной и недоговоренностью. Я ждал слога Уоллеса и чего-то в духе околоБрэдбери, околоКинга по мотивам и структуре. Ну что ж. Сам ждал — сам виноват.

Хочется оговориться сразу — я не хотел писать отзыв на незаконченное произведение. Из принципа. Сам не раз говорил, что лучше дочитать до конца и составить полноценное мнение. Мало ли, как там всё перевернется в конце с ног на голову, и ты просто офигеешь. Но меня добила обзорная статья на сайте «Мир Фантастики», после которой я понял: ВСЁ, ЭТО КОНЕЦ. Последний звоночек прозвенел. Спасибо статье за экономию времени. К ней вернемся позже, а сейчас о личных впечатлениях.

«Дальгрен» был написан в 1973-м году, и он произвел фурор. Он знатно нашумел, и, как итог, роман либо любили, либо нет. Равнодушных не было. Некоторые критики, в том числе и известные писатели по типу Харлана Элисона, Уильяма Гибсона и Филипа Дика, восхищались произведением, другие хейтили.

Это чистой воды постмодернизм вкупе с магическим реализмом и абсурдом. Почему-то именно к этим жанрам со стороны читателя извечно лояльное отношение. Я считаю этот жанр максимальным читерством, когда ты можешь понапихать в произведение всё, что душе угодно, и никто до тебя не докопается, ведь это же такой ЖАНР!

Да, действительно, слог очень сильно напоминает таковой в романе «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса. И в этом огромная проблема. Дело в том, что «Дальгрен», по своей сути, ничего, кроме языка, ценного в себе не несет, ну лично на мой вкус. Это косвенно подтверждает упомянутая чуть раньше статья из «Мира Фантастики». Мне не нужны языковые выкрутасы после почти полутора тысяч страниц томины Уоллеса. Мне б что-то еще, ну честное слово. Дико обидно было после столь мощных волн пиара на тематических ресурсах встретиться… Ну, не то чтобы с пустышкой, а с выкрутасом ради выкрутаса.

Чтобы не уходить сразу в какой-то однобокий хейт, хочется пробежаться и по плюсам. Язык действительно хорош. Сама подача, акценты и поэтичность поначалу радуют нестандартностью:

«Возвращаясь к фонарю, сандалией отфутболил банку, и ее лязг обозначил тишину. Сквозь эту тишину он побрел дальше, высматривая в небе хоть намек на мутную луну…

Звон битого стекла оттянул взгляд к улице.

Он боялся, он был заинтригован; однако страх был неотступен – уже притупленная, ленивая эмоция; а вот интрига живая».

Или вот:

«Этот парк кишит мраками, тканями тишины. Тэк подметками сапог татуирует дорогу. Мне видится, будто за ним остается пунктир. И вдруг кто-нибудь подберет краешек ночи, разорвет ее по этой перфорации, сомнет и выбросит».

И что-то в таком духе. В подобных дозировках это очень даже ничего, это приятно и радостно, это раскрывает границы языка и художественного дозволенного. Плохо, что это уходит в гигантские мозголомные абсурды, увы, совершенно ненужные, написанные ради какой-то галочки:

«Ищи тень в этом двояко-осиянном мареве. Темное причастие на горящих улицах, в этом пейзаже и с воспалением чувств, обещает более стерильные муки. Облака отбились от рук и заваривают упование. Что проку нам всем от двух лун? Чудо порядка иссякло, и я остался в городе без чудес, где может случиться что угодно. Новые аллюзии на беспорядок мне ни к чему. Этого мало! Поищи в дыму исток огня. Не прочти в углях ни успеха, ни отчаяния. Эта грань скуки тоже яркая. Я вступаю в тьму закрая насквозь. И здесь обманчивое тепло, что ни о чем не просит. Здесь предметы теряются, освещаясь двоякостью».

