Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 февраля 2011 г. 22:47

Губители сфер

Удивительное дело, но из шести прочитанных мною рассказов-финалистов, это первый, который можно без всяких оговорок отнести именно к фантастическому жанру. Вроде бы ничего особенного, но на фоне всех предыдущих шуток-прибауток и литературных тестов на политическую ориентацию — уже жирный плюс. Другое дело, что сама идея не нова, а ее исполнение вызывает настолько устойчивые ассоциации, что становится просто страшно, как бы затяжные приступы икоты не нанесли серьезного вреда здоровью дорого нашего Сергея Васильевича Лукьяненко. Конечно, честь открытия виртуальных курортов, притягательных для ценителей всех сортов эскапизма принадлежит вовсе не ему, но в данном конкретном рассказе,стены славного компьютерного города Диптауна выглядывают практически отовсюду — из опрятного литературного слога, из авторских рассуждений, сопровождаемых легкими шлепками по темечку в адрес неприятных самому автору литературных и социальных явлений (так, на постельном ложе, где Сергей Васильевич занимался дружеской поркой своих коллег по российскому фэндому, у автора "Губителей сфер" вольготно расположилась сама Стефани Майер и ее преданная армия любительниц "Сумерек" — очевидно сильно наболело). Однако, автор похоже забыл, что в сочинениях самого Мэтра, идея Глубины раскрывалась на страницах весьма увесистых романов, в то время, как он по условиям конкурса ограничен прутьями клетки куда более тесного жанра, которая своими габаритами не должна превышать 20 000 символов с пробелами. И это ограничение не могло не сказаться на качестве самого произведения: почти треть рассказа занимает чудовищно затянутое вступление, которое бы нормально смотрелось в качестве пролога для длинного-предлинного романа, но в данном контексте оказывает на читателя эффект, схожий с действием таблетки валиума. Зато потом, словно оклемавшись от снотворного, рассказ за считанные секунды набирает сверхсветовую скорость, в которой в темпе детского калейдоскопа мелькают червоточины, сферы, Саши-Гендальфы и прочие персонажи. Идеям и персонажам тесно в оковах данного литературного объема, они явно нуждаются в большей проработке всего-всего, начиная от окружающего мира и заканчивая собственными характерами. Но разве ж все это великолепие получится уместить в жалкие 20 тысяч символов с пробелами?

Если сублимировать все личные впечатления от прочитанного, то рассказ скорее напомнил мне скорее не самостоятельное литературное произведение, а главу (скорее всего — заключительную) большого романа или даже книжного цикла. Впрочем, отдам должное автору: несмотря на явные стилистические параллели с эдаким Лукьяненко-lite, написан рассказ весьма неплохо и из всех оцененных мной к данному моменту финалистов (напомню, что их было пять), пока произвел наиболее благоприятное впечатление.


Статья написана 28 февраля 2011 г. 04:18

С Вашего позволения, свой следующий "разбор полетов" финалистов конкурса "2-я ФантЛабораторная работа" я бы хотел начать с короткого разъяснения. В нынешнюю эпоху полной политической апатии, когда кажется, что большинство населения в очередной раз полностью смирилось с навязанной им политической участью (правительством, властью, политическим режимом — подчеркните то сочетание, которое Вам больше нравится — это ничего не изменит), людей, которые, несмотря ни на что, обладают независимой политической позиции, уже впору заносить в Красную Книгу. И когда встречаешь таких, то всегда радуешься, независимо от того, совпадают ли векторы их политических представлений с твоими собственными. Когда человек во что-то верит, и эта вера искрится в нем так сильно, что он пытается поделиться ей с другими — это всегда здорово. НО давайте все-таки попытаемся провести четкую грань между художественными литературными произведениями и составленными даже с самой праведной яростью, политическими программами. И когда у нас с Вами это получится (а лично я в этом нисколько не сомневаюсь), то станет очевидным принцип, по которому я скомпоновал расположенный ниже блок отзывов — уж больно схожи проблемы обоих, представленных в нем рассказов-финалистов.