И вот еще:

«Беззвучная в круговороте года речь превосходит все, что я хочу сказать, во что поверить. В гнетущем эфире я набрасываю свою односложность, пробуждаясь рефлекторно, миг за мигом. Обретенная ось, миг определенности, острие под таким давлением, что вышибает некое будущее, некое прошлое, которые я предчувствую лишь ознобом, застилают слой боли неким цепким упрямым недугом, отбросами зверства, что в порошок стирает кирпич и раствор. Насколько проще были бы любые махинации, породи поляризованная перцепция столь вопиющий идеал».

Увы, конкретно в языке и используемых практически всегда выражениях я не увидел чего-то ценного и уместного, жизненно необходимого. Почему выбрана такая форма — мне непонятно. Мне кажется, она только отвлекает. У того же Уоллеса изыски языка выходили куда более органичными и гладкими, уместными, а вот у Дилэни предложения подобного рода выстроены зачастую неуклюже, топорщатся, будто написанные ради нестандартности стиля. Слишком вязко и словообильно.

Но есть один очень крутой плюс: диалоги. Персонажи своими фразами живут, дышат, преподносятся читателю как нельзя полнее. Фразы харАктерные, отличающиеся, благодаря чему действующие лица предстают максимально разными и непохожими. Это прям офигенно.

Раз уж затронули персонажей, хочется сказать и про них. Из 350 страниц (а всего в книге 900) не выделяется никто. Да, есть главный герой, который не помнит своего прошлого, который пришел к чудному городу, который называется «Беллона» — и дальше начинается его путешествие по городу, который в обзорах любовно называют городом-лабиринтом. Есть какие-то потоковые мысли главного героя, которого зовут Шкет, и эти мысли — просто реакция на происходящее, зачастую уводящая из здравых рассуждений в словесную белиберду. Никаких эмоций герои не вызывают, за исключением одной семьи, у которой в третьей части случилось горе — семейная утрата. Пожалуй, эта-то часть и является самой интересной и наиболее живой, хватающей за душу.

В книге много персонажей, но они все похожи на кадры из какого-то наркотрипа — банда разбойников, банда каких-то хиппи, живущих на природе, посетители бара, случайно встреченные люди на улицах города. Всё это похоже на песок, из которого ты должен вроде бы вылепить кулич, но фигня в том, что песок-то сухой, и куличик разваливается.

Поначалу я старался запомнить ключевые моменты сюжета, еще когда думал, что они являются ключевыми, делал какие-то пометки, но уже к 200-й странице понял, что это всё бессмысленно. Тут нет крючков и нет подстегивающих элементов, которые возвращали бы твою память на десятки страниц назад, показывая ружье, которое наконец-то выстрелило.

Напротив — здесь есть неструктурированный поток случайных эпизодов и историй, некоторые из которых быстро завершаются, иные обрываются, третьи размазаны по всей протяженности части романа, но что они в себе несут? Мораль, нравоучение, что-то особое или важно? Не уверен. И так во всём.

А еще тут много секаса и прочих прелюбодеяний. Подробных и разноплановых — как традиционных, так и… Нетрадиционных.

В «Дальгрене» ничего не происходит. Точнее, происходит, но абсолютно всё пусто. Ну или я тупой такой, хрен знает. Просто срез каких-то действий. И я воистину не понимаю, о чем писать в отзыве. Равно как и не понимаю, о чем говорилось в книге.

О чем роман? Почему герой ходит в одной сандалии? Почему вместо душевных глубин нас тыкают мордой в город и странных персонажей, в странные события и странные диалоги? Если нахреновертил, то держи читателя в напряжении. Никто не обязан доверять девяти сотням страниц, думая, что там что-то пипец какой крутое.

Что я понял из сюжета? 27-летний паренек, который выглядит на 17, пришел в чудной город. В Беллону. Который так же странен, как и люди, живующие в нем. Некогда здесь жили пара миллионов, но случилась КАКАЯ-ТО катастрофа, город опустел, и здесь остались несколько тысяч на правах шаек, банд и формирований. Город не простой: он как будто живой и хитрый. Возможно, именно он является основным героем «Дальгрена», но я не знаю. Тут перестраиваются улочки, какие-то места путешествуют с места на место, да и сама атмосфера странная: ты можешь войти в квартиру с сумкой, положить ее на стол, потом резко выбежать, и только потом, идя по улице, ты обнаружишь, что сумка висит у тебя на плече, хоть ты и у верен, что не брал ее с собой. Такая, сонно-дурманная атмосфера, где даже время обманывает тебя. И в этом таинстве города, кстати сказать, тоже скорее плюс, чем минус. Вот только если бы его было побольше, возможно, читать было бы интереснее. Также в городе есть 2 луны, люди забредают в супермаркеты и берут необходимые продукты, иногда то оттуда, то отсюда идет дым — это горят дома, которые потом будут стоять нетронутыми.

Ну и, собственно, о статье, упомянутой в начале, и почему она помогла мне бросить эту книгу.

Обзоры — это хорошо. Я понимаю их предназначение и надобность. Я понимаю, что обзоры в первую очередь должны восхвалять объект рецензии, и вроде бы всё норм, но я увидел там всё, что мне было нужно, чтобы принять решение.

Когда в рецензии прибегают к фразам, которые последуют ниже, становится понятно, что ловить там нечего. Разве что ты не успел прочитать чего-то смелого и постмодернистского, по типу «Улисса» или обыкавшегося на том свете Уоллеса.

Вот что пишется в статье:

«Дальгрен» — это игра писателя со структурой, где есть место многочисленным петлям, закольцовыванию, смене восприятия, изменчивой и ложной памяти, фиксации на деталях с упущением информационного содержания и многим другим трюкам, которыми автор стучит читателя по лбу до тех пор, пока тот не потеряет ориентацию. Но это также игра читателя — попытка выстроить прямой нарратив в романе может стать крайне занимательным, хоть и безнадёжным квестом. Для читателя, готового приложить усилия и отказаться от конвенций жанровой литературы, книга превращается в источник удовольствия, в наслаждение игрой. Хотя у тех, кто хочет получить историю, «Дальгрен», скорее всего, вызовет парадоксальную смесь раздражения и скуки.

Это роман об относительности нашего восприятия реальности, о привычках, закладываемых в нас с детства и мешающих видеть мир — тот мир, который ставит нас в тупик и водит кругами. Мы снова и снова пытаемся понять, что же всё-таки происходит в Беллоне, и вряд ли когда-нибудь поймём до конца, хотя придумывать версии будет интересно.

Вероятно, главное достоинство книги — её красота. Сложная, выверенная до мелочей структура, интеллектуальный узор. Его необязательно понимать, достаточно им любоваться. Это прекрасная, поэтическая проза — иногда, впрочем, переходящая в вычурность.

Итог: «Дальгрен» нелинеен и запутан, у него много точек входа, что означает неминуемую головную боль для читателя. Но ещё это значит, что к книге можно возвращаться снова и снова. И если «Дальгрен» вам понравится, то вы непременно к нему вернётесь — чтобы разгадать его загадки или чтобы на этот раз получить от них удовольствие. В конце концов, не всё в нашей жизни требует объяснения, бывают просто красивые вещи».

На мой взгляд, это лучшая антиреклама книге. Прямыми словами писать, что книга будет тебя бесить, в ней ничего нет, она испытает вас на прочность… Ну, и зачем тогда такое читать?

Понимаю, что недочитано, но: 5 из 10.

Эмоциональнее, полнее, с зачитыванием, бОльшими примерами и прочим — в видео.


Статья написана 3 марта 2021 г. 22:00

Привет.