Профессиональный патриот

Завершив чтение сего рассказа, я долго не мог дать четкий ответ на вопрос, к какому жанру можно отнести только что прочитанное мной произведение. Актуальная статья для политического еженедельника? Может быть. Язвительный памфлет, посвященный нынешней ситуации в стране? Похоже. А может — просто набор диалогов, но не в литературном понимании этого термина, а в философском, где просто есть две обезличенные стороны, которые общими сухими перепалками "тезисов" и "антитезисов", рождают в споре некую заложенную в них автором Абсолютную Истину? В любом случае, на художественное произведение это мало похоже, а на фантастический рассказ — тем более. Характеры персонажей сведены до уровня разговаривающих политических масок, а все действие- к паре скупых описаний, которые склеены между собой приемами типичного журналистского очерка. Так что же это все-таки — крик души человека, которому надоело в свое окно наблюдать за неподвижной картиной сложившейся политической реальности? Может быть. Резкая и предельно очевидная демонстрация своей гражданской позиции? Очень похоже. Но никак не фантастический рассказ, участников конкурса которых мы собрались здесь обсуждать. Сублимируя все личные ощущения от прочитанного, то если бы наше маленькое литературное состязание изначально было заявлено как первенство политических зарисовок или на худой конец — конкурс сочинений на актуальную социальную тематику, я не моргнув глазом, тут же воздал бы " Профессиональному патриоту" все заслуженные им почести — за актуальность и остроту. Но в пределах заявленных конкурсом жанровых рамок — увы, увы...


Машина счастья

Пару лет назад, при написании отзыва на дебютное произведение одного довольно известного МТА, Ваш покорный слуга сравнил увлекательность и доступность процесса чтения с разгрузкой железнодорожного вагона, заполненного тяжелыми умывальниками. И чтение данного рассказа мне тоже напомнило этот не самый легкий процесс, только умывальники в этом случае еще оказались намертво привинчены к полу вагона здоровенными стальными болтами. Стилизуя свой рассказ под простонародный слог, автор намеренно отказался от "интеллигентской" практики деления на смысловые абзацы и предпочел с первых же строк задавить читателя огромными кусками сплошного текста, которые по своей массе (то бишь — простоте усвоения) больше напоминают громоздкие железобетонные блоки. Соскочили глазами с нужной строчки, случайно потеряли искомую фразу? Не стесняйтесь, начинайте заново и помните, что Настоящая Литература не терпит слабаков. А если подходить серьезно, то не совсем понятно, чего именно пытался добиться автор, отказавшись от деления на абзацы, но при этом, по всем правилам синтаксиса расставляя знаки препинания, нужным образом выделяя диалоги и прямую речь. Если уж начал экспериментировать с пролетарским стилем письма, то по этой дороге следовало идти до самого конца.

По своей жанровой принадлежности, произведение тяготеет к традиционной антиутопии: тут тебе и зловещие перспективы Всеобщей Глобализации, и не менее символические, оруэлловские "люди в сером". Однако, главная проблема рассказа кроется даже не в стилистических изысках, которые вполне можно было перетерпеть ради качественно реализованной идеи, а как раз таки в отсутствии таковой. На протяжении всего текста не покидает ощущение, что перед тобой — не самостоятельное художественное произведение, а сценарий политического предвыборного ролика из популярной в 90-е годы телесерии "Где Вы окажетесь завтра, если не проголосуете за нашего Кандидата сегодня". И все элементы произведения, так или иначе играют на раскрытие этой темы: и "удачно" ввернутые в текст строчки из творчества известного несогласного Ю.Ю.Шевчука, и финал, который выдержан в стилистике "пробуждения народного сознания", когда туповатому главному герою впору посмотреть прямо на зрителя неожиданно осмысленным взглядом, мол " в твоей жизни все еще пока не так плохо, надо только добраться до ближайшей избирательной урны". Если сублимировать все личные впечатления от рассказа, то они мало чем будут отличаться от оценки его ближайшего соседа по политической агитации (я, разумеется, имею ввиду рассказ "Профессиональный патриот"). Имеется политический прогноз, есть очередное социальное предостережение, в котором чувствуется глубокая озабоченность автора тем, что бы этот политический сценарий никогда не был реализован ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. А вот фантастика отсутствует практически полностью, ее доля ограничивается лишь двухстрочным экскурсом в устройство Машины счастья, но погоды не делает. А по сему, как и в случае предыдущего финалиста, остается лишь фантазировать, как бы прекрасно могла сложиться судьба этого произведения на состязании литературных фанфиков Оруэлла, Замятина, Платонова или на конкурсе инноваций в области политической рекламы, НО в нынешних рамках, опять остается лишь развести руками....


Уфф, если мне не изменяют мои познания в арифметике, то я только что преодолел ровно половину предначертанного мне судейского пути. Пребывания в золотой середине всегда заставляют наши сердца сокращаться быстрее: мы уже знаем, что осталось за нашими плечами, а вот какие удивительные открытия еще только ждут впереди? Поживем — увидим. По крайней мере, я продолжаю вглядываться в загадочное темное завтра нашего конкурса с неиссякаемым оптимизмом....