«Отель "У погибшего альпиниста"»
Аркадий и Борис Стругацкие
Отель "У погибшего альпиниста"
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 4000 экз.
Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 256 стр.
ISBN: 978-5-17-120849-3
Серия: Эксклюзив: Русская классика

Аннотация: Странные события происходят в горном отеле "У Погибшего Альпиниста". Невинные развлечения и весёлые розыгрыши прекращаются, когда одного из постояльцев находят зверски убитым. Полицейский инспектор Глебски, приехавший на отдых, вынужден взять расследование в свои руки, — ещё не зная, какую невероятную истину ему предстоит узнать и какой выбор сделать.

Комментарий: Внецикловая повесть.
Художник не указан.


Одно из удачных произведений Стругацких, которое, тем не менее, назвать ОДНОЗНАЧНЫМ не получится никак. Виной тому — разительно отличающаяся по стилю и концепции концовка, о которой позже.

Это очень тёплый и камерный роман о пребывании нескольких людей в небольшом уютном отельчике где-то на отшибе — зимний курорт, лыжи, бильярдная, столовая, камин, все дела.

Безусловный плюс произведения — атмосфера вот этого согревающего уюта, свойские разговорчики, хозяин, служанка, номера, беседы в очереди в душ и всё такое прочее. Я читал и прямо наслаждался, кайфовал. Когда за окном зима и минус 25 градусов, читается особенно антуражно.

А сюжет тут вот какой: полицейский инспектор среднего возраста по имени Петер Глебски приезжает на 2 недели в отпуск в отель. И всё вроде как хорошо, но уже с первых минут Глебски замечает всякие чудачества в посетителях отеля и странности в их поведении.

Компания довольно разномастная, и все, как один, с какой-то тайной и чудинкой. Тут тебе и викинг, и физик, и фокусник, и гендерно тяжелоидентфицируемый родственник фокусника, и чета Мозесов, которые будто прибыли из 19-го века, и туберкулёзник, и умный сенбернар. И помимо того, что сам отель будто троллит их и подкидывает какие-то чудачества, они еще и сами с каким-то прибабахом.

Просто представьте: отель, зима, вы отрезаны от большого мира, и с тобой такая компания, а попутно нагнетается атмосфера ужаса и мистики, ибо происходит не пойми что. И никуда не скрыться. В общем-то, подозревать может каждый каждого, плюс из-за названия отеля разбрасываются намеки, что это может быть не вернувшийся альпинист, из комнаты которого сделали музей. Всё шло именно к этому.

А потом в отеле происходит убийство. И поскольку все посетители отеля какие-то чудаки-аутисты, Петер решает расследовать дело самостоятельно. Мало происходящего дурдома, так еще и в ходе расследования обнаруживается еще один труп человека, который впоследствии будет разгуливать живым-живёхоньким, что отдаленно навевает мысли о «Солярисе» Лема.

Но тут интереснее: на единственный въезд в отель обрушилась лавина, к нему не пробраться, связь оборвана, и получается, что перед нами развернулся типичный сюжет детектива про убийство в закрытой комнате. Бедолага инспектор, который и не детектив ни разу, подстрекаемый одним из гостей, берется за дело. Впрочем, не только из-за понуканий, но еще и по долгу службы: такой уж он морально состоявшийся человек, честный, прямой, исполнительный. Пройти мимо не может никак. Что-то он там извечно пыхтит, думает, прикидывает, допрашивает всех, допрашивает по второму кругу. Вдаваться в подробности не буду, чтобы не заспойлерить. В детективных историях нужно быть особенно щепетильным с этим.

Сюжет тут понятен, роман небольшой, всего ан 250 страниц мягкоформатной книжечки, это детектив, но, как я и сказал в начале, типичный жанр чисто по-царски обнуляется. И предстаёт перед нами совсем в ином свете. Когда близится развязка, кажется, что всё, последняя глава расставит всё по своим местам, ан нет: в дело вмешивается заявленный жанр произведения — фантастика. И она знатным образом преображает работу братьев Стругацких. С одной стороны, это неожиданно и уж для тех времен явно было свежо (кстати говоря, Стругацкие и хотели создать новый жанр детектива), с другой — потерялся шарм камерного детектива, и всё это по итогу начало смотреться как бог из машины, пусть и зацепки, хоть и не столь явные, на протяжении расследования таки оставлялись. Перед первой главой не зря даны строки про НЛО. Это в «Отеле» играет должным образом и вносит коррективы.

!!!Здесь заканчивается доспойлерная часть. Если вы не хотите узнать, в чем основная интрига, пожалуйста, не читайте дальше. Если же вы хотите иметь полное представление, то читаем дальше.!!!

Суть в том, что часть жителей отеля: это инопланетянин и роботы. Еще один господин — гангстер, и он следил за пришельцами. Его банда оказалась первыми, кого встретили посетившие нашу Землю пришельцы, и гангстеры запудрили инопланетянам головы, чтобы использовать их в собственных махинациях по ограблению. Об этом и рассказывают Глебски в последней части. Глебски, казалось бы такой прямолинейный и отбитый в государственном плане служащий, узнает, что были похищены большие деньги. Его это напрягает, взбешивает, и он, как честный служака, обязан задержать инопланетян и сдать их полиции. При этом инопланетяне готовы всё компенсировать. Они уже хотят свалить отсюда обратно к себе, поскольку опыт вышел неудачным, но всё упирается в Глебски, который тоже упёрся с другой стороны своими должностными рогами. В итоге инспектора удерживают, чтобы инопланетяне могли убежать, но их настигает банда гангстеров, которая, в конечном счете, расстреливает их. Это основной и главный, переломный момент книги. Это самое яркое, самое впечатляюще, самое богатое на раздумывания поле.

Эпилог. Прошло 20 лет. Глебски до сих пор мучается и терзается. Ведь у него был выбор — отпустить пришельцев или удержать. Он хотел удержать и сдать властям, но ему не позволили. Из-за его проволочек инопланетянам не хватило времени для безопасного исчезновения. Их убили. И вот как об этом вспоминает сам Глебски:

«Наверное, все дело в том, что они прилетели не вовремя и встретились не с теми людьми, с которыми им следовало встретиться. Они встретились с гангстерами и с полицией. Ну, ладно. А если бы они встретились с контрразведкой или с военными? Было бы им лучше? Вряд ли…

Совесть у меня болит, вот в чем дело. Никогда со мной такого не было: все делал правильно, чист перед богом, законом и людьми, а совесть болит. Иногда мне становится совсем плохо, и мне хочется найти кого-нибудь из них и просить, чтобы они простили меня. Мысль о том, что кто-то из них, может быть, еще бродит среди людей, замаскированный, неузнаваемый, мысль эта не дает мне покоя».

Из-за этого поступка один из посетителей отеля, пребывающий с ним, так до конца дней с ним и не заговорил. Это тоже задело Петера Глебски. И нам бы поругать инспектора, осуждающе покачать головой и начать обзор вот так: «Это роман о довольно сером непрошибаемом деревянном твердолобом и абсолютно негибком человеке — инспекторе полиции, госслужащем, который уткнулся в букву закона и всё, ничего иного его не волнует. О человеке, в некотором роде трусливом, хоть в конце он, конечно, оправдывается, но это оправдание собственной моральной ошибки и бюрократизма, который так любили троллить Стругацкие».

Но я тут сидел, раздумывал, перекатывал в мозгах концовку и подумал: а в праве ли мы гневиться на Петера? Ведь, по сути, всё случилось слишком быстро, в одночасье, и кто знает, как бы в этой ситуации повел себя ты сам? Может, поступил бы еще хуже?