Статья написана 27 февраля 2011 г. 20:26

Как говаривал один небезызвестный сказочный персонаж: "Продолжаем разговор".....

Творческая профессия

С самого начала, рассказ рождает множество литературных ассоциаций, самая устойчивая из которых связана с циклом Роберта Шекли о деятельности Грегори, Арнольда и их Службы Обеззараживания Планет (The AAA Ace Series). Вступительная часть — несомненно лучшее, что есть в этом произведении: она сразу же привлекает внимание бойким литературным слогом и хорошо написанными диалогами. Однако, когда дело доходит до описания подробностей " процесса терраморфинга", доселе вполне причесанный литературный стиль неожиданно сбивается в кучу: диалоги теряют прежнюю внятность, а авторский текст растекается перед читателем киселеподобным потоком сознания. Складывается впечатление, что автора самого лихорадит от смелости полета собственных "эротическо-космологических ассоциаций", и этой нервозностью он заражает всю вторую половину собственного рассказа. Но смелого литературного эксперимента за гранью дозволенности не получилось: сама тема "зачатия нового мира" фактически не раскрыта, а означенные выше шутливые рифмовки секса с актом божественного творения не выходят за рамки пошловатого анекдота, рассказанного на школьной перемене между уроками физики и биологии. Если сублимировать личные впечатления от прочитанного, то данный рассказ можно смело отправлять в редакцию любого российского "мужского журнала для взрослых", где его несомненно оторвут с руками. Однако, для фантастического конкурса сама идея слишком умозрительна, а ее исполнение отдает душком изрядной пошлятины.


Статья написана 26 февраля 2011 г. 20:05

С превеликой радостью сообщаю всем, кто до сих пор не в курсе, что 26 февраля 2011 года на нашем сайте начался третий этап конкурса фантастических рассказов "2-я ФантЛабораторная работа", в котором Вашему покорному слуге была оказана высочайшая честь стать одним из 10 судей, определяющих конечный итог этого замечательного литературного состязания. Поэтому, начиная с этого момента я буду выкладывать в своей колонке небольшие отзывы на рассказы- финалисты, в которых попытаюсь изложить свои личные впечатления от прочитанного.

Итак, поехали......


Свеча горела

Фабула рассказа предсказуема и в кратком изложении может уместиться в одно предложение. Его суть -литературная зарисовка в незабвенном Шекли-style, совмещенная с очередной панихидой по упадку духовности. Однако, всю красоту портят личные познания автора в области литературоведения, благодаря которым читателя начинают терзать серьезные сомнения по поводу квалификации главного героя, который во время своих занятий фамилию Толстого упоминает всего один раз, а Мураками — целых два. И почему именно "Свеча горела", а не "Дай Джим на счастье лапу мне" или "Скажи ка дядя ведь недаром"?. Ведь именно неудачный выбор названия сводит на нет всю сюжетную конструкцию, связанную со стихотворением Пастернака, потому что откровенно говоря не совсем понятно, какая именно сермяжная правда кроется в заучивании детьми поэтических строчек, смыла которых им не дано постичь в силу своего небольшого возраста. Если кратко сублимировать личные впечатления от прочитанного, то перед нами очередная идея не первой свежести, чье исполнение не выходит за пределы очень поверхностного уровня.

Любовник

Сама идея доктора, который лечит самое распространенное на планете заболевание сердечного клапана под названием "любовь" поначалу настраивает на лирический лад, но это проходит уже после чтения первого абзаца. Фантастический элемент сведен к абсолютному минимуму а-ля "есть такой чудесный доктор", а в остальном рассказ представляет собой типичную юмореску, которой для полноты атмосферы не хватает только легко узнаваемого эстрадного прононса и заранее записанного смеха за кадром. Поначалу забавляет, но это ощущение исчезает уже к концу первой страницы, а всего их семь. Напоминает жизненную ситуацию, когда некий знакомый рассказывает Вам короткий анекдот, при этом постепенно обогащая его таким количеством ненужных деталей и незначительных подробностей, что в результате, вместо ожидаемой улыбки, лицо слушателя способно сгенерировать лишь сполна заслуженную рассказчиком, глубокую зевоту. Если кратко сублимировать личные впечатления от прочитанного, то этот рассказ напоминает шутку, которая изрядно растолстела в урон собственному содержанию и неизвестно, что позабыла на конкурсе таки фантастических рассказов.

На этом, пока все. Но продолжение обязательно последует.....


Статья написана 28 января 2011 г. 03:53


Остаться в живых (Lost, 2004- 2010)

США, телеканал ABC, время — 114 серий (6 сезонов x 43 мин)
жанр — тропическая коллекция отборных маразмов.
слоган: "Everything happens for a reason"


сюжет Дж.Дж.Абрамс, Дэймон Линделоф, Джеффри Либер
сценарий Дэймон Линделоф, Карлтон Кьюз, Эдвард Китсис, Адам Хоровитц, Элизабет Сарнофф
режиссеры Джек Бендер, Стивен Уильямс, Пол Эдвардс, Такер Гейтс, Кевин Хукс, Дж.Дж.Абрамс
композитор Майкл Джиачино
операторы Джон С. Бартли, Майкл Бонвилиан
продюсеры Дж.Дж.Абрамс, Дэймон Линделоф, Брайан Берк, Рауф Глазго, Карлтон Кьюз

в ролях: Мэтью Фокс (Джек Шепард), Нэвин Эндрюс (Саид Джарра), Джош Холлоуэй (Джеймс "Сойер" Форд), Терри О,Куинн (Джон Локк), Хорхе Гарсиа (Хьюго "Херли" Рэйес), Евангелина Лили (Кейт Остин), Майкл Эмерсон (Бен Лайнус), Элизабет Митчелл (Джульет Берк), Харольд Перинью (Майкл Доусон), Генри Иэн Кьюзик (Десмонд Хьюм), Джереми Дэвис (Дэниел Фарадей), Доминик Монахан(Чарли Пэйс), Эмили де Рейвен (Клэр Литтлтон), Иэн Сомерхольдер (Бун Карлайл), Мэгги Грейс (Шэрон Карлайл), Кен Лунг (Майлз Стром), Дэниел Дэй Ким (Джин Квон), Юнджин Ким (Сун Квон), Джефф Фэйи (Фрэнк Лапидус), Мишель Родригес (Ана Лусия Кортез), Мира Фурлан (Даниэль Руссо), Нестор Карбонелл (Ричард Алперт), Алан Дэйл (Чарльз Уидмор), Фионнула Фланэган (Элоиз Хокинг), Мэдисон (пес Винсент).




Выдержки из рукописи, найденной в пивной бутылке прямо посреди Тихого Океана:

< "....Только к третьему дню пребывания на острове, я наконец начал понимать весь ужас ситуации, в которой оказался. Я еще не могу дать четкого ответа на вопрос, что же это было, но с помощью каких иных категорий, кроме вмешательства злого рока можно объяснить тот факт, что я — профессиональный психиатр, за плечами которого множество научных работ и почти 20 лет медицинской практики, после фатальной авиакатастрофы вдруг оказался на необитаемом острове в компании людей, явно страдающих от тяжелых форм самых различных психических заболеваний? Пока я пишу эти строки, они собираются поодаль меня стаями, орут друг на друга и отчаянно жестикулируют руками, причем некоторые из них уже успели обзавестись оружием и поглядывают в мою сторону тем же взглядом, каким очевидно присматривался к своим жертвам сам Тэд Банди. Никакие попытки воззвать к логике, интеллекту или рациональным доводам на них не оказывают ни малейшего эффекта. Пациенты постоянно пребывают в состоянии внутреннего противоречия с саими собой, так и не в силах определить, что им хочется делать больше всего: пойти в джунгли или остаться здесь на пляже, поэтому они уже разделились на группы, которые неустанно курсируют между этими двумя объектами, очевидно пребывая в постоянном поиске друг друга. Что бы самому не сойти с ума в окружении нарастающего вокруг массового безумия, я принялся вести эти медицинские записи, уповая на то, что если мне самому не суждено помочь этим несчастным (уж больно свирепо на меня поглядывал этот лысый субъект с апельсином во рту), то пусть хотя бы мои наблюдения, попав в руки к квалифицированным специалистам, помогут поставить правильный диагноз и вернуть всем этим бедолагам их вожделенный душевный покой. Об одном лишь молю: сохрани мой рассудок в ясности, а мысли и полученные за годы практики медицинские знания — в чистоте, хотя бы до полного достижения поставленной мной Великой цели. И да поможет мне в этом великий Гипократ!....">

[/p]