В эпилоге Петер так и пишет:

«Да, они пришли к нам не вовремя. Мы не были готовы их встретить. Мы не готовы к этому и сейчас. Даже сейчас и даже я, тот самый человек, который все это пережил и передумал, снова столкнувшись с подобной ситуацией, прежде всего спрошу себя: а правду ли они говорят, не скрывают ли что-нибудь, не таится ли в их появлении какая-то огромная беда? Я-то старый человек, но у меня, видите ли, есть внучки…»

Взрослый мужик просто переживает за себя, за родственников, за человечество, быть может. И его вполне реально понять. А вот простить — не знаю, тут уж пусть каждый решает сам. Уж лучше зенитка в руках, чем журавль над трупом.

Скажу честно: до рецензии я поставил роману 8 баллов, но еще раз проанализировал, прикинул-подумал и исправил на 9. Такая деконструкция жанра, такая абсурдная завязка и суматошная неразбериха стоили последних страниц, которые ошарашивают ледяным дождем. И если бы не раскаяния инспектора, повесть, наверное, не выстрелила бы концовкой так громко. Послевкусие горьковатое и трагичное.

Кстати говоря, сами авторы не очень любили эту работу и признавались, что облажались, не вывезли всей затеи. Цитирую Бориса Стругацкого:

«Замысел был хорош, но эксперимент не удался. Мы это почувствовали сразу же, едва поставив последнюю точку, но уже ничего не могли поделать. Не переписывать же всё заново. И, главное, дело было не в том, что авторы плохо постарались или схалтурили. Нельзя нарушать вековые каноны таким образом, как это позволили себе АБС. Эксперимент не удался, потому что не мог удаться. Никогда. Ни при каких стараниях-ухищрениях. И нам оставалось только утешаться мыслью, что чтение всё равно, как нам казалось, получилось увлекательное».

Но, по-моему, они добились главного: заставили пошевелить мозгами, прикинуть и задуматься, а по какой тропе морали пошел бы ты. И всегда ли хорошо следовать четко по инструкции? В этом плане мне очень запомнилась фраза хозяина трактира, когда всё всплыло наружу: «Надо быть разумным. Не одним законом жива совесть человеческая».

Вот так.

Кому лень читать, можно посмотреть видеву:

Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/Nikonorovbooks.


Статья написана 18 февраля 2021 г. 15:00

Привет, друзья!

В этом видео поделюсь опытом взаимодействия с издательством "Ridero", благодаря которому удалось издать мой роман "Станция спасенных грез".

Конечно же, в первую очередь видео будет полезно тем, кто хочет подержать в руках собственную книгу, но не знает, как это сделать.

Во вторую очередь будет интересно тем, кто в принципе любознателен.

В третью очередь это будет интересно тем, кто ищет почитать что-нибудь новенькое и незаезженное.

Я в видео обещал ознакомительный фрагмент. Так вот, если заинтересовало, удобнее всего пробежаться по тексту в отдельной группе по роману, которую я когда-то создал: https://vk.com/ssg_nikonorov​.

Группа вк — в описании.

По вопросам приобретения романа пишите в ЛС мне или в группу (хоть Nikonorov, хоть "Станция спасённых грёз").

Будут вопросы по Ridero и не только — не стесняйтесь, я постараюсь ответить)

Тайм-коды:

• Часть 1: Работа с Ridero

00:56​ — работа с Ridero

01:48​ — макеты

03:37​ — обложка

05:39​ — сроки

06:45​ — доставка

07:48​ — траты

• Часть 2: О романе

09:21​ — о романе

16:57​ — качество издания

19:02​ — иллюстрации

22:27​ — продакт плейсмент!

КОНТАКТЫ:

Группа в ВК — https://vk.com/neobhodimenko

Youtube — https://www.youtube.com/c/Nikonorovbooks

Профиль Fantlab — https://fantlab.ru/user87440

Почта: aaa.nikonorov@gmail.com

Поддержать канал: 4276 3800 1760 0938.


Статья написана 15 февраля 2021 г. 22:27

Привет!

Продолжаю осваивать серию "Шедевры фэнтези". На сей раз в качестве легкой разгрузки прочитан "Костяной капеллан" Питера Маклина. И это вполне себе!