Совсем недавно ЕГО сравнивали с Революцией. Сейчас, возможно, кто-то удивится и начнет покручивать указательным пальцем у своего виска, но всего 7 лет назад не существовало превосходных эпитетов, которыми не убаюкивали ЕГО слух, расслабленный после напряженных воскресных эфиров: "великолепный", "чарующий", "удивительный", "захватывающий и волнующий"...... Солидные премии сыпались в его большой карман, словно из вместительного рога изобилия, его исполнителей хотел растащить на памятные сувениры весь мир, пока сами создатели купаясь в лучах софитов, лениво раздавали автографы и не менее грациозно расписывались под многомиллионными голливудскими контрактами. Однако, со временем аплодисменты становились все жиже, а восторженный хор сладкоголосых сирен постепенно перерос в оглушительный вой, в котором между злобными проклятиями, бранными ругательствами и дружным смехом, все чаще и чаще можно было расслышать лишь одно единственное, часто выкрикиваемое слово: "ОБМАНУЛИ!!!!!!!!" Начав свой путь на маленьком экране в качестве невозмутимого и интригующего своей загадочностью денди, ОН доковылял до финальной развилки неопрятным, дурно пахнущим субъектом с отчетливыми симптомами нарушения пространственно-временной ориентации, болтающейся на ноге подозрительной биркой и доносящимся из рта отчетливым запахом сильнодействующих медицинских препаратов. Оставшиеся в меньшинстве преданные фанаты с ужасом взирали за метаморфозами былого кумира, с отчаянием и затаенным страхом в голосе, вопрошая : "Ты ли это? Возможно в пути произошла вероломная подмена, благодаря которой финишной черты достиг кто-то другой — без следов былой загадочности и элегантности, зато с бешено вращающимися зрачками и бисером застывшей у краешка рта засохшей белой слюной. Но ответить на поставленный вопрос, сам пациент уже был не в силах: 23 мая 2010 года его доставили в ведомственную больницу американского телеканала ABC, где он, не приходя в сознание скончался на руках создателей и поклонников. Немного позже возникли закономерные трудности с захоронением, ведь следом за немощным телом усопшего тянулись многокилометровые хвосты из недомолвок и неразрешенных загадок, которые физически не могли уместиться в его маленькой и тесной могиле А по сему, приняв по наследству целую кипу неразрешенных вопросов, (бывшим) фанатам не оставалось ничего другого, кроме как засучить по локоть рукава и заточить гусиные перья в дамасские клинки для поиска самостоятельных ответов. Потому что, хоть сам LOST и умер, но дело его живет!




Пациент: Джек Ш.
Диагноз: шизофрения в начальной стадии
Симптомы: маниакальное стремление спасти всех вокруг себя, даже если они его об этом не просят; хроническая склонность к суициду[/p]


Для того, чтобы понять всю суть метаморфоз, которые произошли с "самым революционным телесериалом нулевых" (c), нам необходимо уделить самое пристальное внимание его создателям. Знакомьтесь — Дж.Дж.Абрамс, который к моменту запуска сериала в далеком 2004 году прославился исключительно как автор другого сверхпопулярного сериала — "Шпионки" (ALIAS), чья судьба тотчас вызывает у зрителя подозрительное дежа вю. Сериал представлял собой наглый клон канадских телевизионных приключений отважной девушки по имени "Никита", только взращенный на стероидах очень пухлого бюджета и отдающей патологией сценарной основы, которая напоминала дурной сон человека, на ночь проглотившего полное собрание сочинений старичка Тома Клэнси и потом закусившего его избранными романами Дэна Брауна. И тем не менее, его ждал самый оглушительный триумф телевизионного сезона 2001 года, огромное количество номинаций на престижные премии "Эмми" и "Золотой глобус" и звонкая слава "первооткрывателя нового поджанра spy fi". Конечно, это пока не "революция в жанре" и уж точно не "лучший сериал нулевых", но тоже неплохо, правда? Впрочем, следуя знакомому зеркальному отражению, уже через пару лет, радостные зрительские улыбки превратились в жестокий звериный оскал. И причина тому банальна и очевидна: именно столько времени понадобилось абрамсовской нетленке, что бы съехать с цивилизованной сериальной автотрассы в дебри, которые отказываются распознавать стрелки всех известных человечеству маразмометров, требуя завести для этого сериала особое деление, которое бы располагалось на два-три "увеболла" левее всех остальных. Но самого Абрамса это уже совсем не заботило: к тому моменту, как его первое знаменитое детище опустилось ниже линии, на которой в большинстве цивилизованных городов располагаются канализационные стоки, он уже вовсю пытался применить успешно отработанную им один раз схему на съемках другого сериала, повествующего о страшной авиакатастрофе, таинственном тропическом острове и свободно разгуливающих по нему белых полярных медведях.И в самом деле, зачем чинить то, что еще не сломалось?


И первый сезон, стартовавший в Америке 22 сентября 2004 года , действительно получился отличным! Высоченные пальмы, верхушки которых укрывали от посторонних глаз ответы на бесчисленное множество интригующих вопросов! Прекрасно сыгранная драма из жизни современных "робинзонов", смоченная вкусом соленого океанского бриза и запахом настоящей человеческой крови! Каждый герой представал перед зрителем кантовской "вещью в себе" со своей непохожей историей, изюминкой и увесистым скелетом в шкафу. Суровые океанские волны, омывавшие останки фюзеляжа рухнувшего самолета Oceanic 815 , по ту сторону экрана тут же подхватили благодарного зрителя и вынесли его прямиком на бушующие просторы всемирной паутины. С кем в итоге останется Кейт (Евангелина Лили) : с самоуверенным авантюристом Сойером (Джош Холлоуэй) или с самоотверженным доктором Джеком (Мэтью Фокс)? Кто более достоин стать лидером и повести за собой выживших после авиакатастрофы? Какая страшная тайна кроется за последовательностью из проклятых чисел 4 8 15 16 23 42 ? Что на самом деле, из себя представляет Черный Дым и откуда посреди тропиков взялись полярные медведи? И наконец: что вообще происходит на этом острове? Сетевые просторы, словно лесная опушка после грибного дождя, пополнялись все новыми и новыми фэн-сайтами, сериальная аудитория неуклонно росла за счет "новообращенных". Зрители млели напротив своих голубых экранов в сладостном предвкушении, создатели — писали речи по поводу присуждения новых наград, в радостном ожидании, а владельцы телеканала — подсчитывали немалый барыш в алчном вожделении — и все были счастливы! Может быть, разве что за исключением сценаристов, которые не принимали участие во всеобщем веселье, а только сидели в сторонке, с озадаченным видом почесывая свои умные головы. А действительно, что или кто скрывается за этим Черным Дымом, откуда взялись медведи и что за числа — ответы на эти вопросы их интересовали ничуть не меньше всех остальных. В ход пошла типичная сериальная кулинария, когда в огромный котел без разбора летят все ингредиенты, которые на тот момент можно было найти на полках общего сценарного холодильника, а затем всю эту массу подогревают на медленном огне последующих сезонов — вплоть до образования бетонообразной корки, за толстым слоем которой уже ни за что не разглядеть, что именно волновало зрителя далеких 6 лет назад. А там, глядишь — и фанаты сами до чего-нибудь докумекают, а мы потом просто спишем как у отличника на экзамене. Ведь, зритель — это не строгий университетский преподаватель и за списывание неудом не накажет!



Пациент: Джон Л.
Диагноз: маниакально-депрессивный психоз
Симптомы: постоянное неконтролируемое желание убивать все, что движется без каких-либо веских причин и оснований

И этот посев вскоре обернулся неминуемой жатвой. Начиная со второго сезона, сериал начал вилять из стороны в сторону как старая маркитанская лодка, то левым, то правым бортом, зачерпывая все новые и новые ингредиенты к, и без того уже практически адской жанровой смеси. Научная фантастика вцепилась в ухо фэнтезийному жанру, пока интриговавшие зрителя весь первый сезон элементы мистики задорно получали по почкам от кондовой мексиканской "лосто-Барбары", в которой правили бал боги Чудесной Потери Памяти и Поисков Исчезнувших Детей, а весь процесс разгадывания тайн острова оказался сведен к очередному распределению "койкомест" под сенью развесистого кипариса. Однако, увлекшись невообразимой эклектикой (корпорации и пирамиды, неизвестное электромагнитное излучение и мистические превращения, для полного комплекта не хватает только сочетания злобных марсиан и черта в ступе), сценаристы практически позабыли о своих персонажах, которые начинали деградировать в русле народной поговорки "чем дальше в лес — тем толще баобабы". Ключевой характеристикой мотивации всех без исключения персонажей становится волшебное слово "ВДРУГ": умные люди, ни с того ни с сего, (ВДРУГ!) начинают городить дикую чушь, смельчаки (ВДРУГ!) превращаются в нытиков, герои (ВДРУГ!) мутируют в злодеев, а злодеи — в героев, при этом с недоумением глядя своими огромными глазами прямо в камеру, мол "сам не понимаю, что происходит, спросите у сценаристов". Выкинув куда подальше психологические профили всех персонажей, утопив в океане любые зачатки логики и здравого смысла, сценарная группа сериала набила свое детище сногсшибательным числом филлеров*, которому бы обзавидовался кошачий туалет любых габаритов. Стремясь растянуть свою золотоносную курочку, одновременно по горизонтали, вертикали и диагонали, создатели сваяли собственное золотое клише, которым тотчас прессовалось любое из бесчисленных провисаний сюжета. Алгоритм прост и надежен: если сценарий буксует, его нужно вывести на прогулку в джунгли, к примеру попасть из точки А в точку В. Зачем? К примеру, найти какой-нибудь объект С или просто (ВДРУГ!) захотелось придти на пляж. И схема работает как часы: метро на острове нет, маршрутных такси тоже не завезли, а по сему — извольте отрезать от часовой серии с учетом всех рекламных пауз, 10-15 минут экранного времени, когда герои будут просто ИДТИ. Здесь добавим немного напряжения: к примеру, спустя означенное время, наша группа сквозь джунгли доходит до искомого места, но нужный объект там отсутствует по какой-либо из двух возможных причин: либо переместился в точку X (которая находится на расстоянии еще 15 минут экранного следования по джунглям), либо (ВДРУГ!) пошел к ним на встречу окольными партизанскими путями и сам переместился в исходную точку А, и возвращение назад займет ровно..... Вы угадали, те же самые 15 минут. Теперь добавьте сюда 10 минут бессмысленных флэшбеков (или флэшфорвардов — это уже по ситуации), пару хрестоматийных эпизодов из серии "А кто там притаился вон за тем большим кустом?", парочку бессмысленных убийств, без которых LOST — не ЛОСТ (если не знаете кого и кем убить — подбросьте монетку и позовите Локка, ему совершенно все равно), три-пять наездов камерой на Загадочное Нечто (потом придумаем, куда и с какой целью, а если не получится — все спишем на Неизвестную Электромагнитную Аномалию, не впервой), причем один из них (самый многозначительный) должен неожиданно выплывать из ниоткуда прямо перед финальными титрами — и вуаля, у Вас готов сценарий любой среднестатистической серии "лучшего телесериала эпохи нулевых"(с). Поздравляю!