«Костяной капеллан»
Питер Маклин
Костяной капеллан
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 2000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 448 стр.
ISBN: 978-5-17-114460-9
Серия: Шедевры фэнтези

Аннотация: Выбор меньшего из двух зол — опасная штука. Война закончилась, и армейский священник Томас Пайети наконец-то направляется домой, прихватив с собой лейтенанта Кровавую Анну. Прибыв в Вонь, Томас обнаруживает, что пока он был на войне, его преступную империю прибрали к рукам. Вместе со своей бандой Святош, Томас сделает всё возможное, чтобы вернуть бизнес. Но когда он оказывается вновь вовлечённым в паутину политических интриг и вынужденным тайно работать на зловещих Людей королевы, всё усложняется. Когда верность подвергается предельным испытаниям, а насилие оборачивается ещё большим насилием, когда люди остаются без еды, надежды и убежища, не удивляйтесь, если и милосердие оставляет их. И пока Святоши ведут бой с чужаками в грязных тавернах и притонах из прошлой жизни Томаса, становится ясно, что война не закончилась. Она только начинается.

Комментарий: Первый роман цикла «Война за трон Розы».
Иллюстрация на обложке К.А. Териной; карта — К. Скиннера.

«Костяного капеллана» я начал читать, потому что очень устал от «Дальгрена» Сэмюела Дилэни. Посему решил отвлечься и разгрузить свою голову чем-то попроще и попрямолинейнее. И надо же — «Костяной капеллан» Питера Маклина подошел как нельзя лучше!

Сразу оговорюсь: «попроще и попрямолинейнее» — это не что-то плохое и не камень в огород британского писателя. Вот вообще ни разу.

«Костяной капеллан» — НОРМАЛЬНАЯ книга; это не плохая книга. А то и вообще хорошая для своей ниши. Кривлю ли я душой? Самую малость, потому что, несмотря на желание отвлечься, все-таки хотелось видеть работу чуть с бОльшими специями, с бОльшими находками и, да простит меня бог парадокса, чуть посложнее.

По сути своей, роман прост как 5 копеек, но давайте спросим себя: а не устали ли мы от выёживаний и повсеместных хитрожопий в каждом первом романе? Не хочется ли иногда почитать что-то более поверхностное, но подкупающее своими простотой, честностью и, в плане литературных приемов, спокойствием? Мне, например, хочется.

5 копеек, конечно же, относятся к сюжету романа: шайка ветеранов-наемников возвращается с жесткой войны в городок, в одном из районов которого главный герой — капеллан Томас Благ — вместе со своим братом были смотрящими, держателями района: им принадлежали ключевые заведения, мастерские, пекарни, харчевни, притоны.

И пока братишки были на войне, коварные нахлебники из дальних стран у него этот бизнес отняли. Но братишки вернулись, и надо бы захапать своё обратно. С этого момента начинается чистая киношность, которую, знаю, сравнивают со всякими сериалами в духе «Острых козырьков», коих я не смотрел, посему не имею ничего сказать по этому поводу.

Мне понравилось, как описан быт небольшого отряда, который потихонечку отжимает своё, как строит планы, распределяет ресурсы, разрабатывает стратегии и т. д. Чем-то это всё похоже на какую-то настолку в духе «Монополии» или около того. Быт мрачный, местами подробный, и это создаёт хорошие антураж и настроение.

И развлекает это примерно до 250-й страницы из 448: дальше становится тупо скучно и однообразно.

Приемы идентичны, суть понятна, интриг по минимуму. И тут подступает вот какой минус: в книге очень тесно. Мало героев, хотя есть отряд, мало воздуха, хотя действие в городке. Черт возьми, даже если взглянуть на карту городка, и то становится как-то не по себе от топографической клаустрофобии.

В городке, по сути, 2 района, центральная улица-площадь и дворец. И мануфактурные колёса с речкой. Всё. С героями примерно так же. Персонажи-функции, да и тех по минимуму.