Конечно, создателей сериала тоже можно понять: когда Абрамс, совместно с Дэймоном Линделофом и Джеффри Либером в далеком 2004 году разрабатывали оригинальную идею, им и в страшном сне не могло присниться, что все эти скитания по одним и тем же джунглям в итоге займут целых 6 лет и 114 серий кряду! Но тогда руководителю сценарной группы сериала, достопочтенному Карлтону Кьюзу наверное не стоило несколько лет подряд твердить о том, что авторы с самого начала прекрасно знают, чем в итоге закончится весь сериал. Потому что, циклическое кольцевание первого кадра из пилотной серии с заключительным мигом из финальной — это конечно очень здорово, но между первым и вторым неплохо было бы еще написать связный сценарий, который бы действительно связывал воедино все 85 часов этого невероятно затянутого действа, а не превращал их в подобие суточного сидения в стоматологическом кресле с ревущей бормашиной в правом нижнем резце! Разнообразить однотипные ситуации могли новые персонажи, и тогда их в буквальном смысле, сбрасывали прямо на головы несчастным островитянам, лишь после самого соприкосновения с поверхностью, озадачивая себя вопросом о цели данного мероприятия. В результате, вновь прибывшие актеры зарабатывали прекрасный загар под нежным гавайским солнцем, но когда купание в океане и пляжные коктейли с зонтиками им становились поперек горла настолько, что они были готовы разорвать контракт и немедленно ехать домой, сценаристами тут же призывался на помощь незаменимый Локк, Черный Дымок или прочие Неведомые Электромагнитные Аномалии, после чего персонажа вдруг переставали беспокоить любые мирские заботы кроме игры на арфе, а счастливый актер мог вприпрыжку лететь к зданию ближайшего аэропорта под завистливые взгляды его случайных коллег по актерскому составу. Да, им не в чем обвинять сериал, который сделал их узнаваемыми для миллионов людей по всему миру, стал залогом сверуспешного продолжения актерской карьеры и разместил их лица на школьных рюкзаках и подростковых майках. Но посмотрим суровой правде в глаза: за исключением, обладателей премии "Эмми" Майкла Эммерсона (Бен Лайнус) и Терри О,Куинна (Джон Локк), до самого финала с талантливым блеском в глазах изображавших людей, в мотивации которых сам Джейкоб ногу сломит, остальные актеры исчерпали свой потенциал намного раньше. Собственно говоря, к пятому и особенно шестому сезону, большинство актеров уже просто отрабатывают номера, предписанные контрактом, украдкой зачеркивая в календаре дни, оставшиеся до окончания съемочного процесса. Да и что собственно им играть? Стотысячную прогулку по джунглям с полной боевой амуницией и приевшимися до зубного скрежета напарниками? Или миллионную попытку сыграть удивленное лицо после обыденного вопроса: "А что здесь собственно происходит?", которая получается единственно убедительной, потому что правильный ответ на него неведом никому.



Пациент: Бенджамин Л.
Диагноз: диссоциативное расстройство личности
Симптомы: отсутствие четкой мотивации, постоянные метания между двумя взаимоисключающими крайностями: от жажды убивать все, что шевелится до непонятного даже ему самому желания их всех спасать, (возможно — от себя самого).

Ну и конечно отдельной оды о храбрости заслуживает преданность местных фанатов. С самого начала, творению Абрамса очень повезло с преданными поклонниками, которые ради любимого детища были готовы решительно на все: перерисовали вручную карты, расшифровали всю доступную в сериале символику (ага, включая даже ту, которая изначально не включала в себя никакого Глубинного Смысла, ведь иногда стул — это просто предмет мебели), до дыр зачитывали сочинения английского философа Джона Локка, французских просветителей Дэнни Дидро и Жан-Жака Руссо (из имен которых, создатели составили имя одной из героинь) и даже одного из отцов русского анархизма Михаила Бакунина, дабы четче отождествить сериальных персонажей с их.....гммм.....т.н. "историческими прототипами". Грустно, что все их усилия пропали даром, и финал, выдержанный в духе "Я его слепила из ТОГО,что было" явился настоящим плевком в лицо тем людям, которые все это время верили, надеялись, и что самое главное — на протяжении 6 лет смотрели и пересматривали, в поисках затаенных смысловых глубин, которые при приближении оказались лишь затянувшимся тропическим миражом. Словно предчувствуя неизбежный отток фанатов, создатели приготовили им специальный "сюрприз" в виде 12 минутной эксклюзивной серии The New Man in Charge, которая (вот неожиданность!) фигурировала лишь в качестве бонусов к ДВД-изданию финального сезона. Обещанный эпилог оказался (еще одна неожиданность!) выдержан в духе самого сериала и наряду с надуманными ответами на малозначительные вопросы, создатели за эти несчастные 12 минут ухитрились подбросить парочку новых вопросов, ответы на которые зрителю предлагается поискать самостоятельно. Весело посмеявшись в лицо своим преданным фанатам, неизменная сценарная парочка Дэймона Линденлофа и Карлтона Кьюза, держась за бока удаляется в сторону горизонта, оставив за собой лишь вытаращенные из орбит глаза и вывихнутые от удивления челюсти. Ну, чего смотрите вслед остекленевшим взором? И Зачем продолжаете сидеть, ведь кино то уже кончилось! Революция завершилась, но мир и не дрогнул.


Впрочем, веселые подтрунивания над фанатами в дополнительных сериях или собственных интернет-блогах, вряд ли пройдут даром для дружной троицы Линденлофа, Кьюза и примкнувшего к ним исполнительного продюсера Дж.Дж.Абрамса. Тот самый "революционный" формат сериала-мозаики, впервые внедренный ЛОСТОМ, сегодня больше напоминает корабль с огромной пробоиной по левому борту. Можно ли списать на случайное совпадение, что первые последователи этих "революционных идей в сериалостроении", Вспомни, что будет (FlashForward) и Герои (Heroes) пали смертью храбрых в один год со своим якобы "легендарным" прародителем, пережив его лишь на пару лишних месяцев? Является ли таким же случайным совпадением, что новый проект "талантливого мистера Абрамса", который он снимал на замену "самому лучшему сериалу эпохи нулевых"(с) Undercovers впервые за всю его карьеру закончился, толком не начавшись, будучи снятым с эфира после 8 серии? Может, зритель просто устал от однообразия затянувшейся игры в наперстки с собственными ожиданиями и пора придумать парочку свежих приемов? Как вы на это смотрите, уважаемый Дж.Дж?


P.S. В нижнем углу рукописи имеется специальная приписка — более свежая по времени написания, сделанная другими чернилами и совсем иным почерком:

Пациенты: Дж.Дж.А., Дэймон Л., Карлтон К.
Общий диагноз: тяжелая форма сценарной графомании
Симптомы: неумение предугадывать поступки своих персонажей больше чем на одну серию вперед; острое помешательство на "сюжетных филерах"; тяжелая форма игровой зависимости от волшебного кубика, являющегося основным и единственным двигателем сюжета.
Рекомендации лечащего врача: болезнь перетекла в необратимую стадию, которая не поддается лечению. Пациенты срочно выписаны в Голливуд для применения текущих симптомов при создании новейших высокобюджетных блокбастеров.

------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------
* Филлер (от англ. filler — наполнитель) в сериалах со сквозным сюжетом — дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом, добавляемый для увеличения длительности показа. В большинстве случаев филлеры существенно слабее серий, связанных с развитием сюжета и не нужны для его понимания.




  Подписка

Количество подписчиков: 516

⇑ Наверх