При этом, за счет такого упрощения, читается шустро и легко. Динамика почти не провисает и вполне себе передает атмосферу мрачновато-криминального чтива, чем-то напоминающего «вороний» цикл Эда Макдональда из этой же серии.

Но и это влечет за собой минус: книга пустовата. Здесь нет внимания к мелочам, каких-то деталей и уникальностей, отличительных черт. Всё бесхитростно и незатейливо. Но я не устаю оговаривать себя: это имеет место быть. Просто я думал, что по дефолту должны писать чуть шире, чем оно получилось.

Бывает камерность, а бывает нехватка окружения. «Костяной капеллан» — про второй вариант. Как минимум в первом томе ждать чего-то глобального не следует. Одна единственная интрига приводит к довольно предсказуемому исходу: развязав мелкий узелок, ты затянул узелок поболее. И… ЧТО-ТО ГРЯДЕТ!

Клан братьев воюет с кланом противника, отбирает своё, но выясняется, что в деле замешана куда более могущественная третья сторона. И теперь, чтобы вступить в игру уровнем повыше, дворовому парню, гопнику и вору в законе Томасу Благу надо научиться вращаться в высших кругах, посещать балы и соблюдать церемониальность, вращаясь в высших кругах.

Арка Томаса Блага — единственная харАктерная арка, которая как-то смещается. В книге есть несколько героев, которые имеют личную драму и предысторию, но они не трогают вот вообще. Кстати, о героях: один из крутых моментов книги — это список действующих лиц, с описанием оных. Тон произведения и фирменный юморок внедряется в читателя с первых слов.

Что смутило, так это перевод. Точнее, то, как переведено повествование: зачастую описания звучат так, будто сошли с древнерусских сказок. Это из-за местоимений, которые понапиханы не совсем корректно. «Спустился я по лестницы, а там ждала она меня» и так далее.

Сам главный герой довольно неплох и даже приятен. Вроде ветеран, но бандит и делец, хотя при этом заботится о жителях своего района, дает деньги нуждающимся, при этом не забывает о взятках, хотя и капеллан, отпускающий грехи среди своего отряда, но, если надо, спалит район недруга дотла, не считаясь с жизнями. Короче, не всё так просто.

Однако, прямо скажу, коммунистические мотивы в его мироустройстве очень радуют и подкупают: кому не хватает на лекарства — держи. Лишился работы? Айда устрою. И всё в таком духе.

Иногда попадаются довольно забавные диалоги или житейские премудрости.

В общем, если упускать детали: это криминальная история в средневековом фэнтези, где герой, выросший на улицах, восстанавливает справедливость, возвращает себе бизнес и становится жертвой обстоятельств, продиктованных шпионской службой королевы, отчего господин Томас Благ вынужден выйти из зоны комфорта и прокачаться из простого деляги в князька или графа, если угодно, чтобы дальше обеспечивать интересы королевской службы и работать на них в обмен на золотишко и процветание собственного бизнеса.

И эта вот интрижка с двумя враждующими кланами, появившимися издалека нахлебниками из дальней страны, местной властью и королевской службой шпионов кажется такой детской, такой наивной и узколобой, что вызывает милую отеческую улыбку.

Я поставил роману 7 баллов. Думаю, оценку я обосновал более чем. Если бы в моей жизни было больше незатейливых книг, возможно, тут стояла бы шестерка, но вышло иначе.

Честное слово, иногда хочется почитать и прямолинейные квесты. А то в стремлении удивлять скоро сюжеты начнут извращать повсеместно, да так, что успеешь тупо соскучиться по простецким, босяцким историям. Иногда и такие нужны. Не везде нужны всякие твисты сюжета.

Сей роман — как санаторий для уставшего мозга. Самое то.

Кому лень читать, можно посмотреть видеву:

Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/Nikonorovbooks.





  Подписка

Количество подписчиков: 40

⇑ Наверх